что такое синдром отличницы
Как избавиться от синдрома отличницы: 10 советов от подростка
Анастасия Казанцева
Желание делать все идеально – распространённая проблема. Как избавиться от синдрома отличницы или отличника? Ведь с ним сталкиваются не только люди, которые учатся на пятёрки. В статье я разберу подробнее эту тему и дам несколько полезных советов для тех, кто борется с синдромом отличницы.
Что такое синдром отличницы
Это желание делать все идеально и получать положительную оценку окружающих.
Чаще всего с таким синдромом сталкиваются те люди, которые в школе были отличниками и привыкли делать все лучше других.
Особенности людей с синдромом отличника
Отличительных черт у людей с синдромом отличницы несколько:
Помните: какие-то пункты могут не совпадать и быть не у каждого человека, который борется с синдромом отличника.
Почему люди страдают от синдрома отличницы
Зачастую синдром отличника возникает из-за гиперответственных и тревожных родителей, которые любят контролировать все. В младших классах они всегда делали домашнее задание со своими детьми, чтобы те идеально его выполнили и не совершили ошибку.
Синдром отличницы также часто возникает из-за постоянных сравнений с окружающими, потому что у ребёнка возникает желание выделиться и быть лучше.
Как бороться с синдромом отличника? 10 советов
На это понадобится много времени и после прочтения книги (их очень много – вот только один пример) или просмотра лекции на эту тему ситуация особо не изменится. Важно применить советы на практике и работать над собой. В ситуации с синдромом отличника все зависит от вас.
1. Начните с самооценки
Зачастую люди с синдромом отличника не любят себя, ведь они часто ставят мнение других на первое место. Примите себя и свои недостатки, поймите, что вы имеете право на ошибки.
2. Перестаньте думать о том, что скажут другие
Людей с синдромом отличницы интересует положительная оценка от окружающих, а значит нужно бороться с зависимостью от чужого мнения.
Помните, что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или успеха в жизни.
Кстати, на тему мнения окружающих у меня была статья:
3. Начните правильно расставлять приоритеты
Если вас интересует лишь результат (например, положительная оценка) и одобрение окружающих, то стоит задуматься, что для вас важнее. Если от учёбы и получения знаний вы не испытываете удовольствия, то зачем вам это? Не будете ли вы потом жалеть, что прожили жизнь зря?
4. Не сравнивайте себя с другими
Как я писала раньше, зачастую желание сделать все идеально возникает из-за соперничества, которое никогда ни к чему хорошему не приводит. Вы будете достигать желаемого результата не потому, что вы захотели этого, а из-за желания победить конкурента.
5. Поймите, что вас любят не за достижения
Часто людям с синдром отличницы может казаться, что их любят только за достижения, но это не так. Близкие люди – например, друзья и семья, – рады тому, что вы просто есть. И несмотря на недостатки, такое окружение примет вас любым.
6. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни
Вы ошибочно думаете, что чем больше времени вы посвящаете учёбе, тем лучше. Пользуйтесь законом Парето (принцип 80/20). Это закономерность, которая говорит о том, что 20% усилий даёт 80% результата и наоборот (80% усилий даёт 20% результата). О чем это говорит?
Было ли у вас такое, что вы, например, всю ночь готовились к важной контрольной, выучили весь материал, а затем получили неудовлетворительную оценку? Возможно, в тот момент вы сказали, что это закон подлости. Но вовсе нет – просто сработал закон Парето. Потратили много сил и времени, а к хорошему результату это не привело.
Это правило применимо почти во всех сферах жизни. Если вы пытаетесь делать что-то идеально всегда, то вряд ли это приведёт к желаемому результату.
7. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи
Это один из самых важных пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи. Делайте выводы из ситуаций, которых вы бы хотели избежать в будущем. Каждая неудача – это опыт, и он поможет вам в следующий раз, потому что, скорее всего, вы не совершите ту же ошибку и быстро разберётесь с ситуацией.
8. Поймите, чего хотите вы сами
Люди с синдром отличника часто не умеют слушать себя и понимать, чего хотят от жизни они сами. Задумайтесь о том, чем вы занимаетесь сейчас. Вы сами этого хотите? Или это цели, навязанные другими? Интересы должны вас вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы вы эту вещь, если она бы не была так популярна? То же самое и с целями, которые часто бывают навязаны окружающими.
9. Полюбите процесс
Людям с синдромом отличника важнее результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие. Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его достижению?
10. Научитесь доверять другим
Недоверие к другим присутствует не у каждого человека с синдром отличника, но встречается тоже часто. Такие люди боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют работать в группе и многое другое. Например, во время выполнения совместного проекта кто-то не сделает все так, как вы хотели, и вас это может разозлить. А почему бы не научиться принимать недостатки других?
Чек-лист для тех, кто хочет избавиться от синдрома отличницы
Чтобы избавиться от синдрома отличника нужно потратить много сил и времени, но надеюсь, что с помощью этой статьи вы стали ближе к цели. Для удобства подготовила вам подборку главных мыслей статьи:
Понравилась моя статья? Тогда почитайте еще одну – о том, как подростку достигать целей.
Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации
Нередко возникающий вопрос, как побороть синдром отличницы? 10 советов от подростка, а также полезные рекомендации Умскул, которые помогут избавиться от проблемы.
В наше время информация стала очень доступна. С одной стороны это прекрасно: новости обновляются практически каждую минуту, интернет-пространство заполнено экспертами и специализированными курсами, а тренд на многозадачность и самореализацию стал не просто модным, а даже переквалифицировался в один из обязательных пунктов при выборе окружения.
Но в этом всем, определенно, есть свои существенные минусы. Мы хотим быть идеальными, успевать миллион в день и забываем заботиться о психическом здоровье. Достигаторство и шаблон сверхчеловека съедают нас изнутри, и рано или поздно информационный поток настолько утомляет, что приводит к выгоранию.
И вот вы сидите и смотрите в стену, не зная, куда деться и за что взяться. Сил нет, а привычка быть круче всех осталась. Как избавиться от синдрома отличницы и понять, что быть неидеальным 24 на 7 – нормально?
Синдром отличницы – что это
Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Состояние, в котором человек не дает себе права на ошибку, стремление быть первым везде и во всем. Это ненормальная зацикленность на результате, которая мешает наслаждению самим процессом.
Иногда это называют перфекционизмом, но не путайте с любовью к качественной работе. Не заработав свою “пятерку”, такие люди съедают себя изнутри, винят за малейшие помарки и нередко заканчивают затяжной депрессией. Худшим проявлением этого синдрома является зависть и ненависть к окружающим: друзьям, членам семьи и просто окружающим, за их успехи.
Как он появляется
Корень проблемы стоит искать в первую очередь в неуверенности в себе. Это частая тенденция как среди подростков, так и среди взрослых людей. Не зря многие говорят, что в школе пора ввести отдельную дисциплину “как полюбить и принять себя”.
Почему это может возникнуть?
Именно поэтому подросток дает себе вызов: буду лучшим, чтобы любили, замечали и не обращали внимание на изъяны (частенько надуманные).
Особенности человека с синдромом отличника
Такие люди обладают рядом особенностей, заметных невооруженным глазом. Например:
В чем минусы синдрома отличника
Что и говорить, минусов тут явно больше, чем плюсов. Именно поэтому многие, страдающие от этой проблемы ищут пути, как избавиться от синдрома отличницы.
Небольшой перечень часто встречающихся слабостей:
Только представьте, что даже самые безобидные фразы могут вызвать у людей с синдромом отличника слезы.
О любом событии человек мыслит в негативном ключе, часто боится общества и не верит даже в состоявшийся успех.
Невозможность самостоятельно оценить качество проделанной работы.
Миллион вопросов в голове. Ученик, страдающий синдромом отличника, может вспомнить о том, что, например, не написал с красной строки последний абзац диктанта, прошедшего аж 3 дня назад.
Как побороть синдром отличницы
Ну вот наконец-то мы перешли к главному блоку нашей статьи – решению проблемы. Как же избавиться от синдрома отличницы?
Советы от подростка
Всем привет! Меня зовут Оля и я отличник до мозга костей. Тут вы должны были бы мне похлопать и выслушать долгий рассказ. Именно так и было буквально полгода назад, пока мне не удалось избавиться от этой болезни. Да-да, именно так я называю этот синдром, который на протяжении нескольких лет мешал мне здорово существовать.
Ребята, которые страдают этим, я с вами и очень хочу поддержать и помочь. Не бойтесь признаться, что вы перфекционист в плохом смысле этого слова, ведь вы не одни! Чтобы не быть пустословом, я собрала пару советов, которые направят и ответят на главный вопрос: как же избавиться от синдрома отличницы?
Совет №1. Время кардинальных перемен
Отрежьте челку, не сделайте домашку или вообще устройте себе день отдыха в какой-нибудь рабочий четверг. Короче действуйте по непривычному сценарию. Это поможет расслабиться и ощутить, как можно жить.
Совет №2. Научитесь не перерабатывать
Совет №3. Круг общения
Вспомните наконец, что помимо учебы и постоянных дел у вас есть друзья, семья, с которыми можно просто отдыхать и быть самим собой. Если вы одиноки, то скорее заводите новые знакомства. Жизнь очень интересна, вы поймете это, когда наконец перестанете съедать себя и стремиться к идеалу.
Совет №4. Работа с самооценкой
Научитесь оценивать себя здраво, но по достоинству. Все мы не Беллы Хадид с идеальным сечением лица и не сверхлюди, у которых в сутках будто 48 часов. Вы прекрасны, по-своему особенны, напишите это на видных местах и повторяйте как аффирмацию каждый день.
Совет №5. Полюбите критику
Поймите одну простую вещь: у 99% людей нет цели вас засадить. Какие-либо замечания чаще всего делаются из добрых побуждений. Почаще спрашивайте совета у близких, приучите себя к мысли, что невозможно да и вовсе не нужно никогда не поддаваться критике. Но знайте меру! Люди любят переходить черту, такого отношения к себе позволять ни в коем случае нельзя.
Советы от Умскул
Ну а мы позволим себе немного дополнить Олю и дать парочку полезных ответов на вопрос, как убрать синдром отличницы раз и навсегда.
На самом деле очень хочется сказать, что если вы осознаете, что не справляетесь сами, не бойтесь сказать о проблеме родителям и попросить записаться к психологу. Консультации и работа с профессионалом однозначно помогут вам избавиться от невыносимой жизни идеального человека.
Синдром отличника
Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.
Общие сведения
Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.
Причины
Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:
Патогенез
Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.
Симптомы синдрома отличника
Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.
У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.
Осложнения
Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.
Диагностика
Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:
Лечение синдрома отличника
Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:
Прогноз и профилактика
При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.
«Только на пять!» Что представляет собой и чем опасен синдром отличника?
Ребёнок с синдромом отличника – мечта многих родителей. Серьёзный, ответственный, радует хорошими оценками и другими достижениями. Но так ли всё безобидно, как кажется?
Об этом вы узнаете в данной статье. Мы поговорим о том, как проявляется синдром отличника у детей и взрослых, в чём состоит его опасность и можно ли с ним бороться.
Содержание:
Что такое синдром отличника?
Характеристика
Синдром (или комплекс) отличника – это психологический термин. Под ним понимаются психологические особенности личности, при которых человек стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих. То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.
Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.
Синдром отличника не стоит путать с перфекционизмом. Для перфекционистов важен идеальный результат работы, для «отличников» же важна оценка этого результата другими людьми. Причём сама работа может быть выполнена далеко не идеально. Главное – создать видимость «идеальности» для окружающих.
Каждый из нас, оглядываясь назад, может отметить, что совершил огромное количество разного рода глупостей и ошибок. Но у всех у них были общими две причины – наша нерушимая воля к победе и наша непоколебимая уверенность в себе. Синдром отличника заставлял нас верить, что очень важно культивировать в себе эти два качества. И даже когда нас преследуют неудачи, мы упорно считаем, что причина в том, что нам не хватает веры в себя. Многим из нас требуются десятилетия неудач, чтобы осознать, что поражения основываются не на нехватке веры в себя, а на её… излишке,
Основные признаки
Для синдрома отличника характерны следующие проявления:
Причины возникновения синдрома
Синдром отличника формируется в дошкольном детстве, а первые его проявления заметны уже в школьном возрасте.
Выделяют 2 группы причин, провоцирующих развитие данного синдрома:
Родительские ошибки:
Нереализованные ожидания
«Я с детства мечтала стать балериной. Но родители не могли себе позволить оплачивать занятия. Поэтому мечта так и осталось мечтой. Зато теперь я могу отдать свою дочь в балетную школу. Пусть занимается, достигает высот и воплощает мою мечту в жизнь».
Тщеславие
«Мой сын должен быть лучше, чем другие дети. Он обязан получать пятёрки и быть гордостью школы. Ведь в нашей семье – все академики и профессора. Сын не должен отличаться от нас».
Амбиции
«Я хочу гордиться своим ребёнком перед знакомыми и родственниками. Поэтому мне так важно, чтобы он радовал меня отличными оценками и спортивными достижениями. Пусть все знают, какая я замечательная мать».
Синдром отличника у мамы или папы
Перестаньте чрезмерно контролировать и ограничивать своего ребёнка, при этом продолжите обеспечивать его полную безопасность и гармоничное развитие. Всегда знайте, где он находится в данный момент и где был в течение дня, моментально связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».
Особенности личности
«В детстве я был робким, неуверенным в себе мальчиком. Таким и остался во взрослой жизни. Всё время думаю, что делаю что-то не так, постоянно перепроверяю сделанную работу, доводя её до идеального состояния. Мне очень неприятно, когда делают замечания, даже если они и справедливые. Сразу хочется заплакать и убежать куда-нибудь».
Сильные и слабые стороны «отличников»
Синдром отличника может как помогать, так и мешать полноценной жизни человека.
Поговорим сначала о плюсах стремления «делать всё на пять»:
Ответственное отношение
«Отличники» редко нарушают дедлайны, берут больничные или опаздывают на работу. Для них является приоритетом серьёзное отношение к любой деятельности.
Педантичность и скрупулезность
Вот уж кто не пропустит ни малейшей ошибки, так это люди с синдромом отличника. Им можно доверить любую кропотливую работу.
Хорошая репутация
На «отличника» всегда можно положиться и быть уверенным, что он не подведёт.
Целеустремлённость
«Только вперёд, только к победе!» – вот девиз «отличников» и «отличниц». Но только при условии, что им хватит на это знаний, умений и навыков. В противном случае у людей возникает страх неудачи, и они отказываются от выполнения задания.
К слабостям людей с синдромом отличника можно отнести:
Болезненное отношение к критике
Когда «отличнику» делают замечания, для него словно рушится мир. Он даже не слушает их, а сразу начинает заниматься мысленным самоуничижением: «Так и знал, что сделаю все плохо! Теперь все будут думать, какой я никчёмный и неумелый!»
Заниженная самооценка
Также такие люди склонны принижать собственные успехи и думать о себе в негативном ключе.
Зависимость от мнения окружающих
«Отличник» никогда не может самостоятельно оценить качество собственной работы, ему необходимо подтверждение от других людей.
Постоянная тревожность
«Правильно ли я заполнил отчёт? Не допустил ли ошибку? Вот, кажется, в последней графе….» – такие мысли терзают «отличника» днём и ночью, доводя до панического состояния.
Как выявить данный синдром у детей и взрослых?
Выявить синдрома отличника у ребёнка можно по следующим проявлениям:
У взрослого комплекс отличника заметен по следующим признакам:
Проигрывать намного полезнее и интереснее, чем выигрывать. Не быть «отличником» – серьёзный навык, который в жизни пригодится. Потому что победы – это побочный продукт опыта, который мы получаем в результате ошибок и поражений. Успехи, в принципе, только подтверждают то, что мы уже знаем и умеем. Ошибки, поражения, проигрыши содержат в себе гигантский потенциал новых знаний, умений и понимания себя. Важно научиться использовать свои проигрыши, как ступени на пути к принятию и пониманию самого себя,
В чём его опасность?
Казалось бы, чем может быть опасен данный синдром? «Отличник» ответственно подходит к каждому заданию, стремится выполнить его наилучшим образом и заслужить одобрение своей работы.
Но это только на первый взгляд.
Человек с синдромом отличника постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения и беспокойства. Это неблагоприятно сказывается как на его физическом, так и психическом здоровье.
На уровне тела у «отличников» наблюдаются следующие проблемы:
На психическом уровне возникают:
Как мы видим, синдром отличника не так безобиден, как кажется. Если вы заметили у себя или у ребёнка данные проявления, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.
Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника?
Что должны сделать родители, чтобы помочь ребёнку:
1. Снизьте требования к ребёнку
Возможно, вы перегибаете палку, добиваясь от сына или дочери отличных оценок по всем предметам, идеальной чистоты в комнате и первых мест на соревнованиях и олимпиадах.
Больше интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, тем, что для него важно, а не оценками в дневнике.
2. Похвала должна быть за результат, а не оценку
«Молодец, что написал контрольную работу без ошибок», «Умница, ты быстрее многих ребят пробежал стометровку».
3. Не зацикливайтесь на плохих отметках ребёнка
Помните, что пятёрки не дают гарантии дальнейшей успешной и счастливой жизни. В случаях хронической неуспеваемости обязательно выясните причину.
4. Научите ребёнка переживать неудачи и спокойно относиться к поражениям
Ошибиться может каждый, но мир при этом не рушится, и близкие люди не перестают любить.
5. Сравнение с другими детьми недопустимо
Лучше сравнивайте ребёнка с самим собой: «Как хорошо ты рассказал стихотворение! Гораздо лучше, чем в прошлый раз».
6. Не проецируйте на ребёнка собственные несбывшиеся мечты
Позвольте ему пойти собственным путём
7. Научите сына или дочь не завидовать, а радоваться чужим успехам
8. Не поощряйте стремление ребёнка к победе любой ценой
9. Не перегружайте кружками, секциями и прочей дополнительной нагрузкой
Пусть ребёнок выберет сам, что ему по душе, и сосредоточит свои усилия в определённом направлении.
«Отличники» среди взрослых: советы психологов
Психология синдрома отличника такова, что стремление делать всё на «пять» и заслужить тем самым похвалу и одобрение человек из детства переносит во взрослую жизнь. Только теперь «пятёрку» ему нужно получить не от мамы и папы, а от мужа или жены и начальника.
Чаще это касается лиц женского пола. Девушка с синдромом отличницы стремится и на работе выслужиться, и дом в чистоте и порядке содержать, и для мужа идеальной женой стать.
Естественно, что преуспеть во всех сферах жизни крайне сложно. Поэтому человек жертвует своим отдыхом и личным временем, чтобы приготовить пирог по фирменному рецепту или сделать годовой отчёт вместо заболевшего сотрудника.
Дела продолжают копиться, и «отличник» попадает в замкнутый круг стресса и переживаний.
Так можно ли бороться с синдромом отличника у взрослых? Можно. Но только если сам человек осознает необходимость изменить сложившуюся ситуацию. В противном случае он так и останется жить в привычных для себя условиях «борьбы за пятёрку».
Психологи советуют:
Осознайте, что всё родом из детства
А именно – ваше желание заслужить похвалу. Чтобы погладили по головке и сказали, какая же вы умница. Взрослому человеку важно научиться хвалить и поощрять самого себя, а не ждать одобрения от окружающих.
Запомните: отношение окружающих не изменится, если мы не будем доводить каждое дело до состояния идеальности. В конце концов, нас любят и ценят совсем не за это.
Поработайте над самооценкой
Самостоятельно или с помощью психолога. «Отличникам» важно научиться следовать собственным ценностным ориентирам, не боясь допустить ошибок.
Учитесь отдыхать
Научитесь расслабляться и «отключаться» от рабочих проблем и домашних забот. Мозгу важна «перезагрузка», иначе он не сможет нормально функционировать.
Сравнивайте себя только с самим собой
Чему вы научились за прошедший год? Какие умения и навыки приобрели? Что узнали нового?
Не стремитесь довести до идеала любую работу
Если такое желание возникло, сделайте мысленный стоп и спросите себя: действительно ли мне это нужно или комплекс отличника снова берёт надо мной верх?
Не бойтесь пробовать новое, экспериментировать
Необходимо осознать, что любые действия являются опытом, помогающим обрести человеку уверенность в себе и своих силах. А ошибки неизбежны, если начинаешь учиться чему-то новому.
Слушайте в первую очередь себя
Свои желания, свои стремления.
Поменяйте своё отношение к критике
Не воспринимайте сразу негативно, а проанализируйте. Возможно, в критических замечаниях кроется немалая польза для вас.
Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет
Мало кто действительно ждёт от вас «идеальности» и «хорошести». Всем свойственно ошибаться, и люди понимают это.
Перестаньте винить себя за любой промах
Дайте себе право на ошибку. Используйте принцип «зато»: «Да, я не успела вовремя сдать отчёт, зато сделала его качественно и без ошибок», «Да, я поцарапала сегодня машину, зато не попала в серьёзную аварию».
Реальная история «семьи отличников»: опыт мамы и сына
Наталия Мищенко – успешная писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности. Она поделилась с порталом «Где мои дети» своей историей, чтобы на собственном опыте продемонстрировать, как комплекс «отличницы» мешает в жизни взрослого человека и влияет на мировоззрение детей.
«Неудачи сделали меня счастливой»
Я много лет, ещё с детства, хотела сесть на шпагат, но, видимо, от природы не была гуттаперчевой. Меня очень расстраивал тот факт, что мои одноклассницы растягивались на шпагате с лёгкостью, а у меня ничего не получалось…
Я девять лет занималась йогой, пока не поняла, что:
У каждого свой физический порог, свой предел. Счастье – это то, что приносит тебе радость в своём возрасте, поэтому нет никакого смысла сравнивать себя с другими (бегунами, йогами, спортсменами и т.д.). Важно найти свое занятие, которое сделает вас счастливым. Сегодня для меня это:
Я больше не стремлюсь сесть на шпагат! Неудачи сделали меня мудрой. Мне понадобились десятки лет, чтобы понять: шпагат – это не моё. Мои планы изменились. Неудачи сделали меня счастливой, потому что я поняла, чего хочу на самом деле.
Я поняла, что именно приносит мне удовольствие, причем эти занятия меняются вместе со мной. Я перехожу из одного возраста в другой, и мои счастливые занятия также трансформируются. Только одно остается неизменным – это возраст счастья.
Сын «отличницы» или как помочь своему ребёнку добиться успеха
С раннего детства мой сын Роберт хотел связать свою жизнь с модой. Он читал много несоответствующей его возрасту (как мне тогда казалось) литературы – разные толстенные книги о мировых дизайнерах, многочисленные модные журналы, какие-то учебники. У сына была мечта – учиться в Нью-Йорке в институте, который выпустил огромное количество всемирно известных модных дизайнеров. Когда он подрос, то стал усиленно готовиться к поступлению. Но тут грянул кризис…
На семейном совете было принято решение, что мы не сможем финансировать обучение Роберта в Америке, потому что нам это будет не по карману. Сказать, что его жизнь рухнула – ничего не сказать! Оказалось, что он успешно сдал какие-то экзамены и его уже практически зачислили на желанный факультет. Мы предложили ему поступление в любой другой институт, но не за рубежом, а в стране. Однако он был непреклонен
Спустя годы он самостоятельно переехал в Нью-Йорк и стал… работать. Он никогда не учился, но он всё время работал в профессии и достиг небывалых высот: в 14 лет он вошёл в число шести вундеркиндов мира в области моды, а свой первый печатный модный журнал выпустил в 17 лет!
Что сделало моего сына сильным? Конечно же, неудачи! Полные провалы планов, которые он строил на будущее. Помню, как мы финансировали первое время его пребывание в Америке. Потом перестали, аргументируя это тем, что ему пора взрослеть и становиться на ноги.
Спустя какое-то время появилась возможность перевести очередной платеж. Как выяснилось, помощь семьи ему больше не нужна – сын стал сам хорошо заработать. Он вырос.
Синдром отличника может как помогать, так и мешать человеку добиться успеха. Если вы чувствуете, что стремление «к пятёркам» негативно сказывается на качестве вашей жизни или жизни вашего ребёнка, значит, настало время избавиться от этого комплекса!