что такое складень церковный
Что такое складень церковный
Складни или полиптихи существуют на Руси с давних пор.Для тех,кто не понимает о чём речь,это складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых.
Старинные складни могли иметь разное количество створок,но не менее двух, изготавленных из дерева, кости или металла. Створки расписывались, украшались резными элементами, а также расписывались эмалью. Складни с двумя створками называются диптихами, состоящие из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами.Складни имеющие более четырёх створок встречаются значительно реже и назывались полиптихи.Наибольшей популярностью пользовались у казаков и староверов.
Считается,что складни на Руси появились в десятом столетии.Они привозились из Византии вместе с иконами, крестами и панагиями. Створки старинных складней закрывались встык. Прообразом, вероятно, стали Царские врата, закрывавшие ворота в традиционный церковный алтарь.
Сначала складни на Руси изготавливались при мастерских храмов и монастырей. Сюжеты были разнообразны. Но ранние экземпляры могли содержать и отражение языческой культуры. Наравне с амулетами-змеевиками были,иконы и складни, на обратной стороне которых отображались змееподобные существа не свойственные христианскому миру.
Как правило,средневековые складни, были нагрудными и носились на шнурке, были мелкоформатными и имели подвижное оглавие.Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона.Самой популярной вариацией складня являлся «трехстворчатый» также именуемый триптих – средняя часть триптиха закрывалась двумя боковыми створками.
Чаще всего в триптихах изображали троих святых: в центре икона Спас на престоле, на правой створке – Божья Матерь Заступница, а слева – Николай Угодник.На обратной стороне наносились резные или литые бронзовые изображения Голгофского креста.
В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.
На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все они могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход.Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди.
В девятнадцатом столетии металлические складни часто заменялись целыми иконостасами и святцами
Среди находок складни попадаются реже иконок и крестов. Это связано с трудоемкостью изготовления створок и оглавия, которые отливались отдельно, а затем собирались.
После раскола в церкви металлические литые иконы начинают интенсивно делать староверы. Гонимые правительством, им было трудно перевозить своё церковное имущество, например громоздкие деревянные иконы. А вот небольшие литые иконки и складни хорошо подходили для частых транспортировок, к тому же их легче было прятать.
Во времена Петра была безуспешная попытка закрыть производство складней.
Чем отличаются мощевики, складни и ладанки?
Как и много веков назад в современном ювелирном искусстве встречаются такие изделия, как: мощевики, складни, ладанки. Наверняка многие задавались вопросом: в чем же их отличие, ведь с первого взгляда они так похожи друг на друга? Давайте узнаем об их различии, а заодно и о предназначении.
Откуда появились нагрудные мощевики, складни и ладанки?
Еще с первых веков христианства верующие носили на груди медальоны с частицами святынь: Животворящего Креста или мощами святых мучеников. Наряду с этим, как известно, носили и кресты, а позже образки со Спасителем, Богородицей и святыми. Впоследствии мощевики, кресты и нательные иконы как бы соединились вместе и получились, так называемые, энколпионы (с греч. нагрудный) или панагиары – кресты или медальоны, которые украшались различными изображениями и камнями и носились поверх одежды. Они делались в виде маленьких ковчежцев, куда закладывались святыни.
Шли годы, и постепенно из энколпионов получились изделия для хранения личных святынь, носимых при себе: для мирян – нагрудные мощевики, складни, ладанки, а для архиереев панагии ̶ овальные медальоны, чаще с изображением Божией Матери.
Мощевик князя Сергея
Александровича Романова
19 в.
Панагия. Греция. Крит.;
XVI в.
Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий, она утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как знак архиерейского достоинства.
Отличие мощевиков от складней и ладанок.
Так чем же отличаются эти ювелирные изделия?
Мощевик ̶ это небольшой ковчежец для хранения частиц мощей или других святынь. Он имеет полость, куда помещается святыня, плотные створки и замок. Мощевик может быть выполнен в виде иконы или креста.
Складень же состоит из нескольких образков, либо крестика и образка, которые для компактности складываются вместе в виде книжечки. Внутри находится складная иконка, а на крышечке изображаются надписи и символы. Для ношения святынь он не приспособлен.
Ладанки изначально использовались для ношения на груди ладана, поскольку православные люди верили, что ладан отгоняет темные силы. В ладанке можно носить как кусочек ладана, так и другую маленькую святыню.
Что носить в мощевиках и ладанках сегодня?
Как мы уже говорили, в древности в мощевиках носили частички мощей святых мучеников, в наше время такая практика встречается весьма редко. Тогда возникает вопрос: а что же тогда носить? Сегодня в нательном мощевике и ладанке можно носить, так называемые «вторичные святыни». Это может быть цветок или растение из святого места, кусочек ткани от облачения святого или приложенная к святым мощам, щепотка песка со Святой Земли, частицы просфоры, ладан. Определенных правил здесь нет, каждый решает сам, какую памятную для себя святыню носить в мощевике или ладанке.
Но важно одно: к ношению этих святынь требуется правильное отношение и понимание того, что это не талисманы, они защищают не сами по себе, а только посредством хранимой благодати Божией, как, впрочем, и другие православные украшения.
Складень
Скла́день – (также «складни», «створки», «складная икона», «створчатая икона», «расклад», «раскладная икона»; от церк.-сл. «складывати» — сослагать, совмещать, складывать) – миниатюрная складная икона.
Считается, что складни как небольшие складывающиеся иконы пришли на Русь из Византии примерно в X в. Практически сразу на Руси начали изготавливаться собственные складни, которые в редких случаях могли заменять иконостас. Складни изготавливались в основном трехстворчатые или двухстворчатые, реже четырех- или пятистворчатые. Размер складня и боковых створок определялся «средником», то есть центральной частью. Створки (не имеется в виду двухсоставной складень) равнялись половине средника и тем самым закрывались встык, иногда с использование затвора-замка. Полагают, и небезосновательно, что изначально складни изготавливались для нагрудного ношения, но затем стали появляться складни большего формата, в частности для использования в качестве домашнего иконостаса.
Существовали нательные (как правило, наперстные), и ставные (поставные, киотные) складни. Их могли носить на груди вместо креста, на кольце или браслете, просто в кармане одежды или в суме. Существовали специальные «путные» складни, которые брались в дорогу, складни домашние, размещавшиеся в красном углу и складни больших размеров – «походные», которые часто использовались в крестных ходах и пр. религиозных процессиях. По свидетельству архидиакона Павла Алеппского, побывавшего в России в XVII в. складни были у каждого ратника (русского воина)1.
В некоторых случаях складни отливались, а затем ковались или прессовались – в зависимости от иконографического сюжета (уникальный под заказ или стандартный) и материала. Нередко складни делались из дерева (в силу специфики материала их дошло до нынешних времен не так много). Металлические складни могли покрываться разноцветной эмалью. В последнем случае использовалась медь или латунь – материалы, которые относительно пригодны для литья и хорошо пригодны для ковки, прессования и гравировки, в редких случаях использовалась бронза. В первой половине XVIII века расцветает старообрядческая Выговская литейная мастерская, в связи с ее деятельностью начинают выпускаться складни не только медные, но и литые железные. Также появляются стержневые петли, до этого боковые створки имели выступы внизу и вверху, а средник имел два кольца под эти выступы; например, такие петли сохранились в трехстворчатом складне «Спас на престоле» XVI в.
Иконография складней весьма и весьма богата, однако, чаще всего встречаются образцы с изображением Господа Иисуса Христа в среднике и святых, Богоматери, ангелов на боковых створках. Иногда иконография складней посвящена конкретным событиям из Священного Писания.
Не стоит путать со «складнем» иконографическую конструкцию в значении «створчатый алтарь», распространенный в католической культуре Западной и Центральной Европы. Последний мог состоять из трех створок (триптих (от греч. τρίπτυχος – сложенный втрое (τρίς — три раза, трижды, и πτυχή — складка, слой)); центральной и двух боковых) и пяти створок (пентаптих (от греч. πέντε — пять); центральной и четырех боковых). В редких случаях створчатый алтарь мог состоять более чем из пяти сегментов, в таком случае он назывался «полиптихом» (от греч. πολύς — многий, много). Среди известных европейских «складней» — Гентский и Краковский алтари.
Складень в современной Русской Православной Церкви
В наше время производство складней начало возрождаться после десятилетий гонений со стороны советской безбожной власти. На данный момент существует довольно разнообразные формы складней – складень книжка с цитатами из Священного Писания, складень-образ с иконографическим изображением, складень-крест. В настоящее время складни делаются двух‑, трех‑, иногда четырех- и пятистворчатые. Сегодня складни изготавливают из разнообразных материалов – латунь, медь, дерево, а также пластик и картон (когда речь идет о небольших складнях, оснащенных небольшим бумажным текстом молитвы). Помимо этого существуют складни из драгоценных металлов – серебра, золота, платины. Как и в древности складни изготавливаются для ношения на груди, в кошельке или сумке, а также для размещения в красном углу дома. В редких случаях, как правило под заказ, складни делают на перстнях.
Примечание:
1 Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1898. Вып. 3. С. 136.
Складень
Складень — наименование распространённой в Средневековье в странах Центральной Европы формы церковных алтарей.
Общие сведения
Наиболее известными складными алтарями, являющимися подлинными произведениями религиозного искусства, являются:
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Складень» в других словарях:
СКЛАДЕНЬ — СКЛАДЕНЬ, складня, муж. 1. Иконы, изображенные на двух или трех небольших складывающихся створках (церк.). 2. Складывающийся, складной предмет. «Ты как железный аршин складень.» Шолохов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СКЛАДЕНЬ — СКЛАДЕНЬ, складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей … Современная энциклопедия
СКЛАДЕНЬ — складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей … Большой Энциклопедический словарь
Складень — СКЛАДЕНЬ, складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Складень — складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или неск. (полиптих) частей. Икона складень «Предстоящие у креста и праздники». 17 в … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Складень — икона с несколькими (чаще всего 2) складывающимися створками. С. обычно называли небольшие по размеру иконки (из дерева, металла, слоновой кости). Икона складень. Позолоченное серебро. 1412. Мастер Лукиан. Оружейная… … Большая советская энциклопедия
Складень — (ст.слав. – складывать, свертывать) – икона, состоящая из нескольких иконок, скрепленных между собой и устроенных так, чтобы складываться друг с другом. Маленький складень служит дорожной иконой. Складень, состоящий из двух иконок, называется… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Складни
¦ «Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на …цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол. — Прим. авт. )». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).
Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», — писал архидиакон Павел Алеппский [Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1898. Вып. 3. С. 136].
В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века.
Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались встык.
Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения.
Если сравнить количество дошедших до нас складней, отлитых до конца XVII века, с количеством крестов и икон этого же периода, то складней окажется очень мало. Этот факт можно объяснить тем, что процесс их изготовления был гораздо более трудоемким, так как створки, оглавия отливались по отдельности и крепились к среднику.
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
¦
Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней, описанные ниже.
Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста. Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII — начала XX века и имели хождение по всей России.
Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок.
¦