что такое симметрия в искусстве
СИММЕТРИЯ в искусстве
Смотреть что такое «СИММЕТРИЯ в искусстве» в других словарях:
Симметрия (в математике) — Симметрия (от греч. symmetria ‒ соразмерность) в математике, 1) симметрия (в узком смысле), или отражение (зеркальное) относительно плоскости a в пространстве (относительно прямой а на плоскости), ‒ преобразование пространства (плоскости), при… … Большая советская энциклопедия
СИММЕТРИЯ — (от греч. соразмерность), понятие, характеризующее переход объектов в самих себя или друг в друга при осуществлении над ними оп редел. преобразований (преобразований С.); в широком смысле свойство неизменности (инвариантности) некоторых… … Философская энциклопедия
Симметрия — I Симметрия (от греч. symmetria соразмерность) в математике, 1) симметрия (в узком смысле), или отражение (зеркальное) относительно плоскости α в пространстве (относительно прямой а на плоскости), преобразование пространства… … Большая советская энциклопедия
Симметрия кристаллов — свойство кристаллов совмещаться с собой в различных положениях путём поворотов, отражений, параллельных переносов либо части или комбинации этих операций. Симметрия внешней формы (огранки) кристалла определяется симметрией его атомного… … Большая советская энциклопедия
СИММЕТРИЯ — 1) С. инволютивное ортогональное преобразование, изменяющее ориентацию; инволютивность преобразования означает, что двукратное применение его дает тождественное преобразование. Напр., отражение относительно плоскости a в пространстве… … Математическая энциклопедия
Зеркальная симметрия — Оптическое отражение в луже гаражей и соседнего жилого дома Отражение, зеркальное отражение или зеркальная симметрия движение евклидова пространства, множество неподвижных точек которого является гиперплоскостью (в случае трехмерного пространства … Википедия
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
Эстетика — от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане пользовались терминами… … Литературная энциклопедия
Эстетика — ЭСТЕТИКА от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане… … Словарь литературных терминов
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.
Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/
Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.
Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.
• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.
В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.
Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.
Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.
Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.
Метр и ритм могут взаимно сочетаться.
✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ
Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.
• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.
✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.
• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.
✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ
• Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).
• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.
• Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА
• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.
✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА
• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ
Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Симметрия в искусстве.
Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. На этот счёт хорошо высказался известный французский архитектор Ле Корбюзье, в своей книге «Архитектура XX века» он писал: «Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимность. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Он делает умозрительные построения, основываясь на порядок, который продиктован ему потребностями его психики, это творческий процесс. Творчество есть акт упорядочения».
Нагляднее всего видна симметрия в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Причём древнегреческие архитекторы были убеждены, что в своих произведениях они руководствуются законами, которые управляют природой. В сознании древних греков симметрия стала олицетворением закономерности, целесообразности, красоты.
Не говоря уже об архитектуре и скульптуре, симметрия господствует в изобразительном искусстве Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Средневековья и Возрождения.
Рассмотрим зеркальную симметрию на примере греческой фигуры четвертого века до н.э. – статуи молящегося мальчика.
Из всех древних народов строгая зеркальная, или геральдическая, симметрия особенна излюблена шумерами. В этом отношении типичным является рисунок на известной серебряной вазе царя Энтемены, правившего в городе Лагаше около 2700 г. до н.э.; на рисунке изображен орел с львиной головой и распростертыми крыльями; в когтях у него с каждой стороны по оленю; на оленей в свою очередь нападают львы (на нижнем рисунке вместо оденей изображены козлы).
Пересечение точной симметрии, присущей орлу, на других животных, заставляло удваивать изображения. Несколько позже орла стали изображать с двумя головами, смотрящими в разные стороны, и, таким образом, формальный признак симметрии полностью восторжествовал над принципом подражания природе. Этот геральдический мотив можно затем обнаружить в Персии, в Сирии, позднее в Византии, а всякий живший до первой мировой войны помнит двухглавых орлов на гербах царской России и Австро-Венгерской монархии.
Посмотрите на шумерскую картину. Два человека с орлиными головами почти симметричны. Однако их симметрия не полная. Почему? Если вы посмотрите на руки чудовищ, которые изображены на рисунке, то вы увидите, что чудовища получаются одно из другого с помощью поворота; эта особенность изображения, характеризующая их положение в пространстве, нарушает зеркальную симметрию плоского изображения. Художник имел ввиду симметрию, придавая обеим фигурам полуоборот по отношению к зрителю, а также располагая соответствующим образом их ноги и крылья: у левой фигуры опущено правое крыло, а у правой – левое.
Рисунки на вавилонских цилиндрических каменных печатках часто подчинены геральдической симметрии.
В христианскую эпоху аналогичный мотив можно проследить на некоторых изображениях причастия. Например, на византийском блюде два симметричных Христа обращены лицом к ученикам. Однако симметрия в этом случае не полная и имеет формальное значение, так как на одной половине изображения Христос преломляет хлеб, а на другой разливает вино.
Даже в ассиметричных изображениях ощущается симметрия, как норма, от которой уклоняются под влиянием неформальных причин. Хорошим примером могут служить всадники со знаменитого этрусского надгробия триклиния в Корнето.
Почти идеальной симметрией обладает центральная группа мозаики «Вознесение господне» в кафедральном соборе Монреале, представляющие деву Марию с двумя ангелами по бокам.
Несколько менее заметен принцип строгой симметрии в более ранней мозаике из собора Св. Аполлинария в Равенне, изображающей Христа и почетную стражу ангелов.
Если, например, на мозаике в Монерале дева Мария, благословляя, поднимает обе руки симметрично, то здесь поднята одна правая рука. Еще более глубоко заметно вторжение ассиметрии на следующем рисунке, изображающем византийскую рельефную икону из собора Св. Маркса в Венеции. Это – «Моление», и, конечно, две фигуры, молящие о милосердии, в то время как Иисус готовится вершить страшный суд, не могут быть зеркальным отражениями друг друга; слева стоит Богородица, справа – Иоанн Креститель.
Можно думать, что Мария и Иоанн Евангелист на двух сторонах креста на распятиях также являются примерами нарушенной симметрии.
В древнерусской живописи сложилась образная система, иллюстрирующая религиозные сюжеты. Традиционная композиция иконы чаще всего симметрична, а главные персонажи выделены своим центральным местоположением. Зримый образ Всевышнего обычно располагался строго в центре пространства иконы как символ и смысл первоосновы мира. Симметричные, гармоничные пропорции, создающие впечатление покоя и величественности, подчеркивали несовершенство и хаотичность земного бытия.
Художники эпохи Возрождения часто использовали язык симметрии в построении своих композиций. Это следовало из их логики понимания картины как изображения идеального мироустройства, где царит разумная организованность и уравновешенность, которые человек может познать и осмыслить. В удивительной картине «Обручение девы Марии» великий Рафаэль воспроизвел такой образ мира, существующего по законам гармонии и строгой логики. Использованный принцип симметрии создает впечатление покоя и торжественности и в то же время некой отстраненности от зрителя. Вход в изящную ротонду и кольцо, одеваемое Иосифом на руку Марии, совпадают с центральной осью симметрии картины. Перекликаются движения фигур юношей и девушек, расположенных справа и слева от основной группы. Симметричными дорожками из гранитных плит вымощена площадь перед храмом. Такое соотношение элементов углубляет образный смысл произведения, наполняет его многогранной символикой.
симметрия, созданная человеком
Важным фактором, составляющим содержание симметрии, является ее целесообразность, которая также есть проявление закономерного. Наблюдая симметрию в окружающем мире, человек стремился использовать ее и в своей жизни, создавая предметы, обладающие каким-либо видом симметрии.
Уже первобытные люди понимали, что симметричные орудия более целесообразны, чем несимметричные. Таким образом, уже в эпоху неолита симметрия была выделена как наиболее совершенная форма, о чем свидетельствуют многочисленные предметы быта, орудия труда, украшения с симметричными рисунками. В последующем эти представления сохранились и получили развитие в различных отраслях человеческой деятельности.
симметрия в архитектуре
Архитектурные сооружения, созданные человеком, в большей своей части симметричны. Они приятны для глаза, люди считают их красивыми. Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит, внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота.
В архитектуре наиболее распространена зеркальная симметрия. Обычно ось симметрии находится на уровне входа и делит его на две равные половины. Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры Италии и Греции, Западной Европы, прекрасные храмы Востока.
Общие планы построек, фасады, орнаменты, карнизы, колонны обнаруживают соразмерность, гармонию. Особенно тщательно стремились соблюсти симметрию в ландшафтном дизайне, расположении насаждений, цветочных клумб, размещении фонтанов.
Много примеров использования симметрии дает старинная славянская архитектура, например полоцкий Софийский собор. Принципы симметрии использовались как при возведении величественных дворцов и храмов, так и при строительстве обычных жилых домов.
Однако полная симметрия может оказаться даже опасной. Строители знают, что конструкция не должна быть безупречно симметричной из-за опасности возникновения резонансных колебаний, которые могут привести к ее разрушению. Поэтому симметрию конструкций сознательно нарушают, вводя в нее отдельные асимметричные элементы.
Древние строители боялись полной, совершенной симметрии, опасаясь зависти богов. В японском городе Никко есть ворота, которые японцы называют самыми красивыми воротами страны. Это необычайно сложное сооружение, со множеством фронтонов, изумительной резьбой и большим количеством колонн, на основании которых вырезаны драконьи головы, божества и т. д. Но, приглядевшись, можно заметить, что в сложном и искусном рисунке на одной из колонн некоторые из его мелких деталей вырезаны вверх ногами. В остальном рисунок полностью симметричен. Это было намеренно сделано для того, чтобы боги не заподозрили человека в совершенстве.
Есть сооружения, в которых строители сознательно стремятся нарушить все законы симметрии. Например, знаменитый асимметричный дом в Сопоте. Но такие примеры, скорее, являются исключением и только подтверждают общее правило.
Иногда соблюсти законы симметрии полностью просто не получается. Сложные в функциональном отношении сооружения требуют свободного, асимметричного расположения элементов, т.к. симметричное построение композиции трудно осуществимо. Например, никогда еще не удавалось уложить в строгую симметричную схему такое многофункциональное сооружение, как город, хотя такие попытки делались. В этих случаях применяют в архитектуре асимметрию.
В технике симметрия становится особенно важной. Особенно это касается средств передвижения, которые движутся на больших скоростях.
В технике красота, соразмерность механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Симметричная форма дирижабля, самолета, подводной лодки, автомобиля и т.д. обеспечивает хорошую обтекаемость воздухом или водой, а значит, и минимальное сопротивление движению.
В технике существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. Мы просто не в состоянии представить себе несимметричный самолет или автомобиль.
симметрия в технике
симметрия в литературе
Посмотрев на буквы русского алфавита можно заметить, что многие из них симметричны. Буквы, симметричные относительно центра: И; Н; Х; Ж; Ф; О. Буквы, имеющие вертикальную ось симметрии: А; Д; Л; М; П; Т; Ш. Буквы, имеющие горизонтальную ось симметрии: В; Е; З; К; С; Э; Ю. Буквы, имеющие и вертикальную и горизонтальную ось симметрии: Ж; Н; О; Х; Ф. Не симметричные – Б; Г; Л; Р; У; Ц; Ч; Щ; Ъ; Ы; Ь; Я; Ё; Й.
Если составить слово из букв, обладающих горизонтальной или вертикальной осью симметрии, то все слово тоже будет обладать этой симметрией. Известный пример: если поставить зеркало, разделив по горизонтали слово КОФЕ, то начертание слова не изменится и его легко можно прочитать. Если тот же эксперимент проделать со словом ЧАЙ, то мы обнаружим, что слово стало нечитаемым. Слово КОФЕ обладает горизонтальной осью симметрии. Аналогично, можно подобрать слова, имеющие вертикальную ось симметрии, например, ПОП. В русском языке редкостью являются слова, которые не меняются при повороте на 1800 градусов, такие как местоимение ОНО.
Если не рассматривать отдельно симметрию каждой буквы, а учитывать лишь симметрию в прочтении слов, то можно привести примеры множества слов, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. Например: ШАЛАШ; КАЗАК; ДЕД; ТОПОТ; РОТОР. Таким свойством обладают и некоторые имена: АННА; НАТАН. Можно заметить, что таким свойством обладают и некоторые числа: 101; 123 321; 2002 и т.д.
Палиндром, перевертень, перевертыш – это слово или предложение, одинаково читающееся как слева направо, так и справа налево. В сказке А.Толстого «Золотой ключик» Мальвина диктовала Буратино всем известную «волшебную» фразу: «А роза упала на лапу Азора».
Она читается и слева направо и справа налево одинаково. Автором этой фразы считается русский поэт XIX века А.А.Фет.
История палиндрома уходит в далекую древность. Часто им придавался магический смысл. Некоторые палиндромы позволяли использовать их в качестве заклятий. Так, считалось, что при произнесении фразы «Уведи у вора корову и деву» должна была восторжествовать справедливость. Авторское творчество в области палиндрома начинается в Средние века. В начале XIX века в народе был очень популярен палиндром «Аки лев и та мати велика» – так возвышенно говорили о России. В русской литературе достоверно известно об авторском палиндроме Державина «Я иду съ мечемъ судия». Составлением палиндромов занимались и другие писатели.
«Море могуче. В тон ему, шумен, отвечу Гомером:
Море, веру буди – ярок, скор, я иду буревером.» (Д. Авалиани)
Г. Р. Державин: «Я иду с мечем судия».
В. В. Хлебников: «Течет и нежен, нежен и течет».
В. Я. Брюсов: «Атака заката».
Велемир Хлебников написал целое палиндромическое стихотворение:
«Перевертень»
Кони, топот, инок,
Но речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван, мечен навзничь.
Голод, чем меч долог? Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лов? Воля отча!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.
Слова и фразы полиндромы известны во многих языках, например, в английском: gig – кабриолет, eve – канун, level – уровень, Madam, I am Adam! (Мадам, я Адам!). Самым длинным в мире словом-палиндромом принято считать финское слово SAIPPUAKIVIKAUPPIAS (торговец шелком). Художественное качество фраз-палиндромов зависит от структурных данных языка: в русском и других европейских языках палиндромы обычно звучат искусственно, тогда как, например, на китайском языке в форме палиндрома написано много высокохудожественных стихотворений.
Кроме слов-палиндромов с симметрией связаны слова-оборотни. Это слова, значение которых при прочтении наоборот кардинально меняется. Причем, при их обратном прочтении текст, обычно имеет противоположный, замаскированный смысл. Например, фраза-оборотень С.Федина «На Ритке снег» при прочтении справа налево превращается в скрытую фразу «Генсек – тиран».
Симметрия наблюдается и в других литературных произведениях. Любопытно, что повесть Н.В. Гоголя «Нос» первоначально называлась «Сон».
Симметрия может, наблюдаться в тексте литературного произведения или в построении сюжета, смене положений, персонажей или образов.
Симметрия в поэзии является выражением порядка. Все поэтические произведения построены с использованием явной трансляционной симметрии ритма, симметрии окончаний слов завершающих строки (рифма), разбиения стиха на строфы. Ритм – единственный вид симметрии, воспринимаемый слухом.
В художественных произведениях могут фигурировать симметричные и несимметричные персонажи. Например, очень симметричен Змей-горыныч, двое из ларца – два одинаковых глупых увальня из сказки. Часто положительные персонажи показаны красивыми, пригожими, симметричными (например Царевна-лебедь, жена князя Гвидона), а отрицательные персонажи внешне непривлекательны, асимметричны (например, окривевшие злые ткачиха с поварихой и сватья).
Во многих сказках для маленьких детей несколько раз повторяются одинаковые, симметричные ситуации и звучат однотипные фразы. Например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка», «Цветик-семицветик». Этот же прием использует в своих сказках А.С.Пушкин. Например, «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
В романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» наблюдается симметрия положений: Онегин, отвергнувший когда-то любовь Татьяны, сам вынужден через несколько лет испытывать горечь отвергнутой любви.
В трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» прекрасно выписана симметрия образов. Убийцу царственного наследника, занявшего престол, сменяет на троне такой же умный, наглый и беспощадный убийца юноши-царевича.
В некоторых произведениях начало и конец произведения начинаются и заканчивается одинаково или в одном месте. Можно заметить кольцеобразность, симметричность композиции. Такими произведениями является поэма «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» и другие.
Таким образом, симметрия помогает автору литературного произведения сделать его более законченным, выразительным, усилить эмоциональное воздействие на читателя.
симметрия в орнаментах и паркетах
Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге или квадрате). При построении орнамента используется какой-либо вид симметрии (переносная, осевая, поворотная).
Паркет – это орнамент, заполняющий лист бумаги (плоскость) без промежутков. Паркет по-другому называются замощениями или мозаиками.
Существуют три простейших вида паркета (платоновы паркеты), в которых плоскость заполняется одинаковыми треугольниками, квадратами и шестиугольниками.
В орнаменте можно выделить повторяющийся рисунок (раппорт). Орнамент может быть построен переносом раппорта вдоль прямой или поворотом его относительно центра.
Так же осуществляется замощение плоскости в паркетах. Плоскость полностью заполняется фигурами, дополняющими друг друга.
Другой способ построения паркета с помощью квадратов (протоплиток). Расчертив рисунок параллельными прямыми, получаем сетку одинаковых квадратов. Видно, что паркет получен параллельными переносами квадратов. Если раньше паркет можно было составить из «птичек», то сейчас паркет можно составить из квадратов, содержащих одинаковые фрагменты «птичек». Т акой паркет, как и орнамент, называется раппортным или модульным.
Большое место паркеты занимают в творчестве художника Мауриса Эшера.
М.Эшер всю жизнь мечтал, что его многочисленные мозаики станут украшением полов и стен. Его рисунок для паркета «Ящерицы» был воплощен в форме паркетных досок в испанской компании Arbore, которая специализируется на дизайне полов. Такой пол стал единственным в своем роде.
работы маурица корнелиса эшера
симметрия в искусстве
Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, т. е. воспринимается как красота. Симметрия как объективный признак красоты проходит через всю историю искусства.
Симметрию в живописи мы можем увидеть уже в наскальных рисунках первобытных людей. В древние века значительной частью искусства рисования – были иконы, при создании которых художники использовали свойства зеркальной симметрии. Глядя на них сегодня, поражаешься удивительной симметричностью в обликах святых.
Скульптура и живопись тоже дают множество ярких примеров использования симметрии для решения эстетических задач.
Примерами являются гробница Джулиано Медичи работы великого Микеланжело, мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве, где изображены две фигуры Христа, один причащает хлебом, другой – вином.
Зеркально – симметричное раздвоение фигуры Христа позволило одновременно изображать два важнейших момента евхаристии:
причащение вином, обозначавшим кровь Христа. Зеркальное раздвоение Христа было одним из излюбленных приёмов иконографии тайной вечери.
Симметрия, вытесняемая из живописи и архитектуры, постепенно занимала новые сферы жизни людей – музыку и танцы.
Так в музыке 15-го века было открыто новое направление – имитационная полифония,
являющаяся музыкальным аналогом орнамента, позже появились – фуги, звуковые версии сложного узора. В современном песенном жанре, припев – это пример простейшей переносной симметрии вдоль оси (текста песни). В танцах, использующих постоянно повторяющиеся фигуры и па, тоже можно увидеть явную симметрию.
Художники, хотя и часто прибегают к симметрии, используют ее очень осторожно. Например, на картине А.Рублева «Троица», симметричная в целом композиция (расположение трех ангелов симметрично) в деталях асимметрична, и это создает впечатление динамики действия, повышает выразительность произведения искусства. Что хотел показать художник в картине «Троица», используя симметрию? Скорее всего, уравновешенность и покой, которые несут эти три ангела.
Чаще всего в изобразительном искусстве используется неполная симметрия. Существует некоторая «обращенность» к центру, создающая композиционное равновесие. В картине «Три богатыря» русского художника В. Васнецова композиция симметрична относительно центра.
Но при этом вся группа чуть сдвинута влево, один из богатырей выдвигает меч, другой прикрывает ладонью глаза, третий, наклонив голову, прислушивается. Из-за этих небольших отклонений от строгой симметричности возникает ощущение внутренней свободы персонажей, их готовности к движению. В главном же композиция картины, близкая к симметрии, помогает художнику воплотить образ неприступной «богатырской заставы», непоколебимых защитников русской земли, их спокойствия и уверенности.
Симметричная композиция легко воспринимается зрителем, сразу привлекая внимание к центру картины, репродукции, фотографии, в которой и находится то главное, относительно которого разворачивается действие. Художники исходят из основных законов природной симметрии, вместе с тем они выявляют небольшие, чуть заметные отклонения от нее. Об этом говорил известный художник О. Ренуар: «Два глаза, даже на самом красивом лице, всегда чуть-чуть различны, нос никогда не находится в точности над серединой рта; долька апельсина, листья на деревьях, лепестки цветка никогда не бывают в точности одинаковыми».