Что такое шуия в православии
Что такое шуия в православии
Вонми – со вниманием услышь. Яко живей Ти сущей с нами – как будто Ты живая с нами. Не имамы бо – потому что нет у нас.
Канон Ангелу–Хранителю
Тропарь, глас 6–й
Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляем, получу от Христа Бога велию милость.
Богородичен: Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим Ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую, и оставление грехов даровати ми.
Живот мой – жизнь мою. Горней – небесной. Недоуменно – превыше ума, непостижимо уму.
Канон, глас 8–й, Песнь 1
Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.
Припев Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.
[Тропарь Господу Иисусу Христу только в первой и девятой песнях канона.]
Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Ангелу, наставнику и хранителю моему.
Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене погибающа
Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.
Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Ангелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.
Един аз – один я. Ненавидети ми злых – чтобы мне ненавидеть зло (злая в знач.: злое, зло).
Песнь 3
Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси омраченных, и поет Тя дух мой.
Святый Ангели Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Все помышление мое и душу мою к тебе возложих, хранителю мой; ты от всякия мя напасти вражия избави.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения; но ты, наставниче мой, не остави мене погибающа.
Пети песнь со благодарением и усердием Творцу и Богу даждь ми, и тебе благому Ангелу–Хранителю моему: избавителю мой, изыми мя от враг озлобляющих мя.
Исцели, Пречистая, моя многонедужныя струпы, яже в души, прожени враги, иже присно борются со мною.
Возложих – я возложил, направил. Озлобляет – исполняет зол, бедствий; изми мя от враг озлобляющих мя – отбери меня от мучащих меня врагов. Струпы, яже в души – гнойные раны души. Прожени – прогони. Иже присно – которые всегда.
Седален, глас 2–й
От любве душевныя вопию ти, хранителю моей души, всесвятый мой Ангеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая и укрепляя мя.
Богородичен: Богородице безневестная Пречистая, Яже без семене рождши всех Владыку, Того со Ангелом хранителем моим моли, избавити ми ся всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей и согрешением очищение, Яже едина вскоре заступающи.
От лукаваго ловления – от козней зла (ловление – засада, скрытые враждебные действия). Яже без семене рождши – безсеменно родившая. Недоумения – смятения, смущения. Яже едина вскоре заступающи – Ты, единственная скорая Заступница (скоро заступающаяся).
Обратите внимание: в церковнославянском языке возвратная частица –ся еще не «приросла» к глаголу, как в современном русском, где мы сказали бы: «моли о том, чтобы мне избавиться от всякого смущения», по–церковнославянски звучит: «моли избавити ми ся всякаго недоумения». Точно также вместо «молюсь Тебе» мы встретим «молю Ти ся», и т. п.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.
Моли Человеколюбца Бога ты, хранителю мой, и не остави мене, но присно в мире житие мое соблюди, и подаждь ми спасение необходимое.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Яко заступника и хранителя животу моему прием тя от Бога, Ангеле, молю тя, святый: от всяких мя бед свободи.
Мою скверность твоею святынею очисти, хранителю мой, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими и причастник славы явлюся.
Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол, Пречистая, но избави от них скоро: к Тебе бо единей прибегох.
Услышах, разумех, прославих – я услышал, я уразумел, я прославил (> формы 1–го лица прошедшего времени). Смотрение – промысл, проведение, Божественное домостроительство. Присно – всегда. Необоримое – неодолимое, непобедимое. Животу моему – жизни моей. Прием тя – я получил тебя. От части шуия – от левой стороны, то есть от причисления к грешникам. Причастник – участник. Недоумение предлежит ми – я не знаю, что делать. Обышедших мя – окруживших мя. Прибегох – я прибегнул (обратился за помощью).
Песнь 5
Ирмос: Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны; Ты бое си Бог наш, разве Тебе иного не веемы.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми
Толковый православный молитвослов. Канон Ангелу-Хранителю
Канон Ангелу-Хранителю:
Ангел-Хранитель. Икона
Содержание толкового молитвослова:
Читайте также по теме:
Тропарь, глас 6-й
Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляем, получу от Христа Бога велию милость.
Богородичен: Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим Ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую, и оставление грехов даровати ми.
Песнь 1
Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.
Припев Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.
[Тропарь Господу Иисусу Христу только в первой и девятой песнях канона]
Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Ангелу, наставнику и хранителю моему.
Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене погибающа
Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.
Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Ангелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.
Песнь 3
Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси омраченных, и поет Тя дух мой.
Святый Ангели Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Все помышление мое и душу мою к тебе возложих, хранителю мой; ты от всякия мя напасти вражия избави.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения; но ты, наставниче мой, не остави мене погибающа.
Пети песнь со благодарением и усердием Творцу и Богу даждь ми, и тебе благому Ангелу-Хранителю моему: избавителю мой, изыми мя от враг озлобляющих мя.
Исцели, Пречистая, моя многонедужныя струпы, яже в души, прожени враги, иже присно борются со мною.
Седален, глас 2-й
От любве душевныя вопию ти, хранителю моей души, всесвятый мой Ангеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая и укрепляя мя.
Богородичен: Богородице безневестная Пречистая, Яже без семене рождши всех Владыку, Того со Ангелом хранителем моим моли, избавити ми ся всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей и согрешением очищение, Яже едина вскоре заступающи.
Ангел Хранитель отгоняет беса
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.
Моли Человеколюбца Бога ты, хранителю мой, и не остави мене, но присно в мире житие мое соблюди, и подаждь ми спасение необходимое.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Яко заступника и хранителя животу моему прием тя от Бога, Ангеле, молю тя, святый: от всяких мя бед свободи.
Мою скверность твоею святынею очисти, хранителю мой, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими и причастник славы явлюся.
Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол, Пречистая, но избави от них скоро: к Тебе бо единей прибегох.
Песнь 5
Ирмос: Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны; Ты бое си Бог наш, разве Тебе иного не веемы.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Ангеле.
Спяща мя зле тяготою греховную, яко бдяща сохрани, Ангеле Божий, и возстави мя на славословие молением твоим.
Марие, Госпоже Богородице безневестная, надеждо верных, вражия возношения низложи, а поющия же Тя возвесели.
Песнь 6
Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Всяких мя напастей свободи, и от печалей спаси, молюся ти, святый Ангеле, данный ми от Бога, хранителю мой добрый.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Ангеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя.
Устави сердце мое от настоящаго мятежа, и бдети укрепи мя во благих, хранителю мой, и настави мя чудно к тишине животней.
Слово Божие в Тя вселися, Богородице, человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть.
Слово Божие в Тя вселися, Богородице, человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть. Тропарь развивает библейский образ лестницы из сна патриарха Иакова (Быт.28:12-13, 16-17: И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему… Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные).
Кондак, глас 4-й
Явися мне милосерд, святый Ангеле Господень, хранителю мой, и не отлучайся от мене сквернаго, но просвети мя светом неприкосновенным и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.
Уничиженную душу мою многими соблазны, ты, святый предстателю, неизреченныя славы небесныя сподоби, и певец с лики безплотных Сил Божиих, помилуй мя и сохрани, и помыслы добрыми душу мою просвети, да твоею славою, Ангеле мой, обогащуся, и низложи зломыслящия мне враги, и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.
Уничиженную душу мою многими соблазны… славы небесныя сподоби. Здесь мы снова сталкиваемся с несвойственным русскому языку порядком слов; чтобы понять оборот, надо мысленно переставить слова: мою душу, уничиженную многими соблазнами, сподоби небесной славы.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедшие отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Милостив буди ми и умоли Бога, Господень Ангеле, имею бот я заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованнаго ми во веки.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Не остави в путь шествующия души моея окаянныя убити разбойником, святый Ангеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне; но настави ю на путь покаяния.
Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.
Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицы ради, верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.
Не остави в путь шествующия души моея оканныя убити разбойником, святый Ангеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне… Образ путешествующей по жизненному пути души здесь явно перекликается с Христовой притчей о милосердном самарянине и о «впадшем в разбойники» (Лк.10:30-36). Разбойники тропаря, конечно же, нематериальные: это греховные помыслы и всевающие их бесы.
Песнь 8
Ирмос: Царя Небесного, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, преблагий Ангеле, и не остави мене во веки.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Ангела тя суща блага, души моея наставника и хранителя, преблажение, воспеваю во веки.
Буди ми покров и забрало в день испытания всех человек, воньже огнем искушаются дела благая же и злая.
Буди ми помощница и тишина, Богородице Приснодево, рабу Твоему, и не остави мене лишена бытии Твоего владычества.
Песнь 9
Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.
Помилуй мя, едине Спасе мой, яко милостив еси и милосерд, и праведных ликов сотвори мя причастника.
Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Мыслити ми присно и творити, Господень Ангеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна.
Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли, с прочими безплотными, помиловати мя окаяннаго.
Много дерзновение имущи, Дево, к Воплощшемуся из Тебе, преложи мя от уз и разрешение ми подаждь и спасение, молитвами Твоими.
«Как научиться понимать молитвы?».
-М.: «Отчий дом», 2007
Что такое шуия в православии
Шуйца (от ст.-слав. шуя — левая) — устаревшее название левой руки, по Далю: левица, левша, пакша. Противоположные понятия: десница, десная, правая рука, правица, правша.
Ныне редко употребляется, реже чем десница, в основном, в церковнославянском, сербском, и, как славянизм, в русском, в том числе в составе некоторых устойчивых выражений.
Часто встречается в парах слов:
Содержание
Словоупотребление
Поговорки и пословицы
Избави нас Бог от шуя стоянья, сподоби десного пребыванья!
Другие значения
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Шуий» в других словарях:
шуий — прил., кол во синонимов: 1 • левый (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шуий — левый … Краткий церковнославянский словарь
шуий — левый … Cловарь архаизмов русского языка
шуий — лівий … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
шуий — ляв … Църковнославянски речник
Шуйца — (от ст. слав. шуя левая) устаревшее название левой руки, по Далю: левица, левша, пакша. Противоположные понятия: десница, десная, правая рука, правица, правша. Ныне редко употребляется, реже чем десница, в основном, в… … Википедия
Ошуюю — Шуйца (от ст. слав. шуя левая) устаревшее название левой руки, по Далю: левица, левша, пакша. Противоположные понятия: десница, десная, правая рука, правица, правша. Ныне редко употребляется, реже чем десница, в основном, в церковнославянском,… … Википедия
ОШУЮЮ — (ошую неправ.), нареч. (книжн. старин.). Налево, по левую сторону кого чего нибудь; ант. одесную. (От шуий левый.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛЕВЫЙ — ЛЕВЫЙ, шуий, противоположный правому, с некрещеной руки. Забрало Фоку с левого боку. Левой ногой с постели ступил. Права рука, лево сердце! говорят давая руку при свидании. Говорит направо, а глядит налево. На правую руку, на левую сторону. На… … Толковый словарь Даля
ПРАВЫЙ — ПРАВЫЙ, десной, ·противоп. левый, шуий; | прямой, ·противоп. кривой, косой; | истинный, истый, ·противоп. ложный; | чистый, непорочный, ·противоп. виновный. Кладу крест правой рукой. По правую руку, сторону; о правый бок. Держи правее! С права… … Толковый словарь Даля
Православная Жизнь
Сегодня каждый православный христианин должен понимать церковнославянский язык — хотя бы на уровне основ грамматики, словаря богослужения и Священного Писания. Для помощи в этом мы составили словарик самых трудных слов.
О чём читают и поют за воскресным всенощным бдением? Церковнославянский язык, на котором совершается богослужение Православной Церкви, сложен и непонятен не только для нас: он оставался трудным и для наших предков, живших много столетий тому. Ведь относится он не к восточнославянским языкам, как древнерусский, русский и украинский, а совсем к другой языковой группе — южнославянской. Единственные его ближайшие родственники в современном мире — болгарский и македонский.
Во все эпохи он был сакральным языком молитвы и общения с Богом. Иметь для этой цели особенный язык, не затронутый суетой повседневности, нравилось славянам. Вместо того чтобы переводить богослужение на свои родные наречия, они учили церковнославянский. При храмах и монастырях открывались школы, которые постепенно становились центрами образования и культуры. Так благодаря церковнославянскому языку на Русь приходило просвещение.
Сегодня каждый православный христианин тоже должен выучить церковнославянский язык — хотя бы на уровне основ грамматики, словаря богослужения и Священного Писания. Для помощи в этом мы составили словарик самых трудных слов. Для удобства — не в алфавитном порядке, а в порядке хода богослужения. В этой публикации рассмотрим сложные для понимания слова великой вечерни.
Первая часть воскресного всенощного бдения называется великая вечерня.
Востáните! — возглашает диакон в начале неё. Это слово означает «встаньте». До этого пришедшие в храм помолиться могли сидеть, но началась служба, и нужно встать. Этот возглас также призывает пробудить на молитву свою душу.
За более-менее понятной молитвой «Приидите, поклонимся…», которая, по сути, — продолжение диаконского призыва встать на молитву, следует довольно трудный для понимания 103 псалом. Его также называют «предначинательный» — как и предыдущие слова, он призывает пробудить душу от духовного сна, чтобы она благословила Господа.
Многие слова в этом псалме знакомы нам по созвучным русским, а некоторые совершенно непонятны: мы слышим их только за богослужением и больше нигде. Как, например, «зело». Мы составили словарик из таких слов.
Зелó — очень.
Яко — как.
Превы́спренняя (покрывáяй водáми превы́спренняя Своя) — самая большая высота. Слово состоит из двух корней — «выс» — «высота» и «прен» от праславянского pyrъ «парить», а также приставки пре- в значении «очень», суффикса и окончания. Похожее русское слово высокопарный сегодня имеет несколько другое значение.
Онáгри — дикие ослики.
Ероди́ево жили́ще (предводи́тельствует и́ми) — еродий по-церковнославянски «аист». Его жилище — гнездо, которое аист строит выше всех остальных птиц, как бы предводительствуя над ними.
Ски́мни рыкáющии — скимен значит «лев».
Персть (и в персть свою возвратя́тся) — «земля, прах».
Есть также слова, на первый взгляд знакомые нам, но в действительности означающие в церковно-славянском языке совсем не то, что в русском.
Исповéдание (во исповéдание и в велелéпоту облéкся еси́) — если с велелепотой (великолепием) всё интуитивно понятно, то что значит «облекся во исповедание»? В древнееврейском подлиннике псалма стоит слово, которое означает «слава». Церковнославянский глагол исповедати также имеет диапазон значений «открыто признавать, объявлять, воздавать славу, хвалить». Если углубиться в этимологию слова — поведать о чём-то всем, то есть прославить, сделать известным. Отсюда значение у существительного исповéдание в церковнославянском языке — не только «признание, объявление», но и «слава».
Кожа (простирáяй небо яко кожу) — на первый взгляд непонятно, причём тут кожа? Это перевод древнееврейского слова yeria, которое значит «полотнище, завеса». Славяне выделывали шкуры животных — получалась кожа, из которой делали различные завесы и шатры. Так что перед нами прекрасный поэтический образ: небо с его звёздами — лишь занавес, скрывающий за собой тайны вселенной и тайну Бога.
Твердь (основáяй землю на твéрди éя, не преклони́тся в век века) — значит не только твёрдую поверхность, но и «устои» — законы, на которых основана земля. Поэтому необязательно автор верил, что она стоит на спине слона или черепахи.
Запрещение (от запрещéния Твоегó побéгнут (воды)) — в церковнославянском вовсе не «запрет», а «угроза», а также «приказ».
Сельныя (звéри сéльныя) — «полевые». «Село» в церковнославянском значит «поле». Зато церковнославянское поле значит «равнину, долину». Древá польскáя дальше в этом псалме — деревья долин.
Тых (На ты́х птицы небéсныя привитáют) — «тех». Не на зверях полевых, а на горах, посреди которых пройдут воды.
Ругáтися (змий сей, егóже создáл еси́ ругáтися ему́) — «насмехаться». Так что змей ни с кем не ругается, а создан в шутку или в насмешку над духовным «змеем» — диаволом.
Живот (воспóю Гóсподеви в животé мóем) — «жизнь».
входя́щих вóнь — «входящих в него». В церковнославянском языке предлоги нередко соединяются с местоимением, создавая иллюзию нового слова. Онь (оный) — местоимение, которое означает «он» или «тот».
О благорастворéнии возду́хов — о хорошей погоде.
После великой ектении снова следуют псалмы, на сей раз 1-й, 2-й и 3-й. Первый псалом «Блажен муж» затем поётся с возгласом «Аллилуия».
Муж — речь не о чьём-то муже, а вообще о человеке. У древних евреев было принято обращаться преимущественно к мужчинам. По их линии даже велись родословные — без всякого упоминания о женщинах, за редким исключением.
Нань (надéющиися Нань) — вновь слитное написание предлога на с местоимением нь «него». Речь здесь идёт о Боге, поэтому Нань написано с большой буквы.
Стужающии — притесняющие.
Следом идёт малая ектения. Она так названа по сравнению с великой, которая была до неё.
Несмотря на то, что она практически в одну строчку, в ней тоже есть непонятные слова. Например, паки. Оно значит «снова».
Миром — «всей общиной». Слово мир имеет значение «народ» и «христианская община». А это же слово со значением «вселенная» пишется по-другому.
Затем звучат слова 140 и 141 псалмов — молитва «Господи, воззвах» и другие.
Исправится (да испрáвится моли́тва мóя) — исполнится (прозвучит).
Непщева́ти (не уклони́ се́рдце мое в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х) — оправдывать.
Нака́жет (нака́жет мя пра́ведник ми́лостию) — научит.
Мрежа (паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы) — сеть.
Дондеже — до тех пор, пока.
После псалмов и стихир священник совершает вечерний вход. Диакон возглашает «Прему́дрость, прóсти!»
Прему́дрость — «поучение».
Прóсти — «встаньте прямо». Во время чтения псалмов в древности положено было сидеть. Слова диакона призывают встать и внимательно выслушать следующие затем поучение или молитву. Действительно, следом звучит очень важная молитва «Свете тихий».
Безсмéртнаго — «вечного».
Зáпад — «закат».
После вечернего входа диакон возносит сугубую ектению («усиленное моление»). Она начинается словами «рцем вси».
Рцем — «говорим». Это значит, что в молитве должны участвовать все пришедшие на богослужение.
Зде — здесь.
После ектении звучит «Молитва при наступлении вечера». Благословéн еси́, Господи, научи́ мя оправдáнием Твои́м.
Оправданием — «заповедям».
Затем звучит просительная ектения и, если это положено по уставу, совершается чин литии. Лития означает по-гречески «усердное моление». Во время неё священник выходит в притвор храма и становится вместе с мирянами. Диакон возносит молитву.
Возвыси рог христиан православных — поэтический оборот из псалмов, который означает «прославь». В ветхозаветной Церкви жертвенник был украшен изваяниями в виде рогов жертвенных животных. Когда иудеи лишились своего храма и были уведены в вавилонский плен, они молились «возвысь рог жертвенника» — то есть восстанови жертвенник и храм.
Рогами украшали жертвенники и язычники — это традиция, уходящая корнями глубоко в прошлое, возможно, ещё ко времени принесения первых жертв Каином и Авелем. Поэтому в псалмах неоднократно звучат слова о том, что Господь сломит рог нечестивых, а рог праведников вознесёт. Там же мы находим выражение «рог спасения» — оно относится к жертвеннику. По древней традиции, любой преступник, который успел добежать до Иерусалимского храма и ухватиться за рог жертвенника, должен был быть помилован.
Трус (о éже сохрани́тися грáду сему́… от глáда, губи́тельства, тру́са, потóпа) — «землетрясение».
Благоуветлив — снисходителен.
Прещение — «гнев».
Затем звучит молитва священника и молитва «Ныне отпущаеши» в исполнении клироса.
Свет во откровéние язы́ков — языков значит «народов», откровение — «просвещение».
После освящения хлебов опять звучит псалом. На сей раз 33-й, «Благословлю́ Гóспода на вся́кое врéмя, вы́ну хвалá Егó во устéх мóих».
Выну — «всегда».
Вкупе — «вместе».
На этом вечерня заканчивается, следом за ней начинается утреня.