что такое симфония действо
Музыка. 5 класс
Конспект урока
«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— знакомство с синтетическим жанром хоровой симфонии-действа через анализ произведения В. А. Гаврилина «Перезвоны»;
— исследование музыкального языка В. А. Гаврилина, берущего истоки в русском национальном фольклоре;
— воплощение литературного первоисточника в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова.
Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.
Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.
Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.
Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
Смешанный хор – наиболее распространенный тип хора, состоящий из мужских и женских голосов. В составе смешанного хора четыре партии: сопрано и альты (женские) и тенора и басы (мужские).
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Писатель и кинорежиссёр Василий Макарович Шукшин писал: «Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько». Эти знаменитые строки можно отнести и к музыке русских композиторов. Народные мотивы вдохновили не одно поколение сочинителей.
Родственным Василию Макаровичу Шукшину по мироощущению был композитор Валерий Александрович Гаврилин. Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный колорит.
Судьба будущего композитора складывалась трагически: во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом как композитор.
В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора и раскрыл вокальную природу его дарования.
Голос – это уникальный инструмент, данный человеку самой природой, наиболее чутко и тонко выражающий мысли и чувства.
В творчестве композитора мелодия всегда первостепенна. Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского стиля.
Вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. В произведении есть подзаголовок «По прочтении В. Шукшина», где автор указал источник вдохновения – рассказы В. Шукшина.
Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и мчались по дорогам России в упряжках под дугой, и разливались смехом в скоморошьих потехах…
Жанр сочинения – симфония-действо – сочетает в себе очень разные черты, в нём сплетаются опера и оратория, симфония и мистерия.
Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.
От симфонии в жанр «симфония-действо» перешла масштабность творческого замысла, глубина философского обобщения.
Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Оно отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.
От оратории симфония-действо переняла номерную структуру, контраст сольных и хоровых эпизодов, от оперы – театральность и наличие сюжета, пусть и условного.
Действо – это древняя форма музыкально-поэтического театра. В русском фольклоре хорошо известна традиция «играть песню». По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать содержание музыки жестами и мимикой.
Образ главного героя – собирательный. Показана жизнь человека, трудная дорога, а в середине – свет! «Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда», – так писал о своём сочинении сам Валерий Гаврилин.
Обратимся к музыке. Действо начинается со слов «весело на душе», но музыка отнюдь не радостная: барабанный бой, рваный ритм, многократные речитативные повторения одних и тех же слов вызывают скорее тревогу, напряжение. Так звучит фон, на котором разворачивается судьба героя, судьба народа и страны, полная невзгод.
Между частями симфонии звучит «Дудочка», соло гобоя, имитирующее рожок или жалейку. Инструмент, одушевлённый человеческим дыханием, выполняет роль рассказчика, объединяя части в единый замысел. Интонации «Дудочки» печальны и проникновенны, близки к народным плачам.
Монолог главного героя – начало части «Смерть разбойника». Голос звучит как в народных песнях – без всякого музыкального сопровождения, свободно изливающаяся мелодия исполнена грусти.
Многогранность жизни показана в контрасте трагических частей и бытовых зарисовок, где автор использует фольклорные жанры – частушки, страдания или народную кадриль. Звукоподражание, имитация инструментов, возгласы, выкрики, междометия раскрывают многогранность возможностей человеческого голоса и соответствуют народной традиции «пения под язык». Таковы части «Ерунда», «Посиделки» или «Ти-ри-ри». Мелодии их сразу же запоминаются, как будто слушал их всю жизнь.
«Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.
На фоне колокольного звона и песнопения хора с закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна. Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но, возможно, речь идёт о «внутренней обители», о человеческой душе, которая будит совесть, стремление к красоте, доброте и правде жизни.
Георгий Свиридов стал первым в истории композитором, обратившимся к творчеству Бориса Пастернака. Поэзией этого писателя композитор восхищался с юношеских лет, но написать музыку к стихам он смог только в 1965 году, создав миниатюрный шедевр – кантату «Снег идёт» для хора и оркестра. В этом цикле композитор, будучи уже зрелым мастером, сумел минимальными средствами выразить суть поэтических строк.
Эту кантату называют «Маленький триптих», так как она состоит из трёх частей: «Снег идёт», «Душа», «Ночь». Их объединяет одна идея – отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно! Один момент – это миг, и его дважды прожить нельзя.
Первая часть кантаты даёт название всему циклу, в ней композитор передаёт безостановочный ход времени. Повторяющийся многократно текст, монотонный ритм и мелодия, построенная всего на двух звуках, выражают мерное кружение падающего снега. В этот миг всё сливается: небо и земля, прошлое и будущее в едином движении, в завораживающем кружении снежинок.
Снег идёт, снег идёт.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Bсё пускается в полёт, –
Черной лестницы ступени,
Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься — и Святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идёт, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Снег идёт, снег идёт,
Снёг идет, и всё в смятеньи:
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1. Какой инструмент исполняет интермедии «Дудочка» в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. А. Гаврилина?
Варианты ответов: кларнет; фагот; гобой; флейта.
На уроке были изучены народные инструменты жалейка и рожок, которые имитируют наиболее близкий им по тембру инструмент симфонического оркестра – гобой.
Правильный ответ: гобой.
№ 2. Установите соответствия: творчество какого из авторов вдохновило композитора на написание музыкального произведения?
Варианты ответов: В. Шукшин; Владимир Мономах; Б. Пастернак; Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина; «Снег идёт» Г. Свиридова; «Перезвоны» В. Гаврилина.
На уроке был разобран материал о кантате Г. Свиридова «Снег идёт» на стихи Б. Пастернака, а также было озвучено, что симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина» и была написана композитором под впечатлением от рассказов писателя. Также упоминается о «Поучении Владимира Мономаха», текст которого лёг в основу эпизода «Молитва» симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».
В. Шукшин / «Перезвоны» В. Гаврилина;
Владимир Мономах / Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина;
Урок музыки в 5 классе «Всю жизнь мою несу родину в душе. «
Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»
Цель урока: познакомить учащихся с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина.
Задачи урока: 1) раскрыть связь между сочинением В. Гаврилина «Перезвоны» и рассказом В.Шукшина «Слово о малой родине»;
2) помочь осознать ребятам значение колокольного звона в жизни человека;
3) развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки;
4) воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родному краю, к произведениям русских композиторов, писателей и художников.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Музыкально-художественный материал: 1) «Молитва» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;
2) «Вечерняя музыка» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;
3) звучание колокольного звона;
Организация начала урока.
Введение в тему урока.
Звучит колокольный звон.
— Какие звуки продолжили наш урок? Что вы услышали?
— Где мы можем услышать колокола? Какие жизненные ситуации связаны со звучанием колоколов? (ответы ребят)
Испокон веков повелось так, что колокольные звоны – это голос нашей Родины, символ России. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. На Руси колокольным звоном встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании, пожаре, нашествии врагов, о празднике.
Представляете, какую огромную роль играли колокола для простого русского народа. Поэтому, люди всегда с большим уважением относились к колоколам.
А многие русские композиторы включали колокольные звоны в сои произведения или имитировали звон колокола.
— Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения с имитацией колокольного звона.
Объяснение нового материала.
Слушание фрагмента «Молитвы» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны» (начало до речитатива 2 минуты)
— Ваше впечатление об этой музыке. О чем она вам рассказала?
(Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. Может быть, к монастырю?)
— Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении? (музыка – сдержанная, сосредоточенная, уравновешенная, темп – медленный, динамика от p до f )
— Какие звуковые тембры мы слышим? (звучание колокола и хора без слов (вокализ) и а капелла)
Работа с презентацией
Учитель обращает внимание ребят на доску, где полностью написано название произведения:
В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении Василия Шукшина»)
— Что в этой записи вам не понятно?
Симфония-действо – музыкальное произведение для хора, солистов и ударных инструментов с элементами театрализации.
(В этом произведении колокольный звон имитируют
инструменты симфонического оркестра, которые так и
Показ иллюстрации колоколов симфонического оркестра
Шукшин Василий Макарович – русский писатель, актер, режиссер.
— Давайте и мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя.
Чтение отрывка из рассказа В.Шукшина «Слово о малой родине»
— О чем говорит Шукшин? Что в этом рассказе могло подвигнуть Валерия Гаврилина написать свою симфонию-дейтво. Какие слова здесь самые главные? Как вы понимаете их смысл?
— А вот, что говорил сам композитор:
«Все, написанное В.Шукшиным, предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле…»
— И Василий Шукшин, и Валерий Гаврилин в своих произведениях воссоздавали образ России, воспевали красоту русской природы.
— В симфонии «Перезвоны» есть часть, которая представляет собой музыкальную зарисовку русской природы. Давайте послушаем ее и посмотрим, какие картины природы нарисовала музыка.
Просмотр клипа на «Вечернюю музыку» Гаврилина.
— Что передает «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышна духовная сосредоточенность и светлое молитвенное состояние души?
Обобщение темы урока. Записи в тетрадях.
Домашнее задание: составить небольшой рассказ о своей малой родине.
Материал для учителя
О симфонии – действе Валерия Гаврилина «Перезвоны»
Состав исполнителей: сопрано, тенор, чтец (мужской голос), смешанный хор, гобой соло, группа ударных инструментов.
Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:
На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести.
В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «. Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве. »
В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: «По прочтении Василия Шукшина»».
В одном из многочисленных интервью Гаврилин сказал о Шукшине: «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».
В другом интервью он сказал: ««Перезвоны» — это картина жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах Л. Толстого: солдат шел в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идет описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение Толстой пишет только одну фразу: «Он был убит пулей наповал». Вот этот эпизод подсказал мне идею конструкции «Перезвонов», идею калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги. Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении. этой театрализации нет».
Работа над «Перезвонами» проходила в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина киносценаристкой и поэтессой Альбиной Шульгиной (р. 1939). Композиция была определена с самого начала как воспоминание, музыка рождалась одновременно с текстом. Произведение сложилось из 16 частей, из которых семь — «Дудочка» — соло гобоя, имитирующего народный инструмент. «Дудочка» играет роль интермедий между сюжетно значимыми номерами. Из последних Шульгиной был написан текст №18, «Матка-река». Тексты первого раздела №2, «Смерть разбойника», и №6, «Посиделки», подлинно народные. Текст №17, «Молитвы», составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе академика Д. Лихачева и канонических песнопений. Все остальные тексты написаны самим Гаврилиным с частичным использованием фрагментов русских народных, в частности, разбойничьих, песен.
Премьера «Перезвонов» состоялась 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии и стала крупным событием в музыкальной жизни не только города, но и страны. Появилась масса откликов. Писатель Сергей Залыгин в журнале «Смена» отмечал: «В музыке Гаврилина в одной песне, в одной пьесе, в одном действии я угадываю и Есенина, и протопопа Аввакума, и что-то еще более древнее, языческое. И современное. Но все в произведении естественно и оправдано — каждое слово, каждый жест, каждая нота. Ничего нельзя изъять и заменить. ».
В 1985 году за «Перезвоны» Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.
«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.
В симфонии – 20 номеров.
№ 2 «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора.
№ 6 «Посиделки» — номер выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».
№ 8 «Ти-ри-ри» — изящная звукопись.
№ 14 «Скажи, скажи, голубчик»- беседа матери с сыном.
№ 15 «Страшенная баба» — в музыке злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера.
Об экспонате
Константин Юон — художник-реалист, певец родной природы и старинных русских городов. Для его творчества характерны четкие по композиции и плотные по цвету сельские и архитектурные пейзажи, дающие устойчивый образ обжитой земли, знаменитой либо совсем обыденной. Такова одна из самых знаменитых его картин — «Купола и ласточки» из собрания Третьяковской галереи, написанная в 1921 году. В это же время Юон создает ряд пронзительных символических картин, пытаясь в художественной форме осмыслить происходящие в нашей стране революционные и военные события.
В Новосибирском художественном музее хранится одно из таких произведений — «Симфония действия». Это глубоко символическое произведение, которое вобрало в себя тревожные предчувствия художника, вызванные трагическими событиями начала XX века. В этой картине мастер своеобразно воплощает тему революции, которая в его интерпретации напоминает сцену Страшного суда и приобретает глобальный космический масштаб. Он изображает, как на разверзнутой земле гибнут люди и разрушаются города, а на фоне пылающего неба проступают смутные очертания грядущего.
В «Симфонии действия» человечество оказывается в эпицентре движения космических сил. Люди бессильны перед лицом стихии, разрушающей все на своем пути. Они предстают как маленькие жалкие существа, которым уготована гибель.
Отношения художника с реальностью в этом произведении строятся совершенно иначе, чем в его реалистических и импрессионистических полотнах. Перед нами воображаемая космическая реальность, появление которой в творчестве Юона объясняется во многом историческими и культурными обстоятельствами. Мастер не избежал влияния символистов-литераторов и художников объединения «Голубая роза», для которых космическая тема была одной из ключевых.
Художник Александра Бенуа замечал, что появление в творчестве Юона космических образов и мотивов также было вызвано популярными на тот момент научными открытиями. В это же время калужский ученый Циолковский грезил о строительстве межпланетных кораблей. Также на образный строй «символических» полотен Юона с их явной театральной патетикой и «театральными ракурсами», повлияла его работа над театральными постановками, а театр, как известно, — это место, где царит условность, фантазия и воображение.
Что такое симфония действо
Влияние литературных произведений в прозе на создание
композиторской классической музыки.
1.Традиция «колокольности» в русской музыке
Колокольный звон. Им встречали воинов- победителей, оповещали о народном со брании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливи стых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешествен ники.
Сегодня ты продолжишь знакомство с музыкальным произведением, которое сохраняет традицию колокольности в русской музыке.
Это произведение ленинградского композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999)
симфония – действо «Перезвоны», которое написано для хора, солистов,
гобоя и группы ударных инструментов.
В основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов из вестного писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина.
В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:
А вот что говорил композитор о своем сочинении:
Что передаёт «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышны и духовная сосредоточенность, и светлое, молитвенное состояние? Подумай и расскажи о своих впечатлениях (можно написать сочинение).
Ответь на вопрос: Как ты думаешь, можно ли это высказывание отнести к прозе Василия Шукшина?
Может ты заметишь что- то очень особенное в этой музыке?
Конечно, ты обратил внимание на то, что очень много раз повторяются одни и те же слова «Весело на душе». Какое внутренне напряжение передаётся в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте.
Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.
Силы небесные, глазки твои прелестны, прекрасны.
Весело на душе, слезы соленые, кони дареные, Руки холеные, души палёные.
Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе музыка?
А теперь послушай фрагмент ещё одной части симфонии- действа «Перезвоны», которая называется «Молитва». Слушать ЗДЕСЬ.
Ты обратил внимание, как тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит словно призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы приводит нас к месту действия. (Может быть, в монастырь?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.
• Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать?
Вслушайся в декламацию текста чтецом и вдумайся в смысл молитвы.
• Какие приемы использует композитор, создавая музыкальный образ?
(Голос солиста — декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др.)
«Зачем печалишься, душа моя. »
Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка, — слышен как будто плач: «Злоумышляет грешный против праведного. » На фоне скользящей вниз мелодии, усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, / Всемилостивец, не медли, / Ибо попрал меня человек, / Всякий день, нападая, теснит меня».
Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе эта «Молитва»?
6. Контраст как основной приём развития произведения
Сопоставляя образное содержания каждой из частей симфонии-действа, можно выявить контраст как основной прием развития произведения в целом и определить средства музыкальной выразительности, подчеркивающие характер каждой части.
Вспомни, плавность, размеренность, распевность «Вечерней музыки» и декламационный характер «Молитвы» на фоне колокольного звона и как бы сочувствующего хорового сопровождения. А какой чёткий ритм мелодии хора «Весело на душе», казалось бы, плясового характера. Всё это создаёт впечатление, будто музыка вступает в противоречие с содержанием текста. А это и есть не только развитие музыки, но и развитие драматургии литературного произведения.
Глядя на картину И. Шишкина «Полдень» выражена любовь художника к Родине, к красоте и богатству Русской земли. Картина также основана на контрасте. Пространство, уходящее ввысь, вширь и вглубь, захватывает своей бесконечностью. Небо, занимающее больше двух третей картины, рождает ощущение бескрайнего воздушного простора. Поле, лес на холме, дорога, скорее всего ведущая к храму, который виден вдали, все говорит о единстве человека и природы, величии и целостности мироздания.
7. Задание 4 «Звучащие картины».
Выбери из репродукций («На Валааме» П.Джогина, «Над вечным покоем» И. Левитана, «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиева),созвучные настроению и характеру фрагментов из симфонии-действа «Перезвоны».
«На Валааме» П.Джогин
Обрати внимание на то, что каждая из картин впрямую не иллюстрирует ни один из музыкальных фрагментов. Но в тоже время можно выявить родственные средства выразительности музыки и живописи.
«Над вечным покоем» И. Левитан
«Осенний сельский праздник» Б. Кустодиев
Какие средства выразительности роднят музыку и живописные полотна: мелодия – рисунок, линия, лад – краска, тембр – колорит, форма –композиция?
Подбери литературные произведения, которые ты изучаешь на уроках литературы русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке этим картинам.
Прочитай сказку Джанни Родари (перевод с итальянского А.Коротковой).
Сто тысяч подъемных кранов поднимали эту пушку. Восемьдесят семь железнодорожных составов везли ее на фронт. Наповал-полковник потирал от радости руки и говорил:
— Вот посмотрите: стоит моей пушке выстрелить — и все
враги от страха удерут на Луну!
Наконец великая минута наступила. Пушищу навели на врагов, а мы заткнули уши ватой. Ведь от ее адского грохота могли, чего доброго, лопнуть барабанные перепонки.
Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста приказал:
Покатился по всему фронту, загудел-зазвенел из конца в конец невиданный колокольный звон.
Мы тут вату долой, уши навострили, слушаем. Громыхает пушища, словно гром:
А в горах и долах вторит ей, гудит на все голоса сто тысяч и одно эхо:
— Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон! Дон!
Закричал наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдре-безги-и-Баста во второй раз:
— Огонь! Огонь, черт возьми!
Снова надавил бомбардир на стрелятель.
И опять полетел-поплыл из окопа в окоп праздничный перезвон. Будто не пушка гремит, а звенят-заливаются все колокольни нашей земли.
Тут наповал-полковник от злости принялся рвать на себе волосы. Рвал, рвал, пока не остался у него на голове один-единственный волосок.
Тем временем смолкло все и стало тихо. Но вот с другой стороны, из-за окопов наших врагов, будто зов призывный, грянул вдруг оглушительный и веселый звон:
Надо вам сказать, что вражеский главнокомандующий обербей-всех-мейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах тоже придумал перелить все колокола своей страны в одну небывалую пушку.
— Динь! Дан! — гудела наша пушка.
Солдаты выскочили из окопов и побежали друг другу навстречу. Бегут, а сами приплясывают.
— Мир! Мир! — кричат. — Колокола! Слышите? Колокола!
Праздник настал! Колокола звонят — знак подают! Мир!
1. Какой смысл вложил итальянский писатель Дж.Родари в звучание колокольного звона в этой сказке?
2. Какие разновидности колокольных звонов ты знаешь?
3. Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?