что такое ситуационная задача
Ситуационные задачи как один из видов ориентировочных заданий
Педагогические науки
Похожие материалы
В современных условиях к качеству знаний учеников предъявляются все более высокие требования, одним из которых действительность знаний, то есть способность применить их на практике в новых нестандартных ситуациях. Именно в 8 и 9 классе закладывается тот фундамент, на котором строится все дальнейшее обучение курса химии. Не секрет, что наши ученики не всегда внимательно сосредоточены и подготовлены к восприятию материала. Опираясь на исследования педагогов и психологов, вслед за И.Е. Сюсюкиной можно считать, что в качестве опорных пунктов деятельности могут выступать структурные компоненты каждого вида универсальных учебных действий: какие составляющие и в какой последовательности должны быть обязательно усвоены в каждом виде универсальных учебных действий [1]. Определенная последовательность этих действий и будет являться общей ориентировочной основой деятельности (алгоритмом
Ориентировочное знание – это знание о том, как должно выполняться новое действие. Усвоение ориентировочных знаний предполагает усвоение действий и процедур, соответствующих новым умениям. Ориентировочные знания можно изучать за счет резервного времени, которое отводится на изучение предмета. Ориентировочные знания можно отнести к метапредметным знаниям, они являются предметом контроля учителя и самоконтроля школьников. Они представляют тренировку в запоминании [2].
На этапе составления схемы ориентировочной основы знаний учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров. Здесь перед учащимися раскрывается содержание ориентировочной основы действия. Им показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные и контрольные. Это еще не действие, а только знакомство с ним и условиями его успешного выполнения, обеспечивающими понимание логики этого действия, возможность осуществления его.
Основной нитью Федерального стандарта второго поколения к изучению предмета «Химия» проходит мысль об изучении практики применения знаний, полученных при изучении данного предмета. Именно решение ситуационных задач, на наш взгляд, является важным фактором, способным вызвать у учащихся интерес к химии: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы с материалом, получать знания об освоении.
Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией, которые опираются на таксономию, разработанную Б. Блумом. решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.
Ситуационная задача №1 «Химик пришел на ферму»
Ситуационная задача №2 «Химик и его автомобиль»
В обучении химии, в заданиях ЕГЭ и ОГЭ по химии чаще используются задания и задачи, слабо связанные с повседневной жизнью. В современном обществе необходимо, чтобы человек умел решать реальные задачи, жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. Задача педагога средствами своего предмета сформировать данную компетентность. Это возможно, только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи. Поэтому мы сделали ситуационные задачи, с которыми человек сталкивается каждый день. Пусть он живет в деревне или в городе.
Составление и решение ситуационных задач
Ситуационная задача – это методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Для создания ситуационных задач базовыми источниками являются клинические ситуации, статистические материалы, научные публикации, ресурсы интернета, оперативная информация из СМИ, художественная и публицистическая литература.
При всём многообразии видов ситуационных задач, все они имеют типовую структуру.
Как правило, задача включает в себя:
1. название (желательно яркое, привлекающее внимание);
2. ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
3. личностно-значимый познавательный вопрос;
4. информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные);
5. вопросы или задания для работы с задачей.
Задания в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов.
Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.
Решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.
Ситуационные задачи сочетает в себе целый ряд функций:
ü Функция организации познавательной деятельности – ситуационные задачи способствуют усвоению студентами содержания дисциплины (модуля).
ü Организация самостоятельной учебной деятельности – студенты имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью разноуровневых задач, вести учёт результатов.
ü Корректирующая функция – позволяют оценивать результаты работы студентов, осуществлять корректирующую функцию.
При оставлении (или решении) ситуационных задач существует определённый перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:
ü Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.
ü Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание студентов. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.
ü Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи. Ситуационная задача должна быть актуальной.
ü Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с действующими лицами.
ü В текст ситуационной задачи можно включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.
ü Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные и интеллектуальные особенности студентов. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна студенту.
ü Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.
Источником содержания ситуационных задач, их сюжета, проблемы и фактологической базы являются ситуации, возникающие в процессе будущей профессиональной деятельности студентов: клинические, микробиологические, иммунологические и санитарно-гигиенические лабораторные исследования, оказание медицинских услуг. Другим источником выступает содержание медицинского образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания. Наука – ещё один источник ситуационной задачи.
Соотношение основных источников ситуационной задачи может быть различным. Отсюда, по степени преобладающего использования источников ситуационных задач, может быть проведена их классификация:
ü практические ситуации, которые отражают реальные жизненные ситуации;
ü учебные ситуации, основной задачей которых выступает обучение;
ü научно-исследовательские ситуации, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача ситуационного обучения заключается в том, чтобы детально и подробно отразить реальную ситуацию процесса медицинской деятельности.
По сути дела, ситуационная задача создаёт практическую модель профессиональной деятельности. При этом учебное назначение такой ситуационной задачи может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации. Такие ситуационные задачи должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к обретению способности к оптимальной деятельности. Каждая ситуационная задача должна нести обучающую функцию.
В учебной ситуационной задаче на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, это предопределяет определённый элемент условности при отражении в нем реальности. Они могут характеризоваться искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Она будет формировать правильный подход к профессиональной деятельности, позволит увидеть в ситуациях типичное и предопределит способность анализировать посредством применения аналогии.
Исследовательская ситуационная задача выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней. Обучающая функция таких ситуационных задач сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится эта задача по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять её лучше всего как метод продвинутого обучения.
Выделенные выше источники ситуационных задач следует называть базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на ситуации. Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования ситуационных задач, которые носят производный характер от базовых источников. Среди них выделяются:
1. Учебная литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжеты ситуационных задач. Поучительные ситуации можно выделить из известных произведений художественной и публицистической литературы. Эффективно использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить ситуационную задачу, но и сделать её интересной, динамичной, запоминающейся. Фрагменты из публицистики, включение в ситуационные задачи оперативной информации из средств массовой информации значительно актуализирует ситуацию, повышает к ней интерес.
2. Нельзя недооценивать и значение материала из повседневной жизни образовательного учреждения, учебной группы; ситуаций, с которыми студенты встречаются при прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. При составлении или решении ситуационной задачи студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, которые они описывают в ситуационных задачах.
3. Научность и чёткость ситуационным задачам придают статистические материалы. При этом данные материалы могут играть роль средства для оценки ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчёта показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.
При использовании статистических материалов студенту необходимо осмыслить эти материалы, ответив на несколько вопросов: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», «Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяются эти характеристики?» и т.д.
Статистические материалы размещают либо в самом тексте описания ситуации, либо в приложении.
4. Материалы к ситуационным задачам можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчётов, посвящённых той или иной проблеме.
Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость ситуационной задаче, то произведения науки придают ей большую строгость и корректность. Наиболее интересные научные публикации по медицине и психологии могут выполнять в ситуационной задаче две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими задачи, а вторая – в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для анализа и понимания ситуации.
5. Источником содержания для ситуационных задач может быть и Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Все источники информации для ситуационных задач представляют собой продукты деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой и заблуждения. Под заблуждением обычно понимается факт, который ошибочно принимается за истину. Возникает вопрос о том, можно ли использовать заблуждения при построении ситуационных задач? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя по многим причинам.
С познавательной точки зрения все наши знания относительны, все знания каждый предыдущий этап в познании действительности содержат в себе заблуждения. С практической точки зрения заблуждение предопределяет неоптимальность деятельности, с педагогической точки зрения такие факты должна быть исключены из преподаваемого знания.
В ситуационных задачах можно в ряде случаев использовать и заблуждения, которые создают препятствия при продвижении к решению. Однако необъективные факты недопустимы в теоретическом знании. Главное в том, что заблуждения обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа ситуации.
Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников ситуационных задач. Вот почему необходимо тщательно проверять информационную базу ситуационных задач, добиваясь максимального соответствия ситуации реальной жизни.
Применение ситуационных задач в профессиональном обучении выдвигает на первый план проблему их конструирования в соответствии с научными принципами.
Заметим, что в науке выделяются два термина «проектирование» и «конструирование». Под проектированием понимается процесс создания модели, проекта той или иной системы. Под конструированием понимается обычно создание действующей конструкции этой модели.
По отношению к построению ситуационных задач как специфических интеллектуальных продуктов, представляющих собой тексты, эти термины различаются лишь тем, что проектирование предполагает процедуры обдумывания проектируемых ситуаций, а конструирование – это само написание ситуационных задач, т.е. воплощение проекта в текст, к которому предъявляются определённое требования.
Проектирование и конструирование ситуационных задач представляет собой довольно сложный процесс. Для того чтобы создать ситуационную задачу, необходимо, прежде всего, сформулировать требования.
1. Ситуация должна быть умело рассказанной реальной историей,
2. она должнамотражать реальную проблему,
3. описывать драматическую ситуацию,
4. содержать контрастные сравнения,
5. позволять оценить принятые решения,
7. содержать необходимую, в том числе, статистическую информацию
На основании изучения опыта создания ситуационных задач можно представить следующий список требований:
Требования к ситуационной задаче | Развёрнутая характеристика |
Фабула, история | Реальная, интересная, жизненная |
Конфликт | Напряжённость, психологичность, неоднозначность, профессиональность |
Проблема | Сложность и скрытый характер проблемы |
Действия | Многовариантность, реальность, напряжённость |
Персонажи | Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами |
Концепция | Должна быть основой ситуационной задачи |
Решения | Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность |
Опыт | Концентрируется в содержании |
Информация | Информативность и многоплановость |
Объем | Краткость |
Хорошо, если при составлении ситуационной задачи студент отдаёт предпочтение многоплановости ситуационной задачи, напряжённости его фабулы, интересности, ориентируется на её информативность, концепцию, богатство опыта. По отношению к конструированию ситуационных задач в практике сложились два подхода: творческий и технологический. Согласно творческому подходу создание ситуационной задачи представляет собой творческий процесс, который не поддаётся полной алгоритмизации. Вторая позиция оказывается более жёсткой. Она предполагает разработку некоторой технологической схемы, своеобразного технологического процесса, реализация которого и обеспечивает создание ситуационной задачи.
Каждый из этих подходов имеет достоинства и недостатки. Творческий подход заставляет рассматривать создание ситуационных задач как творческий процесс построения оригинальных методических материалов, которые могут применяться в процессе обучения регулярно. Технологический подход предполагает создание простых ситуационных задач, без которых трудно представить себе реальный образовательный процесс. Таким образом, тот и другой подходы имеют право на жизнь.
Творческие аспекты ситуационного обучения довольно многообразны. Они пронизывают и создание, и решение ситуационных задач. Под творчеством понимают нетрадиционное, новаторское решение задачи.
Ситуационное обучение в творческом аспекте представляет собой сложные и многоплановые процессы генерирования знания. От научного творчества творческие процессы ситуационного обучения отличаются тем, что знание здесь не является принципиально новым, хотя не исключает того, что студентом может быть предложено оригинальное решение проблемы.
Творчество складывается из множества частных открытий и озарений для отдельных студентов, когда завершается анализ ситуации и становится понятной проблема и пути решения ситуационной задачи.
Следует отметить что, творческое содержание ситуационных задач определяется также творческим содержанием интегрированных в них методов аналитической деятельности и методов и форм обучения. Методы аналитической деятельности выступают средством, а методы и формы обучения способами организации учебной деятельности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФилипп Пяткин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Ситуационная задача. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:» — Транскрипт:
2 Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
3 Ситуационная задача Носит ярко выраженный практико- ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности.
4 Модель ситуационной задачи Название задания Личностно-значимый познавательный вопрос Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде Задания на работу с данной информацией
5 Результат Решение ситуационных задач способствует: развитию навыков самоорганизации деятельности; формированию умения объяснять явления действительности; развитию способности ориентироваться в мире ценностей; повышению уровня функциональной грамотности; формированию ключевых компетенций; подготовке к профессиональному выбору; ориентации в ключевых проблемах современной жизни.
6 Результат Использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет: развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе; вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами.
7 Методика разработки ситуационных задач Первый подход – построение задачи на основе соответствующих вопросов учебника. Второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому ученику. Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах. Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале, значимом для ученика.
8 Способы работы с информацией Т А К С О Н О М И Я Ц Е Л Е Й К. Б Л У М А Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
9 ОзнакомлениеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка Назовите основные части … 8. Объясните причины того, что … 15. Изобразите информацию о … графически 22. Раскройте особенности … 29. Предложите новый (иной) вариант … 36. Ранжируйте … и обоснуйте … 2. Сгруппируйте вместе все … 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы … 16. Предложите способ, позволяющий … 23. Проанализируйте структуру … с точки зрения … 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … 37. Определите, какое из решений является оптимальным для … (ваш взгляд), существуют между … 3. Составьте список понятий, касающихся … 10. Покажите связи, которые направлены на … 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает … 24. Составьте перечень основных свойств …, характеризующих … с точки зрения … 31. Найдите необычный способ, позволяющий … 38. Оцените значимость … для … 4. Расположите в определенном порядке … 11. Постройте прогноз развития … 18. Сравните … и …, а затем обоснуйте … 25. Постройте классификацию … на основании … 32. Придумайте игру, которая … 39. Определите возможные критерии оценки … 5. Изложите в форме текста … 12. Прокомментируйте положение о том, что … 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что … 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что … 33. Предложите новую (свою) классификацию … 40. Выскажите критические суждения о … 6. Вспомните и напишите … 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что … 20. Проведите презентацию … 27. Сравните точки зрения … и … на … 34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития … 41. Оцените возможности … для … 7. Прочитайте самостоятельно … 14. Приведите пример того, что (как, где) … 21. Рассчитайте на основании данных о … 28. Выявите принципы, лежащие в основе … 35. Изложите в форме … свое мнение (понимание) … 42. Проведите экспертизу состояния … КОНСТРУКТОР Л.С. ИЛЮШИНА
11 Пример ОЗНАКОМЛЕНИЕ Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций (действий), которые выполняли работники. ПОНИМАНИЕ Приведите пример (не из текста) того, что отрицательные результаты работы одного человека могут создать проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой.
12 Пример ПРИМЕНЕНИЕ Изобразите последовательность операций, производившихся с окном, в виде схемы. АНАЛИЗ Проанализируйте позицию автора с точки зрения прагматизма и рационализма.
13 Пример СИНТЕЗ Напишите возможный, наиболее вероятный, сценарий продолжения сюжета. ОЦЕНКА Предложите возможные критерии оценки работы специалистов, приходивших в дом к Л.Питеру.
14 Конструирование задачи на основе школьного учебника Физика. Тема «Сила трения». Вопрос в конце параграфа: «Как уменьшить трение?»
16 Пример 1. Приведите примеры проявления силы трения в жизни. Укажите пользу и вред силы трения, подтвердите свои суждения конкретными примерами. 2. Предложите способы увеличения силы трения при дви жении человека в гололед. Оцените их эффективность. Определите, какое из решений является оптимальным лично для вас. 3. Предложите способы уменьшения трения при перемещении тяжелой мебели по поверхности пола. Разработайте и проведите эксперимент, подтверждающий эффективность предлагаемых вами способов. Определите возможные критерии оценки предлагаемых вами способов. 4. Используя содержание текста, предложите способ увеличения крепости пришиваемой пуговицы. 5. Напишите эссе, в котором предложите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития событий при условии исчезновения силы трения. Опишите выгоды от трения и недостатки от его отсутствия.
17 Конструирование задачи с выходом на социальный проект Разработать задания с выходом на социальный проект.
18 Пример 1.Существует два мнения: первое чисто там, где не сорят; второе чисто там, где регулярно убирают. Что, по вашему мнению, ближе к истине? И почему? 2.Внимательно посмотрите, много ли у вас дома скопилось пластиковых бутылок? Куда вы их обычно выбрасывает? Можно ли им найти применение? Разработайте проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». 3.Подумайте, какие меры могут убедить людей не выбрасывать где попало бытовые отходы? Что можно сделать в школе (районе, городе, стране) в этом направлении? 4.Придумайте историю или сказку, которая могла бы убедить младших школьников не мусорить на улице. 5.Предложите проект решения проблемы мусорных свалок в городе, в садоводстве или на селе (масштаб решения проблемы выберите по своим интересам). Какая дополнительная информация вам понадобится для реализации разработанного проекта?
19 Что оценивать (4 критерия)?
20 Критерии оценивания Матрица оценивания ситуационных задач ФИО ученика __________________________________________________ Название задания Где выполнено задание (дома, в классе), как выполнено (самостоятельно, в группе) Критерии оценивания Понимание представленной информации (задания) Предложение способа решения проблемы Обоснование способа решения проблемы (своего вопроса) Предложение альтернативн ых вариантов скорее нет 2.скорее да 3.да