что такое скитское поминовение
Ответы на частые вопросы относительно поминовений, совершаемых в монастыре
Дорогие братья и сестры!
На сайте Валаамского монастыря valaam.ru уже несколько лет работает электронная форма подачи записок. В этой статье мы постарались ответить на самые частые вопросы, которые регулярно поступают на электронный адрес монастыря – rites@valaam.ru.
Как подать записку?
Для заказа поминовения о здравии или об упокоении нужно воспользоваться формой на сайте ПОДАТЬ ЗАПИСКУ.
На форме необходимо:
Просим вас быть очень внимательными при заполнении!
Каков размер пожертвования за поминовение?
Рекомендуемое пожертвование за одно имя:
При заполнении имен на форме автоматически рассчитывается рекомендуемое пожертвование, размер которого Вы можете изменить как в большую, так и в меньшую сторону.
Что такое проскомидия?
Проскомидия – подготовительная часть Божественной литургии. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а также поминаются живые и усопшие православные христиане.
За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. В конце Литургии все вынутые частички погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
По согласному учению святых отцов поминовение за проскомидией самое действенное. Например, святитель Афанасий Ковровский пишет: «Поминовение живых и усопших на проскомидии, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями. Это самое важное, самое сильное, самое действенное поминовение».
Что значит «Неусыпаемая Псалтирь»?
Неусыпаемая Псалтирь – это особый род молитвы, которая совершается непрерывно, за исключением воскресных и праздничных дней, в которые поминовение не положено по древней монастырской традиции.
Днем Псалтирь читается на Центральной усадьбе в Успенском храме и на Всехсвятском скиту, а ночью – на Никольском скиту. Сама книга Псалтирь состоит из 20 кафизм, а каждая кафизма разделена на 3 «Славы». На каждой «Славе» поминаются живые и усопшие. Чтецы сменяют друг друга каждые 1-2 часа.
Подробнее о поминовении за чтением Неусыпаемой Псалтири.
Чем проскомидия отличается от Неусыпаемой Псалтири?
Когда начнется поминовение?
Годовые поминовения за проскомидией начинают поминаться через неделю после подачи.
Точный срок поминовения вам придет в письмах по электронной почте.
Можно ли заказать вечное поминовение?
В Валаамском монастыре записки о здравии или об упокоении на вечное поминовение не принимаются. Максимальный срок поминовения – 1 год.
Можно ли подавать записки за некрещенных или инославных?
Для поминовения у нас принимаются только имена людей, крещённых в Православной Церкви. Католики, протестанты и вовсе некрещёные люди не могут поминаться в храме. Это значит, что их имена не будут вписаны в монастырские синодики и не будут прочитаны во время совершения треб и поминовений.
Пожалуйста, обратите внимание на имена, которые вы вносите в записки на поминовение. Нередко встречаются имена, которые не значатся в святцах христианских святых, либо имеют явно нехристианские корни. Если такой человек все же крещён (например, по обряду поместных Православных Церквей), укажите в поле «Пометка» около его имени «Крещенный/Крещенная».
Записка подана о здравии, а нужно об упокоении. Мы допустили ошибку.
Пожалуйста, будьте внимательны при подаче записки. Если имена уже были внесены в синодики, найти и исправить их не представляется возможным. Напишите нам на rites@valaam.ru или позвоните 8 800 550-34-43 (звонок бесплатный) и укажите номер записки. Мы начнем поминать об упокоении указанных в ней христиан.
Что мне делать, если я подал записку о здравии, а через некоторое время человек умер (почил)?
Как подать записку банковским переводом?
Для подачи записок из дальнего зарубежья, если по каким-то причинам не удается пожертвовать другими способами, есть возможность пожертвовать с помощью банковского перевода. Для этого нужно на форме ПОДАТЬ ЗАПИСКУ выбрать способ пожертвования «Валютный банковский перевод», распечатать сформированный бланк для перевода или сфотографировать его и взять его с собой в отделение банка.
После оформления перевода пришлите, пожалуйста, нам в ответном письме на rites@valaam.ru номер записки (указан на бланке) и номер перевода.
Как подать записку почтовым переводом?
После оформления перевода пришлите, пожалуйста, нам в ответном письме на rites@valaam.ru номер записки (указан на бланке) и номер перевода.
В дополнение к статье рекомендуем также ознакомиться с особенностями совершения монастырских треб и поминовений.
Как моему родственнику подать записку, если у него нет возможности сделать это через Интернет?
Позвоните нам 8 800 550-34-43 (звонки с городских и мобильных номеров по России бесплатно) и сообщите имена и требу для поминовения. Пожертвовать в этом случае можно прямо с баланса телефона.
Также в любом почтовом отделении можно отправить почтовый перевод для «Федеральный клиент «Валаамский монастырь (пожертвования)»», в комментарии указав имена и требу.
Вынимают ли частицы за каждое имя на проскомидии?
В нашем монастыре поминовение за проскомидией осуществляется без вынимания частиц за каждое имя. На утреннем богослужении в Спасо-Преображенском соборе монастырская братия прочитывает синодики о здравии и об упокоении. А в это время в алтаре совершается проскомидия. По будням Великого поста поминовение также совершается, но без проскомидии, которая в это время года не положена по Уставу.
Как совершается поминовение за проскомидией Великим постом?
В будни Великого поста не положено совершения проскомидии. Однако записки все равно прочитываются в этот период во время утреннего богослужения, оставить людей вовсе без поминовений мы не можем. Также все поданные записки обязательно будут прочитаны по субботам и воскресеньям в момент совершения проскомидии.
Символ Веры
Вечное поминовение. Где заказать и какие бывают церковные требы
Церковные требы в церквах и монастырях православного Иерусалима
Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».
Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.
О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17)
Заказная обедня
За поминаемого на Литургии вынимается частица из просфоры и погружается в потир со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа).
Таким образом, душа человека, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать и освящение.
Вечное поминание на обедне будет совершаться на каждой Литургии в течение всего времени, пока существует монастырь.
Вечное поминание…
Поминание человека в течение того времени, пока стоит этот храм. Когда большевики разоряли старинные монастыри, храмы, они находили поминальные списки еще домонгольских времен. То есть человека в этом храме поминали многие столетия ежедневно.
Когда разрушенный храм восстанавливается, то, если это возможно, разыскиваются вечные поминания, и поминание опять начинает совершаться. Вспоминаю свое служение чтецом в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга. Моим послушанием было как раз читать вечное поминание, которое, на счастье, было напечатано до революции типографским способом. Когда храм снова начал действовать, это поминание (оно было выпущено небольшим тиражом) взяли, отксерокопировали, переплели и ежедневно поминали. Среди многих имен (а там каллиграфически были выписаны имя, отчество, фамилия поминаемого) там встречались имена отца Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении, многих видных отечественных деятелей культы, искусства, аристократии.
Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или совершается вследствие особых заслуг человека перед этим храмом (монастырем). Автоматически включаются в вечное поминание храма и имена священнослужителей, трудившихся здесь.
Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома.
В отдельных случаях церковное священноначалие или священник принимают особое решение.
Особое прошение
О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии это наибольшее благо для тех, кто нам дорог
Сорокоуст
Вечное простое поминание
Такое поминовение совершается сестрами на Богослужении на протяжении всего времени, пока существует монастырь.
В случае смерти поминаемого его ближние должны сообщить об этом в монастырь, чтобы имя переписали в помянник «о упокоении» (нужно сообщить дату заказа поминовения для того, чтобы найти имя в помяннике).
Можно заказать такое поминовение и за усопшего, его имя запишется сразу в помянник «о упокоении».
Неусыпаемая псалтирь
Во многих местах есть обычай просить в монастырях почитать Псалтирь за усопших и о здравии, что соединяется с подачей милостыни.
В обители сестры непрестанно читают Псалтирь (неусыпаемая псалтирь) с поминовением имён (о здравии и о упокоении). Велика сила этой непрестанной молитвы.
Молебны
Панихида
Поминание на Великий пост
Во время Великого поста в монастыре совершается особое поминовение.
Имена (о здравии и упокоении) поминаются сестрами на Богослужении ежедневно в течение всего Великого поста.
В каких храмах и монастырях можно заказать церковные требы
Иерусалимская православная церковь (Иерусалимский Патриархат)
1.Монастырь св. Феодосия Киновиарха
Holy Monastery of the Hegumen Theodosius the Coenobiarch.
Hegumen: Archimandrite Ierotheos.
Tel. +972-2-2761223 and +972-505-282447 (mob).
Greek Orthodox Convent, P.O. Box 183, Bethlehem.
3. Монастырь Саввы Освященного
Holy Lavra of our Holy and Godbearing Father Savva the Blessed
Abbot: His Beatitude the Patriarch of Jerusalem Theophilos
Confessor: Archimandrite Evdokimos
Stewart: Monk Ioannikios, Monks 16
Postal Address: Holy Laura of St. Savvas, P.O.Box 19824, Jerusalem
Tel: +972-2-2762915
4. Монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж)
Holy Monastery of Saint George the Hozevite
Caretaker: Archimandrite Chrysostom
Tel: +972-29943038 and +972-505-348892
Monks and novices: 4
Postal Address: Greek Orthodox Convent, P. O. Box 35, Jericho Israel.
5. Монастырь Искушения (Каранталь)
Holy Monastery of Mount Sarantario (of Temptation)
Abbot : Archimandrite Gerasimos
Tel: +972-2-2322827
Postal Address: Greek Orthodox Convent, P.O.Box 21, Jericho
7. Монастырь Иоанна Предтечи
Holy Monastery of Saint John the Forerunner in Jordan.
Caretaker: Archimandrite Chryssostomos.
Greek Orthodox Convent, P.O. Box 35, Jericho.
Tel. +972-2-9943038, +972-505-348892
8. Монастырь Илии пророка (Дейр-Мар-Ильяс)
Holy Monastery of Prophet Elijah.
Hegumen: Archimandrite Andreas.
Tel. +972-2-6760966, +972-522-379419, +972-544-629066
Greek Orthodox Convent, P.O. Box 312, Jerusalem 91002.
9.Церковь св. Георгия Победоносца в Лидде
Saint George Church in Lydda.
Hegumen: Archimandrite Sophronios.
Tel. and fax: +972-8-9222023, mob. +972-547-519812.
Greek Orthodox Convent, P.O. Box 230, Lod.
10.Церковь Собора Двенадцати Апостолов (Капернаум)
Holy Monastery of the Saint Apostles in Capernaum
Abbot: Archimandrite Irinarchos.
Tel. +972-528-858421 (mob.)
Greek Orthodox Convent, P.O. Box 385, Tiberias.
Tel. +972-4-6722282 and fax: +972-4-6791535
11.Храм св. Фотинии Самарянки. Колодец Яакова, Наблус
Holy Monastery of Jakob’s Well in Samaria.
Hegumen: Archimandrite Justin.
Tel. +972-9-2313123, +972-599-658385
Greek Orthodox Convent, Nablus.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Наша жизнь устрояется не самочинно, а Промыслом Божиим, успокоение обретается в отречении своей воли, полного удобства никогда нельзя найти, невозможного Господь не требует от нас, и посильное исполнение заповедей Божиих возможно везде и всегда. За посильное понуждение себя в данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет во благих желание его.
Личиною добра, оставшегося в падшем естестве, враг старается всех отвлечь от Христа, доказывая злохитро, что падшее добро есть единственное добро, ибо оно таким и кажется тому, кто не знает учения Христова. Кто, несмотря на все обольщения врага, будет держаться евангельского учения, тот должен неизбежно пережить борьбу внутри себя. Падшее естество любит себя и любит мир сей, а Евангелие требует самоотвержения и любви к Богу. Поэтому согласия между ними не может быть никогда.
Если скажешь про брата или сестру что-либо дурное, даже если это будет правда, то своей душе нанесешь неисцельную рану. Передавать о погрешностях другого можно только в том случае, когда в сердце твоем единственное намерение – польза души согрешившего.
Оптинские
праздники
декабрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Свт. Филарета, митр. Московского (1867).
Мч. Илиодора (ок. 273).
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Скитское кладбище
Блажени мертвии, умирающии о Господе; ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих (Откр. 14, 13).
И з библиотеки пройдем-те на скитское кладбище. Оно расположено на южной стороне, между двух корпусов, и обсажено плодовыми деревьями и кустарником. На восточной стороне его, на чугунном пьедестале стоит массивный чугунный крест, к которому пригвождено литое изображение Господа нашего Иисуса Христа; пред Ним теплится неугасимая лампада, возженная усердием покойного Старца – Скитоначальника Иеросхимонаха Макария.
На пьедестале креста с передней стороны написаны имена погребенных на кладбище братий; на задней стороне надпись: «Скит сей устроен при Оптиной пустыни в 1821 году, по благословению бывшаго в то время Преосвященнаго Филарета Калужскаго и Боровскаго. А крест сей сооружен на скитском кладбище в 1854 году».
В настоящее время число усопших о Господе, с основания скита (с 1821 г.) уже сравнялось с числом живущих в нем, и состоит из 32 человек. Остановимся у могилы каждого, и прочтем надписи, начертанные на плитах и дощечках, покрывающих место почивших о Господе.
1) Первый получивший упокоение на сей ниве Божией был: Монах Нифонт, скончался 1826 года Мая 14 дня, 47 лет, родом из Карачевских мещан.
2) Послушник Михаил, скончался 1826 года Июня 18 дня, 26 лет, родом из Орловских мещан.
3) Монах Иосиф, скончался 1827 года Апреля 30 дня, 25 лет, родом из Калужских мещан.
4) Монах Досифей, скончался 1828 года Декабря 22 дня, более 75 лет, родом из однодворцев города Карачева.
5) Монах Сергий, скончался 1830 года Сентября 1 дня, 65 лет, из духовного звания.
6) Монах Стефан, скончался 1831 года Июля 14 дня, 67 лет, из экономических крестьян.
7) Под сею дскою погребено тело раба Божия Монаха Макария, бывшего Московского 2 гильдии купца Марка Евдокимова Дехтерева; скончался 1832 года Июня 8 дня в 6 часов пополудни; жития; его было от роду 78 лет.
8) Монах Савватий, скончался 1833 года Декабря 24 дня, 52 лет, из дворовых людей.
9) Послушник Георгий, скончался 1833 г. Декабря 24, 24 лет, родом из Московских мещан.
10) Под сею дскою погребено тело рясофорнаго Монаха Павла Петровича Тамбовцева, скончавшагося 1835 года Августа 4 дня на 26 году от рождения с напутствованием всех таинств Церкви. В скит сей поступил в 1829 году; неся тяжкий крест, возложенный Промыслом, чрез неcчастную кончину родителя своего, Белгородскаго 2 гильдии купца.
– Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.
Это любимый стих покойного.
11) Монах Стефан; скончался 1836 года Февраля 29 дня, более 80 лет, из Карачевских мещан.
12) Послушник Иоанн, скончался 1834 года Ноября 18 дня, 50 лет, родом из крестьян.
13) Под сею дскою погребено тело Монаха Илариона, из Московских купцов (Иван Козмин Козлов), поступил в сей скит 1836 года в Январе, скончался 1850 г. Марта 5 дня, оть роду имел около 100 лет.
14) Монах Макарий, утопший 1841 года Июня 28 дня, 70 лет, из экономических крестьян.
15) Иеромонах Иов, скончался 1843 года Января 14 дня, 81 года, из Тульских оружейников.
16) Послушник Алексей, скончался 1845 года Февраля 4 дня, 73 года, отставной Коллежский Советник.
17) Послушник Василий, скончался 1845 года Мая 2 дня, 57 лет, вольноотпущенный Г. Рахманова.
18) Монах Петр, скончался 1848 года Июня 8 дня, 28 лет, родом из Новосильских мещан.
19) Монах Диомид, скончался 1849 года Мая 1 дня, 68 лет, из вольноотпущенных Г. Салтыковой.
20) Под сею дскою погребено тело в Бозе почившаго Иеросхимонаха Иоанна, ревностнаго поборника Православной Церкви против раскольников: он издал 6 книг, и удостоверил оными о их заблуждении и о чистоте учения Православной Церкви. Всего жительства его было 87 лет. Скончался 4 Сентября1849 года мирною кончиною в Козельской Оптиной пустыни в находящемся при оной ските, где прожил 15 лет. Вечная ему память!
21) Валаамский Игумен Варлаам, скончался 1849 года Декабря 26 дня, 73 лет, родом из Московских купцов.
22) Монах Нифонт, скончался 1849 года Декабря 28 дня, 76 лет, родом из Саратовских купцов.
23) На сем месте погребено тело Иеромонаха Никона, скончался 1850 года Октября 2 пополудни, на 45 году от роду. Происходил из дворян г. Глухова; прежнее имя: Николай Иванов Огиевский, Коллежский Секретарь. Поступил в скит сей 1832 года в Ноябре месяце, пострижен 1839 г. Отличительныя черты жпзни его: трудолюбие, кротость и уединение.
24) На сем месте погребено тело Монаха Феодосия. Поступил в монашество в 1837 году, а скончался 1851 г. Августа 22 дня, на 63 году, из вольноотпущенных.
25) Рясофорный Монах Геннадий, скончался 2 Сентября 1851 года, на 79 году от рождения, из мещан г. Путивля.
26) Под сею дскою погребено тело Схимонаха Леонида, мирно почившаго о Господе 4 Декабря 1853 года, на 71 году от рождения, родом из Карачевских граждан, по фамилии Бочаров. Поступил в Чолнский монастырь в 1804 году, пострижен в монашество в 1807 году в Белобережской пустыни. Жил на Валааме и в Александроневской лавре, отколе перешел в сию обитель в 1834 году. Схиму принял в 1851 году.
27) Послушник Владимир, скончался 6 Марта 1855 года мирною кончиною на 24 году от рождения, из дворян Козельского уезда, по фамилии Кавелин.
28) Послушник Пармен, 22-х лет, скончался 1856 года Июля 18, родом из граждан г. Епифани, жил в обители 3 года.
29) Монах Андрей, 63 лет, скончался 10 Октября 1856 года, из Тамбовских чиновников, Коллежский Асессор, по фамилии Сланский, в обитель поступил в Декабре 1848 года.
30) Схимонах Вассиан, скончался 10 Сентября 1857 года, 97 лет, из крестьян Мосальского уезда, жил в ските с самого его основания – с 1821 года. (Плиты на его могиле еще не положено; предполагаемую надпись смотри ниже).
31) Надпись на чугунной плите: «здесь погребен Иеромонах Вассиан, скончался 28 Мая 1859 года, пострижен в Сергиевской лавре в 1826 году, а начало полагал в Пешношской обители; жил в ските почти 5 лет с половиною, от роду ему 53 года, родом из селения, находящагося близь Пешношскаго монастыря».
32) Иеросхимонах Иов (см. ниже его жизнеописание).
На могиле Иеросхимонаха Иова и Схимонаха Вассиана предположено положить плиты с приличными надписями, из коих для последней, составленная Отцем Архимандритом Моисеем, будет следующаго содержания:
а) Под сим памятником погребено тело скитскаго Старца – Схимонаха Отца Вассиана, скончавшагося, со упованием на Божие милосердие, Сентября 7 дня 1857 года, девяноста семи лет от рождения своего.
б) Сей блаженный Старец – Схимонах Вассиан, родом был Жиздринскаго уезда из крестьян; в монастырь вступил 1812 года, в монашество пострижен 1818, года; а потом в 1820 году в схиму был пострижен он Преосвященным Филаретом Калужским. – И с самаго вступления своего в монашество провождал жизнь более подвижническую: носил на теле своем вериги, пищу всегда употреблял он постную, не вкушая молочнаго и рыбы, кроме самых великих праздников – св. Пасхи и Рождества Христова, а вина и чаю во всю иноческую жизнь свою не употреблял никогда. К церковному богослужению был весьма усерден, притом и келейным правилом занимался почти безпрерывно – прочитывая ежедневно псалтырь и акафисты, со многими земными поклонами. Каждую неделю приобщался св. Таин Христовых. В Великий пост – первую и последнюю седмицу проводил без пищи; а в 1818 году, будучи в силах, поревновал древним Отцам испытать себя в чрезвычайном посте Бога ради, не вкушая пищи во весь рождественский пост, также и во всю Четыредесятницу великаго поста. Притом выдерживал многия искушения козней бесовских силою веры и любви ко Господу. Был неутомимо трудолюбив; любил крайнюю нищету – не имея в келлии ничего, кроме икон святых, и по кончине его ничего не осталось, кроме изношенной и ни к чему негодной одежды – и тем подал для всей братии весьма назидательный пример подвижнической зело жизни.
За все таковые подвиги да упокоит Господь Бог душу раба Своего со святыми в небесном царствии Своем.
Устав скитский
Сподобивыйся уведети себе, лучший есть сподобльшагося увидети Ангелов
Относительно Устава скитского, по внутреннему содержанию, можно сказать, что он имеет целью своею: при единодушном жительстве, глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное, при том, со внимательным рассматриванием самого себя, и постоянною молитвою, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира, – сообразно с учением и опытами Св. Отец, прославленных в Христианской Церкви.
Во внешнем же отношении, живущие в скиту братия руководствуются правилами устава Коневской обители, введенного в Оптиной пустыни грамотою Преосвященного Филарета в 1824 году. Согласно с сим уставом, церковная служба в скиту бывает еженедельно – в субботу и Воскресенье. Во все дванадесятые и в два храмовые праздника обители: 1 Мая Преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца, и 22 Октября – день Казанския иконы Пресвятыя Богородицы, – скитская братия по заведенному порядку, ходят ко всенощному бдению и к литургии в монастырь, и после литургии, в знак духовной любви и единения, разделяют с монастырскою братиею их трапезу. Сверх еженедельной субботней и воскресной службы, в скитской церкви бывает служба в нижеследующие дня: на праздник Пасхи, начиная со втораго дни (в первый, как сказано, скитяне бывают в монастыре), – всю неделю; в праздник Рождества Христова на второй день; в Троицын день; Великого поста – первую и последнюю неделю во все дни, а в остальные седмицы оного, сверх суббот и воскресений, бывает еще одна в неделю литургия преждеосвященная; в праздники храмовые: Собор св. Иоанна Предтечи Господня (7 Января), Рождества Предтечи (24 Июня), Усекновение Главы (29 Августа). Во все эти дни бывает служба соборная; а во дни обретения Главы Предтечевы (первое и второе 21 Февраля, и третье 25 Мая) и Зачатие Предтечи (23 Сентября) полиелей.
Примечание. В три первые храмовые праздники и на второй день Пасхи служение обедни в скиту совершает Настоятель обители соборне с скитскими Иеромонахами. Сверх того бывает служба в скитской церкви в следующие дни: в Январе 1 числа на Новый год – в память св. Василия Великаго; 17 – память Преподобного Антония Великого; 19 – Преподобного Макария Великого; 25 – св. Григория Богослова; 30 – Собор Трех Святителей; Февраля: 3 – Св. Праведного Симеона Богоприимца с Анною Пророчицею; Марта 9 – Сорок мучеников; 14 – празднование иконы – чудотворныя Феодоровския Божия Матери; Мая 8 – Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; 9 – Перенесения мощей Святителя Николая; Июня 26 – явления Тихвинския иконы Пресвятыя Богородицы; Июля 5 – Обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского; 20 – св. Пророка Илии; Августа 1 – Происхождения древа Креста Господня; 16 – Перенесения Нерукотворенного образа; 28 – Преподобного Моисея Мурина; Сентября 7-го; 26 – Преставления Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; Октября 1 – Покрова Пресвятыя Богородицы; 11-го; Ноября 8 – Собор Архистратига Михаила, 13 – св. Иоанна Златоустого; 27 – Знамения Пресвятыя Богородицы; Декабря 1 – в память основателя скита, почившего о Господе Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, б) – день тезоименитства благодетеля скита, Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского. После литургии бывает молебен о здравии и благоденствии второго, а потом совершается панихида о упокоении души первого; 6-го – св. Николая Чудотворца Мирликийского.
Ко бдениям, бывающим в навечерия Царских дней и по другим случаям, а также к литургии и молебнам скитяне ходят в монастырь.
Во все же те дни, когда не бывает в скиту церковной службы (исключая помянутых выше дней, в которые все скитяне бывают на бдении, у литургии и в трапезе в монастыре), начиная с вечера Воскресения, продолжается в скитской церкви чтение псалтыри, с поминовением, во 1-х: о здравии и спасении живых и о успокоении усопших братий скита – их родителей и ближайших сродников, (т. е. братский синодик); во 2-х: о здравии, и спасении живых и о упокоении в вечном блаженстве преставльшихся душ – благочестивых вкладчиков и благотворителей обители и скита, их сродников (синодик благотворителей). Чтение это производится попеременно чрез два часа, во дни и ночи, непрерывно до субботы, то есть до вечера пятка (или до начала службы, положенной в один из упомянутых дней): тогда прекращается псалтырное чтение, и начинается вечерня; потом в свое время утреня, и после начатия в обители ранней обедни и здесь совершается литургия (в 7-м часу утра). В субботу же вечера бывает малая вечеряя, и бдение в свое время; в Неделю (Воскресение) литургия.
Прочие же дни, скитская братия, кроме чтения псалтирнаго в церкви, молитвенное правило совершают в келлиях своих, каждый отдельно, или по согласию – по два и по три вкупе, по преданию св. Церкви и по данному наставлению от Настоятеля и отца Духовного. Свободное время в келлиях препровождают в чтении Свящ. Писания и Отеческих книг; «в чем по наставлению первоначальника скитской жизни в России, Преподобнаго Нила Сорскаго, скитяне должны полагать свою жизнь и дыхание». Во 2-х занимаются разными рукоделиями, особенно в зимнее время, а именно: переплетным, футлярным, токарным, ложечным и краснописанием (писанием по уставу).
В летнее время скитские братия занимаются возделыванием огородов, уходом за садом, поливкою дерев и растений, и пчеловодством; а осенью уборкою овощей и садовых плодов; и кроме того бывают на общих монастырских послушаниях: при уборке сена, а осенью овощей.
Частные послушания в скиту: по церкви (кроме уставщика и певчих), ризничий и пономарь (он же звонарь и будильщик); по части хозяйственной: библиотекарь, повар и его помощник, трапезный, хлебопекарь и его помощник.
Пищу скитяне имеют во весь год постную, кроме Рождества Христова, Пасхи и тех недель, в кои определено св. Церковию и монашествующим вкушать во все дни млеко, сыр и яйца (называемые сплошные недели); разрешение вина, как в монастыре, кольми же паче в скиту, вообще никогда не благословляется.
Каждый из живущих в скиту поверяет успехи свои на духовном поприще, открытием всех своих помыслов своему Старцу, или очищает совесть свою повседневною исповедию в самых тончайших помыслах и умственных приражениях.
Поступающия в скит от благотворителей денежные подаяния, за употреблением на церковные расходы и на содержание скитской братии, отдаются Настоятелю обители на общие расходы. Подаяния эти состоят преимущественно из денег, жертвуемых разными лицами на поминовение о здравии живых и выздоровлении болящих и о упокоении преставльшихся. Подаяния эти состоят:
1) Одни (на поминовение) жертвуют более или менее значительные суммы, внося их на вечное время в кредитные установления с тем, чтоб проценты с капитала поступали в пользу скита. Другие жертвуют единовременно небольшие суммы, прося поминать о здравии или за упокой в течение года, шести недель, или другого определенного срока. Благотворители первого рода вносятся в вечный синодик и таблицы, и поминаются постоянно и неопустительно при чтении неусыпаемого псалтыря (имена поминаются на каждой славе, т. е. по трижды на каждой кафизме), во время церковных служб, на проскомидиях, в субботу на эктении, – при чем служащие как диакон, так и священник гласно прочитывают всю таблицу с именами жертвователей. Жертвователи второго рода (т. е. пожертвовавшие единовременно какую-либо сумму) также поминаются, в течение просимаго ими срока, во время чтения неусыпаемого псалтиря, на проскомидиях, литургии, на заздравных и заупокойных эктениях. Сверх того раз в неделю служится в скитской церкви одна общая панихида о упокоении преставльшихся, и один общий молебен о здравии и спасении всех находящихся в живых благотворителей скита, их рода и сродников.