что такое ситком простыми словами
Ситком – что за жанр?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Ситком – это комедийный сериал с постоянными персонажами, простыми и повторяющимися локациями и общей историей.
Жанр ситуационной комедии пришел в Россию из Голливуда, и с каждым годом число его поклонников только растет. Это связано с хорошими ТВ-рейтингами, умеренными бюджетами, опытом и профессионализмом работников киноиндустрии, что за пару десятилетий практически с нуля освоили новое перспективное направление.
Жанровые особенности ситкома
Главное условие – наличие смешных ситуаций. Отсюда и название «ситком» – комедия ситуаций. Чем больше, тем лучше. И тут важно отходить от клише и не прогонять одну тему из серии в серию. В классическом ситкоме персонажи развиваются только внутри серии, а в начале следующего эпизода откатываются назад, забывая все уроки. Как, например, Эл Банди из сериала «Женаты с детьми…», он же Гена Букин из российской адаптации «Счастливы вместе». Он годами не может ничему научиться.
Но сегодня все чаще можно встретить ситкомы, где герои пусть медленно и незначительно, но все же меняются: «Теория большого взрыва», «Американская семейка», «Дылды», «Ольга» и т. д.
Разумеется, хорошо, если в вашем ситкоме помимо комедийных ситуаций будет еще и пара шуток.
Шутки состоят на нескольких элементов:
На заходе лежит важная миссия – подготовить зрителя к шутке, тем самым вызвав максимальную обратную реакцию. Панчлайн – хлесткий финал, который чаще всего разворачивает то, что презентовал сетап, на 180 градусов. Во многом здесь заложен парадокс и разрушение ожиданий.
– У меня и правда, есть чувства к тебе.
– Да, я чувствую, что ты мне действуешь на нервы.
Шутки умело разбросаны по таймингу, чтобы не дать заскучать зрителю. Еще один важный момент – пережидание смеха, то есть дать возможность зрителю высмеяться.
В классическом ситкоме после каждой шутки обычно идет пауза, которую герои отыгрывают мимикой. Сделано это для того, чтобы следующая шутка достигла цели, а не затерялась в смеховой реакции на предыдущий панчлайн. Но сегодня есть и противоположные примеры. Например, в «Рике и Морти» шутки выдаются в таком количестве и с такой скоростью, что часть из них теряется при первом просмотре. Однако в эпоху интернета такой подход оказался даже полезным, потому что он повышает пересматриваемость старых серий онлайн.
Как появился жанр ситкома
Направление вышло из комедийных радиосценок и стендапа. Первым ТВ-ситкомом в Великобритании стал сериал «Прогресс Пинрайна» (1946), в Штатах – «Мэри Кей и Джонни» (1947). Сам термин появился в 1951 году в Америке с выходом на экраны «Я люблю Люси» (1951–1956), что повлияло на развитие жанра. Эта картина стала самым популярным сериалом США, достигнув вершины рейтинга Нельсона.
В 80-е годы американское телевидение захлестнул наплыв мыльных опер, ситуационные комедии стали терять рейтинги и отходить на второй план.
В России первые ситкомы появились в начале 90-х («Клубничка» и «Мелочи жизни»), они надолго отбили желание у зрителей поглощать этот ТВ-продукт. В 2000-х было много попыток вновь привить россиянам любовь к коротким комедийным сериям. Сперва пошла в ход адаптация успешных западных проектов («Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня», «Воронины»), а потом принялись за авторские проекты («Универ», «Интерны»).
В итоге в 2010-е ситкомы в России обрели вторую жизнь. После успеха «Универа», «Интернов» на ТНТ и «Ворониных», «Папиных дочек» на СТС их производство было поставлено на поток. Каждый сезон каналы радуют зрителя сразу несколькими комедийными проектами этого жанра – «Саша и Таня», «Два отца и два сына», «Две девицы на мели».
Ситуационные комедии дали продюсерам уверенность в окупаемости комедийного продукта, посему развлекательные ТВ-каналы предлагают зрителю комедийный жанр в большом разнообразии.
Большинство современных отечественных ситкомов снимают студии Yellow, Black and White и Good Story Media для каналов ТНТ и СТС. Сейчас на эту сцену активно выходят 1-2-3 Production и Art Pictures Studio.
На мировом ТВ-рынке ситкомы сегодня чувствуют себя вполне комфортно. Они не хватают звезд с неба, но и не падают на самое дно. Но иногда некоторым из них удается обойти даже драматические проекты с бОльшими бюджетами и потенциалом в сетке рейтингов и наград. Вот только несколько примеров:
Отличительные особенности
Премьерные показы серий преимущественно идут по ТВ, иногда – на стриминговых платформах или видеохостингах. В США они выходят с осени и до конца весны по одной серии в неделю. Из-за чего на вечер каждого буднего дня нужен свой проект.
В России серии выходят обычно с понедельника по четверг, иногда с понедельника по пятницу. На показ всего сезона уходит от двух до трех месяцев, после чего канал запускает в этот слот следующий проект
Контрасты
Контрасты – важнейший элемент хороших комедийных ситкомов. И если в драмах и боевиках на художественных весах автора расположились антагонист и протагонист, то в комедийном жанре это разношерстные и необычные персонажи, которые во многом являют собой абсолютные противоположности:
Во многих сериях именно контрасты помогают создавать конфликты и нелепые ситуации, из которых герои потом сообща ищут выход.
Структура серии ситкома
Проследить, как строятся серии ситуационной комедии, можно, например по правилам, что вывел Билли Айделсон («Чертова служба в госпитале МЭШ»).
Другие подходы могут отличаться в нюансах, но по сути очень близки к этой схеме.
Шутки
В сценарий ситкома часто вставляются вербальные и визуальные шутки.
Разобраться в словесных (вербальных) можно, изучив, например, классификацию Дина Грега:
А визуальные шутки хорошо разобрал Константин Глинка:
Особый эффект достигается при умелом сочетании визуальных и вербальных шуток.
Популярные ситкомы всех времен
Главные герои
В ситкомах характеры и личные качества героев гипертрофированы. Если это умник, то он знает все (Шелдон в «Теории Большого взрыва»), если любит выпивку и женщин, то каждую серию у него будут новые приключения и загулы (Чарли в сериале «Два с половиной человека»). Всем им дал характеристику Скотт Седита. Рассмотрим их на примере «Друзей».
Как видим, в современных ситкомах чистые амплуа характеров по этой классификации встречаются редко и достаются исключительно второстепенным героям. Главные же персонажи ситкома наделены сразу несколькими яркими чертами.
Подобная тенденция прослеживается и в мире российских ситуационных комедий. Он ширится, растет и наполняется новаторскими героями.
Что такое ситком простыми словами
Ситуацио́нная коме́дия или ситко́м (англ. situation comedy, sitcom) — жанр комедийного телевизионного сериала с постоянными основными персонажами, связанными общей историей, местом действия и законченным сюжетом в каждой отдельно взятой серии. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах.
Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат (как правило, 24 минуты на серию), постоянные главные герои и отсутствие сюжетной связи между разными сериями.
Ситкомы, как правило, снимаются перед публикой, поэтому для них характерен закадровый смех. Однако в последнее время существует тенденция к устранению закадровых звуков (например, сериал «Клиника»).
История жанра
Ситуационные комедии появились в 1920-х годах на радио. Первым радио-ситкомом было шоу «Сэм и Генри» (Sam and Henry), стартовавшее в 1926 году на радиостанции WGN в Чикаго. Первым ситкомом на радио CBS в 1928 году были «Эмос и Энди» (Amos & Andy), который стал одним из самых популярных ситкомов 1930-х.
Согласно двенадцатому изданию Merriam-Webster Collegiate Dictionary, ситком как термин появился в 1951 году, с показом комедии «Я люблю Люси» (I Love Lucy), которая стала настолько известной, что упоминание о ней встречается в телесериале «Star Trek», где её смотрят даже инопланетяне.[источник?]
Ситуационные комедии стали частью культуры уже в свои первые дни. Канал BBC в Соединённом Королевстве начал показ сериала «Прогресс Пинрайта» (Pinwright’s Progress), который был запущен в конце 1946 и шёл до начала следующего года. Первым американским ситкомом стал проект «Мэри Кей и Джонни» (Mary Kay and Johnny), пятнадцатиминутное шоу, дебютировавшее на DuMont Television Network в ноябре 1947 года.
С 1983 года ситкомы в Америке столкнулись с конкуренцией в лице «мыльных опер». Шоу «Кейт и Элли» (Kate & Allie) являлось единственным ситкомом, вошедшим в хит-парад самых популярных телепроектов того года. В следующем году состоялась премьера четвёртого сезона «Шоу Косби» (The Cosby Show), но» золотое время» ситкомов уже окончилось. На их место пришли реалити-шоу.
[править] Характеристика
Традиционно, в ситкомах серии имеют очень слабую связь между собой. Характеры главных персонажей практически не меняются на протяжении всего сериала. Большинство ситкомов придерживаются этого формата. Изредка присутствуют двойные серии; школьные друзья или любимые родственники могут появится из ниоткуда и исчезнуть в никуда (The Brady Bunch), часто присутствуют ляпы.
В ситкомах часто пародируются или используются элементы «мыльной оперы». В анимационном сериале «Симпсоны» (The Simpsons) это встречается наиболее часто, в «Гриффинах» (Family Guy) также, элементы «мыла» встречаются даже в «Друзьях», например, продолжение сюжетных линий на длительное время. Это встречалось во многих ситкомах, например в «The Beverly Hillbillies».
Общественный аспект семейных ситкомов состоит в том, что рано или поздно в семье должен появиться ребёнок. Исключение составляют ситкомы с Бобом Ньюхартом (Bob Newhart). Новый ребёнок изменяет ситком, но в большинстве случаев действие переносится на несколько лет вперёд, как это было с Эндрю Китоном в «Семейных узах» (Family Ties) и Крисси Сивер в Growing Pains. Временного скачка нет с персонажами Эрин Мёрфи (Erin Murphy) в роли Табиты Стивенс («Очарованный», Bewitched) и с сёстрами Олсен (Mary-Kate & Ashley Olsen), играющими Мишель Таннер (Full House).
Многие семейные и офисные ситкомы использовали технологию multi camera setup, то есть, съемки сцен несколькими камерами и последующий монтаж. Но с 60-х ситуационные комедии, такие как The Munsters, «Семейка Аддамс» (The Addams Family), «Я мечтаю о Джинни» (I Dream of Jeannie), и «Очарованный» (Bewitched) стали сниматься как single camera шоу. Это нововведение позволило уделять больше внимания визуальным эффектам этих сериалов. Например, ситком-пародия «Напряги извилины» (Get Smart) также использовал этот стиль съёмок, и время, которое раньше тратили на монтаж, оставалось на проработку сюжетных линий и улучшение качества графики. В сериале «МЭШ» (M*A*S*H) также использовалась эта технология, благодаря которой шоу становилось более реалистичным. В 80-х при съёмках ситкомов снова стал использоваться multi camera style, но тенденция на съёмки одной камерой возвращается.
Также характерной особенностью ситкомов является закадровый смех. «Симпсоны», «Меня зовут Эрл» (My Name is Earl), и «Офис» (The Office) прекрасно обходятся без этого, а комедии Arrested Development и «Клиника» (Scrubs), используют это лишь частично. В старых ситкомах, как «Я люблю Люси» использовались готовые записи смеха, но в последнее время чаще всего устраивают просмотр сериала и записывают живой зрительский смех.
Виды
Ситкомы часто базируются на таких вещах, как «рыба без воды», контраст, юношеское видение, непонимание или пародия.
[править] «Рыба без воды»
Множество ситкомов базируются на том, что главный герой (или герои) живёт в непривычных условиях, как рыба без воды.
В ситкоме «Остров Гиллигана» (Gilligan’s Island), круизный пароход терпит крушение и его пассажиры оказываются на необитаемом острове и пытаются вести образ жизни Робинзона Крузо.
В «Зелёных просторах» (Green Acres), юрист и его жена из Манхэттена переезжают в деревню. Они пытаются выращивать овощи и злаки, пытаются найти общий язык с соседями и пытаются понять, что к чему в непривычном для них месте.
The Beverly Hillbillies также основывается на «рыбе». После того, как Джед Клампетт (Jed Clampett) нашёл нефть на своём участке в Bug Tussle, он и его семья переехали с холмов Тенесси в Беверли Хиллз, штат Калифорния. Теперь им необходимо освоиться, ведь они здесь живут.
В «Очарованном», Саманта Стивенс (Samantha Stevens), из любви к своему мужу Даррину (Darrin), смертному, обещает отказаться от колдовства и начать жить как все нормальные люди. Но это решение унижает её мать, да и самой Саманте иногда приходится пользоваться магией. У этого сериала есть и мексиканская версия, «Embrujame» (также переводится как «Очарованный»).
Практически на том же базируется ситком «Я мечтаю о Джинни», где девушка-джинн клянётся отказаться от магии, ради любви к своему владельцу.
«Морк и Минди» (Mork and Mindy) и «Альф» (ALF) рассказывают об инопланетянах, пытающихся освоиться на Земле.
«Мои три сына» (My Three Sons) рассказывают о попытке отца поднять своих детей без помощи жены и матери.
На «рыбе без воды» базируется и сюжет британского ситкома «Экстра» (extr@): молодой человек с американского континента пытается освоиться в Европе.
[править] Контрасты
Некоторые ситкомы базируются на контрастах. В драматических сериалах и «мыле» под этим термином подразумевается то, что главному герою противостоит злодей. В ситкоме это понятие расширено и не имеет настолько чётких границ. Контраст в ситкоме — не столько общее направление, «хороший-плохой», сколько подчёркивание особенностей. Примерами могут служить «Я женат на Джоан» (I Married Joan) и «Я люблю Люси». В обоих сериалах прямой, приземлённый, рациональный муж женится на ветреной, смешной, эмоциональной женщине. Это-то и создаёт абсурдные ситуации.
[править] Юношеское понимание
Треть существующих ситкомов рассказывают историю с точки понимания главного героя-подростка (то есть, используют ненадёжного рассказчика). Этот вариант используют такие ситкомы, как Gidget, Leave It To Beaver, Lizzie McGuire (Лиззи Магуайер), и, частично, The Brady Bunch. В этих шоу главными героями являются подростки или почти подростки со своим видением мира, раздражённым и ласковым одновременно. На мир они смотрят чистыми, наивными глазами и порой не понимают смысла некоторых событий. Часто, они делают ситуацию ещё хуже, и тогда, их родителям или кому-нибудь ещё, мудрому и любящему их, придётся расхлёбывать ситуацию. А наш юный герой становится немного мудрее и немного старше.
[править] Пародия
Такие ситкомы как «Бэтмэн» (Batman) и «Напряги извилины» строятся на пародировании более серьёзных жанров и, иногда, некоторых социальных факторов. Звезда «Бэтмэна» Адам Уэст (Adam West) так шутил над американским обществом, что выносился вопрос об ограничении показа его комедии. Сериал был снят с трюками и драками в стиле комиксов, с соответствующим звуковым сопровождением и динамично развивающимся действием. Таким же образом ситком «Напряги извилины» (Дон Адамс, Барбара Фелдон, Эдвард Платт) пародировал приключения секретных агентов, таких как Джеймс Бонд, которые были популярны в середине 60-х.
[править] Политический ситком
Особняком, среди ситкомов стоит английский политический ситком («Да, министр» и «Да, премьер-министр») Yes, Minister & Yes, Prime Minister. Он реализован в классическом английском жанре политической сатиры и живописует функционирование вымышленного министерства. Несмотря на остроту, сериал получил признание политического истеблишмента Соединённого Королевства. Так, поклонницей сериала была Маргарет Тэтчер.
[править] Типичные персонажи
[править] Резонёр
Этот характер обладает недюжинным умом и чувством юмора. Он иногда комментирует действия персонажей и ситуации, в которые они попали. Помогает зрителям увидеть и оценить конфликт. Примеры: Уилсон из Home Improvement.
[править] Придурок
Характер эксцентричный, странный и сумасшедший. Примеры: Космо Крамер (Cosmo Kramer, Seinfeld), Дуайт Шрут (Dwight Schrute, американская версия The Office), Роуз Ниланд и София Петрилло (Rose Nylund, Sophia Petrillo, The Golden Girls).
[править] Антагонист
Персонаж этого типа постоянно соревнуется, борется с кем-либо; обычно он отрицательный. Примеры: Майкл Стивик является противником своего тестя Арчи Банкера (Michael «Meathad» Stivic, Archie Bunker, All in the Family), Нэд Фландерс — Гомера Симпсона (Homer Simpson, Ned Flanders, The Simpsons), а главным врагом Джерри Сэйнфелда в одноимённом ситкоме оказывается его сосед Ньюман (Jerry Seinfeld, Newman, Seinfeld)
[править] Роковая женщина, дамский угодник
Данный характер — агрессивный сексуальный тип, чей юмор строится на их сексуальных мотивах и неудачных любовных похождениях. Сила этой черты может варьироваться от лёгкого флирта до ярко выраженной гиперсексуальности. Примеры: Лэрри Даллас (Larry Dallas, Three’s Company, в русской версии — Юра), Бланш Деверо (Blanche Devereaux, The Golden Girls), Роз Дойл (Roz Doyle, Frasier), Тодд (The Todd, Scrubs, «Клиника») и Гленн Куэгмаер (Glenn Quagmire, «Гриффины»).
[править] Этнический или региональный стереотип
Во многих ситкомах (особенно, американских) часто используется так называемый региональный характер. Это понятие включает в себя акцент, менталитет, манеры и многие другие черты типичного для этой местности характера. Примеры: Латка Гравас (Latka Gravas, Taxi), Карла Тортелли (Carla Tortelli, Cheers), Торстон Хоуэлл Третий и Ловей Хоуэлл (Thurston Howell III and Lovey Howell, Gilligan’s Island), Фез (Fez, That ’70s Show), Отто и Гретхен Манкуссер (Otto and Gretchen Mannkusser, Malcolm in the Middle), Лола Хернандес (Lola Hernandez, Hot Properties) и Джой Дарвилл (Joy Darville, My Name Is Earl).
Что такое ситком и откуда он взялся?
А вот еще один вид сериалов, так называемые ситкомы у нас как-то не прижились. Я имею в виду — оригинальные, зарубежные, а не российские, о которых чуть позже. Возможно, зрителей отпугнул юмор, мало подходящий к российским реалиям. Ведь если горевать об ушедшей любви можно в разных странах одинаково, то смеяться можно совершенно над разными вещами. Так что выход на российский простор ситкомы начали, когда люди уже примерно подготовились и начали понимать, что за игра такая бейсбол, как работает Макдоналдс и что бывает, если потрясти банку с Кока-колой.
Если кратко, ситком — это комедийный сериал. Его название и произошло от двух слов «ситуационная комедия», по-английски Sitcom — Situation comedy. Для этих сериалов были характерны несколько черт. Во-первых, многосерийность (все-таки сериал). Во-вторых, общие герои для всех серий, то есть главные герои были неизменными, разве что изредка добавлялись второстепенные и приглашенные гости. В-третьих, место действия было столь же неизменным, как и главные герои. И, наконец, в-четвертых, каждая серия представляла собой законченную историю из жизни главных героев и никаких связей с другими сериями обычно не имела. С рядом допущений можно сравнить подобные сериалы со сборником анекдотов про одного героя, допустим того же Вовочку.
Большинство читателей сразу поймет, о чем я говорю, когда я упомяну смех за кадром. Да, да… именно. Вот один герой говорит другому что-то и люди смеются. Российских зрителей это в основном раздражает — мол, они что, за идиотов нас считают, указывают, когда нам смеяться. Ничего подобного, не нужно злиться. Дело в том, что основную массу подобных сериалов снимали прямо перед зрителями. То есть у нас есть декорации, как в театре, есть несколько операторов и есть небольшой зрительный зал, невидимый для телезрителей. Пока актеры выступают, а операторы записывают все действие на пленку, зрители в зале следят за действием. Сделано это было из чисто меркантильных соображений — проверить «убойность» шуток, чтобы в дальнейших сериях что-либо поменять в угоду публике. Понравилась публике шутка про большой нос актера — не забыть в следующих сериях её модернизировать и повторить. Публика не смеялась над шуткой про негров? Из сценария удалим подобные шуточки. Кстати, во многих сериалах смех шел в записи, чтобы не расстраивать поклонников.
А поклонников у данного жанра было немало, ведь история его восходит еще к двадцатым годам прошлого столетия. Да, конечно, телевидение тогда было еще только в зародыше и до сериалов, что называется, не доросло, но радио работало вовсю. Поэтому самый дальний предок нынешних ситкомов — это радиопостановка «Сэм и Генри» (Sam and Henry), которая первый раз появилась 12 января 1926 года на радио WGN, в Чикаго. Ежедневно 15 минут актеры зачитывали по ролям содержание комиксов и веселили народ.
На телевидение они перебрались в сороковых годах. Именно тогда прошли «Шоу Эббота и Костелло» (The Abbott and Costello Show), «Шоу Бернса и Эллиена» (The Burns and Allen Show) и «экранизации» радиопостановок, таких как «Эмос и Энди» (Amos ‘n’ Andy — переименованные Сэм и Генри). Впрочем, как термин слово «ситком» впервые был употреблено для сериала «Я люблю Люси» (I Love Lucy), вышедшем на экраны Америки в 1951 году и повествующем о семейной паре — наивной и амбициозной Люси, которая старается попасть в шоу-бизнес, и её муже, певце, который считает, что жена должна быть домохозяйкой и не лезть туда, где нужен талант. Этот сериал стал мега-популярным в США, завоевал 5 наград Эмми и в 2007 году попал в TOP самых популярных теле-шоу по версии журнала Таймс.
Кстати, многие из зрителей путают ситкомы с другими многосерийными жанрами. Постараюсь описать возможные варианты.
Сериал — серия фильмов с одной сюжетной линией, имеющих четкое окончание. Проще говоря — длинный фильм. Из примеров — «Секретные материалы» (X-Files).
Мыльная опера — драматический или мелодраматический сериал без ясного окончания, то есть «пока есть деньги — снимаем». При должном успехе у зрителей может длиться практически бесконечно. Яркий пример — «Санта-Барбара».
Скетч-шоу — набор небольших сценок в одной серии. Каждая сценка до 10 минут. Отечественный пример — «Саша и Маша».
Конечно, деление это достаточно условное, и четко разделить все существующие сериалы по этим категориям сложно. Сейчас жанры изменяются, проникают друг в друга и ситкомы так же подстраиваются под нужды публики, зачастую отходя от своих предков все дальше и дальше. Взять тех же «Друзей» — да, это ситком по всем параметрам, но в нем присутствует и связь между сериями, то есть отношения героев развиваются и претерпевают изменения из серии в серию, что было совершенно нехарактерно для его предшественников. Так что, возможно, чистых ситкомов сейчас уже и не найти. Разве что в России, до которой волна ситкомов докатилась в недавнем прошлом. Самое обидное в этом событии то, что в основе практически всех знаменитых сериалов, таких как «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе», «Папины дочки» и других, подобных им, лежат англоязычные аналоги. То есть ничего оригинального в процесс создания ситкомов наши сценаристы не привнесли. Но надеюсь, что все еще впереди и за копированием последует и созидание.
Ситуационная комедия
Телевидение в России
Телевидение в СССР
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона
Финал сезона · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Ситком
Процедурная драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Категории
Ситуацио́нная коме́дия, или ситко́м (англ. situation comedy, sitcom ) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах. Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат — как правило, 20-30 минут, включая титры и рекламу (если она есть). Первые ситкомы, как правило, снимались в студии, перед публикой, поэтому для них характерен закадровый смех. СодержаниеИстория жанраСитуационные комедии появились в 1920-х годах на американском радио. Согласно двенадцатому изданию Merriam-Webster Collegiate Dictionary, ситком как термин появился в 1951 году, с показом комедии «Я люблю Люси». Ситуационные комедии стали частью культуры уже в свои первые дни. Канал BBC в Великобритании начал показ сериала «Прогресс Пинрайта (англ.)», который был запущен в конце 1946 года и шёл до начала следующего года. [1] Первым американским ситкомом стал проект «Мэри Кей и Джонни (англ.)», пятнадцатиминутное шоу, стартовавшее на DuMont Television Network в ноябре 1947 года. С 1983 года ситкомы в Америке столкнулись с конкуренцией в лице «мыльных опер». Шоу «Кейт и Элли (англ.)» являлось единственным ситкомом, вошедшим в хит-парад самых популярных телепроектов того года. В следующем году состоялась премьера четвёртого сезона «Шоу Косби», но «золотое время» ситкомов уже окончилось. На их место пришли реалити-шоу. Постепенно этот жанр стал популярным и во многих других странах мира. Характерные особенностиТрадиционно в ситкомах серии имеют очень слабую связь между собой. Персонажи практически не меняются на протяжении всего сериала. Большинство ситкомов придерживаются этого формата. Изредка присутствуют двойные серии; школьные друзья или любимые родственники могут появиться из ниоткуда и исчезнуть в никуда, как в ситкоме «Семейке Брэди» (англ. The Brady Bunch ); часто присутствуют киноляпы. В ситкомах часто пародируются или используются элементы мыльной оперы. В анимационном сериале «Симпсоны» это встречается наиболее часто, элементы мыльной оперы встречаются даже в «Друзьях», например продолжение сюжетных линий на длительное время. Это встречалось и во многих ситкомах, например в «Папиных дочках» или в «Деревенщине в Беверли-Хиллз» (англ. The Beverly Hillbillies ). Общественный аспект семейных ситкомов состоит в том, что рано или поздно в семье должен появиться ребёнок. Исключение составляют ситкомы с Бобом Ньюхартом (Bob Newhart). Новый ребёнок изменяет ситком, но в большинстве случаев действие переносится на несколько лет вперёд, как это было с Эндрю Китоном в «Семейных узах» и Крисси Сивер в Growing Pains. Временного скачка нет с персонажами Эрин Мёрфи в роли Табаты Стивенс («Моя жена меня приворожила») и с сёстрами Олсен, играющими Мишель Таннер («Полный дом»). Многие семейные и офисные ситкомы использовали технологию многокамерной съемки, то есть съемки сцен несколькими камерами и последующий монтаж. Но с 60-х ситуационные комедии, такие как The Munsters, «Семейка Аддамс», «Я мечтаю о Джинни (англ.)» и «Моя жена меня приворожила», стали сниматься с использованием одной камеры. Это нововведение позволило уделять больше внимания визуальным эффектам этих сериалов. Например, ситком-пародия «Напряги извилины» также использовал этот стиль съёмок, и время, которое раньше тратили на монтаж, оставалось на проработку сюжетных линий и улучшение качества графики. В сериале «МЭШ» также использовалась эта технология, благодаря которой шоу становилось более реалистичным. В 80-х при съёмках ситкомов снова стала использоваться многокамерная съемка, но тенденция на съёмки одной камерой возвращается. Также характерной особенностью ситкомов является закадровый смех. Однако в таких ситкомах, как: «Симпсоны», «Клиника», «Меня зовут Эрл», «В Филадельфии всегда солнечно» и «Офис» закадровый смех не используется, а комедия «Замедленное развитие» использует его лишь частично. В старых ситкомах, как «Я люблю Люси», использовались готовые записи смеха, но в наше время чаще всего устраивают просмотр сериала и записывают живой зрительский смех. КонтрастыНекоторые ситкомы базируются на контрастах. В драматических сериалах и «мыльных операх» под этим термином подразумевается то, что главному герою противостоит злодей. В ситкоме это понятие расширено и не имеет чётких границ. Контраст в ситкоме — не столько общее направление, «хороший-плохой», сколько подчёркивание особенностей. Примерами могут служить «Я женат на Джоане», «Я люблю Люси», «Дарма и Грег». В этих сериалах прямой, приземлённый, рациональный муж женится на ветреной, смешной, эмоциональной женщине. Это и создаёт абсурдные ситуации. Юношеское пониманиеТреть [источник не указан 376 дней] существующих ситкомов рассказывает историю с точки понимания главного героя-подростка (то есть, использует ненадёжного рассказчика). Этот вариант используют такие ситкомы, как «Gidget», «Leave It To Beaver», «Лиззи Магуайер», и, частично, «Семейка Брэди». В этих шоу главными героями являются подростки или почти подростки [кто?] со своим видением мира, раздражённым и ласковым одновременно. На мир они смотрят чистыми, наивными глазами и порой не понимают смысла некоторых событий. Часто они делают ситуацию ещё хуже, и тогда их родителям или кому-нибудь ещё, мудрому и любящему, нужно расхлёбывать ситуацию. А юный герой становится немного мудрее и взрослее. ПародияТакие ситкомы как «Бэтмэн» и «Напряги извилины» строятся на пародировании более серьёзных жанров и, иногда, некоторых социальных факторов. Звезда «Бэтмэна» Адам Уэст так шутил над американским обществом, что выносился вопрос об ограничении показа его комедии. Сериал был снят с трюками и драками в стиле комиксов, с соответствующим звуковым сопровождением и динамично развивающимся действием. Таким же образом ситком «Напряги извилины» (Дон Адамс, Барбара Фелдон, Эдвард Платт) пародировал приключения секретных агентов, таких как Джеймс Бонд, которые были популярны в середине 60-х. Политический ситкомКолоссом среди всех ситкомов стоит английский политический ситком «Да, господин министр» и его продолжение «Да, господин премьер-министр». Он реализован в классическом английском жанре политической сатиры и живописует функционирование вымышленного министерства. Несмотря на остроту, сериал получил признание политических сторон Соединённого Королевства. Кроме того, поклонницей сериала была Маргарет Тэтчер. Большинство североамериканских ситкомов, как правило, получасовые в общей сложности состоящие из 22 минут самого шоу, а восемь минут отдаются под рекламу. Шоу, сделанные за пределами США, как правило, длиннее или короче 22 минут и американские вещательные сети крайне редко покупают права на их трансляцию. Таким образом ситкомы Великобритании практически никогда не показываются в США. Ситкомы в США как правило насчитывают в сезоне от 13 до 24 эпизодов. Канадские ситкомы обычно насчитывают не более 14 эпизодов, а Британские шесть. Сценарии к ситкомам в США пишутся большими группами сценаристов, а также продюсеры часто приглашают к написанию отдельных эпизодов известных сценаристов. История американских ситкомов началась в 1947 году и продолжается по настоящее время. Часто снимаются шоу, направленные на определенную аудиторию: на детей или тинейджеров. С начала 1950-х годов, и получивший известность в 70-х, является жанр черная комедия, ситкома, с участием преимущественно афро-американских актеров. Ситкомы 1940—1950 годовВ конце 1940-х, комедии были одним из первых форматов шоу для телевидения. Большая часть их выходила еженедельно в получасовом формате. Многие из ранних комедий были адаптациями существующих радио-шоу, к примеру « Программа Джека Бенни» или хитовое шоу «Джорджа Бернса и Грейси Аллен», перешедшее от радио к телевидению и шоу кинодуэта «Эбботта и Костелло». Ранние комедии транслировались в прямом эфире и не были сняты на пленку. «Мэри Кей и Джонни» и позже «Голдбергс» были сняты без живой аудитории или закадрового смеха. В начале пятидесятых производство ситкомов стало более активным, их начали снимать на пленку и они получали большие успехи чем свои предшественники. В тот же период была организована премия «Эмми», которая награждала как сами шоу, так и актеров и производителей. Первой комедийной актрисой, получившей премию за роль в ситкоме стала Бетти Уайт в 1952 году. Я люблю Люси«Я люблю Люси» стал революционным ситкомом в плане многокамерной съемки. Каждая сцена в шоу снималась одновременно тремя камерами, и в итоге режиссер отбирал наиболее выгодные кадры. Звезда шоу Люсиль Болл впоследствии стала телевизионной иконой. В 80ых популярный комик Бил Козби, снялся в ситкоме «The Cosby Show», который стал первым среди успешных ситкомов, действия в которых строятся вокруг одного сценического образа. Комедийная актриса Розанна Барр продолжила эту тенденцию в конце 80ых со своим одноименным ситкомом, как делал и Гарри Шендлинг (Шоу Гарри Шенлдинга и Ларри Сандерса). 2000 — настоящее времяКанадаКанадские комедии в основном получали отрицательные отзывы от критиков и не имели успеха у зрителей. Известный пример, ситком 1971 года «Проблемы с Трейси», по мнению многих канадцев одно из худших ТВ-шоу когда-либо снятых. [2] Прочие канадские шоу, такие как «Snow Job», «Check It Out!», «Mosquito Lake» и «Not My Department» также никогда не достигали признания критиков. В настоящее время канадское телевидение производит один-два ситкома в год, хотя с ростом популярности кабельного телевидения их качество улучшилось. Несмотря на провалы игровых ситкомов, канадское телевидение смогло привлечь к себе внимание делая анимационные ситкомы в 21 веке. В 2004 году анимационный ситком «6teen» выиграл премию «Эмми». ИндияСиткомы в Индии стали очень популярны в середине 1980-х. Одним из самых популярных шоу в стране считается «Sarabhai vs Sarabhai» 2005 года. КитайСиткомы в Китае отличаются большим количеством эпизодов в год. Первым успешным «конвейерным» ситкомом стал «Я люблю свою семью», который насчитывает 120 серий в сезоне. Другой известный китайский ситком «Home with Kids» насчитывает более чем 350 эпизодов. Новая ЗеландияНовая Зеландия начала производить телевизионные программы позже, чем многие другие развитые страны. Из-за небольшой численности населения Новой Зеландии два основных телеканала страны редко показывали более одного-двух ситкомов в год. ДанияПервым успешным ситкомом Дании стало шоу «Far From Las Vegas», выходившее с 2001 по 2003 год. Великобритания
|