что такое скоростной барьер при воспитании быстроты

2. «Скоростной барьер»: причины возникновении и способы его устранения

После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий.

Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями, вследствие применения одних и тех же методов, методических приемов, средств и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это приводит к стабилизации скоростных параметров движений.

Для предупреждения «скоростного барьера» на занятиях с начинающими не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и методы при их широкой вариативности, проводить всестороннюю предварительную физическую подготовку на протяжении многих лет.

Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя, добиваться относительно высоких результатов.

В тренировке квалифицированных спортсменов: на определенных этапах уменьшается объем работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений.

Для преодоления скоростного барьера в занятия необходимо включать упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений:

а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях);

б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.);

в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.);

г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).

2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.).

Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.

Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.). Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера.

во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений;

во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений.

Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде спорта и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростных способностей.

Если стабилизация скорости все же наступает применяются специальные приемы «ломки» скоростного барьера и приемы ослабления его.

В основе приема «ломки» скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. Например:

бег вниз по наклонной дорожке,

бег с использованием механической силы,

метания облегченных снарядов,

метания облегченных снарядов поочередно с утяжеленными.

При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основные упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движения сохранятся.

Источник

Тренировка с целью преодоления скоростного барьера.

АВТОР. Юрген Шиффер.
Кандидат наук, заместитель директора Центральной библиотеки Университета Кельна и редактор Отдела документации Вестника ИААФ.

Введение.

Аксиома, что спринтерами рождаются, а не становятся, все еще популярна среди многих тренеров. Однако замечания относительно скоростных качеств, которые являются унаследованными способностями и которые невозможно существенно повысить, не являются достоверными. Нет сомнений, что природные качества, унаследованные от предков, имеют существенное значение, однако спринтерские достижения могут быть улучшены при использовании современных методов тренировки. Тем не менее, применение методов развития скоростных возможностей представляет существенные сложности. Такие методы включают бег с максимальной скоростью, тренировку скоростной выносливости, развитие силы и мощности и специальную психологическую подготовку.
Одной из главных трудностей, стоящих перед тренерами и спортсменами, является преодоление так называемого «скоростного барьера», который невозможно ликвидировать лишь с помощью увеличения объема тренировочных средств. Задачей данной статьи является обзор средств тренировки, используемых в спринте, что может положить началу общей дискуссии на страницах нашего журнала. Мы представляем описание характеристик «скоростного барьера», а также разнообразных тренировочных средств, направленных на его преодоление.

Скоростной барьер.

При использовании специальной скоростной программы необходимо подбирать специальные методы и упражнения специфичные для данного вида легкой атлетики, особенно при возрастании спортивного результата и общего объема используемых средств. Программа должна рассчитываться таким образом, чтобы постепенно использовать средства общей подготовки с последующим переходом к специальной тренировке. Для спринтеров такими специальными средствами будут являться скоростные пробежки на коротких (20-80 м) и длинных (150-300 м) отрезках при этом, чтобы достигать эффекта количество повторений должно быть значительным (Tabachnik, 1992). Бег с максимальной скоростью является основным методом подготовки в спринтерском беге и его необходимо применять во всех фазах тренировочного процесса (Dare & Kearney, 1988).
Однако значительное повторение тренировочных упражнений создает динамический стереотип в центральной нервной системе. Основой этого феномена, который именуется «скоростным барьером», является монотонное повторение тренировочных отрезков, вызывающих физическое и психологическое утомление. Таким образом, происходит стабилизация скоростных возможностей, что не способствует их дальнейшему совершенствованию (Tabachnik, 1992).
Типичными характеристиками «скоростного барьера» являются стабильные показатели пространственных, временных и частотных характеристик движения. Это означает, что спортсмен не может улучшить свои скоростные качества, несмотря на совершенствование силы, гибкости и даже времени реакции (Kurz, 2001). Определенная ритмовая структура бегового шага формируется на основе постоянно используемых тренировочных средств (Borzov, 1983). Наиболее неприятное проявление «скоростного барьера» происходит у молодых спортсменов, которые начинают специфическую подготовку слишком рано, не достигнув определенного уровня общефизического развития (Kurz, 2001).
Таким образом, тренеры сталкиваются с определенным парадоксом: для того чтобы развить максимальную спринтерскую скорость, необходимо повторять пробежки с максимальной скоростью бега, но постоянное применение этого метода, как правило, ведет к стабилизации скоростных возможностей. Теория тренировки определяет, что избежать образования «скоростного барьера» можно при использовании специальных вспомогательных средств, а также применяя разнообразные и контрастные средства подготовки.

Разнообразие и контрасты.
Описание.
Другим методом преодоления «скоростного барьера» является использование разнообразных и контрастных методов тренировки. Такой подход основывается на том положении, что центральная нервная система забывает различные характеристики динамического стереотипа. Пространственные характеристики (или форма движения) запоминаются дольше, чем временные параметры (скорость и время движения). Если скоростные упражнения выполняются не в соответствующее время, память временных характеристик связей бегового движения при определенной скорости бега могут нарушиться. Необходимо 10-14 дней после прекращения скоростной тренировки, чтобы скорость спортсмена заметно упала. Если спортсмен не выполняет скоростных упражнений в это время, отдыхая, или выполняя другую работу, скорость может падать (Kurz, 2001).
Согласно исследованиям Jakarski (2000), комбинация позитивной и негативной помощи тренировки в беге с последующим пробеганием отрезка с максимальной скоростью является хорошим средством создания нервно-мышечной модели. Используя этот метод, можно совершенствовать специальные сило10 вые качества. Упражнения для создания усложненных условий следующие:
• Бег в гору;
• Бег по песку или в воде;
• Бег с отяжеленным поясом;
• Бег с санками, с грузом или парашютом.
Рациональное использование затрудненных условий помогает спортсмену превосходить обычные усилия для продвижения вперед, что помогает развивать силу мышц с целью увеличения длины шагов.
Такие упражнения позволяют включать большее количество мышечных волокон и увеличивать нервную активацию. Впоследствии такое положение позволяет использовать произведенные изменения для увеличения скорости бега (Cissik, 2005).
Необходимо помнить, что малое повторение контрастного метода не может привести к немедленному результату. Спринтеры должны использовать контрастную тренировку два раза в неделю в течение периода в шесть-восемь недель. Необходимо использовать при этом значительные интервалы восстановления, поскольку нервная система восстанавливается дольше, чем сердечно-сосудистая. Для нормального восстановления после контрастной тренировки требуется обычно 72 часа.
Опасность.
Как сообщает Letzelter (1995): «Соревновательное упражнение с дополнительной нагрузкой является наиболее специфичным среди специфичных упражнений. В спринте это бег с тягой сзади. Определенных рекомендаций по длине отрезков и величине тяги пока недостаточно. Также пока нет достаточно определенных исследований по характеру кинематических и динамических характеристик таких упражнений и их влияние на совершенствование скоростных качеств».
В исследовании Lockie, Murphy & Spinks (2003) изучалось отягощение в спринтерских пробежках на 15 метров с тягой сзади в 12.6% и 32.2% от веса тела. При тяге сзади в 32.2% скорость бега снижалась почти на 23%, длина шага уменьшалась на 24%, наклон тела увеличивался на 15%, а время контакта с поверхностью дорожки на 20%. Эти данные подтверждаются исследованиями (Letzelter, Sauerwein & Burger, 1995), которые определили, что нагрузка в 2.5, 5 и 10 кг у женщин спринтеров не только замедляет скорость бега, но изменяет длину и частоту шагов. Авторы также отмечают, что время отталкивания увеличивается, а также изменяется наклон туловища вперед.
Данные исследования показывают, что бег с сопротивлением ведет к нарушению биомеханических характеристик спринтерского бега. Cissik (2005) рекомендует использовать такие упражнения нерегулярно и с небольшим отягощением, соблюдая следующие рекомендации:
1) Вес отягощения не должен снижать скорость бега более чем на 10%, в противном случае механика бега нарушается;
2) Бег с отягощением проводится на отрезке 15-20 метров с последующим продолжением бега него на 2025 м;
3) Соблюдение правильной техники бега должно находиться под постоянным наблюдением тренера.
При тренировке начинающих спринтеров использование тяги сзади не рекомендуется, это упражнение только для спортсменов, имеющих высокую квалификацию. Есть два теоретических обоснования этого положения. Во-первых, как показывают исследования, сопротивление влияет на параметры шага у молодых спортсменов, пока не сформировалась определенная модель. У опытных спринтеров не может быть стойких изменений в кинематике и динамике техники бега после кратковременных воздействий. Во-вторых, не логично применять специальные упражнения для тех спортсменов, которые не оптимизируют усилия без предварительной специальной силовой подготовки. Некоторые тренеры сообщают о кратковременном улучшении результатов у квалифицированных спортсменов, но общий потенциал, должен все же развиваться на основе общефизической и специальной подготовке (Sheppard, 2004; Made, 2007).
Тренировка с использованием тяги и на тредбане.
Все вспомогательные методы используются при применении специальных тяговых устройств, а также на тредбане. Далее представляются некоторые такие методы.
История использования тяговых устройств.
Первые упоминания об использовании тяговых устройств относятся к 1920м годам в эпоху Пааво Нурми. Первым тренером, активно использующим такой метод подготовки, был австралиец Хенслей, который в 1950-х годах работал со спринтерами и средневиками, он постоянно искал новые способы развития скоростных качеств. В частности, он применил метод лидирования спортсмена за автомобилем.
Как тренер и физиолог Хенслей знал, что одним из способов развития скорости бега является улучшение соотношения частоты и длины беговых шагов. Хенслей считал, что бег с тягой будет способствовать развитию специфических импульсов из коры головного мозга, что поможет сформировать оптимальную модель бегового шага. Тренировка с использованием тяги позволила австралийскому тренеру подготовить спортсменов высокого класса. Начиная с 1956 года, во многих странах стал использоваться этот метод совершенствования скоростных качеств (Miller, 1984). Как сообщают Dintiman et al (1998), использование тяги позволяет улучшить соотношение частоты и длины беговых шагов и повысить достижение в беге на 40 ярдов до 0.6 сек.
Однако, несмотря на теоретические рассуждения относительно положительного влияния применения метода положительной тяги, некоторые тренеры категорически отказываются от использования вспомогательных методов тренировки. Например, Francis (1997) считает, что бег со сверхмаксимальной скоростью «опасен из-за перенапряжения мышц, и он не уверен в том, что этот метод приносит позитивные сдвиги в соотношении длины и частоты шагов». Единственный способ, который применяет этот автор – это бег с помощью ветра.
Резиновые тяги.
Резиновая тяга позволяет выполнять спринтеру более длинные и быстрые шаги на отрезке в 40 м, достигая скорости спортсменов мирового класса. Резиновый жгут длиной 6-7.5 м прикрепляется к поясу спринтера. Противоположный конец тянет другой человек или он прикрепляется к дереву или штанге футбольных ворот, что позволяет спортсмену тренироваться в одиночку. Жгут предварительно растягивается и спринтер совершает пробежку с повышенной скоростью (Dintiman et al., 1998).
Упражнения с резиновым жгутом:
1) Один конец укрепляется к штанге футбольных ворот, другой на поясе спринтера. Спортсмен растягивает жгут, отходя назад на 20 метров. Затем он выполняет 3-4 пробежки со скоростью в 3/4 от максимальной, после этого он отходит еще на 4-7 метров и пробегает отрезок с максимальной скоростью.
2) Последнюю часть отрезка можно выполнять, обращая внимание на высокое положение бедра. Тренировка с целью преодоления скоростного барьера.
3) Спортсмен выполняет 4-5 пробежек с интервалом отдыха в 3 минуты. При этом скорость пробежек должна быть быстрее на 0.5 сек на отрезке в 40 метров. Для этого требуется незначительное натяжение резинового жгута.
4) Спортсмен выполняет пробежки с тягой вместе с партнером более высокой квалификации.
5) Спортсмен выполняет специальные упражнения через расположенные на дорожке предметы на расстоянии между ними на 60-90 см короче, чем его оптимальная длина шага. Спринтер выполняет пробежки также с максимальной частотой шагов.
6) Резиновый жгут фиксируется на поясе одного спринтера, а другой конец укрепляется сзади другого. Второй спринтер начинает бег с сопротивлением, а затем останавливается, при этом первый атлет выполняет бег с облегчением. Таким образом, спортсмены выполняют 23 смены. Это упражнение выполняется не при полном восстановлении и должно производиться в конце тренировочного занятия (Dintiman et al., 1998).
Предосторожности при выполнении упражнений с резиновой тягой:
1) Необходимо проверить целостность резинового жгута. Если будут замечены трещины или иные повреждения, то жгут необходимо заменить.
2) Состояние пояса спортсменов должно быть надежным.
3) Крепление жгута к поясу спортсмена должно быть надежным.
4) Ожидание начала бега при растянутом жгуте должно быть кратковременным.
5) Разница в весе двух спортсменов при выполнении совместных упражнений должна быть минимальной.
6) При развязывании креплений или порыва жгута существует значительная опасность поучения травмы.
7) Начинать работать с использованием резинового жгута необходимо без шипов, их можно применять только в том случае, когда спортсмены полностью приспособились к этой работе.
8) Применять бег с использованием резиновых жгутов можно только на мягкой травяной поверхности (Dintiman et al., 1998). Приспособление для бега со сверхмаксимальной скоростью.
Такое приспособление применяется с использованием системы рычагов. Шкив фиксируется на каком-либо предмете в зале или на стадионе. Один конец жгута фиксируется на поясе спортсмена, а другой через шкив крепится сзади другого. Таким образом, второй спортсмен дает ускорение партнеру, передвигаясь вперед. При использовании этого метода необходимо проявлять осторожность из-за возможно слишком большого тянущего усилия, что как определялось раньше, не приносит желаемых сдвигов из-за нарушения техники (Dintiman et al., 1998).
Спринт на тредбане.
Как считают Dintiman et al., (1998), бег на тредбане является прекрасным средством совершенствования скоростных возможностей бегунов на короткие дистанции. При такой тренировке необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1) Спортсмены должны проводить специальную разминку, перед тем как использовать тредбан.
2) Необходимо использовать специальную подвеску, но так, чтобы она не мешала движениям рук. Помощники должны страховать спортсмена с двух сторон тредбана.
3) Необходима одна неделя предварительной подготовки в беге на тредбане.
4) Перед спринтерской работой необходимо выполнить 6-8 пробежек с целью разминки и приспособления к специальным условиям. Максимальная скорость достигается в течение 2 секунд разгона ленты тредбана.
Такая тренировка должна проводиться после ряда экспериментов и выяснения эффективных параметров нагрузки.
Dintiman et al., (1998) считают, что тренировка на тредбане может вызвать некоторые проблемы. В момент нахождения на опоре возможно замедление движения ленты тредбана, такой эффект особенно заметен, если вес спортсмена превышает 90 кг. Специальная работа на тредбане должна выполняться только после определенного периода адаптации. В этот период спортсмен привыкает к эффекту торможения движения ленты в период опоры. После многочисленных попыток спортсмены могут выполнять бег с максимальной скоростью и не испытывать неудобств в тренировке. В настоящее время проводятся специальные исследования по эффективности тренировки на тредбане с целью развития специальных спринтерских качеств.
Все методы тренировки и специальные приспособления описаны в работах Dintiman, Ward & Telles (1998) и Faccioni (1994). Более детальные исследования проведены Koszewski (2000) и Letzelter (2001). В заключение необходимо отметить, что эффективная подготовка с использованием вспомогательного оборудования должна проводиться только с высококвалифицированными спортсменами. Это означает, что координационные возможности спринтеров должны быть на очень высоком уровне (Mouchbahan, Gollhofer & Dickhuth, 2004).

По материалам Легкоатлетического вестника IAAF. 1-2.2011. 14.11.2012

Источник

«Скоростной барьер»: причины возникновении и способы его устранения

После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий.

Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой – многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа, и в следствии этого, к стабилизации параметров движения.

Стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные – скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер». Стабилизация скорости – главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.

Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями, вследствие применения одних и тех же методов, методических приемов, средств и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это приводит к стабилизации скоростных параметров движений.

Для предупреждения «скоростного барьера» на занятиях с начинающими не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и методы при их широкой вариативности, проводить всестороннюю предварительную физическую подготовку на протяжении многих лет.

Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя, добиваться относительно высоких результатов.

В тренировке квалифицированных спортсменов: на определенных этапах уменьшается объем работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений.

Для преодоления скоростного барьера в занятия необходимо включать упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений:

а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях);

б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.);

в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.);

Материалы о воспитании и обучении:

что такое скоростной барьер при воспитании быстроты. Смотреть фото что такое скоростной барьер при воспитании быстроты. Смотреть картинку что такое скоростной барьер при воспитании быстроты. Картинка про что такое скоростной барьер при воспитании быстроты. Фото что такое скоростной барьер при воспитании быстроты

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Источник

Стабилизация скорости движения или скоростной барьер

Методика воспитания быстроты

1) Средствами воспитания быстроты являются упражнения, которые длятся 3 – 5, максимум 10 с.;

2) Упражнение на быстроту должно быть хорошо усвоено, чтобы волевые усилия были направлены на скорость выполнения, а не на способ или правильность;

3) Количество попыток должно быть таким, чтобы время выполнения упражнений было бы примерно одинаковым. Если скорость выполнения падает, то работу на быстроту следует прекратить, т.к. в этом случае воспитывается не быстрота, а скоростная выносливость;

4) Отдых между попытками – до полного восстановления организма;

5) Быстроту лучше всего воспитывать на фоне отдыха. Поэтому ее воспитание планируется в начале учебно-тренировочного занятия или микроцикла;

6) Сенситивный период развития быстроты – 9 – 14 лет, когда мышцы наиболее способны к быстрой смене сокращения и расслабления.

Быстрота двигательной реакции и скорость одиночного движения зависят от наследственности, а частота движений – от среды.

Стабилизация скорости движения или скоростной барьер

Динамический стереотип формируется не только при овладении движением, но и тогда, когда спортсмен часто преодолевает соревновательную дистанцию с одним и тем же временем. Это ни что иное, как скоростной барьер. Спортсмен продолжает тренироваться, но не может выйти из скоростного барьера. В этом случае следует разрушить динамический стереотип на скорость. Это делается двумя путями:

1) «забыть» соревновательную дистанцию, а пробегать отрезки длиннее или короче нее;

2) разрушить скоростной барьер можно, изменив условия работы, т.е. пробегать дистанцию в усложненных или облегченных условиях.

У новичков в целях предотвращения формирования скоростного барьера следует идти по пути применения разнообразных средств скоростно-силовой работы и при этом часто не применять соревновательную дистанцию как средство скоростной работы.

1. Надайте характеристику видам рухової реакції та розкрийте методи її виховання.

3-й: «осознание» полученного сигнала вЦНС и формирование сигнала-ответа; 4-й: передача сигнала-ответа к мышцам; 5-й: возбуждение мышц и ответ определённым движением.

Раздражитель может быть один, может быть несколько. Если раздражи-

несколько, то они могут быть либо одновременными, либо последова­тельными. Во всех этих случаях у человека будут разные реакции. Различают простые и сложные реакции:

Примерами простых реакций являются старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча по ожидаемому сигналу и т.п. В первом примере (старт в беге) чем меньше времени пройдёт от момента выстрела стар­тёра до момента начала движения бегуна, тем выше у последнего уровень бы­строты простой реакции.

В двигательной деятельности человека в быту, на производстве, в спорте (особенно в спортиграх и единоборствах) большое значение имеют сложные реакции.В этом случае ориентирование человека при выполнении двигатель­ных действий осуществляется с помощью комплексной деятельности анализа­торов (зрительного, слухового и др.).

Комплексная сенсорная деятельность позволяет на основе информации от отдельных анализаторов формировать целостное представление относитель­но положения тела в пространстве и времени и эффективно реагировать адек­ватной формой поведения, осуществляя взаимодействия с предметами, спор­тивными снарядами, партнёрами и соперниками. Именно от точности оценки движений во времени и пространстве зависит своевременность и адекватность реагирования на постоянно и быстро изменяющиеся ситуации.

К сложным реакциям относятся:

В основе реакции на движущийся объект лежит умение постоянно удерживать его в поле зрения, определять пространственные и временные па­раметры перемещения объекта и оперативно подбирать адекватные движения-ответы. Чаще всего этот вид реакции встречается в спортиграх и единоборст­вах.

1. Визначте поняття – витривалість як фізична якість. Охарактеризуйте види втоми. Розкрийте методику розвитку витривалості.

В физиологии различают следующие фазы утомления:

— фаза компенсированного утомления, когда за счет волевых усилий человек может продолжать выполнять работу с той же интенсивностью;

— фаза декомпенсированного утомления, когда прилагаемые волевые усилия не в состоянии заставить выполнять человека работу с той же интенсивностью, т.е. скорость выполнения упражнений снижается.

Утомление у разных людей наступает в разно время, что свидетельствует о различном уровне развития выносливости.

Выносливость – способность человека противостоять утомлению или способность длительно время выполнять определенную работу, не снижая ее эффективности.

Выделяют следующие виды утомления, а, следовательно, и выносливости:

— умственное (шахматы, шашки);

— сенсорное (стрельба из лука, пистолета);

— эмоциональное (во время соревновательной деятельности);

— физическое (связано с мышечной работой).

— общая – выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающая функционирование всего мышечного аппарата;

— специальная – выносливость к определенному виду деятельности (выносливость пловца, гребца, спринтера, прыгуна, боксера, борца и т.д.).

В зависимости от количества мышечных групп, участвующих в работе, выделяют:

— локальное или местное утомление, в работе задействовано до 1/3 мышц;

— региональное, когда в работе задействовано от 1/3 до 2/3 мышц;

— глобальное или общее утомление наблюдается, когда в работе задействовано более 2/3 мышц.

Для развития специальной выносливости используются соревновательные упражнения или упражнения, близкие к ним по динамической и кинематической структуре.

Для развития общей выносливости используются упражнения циклического характера, такие как бег, ходьба, плавание, ходьба на лыжах, гребля и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *