что такое система smart
Как ставить SMART-цели и достигать их
Из этого материала вы узнаете:
SMART-цели – это про четкое достижение задуманного. Нет, это не волшебная палочка, как думают многие отчаявшиеся спонтанные люди. Скорее, это схема, которая подсказывает, как правильно ставить перед собой цели, чтобы их было легко достигать.
Спешим разочаровать некоторых, что постановка целей и задач по этой технологии подходит не всем. Есть такие ситуации, когда она попросту не поможет, например, когда дата достижения цели плавает или, когда для человека вообще чуждо какое-либо планирование. Но это скорее оговорки, но их обязательно нужно учесть.
Суть SMART-цели
Перед тем как говорить о SMART-целях, вспомним знаменитый диалог персонажей Кэрролла – Чеширского Кота и Алисы из “Алисы в Зазеркалье”:
– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
– А куда ты идёшь? – вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.
Совет “пойди туда, не знаю куда” срабатывает лишь в сказках. А в жизни и, тем более, в бизнесе надо максимально отчётливо представлять, куда вы стремитесь, и понимать, какими путями можно туда добраться. В этом поможет система постановки целей SMART: с помощью неё вы наметите траекторию движения и обрисуете маршрут для управленцев.
Ставить правильные цели – насущная необходимость для предприятия, которое хочет работать эффективно. Не менее половины малых бизнесов закрываются в первые же пять лет деятельности только потому, что руководители перегружены текущими вопросами и им некогда качественно планировать, определять стратегию фирмы, выбирать цели.
SMART – это принцип постановки целей, позволяющий структурировать данные, отслеживать динамику развития компании, достигать плановых финансовых показателей и, в конечном счёте, выживать на рынке.
Расшифровка SMART
Автором методики SMART был Питер Друкер, создавший Концепцию управления по целям, или management by objectives (MBO). Аббревиатура складывается из первых букв английских слов: specific (конкретность), measurable (измеримость), achievable (достижимость), relevant (совместимость) и time-bound (временные рамки). Сегодня принципы SMART-постановки целей вошли в классику международного менеджмента. SMART призвана научить руководителей выбирать разумные цели для самих себя и трудового коллектива.
Вообще-то у SMART есть несколько вариантов расшифровки:
S – significant, specific, stretching. Цель обязана быть понятной, точной, прозрачной и конкретной – то есть, такой, чтобы все её воспринимали однозначно, без разночтений. Неопределённость и глобальный подход – плохие советчики управленцу, который ставит цели.
Конкретной может считаться та цель, из которой и вам, и вашему работнику ясно:
Если цель конкретна, руководителю легче отслеживать прогресс в движении к ней, отмечать успехи и провалы. Но все конечные и детальные цели не зациклены сами на себе, а подчинены сверхзадаче, которая также играет роль дополнительного мотиватора (М). Если сверхзадачи нет, следующая ближняя цель окажется недостижимой.
M – meaningful, motivational, measurable – значимость и способность мотивировать, а не только измеримость. Что касается измерений, то их критерии должны быть такими, чтобы фиксировать и итог, и промежуточные шаги к цели. Неизмеримая цель, прогресс по которой нельзя зафиксировать и оценить, абсолютно бесполезна: ведь вы даже не узнаете, в какой момент она уже достигнута. А для наёмных работников такие цели без вех, расставленных на пути, и вовсе демотивирующие, поэтому сохранять уровень вовлечённости и производительности труда команды с ними намного сложнее.
A – acceptable, achievable, attainable, agreed upon, action-oriented – ориентированность на конкретные шаги, согласованность, достижимость. Ставя цели и задачи по SMART, вначале проанализируйте ситуацию и убедитесь, что внешних и внутренних ресурсов фирмы или отдела хватит для их достижения. Реалистичность касается не только предприятия в целом, но и каждого сотрудника в отдельности. Самые лучшие и прогрессивные цели всегда сопряжены с некоторыми усилиями, но никогда не бывают заоблачными. Поэтому сразу отбросьте цели, которые не дотягивают до среднего уровня профессионализма ваших работников, равно как и от тех, которые фактически недостижимы. Излишне занизив планку или, наоборот, задрав её слишком высоко, вы рискуете дискредитировать цель и сделать её неважной для команды.
R – results-oriented, realistic, reasonable, relevant, rewarding – уместность, полезность, реалистичность, ориентация на конкретный результат. Кроме конкретики и достижимости, цель должна также быть адекватной текущей ситуации и не нарушать баланса с остальными приоритетами и векторами движения. Обоснованность важна и в контексте формирования миссии и видения фирмы.
В этой связи нельзя не вспомнить о правиле Паретто: 20 % продукции обеспечивают 80 % выручки, а 80 % затраченных усилий приносят всего 20 % результата. Каково наполнение этой пропорции и какой объём товара составляет для вас эти 20 %, можете знать только вы.
T – timely, time-based, trackable, tangible – отслеживаемость, своевременность. Цель по SMART должна иметь точный дедлайн или быть ограничена определённым сроком выполнения– это одно из условий её эффективности. Допустима как фиксированная дата, так и отрезок времени. Как у поезда на вокзале, у цели должно быть время старта и прибытия, точное время в пути. Это способствует концентрации внимания и усилий на цели, чтобы уложиться в срок или даже успеть раньше. Бессрочные цели, не включённые в график, проседают при любом кризисе в компании.
Усовершенствованная система SMART
Методика SMART – не догма, а, скорее, набор принципов. Отсюда и разница в расшифровках и толковании каждой из её составляющих:
Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!
Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.
Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!
Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”
5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента
10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений
11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены
План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита
Для ситуаций, когда цели спускаются “сверху” – от начальника к подчинённым – принцип SMART расширяется до SMARTER и содержит ещё пару пунктов, увеличивающих шансы на то, что цель будет достигнута:
Плюсы и минусы SMART-целей
Положительные стороны SMART-цели проекта:
Недостатки целей по SMART:
5 требований к целям
Модель постановки целей SMART – это не только пять обязательных критериев, из которых состоит аббревиатура, но и ещё пять ключевых требований:
Понятность: любая цель должна быть, прежде всего, ясной.
Высокая сложность: она должна быть достаточной, чтобы для выполнения требовался определённый объём усилий.
Ответственность: пока люди не возьмут на себя обязательств, у них не будет достаточной мотивации стремиться достичь цели.
Обратная связь: руководитель должен оперативно получать информацию о движении к цели. Эта информация может пригодиться как мотиватор для персонала или сигнализировать о негодности цели (из-за её излишней простоты, неподъёмной сложности или необходимости в корректировке).
Комплексность: масштабная, многоуровневая цель требует много времени и труда. Не обязательно делать такими все свои SMART-цели, главное – трезво оценивать объём усилий, чтобы грамотно планировать нагрузку.
SMART не заменяет теории целеполагания и ключевых принципов планирования. Технология постановки целей SMART идеально соответствует общим правилам и принципам, концептуально не противоречит им.
Пошаговая постановка цели по SMART
Если вы вознамерились использовать технику SMART как учебник для постановки целей, то придерживайтесь следующего порядка действий.
Шаг 1. Описываем потребности.
Первым делом надо сформулировать своё желание, идею, “боль” – как угодно, в свободной форме и не особо заботясь о точности формулировок. Ответьте на вопрос, что вам нужно, чего вы хотите.
ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ
Примеры желаний и нужд:
Шаг 2. Убеждаемся в актуальности цели.
Правильно сформулированная цель должна соответствовать SMART-критерию важности, актуальности. Ответьте на ряд вопросов:
Бывают ситуации, когда надо пройтись по этому списку вопросов несколько раз, и только тогда вы докопаетесь до первопричины. Истинное желание, актуальная потребность или глобальная жизненная установка в основе цели делает её важной в достаточной мере.
Убеждаемся в актуальности цели
Примеры актуальных целей:
Сомнения, оставшиеся после проверки на актуальность, можно снять с помощью более мелкой, “тестовой” цели.
Например, вы ставите себе по SMART цель стать художником, приобрести навыки рисования. Чтобы проверить себя, придумайте небольшую задачку вроде “потратить две недели на какую-нибудь программу самообучения для начинающих” (в этом плане, например, полезна книга Марка Кистлера). Если вы достигнете хороших результатов, можно поднимать планку и уже замахиваться на обучение у преподавателя, на платных курсах, и т. п.
17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные
Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:
Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.
Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.
Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии
Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.
Давайте перейдем к делу: Эти примеры SMART-целей могут помочь вам достичь своей мечты. Как? Они помогут вам создать мощные цели, которые принесут результаты.
Почему это важно? Если вы не создаете SMART-цели, вы настраиваете себя на неудачу. Вы знаете, что говорят: «Если вы не планируете, вы планируете провал».
Хорошо, но что такое SMART-цели и как они могут помочь вам улучшить свою жизнь? В этой статье мы рассмотрим 10 мощных примеров SMART-целей, и вы узнаете, как написать SMART-цель, чтобы достичь чего угодно.
Давайте погрузимся в тему.
Что такое SMART-цель?
Давайте рассмотрим каждую характеристику немного подробнее.
Конкретность: Цель должна быть очень точной, без возможности неправильного толкования.
Измеримость: Цель должна быть количественно измеримой, и прогресс должен легко отслеживаться.
Актуальность: Цель должна способствовать достижению ваших более широких, всеобъемлющих целей.
Ограниченность по времени: Цель должна иметь определенную дату начала и окончания.
Почему важны SMART-цели?
Зачем использовать цели SMART? Когда вы используете систему целей SMART, вы избавляетесь от путаницы и обретаете ясность. Постановка SMART-цели поможет вам понять, что именно нужно сделать (и когда это нужно сделать) для достижения желаемого результата.
С другой стороны, если ваши цели не являются SMART, то они… не смарт, то есть неумные!
Короче говоря, вы с большей вероятностью достигнете своей цели, если сделаете ее SMART.
10 примеров эффективных SMART-целей
Теперь, когда вы понимаете, что это такое и почему они важны, давайте рассмотрим несколько примеров SMART-целей, чтобы вдохновить вас.
Эти 10 примеров постановки целей SMART показывают, как можно создавать мощные личные, деловые, рабочие и лидерские цели.
Примеры личных SMART-целей
Вот несколько примеров личных SMART-целей, чтобы показать вам, как вы можете улучшить что-либо в своей жизни.
Пример слабой цели: Я собираюсь привести себя в форму.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я собираюсь начать бегать ежедневно и тренироваться для участия в марафоне.
Измеримая: Я буду следовать тренировочной программе приложения Nike, чтобы пробежать полный марафон без остановок.
Достижимо: Я уже занимался бегом, мой организм достаточно здоров, а марафон состоится через 6 месяцев.
Временные рамки: Я записался на марафон через 6 месяцев.
Что получилось:
Я собираюсь следовать программе тренировок приложения Nike, чтобы через 6 месяцев пробежать марафон без остановки.
Слабая цель Пример: Я собираюсь написать книгу.
SMART-цель пример:
Конкретная: Я собираюсь написать научно-фантастический роман объемом 60 000 слов.
Измеримая: Я закончу писать 60 000 слов за 6 месяцев.
Достижимая: Я буду писать 2 500 слов в неделю.
Актуально: Я всегда мечтал стать профессиональным писателем.
Ограничено по времени: Я начну писать завтра, 1 января, и закончу 30 июня.
Что получилось:
Я собираюсь написать роман объемом 60 000 слов за 6 месяцев и закончить его 30 июня. Для этого я буду писать по 2 500 слов в неделю.
Слабая цель. Пример: Я собираюсь улучшить свои отношения.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я буду развивать свои отношения с Андреем, Наташей и мамой.
Измеримая: Я буду звонить каждому из этих людей дважды в неделю.
Достижимая: Я регулярно разговариваю с этими людьми, и мы всегда говорим о том, что было бы неплохо общаться чаще.
Актуально: Я хочу углубить свои социальные связи, чувствовать себя более любимым и поддерживаемым в своей жизни, а также поддерживать тех, кого я люблю.
Ограниченность во времени: Я буду придерживаться этого плана в течение 3 месяцев, затем проведу переоценку и спланирую свои дальнейшие действия.
Что получилось:
Я буду звонить Андрею, Наташе и маме дважды в неделю в течение 3 месяцев, чтобы развивать отношения с ними.
Примеры SMART-целей для бизнеса
Если вы хотите создать или развить компанию, вот несколько примеров SMART-целей для бизнеса, которые помогут вдохновить вас на процесс постановки целей.
Пример слабой цели: Я собираюсь стать предпринимателем.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я начну бизнес по дропшиппингу.
Достижимо: Я просмотрел несколько видео о дропшиппинге и знаю, что могу использовать Shopify и Oberlo, чтобы быстро начать бизнес.
Актуально: Я хочу уволиться с работы, работать дома и быть самому себе начальником.
Сроки: Я начну в субботу и сделаю первую продажу в течение двух недель.
Что получилось:
В субботу я начну дропшиппинг-бизнес с помощью Shopify и Oberlo. Я буду уделять этому бизнесу 1 час каждый день и работать над тем, чтобы совершить первую продажу в течение двух недель.
Пример слабой цели: Я собираюсь сделать больше продаж.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я собираюсь научиться использовать Facebook Ads и инвестировать 30% своей прибыли в этот маркетинговый канал.
Достижимая: У меня достаточно успешный малый бизнес, который готов справиться с ростом продаж.
Актуально: Я хочу зарабатывать 6-значную сумму в год, работая дома.
Сроки: Завтра я начну курс Facebook Ads и в течение 1 недели начну проводить платные кампании. Затем я продолжу обучение, увеличу масштаб и оценю свои результаты через 3 месяца.
Что получилось:
Я начну изучать курс Facebook Ads завтра и начну инвестировать 30% прибыли от своего бизнеса в платные кампании в течение 1 недели. Я буду продолжать учиться и инвестировать в Facebook Ads, чтобы удвоить свои продажи в течение 3 месяцев.
Пример слабой цели: Я собираюсь развивать свой бизнес.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я собираюсь нанять виртуального помощника (VA), который будет обрабатывать для меня запросы клиентов. Таким образом, я смогу освободить время для проведения исследований продукции и добавления новых товаров в мой магазин.
Достижимо: У меня есть опыт найма фрилансеров на Upwork, и я понимаю, как найти лучшие продукты.
Актуально: Я стремлюсь работать над своим бизнесом, а не в своем бизнесе, чтобы увеличить свой доход и работать меньше часов.
Сжатые сроки: Я найму помощника в течение 2 недель, а затем добавлю 5 новых продуктов в свой магазин в течение 1 месяца.
Что получилось:
В течение 2 недель я найму помощника по работе с клиентами, чтобы освободить время. Я использую это время для исследования и добавления 5 новых продуктов в мой магазин до конца месяца.
Примеры SMART-целей для работы
Вот несколько примеров профессиональных SMART-целей для работы, которые помогут вам продвинуться в успешной карьере.
Пример слабой цели: Я найду лучшую работу.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я собираюсь стать специалистом по поисковой оптимизации (SEO) в ведущей компании, предоставляющей программное обеспечение как услугу (SaaS), такой как Shopify или Oberlo, и работать удаленно.
Измеримо: В течение двух месяцев я подам заявки минимум на 8 вакансий.
Достижимо: Я работал SEO-специалистом в течение двух лет в офисе бухгалтерской фирмы, и я хорошо справляюсь со своей работой.
Актуально: Я хочу сотрудничать с интересными людьми, вносить свой вклад во что-то инновационное и присоединиться к компании, в которой есть место для моего роста. Кроме того, я хочу путешествовать в течение длительного времени в качестве цифрового кочевника. Сроки: Я подам заявки на 8 подходящих вакансий в течение двух месяцев, подавая по 1 заявке в неделю.
Что получилось:
Я найду работу своей мечты, работая в SaaS-компании, такой как Shopify или Oberlo, и буду долго путешествовать в качестве цифрового кочевника. Для достижения этой цели я буду подавать по 1 заявлению в неделю в течение двух месяцев, подавая в общей сложности 8 заявлений.
Пример слабой цели: Я хочу добиться повышения по службе.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я собираюсь добиться повышения и стать старшим SEO-специалистом.
Измеримая: Я пройду необходимое обучение и подам заявление. Я также возьмусь за дополнительный рабочий проект, чтобы продемонстрировать свою готовность нести большую ответственность.
Достижимо: Я работаю SEO-специалистом уже 3 года, и моя работа принесла значительные результаты. Кроме того, в конце этого квартала моя компания планирует принять на работу еще одного старшего SEO-специалиста.
Актуально: Я хочу продолжать учиться и бросать себе вызов по мере продвижения по карьерной лестнице.
Сроки: Я возьмусь за 1 дополнительный рабочий проект в течение следующих 2 недель, пройду необходимое обучение в течение 6 недель и подам заявление в течение 8 недель.
Что получилось:
Я собираюсь получить повышение и стать старшим SEO-специалистом в своей компании. Для этого я возьмусь за дополнительный рабочий проект в течение 2 недель, пройду необходимое обучение в течение 6 недель и подам заявление в течение 8 недель.
Примеры SMART-целей лидерства
Вот несколько примеров SMART-целей для лидеров, иллюстрирующих, как вы можете привести команду к успеху.
Пример слабой цели: Я помогу своей команде увеличить количество продаж.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я помогу своей команде лучше квалифицировать лиды продаж, чтобы они тратили свое время на продажу только тем людям, которые, скорее всего, совершат покупку.
Измеримая: Цель состоит в том, чтобы увеличить продажи команды на 5%.
Достижимо: Мы определили главную причину, по которой наши потенциальные покупатели не совершают покупки: они не полностью соответствуют нашему целевому рынку. Если мы сможем убедиться, что все, кому мы звоним, соответствуют нашему целевому рынку, наши продажи, скорее всего, увеличатся.
Временные рамки: Мы стремимся увеличить продажи на 5% в течение 3 месяцев до переоценки нашей стратегии.
Что получилось:
Слабая цель Пример: Я собираюсь помочь команде лучше общаться.
Пример SMART-цели:
Конкретная: Я собираюсь помочь команде лучше общаться, чтобы освободить время, которое тратится на неэффективные коммуникации. Таким образом, команда сможет потратить это время на выполнение своих основных обязанностей.
Достижимо: Мы можем избежать путаницы, возникающей из-за длинных цепочек электронных писем, с помощью решения для обмена сообщениями в команде, например Slack. Если мы внедрим решение для обмена сообщениями, вполне вероятно, что мы сможем резко сократить время, затрачиваемое на электронную почту.
Актуально: Я хочу расширить возможности своей команды, чтобы она могла выполнять свою лучшую работу и увеличивать свое влияние за счет сокращения времени, которое тратится на ненужные и неэффективные задачи.
Временные рамки: Мы внедрим решение для обмена сообщениями в течение двух недель, а в течение следующего месяца сократим вдвое время, затрачиваемое на общение.
Что получилось:
Выводы: Как написать SMART-цель
Почему SMART-цели эффективны? Если коротко, то они помогут вам получить ясность в отношении вашей цели и убедиться, что вы делаете все необходимое для ее достижения. В общем, следуйте этим 5 простым шагам, когда учитесь ставить разумные цели:
Конкретные: Определите, чего вы хотите.
Измеримые: Определите, что такое успех.
Достижимые: Убедитесь, что ваша цель разумна.
Релевантность: Убедитесь, что ваша цель согласуется с вашими всеобъемлющими целями.
Ограниченность по времени: Установите крайний срок и составьте расписание.
Теперь ваша очередь! Потратьте несколько минут на постановку SMART-цели, которая приблизит вас к жизни или бизнесу вашей мечты.
Чувствуете себя смелым? Поделитесь своей новой SMART-целью в комментариях ниже!
Постановка цели по SMART: суть метода, основные правила + наглядные примеры
Как правильная формулировка цели поможет вам сэкономить уйму сил и времени.
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Жизнь без целей напоминает застойное болото – вы никуда не движетесь и вокруг ничего не меняется. Такая обманчивая стабильность может удовлетворять до поры до времени, но за ней неизменно следует разложение. Поэтому целеполагание – одна из важнейших функций, подаренных нам природой. Однако не все умеют ей правильно пользоваться. Пришло время это исправить – я расскажу вам, что такое постановка цели по SMART, и научу пользоваться этим невероятно эффективным методом тайм-менеджмента.
Суть метода SMART
Техника SMART в том виде, в котором она известна сейчас, была сформулирована в 80-е годы XX века. Изначально она применялась менеджерами компаний для постановки задач исполнителям. Чтобы избежать двусмысленного неверного толкования задачи работниками, нужно было ответственно отнестись к ее формулировке. Поэтому были выделены 5 характеристик, которым эта формулировка должна была соответствовать.
Эти критерии впоследствии сложились в название метода, сформировав аббревиатуру SMART. Расшифровывается она так:
Метод SMART отлично зарекомендовал себя в условиях корпоративного управления и постепенно перекочевал и в личный тайм-менеджмент. Применяя его, можно повысить результативность деятельности в несколько раз. Давайте рассмотрим каждый критерий подробно и потренируемся в правильной постановке целей.
S (specific) – конкретность
Цель должна быть максимально конкретной и исключать двусмысленности в ее толковании. Вы должны четко понимать, что вам предстоит делать и когда можно считать задачу выполненной.
Если сомневаетесь насчет конкретности своей цели, проведите небольшую проверку. Представьте, что поручаете ее не себе, а своему абсолютно безответственному и безалаберному ребенку. Поймет он, что вы от него хотите? Или есть вероятность, что сделает совсем не то? Ваша задача – довести формулировку до идеала, так что комар носа не подточит, а ваш отпрыск не найдет лазейку, чтобы профилонить. Кстати, этот способ и эмпатию хорошо развивает – пользуйтесь!
Вот вам еще несколько наглядных примеров:
M (measurable) – измеримость
Если конкретность цели может быть выражена в цифрах или других объективных величинах, то это обязательно нужно отразить в формулировке. У вас должны быть ясные и четкие маркеры, по которым можно оценить степень выполнения задачи.
Маркерами могут служить совершенно разные единицы измерения, например:
Для чего это нужно? Во-первых, количественные критерии дают вам ориентир. По ним вы можете отслеживать, в ту ли сторону движетесь и с какой скоростью. Если ваша цель – похудеть на 7 кг, а вы пока скинули только 2, то еще рано расслабляться. Наоборот, нужно взять себя в руки и продолжать работать.
Во-вторых, измеримые показатели помогают разбивать крупные долгосрочные цели на мелкие задачи (вы ведь знаете, чем цель отличается от задачи?). Возьмем тот же пример с похудением. К лету вам нужно скинуть 7 кг, до лета осталось 3 месяца. Значит, в месяц должно уходить примерно по 2,3 кг.
A (attainable) – достижимость
Прежде чем переходить к выполнению задачи, нужно проверить, выполнима ли она вообще. Это ключевой пункт в разумном целеполагании, так как без него все остальные просто не имеют смысла. И он как раз таки вызывает больше всего проблем и вопросов.
Чтобы трезво оценить достижимость цели, нужно иметь очень реалистичную самооценку. Многие люди склонны завышать свои возможности. Из-за этого цели часто остаются нереализованными или доставляют человеку массу проблем. Каждый облом заставляет испытывать фрустрацию и снижает мотивацию в будущем.
Я подготовила для вас памятку, которая поможет оценивать достижимость целей:
R (relevant) – актуальность
Под актуальностью цели подразумевается ее соответствие реальности, вашим более важным целям и ценностям, образу жизни и т. п. Иногда люди подпадают под влияние модных течений и заражаются чужими идеями и целями. Не все могут этот момент отрефлексировать и бросаются воплощать чужеродные мечты, совершенно не задумываясь о последствиях.
В этом случае цель “завести коня” никак не впишется в вашу реальность. Вам нужно либо отказаться от нее, либо полностью перестроить свою жизнь. Есть истории, когда люди выбирали второй вариант и были счастливы. Но они четко представляли, чего лишают себя, и были готовы к этому.
Я привела довольно гротескный пример для наглядности. В реальности все не так очевидно и поэтому сложнее. У человека может быть несколько целей, частично противоречащих друг другу. Например, “погасить досрочно кредит” и “съездить в отпуск на Мальдивы”. Поэтому будьте внимательны к этому пункту.
T (time-bound) – ограниченность по времени
Последний штрих в формулировке цели – определение временных сроков на ее выполнение. Они должны быть четкими, конкретными и адекватными.
Устанавливая дедлайн, мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, не даем себе шанса слишком долго прокрастинировать. Цель без четкого срока хочется отложить на потом, ведь в нашем расписании полно срочных задач.
Во-вторых, получаем возможность составить план и разбить долгосрочную цель на несколько краткосрочных. Если, к примеру, вы запланировали накопить 1 млн рублей за год, то с легкостью рассчитаете, сколько денег вам нужно откладывать каждый месяц.
Пошаговая инструкция постановки цели по SMART
С основными понятиями и принципами мы разобрались. Теперь вам не составит труда превратить уже существующие цели в SMART-цели. А сейчас мы с вами рассмотрим технологию, как правильно ставить цели сразу, чтобы их потом не пришлось редактировать.
Шаг 1. Отрефлексируйте потребность
В основе каждой цели лежит нереализованная потребность. Подумайте, чего вам не хватает, что хотелось бы воплотить, куда двигаться. На этом этапе можно не заморачиваться насчет формулировки, а лишь наметить шаблон для дальнейшей работы.
Вот несколько примеров:
Шаг 2. Соотнесите ее с вашими ценностями и целями
Теперь вашей потребности предстоит пройти проверку на актуальность. Если она органично вписывается в вашу систему ценностей и образ жизни, не конкурирует с более важными целями, можно дать ей зеленый свет.
Если же вписать удается со скрипом, стоит 10 раз подумать, прежде чем пускать ее в ход. Эмоции не лучший помощник в этом деле. Бывает, что чего-то ну очень хочется, а дальше – хоть трава не расти. Тогда я советую вам отложить этот вопрос на недельку-другую, пока эмоции не улягутся и разум не возьмет верх.
Рассмотрим оценку потребности на нескольких примерах:
Шаг 3. Максимально конкретизируйте желаемое
Теперь нужно абстрактную потребность превратить в конкретную цель. Как будет выглядеть конечный результат? Как вы поймете, что он уже достигнут? Ответьте на эти вопросы и сформулируйте в голове образ желаемого. Чем конкретнее, тем лучше.
Шаг 4. Установите количественные или другие объективные критерии
Если есть такая возможность, сделайте желаемый результат измеримым. Чтобы не было неопределенности и двусмысленности. Но имейте в виду – показатели нельзя брать “с потолка”. Они должны быть четко выверены и соотнесены с реальностью.
Можно взять за основу результаты статистики, ваш или чужой опыт, научные данные. Также обязательно учтите дополнительные факторы: ваши психологические особенности, степень участия третьих лиц. Давайте рассмотрим на примерах.
Изначальная цель | Измеримая цель |
Купить новый iPhone X | Купить новый iPhone X за 70 тыс. руб. |
Похудеть | Сбросить 10 кг |
Поехать в Португалию | Съездить в Португалию на 2 недели по путевке за 150 тыс. руб. |
Шаг 5. Определите временные сроки
Чтобы цели не повисли в воздухе, нужно подвергнуть их последней манипуляции – установить дедлайн. Используйте тех же помощников, что и в предыдущем пункте: опыт, статистику, научные данные.
В итоге получаем 3 готовые цели:
Лучше устанавливать дедлайны с запасом, чтобы не попасть в цейтнот.
Шаг 6. Проверьте цель на достижимость
Остался последний штрих – оценить достижимость цели. Если до этого вы добросовестно выполняли все пункты, то проверка будет лишь формальностью. Задайте себе следующие вопросы:
Если цель прошла проверку, поздравляю! Теперь можно заняться составлением плана по ее реализации. В этом вам помогут специальные техники планирования – ищите их в нашей статье про тайм-менеджмент.
Примеры
Чтобы закрепить полученные знания, давайте подробно разберем несколько примеров. Главное, что нужно учитывать при оценке SMART-цели, – это контекст. Цель может отлично работать в одних условиях и быть совершенно непригодной для других. Поэтому я подробно буду описывать каждую ситуацию.
Студент 3-го курса хочет досрочно сдать курсовую, чтобы поехать на лето в США по программе студенческого обмена. Учебный год только начался, но он не хочет растягивать это дело надолго. Парень формулирует свою цель так: “сдать курсовую работу до 1 февраля следующего года”.
Общий вердикт – цель рабочая и соответствует всем критериям SMART.
Девушка мечтает научиться играть на гитаре. У нее есть свободное время по вечерам, которое она планирует посвятить урокам. Свою цель она формулирует так: “научиться играть на гитаре за год”.
Вердикт – цель нужно доработать.
Парень очень хочет завести собаку. Уже даже с породой определился – немецкая овчарка. При этом своего жилья у нашего героя нет – он снимает комнату в трехкомнатной квартире. Цель он сформулировал так: “купить немецкую овчарку к 1 декабря 2020 года”.
Вывод: цель не соответствует критериям SMART.
Плюсы и минусы системы SMART
SMART – один из основополагающих принципов тайм-менеджмента. Он применяется повсеместно и помогает эффективнее и быстрее добиваться желаемых результатов. Однако я хочу, чтобы вы понимали, что это не панацея. У метода есть свои недостатки, о которых обязательно нужно знать.
Но сначала давайте рассмотрим достоинства:
А теперь недостатки:
Заключение
Теперь вы знаете правила постановки целей по принципу SMART и сможете легко применить метод на практике. Дело за малым – определиться, чего вы хотите от жизни, и вдохновиться на позитивные изменения. Заряд мотивации и другие популярные техники тайм-менеджмента ищите в книгах про достижение целей.