что такое скрипка страдивари
Тайны маэстро Страдивари
Произведений этого мастера сохранилось шестьсот. Крупнейшие музыканты с мировым именем мечтают иметь у себя хотя бы один инструмент, сделанный его удивительными руками. Рыночная цена изделий мастера давно уже перевалила за миллион долларов. И всё это ради скрипок. Скрипок Антонио Страдивари.
Триста лет они не дают покоя любителям музыки, виртуозам, перекупщикам, историкам искусства, маньякам. Скрипки Страдивари имеют подчас столь извилистую судьбу, которой позавидуют герои авантюрных романов. Они бесследно исчезали и неожиданно появлялись из ниоткуда, их находили на старых чердаках и они погибали в огне, разбивались вместе со своими владельцами в авиакатастрофах, их похищали бесчисленное количество раз. Некоторые из инструментов никогда не бывали в руках у настоящих музыкантов, оставаясь дорогостоящими игрушками богатых фетишистов.
А нам остаётся лишь теряться в догадках, разбираясь с невероятным количеством романтических легенд, официальных небылиц и противоречивых версий, имеющих отношение к «секретам» Антонио Страдивари.
Чаще всего упоминаются три элемента, отличающие его инструменты от инструментов других мастеров. Это, прежде всего, «поющее дерево», затем золотистый лак и, в довершении, технология сборки. Три загадки, которые пока не по зубам спектральному анализу, всепроникающим рентгеновским лучам и супермощным компьютерам. Техника пасует перед талантом рук человеческих. Иногда такое случается.
После того, как маэстро по только ему известным критериям отбирал подходящий материал и вырезал из него деки, гриф и душку, наступала очередь лака. Домыслов и фантазий на счет лакового покрытия ничуть не меньше. Неизвестны ни рецептура его, ни количество слоёв, нанесенных на скрипку, ни даже то, как он наносился на поверхность. Зато точно установлено, что лак Страдивари не закрывал ни одной черточки в рисунке древесного слоя, восстанавливал и каким-то чудесным образом консервировал поры дерева, позволяя ему «дышать», что многократно увеличивало вибрацию корпуса скрипки.
В числе компонентов легендарного лака Страдивари называют: ализарины, канифоль, прополис, эфирное масло, пуццулану, золу, пчелиный клей, сок растений семейства молочайных, шеллак. Но сколько бы химики не смешивали и не растирали приведенные выше компоненты ничего похожего на лак Страдивари не получается. Это какое-то наваждение: сотни экспериментов, современнейшая техника, а результатов никаких. Гений итальянского мастера, жившего три столетия назад, оказывается недоступным объяснению с точки зрения современной науки. Любопытнейший парадокс!
Итальянцы самозабвенно гордятся своим божественным и непревзойдённым соотечественником. На памятной доске в Кремоне (родине маэстро) выбиты следующие слова: «Здесь жил Антонио Страдивари, вознесший скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастер, не знавший соперников в своём искусстве, давший Кремоне нетленное имя».
Так в чём же секрет гениальных скрипок Страдивари?
Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя. Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра. Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…
Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.
Некоторые факты из биографии Страдивари
Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.
Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.
Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью. Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.
Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.
О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…
Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.
В чём секрет скрипок Страдивари?
Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.
Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.
Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?
Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.
Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.
В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.
Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».
Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…
Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.
Антонио Страдивари – виртуоз изготовления скрипок из Италии
Антонио Страдивари (Antonio Stradivari) считается виртуозом в изготовлении скрипок и смычковых инструментов. Каждый его шедевр сравнивают с женским голосом, потому что он звучит чувственно, мягко и нежно.
Скрипки Страдивари представляют собой то, что итальянцы традиционно именуют dolce vita (в переводе «сладкая жизнь»). Антонио был учеником Николо Амати (Nicola Amati), который славился созданием разных старинных инструментов, в том числе и виолончели.
Биография
Точной даты рождения Антонио Страдивари не зарегистрировано, но многочисленные историки сходятся во мнении, что появился на свет мастер в 1644 году в итальянском городке Кремона (Cremona), регион Ломбардия (Lombardia).
Его отца звали Алессандро Страдивари (Alessandro Stradivari), а маму – Анна Морони (Anna Moroni).
Начало работы и первая скрипка
Первая скрипка мастера датируется 1666 годом, и при ее изготовлении Страдивари точно придерживается техники, которой он обучился у наставника. Поэтому инструменты того времени носили символическое название «аматизе».
После того, как будущий мастер женился, он решает заняться собственным изготовлением инструментов, поэтому в 1667 году он поселяется в рыбацком доме, где открывает первую мастерскую. Его женой становится женщина по имени Франческа Ферабоски (Francesca Feraboski), которая в браке подарила мастеру шестерых детей. Из них два сына Франческо и Омобоно впоследствии увлеклись искусством создания музыкальных инструментов и стали верными помощниками Антонио.
Когда Страдивари начинает выпускать первые скрипки, он уже не ставит на них маркировку Амати, не пишет о себе, как о его ученике. Теперь Антонио – самостоятельный мастер. Однако он не сразу стал таковым, поскольку на протяжении всего времени проживания в домике рыбака он учится у владельца Франческо Пескароли (Francesco Pescaroli) искусство резьбы по дереву. Как полагают биографы, именно Франческо научил мастера в совершенстве владеть инкрустацией, обучив множеству нюансов и деталей.
К началу 1680 года мастер изготовил множество различных инструментов, среди которых были не только скрипки и виолончели, но и мандолины, арфы, гитары и лютни.
В 1681 году Страдивари на заработанные от первых инструментов деньги приобретает себе дом, который располагается неподалеку от доминиканского монастыря в родном городе. На территории дома были подвал, несколько антресолей, а также небольшая квадратная пристройка на крыше. Она открывалась с южной и западной стороны, там же располагались сушильни, где Антонио любил работать в хорошую погоду, а также высушивал свои инструменты после нанесения краски. Мастер старался сделать каждую скрипку настоящим произведением искусства, поэтому всякому инструменту уделял много времени, прислушиваясь к звучанию и чувствуя малейшее неверное колебание.
Великолепные творения Антонио Страдивари сложно был не заметить, поэтому спустя непродолжительное время у его инструментов стали появляться первые поклонники. Мастер получил уникальную возможность еще при жизни испытать на себе, каково это – быть признанным и иметь привилегированное социальное положение. Когда музыканты стали все чаще заказывать у Страдивари ту или иную работу, у мастера, наконец, появился финансовый достаток.
Последующее изготовление инструментов
До 1684 года влияние Николо Амати в шедеврах Страдивари чувствовалось довольно сильно, поскольку Антонио старался следовать тем заповедям настоящего виртуоза, о которых тот ему рассказывал. Но как только Николо умирает, Страдивари начинает пробовать что-то новое, экспериментировать, создавать музыкальные инструменты так, как ему кажется правильным. Мастер постоянно находился в поисках идеального сочетания между неповторимым и изящным внешним видом и чистым звучанием.
В 1698 году на голову Страдивари сваливается трагическое событие – умирает его дорогая Франческа. Однако Антонио недолго был одинок, и спустя год он вновь связывает себя узами брака. На этот раз его избранницей становится Антониа-Мария Замбелли (Antonio-Maria Zambelli). В браке рождается пятеро детей, однако ни один из них не следует по пути отца. Дети не смогли унаследовать талант мастера.
Первые двадцать лет последующего столетия считаются самыми удачными, «золотыми» в жизни Антонио Страдивари. Именно в этот период гений создает лучшие инструменты, знаменитые неповторимым звучанием и безупречным дизайном.
В начале 30-х годов XVIII века мастер продолжает работать, но делает это менее интенсивно, так как стали сказываться возраст и проблемы со здоровьем. В этом время Страдивари начинает замечать, что его рука не так тверда, как раньше, поэтому ювелирную работу над своими творениями он провести уже не мог. Тем не менее, даже находясь одной ногой в могиле, Страдивари не забрасывает изготовление инструментов. Он принимает решение сделать меньше, но качественнее. Над каждой скрипкой Антонио старается до тех пор, пока звучание полностью его не устроит.
За всю жизнь у Страдивари было только три ученика – это два его сына и Карло Бергонци (Carlo Bergonzi), скрипичных дел мастер и представитель кремонской школы. Но ни один из последователей Антонио не смог достигнуть такого же уровня мастерства, никто не обладал необходимым талантом, чтобы превзойти гения.
Маркировка
Страдивари помечал созданные инструменты своеобразной надписью на латинском языке: «Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno».
На специальных этикетках мастер в 1736 году ставил отметку «d’anni 92», а в следующем году — «d’anni 93». Этим он подписывал свой возраст.
Смерть мастера
Мастер умирает 18 декабря 1737 года, в родном городе Кремона на севере Италии, где прожил всю жизнь. Страдивари находился в преклонном возрасте – ему было 93 года. По меркам того времени, это невероятно долго, поэтому Антонио может смело претендовать на звание долгожителя XVII-XVIII веков.
Местом упокоения мастера стало кладбище монастыря доминиканцев. В 1869 году он был упразднен, поэтому все останки вырыли из склепа и перемещены в общую могилу за пределами города. Поэтому в настоящее время неизвестно, где находится прах Антонио Страдивари, сейчас он считается бесследно пропавшим.
По другим данным, мастер смог обрести покой в фамильном склепе неподалеку от часовни Розарио близ церкви Сан-Доменико (basilica di S. Domenico), рядом со второй женой, которая покинула этот мир несколькими месяцами ранее Антонио.
Инструменты Антонио Страдивари
По разным источникам в общем количестве мастер создал около 1150 инструментов. Некоторые историки говорят, что, если принимать во внимание природные катаклизмы, катастрофы и социальные конфликты, то в итоге можно насчитать около 5 тысяч инструментов Антонио.
В настоящее время сохранилось примерно 650 музыкальных инструментов Страдивари. Самыми знаменитыми выступают:
Виолончель Дюпора
Виолончель Дюпора (Stradivari Duport) создана в 1711 году, является самым дорогим из сохранившихся инструментов Страдивари. Название виолончель приобрела благодаря владельцу Жану-Луи Дюпору, который не расставался с ней до самого дня смерти. Существует легенда, что на инструменте осталась небольшая царапина, нанесенная Наполеоном шпорами, который пробовал на ней сыграть. Виртуоз Франкомм выкупил ее за 22 тысячи франков, после которого перешла к Иоганну Кнопу. Впоследствии инструмент несколько раз менял обладателей.
С 1974 по 2007 год на ней играл Мстислав Ростропович, который любил называть виолончель своей «любовницей».
Виолончель Давыдова
Виолончель Давыдова (Stradivari Davidov) была изготовлена в 1708 или 1712 году для великого герцога Тосканского. Позднее инструмент был привезен в Россию графом Апраксиным. В позапрошлом столетии виолончель находилась в собственной коллекции графов Вильегорских, которые позволяли играть на ней приезжим и знакомым музыкантам. В 1870 году один из представителей семьи подарил инструмент Карлу Давыдову, чье имя он хранит и по сей день. В 1964 году виолончель приобретает крестная знаменитой Жаклин Дю Пре за 90 000 долларов. Однако спустя шесть лет девушка отказывается на ней играть. В настоящее время виолончель является собственностью американского музыканта Йо-Йо Ма китайского происхождения.
Виолончель Серве
Наиболее известным владельцем Виолончели Серве (Stradivari Servais) является Франсуа Серве, в честь которого и было надо название инструменту.
Сама виолончель находится в отличном состоянии, на ней даже сохранилась маркировка с датой создания – 1701 год. Продолжительное время на ней Серве играл в доме Юсуповых, а в 1857 году инструмент перешел в его полноправное владение. Сейчас бесценный шедевр Страдивари выставлен как экспонат в Смитсоновском институте.
Память о мастере
Про знаменитого мастера был снят в 1988 году фильм «Страдивари». В нем рассказывается о жизни Антонио, как он пришел к изготовлению шедевров, и как продвигалась его работа на протяжении всего творческого пути.
В чем секрет Страдивари: легенды и научные предположения
Инструменты Страдивари, которые по звучанию были чистыми, нежными, отождествлялись у многих владельцев с живым существом. В душе каждого человека музыка, сыгранная на скрипке Антонио, находила отклик, можно было прочувствовать всю многогранность таланта музыканта. Инструменты помогали раскрыть весь потенциал того, кто ими владеет.
Современного вида скрипки создаются с применением передовых технологий, используя лучшие сорта дерева, но звук все равно не такой, как у Страдивари. Уже на протяжении нескольких веков ведутся ожесточенные споры о том, какой секрет хранил знаменитый мастер. Поговаривают, что тайну создания идеального музыкального инструмента Страдивари узнал в одной из аптек, но что именно тогда порекомендовал ему аптекарь – неизвестно.
Профессор Джозеф Нагивари утверждал, что дерево первоначально подвергалось химической обработке, чтобы увеличить силу звука и сделать его чище. В ходе экспериментов было выяснено, что подобный подход никак не влияет на звучание инструмента, хотя теоретически это возможно.
Современные изготовители скрипок утверждают, что волшебное звучание скрипки обуславливается необычным химическим составом. Тогда ученые Массачусетского университета решились на еще один опыт, в ходе которого выяснилось, что пронзительный и изящный звук был достигнут из-за классической ошибки в процессе создания инструментов.
Путем экспериментов выяснилось, что неподражаемое звучание обосновывается специфическими F-образными отверстиями, форма которых была сделана случайно. Когда совершается резка по тонкому дереву, невозможно избежать несовершенств, однако ученые единодушно согласились, что это больше походит на великое открытие, чем на пресловутую ошибку.
Многие сходятся во мнении, что секрет скрипок Страдивари заключается в том, что мастер очень любил свою работу, поэтому именно трудолюбие помогло ему создавать шедевры легендарного уровня. В настоящее время секрет волшебных инструментов так и не был раскрыт. Однако энтузиасты не унимаются. Возможно, когда-нибудь тайна веков спадет и мы, наконец, узнаем, что же всю жизнь скрывал Антонио Страдивари.
Интересные факты
В жизни Антонио Страдивари произошло множество интересных событий, среди которых выделяются следующие:
И напоследок будет любопытно узнать, что старый еврейский анекдот про портных переделан из старого итальянского анекдота про скрипачей:
Цитаты
В процессе работы Антонио Страдивари досконально изучил принцип создания скрипки, вник во все аспекты этого искусства, но высказываний мастера известно не так много. Самым распространенным считается: «Скрипки не делают. Они не бочки и не скамейки, такой инструмент необходимо выращивать, как виноград или детей».
Скрипка Антонио Страдивари — мифы и легенды идеального звука
Скрипка Страдивари известна во всем мире как легендарный инструмент. Играть на нем — мечта каждого музыканта, и только лучшим музыкантам посчастливилось приблизиться к одному из 450 существующих на сегодняшний день инструментов.
Создателем этих уникальных музыкальных инструментов был Антонио Страдивари, скрипач, живший в итальянском городе Кремоне между 1644 и 1737 годами. Он прославился созданием струнных музыкальных инструментов — альтов, скрипок, виолончелей, арф и гитар, обрабатывая их специальной техникой, тайну которой мы до сих пор не знаем во всех подробностях, и которую после него никому не удалось воспроизвести.
Секрет создания скрипок Страдивари
Своей уникальностью работы Антонио Страдивари обязаны качеству строения и безупречному звучанию. Сегодня считается, что за свою долгую карьеру, а музыкант дожил до 93 лет, знаменитый мастер скрипок Страдивари изготовил 1116 инструментов, 960 из которых были скрипки.
После смерти Страдивари появилось бесчисленное множество теорий о секретах, которые могут скрывать эти драгоценные коллекционные инструменты. Группа исследователей Кембриджского университета проанализировала некоторые фрагменты виолончели 1711 года, придя к выводу, что определяющим элементом была особенность используемого лака, полученного из вулканического пепла Кремонской области. По словам группы ученых из Техасского университета A&M College Station, загадка скрипок Страдивари хранится в особом покрытии инструментов микро кристаллами минералов. Исследователи из M.I.T. Бостона выдвинули гипотезу о том, что безупречное и уникальное звучание Страдивари происходит благодаря вытянутой форме «f» отверстий на верхней деке.
Известно, что для улучшения прочности дерева скрипач использовал смесь калия, кремния и угля, что придавало натуральному материалу стекловидную структуру и делало его особо устойчивым. Последующие исследования, проведенные учеными из Национального университета Тайваня с помощью спектроскопического анализа, опубликованные в “Proceedings of the National Academy of Sciences”, показали, что древесина легендарного Страдивари содержала алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк.
Интересные факты о создании скрипок Страдивари
Для создания своих инструментов скрипичный мастер Страдивари использовал ель из Валь-ди-Фьемме для верхней деки и балканский клен для создания нижней деки, грифов и остальных деревянных частей. Ученым удалось установить, что древесина растений, выросших в период с 1645 по 1717 год, была особенно подходящей для изготовления инструментов, так как более низкие температуры и атмосферные осадки, характерные тому историческому периоду, способствовали меньшему фотосинтезу растений, что выражалось в идеальной прочности и компактности древесины.
Легенда также гласит, что у Страдивари был весьма оригинальный способ выбора подходящего дерева. Он перекатывал бревна, слушая их натуральное звучание. Целью его было добиться, с помощью своих созданий, акустического звучания, сходного человеческому голосу.
Сколько стоит скрипка Страдивари
Постоянные научные открытия и легенды, переходящие из поколения в поколение, подтверждают неугасимый интерес к творениям великого мастера. Цена работ Страдивари составляет немалые миллионы американских долларов. Одним из таких инструментов являетсяальт “McDonald”, стоимостью 45 миллионов долларов, названный так в честь своего первого покупателя, одноименного барона. Известной считается так же одна из самых дорогих скрипок Страдивари — скрипка “Lady Blunt”, проданная на аукционе в 2011 году за 15,9 миллионов долларов или виолончель “Duport”, названная в честь виолончелиста Жан-Пьера Дюпорта. Эта виолончель связана так же с еще одной легендой: после того как ее владелец в 1812 году разрешил Наполеону Бонапарту на ней поиграть, император, весьма небрежно обратившись с инструментом, оставил на нем вмятину от шпоры своего сапога. Стоимость виолончели на сегодняшний день составляет около 20 миллионов долларов.
Самая знаменитая скрипка Страдивари
Среди всех скрипок, созданных Антонио Страдивари, самой ценной считается «Мессия». Говорят, что при жизни Страдивари она была его любимицей и находилась при нем всегда. Особенность ее в том, что, несмотря на свои 300 лет, скрипка сохранилась практически идеальной и кажется, что только вчера вышла из под рук мастера. За всю свою историю инструмент оставался практически нетронутым, на нем мало играли и в течении всего времени с момента своего создания он существовал как «коллекционный предмет».
Страдивари создал эту скрипку в 1716 году, название «Мессия» она получила только спустя 150 лет. После смерти маэстро скрипка сначала переходила по наследству, а затем за ней стали охотиться коллекционеры. Так, она попала в руки Луиджи Таризио. Это был известный торговец и коллекционер, который стремился купить лучшие струнные инструменты в Лондоне и в Париже. Об этой скрипке он говорил, что «ею можно восхищаться только стоя перед ней на коленях». Однажды, знаменитый французский скрипач тех времен Жан Дельфин Алард, не выдержав, высказался другу коллекционеру : «Ваша скрипка как иудейский Мессия — все ее ждут, а она не появляется».
Последними владельцами скрипки была семья Хиллов. Приобретя «Мессия» в 1904 году они подарили ее музею Ашмола в Оксфорде (Великобритания) в 1939-м и с тех пор она находится там. Главными условиями передачи скрипки музею была обязанность демонстрировать инструмент в качестве наглядного пособия для скрипичных мастеров, никогда на ней не играть и не передавать в другие руки.
Где можно увидеть скрипку Страдивари
Итальянский город Кремона на севере Италии, в котором родился и создавал свои творения великий мастер, еще со времен эпохи возрождения считается мировой столицей скрипичного производства. Помимо Страдивари здесь создавал свои шедевры скрипичные мастера Андреа Гуарньиери, Никола Амати и Франческо Руджери. О вековых музыкальных традициях Кремоны говорят многие факты. Здесь родился Клаудио Монтеверди, создатель первой оперы в 1607 году, здесь находится Академия скрипичного исполнительского искусства имени Вальтера Стауффера. На сегодняшний день здесь работают больше 180 скрипичных мастерских. Здесь находится международная школа по изготовлению струнных музыкальных инструментов и проходит крупнейшая музыкальная выставка Cremona Musica International Exhibitions and Festival.
Весь этот музыкальный капитал лег в основу создания в Кремоне Музея Скрипки. Музей расположен в Доме Искусства (Palazzo dell’Arte), который был полностью отреставрирован Фондом Арведи. Скрипичное наследие музея уникально во всем мире: здесь хранятся ценные струнные инструменты величайших мастеров классической эпохи, инструменты периода поздних кремонских и итальянских традиций, образцы победителей конкурсов по изготовлению скрипок, проводимых с 1976 года Институтом струнных инструментов и в последнее время фондом Страдивари. Так же в музее находятся ценные реликвии из мастерской Антонио Страдивари (рисунки, модели, формы, инструменты), которые, к счастью, сохранились и были подарены городу Кремоне в 1933 году скрипичным мастером Джузеппе Фьорини.
Экспозиция нового музея так же рассказывает о происхождении и истории скрипки, о системах строения струнных инструментов и их технических и акустических особенностях, о судьбах самых важных семей кремонских скрипичных мастеров и о распространении кремонской скрипки по всему миру.
Где можно услышать скрипку Страдивари
Кроме представленной постоянной экспозиции дорогих экспонатов знаменитых скрипичных мастеров, в музее постоянно проводятся многочисленные музыкальные инициативы. Здесь, в уникальном концертном зале Аудиториума Джованни Арведи, проходят концерты, на которых лучшие музыканты города играют на коллекционных инструментах музея
Аудиториум Джованни Арведи заслуживает особого внимания: это настоящее чудо акустической инженерии. Концертный зал, рассчитанный на 450 мест, поражает уникальным «эмоциональным» дизайном. Но главным новшеством аудиториума является акустика зрительного зала, спроектированного при содействии японского инженера и специалиста по акустике Ясухиза Тойота. Она достигла такого уровня совершенства, что позволяет использовать зал в качестве студии звукозаписи.