что такое скоростной поезд сапсан
Всё о поезде Сапсан
Все про скоростной поезд «Сапсан». От названия до розетки 🙂
Почему поезд «Сапсан» так назвали, какая железная дорога запустила «Сапсан» первой и зачем, почему говорят «высокоскоростной поезд «Сапсан», а не просто «скорый поезд «Сапсан».
На этой странице — описание поезда, факты, цифры и вопросы о «Сапсане».
Технические характеристики поезда Сапсан
Официальное название поезда «Сапсан» — Velaro RUS.
Это российская версия надежных поездов, надежно работающих на скоростных линиях Европы. Ближайший родственник «Сапсана» — Intercity-Express.
Производится корпорацией Siemens.
Длина поезда — 250 м, в составе 10 вагонов. (1 вагон первого класса, 1 — бизнес-класса, 7 вагонов эконом-класса и вагон-бистро). Технология их изготовления ближе к авиационной, поэтому «Сапсан» весит меньше, чем обычные поезда.
Все технические устройства «едут» или на крыше вагона, или под ним, а пространство внутри полностью отдано пассажирам.
Почему скоростной поезд «Сапсан» так назвали?
Есть стремительная и красивая птица — сокол-сапсан. Охотясь, она может развивать скорость более 300 км\час. Это такая же редкость для птичьего мира, как и высокоскоростной поезд Сапсан для привычных нам железных дорог.
Максимальная скорость обычных поездов — до 140 км\ч.
С какой скоростью едет «Сапсан»?
Технически поезд может развивать скорость до 300-350 км/ч, но на железных дорогах России она пока ограничена 250 км/час.
Между Москвой и Нижним Новгородом «Сапсан» скорость движения снижает, до 160 км/ч.
Какая скорость у поезда в пути, всегда можно увидеть на специальном табло внутри каждого вагона.
Сколько идет «Сапсан» до Питера?
Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом Сапсан проходит сейчас от 3 ч. 40 мин. до 4.ч. 10 мин., в зависимости от количества остановок.
С августа 2014 года «Сапсан» время в пути уменьшит. Из одной столицы в другую можно будет попасть за 3.часа 30 мин.
На маршруте Москва- Нижний Новгород «Сапсан» в пути находится 3ч. 55 мин.
Где и когда был запущен первый скоростной поезд «Сапсан»?
На Главном ходу Октябрьской железной дороги, между Москвой и Санкт-Петербургом.
Регулярное движение «Сапсанов» было открыто 18 декабря 2009 года.
Теперь стало можно выбрать, лететь по воздуху или по земле: меньше 4 часов из центра одной столицы до центра другой без пробок и ожидания в аэропортах.
Безопасность рядом с Сапсаном
Во время движения на высокой скорости вокруг поезда образуется сильный воздушный поток, аналогичный, например, торнадо. Он способен захватывать и затягивать под состав различные предметы. Человек для этого явления — тоже объект не слишком крупный.
Если вы стоите на платформе и слышите предупреждение диктора о проходе «Сапсана» или сигнал самого поезда — отойдите подальше от края.
Эту фразу не зря придумали. Безопасное расстояние — около 3 метров.
Ширина платформ бывает разная, поэтому чем дальше вы отойдете, тем лучше.
Про то, что не стоит пытаться перехитрить скоростной поезд и пытаться перебежать у него перед носом — даже говорить не будем.
Тормозной путь «Сапсана» на скорости 200 км/ч — около 2 километров.
Есть ли в Сапсане Wi-Fi?
Как сдать билеты на Сапсан?
Так же, как и на любой другой поезд.
Подробно с правилами возврата, в том числе и электронного билета, можно ознакомиться здесь.
Правила посадки на Сапсан
Посадка начинается за 45 минут до отправления поезда.
Проводится предпосадочный досмотр пассажиров «Сапсана» и багажа.
Скорость прохождения — не более 1 минуты на человека.
Вскочить на подножку уходящего «Сапсана» не получится.
За 2 минуты до отправления двери всех вагонов блокируются из кабины машиниста, начинается автоматическая проверка систем, без этого поезд не тронется с места.
Советуем приходить не позже, чем за 20 минут до времени, указанном в билете.
Про то, какие для посадки в поезд нужны документы, мы написали тут.
Есть ли льготы на Сапсан
Льгот нет. Существуют скидки, предоставляемые по Дорожным и Универсальным картам.
Карты можно купить в кассах или в самом поезде «Сапсан» у проводника вагона-бистро.
Еще есть скидки на проезд туда-обратно при покупке в кассе.
Электронный билет, на который действует 2% скидка, можно оформить у нас на сайте.
Сапсан, услуги в поезде
В вагонах первого и бизнес-класса в стоимость билета входит свежая пресса, пассажирский гигиенический набор, горячее питание, 1 порция алкоголя, чай, натуральный кофе и другие напитки без ограничений. Дети тоже не останутся без внимания и игрушек.
В эконом-классе бесплатные услуги не предусмотрены.
При заказе билета на схеме вагона вы увидите, чем отличается каждый класс.
Есть ли в Сапсане туалет?
Да. Имеется 13 санузлов на состав. Размещение можно посмотреть на схеме вагонов.
Есть ли в Сапсане розетки?
Розетки стандартные, в бизнес-классе они находятся возле каждого места, в эконом-классе — 2 розетки на вагон.
Можно подзарядить телефон, планшетник или ноутбук.
Можно ли курить в Сапсане?
Если вы забыли вещи в Сапсане, обращайтесь по телефонам:
Санкт-Петербург, Московский вокзал — +7 (812) 457-40-03,
Москва, Ленинградский вокзал — +7 499 260-94-83,
Москва, Курский вокзал — +7 499 266-54-70,
Нижний Новгород, Московский вокзал — +7 (831) 248-23-49.
Если вы хотите быть в курсе акций на авиабилеты, подписывайтесь на спецпредложения от ведущих авиакомпаний. Выгодные авиабилеты также можно отследить с помощью сервиса по отслеживанию лучших цен в месяце.
Вступайте в группу Туту.ру ВКонтакте — Вас ждут спецпредложения, бесплатные консультации специалистов и живое общение.
Десять технологических секретов «Сапсана». Факты, которые неизвестны рядовым железнодорожникам
Даже спустя 12 лет после появления высокоскоростных поездов на сети «Российских железных дорог» «Сапсаны» еще могут удивлять
В начале сентября в депо Металлострой прибыл первый из тринадцати новых «Сапсанов», составляющих третью партию высокоскоростных поездов. Договор на её поставку был заключён ОАО «РЖД» и Siemens в 2019 году. После дооборудования и окончательной настройки в депо новый поезд отправится на сертификационные испытания и выйдет на маршрут уже летом 2022 года. Сегодня мы расскажем вам об уникальных особенностях этих поездов.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
1. Родом из Германии
2. Инновации для России
При создании «Сапсана», получившего европейское название Velaro RUS, исходная платформа претерпела множество изменений и доработок. Начиная с того, что габариты поезда увеличились с учётом большей ширины колеи (1520 мм вместо 1435 мм), благодаря чему салон стал шире стандартного почти на 30 см, и заканчивая разработкой новых систем вентиляции и охлаждения. Также при усовершенствовании удалось сократить нагрузку на каждую колёсную пару, повысить коэффициент сцепления при ускорении и улучшить ходовые качества.
В конструкции поезда используются многочисленные специальные материалы, лучше подходящие для суровых российских условий эксплуатации. В частности, они применяются в оптимизированной и более эффективной электросистеме, которая отличается сниженными потерями энергии за счёт меньшего числа этапов её преобразования.
В каждом головном вагоне «Сапсана» устанавливается отечественная автоматическая сцепка са-3. В случае неисправности контактной линии поезд можно будет вытянуть любым тепловозом.
В целом по результатам разработки «Сапсана» оформлено более 60 патентов, зарегистрированных в Европе, Казахстане, России и Украине. Например, запатентован даже специальный профиль поверхности железнодорожного колеса, снижающий контактное давление при взаимодействии с рельсом. Патентообладателями являются ОАО «Российские железные дороги» и Siemens AG.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
3. Надёжность и морозостойкость
Умеренно-континентальный климат европейской части России предъявляет повышенные требования к характеристикам поезда. В числе прочего «Сапсан» должен без ограничений работать при температуре воздуха от –40 до +40 °C. Для выполнения этого условия при изготовлении элементов крепления, уплотнителей и пластиковых деталей используются особые материалы. А зимой воздух, охлаждающий компоненты тягового электропривода, забирается с помощью воздушных каналов крыши с защитным поддоном, сконструированных специально для Velaro RUS.
Повышенная надёжность «Сапсана» также обеспечивается распределением тяговой системы по всем вагонам и размещением двух моторных установок в разных половинах поезда. Трёхфазные асинхронные электродвигатели мощностью 8 тыс. кВт требуют минимум техобслуживания. Для движения поезду достаточно работы трёх из четырёх блоков двигателей, чтобы в случае выхода из строя одного из них достичь пункта назначения с 75%-ной тягой.
Электросистема переменного тока допускает разъединение цепи, при котором поезд сможет продолжить движение за счёт одной из двух частей системы, а при отказе одного токоприёмника постоянного тока можно использовать второй на том же вагоне. Материалы компонентов электросистемы позволяют ей работать при температуре воздуха –50 °C.
Фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»
4. Продвинутая электроника
Система электронного управления поезда оценивает и контролирует состояние «Сапсана». В её работе задействована коммуникационная сеть, объединяющая в себе две отдельные подсистемы: общую для состава и многофункциональную вагонную. С их помощью реализован бесперебойный обмен данными между оборудованием. Также используются усовершенствованные отечественные разработки: обеспечивающее безопасность движения устройство КЛУБ-У и система технологической радиосвязи.
При этом все технические модули распределены по составу равномерно и смонтированы в подвагонном пространстве.
Третий по счету вагон от головного является трансформатором переменного тока для всего поезда, а четвертый – преобразователем напряжения. В пятом вагоне установлена мощная аккумуляторная батарея.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
5. Экономичные тормоза
«Сапсан» оборудован системой рекуперативного торможения, снижающей энергозатраты и механический износ. Такое торможение позволяет возвращать в электросеть ток, вырабатываемый двигателями, работающими в режиме генераторов.
Переключение тормоза с электродинамического на пневматический режим автоматизировано. Также все вагоны оснащены механическими стояночными тормозами с пружинными накопителями энергии.
Каждый вагон оборудован емкостью с морским песком. Он высыпается прямо под колеса если сцепление с рельсами ослабевает, например в условиях гололеда на путях.
6. Работа в полный рост
Российский регламент требовал обеспечить машинисту возможность работать стоя, если время в пути превышает три часа, чего не предусматривали поезда Siemens до создания Velaro RUS. Поэтому кабину изменили, увеличив пространство так, чтобы составом мог управлять машинист ростом 190 см. Благодаря этому нововведению в ней также могут одновременно находиться два человека.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
7. Первенство и новаторство
«Сапсан» стал передовым российским поездом не только в технической части, но также и во многих других областях, а его опыт затем распространялся на другие поезда. Именно в нём впервые стал действовать полный запрет курения. Он стал первым поездом, за опоздание которого можно получить компенсацию. В нём стоимость проезда начала регулироваться специальной Системой динамического управления тарифами и стимулирования спроса (ДУТИСС), отвечающей за ценообразование. Перед поездкой в нём впервые для российских поездов стало необходимым пройти предварительный бесконтактный досмотр, как перед посадкой на самолёт. На его борту появилась беспроводная локальная сеть Wi-Fi. Кроме того, «Сапсан» стал первым отечественным поездом, у которого есть собственные аккаунты в социальных сетях.
В 2014 году полукилометровый «Сапсан» попал в книгу рекордов Гиннеса как самый протяжённый высокоскоростной поезд в мире. Длина сдвоенного состава из 20 вагонов, курсирующего между Санкт-Петербургом и Москвой, составила 500 м 78 см. Рекорд был зафиксирован и нотариально заверен в присутствии членов независимой комиссии после замеров с помощью эталонной измерительной рулетки. Пассажировместимость 20-вагонного поезда достигает 1050 человек.
Фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»
9. Обновления для пассажиров
В 2020 году «Сапсан» стал лауреатом XI ежегодной премии «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Железнодорожные перевозки». Он получил признание за развитие предоставляемого сервиса и совершенствование услуг на борту.
Премия по итогам голосования экспертного совета и выбора потребителей присуждена обновлённому поезду, вышедшему в рейс в конце 2019 года, модернизация которого опиралась на пожелания пассажиров. Главные нововведения коснулись интерьера и удобства для путешественников: в каждом кресле установили розетки для зарядки мобильных устройств и USB-разъёмы, яркость освещения стала регулироваться в зависимости от времени суток, в вагонах установили кулеры с питьевой водой, а также заменили обивку, чехлы кресел и оконные шторы.
10. Скоростной потенциал
Максимальная конструкционная скорость «Сапсана» зафиксирована на уровне 300 км/ч. При этом для самой платформы Velaro она достигает 350 км/ч (в частности, у испанской модификации Velaro E).
На отечественных железных дорогах скорость «Сапсана» ограничена 250 км/ч из-за особенностей инфраструктуры. Однако во время предэксплуатационных испытаний в мае 2009 года на линии Москва – Санкт-Петербург он разогнался до рекордных 290 км/ч. Поэтому поезд обладает потенциалом для ускорения движения, хотя и сейчас он позволяет преодолеть 645-километровый маршрут с несколькими остановками между двумя крупнейшими городами страны всего за 3 часа 45 минут. При этом на большей части пути его скорость не превышает 200 км/ч.
Кстати, сокол-сапсан, являющийся быстрейшей птицей, во время пикирования способен разогнаться до 322 км/ч. И, возможно, его железнодорожный тёзка однажды перегонит своего побратима.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Поезд «Сапсан»: билеты, скидки, тарифы, услуги, советы путешественникам и многое другое
С «Сапсаном», казалось бы, чего проще: купил билет, сел и поехал. Но оказывается, что есть множество нюансов, причем во всех этих трех компонентах. Про эти нюансы уже давно написано, но в разных местах и далеко не всё. Мы собрали в одном материале всю базовую информацию про «Сапсан» – билеты, скидки, классы обслуживания, какие выбрать места и все остальное, что имеет значение.
«Сапсан» как средство передвижения: самое основное
Поезд «Сапсан» ходит по маршрутам:
— Москва – Петербург;
— Москва – Петербург – Нижний Новгород;
Отправляется в Москве с Ленинградского (преимущественно) и Курского вокзалов (нижегородские рейсы) и Московского вокзала в Петербурге.
Сейчас мы сделаем остановку, чтобы акцентировать ваше внимание. Не перепутайте:
— Ленинградский вокзал находится в Москве;
— Московский вокзал находится в Санкт-Петербурге.
(О вокзалах Петербурга мы писали здесь).
Время в пути между Москвой и Петербургом на «Сапсане» составляет 3.5 – 4 часа и в целом сопоставимо со временем, которое вы затратите, если полетите самолетом.
В спорах том, что же выбрать, поезд или самолет, сломано огромное количество копий, и какого-то единого мнения не сложилось. Многое зависит от обстоятельств поездки, в частности, от точки отправления в одном городе и точки прибытия в другом. «Сапсан» едет из центра Москвы в центр Петербурга, но не все живут в центре и не всем в центр надо.
Если подытожить, то плюсы поездки на «Сапсане» заключаются в том, что:
— он отправляется из центра и прибывает в центр города;
— перед посадкой только легкий досмотр багажа, нет утомительных раздевательно-проверочных процедур;
— нет срывов отправления из-за непогоды, можно прогнозировать четко время убытия и прибытия;
Минусы поездки на «Сапсане»:
— придется 4 часа сидеть в не самых удобных креслах (о них чуть ниже);
— могут попасться не очень приятные или просто шумные попутчики. В самолете они тоже бывают, но там они хотя бы не обсуждают на весь вагон личные дела по телефону, да и лететь с ними всего лишь час.
— в «Сапсане» нельзя курить. Вообще. В самолете тоже нельзя, но потерпеть 1 час или 4 часа – для многих есть разница.
— цены несколько выше по сравнению с самолетами.
«Сапсанами» управляет Дирекция скоростного сообщения ОАО «РЖД», а не «Федеральная пассажирская компания», к которой относятся все другие поезда, кроме «Аллегро», «Ласточки», «Стрижа» и электричек.
Контакты: единый информационный центр – 8 800 775 00 00 (бесплатно).
Для того, чтобы сесть в поезд без нервотрепки, крайне желательно приехать на вокзал заблаговременно. У перронов стоит небольшой досмотровый комплекс, где вам придется пройти через рамку, а багаж пропустить через рентген. Это занимает некоторое время.
Для детей до 14 лет можно показать нотариально заверенную копию свидетельства о рождении.
Из числа провожающих в вагон пускают только тех, кто помогает инвалидам, пожилым лицам и пассажирам с детьми.
В настоящее время «Сапсан» ходит между Москвой и Петербургом 15 раз в сутки в каждую сторону с 05.30 утра до 21.00 вечера. Каждые два часа в каждом направлении отправляется два поезда с десятиминутным интервалом между собой. Пассажиры последнего рейса не успевают в Петербурге на метро.
«Сапсан» движется с максимальной скоростью на отдельных участках 250 км/ч. Средняя же скорость составляет, если разделить расстояние в 640 км на 3.5 или 4 часа в пути, 160-170 км/ч.
Поезд движется плавно по так называемому бархатному, то есть бесстыковому, пути, а значит, характерного перестука железнодорожных колес вы не услышите.
Нумерация вагонов начинается:
— на рейсах из Москвы в Петербург – с головы поезда;
— на рейсах из Петербурга в Москву – с хвоста поезда.
Некоторые любопытные технические детали устройства поезда (производство, габариты) и подготовки проводников и машинистов читайте в самом конце текста.
Расположение мест в «Сапсане» и устройство вагонов
Все 10 вагонов в составе соединены сквозным проходом. Однако этого прохода нет между двумя 10-вагонными секциями, которые образуют сдвоенный «Сапсан».
Места устроены по самолетному принципу по два в ряд. Но в отличие от самолета часть сидений расположена по ходу движения поезда, а часть – против него.
Кроме того, в каждом вагоне, кроме первого класса, есть места со столиками, за которыми люди сидят друг напротив друга, по два с каждой стороны.
Совет: берите места за столиками, если вы едете с друзьями, коллегами или семьей. В противном случае вы играете в лотерею, ибо не знаете, кто окажется напротив вас. Это вполне может быть какой-нибудь шумный, чавкающий или просто малоприятный тип, смотреть на которого с расстояния в полметра придется все четыре часа. Ну или спасаться бегством в вагон-бистро, в котором, скорее всего, не будет мест. Кроме того, за столиком в экономических классах вам точно не удастся вытянуть ноги, поскольку они упрутся в сидящего напротив попутчика.
Места выбираются при заказе билета. Обратите на этот момент особое внимание, чтобы ехать по ходу движения, а не задом наперед, или не попасть за столик, когда вы это совсем не хотите.
В салонах всех вагонов есть вешалки для одежды и свободное место для хранения ручной клади.
В туалетах 6-го и 16-го вагонов находится столик для пеленания детей.
Два больших табло в каждом из вагонов показывают маршрут, температуру воздуха за окном и скорость.
Розетки для зарядки мобильных телефонов и подключения других устройств есть только в вагонах классов «Экономический+», «Бизнес» (одна розетка между креслами) и «Первый» (у каждого кресла). В простом «экономе» они тоже есть, но лишь парочка на весь вагон.
Над каждым сиденьем расположены кнопки вызова проводника и включения освещения.
Во впередистоящее кресло встроен откидной столик по типу самолетного. Правда, поставить на него что-то существенное, например, ноутбук будет затруднительно.
Wi-Fi в «Сапсане» есть, но может работать плохо. Рекомендуем рассчитывать только на мобильный интернет. Он временами пропадает, но редко.
Важный момент: кресла в «Сапсане» не откидываются назад, как это принято, например, в самолетах. Они трансформируются несколько иначе: спинка чуть-чуть сползает вниз, а седалище одновременно сдвигается вперед, благодаря чему тело принимает более, что ли, расслабленную позу. Как это происходит, посмотрите на видео ниже.
Есть отдельный вагон-бистро, куда, к слову, также продаются билеты. Кроме того, во время следования стюарды проезжают мимо с тележками с едой и напитками. А кофе можно заказать по телефону прямо к своему месту.
Внимание! Никто не запрещает приносить в «Сапсан» собственную еду и напитки, в том числе алкоголь. Многие, узнав об этом после поездки, в ходе которой спустили на обед пару тысяч рублей, хлопают себя по лбу. А вот вы – предупреждены.
Услуги в «Сапсане» и классы обслуживания
В поезде пять классов обслуживания (от самого дешевого к самому дорогому):
— «Экономический»;
— «Экономический +»;
— «Вагон-бистро» (место в бистро с предоплаченным питанием на сумму до 2 тыс. рублей);
— «Бизнес»;
— «Первый».
Соответственно, набор услуг, бесплатных и платных, различается в зависимости от выбранного вами класса.
В платные – этот перечень почти одинаков для всех классов – входит заказ экскурсий, билетов, такси, мобильный бар, сувениры, мини-офис (распечатать, скопировать, отправить письма и файлы по электронной почте).
Бесплатные услуги для каждого из классов выглядят так:
«Вагон-бистро»: питание на сумму до 2 тыс. рублей, развлекательный медиацентр, автомат для чистки обуви. Этот вариант, кстати, многие рекомендуют. Дороже, чем «эконом» всего где-то на 1 тыс. рублей, а еды включено в билет – на 2 тыс.
«Экономический»: аудио- видеотрансляция, развлекательный медиацентр.
«Экономический +»: тоже самое, что и в «Экономическом», но прибавляются: питание, предварительный выбор питания, автомат для чистки обуви, доступ в Интернет и зарядка мобильных телефонов.
«Бизнес»: к «Экономическому +» добавляем также детский набор, дорожный набор, прессу, плед, подушку и VIP-зал на вокзалах в Москве, Петербурге и Твери.
«Первый»: добавляем к «Бизнесу» кресло, которое раскладывается в положение полулежа.
1 июля 2018 года будет введен новый класс под названием «Базовый». Плата за него не будет включать дополнительные услуги, благодаря чему стоимость билетов будет начинаться от 1906 рублей.
Стоит отметить, что в «Бизнесе» и «Первом» меньше мест, следовательно, больше пространства для того, чтобы вытянуть ноги. И атмосфера поспокойнее, потому что как правило его населяют уставшие командировочные люди, путешествующие с умным занятым видом и без детей. Может так получиться, что на какой-то конкретный рейс стоимость «Бизнеса» будет не сильно превышать цену на экономкласса, в таком случае мы бы рекомендовали именно «Бизнес» для душевного спокойствия и доступа к нелимитированному «крану» бесплатных напитков.
Что такое медиацентр? Это мультимедийный портал, в который упакованы фильмы, аудиокниги, музыка, новости, расписание и другие сведения о поезде. Вы можете подключиться к бортовому Wi-Fi и пользоваться порталом со своего устройства – компьютера, планшета или телефона. Если у вас своего устройства нет, то вам бесплатно выдадут планшет.
Кроме того, в каждом вагоне висят два экрана, на которых показывают фильмы. Для того, чтобы посмотреть фильм, а точнее, услышать его, в кармане кресла каждого пассажира лежит пакетик с наушниками, которые надо подключить через специальное гнездо.
Рекомендация: берите с собой свои собственные наушники, ибо местные, судя по отзывам и нашему личному опыту, слабенькие – малоудобные и в них плохо слышно.
Цены в «Сапсане»
Мы приведем несколько позиций, чтобы вы могли оценить, насколько цены на еду и напитки в «Сапсане» отличаются от среднегородских:
— чипсы — 150 рублей,
— сендвич – 250 рублей,
— капучино 200 рублей.
В общем, умножайте среднегородские на два, и не ошибетесь. Отметим, что уровень цен напоминает прайс хорошего театрального буфета в Петербурге.
Специальные услуги в «Сапсане»
В поезде есть несколько сервисов, которые широкому кругу пассажиров не нужны, но зато тех, кому нужны, могут сильно выручить.
— перевозка лиц с ограниченными возможностями. В вагоне №6 расположено место с креплением для инвалидных колясок. Оно также имеет кнопку для вызова проводника и находится рядом со специальным туалетом. Стол у такого места не имеет ножки и откидывается вверх.
— детское купе. Для пассажира с малышом до 1 года, который не занимает отдельного места, в вагоне №10 находится место с пеленальным столиком. Кроме того, в 10-м вагоне есть возможность проезда для нескольких взрослых (не более двух взрослых в одном заказе) с одним ребенком до 7 лет и одного взрослого с несколькими детьми, в числе которых не менее 1 ребенка в возрасте до 7 лет, установленным порядком.
— сопровождение детей. Вы можете отправить на поезде ребенка в возрасте от 10 до 16 лет одного, передав его работникам «Сапсана». Услуга доступна только законным представителям ребенка, стоит 1600 рублей, приобретается не менее чем за двое суток до поездки и недоступна на промежуточных станциях.
— купе-переговорная. Это помещение сразу за кабиной машиниста на четыре места в вагоне первого класса, где можно спокойно провести деловые консультации. Здесь есть стол, мультимедийные мониторы и кожаный диван. Выкупается сразу полностью. Обслуживание по высшему разряду: питание по оригинальным рецептам, дорожные наборы, пресса и пр.
— поиск забытых в «Сапсане» вещей. Все найденные проводниками оставленные вещи сдаются в камеры хранения на вокзалах. Паспорта – либо Федеральную миграционную службу, либо в отделения полиции. Узнать, есть ли в камере хранения вокзала ваш мобильный телефон или кофточка, вы можете по телефонам: Ленинградский вокзал: +7 (925) 150-32-02, Московский вокзал: +7 (812) 457-40-03.
— перевозка животных. Собак (за исключением крупных пород), птиц и мелких домашних (комнатных) животных можно спокойно перевозить в классах «Бизнес», «Первый» и «Экономический». В «Экономический» пассажиры с животными едут на определенных местах в определенных вагонах:
— 1,2,3 и 4 в вагонах №3 (при сдвоенном составе – 13);
— 1, 2, 3, 4, 65 и 66 в вагоне №8 (при сдвоенном составе – 18).
Важно: в тариф на проезд на упомянутых выше местах УЖЕ включена плата за провоз животных (400 рублей), и вы ее платите даже в том случае, если с вами никого из зверей нет. В «Бизнесе» и «Первом» животных также можно провозить, к билету придется доплатить 900 рублей. В купе-переговорной тоже можно, причем бесплатно.
Допускается не более одного животного на один оформленный билет и при этом максимум два зверя на одно место.
Другие требования: «зоопарк» должен путешествовать в корзине или клетке или контейнере. Емкость располагают на месте для ручной клади. Максимально допустимая сумма по длине, ширине и высоте – 180 см. Перед оформлением билета обязательно внимательно прочтите короткие подробности по перевозке животных в «Сапсане».
Ветеринарные документы на животных для проезда с ними в поездах не требуются (правило введено с 10.01.2017).
Провоз велосипеда в «Сапсане»
Провезти можно, но с соблюдением ряда условий.
Есть общее правило для железнодорожных пассажиров: с собой можно взять ручную кладь, которая не тяжелее 36 кг и по сумме длина+ширина+высота не превышает 180 сантиметров.
Велосипед (без мотора) нужно разобрать и упаковать так, чтобы условие 180 см соблюдалось, и разместить таким образом, чтобы он никому в салоне не мешал. Кроме того, он должен быть вашей единственной ручной кладью (мелкие вещи в понятие «ручная кладь» не входят), ибо на один билет допускается одна ручная кладь. Впрочем, последнее условие обычно не проверяется и не соблюдается.
Есть другой вариант: включить обаяние и вспомнить ужимки героев из сериала «Форс-мажоры». Мы знаем как минимум один случай, когда велосипед доехал из Москвы в Петербург в не то что неупакованном, а вообще в неразобранном виде. Молодого человека знакомые попросили передать «посылку». Притащили велик на перрон, где и выяснилось, что его (велик) необходимо хотя бы разобрать. Однако открутить колеса не получилось, время поджимало, и проводник уж разрешил ехать так. Правда, это случилось в 2011 году. В настоящее время заполняемость «Сапсана» (или, как говорят железнодорожники, «населенность») близка к 100%, так что теперь могут и не пустить.
Билеты на «Сапсан»
Купить билет на «Сапсан» можно разными способами:
— по старинке: в кассах дальнего следования или в турфирме;
— на сайте ОАО «РЖД»;
— через мобильное приложение «РЖД пассажирам».
— на сайте poezd.ru
Билеты на «Сапсан» начинают продаваться за 90 суток до отправления.
Цена на них формируется динамическим образом: компьютерная программа оценивает текущий спрос на билеты конкретного класса, количество оставшихся до поездки дней и регулирует на основании этих данных стоимость. Общее правило такое: чем раньше вы покупаете билет на «Сапсан», тем дешевле он обходится. Отсюда простой вывод – самые дешевые билеты на нужную вам дату выпадают в самом старте продаж.
Ориентировочное время открытия продаж приходится на 9 утра по Москве. Так что ловите удачу, ибо цена может измениться в течение нескольких минут.
Цены на билеты на «Сапсан»
Для того, чтобы вы представляли себе порядок цен на билеты на «Сапсан», мы посмотрели тарифы на две даты на самый ранний рейс. Первая – через 90 дней, вторая – через неделю. Обратите внимание, что там, где 90 дней, есть тариф «Базовый». Во втором случае (через 7 дней) его нет, ибо на момент нашего «отправления» он еще не был введен. Напоминаем, что в тариф вагона-бистро включена еда на сумму до 2 тыс. рублей.
Вы можете спросить, почему в нашем случае не подтвердился тезис о том, что «чем раньше, тем дешевле»? Все просто: поездка через 7 дней выпадала на 1 мая, видимо, не самый популярный день.