что такое сиддхи в эзотерике
Типы живых существ. Сиддхи — совершенные со сверхспособностями
Комментарии 2
Просмотров 3888
Мне нравится 11
Продолжение статьи (часть 2-я) об эволюции живых существ. Начало см. здесь: https://psynavigator.ru/blogi-psihologov/2065
Сиддхи
Сиддхи — совершенные, обладающие сверхспособностями, — представляют собой очень малочисленный, очень возвышенный вид людей, которые завершили свою эволюцию на планете Земля, но поддерживают с ней и с остальным человечеством некоторую связь. Практически все сиддхи являются выходцами из вида «джняни» ( знающих ), т.е. становление сиддхом – это следующая ступень эволюции для джняни, также как становление джняни – это следующая ступень эволюции для садху ( людей Пути ). Сиддхи практически ничем не отличаются от джняни в области мировоззрения, ценностей, смыслов, но их сознание еще глубже утвердилось в недвойственности (адвайте) за пределами субъекта и объекта. Благодаря этому они могут оперировать различными силами вселенной, обладая способностью преодолевать пространство, время, творить, разрушать, воскрешать, создавать иллюзии силой мысли, иметь множество тел, быть бессмертными, многотелесными, и жить в любой точке вселенной по желанию.
Отношение к людям: ввиду огромных мировоззренческих, ценностных, энергетических, физиологических, культурных, этических различий сиддхи практически не встречаются с обычными людьми и не пересекаются с ними. Если же им всетаки приходится действовать в мире людей, они действуют скрытно, выдавая себя за обычных людей, за садху или джняни. Сиддхи, если есть на то их воля, иногда незримо руководят человеческим миром через своих проводников – учеников из числа джняни, и иногда – садху.
Отношение к джняни (знающим): сиддхи уважают джняни как равных себе по знанию, но уступающих по силе и энергии. Иногда они считают их своими младшими коллегами, друзьями, иногда – учениками. Они – истинные благодетели, хранители и защитники человечества.
Тело сиддха: многие великие сиддхи имеют не физические тела, а нематериальные, иллюзорные, обладающие тридцатью двумя признаками божественного совершенства. Кроме этого многие из сиддхов часто имеют обычное очищенное физическое тело. Это тело может сидеть в пещере, под землей, в горах, в монастыре, и быть непрерывно быть погруженным в состояние самадхи (йогического транса). Силой мысли выдающиеся сиддхи могут создать одно или несколько иллюзорных тел из пяти элементов для действий в мире людей. Такие тела могут внешне практически не отличаться от тел обычных людей, но их природа иная… Это тело не может быть опалено огнем, смочено водой, рассечено или чем-либо связано, оно не подвержено болезням, холоду и зною, свободно от страданий, не нуждается в грубой пище, его жизненная сила не иссякает, поэтому жизнь длится столько, сколько существуют Земля, Солнце и Луна. Оно питается тонкой праной, извлекаемой из различных источников Вселенной… Оно не подвержено страданиям, старости и смерти…
Размножение: сиддхи, как и джняни, не стремятся размножаться, подобно обычным людям. Их физиология, этика и мировоззрение не предполагает идей продолжения рода, культа семейных ценностей и тому подобного. Однако, если они захотят, они могут силой только мысли (намерения) создать зародыш в чреве будущей матери.
Места обитания: некоторые сиддхи обитают в гималайских пещерах Индии, Китая, в других местах, в особых местах выхода силы Земли, скрытых от глаз простых смертных. Другие живут в других измерениях, в особых мистических городах сиддхов (сиддхапури), куда нет входа обычным людям. Некоторые сиддхи не имеют постоянного места обитания и предпочитают непрерывно путешествовать. Есть сиддхи, которые одиноко живут в лесах, есть также и те, кто живет среди обычных людей в европейских городах, тщательно маскируя себя.
Роли в социуме: сиддхи далеки от обычного человеческого мира, как далеки от него птицы, духи, боги, однако в особо редких случаях они могут вмешиваться в дела людей, маскируя себя или действуя через тела других.
Образ жизни: сиддхи живут тайной никому не ведомой, непонятной жизнью, лишь изредка показываясь избранным джняни и садху.
Сверхспособности сиддхов: овладев высшими уровнями самадхи и искусностью в иллюзорном теле, сиддх может:
влиять на окружающие предметы,
мгновенно перемещаться (прапти),
летать, словно птица (вайюсиддхи),
входить в тело другого (паракайяправешана),
обездвиживать магическим взглядом, касанием или голосом (стамбханасиддхи),
усмирять и подчинять умы омраченных существ – духов и демонов (вашикарана пашастобхан),
создавать иллюзии и очаровывать (акришти, мохасиддхи),
увеличивать размеры тела (пауштика),
разбивать камни и кувшины силой сознания (гхатапашанаспхотанам),
пробуждать к Дхарме омраченные умы живых существ,
обладать полнотой знания прошлого, будущего и настоящего,
видеть в темноте, встречаться с богами, риши и сиддхами,
понимать любые явления во Вселенной,
посещать любые миры и обители,
войдя в самадхи, он может мгновенно проявить тысячи иллюзорных форм,
знать звездные пути богов, расположение и строение любых миров и стран,
занимать главенствующее положение в любом собрании или ситуации,
быть владыкой тысяч миров (айшварьясиддхи),
делать одновременно десять (дашавадхана), сто (шаштавадхана) или тысячу дел,
обладать чудесной памятью и силой ума (манасасиддхи),
видеть все, что ни пожелаешь, в трех мирах (дивьячакшу),
Его жизнь будет сохраняться в любых обстоятельствах. Он будет иметь вечно молодой облик, силы и энергию, не будет зависеть от жажды или голода (хаадивидья), ни жара, ни холод не будут иметь власти над ним (каадивидья). Все сказанное им будет материализовываться (вакьясиддхи). Он не будет иметь равных по красноречию и обаянию, сможет вызывать любые звуки и понимать любые языки, производить в пространстве раскаты грома и чудесные мелодии…
Общая численность: никто не может сосчитать число истинных сиддхов, ибо они недосягаемы для людей и обычных садху, но можно предположить, что их число на Земле едва ли составит одну десятитысячную от общего числа всех джняни.
nandzed
Нешёлковый путь
Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию
Я буду поэтапно помещать резюме текста Джамгона Конгтрула из десятого тома его «Сокровищницы известного».
«Результаты двух ступененй приближения в мантраяне бывают обычные и сверхобычные. В цикле Гухьясамаджи это достижения мантры и вневременного сознания».
«Такие духовные достижения, как невидимость, объясняются как «обычные». А достижение буддовости называется буддами сверхмирским».
В системе Kалачакры один тип достижения связан с практиками 7 начальных инициций (кьерима). В то время как 3 других (карма-мудра, джняна-мудра, маха-мудра) связаны с практиками 3-х высших инициаций.
Путём первых семи инициаций практики способны достигать таких реализаций, как «сиддхи меча», сиддхи пилюль», способность посещать миры богов и людей и даже левитации. Они способны помогать людям и уничтожать их посредством видья-мантр. Если такой сиддха проявляет свою форму в мире людей, то они воспринимаемы обычными органами чувств людей.
Данный класс сиддхов-видьядхар опираются на материальные объекты. Если они лишаются данных предметов (меча, пилюль, мазей и т.п.), то они теряют и сиддхи.
Те, кто получают кечари-сиддхи (способность перемещения в пространстве) посредством практик карма-мудры, способны помогать или уничтожать людей посредством видья-мантр. Данный вид сиддхов-видьядхар, даже если и проявляют свои формы в сфере людей, но не воспринимаются омрачёнными органами чувств обычных индивидов. Эти видьядхары способны демострировать 8 видов сиддхи, которые будут обсуждаться позже.
Те, кто достигают сверхспособностей посредством практик, связанных с джняна-мудрой, становятся равными в статусе богам мира форм. Они не движутся среди людей, ибо они вне сферы восприятия человеческих органов чувств. Однако благодаря стабильности их медитативных состояний они помогают чувствующим существам кама-локи. В комментарии Джинапутры на Абхидхарму сказано, что эти сиддхи опираются на собственно ментальные состояния, минуя предыдущие ступени.
Те, кто опираются на методы махамудры, контролируя свой ум, контролируют этим и состояние своих энергий. И этот метод подобен алмазу по сравнению с обычным камнем (методов предыдущих ступеней, таких, как чандали (туммо) и тому подобное).
Более подробное изложение:
Те, кто опираются на методы первых семи посвещений (в кьериме Калачакры), идут прежде всего к реализации четырёх просветлённых активностей, а также впоследствие к меньшим, средним и большим сиддхи. Объяснение состоит из двух раздеов: объяснение активностей и объяснение сиддхи.
У каждого вида активности есть целый спектр вариаций. Например, у умировотворения (шантика) существует: умировотворение болезней, умировотворение демонических влияний. В случае активности возрастания (пауштика) существует множество активностей увеличивающих:
срок жизни, добродетели/пуньи (это в свою очередь ведёт к более благоприятным условиям и качествам тела следующего рождения), богатства и так далее. В случае активности власти есть такие разновидности, как: подчинение правителей, населения определённых областей или же их призыв/притягивание. В случае гневной активности (абхичаруки) есть такие разновидности, как: убийство, изгнание, рассеивание, паралич.
Что какасется «12 главных активностей» цикла Чакрасамвары:
Делание немым и тому подобное считается разновидностями активности «повреждения органов чувств». Существет широкий спектр просветлённыx активностей. Тантра «Ваджрадака», например, говорит о более чем сотне ступеней активности.
Если те, кто достигли последних уровней «пути накопления» и решили кратковременно приложить усилия к обретению малых сиддхи, посредством демонстрации «поведения», когда они достигли медитативной «теплоты», то они могут без труда стать видьядхарами, опирающимися на материальные средства.
«Ваджра Панджара тантра» говорит в этом смысле также о видьядхарах, правителях миров,
или призывающих молодых святых женщин, которые приносят наслаждение и реализуют ваджрные состояния духовных достижений.
Данная цитата подразумевает следующее.
Посредством применения «мазей для глаз» обретается спсобность ясновидения в трёх мирах.
Применяя «мази для ног», обретается способность быстрого перемещения бегом.
Посредством размахивания магическим мечём, получаемым из языка роланга, обретается способность к полёту.
Hаходя клады или минералы под землёй, удовлетворяются нужды существ.
Посредством помещения пилюль в рот обретается невидимость или же изменение формы подобно якшам.
Намазывание субстанцией лба также может даровать невидимость.
«Долголетие, соперничающее с Солнцем и Луной» подразумевает и превращение тела в подобное 16-летним.
«Aлхимические силы» подразумевают способность трансмутировать металлы, такие как железо или медь, в золото.
Вышеперечисленмные силы также именуются «алхимические силы долголетия, тела и богатства».
«Призывание молодых женщин» означает, что адепт реализовал практики якшини, которые способны даровать любые из восьмы сиддхи их призвавшему.
Глава о сиддхах в Kалачакра-тантре, помимо выше объяснённых сиддх, также упоминает следующие.
«Mагическая сила прикосновения» происходит от специальных субстанций, которые дают способность трансформировать обычные камни в золото и другие драгоценные материалы.
«Наиболее могущественная жизненная сила» относится к алхимическим субстанциям, которые даруют их вкусившему долголетие, сравнимое с сроком жизни Солнца и Луны, и другие блага.
«Насыщенный нектаром плод» относят также и к алхимическим силам, обретённым посредством духовных реализаций.
Перечисленное выше просто примеры.
Существуют видьядхары богатства, которые наслаждаются «восемью атрибутами царственности», которые есть в ритуале подношения внешней мандалы в нёндро.
Существуют те, кто способен оживлять трупы; способные подчинять дэвов, асуров, нагов и якшей, ракшасов и других существ себе в услужение.
Существуют правители миров, способные подчинить Cарасвати, дочь Брахмы, в своё услужение.
Кратко, все эти разновидности подразделяют на видьядхар матриальных средств (как инструментов, например, меч или пилюли), видьядхар физического тела и видьядхар богатств.
Сиддхи – сверхспособности человека
Основные сиддхи:
Это основные из второстепенных сиддх, на деле разновидностей мистических сил насчитывают несколько десятков.
Но самая значительная сиддха называется СИДДХА-ЛАЛАСА – стремление к духовному совершенству. Она открывает и все остальные сиддхи.
Приведем пример проявления сиддх, известный практически всем. Иисус продемонстрировал некоторые мистические силы, необычайные для Запада, но хорошо известные йогам в Индии. В Евангелиях сообщается, что Иисус ходил по воде – йоги также обладали способностью (лагхима-сиддхи) становиться легче воздуха и, ходить по воде. Иисус умножал хлеб и рыбу – йоги тоже могли умножать свой собственный образ, (камавасайита-сиддхи) и переносить возможные предметы, включая хлеб и рыбу, с далекого расстояния (прапт – сиддхи). Далее, Иисус исчез из гроба, придавленного огромным валуном – йоги тоже способны были уменьшаться до самых маленьких размеров (анима-сиддхи), чтобы спастись от демонов. Эти чудеса не были редкостью в ведической культуре, и чудеса, явленные Иисусом, слишком похожи на чудеса индийских йогов, чтобы считать это случайным совпадением.
Итак, есть 8 основных мистических совершенств, 12 подчиненных, всего около 94 мистических совершенств. Откуда такое их разнообразие? Все они являются нейтральными, добродетельными или негативными. 94 мистических совершенства имеют демоны. Они обладают всеми ими, но не употребляют никогда эти совершенства на благо, а только во вред. Демоны, или асуры, являются олицетворением зла в материальном мире, а суры, полубоги, являются олицетворением добра. Между сурами и асурами происходит вечная война. Асур на санскрите означает материалист. Асур – это и есть демон. Безбожие – это основное качество асура. Он пытается достичь всяких мистических совершенств, не принимая Бога. Такова асурическая природа.
Будьте осторожны! Увлечение сиддхами приводит к остановке на пути духовного развития!
Сиддхи — мистические способности йогов
Вы хотели сшить себе одежду из радуги;
Это невозможно!
Радуга, хоть и видна всем,
Не имеет материальной субстанции.
Взглянув на меня сейчас,
Вы можете в этом убедиться.
Вот я, летящая над вашей головой!
Как як, что тяжело работал, вспахивая поле,
Теперь я показываю вам борозду, плод моего труда.
Я могу парить, как орёл.
Я могу стремглав бросаться с высоты, как коршун.
Мало кто из людей умеет летать,
Только Миларепа и я.
Поэтому, воины, не утяжеляйте своей кармы.
История жизни Нангсы Обум
В теле земном восемь сил можно обрести —
каковы же их имена?
Две из них обозначаются так: анима и махима.
Также нейтральные гарима и лагхима,
Восхитительные пракамья, прапати и ишитва,
Вечно желанная вашитва — вот имена восьми сил.
Это — силы богов, в адхарах обитающих,
Сокрытых сладкозвучием их лепестков.
Риши Боганатар, «Тирумандира Джнянам» (3-4)
Что такое Сиддхи
С иддхи — это чудесные мистические силы, сверхъестественные способности. Другими словами, это такие способности, которые недоступны сейчас большинству людей. Во многих текстах мы находим упоминания о чудесах, которые творили практики, достигшие высокой духовной реализации. Такие упоминания есть как в йогических источниках, так и в православной традиции, и, наверняка, в остальных древних школах мира, где предлагаются искусные инструменты по самосовершенствованию. Более того, периодически мы слышим о людях, которые совершают недоступные большинству действия и в наше время, например: буддистские ламы, которые предсказывают дату своей смерти и не подвергаются процессу разложения после своего ухода из жизни, православные святые, чьи мощи обладают благословляющей силой и через множество лет после их смерти. А также в наше время есть индийские йоги, останавливающие своё сердце и регулирующие температуру тела. И более простые сиддхи демонстрируют простые обычные йоги, к которым мы иногда можем сходить на лекцию: ведь они меньше болеют физически и страдают эмоционально, чем большинство людей, а это тоже немало.
Но давайте в начале поговорим об ашта-сиддхах – традиционных мощных сверхспособностях, описываемых в различных источниках.
Сиддхи: классификация. Ашта-сиддхи
О восьми великих сиддхах говорится в таких текстах, как «Йога таттва упанишада», «Йога-сутры» Махариши Патанджали, «Вьяса-бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и других.
Восемь сверхспособностей, приобретаемых практиком на пути, по-разному описываются в разных школах, но можно выделить основные:
Один из самых авторитетных источников по йоге, «Йога-сутры» Патанджали, выделяет под описание сверхспособностей, достигаемых в ходе йогической практики, целый раздел. Дело в том, что обретение хотя бы одной чудодейственной способности указывает на то, что в своей практике садхака — йогин — движется по верному пути. Поэтому сиддхи так ценны на определённом этапе практики: они выполняют своего рода диагностическую роль, и потому о них нужно знать.
«Когда мысль и действие синхронизируются целиком и полностью, йогин освобождается от материальных ограничений времени и пространства, — пишет Патанджали. — Это генерирует сверхъестественные способности. Это вибхути — свойства йоги».
Итак, вибхути, выделяемые в йога-сутрах, таковы:
Неподготовленному читателю с логическим умом всё это может показаться слишком невероятным. Однако если взглянуть на материальную действительность с точки зрения философии йоги, то такие способности становятся более понятными.
Объяснение обретения сиддх с точки зрения философии йоги
С одной стороны, йога рассматривает всё мироздание как сотканное из трёх принципов, или гун: свет (саттва), вибрация (раджас) и инерция (тамас). Гуны также окрашивают наше сознание и наши действия в белый (саттва), серый (раджас) и чёрный (тамас) цвета. Благодаря йоге наши действия и разум избавляются от власти гун, и наше истинное Я всплывает из глубин на поверхность, чтобы познать собственную душу. Такое переживание кристально чисто и свободно от относительности действий и свойств природы. Это состояние чистоты и называется в йоге «самадхи» — освобождение. Таким образом, человеческое сознание, с этой точки зрения, представляет собой такую же комбинацию трёх принципов, гун, как и всё вокруг. Поэтому, подчинив себе своё сознание, можно сказать, что мы автоматически начинаем влиять на всё окружающее. Как в истории про заклинателя дождя.
«В одной деревне давно была засуха, и наконец жители заплатили немалые деньги, чтобы пригласить к себе заклинателя дождя. Вместе с ним напросилась толпа учёных, чтобы посмотреть, что он будет делать.
Заклинатель попросил себе отдельную хижину на краю деревни и три дня сидел в ней и занимался собой: медитировал, постился. В конце третьего дня с неба пролился обильный дождь.
Учёные были охвачены отчаяньем.
— Неужели ты и правда вызвал дождь? Каким же образом? — взмолились они.
— Дождь — могучая природная стихия, и как я, маленький человек, могу повелевать им, — в свою очередь недоумённо поглядел на них старик. — Всё, что я могу — это привести себя в гармоничное состояние, и тогда гармония распространяется на все явления вокруг».
А согласно аюрведическому воззрению, всё в мире, включая нас самих, можно разложить на пять элементов: элемент воды, огня, земли, воздуха и эфира. И если посмотреть на сиддхи с этой точки зрения, то они не что иное, как контроль элементов: сперва внутри себя и своего собственного тела и ума, а затем и всего вокруг. Другими словами, сиддхи контроля пяти элементов достигаются, когда внешние свойства элементов благодаря практике сливаются с внутренними качествами йогина, и различия внутреннего и внешнего устраняются.
Так, благодаря контролю над элементом земли в теле йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов — земных охранителей.
Благодаря совершенному контролю над элементом воды йогин обретает способность не гореть в огне и телесную гибкость.
Благодаря контролю над элементом огня йогин достигает способности алхимически трансмутировать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции. С элементом огня связаны сиддхи «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства, а также потала-сиддхи (постоянное счастье), победа над болезнями и смертью, познание тонкого тела, способность покидать физическое тело по желанию и входить в тело другого, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой, достигается способность испускать сияние и сжигать тело в момент смерти, не оставляя следов.
Благодаря контролю над элементом ветра достигается лёгкость тела, подобная вате, способность ходить по воде, левитация. Йогин может сидеть под водой, под землёй, где нет доступа к воздуху, т. к. он может дышать с помощью тела, введя прану в сушумну. Также йогин может выводить тонкое тело из физического, покидать тело на несколько дней или даже на несколько лет.
Благодаря контролю элемента пространства достигаются способности летать, проникать сквозь любые препятствия и преграды, способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку Вселенной (телепортация).
Но мы с вами рассмотрели пока только один вариант приобретения сверхспособностей — это регулярную практику йоги, с которой развитие таких возможностей происходит само собой, как побочный эффект на пути к просветлению. Однако, помимо этого варианта, существуют и другие.
Сиддхи. Способы достижения
Согласно «Йога-шикха-упанишаде» (1.151–155) сиддхи бывают двух основных видов:
Искусственные сиддхи возникают благодаря магическим камням, употреблению чудодейственных снадобий из трав (аушадхи), алхимических эликсиров (раса), тантрическим мантрам, ритуалам, которые подчиняют духов и ублажают богов (крийям), чародейству (джала). В «Йога-сутрах» (4.1) Патанджали также связывает появление сверхспособностей с соответствующей формой рождения (джанмой), лекарственными снадобьями (аушадхи), чтением мантр, практиками аскетизма (тапасом) и йогического экстаза (самадхи). В «Шива самхите» (III, 51–52) и «Гхеранда самхите» (V, 1–2) упоминается о практике пранаямы как о дающей 81 сверхспособность. «Йога таттва упанишада» (112–122) же повествует об обретении этих способностей с помощью использования определённых жестов (мудр).
Искусственные сиддхи проявляют сансарные боги, некоторые йоги-сиддхи, маги, шаманы и духи. Они не являются подлинной реализацией, хотя могут помочь на духовном пути.
Следует учитывать факт: чтобы правильно использовать сиддхи, йогин должен иметь состояние ума, направленное на помощь всем живым существам. Многие святые рекомендуют остерегаться погони за сиддхами, чтобы они не заслонили основную цель.
Святой Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» говорит о приобретении сиддх, как о детской игре. Тамильский сиддх Паттинатар называет сиддхи «горьким сахарным тростником».
«Освобождение достигается только Знанием (джняной). Другими силами (сиддхами) такой плод недостижим. Однако стремящиеся очаровываются вредоносными мирскими радостями и чудотворными силами (сиддхами) и страстно ищут их».
Cиддхи могут быть обретены также с помощью тапаса. В ведическом эпосе мы можем найти множество историй о том, как герои совершали серьёзные аскезы, лишая себя пищи и движения, и таким образом развивали внутри себя огонь тапаса. Боги обращали на них своё благосклонное внимание и даровали им то, ради чего они совершали аскезы. Однако аскезы, как и всё в этой материальной Вселенной, бывают в благости, в страсти и в невежестве, в одной из трёх гун; и если аскеза была выполнена в демонических целях, то, несмотря на временное обретение магических способностей, это не заканчивалось для просящего добром. Чем могут быть опасны сиддхи и как с ними правильно обращаться, мы обсудим ниже.
Сиддхи. Предостережение
Становясь рабом сверхъестественных способностей и используя их ради славы, йогин подрывает свою садхану. Это происходит потому, что практик, обрётший определённые способности и принявший их за окончательную цель, становится зависимым от них и подвергает себя страданиям, которые они несут вместе с собой.
Поэтому Патанджали призывает садхаку отрешиться от этих достижений — так он откроет для себя врата, ведущие к вечному блаженству. Только непривязанность способна уберечь от гордыни — самой опасной ловушки для тех, кто обретает силы.
Строгое следование предписаниям ямы и ниямы гарантирует, что садхака не превратится в пленника этих сил и не станет использовать их во вред.
В своих толкованиях мудрец Вьяса приводит примеры тех, кто поддался соблазну сиддхи, и тех, кто сохранил свободу. Нахуша принадлежал к смертным, но волею судеб стал повелевать небесами. Он не смог совладать с предоставленной ему властью, лишился милости богов и был сброшен на землю в облике змея. Урваши, прославленная небесная нимфа, дочь Нара-Нараяны (сына Дхармы и внука Брахмы), превратилась в лиану. Ахалья, поддавшись влечению чувств, была проклята Гаутамой и обратилась в камень. Среди тех, кто остался на верном пути, можно упомянуть быка Нанди, который достиг бога Шивы, и царя рыб Матсью, который стал Матсиендра-натхом — величайшим хатха-йогином на Земле.
Уступив соблазну сиддхи, садхака уподобляется тому, кто, спасаясь от ветра, попадает в ураган. Сопротивляясь искушению и строго следуя избранным путём, он познаёт кайвалью — неделимое, неразличимое, лишённое признаков существование.
И всё-таки, почему сиддхи могут увести нас в сторону?
Цель йоги, описанная в первой сутре «Йога-сутр» Патанджали — это остановка колебаний ума. Прежде всего йогину следует работать со своим сознанием, последовательно его очищая и возделывая путём йогических дисциплин. Колебания сознания необходимо преодолевать двумя способами, не пренебрегая ни одним из них: практикой, абхъясой и развитием беспристрастности, отрешённости, вайрагьи.
Абхъяса — это преданное, неуклонное, непрерывное и неустанное проникновение в выбранный предмет, которое не прекращается несмотря ни на что и продолжается в течение бесконечно длительного периода времени. Вайрагья — это акт отказа от всех чувственных удовольствий. В процессе возделывания сознания абхъяса укрепляет веру и способствует очищению, в то время как вайрагья устраняет любое препятствие на пути развития. Становясь мастерами вайрагьи, мы постепенно освобождаемся от плодов действий.
Б. К. С. Айенгар в своём толковании сутр сравнивает эти два принципа с крыльями птицы. Птица не может лететь с одним крылом. Так же и нам, чтобы воспарить, необходимы два крыла — крыло практики и крыло отрешённости.
Чтобы практика была полной, ученик должен обладать четырьмя качествами: преданностью, рвением, постоянной осознанностью и готовностью к длительному осуществлению практики. Воспитание отрешённости также предполагает четыре условия: отвлечение чувств от действия, избегание желаний, успокоение ума и освобождение от стремлений.
Таким образом, если мы увлекаемся полученными сверхспособностями, то лишаемся нарабатываемого годами спокойствия ума — главной ценности йогической практики.
Самые безопасные сиддхи
В Индии есть знаменитая история про двух братьев:
«Старший брат оставил дом и молился в лесу очень интенсивно. Через двенадцать лет он вернулся домой.
Младший брат был рад увидеть его и попросил: „Пожалуйста, покажи мне некоторые оккультные силы. Ты практиковал йогу двенадцать долгих лет, тогда как я вёл обычную жизнь. Покажи мне, чего ты достиг“. Старший сказал: „Пойдём со мной“.
Оба брата вышли из деревни и спустились к реке. На берегу реки старший брат сел и вошёл в глубокую медитацию. Через некоторое время он встал и пошёл через реку по поверхности воды.
Младший брат тут же позвал перевозчика, дал ему анну (мелкую монету) и быстро пересёк реку. Когда братья встретились, младший сказал: „Ты потратил двенадцать лет на то, что я могу сделать за пять минут? Это и есть результат твоих лет духовной дисциплины и суровой жизни? Стыд, стыд!“
Старший брат понял, что он глупо потратил время. Он опять ушёл из дома, чтобы в этот раз вдохновляться только Светом, Истиной и Богом».
Самореализация находится за пределами всяких сиддхи (сверхъестественных сил). Если вы просите Бога только о сиддхи, тогда это всё равно что стараться изо всех сил добраться до царского двора и попросить о нескольких ягодах крыжовника, когда вы собираетесь встретиться с царём.
Совершенное овладение добродетелями ямы и ниямы, описанными в «Йога-сутре» Патанджали, во-первых, помогает нам сделать свой процесс саморазвития безопасным, а во-вторых, также может даровать нам сиддхи.
Я думаю, что каждый из нас в своей жизни встречал людей, в присутствии которых воцарялась настолько мирная атмосфера, что, казалось, никакой конфликт не сможет туда просочиться (ахимса); или таких людей, к которым мы мгновенно проникались доверием, про каких говорят «человек слова» (сатья). И самое прекрасное, что мы сами можем однажды стать такими людьми — если будем твёрдо придерживаться правильной мотивации и упорно двигаться по пути саморазвития и помощи всем живым существам. И тогда, однажды, с нами случится описываемое в йога-сутрах состояние сознания: «Йогин совершает свои мирские дела, оставаясь невовлечённым и независимым свидетелем. Подобно кристаллу, его ум отражает собственную неискажённую форму. На этом этапе останавливаются процессы размышления и обдумывания, и йогин переживает освобождение. Он чист от желания, злобы, алчности, вожделения, гордыни и ненависти и познаёт мудрость. Эта проверенная мудрость несёт собой свет (ритамбхара праджня). Она приводит садхаку к добродетельной осознанности — дхарма-мегха-самадхи, которая низводит на него поток знания и мудрости. Ищущий погружается в кайвалью — негаснущий свет души, который озаряет не только его божественность, но и божественность тех, с кем он вступает в контакт».