что такое систематизация знаний

Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: примерная структура урока, приемы и методы проведения, формы урока

что такое систематизация знаний. Смотреть фото что такое систематизация знаний. Смотреть картинку что такое систематизация знаний. Картинка про что такое систематизация знаний. Фото что такое систематизация знаний

Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы

По требования ФГОС указывают два вида целей:

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.

Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний

Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.

На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.

Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний

Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.

Вот примерная структура построения такого урока:

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.

У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.

Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.

Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:

В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.

Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.

4. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

Вариант работы на уроке обобщения:. 3-ий и 4-ый этапы урока можно объединить и предложить ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, таблицы «ЗХУ», чтение с остановками, составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.

что такое систематизация знаний. Смотреть фото что такое систематизация знаний. Смотреть картинку что такое систематизация знаний. Картинка про что такое систематизация знаний. Фото что такое систематизация знаний

Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст, демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические задания.

5. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру, попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет-сообщений и попробовать определить стиль речи.

На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного».

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.

На данном этапе можно использовать следующие приемы:

Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.

7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии — инсерт, кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как «Отсроченная отгадка», «Дерево предсказаний», «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.

На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. А каждый учитель адаптирует эту схему для себя, ориентируясь на свой предмет и поставленные задачи.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Стремление к С в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника Дети на предметах осваивают операции отнесения части к целому, включения одной группы объектов в группу большего объема, выражая результаты этого упорядочения своих впечатлений о вещах в словах «все», «некоторые», «один», «ни один» и т.н. Овладение шкалой цветов, ознакомление с элементарными геометрическими формами, «решеткой фонем» родного языка вооружает ребенка системой общественно выработанных «эталонов», используемых для С сенсорного опыта Школьное обучение, направленное на овладение системой знаний, дает богатый материал и средства для формирования С, к-рая развивается от форм, основывающихся на выделении внеш. сходства между предметами и явлениями, к формам, опирающимся на существенные отношения между изучаемыми объектами Напр., С животных учащиеся нач классов производят на основе таких наглядных признаков, как общность среды обитания, способов передвижения В старших классах С знаний о животных базируется на принципе развития орга-нич природы с ее усложнением от низшего к высшему Признаком совершенствования С в связи с накоплением знаний является возможность включать один и тот же объект в разные системы Это позволяет раскрывать в нем новые стороны

С. занимает весьма важное место в развитии и воспитании мышления и памяти Знания и умения только тогда являются действенным аппаратом мышления, когда в сознании учащихся они организованы в системы взаимосвязанных понятий. Объективным условием для С. знаний является логич. структура учебного предмета, в к-ром различаются основные, исходные понятия и более частные От порядка их изучения (вместе с учетом психолого-пед. требований к процессу усвоения). зависит С. Знаний. Являясь формой организации материала, специ-фич человеческим способом познания, С. позволяет более продуктивно использовать и память, т к освобождает от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы Использование С. не только упорядочивает имеющиеся знания, но и является источником новых. Напр., С позволяет сделать вывод о нек-рых признаках неизвестного животного, зная его место в системе живых организмов. Облегчая и расширяя ориентировку в определенной области знания, С является важной формой организации человеческого опыта

Полезное

Смотреть что такое «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ» в других словарях:

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, систематизации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. систематизировать. Систематизация полученных материалов. Систематизация опыта. Систематизация наблюдений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Систематизация — процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с… … Википедия

систематизация — классификация, классифицирование, систематизирование, систематика, группировка; сгруппирование, сгруппировывание, кодификация, инкорпорация, группирование. Ant. рассогласованность Словарь русских синонимов. систематизация систематизирование,… … Словарь синонимов

систематизация — и, ж. systématisation f. Приведение чего л. в систему. Систематизация наблюдений. Систематизация растений. БАС 1. Откладывая в сторону систематизацию <впечатлений>, пока еще невозможную, я буду передавать вам, с свободой фельетониста, все,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

систематизация — СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что. Привести ( водить) в систему (в 1 знач.). С. материалы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. Мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. В лингводидактике на базе системного подхода (метода научного познания, в основе которого лежит… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

систематизация — Деятельность, заключающаяся в научно обоснованной классификации и ранжировании совокупности конкретных объектов. [ГОСТ 1.1 2002] Тематики стандартизация … Справочник технического переводчика

систематизация — 3.33 систематизация: По ГОСТ 7.74. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

систематизация — ▲ определение (неявного) ↑ взаимный, отношение, элемент, совокупность систематизировать приводить в систему совокупность чего л. систематизация построение системы. систематизирование. кодифицировать. категоризация отнесение объекта к… … Идеографический словарь русского языка

систематизация — sisteminimas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. systematization vok. Systematisierung, f rus. систематизация, f pranc. systématisation, f … Fizikos terminų žodynas

Систематизация — ж. Приведение в систему [система 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Русский язык: уроки обобщения и систематизации знаний в начальной школе

Основы обобщения и систематизации

Процесс обобщения знаний на уроках русского — это обнаружение и объединение внутренних и внешних связей между изученными явлениями языка. Под систематизацией понимается мыслительная деятельность, в ходе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему. В процессе усвоения полученных знаний ученику важно понимать, на какую «полочку» положить новый материал, чтобы информация не была разрозненной, а становились частью устойчивой конструкции. Визуально систематизируют знания такие формы как схема, схема + рисунок, таблица.

В русском языке довольно сложно проводить систематизации, поскольку сам язык — это система систем. К сожалению, на многих занятиях, заявленных как «уроки обобщения», происходит лишь последовательное повторение изученных правил. Однако обобщение — это не сумма изученного. Рассмотрим авторскую систему обобщения знаний и закрепления навыков, ставшую основой УМК «Планета знаний» — на примере изучения слова как части речи.

Этапы изучения слова как части речи

Работа над пониманием общего значения слова. Школьник учится ставить вопросы к словам.

Обобщение и закрепление знаний, полученных в первом классе.

Разделение понятий «предмет» в жизненных ситуациях и «предмет» в русском языке. Ученик узнает, что абстрактные явления и живые существа (девочка, цыпленок, добро, радость) тоже предметы. Постепенно формируется понимание, что такое предмет для русского языка и в чем состоит предметность.

Обогащение знаний: наложение терминов. Ученик узнает, что существуют не просто группы слов, а части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.). Например, слово, называющее предмет, является еще и именем существительным.

Обобщение и систематизация: что мы знаем о частях речи? что мы можем рассказать о них?

Обогащение знаний: работа над каждой частью речи. Ученик открывает для себя, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Работа с формами слов частей речи. Основной акцент делается на форме числа: единственного и множественного.

Знакомство со служебными частями речи (предлог, союз).

Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

Обогащение знаний: ученик узнает об изменении имен существительных и имен прилагательных по родам, о значении лица и числа местоимений, о формах глагола и т.д.

Обобщение: слово как часть речи.

Обобщение и повторение: слово как часть речи. Основной акцент делается на знаниях о глаголе.

Обогащение знаний: ученик узнает о спряжениях глагола, о склонениях имен существительных и прилагательных.

Обобщение знаний в виде таблицы «Формы частей речи».

Работа с самостоятельными и служебными частями речи. Ученик знакомится с причастием, наречием, деепричастием, числительным.

Обобщение и повторение: основной акцент делается на самостоятельных частях речи, согласно Основной образовательной программе.

Структура урока обобщения и систематизации знаний

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Корректировка знаний, способов действия.

Модель обобщающего урока «Слово (значение, строение, правописание)»

2 класс. 4 четверть

Задачи: обобщить знания об орфограммах и способах их проверки; упражнять в решении орфографических задач; совершенствовать умение работать с памяткой.

1. Постановка целей и задач урока при участии детей, от темы или от маршрутного листа.

2. Задание на актуализацию знаний.

Какие свойства русского языка использует поэт в шуточном стихотворении? Прочитай.

Шел по улице бычок.

Смотрит: мусорный бачок.

Перевернул бычок бачок,

Потом улегся на бочок:

Выпиши слова, различающиеся одной буквой. Произведи их звуковую запись. Сохраняется ли различие в гласных звуках?

Выдели значимые части в выписанных словах. Какой суффикс придает словам оттенок уменьшительный, ласкательный?

Обсудите, с каким ударением нужно произнести выделенное слово. Повлияет ли перенос ударения на изменение значения слова и смысла текста?

3. Задание на обобщение и систематизацию знаний.

О каких орфограммах нужно помнить при записи слов? Дай обобщенный ответ, используя схему «Орфограммы в корне слова». (c. 123 учебника «Русский язык. 2 класс» УМК «Планета знаний»)

4. Применение знаний и способов действий.

Вставьте буквы и запишите слова, разделяя их по группам в три столбика.

Тро(л,лл)ейбус, ов..щной, с..лат, лес(?)ница, с..ловей, п..суда, су(б,бб)ота, чу(?)ство, те(н,нн)ис, праз(?)ник, зол..то, адр..с, а(т,тт)ракцион, вел..сипед, к..нверт, косм..с.

Какое основание ты выберешь для группировки слов? А что объединяет все данные слова?

Прочитай пары слов. Для взаимопроверки каких орфограмм их можно использовать?

Спиши. Покажи орфограммы графически.

Проверьте правильность выполнения задания

Образуй от данных слов имена прилагательные, отвечающие на вопрос чьи? Запиши их. Какое правило будешь применять?

5. Рефлексия. Самооценка.

что такое систематизация знаний. Смотреть фото что такое систематизация знаний. Смотреть картинку что такое систематизация знаний. Картинка про что такое систематизация знаний. Фото что такое систематизация знаний

Модель обобщающего урока «Слово как часть речи»

3 класс. 4 четверть

Задачи: учить обобщать сведения о каждой изученной части речи (на основе общего плана); упражнять в употреблении слов разных частей речи при выражении мыслей и чувств.

1. Постановка целей и задач урока при участии детей, от темы или от маршрутного листа.

2. Задание на актуализацию знаний.

По каким признакам слова объединяются в части речи? Объедини слова в группы по общим значениям, запиши в столбики и озаглавь каждый столбик.

Тень, тенистый, длина, длинный, седой, удлинять, зашуметь, шумный, шум, выразить, образ, образные, стихло, тишина, тишь, тихий, бег, бежать, беговая, лежать, сидение, сидеть, дорожка, подорожник, дорожная.

Подчеркни в корнях слов безударные гласные.

3. Задание на обобщение и систематизацию знаний.

Какими признаками обладает каждая из изученных частей речи? Подготовься рассказать по плану об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

На какие вопросы отвечают?

Какими бывают? (постоянные признаки)

Как изменяются? (формы изменения)

Каким членом обычно бывают в предложении?

Для ответа на первые два вопроса составьте обобщающую табличку. Какие колонки и сколько их будет по горизонтали? По вертикали? Можно предусмотреть колонку для примеров.

На основе получившейся таблицы подготовьте устный ответ, в котором сопоставьте разные части речи.

Расскажите, как вы работали.

4. Применение знаний и способов действий.

Прочитай утверждения. Дополни их.

Приведи примеры слов каждой из указанных частей речи. Запиши их, подчеркивая все безударные гласные.

На основе какой особенности слов построено шуточное стихотворение Я. Козловского? Запиши его, раскрывая скобки. Какие правила необходимо применить при выполнении задания?

Решили лисы кролика (за)печь,

А кролик (из)духовки — прыг (за)печь,

Потом (на)лавку и (в)окошко ©лавки.

Умчался (в)лес, где распевали ©лавки.

Над глаголами укажи их формы.

5. Рефлексия. Самооценка.

что такое систематизация знаний. Смотреть фото что такое систематизация знаний. Смотреть картинку что такое систематизация знаний. Картинка про что такое систематизация знаний. Фото что такое систематизация знаний

Прием «Составление кластера»

На занятиях по обобщению и систематизации знаний можно использовать принцип организации кластера — педагоги отмечают это как весьма эффективный прием.

Пример. На уроке «Средства языка и их анализ» (повторение изученного в 3 классе) составляется схема, в которой понятие «Слово» объединяет поля с уже знакомыми ученикам элементами:

Состав по морфемам.

Слово в словосочетании.

Задание: ученикам дается слово (например, «столица»), они должны разобрать его по каждому из элементов, таким образом заполняя кластер. Можно выполнять в парах, в группах.

Творческие лингвистические карты путешествий по морю, по городу, по стране, в космическом пространстве. Фиксируются все существенные признаки и свойства языкового явления. Каждый ученик, получив жетон с номером троллейбусной или другой остановки, рассказывает с примерами о том или ином признаке языковой единицы.

Формирование умений систематизации и обобщения является важным и необходимым условием глубокого и осознанного усвоения знаний.

что такое систематизация знаний. Смотреть фото что такое систематизация знаний. Смотреть картинку что такое систематизация знаний. Картинка про что такое систематизация знаний. Фото что такое систематизация знаний

Источник

Доклад по теме: «Систематизация знаний и умений уч-ся для успешного обучения»

Тема доклада на педсовете:

«Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся,

как обязательное условие формирования успешного обучения

в условиях новых образовательных стандартов»

Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Поэтому нами введены новые элементы систематизации знаний:

— Типы систематизации (знания и умения)

— Виды систематизации (предварительная, текущая, итоговая)

— Зачетная система (работа с экспертами)

— Новое планирование темы

Проблема систематизации знаний учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме систематизации и обобщения знаний учащихся.

В ходе исследования выдвинута гипотеза:

«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы систематизации и обобщения знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения».

Теоретико-методологические основы систематизации и обобщений знаний учащихся

1.1. Цели и функции систематизации в процессе обучения

Основная цель систематизации знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой.

Во – вторых, конкретизация основной цели систематизации связана с обучением школьников приемам взаимосистематизации и самосистематизации, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

Если перечисленные цели систематизации знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что систематизация выполняет следующие функции:

2. Обучающую (образовательную).

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи систематизации определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция систематизации заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе формы учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Форма помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Систематизация способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции систематизации – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция формы служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате формы получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция систематизации состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Систематизация обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе систематизации развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Систематизация оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Систематизация помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитывающая функция систематизации состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Форма побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции систематизации подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает систематизация более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

1.2. Принципы и типы систематизации и обобщения

Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной. Раскроем эти принципы систематизации подробнее.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой формы. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств систематизации. Цели систематизации предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов формы, какой ожидается эффект от проведения формы. При конкретизации целей систематизации исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

б) Объективность систематизации предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение систематизации. Объективность систематизации зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания систематизации, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов систематизации, организованность проведения систематизации. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество систематизации.

в) Под всесторонностью систематизации понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов формы.

г) Под регулярностью подразумевается постепенная систематизация, которая сочетается с самим учебным процессом.

Индивидуальность систематизации требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

В зависимости от того, кто осуществляет систематизацию за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа систематизации:

Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)

Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

Самосистематизация (осуществляется учеником над собственной деятельностью)

В процессе систематизации учителем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания систематизации.

Различные способы выражения результатов систематизации: оценка и отметка.

Выбор видов, форм, способов и средств систематизации, соответствующих поставленным целям.

Установление содержания систематизации зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для систематизации знаний и умений учащихся.

Рассмотрим два из них:

Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности.

Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.

Процесс систематизации знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемся к нормативному способу. В случае сопоставительного способа оценивания происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.

В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.

Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе систематизации. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами систематизации, предложенными учителем.

Погрешности делят на ошибки и недочеты.

Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.

Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочетам относят также неаккуратность при записи решения, небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.

Приведенное деление погрешностей на ошибки и недочеты является условным. Размытость границы между ошибкой и недочетом может быть одной из причин необъективной оценки знаний и умений ученика.

В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы систематизации: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

Такая форма систематизации всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

При проведении такой систематизации знаний класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели систематизации группам предлагают одинаковые или разные задания.

Групповую форму систематизации применяют:

а) При повторении, с целью обобщения и систематизации учебного материала.

б) При выделении приемов и методов решения конкретных задач.

в) При выявлении наиболее рационального решения заданий.

Иногда групповую систематизацию проводят в виде уплотненного опроса.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого систематизации изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

Роль взаимного систематизации качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.

Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимная систематизация помогает также учителю осуществлять форму знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная форма организационной готовности к уроку (констатирующая взаимосистематизация выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимоформа знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же взаимная форма знаний, умений, навыков применяется весьма редко.

Взаимоформа знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного систематизации раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.

На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.

Трудно удержать интерес учащихся к предмету, если преследуется единственная цель: научить школьников выполнять действия по данному образцу. Поэтому наряду с изучением алгоритмов возникает необходимость учить осознанному, творческому их применению.

Давать определение иногда имеет смысл не в окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем уточняется.

Последовательно работая над привитием умений, связанных с систематизацией и самосистематизацией в деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом растет общая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

Средства осуществления систематизации

В настоящее время создаются и распространяются такие средства, которые не требуют больших затрат времени на подготовку, проведение и обработку результатов. Среди них выделяют машинные и безмашинные средства формы.

Безмашинные средства формы

Среди безмашинных средств формы наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся у доски, форма учителем тетрадей с домашним заданием, самостоятельная и систематизационная работы.

Форма домашнего задания

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их форма. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная форма задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.

Форму домашнего задания можно осуществлять в различных формах. Рассмотрим наиболее распространенные приемы формы домашнего задания.

У доски готовится один учащийся, класс в это время занят другой работой. Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.

Отличается от первого тем, что к доске вызывается не один, а все учащиеся. Этот прием позволяет экономить время урока. Этот широко распространенный в школе прием называют уплотненным опросом.

Необходимо отметить недостатки этих приемов:

Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу.

Остальным не дается время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы.

Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос затягивается на 15-20 минут, а других учащихся учитель вызвать не может, так как они не готовились к ответу.

Кроме таких форм систематизации выполнения домашнего задания существуют и другие.

Самоформа по образцу применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.

Взаимоформа с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.

Машинные средства формы

Для систематизации знаний учащихся используют персональный компьютер. Для систематизации знаний учащихся удобно применять типовые расчеты, которые включают наиболее характерные задания базового курса. Перечислим некоторые преимущества использования компьютера для создания типовых расчетов:

1. Однотипные задания печатаются в любом количестве неповторяющихся вариантов;

2. Варианты, созданные с помощью компьютерных программ, проверяются значительно быстрее, так как компьютер может предоставить ответы к каждому заданию;

3 . Компьютерные типовые задания удобны для отработки необходимых навыков с отстающими учащимися (учитель не тратит время на подбор однотипных заданий для отработки определенных навыков);

4.Учащиеся с огромным интересом работают с такими заданиями, особенно, если карточка с заданием индивидуальна и ученик может работать в ней.

Исследовательский метод обучения, или как называют его просто исследовательским обучением, позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Исследовательское обучение, не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых.

Хорошо поставленная систематизация знаний учащихся позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *