Что такое шукур намаз
Шукур намаз и шукур-саджда
Шукур – это осознание дарованной милости и выражение благодарности и восхваления тому, кто ее даровал.
Шукур-намаз – это добровольный намаз (нафиль). Этот намаз совершается в знак благодарности Аллаху Всевышнему за дарованную Им милость или избавление от трудностей. Сообщается, что иногда посланник Аллаха ﷺ совершал такой намаз. В ночь Исра и Мирадж, посланник Аллаха ﷺ был перенесен из Мекки в Кудус (Иерусалим), где он посетил мечеть аль-Аксу.
И после того, как он совершил там два рака’ата шукур-намаза, он был вознесен на небеса. Когда в день битвы при Бадре посланник Аллаха ﷺ получил известие об убийстве Абу Джахиля, причинявшего столько страданий мусульманам и старавшегося искоренить Ислам, то в тот же момент совершил два рака’ата шукур-намаза. Во время битвы у рва мусульмане находились в очень трудном положении. Им противостояла десятитысячная армия мекканских идолопоклонников, пришедшая, чтобы уничтожить Ислам в Медине. Это были самые горячие дни войны. Однако по воле Аллаха Всевышнего поднялась сильнейшая буря, которая заставила вражеское войско отступить от Медины и вернуться в Мекку. Узнав об отступлении идолопоклонников, посланник Аллаха ﷺ совершил шукур-намаз.
Время шукур намаза
Шукур-намаз можно совершать в любое время, так как для него нет определенного времени. Этот намаз может состоять из двух или более рака’атов. Однако совершение этого намаза не является обязанностью. Так как это поклонение относится к категории нафиль.
Саджда-шукур
Саджда-шукур – это земной поклон, который совершается с такбиром в направлении Киблы в знак благодарности за дарованное благо или избавление от трудностей. В риваяте, переданном от Абу Бакра (радыйаллаху анху), говорится: «Получив какое-либо радостное известие, посланник Аллаха ﷺ в тот же момент совершал земной поклон». Саджда-шукур является мустахабом (рекомендуемым), однако его совершение после намаза является макрухом (нежелательным). Так как те, кто не знает, что это такое, могут подумать, что оно является частью намаза.
Время саджда шукур
Саджда-шукур совершается в любое время, за исключением того времени, которое является макрухом.(Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, I, 344, 731)
Что касается дуа-шукур, то в источниках нет указаний на какое-то специальное дуа, но в качестве примера одного из возможных дуа, можно привести следующее:
يَا رَبِّ لَكَ الْحَمْدُ كَمَا يَنْبَغِى لِجَلاَلِ وَجْهِكَ وَلِعَظِيمِ سُلْطَانِكَ
(Йа Рабби лякяль-хамду кяма йанбаги лиджаляли ваджикя ва ли азыми шултаникя)
«О, мой Господь! Хвала Тебе в той степени, которая соответствует великолепию Твое лика, и величию Твоей власти».
Хотелось бы сделать несколько важных напоминаний:
1) Дуа можно делать и на своем родном языке, не обязательно делать их на арабском, особенно тем, кто испытывает трудности с произношением.
2) Не следует думать, что необходимо делать только какое-то определенное дуа. Дуа должно исходить из сердца, и в этом дуа вы должны своими словами искренне выражать свои чувства.
3) Исходя из того, что каждое мгновение жизни посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) было наполнено дуа, становится ясно, что каждое мгновение нашей жизни мы должны находиться в состоянии связи с нашим Господом.
Что такое шукур намаз
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто оживит мою сунну, которую умертвили люди, жившие после меня, получит награду, равную той, что получат люди, которые будут следовать этой сунне, и это не уменьшит их собственной награды!». [1]
Саджда шукр – это земной поклон, совершаемый вне намаза и по нескольким причинам:
1. в знак благодарности Аллаху за Его дары человеку, его детям или другим мусульманам. Для совершения саджда шукр требуется соблюдение двух условий: дар должен быть явным и должен быть получен неожиданно – с той стороны, откуда одариваемый и не ожидал его получить. Например, некто получил религиозную работу, для которой он пригоден; получил дозволенное имущество; завоевал авторитет, при котором он не притесняет других; одержал победу над врагом; к нему приехал родственник, приезд которого не повлечёт смуту для других людей; у него или у кого-нибудь другого родился ребенок; больной, который не является притеснителем, выздоровел и т.д. – то есть все эти дары должны быть дозволены шариатом, и в них не должно быть элементов притеснения, харама и тому подобного.
Как мы писали выше, совершение саджда шукр обставлено некоторыми условиями: дар должен быть явным и неожиданным, поэтому если человек получит зарплату, то за это не совершается саджда шукр, так как эти деньги он ожидает. Также не совершается саджда шукр за здоровье, так как на такой саджда может уйти целая жизнь. Также, если дар не явный, то за него тоже саджда шукр не совершается;
2. в знак благодарности Аллаху за то, что Он отвёл от него или от кого-то другого беду. В этом случае для совершения саджда шукр беда, от которой человек спасся, должна быть явной и неожиданной, например, пожар, крушение дома, нападение диких зверей и т.д. Поэтому саджда шукр не совершают из-за того, что Аллах спас его от куфра, так как это может отнять всю жизнь, и человек будет каждый день делать саджда за то, что не впал в куфр. Также, например, он не должен совершать саджда шукру тот, чьи скрытые пороки Аллах не разоблачил, так как это не относится к явным вещам.
За всё перечисленное желательно совершать земной поклон на виду у людей, кроме случая, когда это может задеть кого-либо из присутствующих, например, того, кто не может иметь детей (саджда шукр за рождение ребёнка), или того, кто не имеет денег (саджда шукр за получение богатства);
3. при виде поражённого болезнью, вне зависимости от того, что поразила болезнь: разум или тело. Желательно в таком случае совершить саджда шукр в знак благодарности Аллаху за то, что Он сохранил молящегося от недуга.
Желательно при виде этого человека сделать следующее дуа:
«Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ‘афани ва ма-бталани ва фаддаля-ни ‘аля касири ммимман халякъаhу тафздылян!».
الْحَمْـدُ للهِ الّذي عافاني وما ابْتَـلاني، وَفَضَّلَـني عَلى كَثيـرٍ مِمَّنْ خَلَـقَه تَفْضـيلا
Перевод: «Хвала Аллаху, который избавил меня [от того, чем поразил тебя], не поразил меня [этой болезнью] и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал!».
Но не следует совершать саджда шукр непосредственно перед этим больным, так как это может ранить его сердце. Если же больной является грешником, например, вором, которому отрубили руку и который не сделал тавбу, то следует совершить суджуд у него на виду, чтоб напомнить ему о покаянии;
4. при виде грешника, будь он неверным или фасиком. Увидев такого человека, желательно совершить саджда шукри на виду у него, чтобы он бросил свои грехи и покаялся. Но если там же будет присутствовать больной человек, то желательность совершения саджда шукри на виду у него отпадает, так как это может ранить сердце больного.
Способ совершения саджда шукри
Это один суджуд с вступительным такбиром, с намерением и салямом после суджуда. Во время произношения вступительного такбира желательно поднимать руки. Для совершения суджуда необходимо соблюдать все условия намаза: аврат должен быть закрыт; совершающий должен совершить малое и полное омовение; он должен повернуться в сторону киблы. Также его можно совершать верхом или в машине.
Если после получения дара от Аллаха прошло время совершения двухракаатного намаза, а саджда шукри не был совершён, то он считается упущенным, на это тоже необходимо обратить внимание.
А Аллах знает лучше!
Материал подготовлен на основе книги «Тухфатуль Мухтадж» с комментариями Абдулхамида аш-Ширвани, да смилуется над ним Аллах.
Благодарность Аллаху: суджуд аш-шукр
Одним из отдельных видов поклонения Всевышнему у мусульман считается суджуд аш-шукр (поклон благодарности) – особый ритуал, совершаемый в качестве признательности Господу миров.
Причинами совершения этого действа может служить получение какого-то радостного известия либо спасение, возможность избежать несчастья или беды.
Основания дозволенности суджуд аш-шукр содержатся во множестве хадисов. Передаётся со слов Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), что Пророк (с.г.в.) при получении хороших новостей опускался в земной поклон (Абу Дауд, ат-Тирмизи). В другом хадисе, который приводят Ахмад и Хаким, сообщается, что Заключительный Божий посланник (с.г.в.) однажды совершил это действо, когда ангел Джабраил сообщил ему благую весть.
Однако не все богословы подтверждают дозволенность саджда аш-шукр. Часть алимов маликитского мазхаба, включая самого Малика ибн Анаса, считали это нововведением. По их мнению, мусульманину при получении радостной вести лучше совершить двухракаатный намаз или прочитать дуа.
Условия совершения суджуд аш-шукр
В Пречистой сунне нет чёткой информации о нюансах того, как делается поклон благодарности, что породило споры в среде мусульманских учёных. Одни богословы считают, что для выполнения саджда аш-шукр нет необходимости в омовении и обращении в сторону киблы. Это они объясняют тем, что поклон благодарности не может считаться намазом, а значит, все требования, которые предъявляются к молитве, не относятся к обычному поклону.
Другие алимы придерживаются мнения, что для этого ритуала необходимо пребывать в состоянии ритуальной чистоты и обратиться в сторону Каабы. Саджда благодарности, как они утверждают, – это одна из форм поклонения, перед совершением которой лучше взять тахарат и обратиться лицом к кибле.
Аналогичные споры возникают и вокруг того, дозволены ли поклоны признательности Аллаху в нежелательные для намаза промежутки времени (в моменты восхода солнца и заката, нахождения его в зените).
Порядок выполнения
1. Такбир. Суджуд аш-шукр, как и любой намаз, начинается со стояния, в котором необходимо произнести такбир «Аллаху Акбар!». Н,о в отличие от молитвы, здесь не нужно поднимать руки.
2. Поклон, который совершается подобно суджуду в намазе (тело молящегося должно касаться пола в восьми местах: лоб, нос, ладони, колени, пальцы ног). При этом во время поклона необходимо проговаривать слова «Субхана Раббиаль-А`ля» («Пречист Господь Величайший»).
3. Таслима. В завершении необходимо произнести таслима («Ассаляму алейкум уа рахматуллах»). Если во время намаза мы поворачиваем голову, то во время суджуд аш-шукр этого делать не нужно. Некоторые алимы и вовсе считают, что таслима произносить в конце не нужно.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
А я тоже считаю, что в знак благодарности лучше совершить нафль намаз из двух ракаат, чем просто делать поклон. Это будет лучше для мусульманина и никаких нововведений.
Ассалам алейкум. А можно делать не один поклон, а например, 2 или 3? Или это уже бид`а? Спасибо!
Шукур-намаз и шукур-саджда – это одно и то же?
Шукур-намаз и шукур-саджда – это одно и то же?
В риваяте, переданном от Абу Бакра (радыйаллаху анху), говорится: «Получив какое-либо радостное известие, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в тот же момент совершал земной поклон«.
Саджда-шукур является мустахабом, однако его совершение после намаза является макрухом. Так как те, кто не знает, что это такое, могут подумать, что оно является частью намаза. Саджда-шукур совершается в любое время, за исключением того времени, которое является макрухом (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, I, 344, 731).
В ночь Исра и Мирадж, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был перенесен из Мекки в Кудус (Иерусалим), где он посетил мечеть аль-Аксу. И после того, как он совершил там два ракята шукур-намаза, он был вознесен на небеса. Когда в день битвы при Бадре посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) получил известие об убийстве Абу Джахиля, причинявшего столько страданий мусульманам и старавшегося искоренить Ислам, то в тот же момент совершил два ракята шукур-намаза.
Во время битвы у рва мусульмане находились в очень трудном положении. Им противостояла десятитысячная армия мекканских идолопоклонников, пришедшая, чтобы уничтожить Ислам в Медине. Это были самые горячие дни войны. Однако по воле Аллаха Всевышнего поднялась сильнейшая буря, которая заставила вражеское войско отступить от Медины и вернуться в Мекку. Узнав об отступлении идолопоклонников, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершил шукур-намаз.
Шукур-намаз можно совершать в любое время, так как для него нет определенного времени. Этот намаз может состоять из двух или более ракятов. Однако совершение этого намаза не является обязанностью. Так как это поклонение относится к категории нафиль.
Что такое шукур намаз
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Шукур намаз
Шукур – это осознание дарованной милости и выражение благодарности и восхваления тому, кто ее даровал.
Шукур-намаз – это добровольный намаз (нафиль). Этот намаз совершается в знак благодарности Аллаху Всевышнему за дарованную Им милость или избавление от трудностей. Сообщается, что иногда посланник Аллаха ﷺ совершал такой намаз. В ночь Исра и Мирадж, посланник Аллаха ﷺ был перенесен из Мекки в Кудус (Иерусалим), где он посетил мечеть аль-Аксу.
И после того, как он совершил там два ракята шукур-намаза, он был вознесен на небеса. Когда в день битвы при Бадре посланник Аллаха ﷺ получил известие об убийстве Абу Джахиля, причинявшего столько страданий мусульманам и старавшегося искоренить Ислам, то в тот же момент совершил два ракята шукур-намаза. Во время битвы у рва мусульмане находились в очень трудном положении. Им противостояла десятитысячная армия мекканских идолопоклонников, пришедшая, чтобы уничтожить Ислам в Медине. Это были самые горячие дни войны. Однако по воле Аллаха Всевышнего поднялась сильнейшая буря, которая заставила вражеское войско отступить от Медины и вернуться в Мекку. Узнав об отступлении идолопоклонников, посланник Аллаха ﷺ совершил шукур-намаз.
Время шукур намаза
Шукур-намаз можно совершать в любое время, так как для него нет определенного времени. Этот намаз может состоять из двух или более ракятов. Однако совершение этого намаза не является обязанностью. Так как это поклонение относится к категории нафиль.
Саджда-шукур – это земной поклон, который совершается с такбиром в направлении Киблы в знак благодарности за дарованное благо или избавление от трудностей. В риваяте, переданном от Абу Бакра (радыйаллаху анху), говорится: «Получив какое-либо радостное известие, посланник Аллаха ﷺ в тот же момент совершал земной поклон». Саджда-шукур является мустахабом (рекомендуемым), однако его совершение после намаза является макрухом (нежелательным). Так как те, кто не знает, что это такое, могут подумать, что оно является частью намаза.
Время саджда шукур
Саджда-шукур совершается в любое время, за исключением того времени, которое является макрухом.