Что такое шугейз в музыке
Шугейз и шум вокруг него
Шугейз и шум вокруг него
Шугейз – жанр музыки, точного описания которому найдено не будет. Для того, чтобы понимать примерно, о чем идет речь, можно представить далекую песню, слова которой не разберешь, слышимую за окном в комнате на окраине города, где сидишь один в пятницу вечером. Шугейзеры создают подобные настроения с помощью своих гитар и.. еще кое-чего, не менее важного, и даже послужившего поводом для появления названия всего направления.
История названия
Получается, что шугейзером можно обозвать каждого, кто нагружает свою музыку гитарным «шумом»? Да, а иногда и тех, кто этого не делает. Направление распространилось на множество жанров: таких, как тягучий романтический дрим-поп или туманный хмурый пост-рок. Сюда же относятся композиции в стиле психоделический рок, нойз или дроун. Самые известными стали такие команды, как Cocteau Twins, Slowdive или My Bloody Valentine, чей альбом «Isn’t Anything», выпущенный в 1988 выступил своеобразной точкой отсчета эпохи музыки для меланхоликов и романтиков.
Движение
Британское движение приняло в свою колыбель много задумчивых девушек и патлатых ребят прежде, чем лучшее вытеснило хорошее, а именно – брит-поп попросил шугейзеров быть потише. Наступали хорошие времена, уже в начале девяностых годов в Англии слушатели потянулись к понятным энергичным мелодиям, которые бы их «не грузили». Группы «Oasis» или «The Killers» отлично справились с этой задачей. Вокал инди-рокеров явно выражен и звучит жизнеутверждающе, не то, что приглушенный голос за стеной гитар очередного шугазе-бэнда.
Как окажется впоследствии – история жанра движется по спирали, и через каких-нибудь двадцать лет, например, в России, в клубе а-ля «Ионотека» отдадут предпочтение именно ему. Здесь звук гитар сливается с шумом поездов, отходящих с Московского вокзала, что сказывается положительно на общей атмосфере возвращения, или даже переосмысления молодежью «танцев низкого качества». Было бы странно говорить о схожести «тех» и «этих» представителей течения разных временных периодов и даже стран. Нынешний шугейз сильно видоизменился внешне. Теперь просто смотреть на свои ботинки стало недостаточно, их нужно обязательно запечатлеть на фото. Ну и ботинки с фотографии должны быть не последние, как никак стиль, внешняя оболочка – эти вещи для современных молодых людей стали важнее, чем раньше. Девушки аккуратно отстригают волосы и одеваются немного несовременно – обычное дело, шугейз теперь стал «моднее». В этом нет ничего плохого, «изнутри» движение также проросло новыми цветами. Смотреть вниз, поднявшись на сцену, стало можно тем, кто играет гранж, а любителям пост-панка – пошуметь гитарами под равномерные удары своих барабанов.
«Танцы для людей, у которых нет друзей», «интроверт-вечеринка» и прочие мероприятия с похожими названиями собирают вместе любителей музыки, пускай даже разной – их всех объединяет искренняя любовь к ней, к умению услышать гармонию и мелодию в потоке шума. Подросткам и молодёжи в России душевный шум, иногда помогающий заглушить мысли, ближе американского шоу. По этому же принципу в 80-90-е годы в России так прижился несколько неказистый и неоднозначный русский рок – просто от музыки было теплее.
Но уже сейчас, глядя на медленный танец под Radiohead компаний людей в темном помещении, верится больше в закат эпохи, нежели в ее долгое торжество. Не так уж много романтиков и тихонь гуляет ночью по городу, чтобы шугейз был на волне постоянно. Внезапный интерес молодежи позволил шугейзу напомнить о себе, чтобы скрыться вновь, оставив себе самых преданных ценителей жанра. К тому же равнодушным такая музыка не оставит никого. Достаточно послушать эйфорические дрим-поп композиции таких коллективов, как «Grouper» или «After Care», чтобы увидеть, насколько хорошо сохранена настоящая проникновенность такой музыки, бережно перенесенная через года.
Равномерный шум заполняет все комнатное пространство, помогает заснуть, мягко и тепло накрывает «одеялом» из звуков ностальгических, немного грустных, напоминающих о чем-то, что было давно.
А также подпишитесь на нас в VK, Instagram и Facebook. Это поможет нам стать ещё лучше!
Прекрасный шум: что такое шугейз и как въехать в эту музыку
Все статьи про шугейз и все подборки шугейз-альбомов начинаются с одной мысли. Жанр очень сложно определить, а оценить музыку в его рамках и того сложнее. И это чистая правда. А разве могло быть иначе с музыкальным направлением, которое получило свое название даже не из-за звука? Но жанр интересный, в меру андеграундный, существующий на стыке попсовой и маргинальной музыки. Я собрал десять альбомов, которые помогут расслушать и понять шугейз — от классики до свежака.
Термин «шугейз» (shoegaze) придумал журналист издания NME после посещения концерта британской группы Moose.
Все выступление вокалист банды стоял с опущенной головой, читая тексты песен с листочка на полу. Словно собственные ботинки разглядывал — именно это шугейз и обозначает, разглядывание ботинок. Закрепился же термин потому, что гитаристы шугейз-банд для создания сложной текстуры звука используют связки из множества гитарных примочек. Их контроль требует сосредоточенности, так что музыканты, как и вокалист Moose, мало двигаются и весь концерт внимательно смотрят в пол — на примочки.
Самих Moose к «чистому» шугейзу отнести сложно, хотя многие элементы направления в их музыке задействованы. Но куда больше там брит-попа, и даже кантри. Но как знать, может, без них шугейз не стал бы отдельным направлением.
Гитарные партии в шугейзе обычно простые и однообразные. Никаких резких переходов, смены темпа или вызывающих соляков— многие шугейз-банды играют на одних только квинтах и голову не ломают. Эффектами это все нагружено так плотно, что звучит итоговая музыка часто едва ли не на грани с нойзом.
Но суть, разумеется, не в том, чтобы накидать реверба, дилея, дисторшена и рандомно пошуметь. Душа шугейза — в создании плотной текстуры гитарного звука. Нужно так подобрать эффекты и выстроить последовательность аккордов, чтобы образовалась та самая стена звука, в которой равномерно утопают все остальные инструменты и вокал. А свойства у этой текстуры могут быть любые — она может быть грубой и шершавой как наждачка, а может плавно уносить слушателя в небо, эффектами превращая диссонирующие шумы в волшебную музыку.
Шугейзу близок не только нойз-рок, но также пост-панк, дрим-поп и гитарный эмбиент. Часто это довольно тяжелая, громкая и сложная для понимания музыка. Но внутри — умиротворяющая и мечтательная. За стеной звука обычно прячется нежный вокал с придыханием и сладкие поп-мелодии с абстрактными романтичными текстами.
Шугейз — музыка для одиночек. Под эти песни не хочется танцевать. Скорее, погружаться в свои мысли и, действительно, разглядывать свои ботинки. Зародился жанр в Великобритании и своего пика достиг вскоре после возникновения — в конце восьмидесятых и начале девяностых.
Основателями жанра принято считать ирландцев My Bloody Valentine.
Они для шугейза как Korn для ню-метала — не придумали жанр с нуля, но собрали вместе все наработки и по сути в своем звуке сформировали шаблон для других банд.
Однако массы шугейз так и не захватил, даже в лучшие свои годы оставаясь больше в андерграунде. Возможно, дело в его шумности и невнятности. Возможно, он просто зародился не в самое удачное время — в девяностых куда заметнее гремел брит-поп, гранж и ню-метал. Эти направления были понятнее и острее для молодежи того времени. Да и асоциальные бунтари музыкальной прессе были куда интереснее замкнутых интровертов-шугейзеров. Но шугейз не погиб, прижившись как минимум в Японии, Канаде, США и самой Британии. Кроме того, жанр оставил заметный отпечаток на музыке в целом. Сегодня он элементами растворился в медленной поп-музыке, экспериментальной электронике и инди-роке. Но и в более чистом виде шугейз живет и развивается.
The Verve — A Storm in Heaven (1993)
Обычно дальше известнейшей Bitter Sweet Symphony о The Verve никто ничего не знает. Еще многие наверняка слышали, что группа распадалась аж трижды, каждый раз просуществовав всего несколько лет. А уж с дискографией банды обычно знакомы только хардкорные любители британской инди-музыки. Меж тем, группа важная. В начале девяностых, когда The Verve назывались просто Verve, они выпустили шикарный шугейз-альбом A Storm in Heaven.
Вещи, хорошие со всех сторон сложно хвалить. Хочется сказать просто: «Круто, слушайте-смотрите-читайте обязательно». Все песни на альбоме прекрасно написаны и записаны. Микс идеальный, вокал то выходит на передний план, то теряется в шумных, перегруженных дилеем гитарами — все происходит ровно тогда, когда и нужно. Да и голос у Ричарда Эшкрофта пронзительный, фактурный, его ни с кем не спутаешь. Я считаю A Storm in Heaven лучшей точкой входа в жанр.
Cocteau Twins — Heaven Or Las Vegas (1990)
Шотландцы Cocteau Twins играли дрим-поп с 1979 по 1997 год и считаются пионерами этого направления. А без дрим-попа не было бы и никакого шугейза. Да и в целом рамки этих двух жанров размыты максимально и один в другой легко перетекает. Так что группу можно считать шугейзерами, игравшими шугейз еще до того, как он вообще появился. Их совершенно справедливо, наравне с The Jesus and Mary Chain, считают предтечами жанра.
Все альбомы Cocteau Twins заслуживают прослушивания, но Heavens Or Las Vegas субъективно особенно хорош и отлично репрезентует группу. Для понимания он тоже максимально прост. Это набор прилипчивых и очень приятных поп-песен. Вокал Элизабет Фрейзер — фантастика и восторг. Эмоциональный и крайне техничный, не зря многими она считается одной из лучших рок-вокалисток в истории. Над музыкой голос Фрейзер поднимается довольно высоко, что для шугейза не типично. Однако если прислушаться к музыке, то все направляющие жанра там есть — немного шумности и текстурированный звук сливающихся в единое целое инструментов.
My Bloody Valentine — Loveless (1991)
My Bloody Valentine — символ шугейза. Группа основана в Ирландии в 1983 году и за все это время она выпустила всего три полноформатника. Причем между знаковым Loveless и отличным M B V прошло 22 года — первый вышел в 1991 году, а второй в 2013, после реюньона банды.
Среди фанатов шугейза альбом Loveless практически единогласно признан лучшим в жанре. Это второй диск группы, на нем банда нашла идеальный баланс между шумом и мелодичностью. Диск (а точнее даже два) достаточно мелодичен, чтобы занырнуть можно было без подготовки. Однако особенности жанра он презентует как надо: стена звука, в котором утопает нежный вокал, осязаемая текстура гитар, сумасшедшие сочетания эффектов, мечтательный настрой — все здесь. Про My Bloody Valentine говорят, что они стали образцом, шаблоном. Посмотрите на них — вот так должна звучать и выглядеть шугейз-группа.
Группа в целом влиятельна и известна. Респекты и признания в любви они получали от многих тяжеловесов — от Nine Inch Nails до U2. Но один из самых наглядных и любимых мной примеров — без My Bloody Valentine, возможно, не было бы великих The Smashing Pumpkins. Лидер банды Билли Корган прямым текстом заявлял, что на своем дебютнике Gish пытался воссоздать звук My Bloody Valentine, настолько он был впечатлен.
Slowdive — Souvlaki (1993)
Сегодня Slowdive считается одной из важнейших шугейз-групп времен расцвета жанра. Об их альбоме Souvlaki говорят, как о чистой классике. И это действительно отличный релиз. Мягкий, романтичный шугейз с минимумом шума. Его легко понять и легко полюбить. Под песни с этого диска здорово гулять в одиночестве или просто отрешенно валяться на кровати с закрытыми глазами. Это более аккуратный вид шугейза, сильно вдохновленный психоделическим роком 70-х.
Но в девяностых все было не так. Тогда группу буквально закапывали. Пресса жестко критиковала дебютник Slowdive и их ранние работы. В результате у группы на пустом месте сложилась негативная репутация — над ними больше смеялись, чем слушали. Знаменитый случай, который это хорошо иллюстрирует — в одном из интервью лидер Manic Street Preachers Ричард Эдвардс сказал: «Мы всегда будем ненавидеть Slowdive больше, чем Адольфа Гитлера». Второй альбом банды — как раз наш Souvlaki — лейбл Creation Records, на который была подписана группа, отказался выпускать. Глава компании буквально назвал диск дерьмом.
Большая часть материала в итоге была переписана, а лидер банды Нил Халстед даже ненадолго покидал группу, но потом вернулся с новыми песнями. Группу здорово поддержал легендарный Брайан Ино. Музыканты обратились к нему за помощью, попросив спродюсировать альбом. Но он предложил вместо это коллаборацию, благодаря чему с ним были записаны две песни. Дела группы, впрочем, все равно шли плохо и в 1995 году она распалась. Реюньон случился только в 2014 году. Страсти девяностых к этому времени улеглись. Никому уже не было дела до того, что про банду писали журналисты 20 лет назад. Фанаты инди-музыки Slowdive уже расслушали и оценили. В 2017 году группа выпустила новый альбом — одноименный Slowdive.
DIIV — Deceiver (2019)
Шугейз все еще сидит больше в андерграунде, но это вовсе не значит, что жанр не развивается. DIIV — относительно молодая бруклинская банда, основанная в 2011 году. Так что их альбом 2019 года Deceiver представляет в подборке современный шугейз.
Пластинка наглядно иллюстрирует, как сильно на жанр повлияли My Bloody Valentine. Почти все песни с Deceiver запросто могли бы исполнять они. Разве что продакшен на диске более вылизанный, звук более читаемый и чистый. Местами альбом касается даже гранжа, что немного иронично, и пост-метала. Тяжелые проигрыши с пробивными метал-риффами как раз и придают релизу уникальный вкус.
Burrrn — Blaze Down His Way Like the Space Show (2011)
Шугейз в Японии — явление настолько большое (в рамках инди-сцены, конечно), что достойно отдельного разговора. Там отыщутся все формы и цвета жанра, ортодоксальная классика и дикие эксперименты. Но и текущая подборка без японцев обойтись тоже не могла. Blaze Down His Way Like the Space Show — самый шумный альбом списка. А еще — самый активный, быстрый, рок-н-ролльный и танцевальный. Burrrn разбавляют шугейз элементами пост-рока, нойз-рока и хэви, оставаясь верными собственному стилю с самого основания в 2005 году.
Тонкий, очень нежный женский вокал поверх их заряженной музыки звучит одновременно и чуждо, и ободряюще. Контраст, к которому невозможно привыкнуть. Хотя поверх — сильно сказано, вокал у Burrrn, как раз по классике, в микс утоплен максимально глубоко. Атмосфера же песен чаще тревожная, нежели мечтательная. Многие треки и вовсе напоминают гитарные композиции Акиры Ямаоки из Silent Hill.
Deafheaven — Sunbather (2013)
Группа из Сан-Франциско, играющая собственный утяжеленный вариант шугейза с 2010 года. Идея их музыки проста — смешать шугейз и блэк-метал. Получившаяся смесь выделилась в отдельный поджанр — блэкгейз. В теории такое сочетание кажется диким. На деле же высокий блэкерский экстрим-вокал в типично шугейзовых мечтательных рифах утопает идеально. В откровенный сатанизм в плане атмосферы группа срывается редко. Их музыка не злая, скорее, максимально надрывная и изменчивая. Настроение плавает от умиротворенно-просветленно, до загробно-мрачного.
Разумеется, более психоделичный, размытый блэк существовал и до них. Да и пост-метал никто не отменял. Но именно Deafheaven впервые удалось совместить экстремальную тяжесть с самим настроем шугейза. Как? Черт его знает. Шугейз среди прочих жанров выделяется как раз тем, что техническим языком его не описать и на составляющие чаще всего не разобрать. Он учит находить красоту в хаосе и шуме. А альбоме Sunbather — еще и в экстремальном, ни капли не мелодичном вокале.
Ulrich Schnauss — Goodbye (2007)
Альбом Goodbye немецкого музыканта и продюсера Ульриха Шнауса — одна из важнейших пластинок ньюгейза. В общем смысле ньюгейз — это музыка шугейз-банд, появившихся уже в нулевых. Они переработали наследие девяностых, осовременив шугейз, но сохранили все самые важные особенности направления. В результате шугейз порой трансформировался настолько, что образовывались новые поджанры. Хорошим примером тут будет музыка Sigur Rós. Сам же термин появился благодаря вокалисту My Vitriol Сому Уорднеру, он в одном интервью музыку своей шугейз-группы в шутку назвал ньюгейзом — в итоге прижилось.
Одним из важнейших элементов ньюгейза стало активное использование электроники. Ранее шугейз ассоциировался в первую очередь именно с инструментальной музыкой. Электронные эксперименты, популяризированные Шнаусом некоторые относят к отдельному поджанру — электрогейзу. Говоря коротко, альбом Goodbye — электроника, пропитанная философией шугейза. Смесь меланхолии и светлой мечтательности. Разве что особогошума на диске почти нет, но этот элемент шугейза с наступлением нулевых стал в жанре больше опциональным.
M83 — Saturdays = Youth (2008)
Музыка M83 — идеальный пример развития шугейза как раз в сторону электроники. Но если Шнаус полагался на электронику полностью, то M83 смешивает ее с живыми инструментами и особенно — с теми самыми текстурированными гитарами. Этот музыкальный проект француза Энтони Гонсалеса существует с 2001 года. По сути, именно музыка M83 донесла электрогейз до широкой публики. Ранние работы группы особого ажиотажа не вызывали, но уже в 2008 году M83 разогревали The Killers и турили вместе с Depeche Mode.
Что же непосредственно до звука — это абсолютно воздушная, мечтательная музыка. К «традиционным» поп-стандартам она подобралась максимально близко, наверное, потому в итоге и выстрелила так сильно. При этом сложно сказать, что делает музыку M83 такой цепкой в первую очередь — композиторский талант самого Гонсалеса или волшебный голос вокалистки Морган Кибби. А шумовой элемент, как и у Шнауса, здесь практически полностью отсутствует.
Альбом Saturdays = Youth вышел как раз в момент начала расцвета проекта. Дальше все стало совсем хорошо. Песня Midnight City со следующего альбома M83 стала массовым хитом и попала на саундтрек в GTA 5. А в 2013 Гонсалес написал саундтрек для фильма «Обливион». И хотя со временем проект все сильнее отходил от шугейза, его влияние в музыке M83 читается и сегодня. А последний альбом проекта DSVII — и вовсе эмбиент.
Pinkshinyultrablast — Grandfeathered (2016)
Группа из Санкт-Петербурга, стабильно шумящая еще с 2007 года. В России у шугейза дела вообще идут довольно хорошо, хотя центры жанра — Британия и Япония. Даже в советское время шугейз у нас был — его представляла как минимум группа Velvet and Velvet Dolls, основанная в Ижевске в 1988 году. В том же городе в 90-х существовала неплохая шугейз-банда «Пластика», да и «Гражданская оборона» делал очень близкую к шугейзу музыку, просто термина такого никто не знал. А вот с дистрибуцией подобной музыки у нас всегда было так себе. У тех же Pinkshinyultrablast хватает фанатов на родине, но куда большего признания они добились на мировой сцене. Grandfeathered — уже второй альбом группы, вышедший на известном шугейзовом лейбле Club AC30.
Музыка у Pinkshinyultrablast гипнотическая. Очень высокий, тонкий как струна женский вокал, много-много экстремального шума и попсовой мелодичности. Все это аккуратно сдобрено электроникой в духе уже упомянутого Шнауса и крайне бодрыми ударными секциями. Экспериментов музыканты группы вообще не боятся, поэтому классический жанровый звук иногда могут и вовсе металкорными или хэви-риффами разбить. Поэтому альбом Grandfeathered — ультимативный выбор для подборки. Он и классический шугейз развивает, и в ньюгейз попадает и даже электргейз цепляет немного.
Хорошая музыка или Shoegaze
Шугейз, это плавная и плотная рок музыка, заполняющая ваше сознание.
Термин Шугейзинг появился благодаря журналистам, которые называли так особо пассивных музыкантов, которые вместо того, чтобы скакать по сцене просто смотрели себе на ботинки. Хотя в последствие выяснилось, что смотрели они на педали для гитары, которые помогали им создавать нужное звучание.
Японский шугейз, получивший там широкое распространение, является ярким примером.
Группа Pasteboard одна из лучших в жанре, хотя и записала всего один альбом.
Ещё одна японская группа Yuragi.
Теперь к основателям жанра. Ирландцы My Bloody Valentine. Из них я выделю наиболее спокойную и медитативную композицию.
Британская группа Slowdive внесла огромный вклад в развитие жанра.
Французская шугейз сцена является одной из лучших, и данный пост посвящён преимущественно ей. Пожалуй лучше всего выделить группу Alcest с неповторимым вокалистом Neige (снег).
Тексты довольно глубокие, присущие шугейзу:
Я иду туда, где не существует времени
Где секунды превращаются в часы
Где годы, длиной в мгновение, быстро пролетают
И где наши лживые слова заменяются музыкой и цветами.
Следующая группа французской сцены очень хорошо знакома с Alcest и они часто играют вместе. Les Discrets, что переводиться как «сдержанный» выступали в Москве в 2017, в клубе Лес на Беларусской, где я с ними и познакомился.
Отдельно хочется выделить их совместный проект с Neige, названный Amoesoers, призванный обличить пороки урбанистического устройства мира.
Сайд-проект Neige совместно с украинскими блэк-металлистами Drudkh. Old Silver Key.
И да, по плотному заполняющему сознание звучанию к шугейзу можно отнести Гражданскую Оборону. Олдфаги, наслаждайтесь.
На этом всё. Спасибо за просмотр. Пишите, какие песни понравились больше всего и скидывайте свои.
Не знаю шугейз или не совсем. но мне дико понравились Fazerdaze.
Лайк статье и в мемориз.
Fazerdaze больше склоняются к дрим-попу, чем к шугейзу, но шугейз и дрим-поп находятся очень и очень близко.
ох точно. Спасиб за пояснение)
Из британских родоначальников жанра еще Ride и Chapterhouse.
P.S. У Slowdive даже в Краснопресненском парке получилось выдать нереально крутой звук.
За ride плюс.
Спотифай открыл их для меня, как, собственно, и шугейз
обожаю yuragi. из японского я пока мало что слушал, но и Luminous Orange, и kinokoteikoku мне понравились. Есть еще tokyodots, приятная шугейз-идол группа.
Я как-то пытался найти live выступления Юраги, но почему то нашлось только это, хотя это совсем не Юраги.
Вот, держи ещё атмосферное фото с фэйсбука Yuragi
Говорят у Deftones тоже присутствует элемент шугейза)
Я как-то их «Passenger» 5 часов подряд на повторе слушал фоном.
Сильно) Песня очень хорошая, плюс вокалист Tool там к месту оказался)
Вот, на всякий случай, чтобы другим тоже было понятно, о чём мы:
Вообще у них большая часть White pony, пропитана такой атмосферой.) И это круто)
Спасибо, я рад, что начал делать эти посты, так как благодаря комментаторам стал открывать для себя новую музыку.
Такая же история) Изначально просто хотел поделиться своими находками и эмоциями, а потом люди начали советовать разные вещи) Тоже хочу сказать всем спасибо за отклик, неважно отрицательный он был или нет, так же за советы и «наводки»)
Сейчас у каждой второй группы в андерграунде элементы шугейза.) Даже блэк-гитаристы выпираются на сцену с педалбордом на 100500 примочей.
по заполняещему всё звучанию
Как это понимать? Я просто не совсем понимаю, что это значит.
Исправил, наверное так лучше. Спасибо
Спасибо за статью) Давно хотел ознакомиться с данным жанром)
Нет проблем! Очень рад, что понравилось.
Больше всего понравился ГрОб(Pasteboard), а из того шугейза, что я слушал, мне больше всего понравились Ling Tosite Sigure.
Японский шугейз на уровне. Спасибо.
Начал за шугейз, а закончил блэком.
В любом случае, переслушал тучу шугейзеров, но никто так и не подобрался по атмосфере к Slowdive. Как же они хороши.
Да, так вот получилось.
Спасибо за музыку. Пожалуй добавлю в пост.
Хоть и не шугейз, но дико залипаю по творчеству этого мужичка Susumu Hirasawa, отдельное спасибо Сатоси Кону за это
Агент Паранойи отличное аниме. Помню, как смотрел его сразу после Экспериментов Лейн. Он ведь вроде ещё писал саунд для Берсерка?
да, но его еще не смотрел
Добавлю Cocteau Twins, Cranes и The Big Pink
Как будущий звукореж говорю, что они тут что-то напутали с низкими частотами и звук получился слишком глубокий и грязный, но сама песня неплохая.
Из видоса флинна тут только популярная история про педали и Pasteboard, и то, другая композиция. Тоже понравилось это видео, но из общего у нас только то, что мы говорим про один жанр.
Из современных групп очень люблю ранних No Joy (до 2013 включительно)
Недавно открыл для себя коллектив с дебильным названием
Just Mustard. Тоже очень молодые и с кучей педалек, грустные, вокал местами похож на Cranes.
Из олдов, помимо вышеупомянутых слоудайв, с годами не угасает любовь к Black Tambourine, Skywave.
Secret Shine весьма интересная, но малоизвестная команда (таких много конечно).
И, не бейте, но я считаю, что Curve (разумеется, до их отхода в сторону электронной музыки) намного интереснее MBV