что такое система безопасный город
Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город»
АПК «Безопасный город» – совокупность существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем на местном уровне, объединённых для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также взаимодействующих с ними автоматизированных систем в рамках единой региональной ИКТ-инфраструктуры.
Под АПК «Безопасный город» понимается совокупность сопряженных между собой сегментов, объединяющих сгруппированные в соответствие с целевой областью применения КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления и организаций, на местном уровне решающих задачи обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
АПК «Безопасный город» — интегративная система на стыке работы разных ведомств, отраслей, научных направлений. Это основа для объединения сил и средств по реагированию на кризисные ситуации на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Это именно платформа, а не ведомство.
Реализуемые в муниципальных образованиях сегменты АПК «Безопасный город» закладывают основу для решения задачи создания интегрированных региональных автоматизированных систем – комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации.
Концепция «Безопасный город»
В декабре 2014 года правительство РФ утвердило концепцию создания комплекса «Безопасный город». Концепция устанавливает единые требования к системам обеспечения городской безопасности, создаваемым в российских регионах.
Структура АПК «Безопасный город»
На федеральном же уровне АПК «Безопасный город» выглядит так:
— Национальный центр управления кризисными ситуациями (НЦУКС),
— 85 региональных Центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС),
— Дежурные диспетчерские службы (ДДС) — по числу ЕДДС.
Региональные проекты реализации АПК «Безопасный город»
«Безопасный город» — это более 150 систем и 5 функциональных блока:
— безопасность городской и коммунальной инфраструктуры,
— координация работы служб и ведомств.
Бизнес-модели создания и финансирования АПК «Безопасный город»
Развертывание «Безопасного города» по всей стране будет стоить порядка 100 млрд рублей.
Можно выделить три основных модели, по которым создается АПК «Безопасный город» в регионах:
Руководящие документы
Утверждение концепции АПК «Безопасный город»
Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием АПК «Безопасный город»
Структура АПК «Безопасный город»
Риски и контроль рисков на территории
— Риски возникновения противоправных действий
Контроль рисков: Системы видеонаблюдения
— Риски возникновения эпидемий
Контроль рисков: Медицинские информационные\ системы
— Риски возникновения природных пожаров
Контроль рисков: Системы раннего обнаружения лесных пожаров
Интеграция с системами дистанционного зондирования Земли из космоса (ДЗЗ)
— Риски возникновения подтоплений (затоплений)
Контроль рисков: Системы мониторинга состояния окружающей среды
— Риски возникновения ЧС на транспорте
— Риски возникновения аварий на химически опасных объектах
— Риски возникновения аварий на объектах ЖКХ
Контроль рисков: Системы мониторинга объектов ЖКХ, SCADA
— Риски обрушения зданий, сооружений, пород
Создание единого информационного пространства
Модель данных
Анализ источников информации, состава и форматов передаваемой информации
Набор интеграций
Описание бизнес-процессов (регламенты)
Проектирование и создание систем
Координаты ТС. Технические параметры ТС
Данные о выбросах на потенциально опасных объектах (ПОО)
Слои ГИС, скан-копии инфраструктуры
Автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД), ГИС ЖКХ
Команды управления ТВ/радио перехват. Управление контентом
Видеопотоки, сигналы датчиков
индикаторы высокого напряжения (ИВН), подсистема комплексного мониторинга окружающей среды, (КМОС), система контроля аварийно химически опасных веществ (АСХОВ), автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО)
Данные об инцидентах, статусы инцидентов: Дежурные диспетчерские службы: (ДДС 01, ДДС 02, ДДС 03, ДДС 04
Единый центр оперативного реагирования (ЕЦОР)
Состав подсистем КСА «Региональная платформа», КСА ЕЦОР
— Подсистема информационно- аналитического сопровождения
— Подсистема управления справочниками и классификаторами
— Подсистема электронного взаимодействия
— Подсистема приема и обработки сообщений
— Подсистема комплексного мониторинга
— Подсистема комплексного информирования и оповещения
— Подсистема поддержки принятия решений
Подсистема интеграции данных
Эксперт в сфере дистанционного контроля и обеспечения промышленной безопасности для предприятий различных отраслей.
Компания участвует в проектах строительства объектов федерального значения от проектных работ до ввода в действие, является надежным партнером федеральных интеграторов, технологическим партнером ведущих производителей средств измерений.
Ответственный за корпоративные коммуникации:
Власти решили ускорить внедрение глобальной системы «Безопасный город»
Проект федерального закона «О единой системе «Безопасный город» (далее — БГ), разработанный в Институте законодательства и сравнительного правового анализа при правительстве, уже направлен на согласование в профильные ведомства, а в июне будет внесен на рассмотрение в Государственную думу. Об этом РБК сообщил источник в межведомственной комиссии, отвечающий за подготовку и внедрение БГ. Проект закона есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник в МЧС, которое курирует разработку и внедрение системы.
О чем говорится в законопроекте
Согласно законопроекту, должен быть создан оператор системы — публично-правовая компания «Безопасный город». В пресс-службе «Ростеха», который является технологическим партнером государства в этом проекте, сообщили, что «публично-правовая компания создается указом президента, ее устав утверждается правительством». Учредителем публично-правовой компании станет МЧС.
Эта компания «будет осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области создания и функционирования единой системы «Безопасный город».
В зону ответственности оператора БГ войдет также обеспечение работы системы, координация работы государственных информационных систем, их модернизация. Оператор будет обязан осуществлять мониторинг эффективности работы БГ. Ее показатели и методику определит правительство.
Согласно законопроекту, безопасность населенного пункта определяется как «состояние защищенности населения, объектов производственного и социального значения, материальных и культурных ценностей, а также окружающей среды, при котором обеспечен приемлемый уровень рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью людей, имуществу, всех видов собственности, а также реализованы права людей на благоприятную среду жизнедеятельности и достоверную информацию о ее состоянии».
Как строили «Безопасный город»
Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК БГ) существует с 2007 года. Нынешнюю концепцию разработали в 2014 году, она постоянно обновляется.
До сих пор проект реализовывался бессистемно. В письме главы МЧС Евгения Зиничева на имя премьер-министра Михаила Мишустина от 22 декабря прошлого года (копия есть у РБК) говорится, что «Безопасный город» внедряется в 40 регионах, но это происходит «неравномерно с использованием разных технических решений».
С 2007 года на разработку и внедрение АПК БГ ушло около 100 млрд руб. Развертывание ключевых систем «Безопасного города» по всей стране, по предварительным подсчетам, будет стоить порядка 97 млрд руб. в течение пяти лет.
В настоящее время Национальный центр информатизации (структура «Ростеха») проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию единых стандартов для АПК БГ. В 2020 году НЦИ выиграл тендер стоимостью 670 млн руб. «В настоящее время дочерняя структура Госкорпорации проводит НИОКР по разработке единой методологии, стандартов и нормативно-правовой базы для реализации проекта по внедрению АПК «Безопасный город», — сообщили РБК в пресс-службе «Ростеха».
Из-за отсутствия единого закона о БГ и санкций за его невыполнение регионы не слишком активно внедряют систему.
Межведомственную комиссию по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» в настоящее время курирует вице-премьер Юрий Борисов.
Как должна работать система
Разработчики системы «Безопасный город» утверждают, что ее основная цель — собрать воедино разрозненные аппаратно-программные комплексы, отвечающие за безопасность. В итоге в БГ должны войти около 150 систем, объединенных в четыре функциональных блока: транспортная безопасность, экологическая безопасность, безопасность населения, городской и коммунальной инфраструктуры, координация работы служб и ведомств.
Перечень государственных информационных систем, которые войдут в состав АПК БГ, и порядок их взаимодействия будет утверждаться правительством, говорится в законопроекте.
Предполагается, что аппаратно-программный комплекс будет иметь вертикальное устройство: информация о происшествии будет поступать с муниципального уровня на федеральный. Данные между ведомствами будут передаваться в едином формате.
Планируется, что в АПК БГ будут функционировать аналитические модели, которые сведут к минимуму человеческий фактор. Это поможет оперативно реагировать на кризисные ситуации и устранять их. Дополнением к глобальной системе безопасности станут прогнозные модели и готовые сценарии реагирования на чрезвычайные ситуации.
Генеральный директор холдинга Росэлектроника госкорпорации Ростех Сергей Сахненко сообщил на закрытой сессии международного салона «Комплексная безопасность» в мае этого года, что сейчас определены 12 ключевых угроз безопасности. «По этим угрозам мы разрабатываем типовые модели и сценарии реагирования», — уточнил он. Всего в системе «Безопасный город» будет насчитываться 115 типовых угроз.
Всего в БГ планируется заложить около 120 сценариев. Они станут своего рода инструкцией в случае пожаров, разливов нефти, наводнений, подтоплений, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.
Первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян заявил на пленарной сессии салона «Комплексная безопасность», что «Безопасный город» — это наиболее отточенный инструментарий для руководителей регионов, и других вариантов не существует. «Наша задача — комплексно подходить к вопросам реализации проекта, необходимо интегрировать все, что было доработано до этого», — сказал Чуприян, добавив, что необходимо «наладить межведомственные и межуровневые связи, сделать прозрачным механизм поступления информации».
Как должны работать четыре блока системы
В концепции «Безопасный город», подписанной в 2014 году Дмитрием Медведевым, который на тот момент руководил правительством, говорится, что транспортную безопасность будут обеспечивать системы фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, интеллектуальные транспортные системы, автоматизированные системы управления дорожным движением, парковочным пространством, системы электронной связи граждан с мониторинговым центром.
За экологическую безопасность будут отвечать системы мониторинга гидрометеорологической обстановки. Они будут собирать и обрабатывать информацию о состоянии воздуха, воды, почв. Сюда также войдут системы мониторинга сейсмической активности, пожарной опасности, наружного и внутреннего мониторинга вредных химических веществ и радиационной обстановки.
За безопасность населения будут отвечать системы интеллектуального видеонаблюдения, которые будут анализировать события и реагировать в случае нарушения безопасности. За этот критерий в БГ будут отвечать системы мониторинга объектов инженерной инфраструктуры, критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов, системы мониторинга пожарной безопасности, состояния сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения.
Координацией работы служб и ведомств займутся системы приема и обработки сообщений, геоинформационные системы, системы поддержки принятия решений, включающие прогнозно-аналитическое моделирование и сценарии реагирования на базе технологий искусственного интеллекта.
Насколько велик риск утечки данных из системы
На майском заседании межведомственной комиссии обсуждались также возможные схемы финансирования системы БГ. Сахненко считает, что публично-правовая компания должна существовать исключительно на бюджетные средства. Глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, который также входит в состав комиссии, заявил, что опыт создания публично-правовых компаний в России показывает неэффективность этой модели. Однако, если допустить появление частного оператора, «возникает вопрос, как частный оператор сможет владеть информацией, которая касается правоохранительных органов», продолжил он.
«Любая подобная структура — это возможность утечки информации и доступа к ней третьих лиц, — сказал РБК гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, — чем больше взаимодействующих между собой структур, тем риск утечки данных становится гораздо выше».
Эксперт в области информационной безопасности Денис Батранков заявил РБК, что обеспечение информационной безопасности — это прежде всего вопрос объема инвестиций в проект. «Если в «Безопасном городе» будут бюджетные средства, то все не так плохо», — считает он.
Разработчики «Безопасного города» уверены, что проблем с утечкой данных не будет. Та информация, которая касается силовых структур, будет находиться на платформе с разграничением доступа, и пользоваться ею сможет только аккредитованная служба.
«Безопасный город» – принципы построения
Что такое «Безопасный город»?
Темпы жизни в современных городах постоянно растут. Усложняется городская инфраструктура, растет количество входящих в нее систем. При этом единого информационно-управляющего комплекса, осуществляющего контроль их работы, до сих пор не существовало. Для управления техногенной средой мегаполиса и обеспечения безопасности его жителей требуется новый, комплексный подход. Современные условия диктуют нам необходимость создания систем безопасности нового поколения. Систем, которые будут осуществлять постоянный контроль работы всех компонентов городской инфраструктуры и вести постоянное наблюдение за всеми происходящими в городе событиями. Систем, служащих для предотвращения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения немедленно информирующих соответствующие службы для немедленного их устранения.
А так как любой город – это сложная и разнородная инфраструктура, которая динамично развивается, и, соответственно, еще более усложняется, то и к системе, обеспечивающей безопасность города, предъявляются особые требования. Основные из них можно сформулировать так: надежность, устойчивость и бесперебойность работы в круглосуточном режиме. Ярким примером такого решения является система «Безопасный город», фундамент которой – программно-аппаратный комплекс «Интеллект» производства компании ITV.
«Безопасный город» – это автоматизированная система для удовлетворения основных потребностей города, основанная на комплексе программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределенными объектами в масштабах города.
Структурная схема комплекса «Безопасный город»
В рамках системы «Безопасный город» могут быть реализованы задачи обеспечения охраны и безопасности объектов городской инфраструктуры различного назначения: улиц, дорог, стратегических объектов, жилых домов, торговых центров, стадионов, метрополитена и т.д. Комплекс ставит перед собой цель сбора и анализа информации, поступающей от различных городских подсистем, и обеспечение их эффективного совместного функционирования с целью создания комфортной и безопасной среды обитания. Видеонаблюдение за подъездами, улицами и площадями, контроль качества оказываемых коммунальными хозяйствами услуг, контроль пожарной автоматики, затопляемости и загазованности в жилых домах, информационные терминалы в различных точках мегаполиса – все это и многое другое включает комплекс «Безопасный город».
Подсистемы «Безопасного города»
«Безопасный город», в настоящем его виде, можно сказать, вырос на базе видеонаблюдения. Эта подсистема и по сей день остается наиболее «видимой», эффектной и характерной его частью. Практически каждая вторая реализация проекта «Безопасный город» начиналась с системы видеонаблюдения. Видеонаблюдение используется чаще всего в местах массового скопления людей: площади, вокзалы, оживленные перекрестки, места отдыха и развлечений горожан. Эта система может оказать неоценимую помощь в процессе предупреждения и раскрытия правонарушений.
Однако было бы ошибкой считать, что единственной задачей системы является борьба с преступностью. Город – очень сложный многоуровневый механизм, для обеспечения безопасности которого необходимо поставить под контроль все его составляющие. Поэтому, со временем комплекс «Безопасный город» был дополнена разнообразными функциональными модулями. Сейчас, кроме уже упомянутого видеонаблюдения, в него входят следующие подсистемы:
Совсем скоро в составе подсистем «Безопасного города» появится еще одна – «Авто-Интеллект», позволяющая контролировать характеристики транспортных потоков, а также, в качестве дополнения – автоматически определять номерные знаки транспортных средств.
Структура «Безопасного города»
Структурно «Безопасный город» представляет собой древовидную схему, которую мы рассмотрим на примере жилого сектора. Каждый объект (дом) оборудован целым комплексом подсистем: системой видеонаблюдения, датчиками учета ресурсов, охранно-пожарной сигнализацией, подсистемой контроля доступа и т. д. Все данные с каждого объекта поступают в единый опорный узел. Такой узел может объединять и несколько домов – это определяется масштабом города, удобством сбора данных и решением инсталлятора. Из опорных узлов информация передается в оперативно-технический центр (ОТЦ). Возможен и другой вариант топологии системы: опорных узлов нет, данные со всех объектов поступают непосредственно в ОТЦ. Естественно, ничто не мешает инсталлятору реализовать и смешанную топологию «Безопасного города», используя разные варианты построения совместно.
В опорном узле размещается сервер, предназначенный для оцифровки видео, преобразования аналогового сигнала и его передачи, кратковременного хранения данных, приема информации от датчиков учета ресурсов и трансляции всех этих данных в ОТЦ. Оперативно-технический центр предназначен для сбора всей информации и ее долгосрочного хранения, а также оповещения служб оперативного реагирования в случае нештатной ситуации. Иногда ОТЦ целесообразно разделить на два отдельных центра: оперативный и технический. В оперативном центре размещается персонал, который контролирует данные видеонаблюдения, принимает сигналы экстренной связи, инженерной и охранно-пожарной сигнализации, а также ведет контроль параметров учета ресурсов. В техническом центре размещается дежурный административно-технический персонал. Здесь организованы административные рабочие места и специальные рабочие места контроля работоспособности системы. В техническом центре собрано все серверное и телекоммуникационное оборудование.
С технологической точки зрения «Безопасный город» относится к гибридным системам, поскольку объединяет в единый комплекс оборудование и приборы различных производителей. Интегрированная архитектура позволяет осуществлять одновременное управление всеми городскими подсистемами с реализацией любых функций независимо от типа установленного оборудования, его производителя, места размещения, технических характеристик.
Другими словами, система «Безопасный город» имеет фундамент и надстройку. Фундамент – программно-аппаратный комплекс – обеспечивает совместимость и взаимодействие всех элементов надстройки – подсистем «Безопасного города». Он является своего рода и транспортом, и администратором, передающим данные между модулями, обрабатывающим их, а также обеспечивающим совместную работу всех элементов. Основными требованиями, предъявляемыми к программно-аппаратному комплексу, являются надежность и возможность наращивания системы без прекращения ее функционирования. Оба эти свойства обеспечиваются распределенной модульной архитектурой. Распределенная архитектура позволяет разделять функции системы между расположенными в разных местах ядрами. (Например, одно ядро, представляющее собой видеосервер, управляет системой видеонаблюдения, другое отвечает за работу охранно-пожарной сигнализации и т. д.) Это дает возможность наращивать систему «вширь» – интегрировать подключать к единому комплексу новые объекты. Кроме того, таким образом обеспечивается надежность всего комплекса в целом: при выходе из строя одного из ядер другие продолжают работать. Модульность подразумевает, что различные подсистемы включаются в комплекс в виде модулей. Это позволяет, во-первых, выбирать индивидуальную конфигурацию для каждого объекта (скажем, использовать охранно-пожарную сигнализацию, видеоподсистему и отказаться от системы контроля доступа), а, во-вторых, подключать в случае необходимости новые модули, то есть наращивать комплекс «вглубь».
Фундаментом «Безопасного города», как уже отмечалось, является программно-аппаратный комплекс «Интеллект». Он содержит средства оцифровки, обработки и передачи видео-, аудио- и иной информации, средства координации имеющихся подсистем, программный инструментарий мониторинга и администрирования, средства для взаимодействия в распределенной среде. Эта технологическая платформа для управления различными подсистемами и обеспечения их взаимодействия разработана компанией ITV.
Программно-аппаратный комплекс, лежащий в основе «Безопасного города», дает возможность не только «видеть», но и «действовать». Интеллектуальная среда поддерживает любую логику функционирования подсистем, направленную на решение задач безопасности. При определенных событиях оборудование будет реагировать по заранее заданному алгоритму – воспроизводить сигналы тревоги, отправлять экстренные сообщения или видеофрагменты в соответствующие службы, автоматически включать системы пожаротушения и т. д.
В рамках системы «Безопасный город» очень четко регламентирован механизм реагирования на опасную ситуацию. Информация с телекамер передается на мониторы, расположенные в ОТЦ, кроме того, могут быть оборудованы удаленные рабочие места для подразделений ГУВД, МВД, МЧС и т. д. Если наблюдаемая «картинка» выглядит подозрительно, оператор мгновенно подает сигнал дежурному, который высылает по данному адресу группу вневедомственной охраны. При необходимости в число пользователей могут быть включены скорая помощь, аварийно-спасательные и другие службы оперативного реагирования.
Системами «Безопасного города» оборудуются объекты жилого и коммунального сектора, школы и детские сады, места массового скопления людей. Кроме того, к единому комплексу могут быть подключены аэропорты и вокзалы, поезда и вагоны метро, автотранспортная система и автомагистрали, телевизионные башни и другие важные объекты. «Безопасный город» является гибкой системой, которая позволяет управлять неограниченным количеством объектов, объединяя в единое цифровое пространство все области безопасности и жилищно-коммунального хозяйства и решая для каждого объекта индивидуальные задачи.
В настоящее время «Безопасный город» построен в нескольких городах России, а также на Украине. В их числе – Москва, Санкт-Петербург, Донецк, Новосибирск, Красноярск, а также Электросталь Московской области и Шлиссельбург Ленинградской области. Конечно, пока комплекс не охватывает всю территорию этих населенных пунктов и не включает в себя все возможные подсистемы. Однако проекты развиваются, и есть все основания предполагать, что со временем территориальный охват и степень интеграции подобных систем будет только расти.
В настоящее время в Санкт-Петербурге развернут пилотный проект «Безопасный город», он носит название «Комплексная система диспетчеризации, учета ресурсов и безопасности жилого дома». В рамках проекта объединены системы теплоучета, видеонаблюдения, голосовой связи, диспетчеризации лифтов, охранная и пожарная сигнализации, подсистемы, контролирующие освещение подъезда, расход воды, придомовую территорию, датчики затопления и вскрытия подвалов и чердаков.
Проект привлек к себе пристальное внимание государственных структур, поскольку основная его цель – минимизировать расходы по управлению жилищным фондом и обеспечить безопасность жителей Санкт-Петербурга.
Михаил Губанов, генеральный директор компании «ДомАск», входящей в ассоциацию «Безопасный город», определил главную задачу проекта так: «Комплексная система мониторинга и безопасности внедряется для того, чтобы сэкономить городские деньги, затрачиваемые на ликвидацию аварий, краж, вандализма, и сберечь деньги жильцов, которые зачастую вынуждены оплачивать не оказываемые услуги. Таким образом, будут созданы серьезные предпосылки для ускорения проводимой в нашем городе жилищно-коммунальной реформы. Красноречивы и первые выводы подготавливаемого технико-экономического обоснования, которые свидетельствуют о несомненной окупаемости предлагаемого решения. Срок окупаемости должен быть не более 5 лет».
Яков Волкинд, директор
Северо-западного представительства
компании ITV