что такое синие воротнички
Чего хотят от нанимателей синие воротнички
Термин «синие воротнички» немного old school: в контексте цифровизации границы между синими и белыми воротничками размываются все сильнее. И тем не менее, лексема «синие воротнички» по-прежнему говорит о принадлежности к рабочему классу, одна из базовых характеристик которого — физическая работа и почасовая или другая сдельная оплата труда. Синие воротнички — это основа рынка рабочей силы. Об этом говорят цифры: по разным данным, численность трудоспособного населения России на 2019 год составляет 74–76 млн человек, при этом почти половина экономически активных граждан трудится именно на линейных позициях, то есть является массовым персоналом. В 28 массовых профессиях России сегодня занято 35 млн человек. Водители, грузчики, кассиры, охранники — самые востребованные линейные позиции в стране. Одних только водителей в России сегодня уже 7 млн, а по данным опроса ВЦИОМа, таксистами готовы подрабатывать 42% всех опрошенных.
В 2019 году на площадке «Авито Работа» выросли запросы на вакансии водителя, продавца, администратора, повара, сварщика, курьера и грузчика: в сравнении с 2018 годом люди ищут названные позиции на 10–20% чаще, и, что интересно, тренд продолжает набирать обороты ежемесячно. Чего же хотят синие воротнички? Как и все — стабильности, но с одной поправкой: у линейного персонала есть собственные представления о том, что такое стабильность.
Стабильность должна быть ежедневной
Для того, чтобы понять психологию требований синих воротничков, надо понимать, какие люди стоят за этим определением. Во-первых, граждане, занятые в массовых специальностях, как правило, сильно ограничены в сроках поиска работы — они варьируются от нескольких дней до нескольких недель, но никогда не превышают этого лимита. Почему? Потому что эти люди не имеют возможности долго искать работу, у них нет привычной другим соискателям финансовой подушки безопасности: работа синим воротничкам нужна здесь и сейчас. Стабильность для линейного персонала — это, в первую очередь, регулярность выплат зарплаты, еще точнее — ее ежедневная выплата. В 2019 году мы увидели рост количества запросов с ежедневными выплатами на 23%: пришел, отработал, в конце дня получил свои деньги — вот чего хочет линейный персонал сегодня.
Надо сказать, что работодатели стараются следовать этому тренду: уже практически во всех сегментах рынка находятся варианты вакансий, где заработная плата выплачивается ежедневно, например курьерам, таксистам, водителям, в том числе большегрузных автомобилей, или охранникам.
Тем не менее, все это не отменяет состояния постоянного активного поиска среди соискателей в массовых профессиях. По нашим данным, водители могут менять работу до семи раз в год, хотя бы раз в год меняют работу представители других линейных профессий. Основная причина банальна — желание получать больше денег. Даже выбрав работу, представители массовых профессий все равно остаются в состоянии активного поиска, откликаясь на более интересные и лучше оплачиваемые предложения других компаний. Решающим фактором для смены работы может стать совсем небольшая прибавка к зарплате: в разных регионах России цифра колеблется от 500 до 2 тыс. руб.
Тренд на удержание сотрудников
Работодатели начали уделять внимание карьерному росту линейных сотрудников: в приоритете обучение, адаптация и формирование кадрового резерва. По данным «Авито Работа», более 70% представителей среднего и крупного бизнеса проводят первичный инструктаж массового персонала, более 65% вводят систему адаптации, более 77% оплачивают обучение своих сотрудников, у половины респондентов обучение персонала является обязательным. Хорошим способом удержания сотрудников сегодня стала надбавка за выслугу лет: ее, к примеру, предоставляют массовому персоналу в сети «Лента». Такой подход действительно позволяет снизить текучку кадров: чем дольше работает сотрудник, тем больше он получает.
Бизнес все чаще вкладывает деньги в развитие соискателей в сегменте массового персонала, но становится при этом разборчивее при отборе кандидатов. Такой подход в целом меняет привычный алгоритм найма линейного персонала, работодатели все чаще ищут универсальных специалистов.
Изменения, происходящие в сегменте массового персонала, вполне закономерны. С одной стороны, соискатели получают все больше инструментов для поиска работы, а вместе с ними и возможность сравнивать и выбирать лучшее сообразно своим критериями. Доступность приложений, сервисов, джоббордов и цифровизация в целом сокращают расстояние между соискателями и работодателями, которые также оптимизируют процессы найма и экономическую эффективность в условиях обширного предложения соискателей. Но несмотря на изменения рынка и рост возможностей и взаимных требований с обеих сторон, синие воротнички были, остаются и будут наиболее востребованной категорией на рынке рабочей силы.
Полную версию материала смотрите на сайте «РБК.Pro» по ссылке ниже.
Discovered
О финансах и не только…
Кто такие «синие воротнички»?
Определение термина «синие воротнички»
Синий воротничок — это условное название сотрудника, основные обязанности которого требуют применения ручного труда и использования физической силы для создания продукта или выполнения работы. «Синие воротнички» и «белые воротнички» — это термины, которые условно классифицируют персонал компании. «Белый воротничок» сидит в офисе и выполняет «чистую»(умственную) работу, в то время как «синий воротничок» работает в производственном подразделении компании и «пачкает руки».
Синий воротничок — это представитель рабочего класса, выполняющий физический труд — как квалифицированный, так и неквалифицированный. Примерами сфер деятельности синих воротничков может являться производство, добыча полезных ископаемых, охрана, сельское хозяйство, коммерческое рыболовство, лесозаготовка, озеленение, борьба с вредителями, переработка пищевых продуктов, строительство, грузоперевозки и многие другие виды физических работ.
Напротив, «белый воротничок» обычно выполняет работу в офисе и его рабочее место находится за компьютером или столом. Третий тип работников — это обслуживающий персонал («розовый воротничок»), чья работа связана с взаимодействием с клиентами, развлечениями, продажами или другой работой, ориентированной на оказание услуг. Многие профессии сочетают в себе работу синих, белых или розовых воротничков.
Происхождение термина «синий воротничок»
Термин «синие воротнички» впервые был использован в газете «Таймс» в Олдене, штат Айова, в 1924 году. Фраза «синие воротнички» происходит от изображения рабочих, носящих синие джинсовые рубашки как часть своей униформы. Рабочие на производстве часто носят прочную брезентовую или хлопчатобумажную одежду, которая может испачкаться во время работы. Темно-синий и голубой цвета маскируют грязь на одежде рабочего, что делает ее визуально чище. По той же причине синий — популярный цвет для комбинезонов, защищающих рабочую одежду. У некоторых рабочих есть униформа с вышитым или напечатанным на ней логотипом компании.
Исторически сложилось так, что популярность синего цвета среди рабочих контрастирует с популярностью белых рубашек, которые носят люди в офисной среде. Цветовая схема «синие воротнички» / «белые воротнички» имеет коннотацию социально-экономического класса. Однако это различие стирается с ростом значения квалифицированной рабочей силы и относительным увеличением низкооплачиваемых рабочих мест в сфере «белых воротничков».
Требования к образованию
Поскольку функции «синих воротничков» заключаются в основном в физическом труде, образовательные требования к рабочим обычно гораздо ниже, чем у «белых воротничков». Часто даже аттестат об окончании средней школы не требуется, а многие навыки, необходимые для рабочих мест, сотрудники приобретают во время своей трудовой деятельности (грузчики, разнорабочие, дворники и т.п.). Для некоторых категорий работ «синим воротничкам» все же требуется профессиональная подготовка, получение разряда или квалификации, например, электрик, машинист, сварщик, водитель и т.п.
Оплата труда
Термин «синий воротничок» автоматически не означает низкую заработную плату. Многие рабочие места требуют высококвалифицированной рабочей силы и, следовательно, хорошо оплачиваются. В то же время, хотя работа «белых воротничков» обычно ассоциируется с высокооплачиваемой, в настоящее время существует много низкооплачиваемых должностей в среде «белых воротничков», таких как стажеры, помощники и руководители низшего управленческого звена.
Разница между «белыми» и «синими воротничками»
Между «белыми воротничками» и «синими воротничками» есть несколько ключевых различий:
Кто такие «белые» воротнички и в чем их отличие от «синих»
Нередко, когда разговор заходит о рабочей сфере, можно услышать термин «белые воротнички». В противовес им иногда упоминаются «синие» даже «серые воротнички». О ком на самом деле речь и в чем разница между этими понятиями?
Данные термины пришли с запада, где они употребляются для обозначения разных категорий наемных работников.
Белые воротнички — это сотрудники, которые занимаются умственным трудом, то есть собирают и обрабатывают информацию и так далее. К ним можно отнести чиновников, менеджеров и так далее. Своим появлением этот термин обязан росту численности канцелярских работников в конце XIX века. В Европе и Америке люди, которые занимались подобной работой, практически всегда носили белые рубашки. При этом были распространены съемные воротники.
Наряду с этим существуют «синие воротнички» — рабочий класс, сотрудники, занятые в основном физическим трудом с почасовой оплатой. Это могут быть строители, шахтеры, работники различных предприятий и так далее. Зачастую они могут даже не иметь какой-либо квалификации. В среднем в прошлом веке данная категория лиц могла составлять до 20% общего трудоспособного населения.
Если сейчас физический труд можно назвать востребованным и почетным, то так было не всегда. В разные времена отношение к «синим воротничкам» могло быть значительно прохладным, в то время как менеджеры ценились выше. Особо непопулярным труд «синих воротничков» был в 90-е годы прошлого века.
И, наконец, серые воротнички — это представители сферы обслуживания, то есть официанты, уборщики и так далее. Практически всегда речь в данном случае идет о неквалифицированных рабочих.
Кто такие синие воротнички
Кто они такие – эти синие воротнички, чей труд сегодня признаётся одним из самых востребованных? Ответ на этот вопрос не будет слишком коротким, однако сразу скажем: выпускники учреждений среднего профессионального образования тоже входят в число работников, имеющих такое условное название.
На самом деле синим воротничком можно стать, даже если вы получите высшее образование и будете трудиться, к примеру, в архитектурном бюро, инженерной мастерской или на высокотехнологичном предприятии. Но и квалифицированный рабочий, трудоустроившийся по найму и при этом имеющий право участвовать в совещаниях с руководством, совершенно точно относится к синим воротничкам. Он вправе уточнять содержание рабочих заданий согласно технологическим требованиям трудового процесса: с производственными технологиями синий воротничок знаком как никто. Не зря основная сфера деятельности синих воротничков – промышленность, краеугольный камень экономики!
Классические синие воротнички – blue-collar workers, blue collars – составляют также большинство трудящегося населения во многих государствах. Они чаще привычны к физическому труду, чем к работе в кабинетах (пример – отделы авторского надзора в строительных компаниях, немыслимые без личного посещения строек своими сотрудниками). Это трудящиеся-практики, но практицизм их менее абстрактен, чем практицизм, скажем, банковских работников (в банках и других офисах трудятся уже белые воротнички) и не относится к сфере сервиса, где цвет воображаемого воротничка вновь меняется.
Есть у синих воротничков и другие признаки, уже более редкие для нашей страны: в мире такой образ работы чаще ищут в частном секторе и за сдельную оплату. Отечественные синие воротнички, напротив, в поисках защищенности и чувства, что их ценят, выбирают стабильные рабочие места с нормированным трудом и социальными гарантиями: льготным питанием, проездом и т. д. А основная их мотивация – необходимость прокормить семью. Таким людям стоит быть готовым к тому, что однажды жесткое лицензирование труда, характерное для зарубежных синих воротничков, получит большее распространение и у нас. А также – к тому, что со временем их будут практически безоговорочно признавать средним классом.
Уверенность в собственной способности к трудоустройству находится у синего воротничка в прямой зависимости от полученной квалификации. (Да-да, к синим воротничкам относятся еще и неквалифицированные работники.) Так что наличие хорошего образования, пусть оно и не выводит человека за пределы рассматриваемой обширной социальной группы, помогает осуществлять ежедневную работу и продвигаться в карьере. Для современных предприятий обучение сотрудников взаимодействию с новой техникой – актуальная задача. И если вы видите, что техникум или колледж предлагает освоить современное оборудование уже в процессе учебы, такой возможностью стоит воспользоваться!
Итак, зачем осмысливать странноватое название, которое не имеет аналогов ни в одном дипломе? Дело в том, что дипломы отражают только учебно-профессиональную реальность, а работать вам предстоит в обществе – и это уже социальная реальность. Если, к примеру, в раннесоветские годы рабочего вполне устраивало, что социально он относится к пролетариату, то современный техник вполне имеет право задаться вопросом: я теперь кто – разве такой же пролетарий, как и трудящиеся прошлого? Сомнения его будут понятны: изменились условия труда, продолжается технический прогресс – наконец, все мы живем уже в другом обществе. Синий воротничок – это несовершенный термин, однако для нашей страны он элементарно более новый, чем слово «пролетариат». Впрочем, в США он впервые был зафиксирован в одной из газет еще в 1924 году. Работники той эпохи, в процессе труда рисковавшие испачкаться, предпочитали синюю одежду, на которой не было видно загрязнений. А в офисах уже тогда носили более маркие белые рубашки.
При этом всё вышесказанное не имеет отношения к дресс-коду! Зато имеет отношение к колледжам, техникумам и училищам: воротничок-то пусть и синий, а вот предлагаемые специальности – все разные!
Разноцветные воротнички
Пожалуй, нет такого человека, который хотя бы краем уха не слышал о так называемых «белых» или «синих воротничках» – работниках неких сфер деятельности. А в каких именно делах они компетентны? Разбираемся.
Как оказывается, кроме белых и синих воротничков, существуют розовые и золотые, о которых знают уж совсем немногие. Однако, обо всём по порядку.
Итак, «белыми воротничками» (от английского white-collar workers – буквально «работники с белыми воротничками») – называют людей, занимающихся, как правило, умственным трудом, к ним относят врачей, юристов, банковских служащих, менеджеров и тому подобное. Им противопоставляются синие воротнички – (от английского blue-collar workers – «работники с синими воротничками») – рабочий класс, квалифицированные рабочие, занимающиеся физическим трудом, их заработная плата в среднем ниже, чем у «белых воротничков» и, в отличие от последних, сдельная, а не определённая ставкой.
Как бы то ни было, разделение на «белые» и «синие воротнички» – в значительной степени условное, поскольку некоторые категории работников, теоретически относящиеся к «белым», исполняют обязанности, обычно выполняемые «синими».
Происхождение названия этих двух категорий трудящихся очевидно: занятые физическим трудом люди надевают тёмную одежду, пятна от работы на которой будут незаметны, не то что на белой, которую могут носить люди, которым испачкаться грозит разве что в офисной пыли. Ну, а коль скоро в капиталистических странах рабочие костюмы шили именно из ткани синего цвета, то отсюда и определение.
Розовыми воротничками, по аналогии, стали называть обслуживающий персонал и работников, не требующих высокой квалификации – секретарей, официантов, сиделок, нянь, флористов, дизайнеров интерьера и так далее.
Наконец, золотые воротнички… Нет, они так называются не потому что все поголовно ходят в золотых рубашках, просто словом «золотой» обозначен их статус: это высококвалифицированные ученые и специалисты, которые успешно применяют свои знания в области предпринимательства с целью личного обогащения.