что такое сильная позиция
Сильная позиция и сильная роль, в чем разница
Читатели блога задали вопрос о разнице в сильной позиции и сильной роли. Хочу сегодня разобрать эту тему, она важная и иногда вносит некоторую путаницу в голову того, кто пытается разобраться в причинах расставания или проблемах в отношениях.
Что такое сильная позиция
Итак, сильная позиция в отношениях — это позиция партнёра, который за них не цепляется, не держится. Сильная позиция у человека, который не нуждается в отношениях. Отношения для «сильного» не являются чем-то важным и ценным. Он вполне любит себя сам и не требует любви от окружающих. У такого партнёра на первом месте всегда только он сам и его интересы. Характерная особенность сильной позиции — отсутствие страха расставания с конкретным партнёром.
Человек не так уж сильно дорожит отношениями, не зависит от их наличия или отсутствия, имеет иногда средний, но чаще низкий уровень значимости партнёра и самих отношений для себя.
Довольно подробно я писала о сильной и слабой позициях в этой статье.
Что такое сильная роль
А что же такое сильная роль? Сильная роль — это роль человека, который:
В нашей культуре сильная роль чаще всего отводится мужчинам. Хотя это совсем не обязательно. Есть такое клише, что именно мужчина должен быть сильным, зарабатывать деньги, решать куда ехать в отпуск, распределять ресурсы (да так, чтоб всем хватило), покровительствовать женщине, снисходительно к ней относится, но при этом оберегать и заботиться. А задача находящегося в слабой роли — подчиняться.
Сильная роль, это роль главного человека, правителя, руководителя.
Сейчас в обществе произошли перемены и строгой половой привязки к ролям больше нет, сильная роль теперь может принадлежать не только мужчине. С ней вполне успешно справляется и женщина. Иногда даже лучше, чем мужчина.
И довольно частой является ситуация с обратным распределением ролей в семье: мужскую, сильную роль играет женщина (зарабатывает, принимает стратегические решения, говорит кому и что надо делать, руководит), а слабую, женскую роль принимает на себя мужчина (забота о детях, поддержание порядка в доме, сохранение благоприятного климата и атмосферы в семье).
Но ведь нередко бывает и так, что парой становятся люди, одинаково склонные к доминированию и желающие играть сильную роль в отношениях. Либо наоборот, не желающие принимать никаких решений и брать ответственность на себя, желающие оба быть в слабой, ведомой роли.
Тогда говорят о равноправии. Что это такое? Это либо разделение любой ответственности пополам (крайне нежелательно, т.к. разделение всегда несёт соблазн переложить и свою часть на другого, в итоге никто не отвечает), либо разделение ее по областям, по направлениям (более приемлемый вариант, хотя не сильно отличается от разделения при принятии сильной и слабой роли, просто называется равноправие, что никому обидно не было). Например, один отвечает за материальную сторону совместного бытия, а другой отвечает за здоровье и душевное благополучие членов семьи. Такой вариант возможен. Главное в равноправии — замечать не только свои труды, но и вклад партнёра.
Во избежание конфликтов, проблем и перекладывания ответственности друг на друга, нужно договариваться обо всем «на берегу». Во время встреч и долгого общения. Ничего здесь не должно быть «по умолчанию». Не должно быть надежды на саморегуляцию системы. Подстройка людей возможна только до определенного момента, пока они много значат друг для друга. Со временем стремление подстраиваться и регулировать отношения пропадает.
Исполняемые роли не должны вызывать ни у кого дискомфорта. Распределение ролей это как раз то, что позволит системе стать целостной, крепкой и устойчивой к различным трудностям и невзгодам.
Сравнение роли и позиции
Очевидно, что два прирожденных руководителя в семье, скорее всего, плохо уживутся. Они будут ссориться, конфликтовать и бороться за власть. Особенно если оба будут в слабой позиции. Потому что слабая позиция всегда очень требовательная, ей постоянно чего-то не хватает есть свободная энергия и ресурсы для активности.
Представьте себе женщину в сильной роли и в слабой позиции. Сильная роль даёт ей твердость, жесткость, требовательность и «право» высказывать претензии и недовольство. А слабая позиция даёт ей нуждаемость, зацикленность на одном человеке и стремление улучшить отношения. Она будет очень много ругаться и требовать внимания к себе, подчинения, любви и заботы.
Все это я говорю для того чтобы внести ясность: сильная роль не обеспечивает сильную позицию. Как и слабая роль не предполагает слабую позицию.
Встречаются, и очень даже часто, ситуации, когда партнёр в сильной роли (добытчик, доминант по всем признакам) в отношениях находится в слабой, нуждающейся позиции.
Больше даже скажу, когда человек принимает на себя сильную роль покровителя, но имеет неуравновешенную психику, то она склонна играть с ним интересную шутку и заставлять его нуждаться в слабых подчинённых и растить их значимость.
В таких случаях слабая роль у партнера может сочетается с сильной позицией. Этакие безответственные, «сидящие на шее» экземпляры, которым ещё и никто не нужен. Которые обесценивают вложения и заботы партнёра, вызывая зависимость у последнего.
Зависимость возникает из-за попыток партнёра преодолеть противоречие, доказать свою «хорошесть» и ценность. Но это практически невозможно: для того, чтобы встать с дивана нужна внутренняя или внешняя мотивация. Внутренняя — это внутренние опоры, которых нет, раз человек не хочет проявлять инициативу в устройстве своей жизни. И внешних нет, т.к. для того чтобы повлиять хоть немного на человека, для него нужно быть значимым. Партнёр, играющий сильную роль и находящийся в слабой позиции, становится рабом такого человека и вынужден потакать его прихотям для получения хоть небольшого подтверждения своей объективно высокой значимости.
Но чаще всё же встречаются ситуации, когда позиция и роль совпадают. Точнее роль обуславливает позицию, как бы даёт для неё основания. Сильная роль ведь предполагает наличие внутренних и внешних опор, поэтому такие люди априори чувствуют себя более уверенными в жизни вообще и в отношениях в частности.
С ролями разобрались, я надеюсь. В них приветствуется гармония. Взаимодополняемость. Если остались вопросы, задайте их, пожалуйста, я постараюсь все прояснить.
А вот с позициями, отражающими значимость и заинтересованность людей друг другом, ситуация другая. Тут действительно важно условное равенство. Заинтересованность друг в друге должна быть примерно одинаковой для того, чтобы отношения сохранялись и развивались. К расставания ведёт как раз нарушение баланса значимости в отношениях.
Сегодня у меня для Вас очень простое пожелание: желаю Вам с радостью играть ту роль, которую Вы хотите, и не брать на себя ту, которая Вам не по душе и не по силам.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Изменение звуков в потоке речи
Перечень рассматриваемых вопросов:
Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.
Чередование звуков – замена одного звука другим.
Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.
Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.
Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.
Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.
Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.
Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.
Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.
3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.
Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.
В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.
Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.
Это называется законом редукции.
Позиционные чередования гласных звуков (редукция).
Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.
Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.
То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].
Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.
В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.
Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)
пишем справка – говорим спра[ф]ка;
пишем коробка – говорим коро[п]ка,
пишем зарядка – говорим заря[т]ка,
пишем варежки – говорим варе[ш]ки,
пишем в школу – говорим [ф] школу.
Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
пишем просьба – говорим про[з’]ба,
пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,
пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.
Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):
Пишем власть – говорим вла[с’]ть,
Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,
пишем нести – говорим не[с’]ти,
пишем класть – говорим кла[с’]ть.
В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.
По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.
Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).
Позиционное чередование звуков не отражается на письме!
Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.
В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.
Для гласных сильным является положение под ударением.
Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.
«Редукция звука [о] (слабая позиция)»
Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.
Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.
Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.
Уподобление по глухости.
В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.
Всякому мила своя сторона.
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.
Изменение звуков в потоке речи
Урок 31. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Изменение звуков в потоке речи»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Как изменяются гласные звуки в речи?
· Как изменяются согласные звуки в речи?
· Что такое сильная и слабая позиции звуков?
Итак, мы помним, что звуки речи бывают гласные – они образуются только при помощи голоса. И согласные – в них присутствует шум, иногда с голосом, а иногда без.
Могут ли звуки в речи меняться? Вот наше состояние, например, часто меняется. В солнечный день мы можем чувствовать себя радостными. В дождь – печалимся. А в грозу ещё и испугаться можем!
Иногда мы чувствуем себя сильными: горы бы свернули, прямо с утра! А иногда мы чувствуем себя слабыми, ни на что не способными. Обычно это зависит от разных условий и обстоятельств.
Но звуки тоже бывают сильными и слабыми.
Ведь мы можем произносить звуки сильно, полно. Или же слабо, невнятно.
Сравните, как мы произносим слово д[о]м. И слово д[о]ма. Слово гри[б]ы. И слово гри[п].
В одних случаях мы произносим звуки более чётко, а в других – менее чётко.
Как мы произносим звук – зависит от его позиции.
В слове дом мы произносим выделенный звук сильно. А в слове дома тот же звук произносится слабо. В слове грибы выделенный звук произносится сильно, полно. А в слове гриб – слабо.
У звуков есть сильная и слабая позиция.
Как видите, это касается и гласных, и согласных звуков.
В сильной позиции звук произносится полно, долго, ясно: до-ом, гриб-ы. Выделенные звуки стоят в сильных позициях.
В слабой позиции звук произносится нечётко, слабо. Дома. Гриб.
Он может произноситься настолько слабо, что заменяется другим звуком.
В слове дома звук [о] заменяется звуком [а]. В слове гриб звук [б] заменяется звуком [п].
Конечно, эти звуки стоят в слабых позициях.
Но какие позиции – сильные, а какие – слабые?
Для гласных сильной будет позиция под ударением.
Если на звук падает ударение, звук произносится максимально полно и чётко.
Звуки под ударением в этих словах стоят в сильных позициях.
И значит, слабая позиция для гласных – это позиция не под ударением.
Если лишить звук ударения, то он сразу же начинает произноситься короче, слабее, менее внятно.
Лишим наши слова ударения:
Все выделенные звуки оказались в слабой позиции. Они все произносятся короче и слабее. В слове «моря» звук ещё и заменяется другим звуком. Такие случаи нас интересуют в первую очередь.
С согласными звуками сложнее, у них есть много сильных и слабых позиций. Сильной, например, является позиция перед гласным звуком.
Если после согласного звука стоит гласный звук, то согласный произносится ясно, чётко.
Например: ду[б]ы, но[ж]и, ро[г]а.
Выделенные согласные стоят перед гласными. Они находятся в сильной позиции.
Слабой позицией для согласных является конец слова. Это очень опасная позиция. Согласные в ней произносятся невнятно и часто заменяются другими согласными.
Теперь выделенные звуки оказались на конце слова. В слабой позиции произошла замена звонких звуков на глухие.
У согласных звуков могут быть и другие слабые позиции. Например, если глухой согласный стоит перед звонким, он может меняться. И наоборот.
Про[сʼ]ить – звук стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.
Просьба. В этом слове звук оказался в слабой позиции, перед звонким. И сам стал звонким: мы произносим [зʼ].
Ложек. В этом слове звук [ж] стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.
Ложка. Звук попадает в слабую позицию, перед глухим согласным. И сам становится глухим, потому что мы произносим [ш].
В некоторых словах сильная и слабая позиция одного звука могут чередоваться: он оказывается то в сильной позиции, то в слабой.
Мы как раз рассмотрели примеры таких слов. В них один звук заменяется другим звуком.
Такие чередования звуков, в зависимости от позиции, называются позиционными чередованиями.
Позиционные чередования звуков также изучает фонетика.
Позиционные чередования не отражаются на письме.
Звук обозначается одной и той же буквой, независимо от того, стоит он в слабой или в сильной позиции.
Как пишутся все эти слова? Все звуки, которые мы рассматривали, обозначаются одинаково. В словах дом и дома – буква о для двух звуков.
Именно поэтому нужно быть особенно осторожными. Ведь позиционные чередования коварны!
Послушайте вот такую забавную и поучительную историю.
К одному художнику как-то пришёл клиент.
– Ничего нет легче, – пожал плечами художник.
Но что у него получилась за картина!
Клиент был в ужасе и недоумении: что это за картина такая? Откуда тут вообще лиса?
– Что заказывали, то и получили, – обиделся художник. – Сказано – в лису! Вот я и нарисовал лису!
– Но я же имел в виду – «в лесу»! – удивлялся клиент.
Как вы уже догадались, художника подвело плохое знание правил.
В лесу. Безударный гласный находится в слабой позиции. Получается звук [и].
В лису. Безударный гласный тоже находится в слабой позиции. Звук [и].
Получается, что звуки совпадают, а слова пишутся по-разному.
Художнику стоило поставить звук в сильную позицию, под ударение: лес.
Звучит знакомо, правда?
Действительно, позиционными чередованиями звуков объясняются некоторые правила, с которыми мы хорошо знакомы.
Это, например, правописание безударных гласных. И правописание проверяемых согласных в корне слова.
Оба эти правила сводятся к одному и тому же: нужно поставить звуки в сильную позицию!
Давайте вспомним эти правила.
Начнём с безударных гласных. Перед нами такие слова:
Мы не знаем, как они пишутся, потому что гласные в них стоят в слабой позиции. То есть, не под ударением. Поставим эти гласные в сильную, ударную позицию!
Перейдём к согласным в корне слова.
Выделенные звуки находятся в слабой позиции, поэтому мы слышим их нечётко. Нужно поставить звуки в сильную позицию. Перед гласным.
Поскольку позиционные чередования не отражаются на письме, мы везде пишем буквы, которые соответствуют сильной позиции.
Итак, что нам требуется запомнить?
Звуки в речи могут попадать в разные позиции. У гласных и согласных звуков может быть сильная позиция и слабая позиция.
В сильной позиции звуки произносятся чётко, полно.
В слабой позиции звуки могут даже заменяться другими звуками.
Чередование звуков в сильной и слабой позициях называется позиционным чередованием.
Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков
Не пропускаем: для гласных –
Примеры : З_ ДАЧА( задача),
К_ Р_НД_ШИ( карандаши)
— их пропускаем (делаем дырочки)
Их ПИШЕМ БЕЗ ПРОПУСКОВ:
Слабые позиции согласных звуков
Согласный парный по звонкости- глухости в конце слова: ду_ ( ду б )
Согласный парный по звонкости- глухости перед другим парным согласным: например: ко _ _ь (ко ст ь)
1. парные согласные на конце слова
Парные согласные перед другим согласным
ВАР_ _ К _ (варежка)
1. Согласный парный по звонкости- глухости перед гласным ЗУ Б Ы
глухие непарные согласные
4. парные по звонкости –глухости согласные перед звуками В, В : з ва_ ь, с вой, т вой
Не пропускаем буквы:
1. Непарные согласные: Н, Л, М, Р, Й, Ц, Ч, Щ, Х
2. Не пропускаем парные согласные перед гласными
3. Не пропускаем парные согласные перед В : З ВА_Ь ( звать),
4. Не пропускаем парные по звонкости- глухости согласные перед сонорными.
1. Гласных звуков в русском языке ШЕСТЬ : А, О, У, Ы, И, Э.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1506680
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.