что такое система расселения
Что такое система расселения
Понятия «сеть поселений» и «система расселения» относятся к качественно разным явлениям.
Сеть поселений – совокупность всех населённых пунктов, расположенных на какой-либо территории и характеризующаяся их людностью, густотой, взаиморасположением и конфигурацией ареалов, что может быть названо рисунком расселения.
Система расселения – территориально целостная и функционально взаимосвязанная совокупность поселений, которая складывается по мере развития производства и системы обслуживания в рамках сетей поселений. Для определения её границ и развитости основным критерием служит интенсивность связей между поселениями, которая выше в системе расселения, чем вне её.
Переход от сети поселений к системе расселения – качественный скачок в территориальной организации жизни общества. Система начинает складываться по достижении расселением определенного уровня зрелости, при наличии благоприятных предпосылок. Этот процесс происходит крайне неравномерно. В результате территория страны дифференцируется по степени сформированности расселения: ареалы с системами расселения чередуются с ареалами, в которых расселение, по выражению В.В. Покшишевского, классика отечественной социально-экономической географии, находится на сетевом уровне.
Покшишевский Вадим Вячеславович (1905–1984) – советский экономикогеограф, доктор географических наук (1952). Основные труды по географии населения СССР и зарубежных стран, экономической географии районов СССР, исторической географии, а также по теоретическим вопросам экономической географии. Большая золотая медаль Географического общества СССР.
В нашей стране выделяются следующие основные категории территориальных систем расселения:
Таким образом, город выступает как элемент самых различных территориальных систем. Это во многом определяет трудности управления современным городом, который является сложной системой, функционирующей в территориальных социально-экономических системах более высокого порядка.
Системы расселения. Типы и формы систем расселения
С вопросами, характеризующими размещение населения и производственных сил, обеспеченность трудовыми ресурсами, условия труда и быта, эффективность производства, уровень развития инженерно-транспортной инфраструктуры связано понятие расселения населения на обитаемой территории.
Формирование систем расселения и организация территорий поселений относится к сфере градостроительной деятельности, составной частью которой является территориальное планирование, управление и организация строительства и реконструкции городов и других поселений, а также их частей.
Система расселения является пространственной формой размещения населения и производительных сил на территории страны, регионов, экономических районов и поселений, как городских, так и сельских.
В процессе градостроительного развития сети населенных мест на территории страны к настоящему времени сложилось несколько типов и формрасселения.
В нашей стране различают два основных типа расселения – городское и сельское. В соответствии с типами расселения различают и две системы расселения – городскую и сельскую.
Тип расселения зависит от специализации и кооперации отраслей производства, определяемых характером разделения труда, а также от степени концентрации средств производства. Первым признаком типа расселения является разделение труда, т.е. обособление сельскохозяйственного производства от ремесленного производства и торговли.
Разделение труда уже в период разложения первобытнообщинного строя привело к образованию двух основных типов расселения – городского и сельского. Эти типы расселения различаются характером и размером поселений, особенностью их взаимного размещения и степенью развития межселенных связей.
На протяжении ХХ-го столетия процесс образования и обособления сельского и городского типов расселения сопровождался ростом численности и размеров городов, повышением удельного веса городского населения и сокращением сельского.
В России, как и во всем мире, городское население и количество городских поселений преобладает над сельским, поэтому именно городские поселения являются основными элементами современной городской системы расселения.
Города как центры власти, торговли, религии и ремесел, известны уже с III в до н.э. На разных этапах исторического развития общества города претерпевали различные изменения, связанные с распределением производства и населения по территории поселений. Под влиянием различных факторов: природных, экономических, политических и других в разные исторические эпохи происходили изменения в темпах роста городов, их технической оснащенности, развитии тех или иных форм расселения и др.
С возникновением городов появились и основные проблемы, характерные для городских поселений: перенаселенность, низкий уровень транспортного обслуживания и благоустройства, санитарно-гигиенические проблемы, высокий уровень заболеваний городских жителей и другие.
В современных градостроительных и экономических разработках город определяется как элемент системы расселения достаточно высокого ранга, он развивается и функционирует в непосредственной взаимосвязи с развитием экономических и социальных функций в территориальных системах на уровне района, области, республики, страны.
Сельское расселение является наиболее древним типом расселения, которое формировалось, в основном, под влиянием природных и климатических факторов.
Система сельского расселения, сложившаяся на территории Нечерноземной зоны России, характеризуется мелкоселенностью и дисперсностью размещения, т.е. большим количеством мелких сельских поселений, расположенных на значительном расстоянии друг от друга.
Средняя численность населения таких поселений — 120— 240 человек, а в некоторых областях: Костромской, Псковской, Ярославской — колеблется от 40 до 60 человек. Крупные поселения с населением свыше 1000 человек составляют не более 10% от общего числа сельских поселений.
Долгое время в нашей стране сельское расселение рассматривалось лишь с точки зрения обеспечения агропромышленного производства. Проводилась целенаправленная политика концентрации населения, производства и капитальных вложений исключительно в крупных сельских поселениях — центральных усадьбах колхозов и совхозов. Многолетняя практика укрупнения населенных пунктов в рамках колхозно-совхозной системы сельскохозяйственного производства привела ко многим негативным последствиям как в экономике, так и с точки зрения экологических и социальных условий.
При автономной форме расселения поселения значительно удалены друг от друга, коммуникации между ними не развиты, функциональные связи незначительны и неустойчивы.
При групповой форме расселения поселения образуют группы, объединенные развитой сетью коммуникаций и устойчивыми функциональными связями. Эти связи образуются в результате кооперации производства, организации систем культурно-бытового обслуживания и отдыха населения.
2.2. Групповые системы населенных мест
Групповые системы населенных мест являются основной структурной единицей расселения. На территории России различают крупные, средние и малые групповые системы населенных мест в зависимости от типа и размера поселений, на основе которых формируется та или иная система расселения.
В зависимости от проектной численности населения на расчетный срок городские поселения подразделяются на группы (табл. 1).
Таблица 1. Классификация городских поселений по численности
Группы поселений | Население, тыс.чел. |
Сверх крупные | Свыше 3 000 |
Крупнейшие | 1 000—3 000 |
Крупные | от 500 до 1 000 от 250 до 500 |
Большие | от 100 до 250 |
Средние | от 50 до 100 |
Малые | от 20 до 50 от 10 до 20 до 10 |
К крупным групповым системам населенных мест относят территории, на которых преобладают крупные или крупнейшие города или агломерации, объединенные развитыми территориально-производственными связями, единой сетью объектов инженерной и социальной инфраструктур и мест отдыха населения (рис. 3).
Средние групповые системы населенных мест формируются на базе больших или средних городов и агломераций, они являются экономическими, инженерными, социально-культурными центрами для населения, проживающего на данной территории.
Малые групповые системы населенных мест состоят из малых городских и сельских поселений, расположенных на территории административных районов областей, краев, республик. Центромадминистративного, хозяйственного, социального обслуживания для таких систем являются, чаще всего, районные центры, малые города или крупные сельские поселения.
Рис.3. Различные типы групповых систем расселения:
А. Крупная групповая система расселения, формирующаяся
на основе крупного, крупнейшего города или агломерации.
Б. Средняя групповая система, формирующаяся вокруг большого или
среднего городского поселения.
В. Малая групповая система, формирующаяся вокруг малого города.
Г. Средние и малые сельские поселения, группирующиеся вокруг
крупного сельского поселения в системе сельского расселения.
1 – городские поселения; 2 – крупные сельские поселения; 3 – желез-
ные дороги; 4 – магистральные автодороги; 5 – границы городской
агломерации; 6 – граница административного района; 7 – граница
административного округа в районе; 8 – среднее сельское поселение;
9 – малое сельское поселение; 10 – автодороги районного значения
(с твердым покрытием); 11 – автодороги местного значения
(грунтовые); 12 – лесные массивы; 13 – сельские поселения нового
СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ
Предпосылки формирования С. р. возникают параллельно с развитием товарного произ-ва, по мере углубления обществ. (в т. ч. геогр.) разделения труда.
Но только при капитализме с ростом пром-сти, интенсификацией с. х-ва, развитием сферы обслуживания, средств транспорта и связи в рамках сетей поселений стихийно складываются системы насел. мест с устойчиво высоким уровнем межпоселенных связей нас. ‘Необходимым условием хозяйственной жизни становится подвижность населения вместо прежней оседлости и замкнутости’ (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 524).
Кочетков А. В., Пчелинцев О. С., Системы расселения: стратегии развития и управления, в сб.: Методология системного анализа регионального развития и управления, М. 1980; Покшишевский В. В., Население и география. Теоретические очерки, М. 1978; Ходжаев Д. Г., Кочетков А. В., Листенгурт Ф. М. Система расселения в СССР, М. 1977; Хорев Б. С, Проблемы городов. (Урбанизация и единая система расселения в СССР), 2 изд., М. 1975.
Полезное
Смотреть что такое «СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ» в других словарях:
система расселения — Процесс распределения населения по территории и его результат – сеть поселений и ее формы. Syn.: расселение … Словарь по географии
Система городского расселения — взаимно упорядоченное размещение крупных, средних и малых городов, связанных между собой производственными, социальными и культурными связями и единой транспортной сетью. См. также: Городские поселения Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Система открытых полей — (англ. open field system) одна из систем землепользования в средневековой Европе, наиболее характерная для Англии. При системе открытых полей пахотные земли сельского поселения делились на наделы крестьян, которые не огораживались. В… … Википедия
СИСТЕМА НАСЕЛЁННЫХМЕСТ ГРУППОВАЯ — [СИСТЕМА ГРУППОВОГО РАССЕЛЕНИЯ] взаимоувязанная в народнохозяйственном и структурно планировочном отношении группа городских и сельских населённых пунктов (Болгарский язык; Български) групова система на населените места; система на групово… … Строительный словарь
система населённых мест групповая — Взаимоувязанная в народнохозяйственном и структурно планировочном отношении группа городских и сельских населённых пунктов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики город, населенный пункт Синонимы… … Справочник технического переводчика
СИСТЕМА ГРУППОВОГО РАССЕЛЕНИЯ — см. СИСТЕМА НАСЕЛЁННЫХ МЕСТ ГРУППОВАЯ Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках … Строительный словарь
территориальная система — Пространственная близость взаимосвязанных элементов окружающей среды и общества, взаимодействующих на определенной территории, например, система расселения … Словарь по географии
Силурийская система (период) — Силурийская система (период), силур, третья снизу система палеозойской группы, соответствующая третьему периоду палеозойской эры геологической истории Земли. Названа по древнему кельтскому племени силуров, населявших пограничную область Уэльса в… … Большая советская энциклопедия
Силурийская система — (период) силур, третья снизу система палеозойской группы, соответствующая третьему периоду палеозойской эры геологической истории Земли. Названа по древнему кельтскому племени силуров, населявших пограничную область Уэльса в… … Большая советская энциклопедия
ГОСТ 7.60-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения оригинал документа: автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Система расселения
РАССЕЛЕНИЕ И РАЙОННАЯ ПЛАНИРОВКА
Расселение — явление, известное с древнейших времен. Место расселения определялось пригодностью для жизни человека. На ранних этапах развития человеческого общества главную роль играли климатические факторы. Люди выбирали наиболее благоприятную зону расселения, исключая суровые и неудобные для земледелия территории. Численность человечества была невелика, поселения редки и достаточно удалены друг от друга. Рост населения Земли и развитие общественных отношений расширяли зону осваиваемых территорий. Однако процесс расселения был стихиен, неравномерен. Так, в период расцвета рабовладельческого строя и связанного с этим расцвета городов некоторые из них столкнулись с проблемой перенаселения. К примеру, плотность населения Рима времен правления императора Августа достигала 1500 чел./га (этот же показатель у современного Нью-Йорка достигает 1000 чел./га).
История свидетельствует о массовых крупномасштабных миграциях целых народов: Великое переселение индоевропейцев во втором тысячелетии до н.э.; исход древних евреев из Египта и эгейское переселение народов спустя несколько сотен лет; Великая греческая колонизация, начавшаяся около 750 г. до н.э.; переселение германских племен в III в.; расселение славян и нашествие варваров в У-У1 вв.; завоевания монголов, берущие свое начало с XIII в.; создание мировой колониальной системы в ХУ-ХУШ вв.
Промышленная революция привела к бурному развитию производства и дала мощный толчок дальнейшему росту населения Земли. С середины XIX в. проблема перенаселения коснулась целого ряда городов многих стран, и прежде всего Англии, Бельгии, Голландии, Германии и Франции. Стихийный рост городского населения, связанный с оттоком жителей из сельских местностей, привел к скученности застройки, антисанитарным условиям жизни и, как следствие, к эпидемиологической опасности (десятая часть населения Лондона в 1837 г. заболела брюшным тифом, треть больных умерли).
Численный рост человечества продолжается. По прогнозам ученых, к 2070 г. население Земли может составить 12 миллиардов. И это не предел. Причем наиболее активным этот процесс ожидается в странах Азии, Африки и Латинской Америки (схема 4).
Расселение— размещение населения на территории стран, районов, городов, поселков, сельских населенных мест — исторически складывающаяся пространственная форма организации жизни общества (схема 5).
На современном этапе развития человеческого общества этот процесс не должен происходить хаотично. Поэтому в ряде стран, в том числе в нашем государстве, было положено начало формированию системы расселения.
Система расселения —система размещения населения и производительных сил на территории страны.
Место расселения во все времена связано с тремя предпосылками: местом приложения труда, пригодностью территории для жизни и возможностью удобных передвижений. Место приложения труда — это промышленное и сельскохозяйственное производство, научно-исследовательские и учебные центры, администрация любого характера и масштаба, т.е. место концентрации людей для воспроизводства материальных и духовных ценностей, для руководства или управления, для личных контактов и общения. Население — главная производительная сила общества, а расселение — это территориальная организация производительных сил. Для эффективного функционирования производительных сил одного наличия пространства мало — оно должно быть определенным образом организовано. Именно система расселения играет в территориальной структуре производительных сил регулирующую и объединяющую роль, поскольку по своей сущности должна наиболее полно удовлетворять всем потребностям человека.
Формирование системы расселения преследует три главные цели:
Систему расселения в пределах экономического района образуют взаимосвязанные системы, охватывающие территории краев и областей, которые в свою очередь объединяют в себе системы промышленных узлов, агропромышленных и сельскохозяйственных районов. Первичными элементами этих систем являются населенные места различного типа.
1 Термин «экология» введен в науку немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. и буквально означает «наука о доме» (др.-греч. ог&оз — дом, 1одоз — наука); предметом экологии являлись взаимоотношения организмов с окружающей средой. В современном значении экология — наука не только биологическая, но социально-политическая и экономическая.
Разделение труда — обособление сельского хозяйства от ремесленного производства и торговли — уже в период разложения первобытнообщинного строя привело к появлению двух основных типов расселения — городского и сельского.
Тип расселения— специализация народного хозяйства, на базе которой образуется городское или сельское поселение.
Типы расселения зависят от специализации производства и от степени концентрации средств производства, определяющей концентрацию населения. Вместе с усложнением и специализацией производства основные типы расселения порождали новые виды городов и сельских населенных мест, различающихся по производственным и социальным функциям, численности населения, размерам и пространственной организации территории. Складывались различные связи между населенными местами. В масштабе страны это обмен материальными продуктами и информацией. Преобладающее значение имеет наиболее выгодное размещение производства по отношению к ресурсам и местам реализации его продуктов.
Что такое система расселения
Города России за последние 20 с небольшим лет разительно изменились не только внешне. Радикально изменилась их основная жизненная функция, те основания, которые принято называть градообразующими.
Что было? Было то или иное участие города в общегосударственном разделении труда, было предприятие или группа предприятий, работающие на планово задаваемый результат, как правило, не связанный с потребностями конкретно этого города и всегда имеющий пусть неявную, но отнесенность к жизни государственного хозяйственного комплекса как целого.
В зависимости от мощности и роли этих предприятий (градообразующей базы) планово же определялась расчетная численность населения и далее на базе нормативно заданных параметров и социальных стандартов формулировались запросы к телу города и оценивались затраты на создание его компонентов, чаще всего напрямую связанных с предприятиями. Массовое жилищно-гражданское строительство было способом обеспечения работников градообразующих производств стандартным набором объектов жилья, соцкультбыта, жилищно-коммунального хозяйства. Финансирование строительства осуществлялось посредством государственных капитальных вложений.
Были установлены жесткие ограничения на рост крупных городов, в первую очередь Москвы и Ленинграда, предусматривался опережающий рост новых городов, где преимущественно и размещались наиболее крупные производства либо отраслевые производственные комплексы. От той модели хозяйствования и социального порядка мы получили около 2,5 млрд квадратных метров жилья из 3,25 млрд, что страна имеет на сегодняшний день.
Конечно же, кроме прагматичной, чисто утилитарной архитектуры жилья, а это были в основном многоэтажные (5—9 этажей в 1950-х и до конца 60-х годов, затем 9—12—16 до конца 1980-х) здания по типовым проектам из сборных конструкций индустриального изготовления, строились также объекты по индивидуальным архитектурным проектам, а урбанистическая мысль в стране представляла собой отдельную и весьма достойной ветвь мировой. Не случайно в 1974 году архитектура новых городов Навои и Шевченко была отмечена премией Патрика Аберкромби. Можно утверждать, что большинство новых городов строилось со вниманием к архитектуре, законам ее градостроительной пространственной упорядоченности, семантики, с подчеркнуто серьезным отношением к озеленению и благоустройству рядовой застройки, чтобы хоть как-то компенсировать ее пластическую упрощенность.
За несколько десятилетий сложился характерный тип урбанизации: масса новых городов, новых жилых районов, напрямую связанных с крупными градообразующими предприятиями, централизованными системами жилищно-коммунального хозяйства, общественными системами бытового обслуживания и транспорта. Активно развивалось также дачно-садоводческое индивидуальное строительство. Загородная дача постепенно сделалась почти обязательным атрибутом каждой городской семьи и в значительной мере показателем ее благополучия, а в конце 1980-х, после отмены ограничений на строительство жилых домов на дачных участках и решения государственных органов о выделении лучших пригородных территорий для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), последнее приобрело масштаб, соизмеримый с городским, достигнув 15—20 % его объемов. Автор, активно способствовавший принятию этих решений, считал и продолжает считать, что они и последовавший за ними бум ИЖС имели буквально цивилизационное значение для страны.
Поскольку система расселения СССР отвечала стратегии освоения и развития всех территорий страны, тип «локальной» урбанизации с неизбежностью воспроизводился повсеместно: производственный комплекс (градообразующее предприятие) — домостроительный комбинат — серийное панельное домостроение — общественная система обслуживания и транспорта — пригородная дачная застройка. Сегодня данный тип урбанизации замещается другим, базирующимся на совершенно иных основаниях, в том числе правовых.
Проблемы и вызовы
В России с 1951 по 1965 год было введено около 750 млн кв. м жилья, и около половины построенных тогда домов и их инженерных систем не проходили капитального ремонта. Еще более миллиарда квадратных метров было построено за период с 1965 по 1985 год. От 1985 года нас отделяет более 25 лет, то есть срок, после которого панельные здания должны проходить плановый капитальный ремонт. Итоговая картина такая: около 100 млн кв. м — официально зарегистрированное аварийное и ветхое жилье, и цифра эта постоянно растет за счет ранних поколений панельных зданий. Около 500 млн кв. м требуют обязательного и срочного капремонта по состоянию конструкций и инженерного оборудования.
Иными словами, в предстоящее десятилетие нам грозит массовое выбытие аварийного, ветхого жилья и панельных зданий первых поколений, а также выхода из строя нарастающими темпами инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства. Это, в свою очередь, вызовет проблемы с эксплуатацией обслуживаемых этими сетями новых зданий и сооружений.
Если две трети российских семей в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, около 40 млн человек имеют жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии, и лишь около 15 % семей могут приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, то проблема налицо. Более того, если относить к жилому фонду ту его часть, которая соответствует санитарным, социальным и иным нормам, зафиксированным в федеральном законодательстве, то на одного гражданина придется не более 15 кв. м (соответствующий показатель для стран Европы составляет 30—50 кв. м). Объемы же нового строительства составили в 2011 году 62,3 млн кв. м, то есть всего 0,43 кв. м в год на человека, что недопустимо мало при нынешнем уровне обеспеченности жильем (в Китае объемы жилищного строительства составляют в последнее десятилетие более 1 млрд кв. м ежегодно).
Общая потребность в новом фонде составляет для Российской Федерации около 1,5 млрд кв. м в течение ближайших 10—15 лет, то есть не менее 1 кв. м на человека в год. При этом, если ничего не предпринимать и смириться с инерционным сценарием, нам грозит не только потеря значительной части жилого фонда и инженерных систем, но и слом образа жизни миллионов людей.
Рост объемов должен сопровождаться переходом к более современным технологиям как в многоэтажном, так и в малоэтажном строительстве. Удельный расход сборного железобетона для основных используемых сегодня типов многоэтажных зданий составляет 0,8—0,95 куб. м на 1 кв. м общей площади жилья, а арматуры 80—110 кг на кв. м, то есть вес 1 кв. м составляет более 2 тонн, при том что в развитых странах этот показатель в два раза ниже. Соответствующие технологии имеются и у нас. Принцип, на котором они основаны, прост — разделение несущей функции, которую выполняет каркас, и ограждающей — тепло- и влагоизолирующей.
Однако эффективные технологии эффективны не всегда, а только при соответствующих условиях. Если стоимость возведения строительной коробки составляет лишь третью-четвертую часть от совокупной стоимости земли, инфраструктуры, кредита, административных издержек и пр., то бороться за новые технологии, что влечет за собой болезненный отказ от уже отработанных схем, нецелесообразно. И здесь в первую очередь должна быть решена проблема главного дефицита: юридически и инженерно подготовленной для строительства земли — участков с заранее созданной инфраструктурой жизнеобеспечения (сети, дороги и т. п.).
Эта проблема поначалу неизбежно будет решаться в рамках сложившейся в РФ структуры землепользования, но в результате мы должны прийти к заметной трансформации и модернизации прежней структуры в направлении принятых в мировой практике способов использования территорий. Площадь земель населенных пунктов (ЗНП) составляет в России около 1 % территории. Города занимают 7,8 млн га, села — 11,4 млн га. Примерно половина площади ЗНП — это сельскохозяйственные угодья, на земли застройки приходится 17,7 %, или 3,4 млн га (для сравнения: в гораздо меньшей по территории Франции только на земли городов приходится 10 млн га). В городах с числом жителей более трехсот тысяч проживает примерно половина населения, совокупная же площадь этих городов составляет всего около 0,15 % территории страны. То есть плотность реального расселения в России — одна из самых высоких в мире, при том что земли для развития городов и становления новых форм усадебной урбанизации у нас более чем достаточно.
Но разумно распорядиться этой землей невозможно без целевой градостроительной стратегии. О ней сегодня много говорят, и ее разработка намечена на федеральном уровне. Необходимо также развивать территориальное планирование. В этом отношении правильное, на мой взгляд, решение принято Москвой, присоединившей недавно 150 тыс. га и тем самым вдвое увеличившей площадь целостного объекта проектирования. Конечно, это полумера, нужен консолидированный проект развития Москвы и Московской области, являющийся частью общего проекта территориального развития Российской Федерации.
Для того чтобы построить следующий миллиард квадратных метров жилья с сопутствующими объектами обслуживания и жизнеобеспечения, необходимо увеличить площадь территорий, отводимых под застройку, не менее чем на 1,5—2 млн га, то есть довести эту цифру до 4,5—5 млн га. Это с учетом того, что средняя этажность строительства существенно снизится: уже в 2011 году объемы индивидуального жилищного строительства составили более половины общих объемов ввода жилья в стране.
С целью повышения эффективности использования земель, и в частности для того, чтобы способствовать увеличению площади под застройку, правительство в марте 2012 года утвердило Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012—2017 годы. Этот документ позволил запустить процесс исключения из законодательства принципа деления земель на категории. В недалеком будущем режим использования земельных участков будет определяться исключительно документами территориального планирования.
Готовятся они органами власти соответствующих административных образований. На уровне Российской Федерации — по отраслевому принципу, то есть составляется план размещения объектов федерального значения конкретной отрасли (здравоохранения, обороны, энергетики, транспорта, пр.) по территории страны; на уровне субъектов РФ — схемы территориального планирования; на уровне муниципальных образований — опять же схемы территориального планирования и генеральные планы. Затем на основе документов территориального планирования разрабатываются документы, регулирующие конкретную деятельность — в частности, градостроительное зонирование, включающее правила землепользования и застройки. Но эти последние документы, принимаемые местными органами, имеют сугубо внутренний характер и на структуру землепользования не влияют.
В действующем Градостроительном кодексе РФ определены требования к номенклатуре документов территориального планирования, но не к их содержанию. Поэтому задачи территориального развития в них изложены, как правило, в самом общем виде, без обозначения конкретных этапов их реализации. Ко всему прочему субъекты, занимаясь, например, оптимизацией структуры земельного фонда, не знают, чем руководствоваться, поскольку соответствующие ориентиры в масштабах страны фактически отсутствуют.
Все это приводит к тому, что документы территориального планирования в конкретных административных образованиях разрабатываются не на перспективу, а фиксируют сложившуюся структуру распределения земель по назначению, видам использования, условиям инвестиционно-строительной деятельности. В результате дисбалансы не устраняются, а, наоборот, закрепляются.
В первую очередь это относится к городам и поселениям, не имеющим резерва площадей. Многие вопросы их развития (вне зависимости от численности населения) не могут быть решены в рамках муниципальных границ, поскольку прилегающие земли им нужны для объектов городского ЖКХ, рекреации и т. п. В таких городах вывод на местный рынок земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, крайне ограничен.
Целевые установки в документах территориального планирования обретут конкретные очертания, если эти документы станут частью системы стратегического планирования. Тогда города и прилегающие территории смогут увязывать свои планы развития, то есть начнет работать современная модель урбанизации, при которой городские и пригородные территории тесно между собой связаны, что способствует формированию агломерационных структур с растущими радиусами связей между поселениями.
Наличие общей стратегии позволит также вести разработку перспективных схем расселения и агломераций, от которых напрямую зависит развитие городов. Такие схемы должны учитывать основные тренды, например, явно обозначившееся стремление многих семей иметь загородные либо сельские дома. Задача стратегии — предложить пространственную организацию расселения, адекватную именно такой форме урбанизации. Реализуются схемы расселения через стимулирование потребительского спроса путем предоставления льгот, ипотечных кредитов, а также через поддержку соответствующей стройиндустрии.
Система расселения — градостроительное понятие, применимое к более крупным пространственным образованиям (масштаба крупных макрорегионов страны), включающим, как правило, несколько агломераций, линейных зон расселения вдоль линий железных и автодорог. Национальная система расселения относится к стране в целом. Пространственная оптимизация национальной системы расселения — одна из главных на сегодня стратегических задач, поскольку многие социальные, экономические проблемы, национальная безопасность прямо связаны с географией нашего расселения. Из базовой упорядоченности, задаваемой национальной системой расселения, будут органично вырастать макрорегиональные, региональные системы расселения, в рамках которых можно будет строить осмысленные планы развития городов и сел страны.
Национальная система расселения
Нынешняя система расселения РФ во многом сохранила черты системы, применявшейся в СССР, весьма, надо отметить, целостной. Но в стране произошли радикальные изменения, и сегодня для России жизненно важно обрести структуру расселения и пространственной организации, отвечающую новым реалиям. В частности, такая структура должна учитывать, что все больший экономический и политический вес приобретают страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В этих условиях значительно повышается роль Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Соответственно восточное направление становится ключевым в новой пространственной организации страны.
Приведу выдержку из подготовленного мною в 2011 году документа (институт Гипрогор) для Министерства регионального развития[1]. В ней обсуждаются проблемы расселения в восточных регионах и в центре страны.
Проблемы пространственной организации территорий Сибири и Дальнего Востока
Комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока требует закрепления населения в восточных регионах страны, чему должны служить:
— рост и развитие региональных систем расселения: Южно-Сибирской, Байкальской, Амуро-Тихоокеанской, связанных с опорной национальной транспортной сетью и международным транспортным коридором «Восток — Запад»; инфраструктурное и поселенческое обустройство коридора «Северный морской путь» и арктических территорий; модернизация региональных систем расселения и селитебно-отраслевых агломераций сырьедобывающих провинций Западной Сибири, развитие новых центров освоения в Нижнем Приангарье, Южно-Якутском, Забайкальском регионах; активное развитие с приданием ей ряда столичных функций Владивостокской агломерации, обладающей значительным территориальным ресурсом удобных для расселения земель, позволяющих разгрузить сверхплотный сгусток Владивостока;
— создание агломераций на базе крупных городов исходя из задачи максимального повышения комфортности и привлекательности проживания на восточных территориях, последовательное развитие здесь нового типа урбанизации, ориентированной на усадебное расселение при повышении качества социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры за счет синергетики агломерационных факторов расселения и производства;
— развитие межрегиональной Южно-Сибирской суперсистемы расселения как группы городских, сельских и производственных агломераций в пространстве размером 2500 км с запада на восток (опорные города — Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ) и 1000 км с севера на юг (Колпашево — Усть-Каменогорск, Енисейск — Кызыл, Северобайкальск — Кяхта). Южно-Сибирская суперсистема расселения (в перспективе численность постоянного населения там должна быть доведена до 15—20 млн человек) должна обеспечить динамичное развитие Сибири как платформы российской цивилизации;
— создание в формирующихся агломерациях новых центров социально-экономического развития и расселения, в том числе в форме территориально-производственных и селитебных комплексов — наукоградов, технопарков, инновационных технологических кластеров, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, центров комплексной переработки сырья, особых портовых морских и речных экономических зон, рекреационных зон;
— содействие развитию нового типа урбанизации — усадебно-поместной; внедрение новых инструментов стимулирования и привлечения жителей за счет «встречных инвестиций развития»: приезжающие инвестируют свои силы и квалификацию в развитие территории, в научно-технические и технологические активы, а государственные, муниципальные и банковские структуры — в трудоустройство и комфортное жизнеустройство приезжающих.
При проектировании городских агломераций на базе крупнейших городов Сибири и Дальнего Востока необходимо учитывать ряд факторов: чрезмерная плотностью населения в городах, скученность застройки, неоправданно большие площади, занятые промышленными и иными нежилыми зонами, высокий (иногда чрезвычайно высокий) уровень загрязнения среды, старение жилого фонда и пр. Действуя в рамках административных границ городских муниципальных образований, справиться с этими проблемами невозможно. Поэтому в регионе следует активно развивать усадебный тип урбанизации.
Проблемы пространственной организации территорий Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов
Пространственная организация расселения и размещения производительных сил на территории федеральных округов европейской части страны и Урала характеризуется устойчивостью исторически сложившейся сети поселений, индустриальных и аграрных зон, транспортных коммуникаций, высокой демографической емкостью и потенциалом развития. Продолжающаяся концентрация населения в Москве и Московской области деформирует пространственное распределение таких динамичных компонентов, как распределение населения, градообразующие инвестиционные потоки, объекты рыночной инфраструктуры. В результате более статичные компоненты — транспорт, социальная и инженерная инфраструктуры — оказываются критично перегруженными.
В Центральном федеральном округе возникает сеть агломераций с Московской столичной агломерацией — мегалополисом в центре. Притягательность столичного центра позволяет и дальше наращивать специализацию функций, выводя малый и средний бизнес, производственные и научно-технические сектора занятости на территории и в поселения других агломераций, повышать избирательность при приеме населения.
Системами расселения, обладающими высоким потенциалом развития, являются Среднерусская, Южнорусская, Черноморская, Самаро-Тольяттинская, Уральская, Южноуральская. Для них органичным был бы переход от скученности и чрезмерной плотности многоэтажной застройки к новым формам усадебной малоэтажной урбанизации с опережающим развитием инфраструктуры.
В структуре землепользования следует увеличивать долю земель жилой застройки в категории земель населенных пунктов с доведением этой доли не менее чем до 40—45 % площади земель, отводимых под земли поселений, в том числе за счет земель запаса.
При осуществлении на территориях локальной агломерации либо соседствующих локальных агломераций крупных инвестиционных проектов — научно-технических, аграрных, логистических, рекреационных — возможно образование новых поселений, центров развития, имеющих согласно принципам новой урбанизации долю усадебной и малоэтажной застройки 70—80 % и более. Для связи с городами — центрами агломерации следует проектировать современные рельсовые и автомобильные дороги.
В проектах пространственной организации Российской Федерации должны быть выделены территории, имеющие уникальные природно-ландшафтные, географические характеристики. Следует обеспечить возможность использования такого рода территорий всеми жителями Российской Федерации. Так, Черноморско-Азовское побережье Российской Федерации является единственным выходом страны к теплым морям. Соответственно должны быть предусмотрены возможности размещения там населения, прибывающего на постоянное проживание, крупных потоков сезонных мигрантов, значительного жилого фонда для сезонного пребывания семей, постоянно проживающих в северных широтах.
При развитии Черноморско-Азовской системы расселения нужно использовать новые методы эксплуатации наиболее ценных прибрежных территорий: вести жилое и рекреационное строительство в надпутевом и припутевом пространстве прибрежных полос отвода железной дороги; намывать и создавать искусственно участки суши в лиманах Анапы; развивать комплексы «горы — море» (Красная поляна), активно строить искусственные бассейны, рекреационные и спортивные объекты и пр.
На территориях Северного Кавказа целесообразно развивать опорные узлы предоставления услуг, включая медицинские, на основе сложившихся поселений либо новых центров. Здесь важен целостный проектный подход к опережающему развитию инфраструктурного комплекса региона, необходимого и достаточного для создания объектов с замыкающими функциями — курортов, здравниц, научно-образовательных центров, агро- и индустриальных производств и т. д.
Градостроительство и пространственное развитие
Плотность населения в городах РФ весьма высока. В Москве она в 2,5 раза выше, чем в Париже, и в 10 раз выше, чем в Нью-Йорке. Новосибирск, Красноярск, Владивосток сильно опережают по этому показателю многие крупные города Китая. Столь высокая плотность — следствие преобладания многоэтажной застройки с централизованной системой коммунального обеспечения и невысокой нормой жилплощади на человека. При этом, как уже говорилось, десятилетиями набирала силу практика использования дач как второго жилища, экологически и хозяйственно компенсирующего ущербность городского бетонно-квартирного жизнеустройства. В начале этой статьи мы говорили о том, что объемы малоэтажного строительства будут расти высокими темпами, и этот конвейер должен работать, не останавливаясь, без сбоев, правовых накладок, нарушений организационно-технологических циклов инвестирования, проектирования, изысканий, инженерной подготовки участков и самого строительства.
Но где должны быть размещены эти десятки миллионов метров нового жилья? Что касается Большой Москвы и Подмосковья, крупных городов — тут некоторая ясность имеется. Но как поступить с остальными 99 % территории страны? Где строить и как, с какой структурой этажности, из каких материалов и конструкций, какие параметры должны иметь жилые здания?
Новый проект Национальной системы расселения как раз и должен ответить на такого рода вопросы. Разработка этого или подобного по содержанию документа, например схемы пространственной организации территории РФ, впереди. Возможно, он будет представлять собой актуализированную Генеральную схему расселения, принятую в 1990-е годы, но более стратегической направленности. Разработка проекта представляет немалые трудности, поскольку в нем необходимо совместить несколько содержательных планов. Первый — собственно структурно-пространственная организация национальной системы расселения в меняющихся геополитических и геоэкономических условиях. Второй — инвестиционный ресурс такого развития. Третий — способы привлечения населения к оседлости в восточных, покидаемых ныне регионах. Четвертый — вопросы, связанные с обеспечением безопасности и обороноспособности страны. И, наконец, пятый — принципы территориально ориентированного распределения льгот и преференций, в том числе в сфере градостроительства, способствующих притоку внутренних мигрантов в регионы Сибири и Дальнего Востока.
Итак, не будет прогноза структуры расселения на территории РФ — не будет понимания того, что и где нужно строить. Бизнес останется без ориентиров, а строительный комплекс страны будет развиваться стихийно, хотя он как никакой другой нуждается в стратегии, базирующейся на социальных основаниях. Ведь объемы жилищного строительства диктуются не только экономикой, но еще и императивом социальной устойчивости. Поэтому так важно не откладывая заняться поиском стратегических ответов на вызовы будущего.
Проблемы, с которыми сталкивается Россия, это еще и повод, счастливая, уникальная возможность коренным образом пересмотреть наши сегодняшние представления об организации расселения и жизнеустройства, о путях развития страны. Собственно на этом оселке и пройдет проверку сложившаяся форма государственности.
[1] Замечу при этом, что немногим более 10 лет назад была выполнена работа, руководителем которой мне довелось быть, — Генеральная схема расселения на территории РФ, одобренная Правительством РФ и являющаяся действующим документом, который нуждается, однако, в актуализации.