что такое симфония действо

Музыка. 5 класс

Конспект урока

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— знакомство с синтетическим жанром хоровой симфонии-действа через анализ произведения В. А. Гаврилина «Перезвоны»;

— исследование музыкального языка В. А. Гаврилина, берущего истоки в русском национальном фольклоре;

— воплощение литературного первоисточника в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова.

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.

Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Смешанный хор – наиболее распространенный тип хора, состоящий из мужских и женских голосов. В составе смешанного хора четыре партии: сопрано и альты (женские) и тенора и басы (мужские).

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Писатель и кинорежиссёр Василий Макарович Шукшин писал: «Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько». Эти знаменитые строки можно отнести и к музыке русских композиторов. Народные мотивы вдохновили не одно поколение сочинителей.

Родственным Василию Макаровичу Шукшину по мироощущению был композитор Валерий Александрович Гаврилин. Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный колорит.

Судьба будущего композитора складывалась трагически: во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом как композитор.

В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора и раскрыл вокальную природу его дарования.

Голос – это уникальный инструмент, данный человеку самой природой, наиболее чутко и тонко выражающий мысли и чувства.

В творчестве композитора мелодия всегда первостепенна. Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского стиля.

Вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. В произведении есть подзаголовок «По прочтении В. Шукшина», где автор указал источник вдохновения – рассказы В. Шукшина.

Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и мчались по дорогам России в упряжках под дугой, и разливались смехом в скоморошьих потехах…

Жанр сочинения – симфония-действо – сочетает в себе очень разные черты, в нём сплетаются опера и оратория, симфония и мистерия.

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

От симфонии в жанр «симфония-действо» перешла масштабность творческого замысла, глубина философского обобщения.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Оно отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

От оратории симфония-действо переняла номерную структуру, контраст сольных и хоровых эпизодов, от оперы – театральность и наличие сюжета, пусть и условного.

Действо – это древняя форма музыкально-поэтического театра. В русском фольклоре хорошо известна традиция «играть песню». По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать содержание музыки жестами и мимикой.

Образ главного героя – собирательный. Показана жизнь человека, трудная дорога, а в середине – свет! «Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда», – так писал о своём сочинении сам Валерий Гаврилин.

Обратимся к музыке. Действо начинается со слов «весело на душе», но музыка отнюдь не радостная: барабанный бой, рваный ритм, многократные речитативные повторения одних и тех же слов вызывают скорее тревогу, напряжение. Так звучит фон, на котором разворачивается судьба героя, судьба народа и страны, полная невзгод.

Между частями симфонии звучит «Дудочка», соло гобоя, имитирующее рожок или жалейку. Инструмент, одушевлённый человеческим дыханием, выполняет роль рассказчика, объединяя части в единый замысел. Интонации «Дудочки» печальны и проникновенны, близки к народным плачам.

Монолог главного героя – начало части «Смерть разбойника». Голос звучит как в народных песнях – без всякого музыкального сопровождения, свободно изливающаяся мелодия исполнена грусти.

Многогранность жизни показана в контрасте трагических частей и бытовых зарисовок, где автор использует фольклорные жанры – частушки, страдания или народную кадриль. Звукоподражание, имитация инструментов, возгласы, выкрики, междометия раскрывают многогранность возможностей человеческого голоса и соответствуют народной традиции «пения под язык». Таковы части «Ерунда», «Посиделки» или «Ти-ри-ри». Мелодии их сразу же запоминаются, как будто слушал их всю жизнь.

«Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.

На фоне колокольного звона и песнопения хора с закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна. Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но, возможно, речь идёт о «внутренней обители», о человеческой душе, которая будит совесть, стремление к красоте, доброте и правде жизни.

Георгий Свиридов стал первым в истории композитором, обратившимся к творчеству Бориса Пастернака. Поэзией этого писателя композитор восхищался с юношеских лет, но написать музыку к стихам он смог только в 1965 году, создав миниатюрный шедевр – кантату «Снег идёт» для хора и оркестра. В этом цикле композитор, будучи уже зрелым мастером, сумел минимальными средствами выразить суть поэтических строк.

Эту кантату называют «Маленький триптих», так как она состоит из трёх частей: «Снег идёт», «Душа», «Ночь». Их объединяет одна идея – отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно! Один момент – это миг, и его дважды прожить нельзя.

Первая часть кантаты даёт название всему циклу, в ней композитор передаёт безостановочный ход времени. Повторяющийся многократно текст, монотонный ритм и мелодия, построенная всего на двух звуках, выражают мерное кружение падающего снега. В этот миг всё сливается: небо и земля, прошлое и будущее в едином движении, в завораживающем кружении снежинок.

Снег идёт, снег идёт.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Bсё пускается в полёт, –

Черной лестницы ступени,

Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.

Не оглянешься — и Святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,

Снёг идет, и всё в смятеньи:

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой инструмент исполняет интермедии «Дудочка» в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. А. Гаврилина?

Варианты ответов: кларнет; фагот; гобой; флейта.

На уроке были изучены народные инструменты жалейка и рожок, которые имитируют наиболее близкий им по тембру инструмент симфонического оркестра – гобой.

Правильный ответ: гобой.

№ 2. Установите соответствия: творчество какого из авторов вдохновило композитора на написание музыкального произведения?

Варианты ответов: В. Шукшин; Владимир Мономах; Б. Пастернак; Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина; «Снег идёт» Г. Свиридова; «Перезвоны» В. Гаврилина.

На уроке был разобран материал о кантате Г. Свиридова «Снег идёт» на стихи Б. Пастернака, а также было озвучено, что симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина» и была написана композитором под впечатлением от рассказов писателя. Также упоминается о «Поучении Владимира Мономаха», текст которого лёг в основу эпизода «Молитва» симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».

В. Шукшин / «Перезвоны» В. Гаврилина;

Владимир Мономах / Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина;

Источник

Урок музыки в 5 классе «Всю жизнь мою несу родину в душе. «

Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Цель урока: познакомить учащихся с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина.

Задачи урока: 1) раскрыть связь между сочинением В. Гаврилина «Перезвоны» и рассказом В.Шукшина «Слово о малой родине»;

2) помочь осознать ребятам значение колокольного звона в жизни человека;

3) развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки;

4) воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родному краю, к произведениям русских композиторов, писателей и художников.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Жанр урока: интегрированный

Вид урока: урок-размышление

Музыкально-художественный материал: 1) «Молитва» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;

2) «Вечерняя музыка» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;

3) звучание колокольного звона;

Организация начала урока.

Введение в тему урока.

Звучит колокольный звон.

— Какие звуки продолжили наш урок? Что вы услышали?

— Где мы можем услышать колокола? Какие жизненные ситуации связаны со звучанием колоколов? (ответы ребят)

Испокон веков повелось так, что колокольные звоны – это голос нашей Родины, символ России. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. На Руси колокольным звоном встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании, пожаре, нашествии врагов, о празднике.

Представляете, какую огромную роль играли колокола для простого русского народа. Поэтому, люди всегда с большим уважением относились к колоколам.

А многие русские композиторы включали колокольные звоны в сои произведения или имитировали звон колокола.

— Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения с имитацией колокольного звона.

Объяснение нового материала.

Слушание фрагмента «Молитвы» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны» (начало до речитатива 2 минуты)

— Ваше впечатление об этой музыке. О чем она вам рассказала?

(Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. Может быть, к монастырю?)

— Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении? (музыка – сдержанная, сосредоточенная, уравновешенная, темп – медленный, динамика от p до f )

— Какие звуковые тембры мы слышим? (звучание колокола и хора без слов (вокализ) и а капелла)

Работа с презентацией

Учитель обращает внимание ребят на доску, где полностью написано название произведения:

В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении Василия Шукшина»)

— Что в этой записи вам не понятно?

Симфония-действо – музыкальное произведение для хора, солистов и ударных инструментов с элементами театрализации.

(В этом произведении колокольный звон имитируют

инструменты симфонического оркестра, которые так и

Показ иллюстрации колоколов симфонического оркестра

Шукшин Василий Макарович – русский писатель, актер, режиссер.

— Давайте и мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя.

Чтение отрывка из рассказа В.Шукшина «Слово о малой родине»

— О чем говорит Шукшин? Что в этом рассказе могло подвигнуть Валерия Гаврилина написать свою симфонию-дейтво. Какие слова здесь самые главные? Как вы понимаете их смысл?

— А вот, что говорил сам композитор:

«Все, написанное В.Шукшиным, предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле…»

— И Василий Шукшин, и Валерий Гаврилин в своих произведениях воссоздавали образ России, воспевали красоту русской природы.

— В симфонии «Перезвоны» есть часть, которая представляет собой музыкальную зарисовку русской природы. Давайте послушаем ее и посмотрим, какие картины природы нарисовала музыка.

Просмотр клипа на «Вечернюю музыку» Гаврилина.

— Что передает «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышна духовная сосредоточенность и светлое молитвенное состояние души?

Обобщение темы урока. Записи в тетрадях.

Домашнее задание: составить небольшой рассказ о своей малой родине.

Материал для учителя

О симфонии – действе Валерия Гаврилина «Перезвоны»

Состав исполнителей: сопрано, тенор, чтец (мужской голос), смешанный хор, гобой соло, группа ударных инструментов.

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести.

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «. Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве. »

В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: «По прочтении Василия Шукшина»».

В одном из многочисленных интервью Гаврилин сказал о Шукшине: «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».

В другом интервью он сказал: ««Перезвоны» — это картина жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах Л. Толстого: солдат шел в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идет описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение Толстой пишет только одну фразу: «Он был убит пулей наповал». Вот этот эпизод подсказал мне идею конструкции «Перезвонов», идею калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги. Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении. этой театрализации нет».

Работа над «Перезвонами» проходила в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина киносценаристкой и поэтессой Альбиной Шульгиной (р. 1939). Композиция была определена с самого начала как воспоминание, музыка рождалась одновременно с текстом. Произведение сложилось из 16 частей, из которых семь — «Дудочка» — соло гобоя, имитирующего народный инструмент. «Дудочка» играет роль интермедий между сюжетно значимыми номерами. Из последних Шульгиной был написан текст №18, «Матка-река». Тексты первого раздела №2, «Смерть разбойника», и №6, «Посиделки», подлинно народные. Текст №17, «Молитвы», составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе академика Д. Лихачева и канонических песнопений. Все остальные тексты написаны самим Гаврилиным с частичным использованием фрагментов русских народных, в частности, разбойничьих, песен.

Премьера «Перезвонов» состоялась 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии и стала крупным событием в музыкальной жизни не только города, но и страны. Появилась масса откликов. Писатель Сергей Залыгин в журнале «Смена» отмечал: «В музыке Гаврилина в одной песне, в одной пьесе, в одном действии я угадываю и Есенина, и протопопа Аввакума, и что-то еще более древнее, языческое. И современное. Но все в произведении естественно и оправдано — каждое слово, каждый жест, каждая нота. Ничего нельзя изъять и заменить. ».

В 1985 году за «Перезвоны» Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.

«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.

В симфонии – 20 номеров.

2 «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора.

6 «Посиделки» номер выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».

8 «Ти-ри-ри» — изящная звукопись.

14 «Скажи, скажи, голубчик»- беседа матери с сыном.

15 «Страшенная баба» — в музыке злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера.

Источник

Об экспонате

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

Константин Юон — художник-реалист, певец родной природы и старинных русских городов. Для его творчества характерны четкие по композиции и плотные по цвету сельские и архитектурные пейзажи, дающие устойчивый образ обжитой земли, знаменитой либо совсем обыденной. Такова одна из самых знаменитых его картин — «Купола и ласточки» из собрания Третьяковской галереи, написанная в 1921 году. В это же время Юон создает ряд пронзительных символических картин, пытаясь в художественной форме осмыслить происходящие в нашей стране революционные и военные события.

В Новосибирском художественном музее хранится одно из таких произведений — «Симфония действия». Это глубоко символическое произведение, которое вобрало в себя тревожные предчувствия художника, вызванные трагическими событиями начала XX века. В этой картине мастер своеобразно воплощает тему революции, которая в его интерпретации напоминает сцену Страшного суда и приобретает глобальный космический масштаб. Он изображает, как на разверзнутой земле гибнут люди и разрушаются города, а на фоне пылающего неба проступают смутные очертания грядущего.

В «Симфонии действия» человечество оказывается в эпицентре движения космических сил. Люди бессильны перед лицом стихии, разрушающей все на своем пути. Они предстают как маленькие жалкие существа, которым уготована гибель.

Отношения художника с реальностью в этом произведении строятся совершенно иначе, чем в его реалистических и импрессионистических полотнах. Перед нами воображаемая космическая реальность, появление которой в творчестве Юона объясняется во многом историческими и культурными обстоятельствами. Мастер не избежал влияния символистов-литераторов и художников объединения «Голубая роза», для которых космическая тема была одной из ключевых.

Художник Александра Бенуа замечал, что появление в творчестве Юона космических образов и мотивов также было вызвано популярными на тот момент научными открытиями. В это же время калужский ученый Циолковский грезил о строительстве межпланетных кораблей. Также на образный строй «символических» полотен Юона с их явной театральной патетикой и «театральными ракурсами», повлияла его работа над театральными постановками, а театр, как известно, — это место, где царит условность, фантазия и воображение.

Источник

Что такое симфония действо

Влияние литературных произведений в прозе на создание

композиторской классической музыки.

1.Традиция «колокольности» в русской музыке

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

Колокольный звон. Им встречали воинов- победителей, оповещали о народном со­ брании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливи­ стых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешествен­ ники.

Сегодня ты продолжишь знакомство с музыкальным произведением, которое сохраняет традицию колокольности в русской музыке.

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

Это произведение ленинградского композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999)

симфония – действо «Перезвоны», которое написано для хора, солистов,

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

гобоя и группы ударных инструментов.

В основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов из­ вестного писателя, актера и режиссера Ва­силия Макаровича Шукшина.

В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:

А вот что говорил композитор о своем со­чинении:

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

Что передаёт «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышны и духовная сосредоточенность, и светлое, молитвенное состояние? Подумай и расскажи о своих впечатлениях (можно написать сочинение).

Ответь на вопрос: Как ты думаешь, можно ли это высказывание отнести к прозе Василия Шукшина?

Может ты заметишь что- то очень особенное в этой музыке?

Конечно, ты обратил внимание на то, что очень много раз повторяются одни и те же слова «Весело на душе». Какое внутренне напряжение передаётся в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте.

Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Силы небесные, глазки твои прелестны, прекрасны.

Весело на душе, слезы соленые, кони дареные, Руки холеные, души палёные.

Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе музыка?

А теперь послушай фрагмент ещё одной части симфонии- действа «Перезвоны», которая называется «Молитва». Слушать ЗДЕСЬ.

Ты обратил внимание, как тихий колоколь­ный звон в длительном вступлении звучит словно призыв, застав­ляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вока­лиз низких мужских голосов как бы приводит нас к месту дей­ствия. (Может быть, в монастырь?) Искренне звучит текст мо­литвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значи­ма.

• Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать?

Вслушайся в декламацию текста чтецом и вдумайся в смысл молитвы.

• Какие приемы ис­пользует композитор, создавая музыкальный образ?

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

(Голос со­листа — декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др.)

«Зачем печалишься, душа моя. »

Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне кото­рого поёт солистка, — слышен как будто плач: «Злоумышляет грешный против праведного. » На фоне скользящей вниз ме­лодии, усиливающей ощуще­ние безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, / Всемилостивец, не медли, / Ибо попрал меня человек, / Всякий день, нападая, теснит меня».

Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе эта «Молитва»?

6. Контраст как основной приём развития произведения

Сопоставляя образное содержания каждой из частей симфонии-действа, можно выявить контраст как основной прием развития произведения в целом и определить сред­ства музыкальной выразительности, подчеркивающие харак­тер каждой части.

Вспомни, плавность, размеренность, распевность «Вечерней музыки» и декламационный характер «Молитвы» на фоне колокольного звона и как бы сочувствующего хорового сопровождения. А какой чёткий ритм мелодии хора «Весело на душе», казалось бы, плясового характера. Всё это создаёт впечатление, будто музыка вступает в проти­воречие с содержанием текста. А это и есть не только развитие музыки, но и развитие драматургии литературного произведения.

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

Глядя на картину И. Шишкина «Полдень» выражена любовь художника к Родине, к красо­те и богатству Русской земли. Картина также основана на контрасте. Пространство, уходящее ввысь, вширь и вглубь, захватывает своей бесконечностью. Небо, за­нимающее больше двух третей картины, рождает ощущение бескрайнего воздушного простора. Поле, лес на холме, доро­га, скорее всего ведущая к храму, который виден вдали, все говорит о единстве человека и природы, величии и цело­стности мироздания.

7. Задание 4 «Звучащие картины».

Выбери из репродукций («На Валааме» П.Джогина, «Над веч­ным покоем» И. Левитана, «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиева),созвучные настро­ению и характеру фрагментов из симфонии-действа «Пере­звоны».

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

«На Валааме» П.Джогин

Обрати внимание на то, что каждая из картин впрямую не иллюстрирует ни один из музыкальных фрагментов. Но в тоже время можно выявить родствен­ные средства выразительности музыки и живописи.

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

«Над веч­ным покоем» И. Левитан

что такое симфония действо. Смотреть фото что такое симфония действо. Смотреть картинку что такое симфония действо. Картинка про что такое симфония действо. Фото что такое симфония действо

«Осенний сельский праздник» Б. Кустодиев

Какие средства выразительности роднят музыку и живописные полотна: мелодия – рисунок, линия, лад – краска, тембр – колорит, форма –композиция?

Подбери литературные произведения, которые ты изучаешь на уроках литературы русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке этим картинам.

Прочитай сказку Джанни Родари (перевод с итальянского А.Коротковой).

Сто тысяч подъемных кранов поднимали эту пушку. Во­семьдесят семь железнодорожных составов везли ее на фронт. Наповал-полковник потирал от радости руки и говорил:

— Вот посмотрите: стоит моей пушке выстрелить — и все
враги от страха удерут на Луну!

Наконец великая минута наступила. Пушищу навели на врагов, а мы заткнули уши ватой. Ведь от ее адского грохо­та могли, чего доброго, лопнуть барабанные перепонки.

Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Бас­та приказал:

Покатился по всему фронту, загудел-зазвенел из конца в конец невиданный колокольный звон.

Мы тут вату долой, уши навострили, слушаем. Громыха­ет пушища, словно гром:

А в горах и долах вторит ей, гудит на все голоса сто ты­сяч и одно эхо:

— Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон! Дон!

Закричал наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдре-безги-и-Баста во второй раз:

— Огонь! Огонь, черт возьми!

Снова надавил бомбардир на стрелятель.

И опять полетел-поплыл из окопа в окоп праздничный перезвон. Будто не пушка гремит, а звенят-заливаются все колокольни нашей земли.

Тут наповал-полковник от злости принялся рвать на се­бе волосы. Рвал, рвал, пока не остался у него на голове один-единственный волосок.

Тем временем смолкло все и стало тихо. Но вот с дру­гой стороны, из-за окопов наших врагов, будто зов призыв­ный, грянул вдруг оглушительный и веселый звон:

Надо вам сказать, что вражеский главнокомандующий обербей-всех-мейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах тоже придумал перелить все колокола своей страны в одну небывалую пушку.

— Динь! Дан! — гудела наша пушка.

Солдаты выскочили из окопов и побежали друг другу на­встречу. Бегут, а сами приплясывают.

— Мир! Мир! — кричат. — Колокола! Слышите? Колокола!
Праздник настал! Колокола звонят — знак подают! Мир!

1. Какой смысл вложил итальянский писатель Дж.Родари в звучание колокольного звона в этой сказке?

2. Какие разновидности колокольных звонов ты знаешь?

3. Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *