что такое ситуация общения

ситуация общения

Смотреть что такое «ситуация общения» в других словарях:

Ситуация общения — См. Коммуникативная ситуация … Словарь социолингвистических терминов

ситуация общения — совокупность различного рода обстоятельств, условий, в которых происходит или может (должен) происходить речевой или коммуникативный акт, осознаваемых с точки зрения адекватности – неадекватности им его содержания и стиля. Сюда включается:… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ситуация общения, в которой возникает рассуждение-размышление — 1) Ситуация общения, которая предполагает обращенность автора речи к читателю или слушателю, а также к самому себе, что связано с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов. Основной задачей общения здесь становится выражение мнения,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ — (от фр. situation – совокупность обстоятельств). Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, побуждающие его к выполнению действий. К элементам С. могут относиться и состояния самого человека в предшествующий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ситуация речи (речевая ситуация) — (< фр. situation положение, обстановка, обстоятельство) Ситуация, которая предполагает речевое общение, включение собеседников на тематическом и композиционном уровне в речевой акт, в его диалогический и монологический контекст. В речевой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ситуация языковая — Взаимоотношение общего языка (официального языка, языка межнационального и мирового общения, письменного языка) и отдельного языка (местного, регионального). Наличие разновидностей общего языка (языка посредника) и отдельного языка является… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ — – это ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. В отечественной науке понятие введено Б. Я. Швединым. С. т.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ситуация — 1. Контекст речи, т.е. те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание. 2. Материальные и/или идеальные объекты и отношения между ними. 3. Конкретная или абстрактная действительность, описываемая… … Толковый переводоведческий словарь

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — – 1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не имеющего однозначного решения. Несмотря на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ — (от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

ситуация общения

Смотреть что такое «ситуация общения» в других словарях:

ситуация общения — 1) Один из основных компонентов информационной модели, характеризующийся сферой общения, особыми функциями речи, зависящими от конкретного стиля, задачами речи. 2) Ситуация, в которой возникает общение между говорящим и слушающим … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ситуация общения — См. Коммуникативная ситуация … Словарь социолингвистических терминов

ситуация общения, в которой возникает рассуждение-размышление — 1) Ситуация общения, которая предполагает обращенность автора речи к читателю или слушателю, а также к самому себе, что связано с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов. Основной задачей общения здесь становится выражение мнения,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ — (от фр. situation – совокупность обстоятельств). Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, побуждающие его к выполнению действий. К элементам С. могут относиться и состояния самого человека в предшествующий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ситуация речи (речевая ситуация) — (< фр. situation положение, обстановка, обстоятельство) Ситуация, которая предполагает речевое общение, включение собеседников на тематическом и композиционном уровне в речевой акт, в его диалогический и монологический контекст. В речевой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ситуация языковая — Взаимоотношение общего языка (официального языка, языка межнационального и мирового общения, письменного языка) и отдельного языка (местного, регионального). Наличие разновидностей общего языка (языка посредника) и отдельного языка является… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ — – это ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. В отечественной науке понятие введено Б. Я. Швединым. С. т.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ситуация — 1. Контекст речи, т.е. те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание. 2. Материальные и/или идеальные объекты и отношения между ними. 3. Конкретная или абстрактная действительность, описываемая… … Толковый переводоведческий словарь

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — – 1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не имеющего однозначного решения. Несмотря на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ — (от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

Как управлять общением? Используем внешние факторы

Управлять общением – один из важнейших навыков, которым должен обладать журналист. Эффективность общения зависит от многих факторов, в том числе и внешних. Зная эти внешние факторы, умея управлять ими, можно сделать общение действительно успешным.

Внутренние и внешние факторы общения

Сначала определимся: что относится к внутренним, а что – ко внешним факторам общения.

Ко внутренним факторам, которые влияют на общение, отнесем психологические характеристики нас самих, наши такт, способность к эмпатии, наблюдательность, правдивость, авторитет и пр.

Внешние факторы общения – это:

Некоторыми внешними факторами управлять невозможно или крайне сложно. Например, вряд ли мы сможем повлиять на возраст нашего собеседника. Однако этот фактор мы можем учесть и общаться иначе, чем с молодым человеком. Мы не повлияем на темперамент нашего собеседника, на его тип личности или мотивы… Мы можем только учесть это во время выстраивания отношений.

Но есть и такие внешние факторы, которые поддаются нашему управлению и даже могут быть специально организованы.

Обстановка общения

Так, зачастую залогом успешного общения становится оформление офиса. Грамоты, кубки, почетные значки, фотографии с кадрами в момент награждений и иные трофеи расскажут о достижениях и успехах фирмы или предпринимателя. Обычно посетителя в таких фирмах оставляют на некоторое время в одиночестве – чтобы он успел оглядеться и рассмотреть символы успеха.

Солидно отделанный и обставленный офис также свидетельствует об успехах его хозяев, о том, что здесь водятся деньги, они вкладываются в том числе и в комфорт, а значит, услуги здесь стоят дорого. Но и работа выполняется качественно – ведь именно за качество платят клиенты и посетители!

Однако с роскошью важно не переусердствовать: все хорошо, что в меру!

В кабинете начальника, когда он восседает на высоком кресле, а мы сидим напротив на жестком стуле, не очень-то тянет говорить по душам. А в будуаре с толстыми коврами, скрадывающими шумы, на роскошной кровати с женой или мужем вряд ли хочется обсуждать рабочие моменты.

Успешнее пройдет общение между людьми, которые сидят свободно вокруг небольшого столика, а не в ряд. Особенно эффективно расставлять стулья вокруг стола в том случае, если партнеры по общению встречаются впервые. Такая обстановка подчеркивает равноправие всех участников и располагает к доверию.

Начальник в кресле – это подчеркивание его авторитета. Если руководитель хочет сделать беседу более доверительной или дружеской, он может встать из кресла и выйти из-за стола, присесть рядом с собеседником на диванчик или стул. Такое поведение будет символизировать для собеседника: начальник «на моей стороне». Однако эти же действия начальника только повредит официальному разговору, деловой беседе.

Ситуация общения

Разные ситуации по-разному влияют на общение. В ситуации конфликта, например, общаться гораздо труднее, чем в ситуации, когда собеседник внимательно слушает и старается нас понять. Внутреннее сопротивление собеседника – зависит ли оно от неприятного первого впечатления, закоренелой зависти, негативных установок, предвзятости или мимолетного плохого настроения – всегда негативно влияет на общение.

В «тяжелых» случаях, чтобы сделать общение успешным, важно сначала разрядить обстановку: шуткой, прямым вопросом, что не так, неоспоримыми фактами…

Не только в сложных, но даже в типичных ситуациях общения мы иногда ведем себя неправильно. Представим только: входим в офис, а там – человек десять обращают на нас свои взоры. Кто-то из нас бодро пройдет мимо, громко и внятно поздоровавшись, отпустив шутку. А иной – потупит глаза, что-то буркнет и постарается побыстрее прошмыгнуть мимо. Последнее недопустимо, т. к. свидетельствует о закомплексованности.

Можно потренироваться дома, перед зеркалом, а потом перед близкими людьми, здороваться внятно, радостно, приветливо. Вскоре те, у кого получится преодолеть свою застенчивость или закомплексованность, заметят: люди начнут отвечать так же дружелюбно и приветливо.

К типичным ситуациям общения можно отнести умение не мямлить, а сказать твердое «нет!», когда невозможно сказать «да». Или ситуации, когда нужно кого-то о чем-то попросить, красиво поблагодарить, попросить прощения…

Каждый по-своему ведет себя – и получает разные результаты.

Особенности собеседника или групп

Все мы являемся представителями каких-то социальных групп. Чем более «зрелая» группа, коллектив, чем более сознательны их представители, тем больше можно рассчитывать на эффективное общение.

Конечно, начальнику проще управлять подчиненными, т.к. его статус – выше. Талантливому учителю, сумевшему найти подход к детям, проще убедить в чем-то подопечного, чем его нерадивому коллеге. Спокойной, постоянной в воспитании матери легче принудить к чему-то ребенка, чем той, которая воспитывает «от случая к случаю» и чаще всего – силовыми методами.

Важно помнить: неравенство в социальном статусе, в возрасте, в заслугах и чем-то еще не дает морального преимущества над собеседником. Тот, кто «выше», должен видеть в том, кто от него зависит или ему подчиняется, прежде всего человека, и относиться к нему гуманно, уважительно и со вниманием. Общение свысока создает психологические барьеры, преодолеть которые гораздо сложнее, чем воздвигнуть.

Общий тезаурус, или запас слов

У каждого из нас, людей, свой запас слов и свое понимание хорошей речи. Совпадение тезауруса у собеседников означает, что они общаются друг с другом «на одном языке».

Есть специальные слова, связанные с профессией. Журналисты, например, прекрасно знают, что означает «ляп», «полоса». Медики, летчики, конструкторы и механики оперируют своим специфическим набором слов. Слов, вроде бы и сходные по звучанию с нашей обычной речью, но имеющих совершенно иное смысловое содержание.

В одном из учебников по психологии общения приводился пример. Учитель физкультуры отдал младшим школьникам известную при ходьбе строем команду: «Взять ногу!». Эту команду школьники восприняли буквально и пытались в самом деле во время ходьбы взять ногу рукой.

Так что наличие общего тезауруса поможет общаться более эффективно, а иначе можно попасть впросак, а то и в неприятную ситуацию.

Мы учли внешние факторы общения. Учимся управлять общением дальше? Если готовы, в помощь – публикации:

Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями!
деловое общение

Основные столпы психологии общения по Аллану Пизу

Так, например, изучая язык телодвижений (бодилэнгвидж), Пиз пришёл к выводу, что человек проявляет себя или своё текущее внутреннее состояние своей манерой курить, а также манерой подавать руку при встрече.

И далеко не всегда на то или иное рукопожатие стоит отвечать. Кроме того, выяснилось, что невербалика в общении занимает 60–65%, тогда как словам отводится гораздо меньше. Люди с развитой интуицией, в особенности женщины, у которых она развита больше, часто произносят фразу «он врёт» после нескольких минут знакомства с человеком.

Часто люди, сами того не осознавая, имеют в виду, что видят несовпадение вербального и невербального аспектов, выдаваемых человеком во время коммуникации. А человек невосприимчивый может не обратить на это никакого внимания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Прочитав данную главу, вы будете знать:
o основные этапы развития теории коммуникации;

o что является предметом и объектом теории коммуникации;

o междисциплинарный характер коммуникативных знаний;

o категориальный аппарат теории коммуникации.

Коммуникация — процесс обмена смысловой информацией между людьми (индивидами и группами) посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит этот процесс к взаимопониманию или нет [108].

Истоки и основные этапы развития теории коммуникации

Для российской системы образования теория коммуникации — сравнительно новая учебная и научная дисциплина, но за рубежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. Здесь в качестве самостоятельного академического курса эта область научного знания сформировалась к середине XX в. и стала развиваться столь же быстрыми темпами, как и породившая ее электронно-коммуникативная революция, произошедшая в это время. В течение нескольких десятилетий в США и ряде других стран читаются курсы по теории коммуникации, сложился круг авторитетных ученых, экспертов, специалистов и, в целом, научных школ по изучению данной тематики, издается большое количество учебной и научной литературы.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX в. и является многоаспектным, в нем условно можно выделить следующие значения:

o универсальное — способ и средства связи любых объектов как материального так и духовного мира;

o техническое — коммуникация как путь сообщения, связь между двумя точками пространства, средство передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое;

o биологическое — широко используется исследователями при изучении сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и других живых организмов;

o социальное — употребляется для обозначения и характеристики разнообразных связей и отношений, возникающих в человеческом сообществе, форма взаимодействия людей по передаче информации от одного к другому, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых сигнальных систем.

Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации, но вместе с тем это не означает, что она ограничивается областью только социальных наук. Данная дисциплина является самостоятельной комплексной областью современного научного знания, имеющего свой предмет и объект, свой категориальный аппарат, свои законы и даже традиции. Теория коммуникации органическим образом сочетает в себе результаты исследований целого ряда наук — философии, социологии, психологии, политологии, культурологи, лингвистики, экономики и других дисциплин. Современное научное сообщество, отвечая потребностям и реалиям нашего времени, выступило с предложением выделить теорию коммуникации из «пограничного» состояния в отдельно стоящую науку под общим названием коммуникология.

В настоящее время существует целая плеяда различных теоретических моделей социальной коммуникации.

В контексте бихевиоризма (направление в психологии, изучающее поведенческие аспекты человека) основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада характера.

Такое же понимание коммуникации мы видим и в семиотических моделях отечественного ученого Ю. Лотмана и итальянского семиотика У. Эко.

Семиотика — научное направление, находящееся на стыке лингвистики, логики, философии и других наук, изучающее коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.

В игровой модели коммуникации, основными представителями которой можно назвать Э. Берна и Й. Хейзингу, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства «Другого» (коммуникативного отношения: Я — Другой). В понимающей модели коммуникации, основными представителями которой являются М. Вебер, Г. Г. Гадамер, Г. Шпет, основополагающим результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, так называемое взаимное понимание.

Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представляет теория информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер, Г. Маклюэн). В этой теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. И информация выступает основой культуры и всех культурных ценностей.

Экзистенциалистская модель рассматривает коммуникацию как «заброшенность в мир». Такое понимание коммуникации объясняется развитием в XX в. такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизоляции, что порождает такое явление культуры, как некоммуникабельность.

Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали «кризисом коммуникации».

Таким образом, обобщая различные теории толкования систем взаимодействия и общения различных представителей социума, социальная коммуникация понимается как движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Примерами такой коммуникации могут выступать дружеская беседа, деловое общение, телепередача, компьютерный поиск информации и т.п.

Коммуникационная деятельность в обществе осуществляется в трех формах:

1) общение — диалог (или полилог, если речь идет о коллективном общении) равноправных партнеров;

2) управление — целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации;

3) подражание — заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Следует отмстить, что именно благодаря подражанию из поколения в поколение передаются такие составляющие человеческой культуры, как язык, обычаи, традиции, знания, умения и профессиональные навыки.

Источник: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ Прочитав данную главу, вы будете знать: o основные этапы развития теории коммуникации; o что является предметом и объектом теории коммуникации; o междисциплинарный характер коммуникативных https://studme.org/16840626/menedzhment/metodologicheskie_osnovy_teorii_kommunikatsii

Жестикуляция

Также по жестам можно научиться разгадывать, врёт ли собеседник. Например, если человек стремится вас обмануть или попросту нечестен, в процессе коммуникации его глаза будут встречаться с вашими лишь 30% времени от всего времени общения. Частые лёгкие прикосновения к носу также считаются признаком обмана. Хотя также может быть свидетельствовать о неуверенности. То же касается и разговора.

На восприятие информации собеседником влияет не только содержательная часть, но и интонация, использование тех или иных слов, ясность изложения, формулировка, подача. Аллан Пиз считает, что при определённой наблюдательности и тренировках можно «мастером разговора», но для этого нужно научиться не только не только самому говорить мастерски, но и уметь слушать собеседника, чтобы вовремя и правильным образом реагировать.

«Должен» переводится как «по моему мнению» и является одним из самых распространённых манипуляторов в современном английском языке. Аллан Пиз. Алан Гарнер. Говорите точно…

Требования речевого этикета в официальной обстановке

Официальная обстановка предполагает выполнение требований соответствующих норм этикета в речевом поведении. К ним относится:

— обязательное двустороннее обращение на «Вы» к собеседнику, независимо от того, к какой возрастной и социальной категории он принадлежит;

— строгое следование нормам этикетной рамки общения (стандартные слова приветствия и прощания);

— применение общепринятых форм вежливости, предусмотренных этикетом («будьте добры», «разрешите мне…», «будьте любезны» и т. д.).

Официальная обстановка предполагает соблюдение требований к лексике участников коммуникации — в нее не должны включаться жаргонные, бранные, просторечные слова, а также диалектизмы.

Особые требования существуют и в отношении произношения слов. Необходимо придерживаться литературного типа произношения, говорить четко, ясно. Недопустимо говорить скороговоркой, бормотать, небрежно оформлять речь. Нужно произносить, например, не [када], а [кагда]; не [здраст’е], а [здравствуйт’е].

Основным тоном во время строгих официальных бесед должен оставаться сдержанный, спокойный, а при менее строгих уместен доброжелательный, спокойный, приветливый.

Неофициальная обстановка характерна для проведения презентаций, деловых встреч за пределами офиса, юбилеев, повседневного общения в коллективе. Участники беседы чувствуют себя намного свободнее при выборе различных речевых средств, чем в официальной обстановке. То есть они применяют те же нормы и правила речевого поведения, что используются в повседневной жизни.

Требования речевого этикета в неофициальной обстановке

В данном случае существуют более свободные нормы:

— используется обращение на «ты» или «Вы» в зависимости от возраста, степени знакомства и положения собеседника;

— употребляются слова прощания и приветствия;

— применение этикетных требований сводится к минимуму.

Однако, несмотря на менее строгие требования к отбору слов, остается нежелательным употреблять лексические пласты, которые не рекомендуется применять, когда имеет место быть официальная речевая ситуация.

Это же касается и норм произношения.

Степень знакомства участников является основным определяющим фактором речевого поведения в неофициальной обстановке. При общении с малознакомыми или незнакомыми людьми применяются, по сути, те же требования этикета, что и при официальном общении. Если даже присутствует «посторонний» (клиент, посетитель), люди, находящиеся с ним в одном помещении, должны использовать правила официального общения.

Это правило неприменимо лишь для муниципальных служащих любого ранга (работников ведомств и министерств). Для них официальное общение должно быть единственным видом делового общения (речевая ситуация, виды и нюансы взаимодействия при этом могут изменяться). Представителям власти недопустимо в качестве рабочей обстановки использовать неофициальную. Употреблять обращение на «ты» во время работы не позволяют строгие иерархические отношения.

Источник

Основные коммуникативные ситуации: определение и характеристика

Общение между людьми будет неэффективным, если собеседники не знают, как управлять конкретной коммуникативной ситуацией, в которой они находятся. Она может быть очень нестабильной. Партнеры должны четко и адекватно реагировать на изменения в ее структуре и уметь не проявлять (или проявлять, но правильно) собственные реакции.

Разберемся в терминологии

В толкованиях значений слов «общение» и «коммуникация» много похожего, но есть и различия:

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения Вам будет интересно: Учитель как субъект педагогической деятельности: описание, методы преподавания

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения

Таким образом, различие в этих понятиях кроется в том, что первое из них отражает психологические аспекты взаимодействия людей, а второе относится к технической стороне взаимного информирования.

В результате общения и получения разнообразнейшей информации извне через различные каналы человек развивается как личность, познает мир и учится пользоваться его благами, устанавливать, говоря научным языком, коммуникативные связи с окружающими в собственных интересах.

Схема коммуникативного процесса

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения Вам будет интересно: Стратегические риски: виды, анализ и оценка

Для обмена какими-либо сведениями требуется минимум два участника этого процесса: первый — отправитель, инициатор коммуникации, второй — получатель информации. Чтобы она была правильно воспринята и истолкована адресантом, отправитель должен позаботиться о ее доступности: учесть возраст, уровень образованности и степень его интереса к предмету, правильно выбрать способ кодирования (средство коммуникации) и канал передачи. Кодирование происходит с помощью письма, рисунка, фото, схемы, таблицы, устной речи. Много важного можно сообщить, например, языком жестов, мимикой, голосовыми интонациями, особым поведением, специальным одеянием.

Каналы передачи: телефон, телеграф, почта, средства массовой информации, личное общение.

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения

Получатель декодирует поступившую информацию и, если есть необходимость, сам становится отправителем: отбирает для ответа нужный материал, способ кодирования, выбирает средства передачи, отправляет партнеру по общению.

Коммуникативный процесс может быть кратким, односторонним (приказ директора по учреждению) и длительным, когда между его участниками взаимодействие происходит многократно (например, планирование работы предприятия). Его эффективность зависит от того, насколько хорошо участники владеют технологиями общения.

Что такое «коммуникативная ситуация»?

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения Вам будет интересно: Изучение иностранного через общение с носителями языка. Обзор сервисов

Ситуация — это сочетание, стечение различных условий существования чего-либо. Она может быть благоприятной и неблагоприятной, краткосрочной и долгосрочной, управляемой и неуправляемой, изменяемой и стабильной.

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения

Анализ коммуникативной ситуации показывает, что ее характер зависит от таких условий, как:

С изменением одного или нескольких этих показателей меняется и вся ситуация общения, что приводит или к достижению его участниками поставленных целей или, наоборот, к непониманию и несогласию.

Личностно ориентированное общение

Основными коммуникативными ситуациями, по мнению Леонтьева А. А. и Бгажнокова Б. Х., считаются личностно ориентированная и социально ориентированная. Классификация типов и видов общения обширна, зависит от методологических подходов к их изучению.

Личностно ориентированное общение направлено на формирование у человека (ребенка, ученика, студента, работника, пациента) собственных переживаний по какому-либо поводу, на обмен мнениями, эмоциями, знаниями. Общение, коммуникативная ситуация подобным же образом строится специалистами, работающими в сфере оказания услуг населению (медицинских, образовательных, культурных, социальных).

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения

С учетом личностных качеств, уровня воспитанности, общего развития и знаний, места, времени общения, присутствия или отсутствия других лиц, уровня отношений с ребенком воспитатель создает определенную коммуникативную ситуацию. Пример: он, заботясь об индивидуальном подходе к личности, выбирает цель, средства и способы, тон общения с воспитанником. При этом он учитывает и собственное эмоциональное состояние, поскольку такие отрицательные чувства, как гнев, могут толкнуть на нежелательные высказывания и действия.

Социально ориентированное общение

Этот тип коммуникативной деятельности отличается от личностно ориентированного по следующим параметрам: в основе лежат социально направленные отношения, которые диктуются объективными, а не субъективными факторами.

Цель социально ориентированного общения — прямое или опосредованное воздействие на членов общества с помощью принятых норм и правил. Такой тип взаимодействия существует между членами трудового коллектива, между руководителями и подчиненными и может осуществляться в прямых контактах и опосредованно через письменные распоряжения, приказы, уведомления, докладные.

Соблюдение служебного этикета требует выбора вербальных и невербальных средств общения, его стиля, целей, длительности, учета обстановки. Социальная коммуникативная ситуация отношений подчиненного с начальником, например, исключает фамильярность, допустимую иногда в неформальной обстановке, но требует краткости и четкости изложения проблемы, использования профессиональных терминов.

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения

На совещаниях и общих собраниях требуется соблюдение регламента выступлений, их практической обоснованности.

Руководство, заботящееся о социально-коммуникативном развитии, о социальной ситуации в своем коллективе, находит возможности для повышения культуры его членов в области служебного и межличностного общения.

Коммуникативные барьеры («шумы»)

В течение жизни человек попадает в различные коммуникативные ситуации или же сам создает их. Его речь должна быть понятной, доступной, точной. Это показатель как его собственной культуры, так и уважения к партнеру по общению.

Много недоразумений, обид, недоговоренностей, нерешенных проблем между людьми возникает из-за различных помех («шумов»), препятствующих нормальному развитию коммуникативной ситуации. Барьеров этих множество, и они возникают по разным причинам:

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от позитивности настроя и умения с первых минут определить психологическое состояние и тип собеседника, подстроиться к нему.

Подготовка к общению

Подготовленная коммуникативная ситуация должна быть стечением желательных, а не случайных, обстоятельств.

Любое общение, личностное или деловое, имеет свои цели участников, и поэтому требует с их стороны подготовки, продуманности структуры и содержания.

Эффективность коммуникативных связей

Выражения «плохие отношения», «натянутые отношения» обозначают непродуктивные отношения или их отсутствие.

Не всякое общение заканчивается удовлетворением интересов всех его участников: кто-то полностью достиг поставленных целей, кто-то — частично, а у кого-то переговоры закончились вовсе безрезультатно. Однако первый участник получил желаемое, но перессорился со всеми остальными. Второй и третий, будучи недовольными результатами, сохранили нормальные деловые контакты и намерены в дальнейшем поддерживать их. Соответственно, именно для них коммуникативные связи оказались эффективными, поскольку сохранены отношения. В дальнейшем это позволит им объединять усилия для решения других задач.

Важный закон общения

Подготовка и осуществление сценариев общения требует больших затрат внутренней энергии от каждого его участника, если он хочет во что бы то ни стало добиться желаемой цели. Это один из законов эффективной коммуникации.

Безусловная вежливость, спокойствие даже в провоцирующей ситуации, сохранение личного достоинства демонстрируют внутреннюю силу и внушают уважение. Участник общения должен быть внимательным и открытым, готовым идти на компромиссы и твердым в тех вопросах, где уступки невозможны.

что такое ситуация общения. Смотреть фото что такое ситуация общения. Смотреть картинку что такое ситуация общения. Картинка про что такое ситуация общения. Фото что такое ситуация общения

Усилий требует демонстрация доброжелательного отношения к партнеру, готовность предоставить необходимые и достаточные разъяснения, доказательства своей правоты. Понимание и учет эмоционального состояния собеседника, подавление собственных негативных переживаний в интересах дела — задача не из легких.

Правильная речь, умение убеждать, настаивать и соглашаться, управлять коммуникативным процессом — результат не только воспитания, обучения и опыта, но и большой внутренней работы над собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *