Что такое штурмовая авиация
Штурмовик
Ранее этот тип самолета предназначался для осуществления атак живых целей, оснащался толстой броней и сильным вооружением для стрельбы вниз, по уставу Красной армии 1928 г. назывался боевиком.
Штурмовка – поражение морских и наземных целей с использованием ракет и стрелково-пушечного вооружения (пулеметов и пушек). Такой способ вооружения считается наиболее эффективным для нанесения ударов по вытянутым целям, таким как походные колонны техники и пехоты или их скопления.
Самые разрушительные удары штурмовики наносят по живой небронированной технике (тягачи, железнодорожный транспорт, автомобиль) и живой силе. Для выполнения поставленной задачи летательный аппарат должен лететь на небольшой высоте с пологим пикированием или без него («бреющий полет»).
История
Германская армия также использовала специализированный самолет штурмовой авиации – Henschel Hs 129, однако его было выпущено совсем малое количество, существенно повлиять на исход войны он не мог. Задачи штурмовика в Люфтваффе были возложены на Junkers Ju 87G, который имел в своем оснащении две подкрыльевые пушки и был предназначен для истребления танков. Также немцами был выпущен вариант с усиленной броней этого самолета – Ju-87D.
Нельзя выделить четкие границы класса штурмовиков. Ближе всего к штурмовикам находятся такие типы летательных аппаратов, как пикирующий бомбардировщик и истребитель-бомбардировщик.
Во времена Второй мировой войны истребитель-бомбардировщик не проявил себя в этом отношении, каким бы пригодным ни казался для этого на первый взгляд. Проблема заключалась в том, что тяжело и дорого обучить квалифицированного пилота бомбардировщика и истребителя. А подготовить хорошего боевого летчика, который мог бы одинаково хорошо руководить обоими типами самолетов, еще сложнее. Без этого истребитель-бомбардировщик становился обычным скоростным, но не пикирующим бомбардировщиком. Из-за неумения пикирования и отсутствия второго члена экипажа, который отвечал за прицеливание, истребители-бомбардировщики не годились для нанесения авиационных бомбовых ударов. А отсутствие достаточного бронирования запрещало ему действовать на малых высотах настолько эффективно, как это делали специализированные штурмовики.
Наиболее успешно как штурмовики использовались модификации истребителей Focke-Wulf Fw 190F, серийные модели истребителей Republic P-47 Thunderbolt и Hawker Typhoon.
Поэтому со стороны ВВС в послевоенный период росло сопротивление разработке узкоспециализированных самолетов-штурмовиков.
Несмотря на то что огневая поддержка авиацией сухопутных войск была и до теперь остается важным компонентом поля боя, главный упор делается на разработку универсальных самолетов, которые совмещают в себе функции штурмовика.
Такими послевоенными машинами стали A-7 Corsair II, A-6 Intruder, Blackburn Buccaneer. Иногда атаку наземных целей проводили при помощи переделанных моделей учебно-тренировочных самолетов, например Cessna A-37, BAE Hawk и BAC Strikemaster.
В 60-х годах ХХ века американские и советские военные вернулись к концепции проектирования специализированного самолета огневой поддержки войск. Конструкторы обеих стран примерно одинаково видели такой аппарат – он должен быть бронированным, высокоманевренным, иметь дозвуковую скорость полета и нести артиллерийское и ракетно-бомбовое вооружение. Советские военные разработали с учетом этих требований юркий Су-25, а американцы – более тяжелый самолет Republic A-10 Thunderbolt II.
Оба самолета не несли вооружения для проведения воздушного боя (позже их стали оснащать ракетами класса «воздух-воздух» для самозащиты, которые имели небольшой радиус действия). Особенности военно-политической ситуации (превосходство в Европе советских танков) обусловили главное назначение А-10 как специализированного противотанкового самолета. Предназначение Су-25 заключалось в огневой поддержке войск на поле боя (поражение живой силы, всех типов транспорта, огневых точек, важных укреплений и объектов противника), но одна его модификация была аналогом американского «противотанкового» самолета.
Штурмовики и в настоящее время очень востребованы для выполнения военных миссий. На военной службе в российских ВВС штурмовики Су-25 останутся как минимум до 2020 года. На роль штурмовиков в НАТО предлагаются серийные модифицированные истребители, поэтому для них применяются двойные обозначения (напр. F/A-18 Hornet). Использование на этих летательных аппаратах высокоточного вооружения позволяет проводить успешные атаки без сильного сближения с целью. На Западе в последнее время такой тип самолетов получил название «ударный истребитель».
Многие страны вовсе не используют понятие «штурмовик», штурмовку выполняют самолеты, которые относятся к классам «тактический истребитель», «фронтовой истребитель», «пикирующий бомбардировщик» и др.
В настоящее время штурмовые вертолеты также называют штурмовиками.
Страны НАТО обозначают данный класс летательных аппаратов префиксом «А-».
В общевойсковом наступательном бою можно обойтись без поддержки с воздуха: гаубичный артиллерийский дивизион Советской армии мог за один час обрушить на голову врага полтысячи снарядов калибра 152 мм! Артиллерия бьет в туман, грозу и вьюгу, а работа авиации зачастую бывает ограничена неблагоприятными погодными условиями и темным временем суток.
Но для непосредственной огневой поддержки наземных войск не требуется столь мощных боеприпасов, как и сверхбольшой дальности стрельбы! Легендарная пушка-гаубица Д-20 бьет на 17 километров – более чем достаточно для поражения любых целей в прифронтовой полосе. А мощности её снарядов массой 45-50 килограммов хватает для поражения большинства объектов на переднем крае обороны противника. Ведь неслучайно, в годы Второй мировой войны Люфтваффе отказалось от «соток» – для непосредственной поддержки наземных войск было достаточно авиабомб массой 50 кг.
Противотанковый штурмовик A-10 «Тандерболт II» («Удар грома»)
Рассказ о фантастической пушке GAU-8 был бы неполным без упоминания о её боеприпасах. Особенно популярен бронебойный PGU-14/B с сердечником из обедненного урана, пробивающий на дистанции 500 метров под прямым углом 69 мм брони. Для сравнения: толщина крыши советской БМП первого поколения 6 мм, борт корпуса 14 мм. Феноменальная точность орудия позволяет с дистанции 1200 метров уложить 80% снарядов в круг диаметром около шести метров. Другими словами, односекундный залп на максимальной скорострельности дает 50 попаданий во вражеский танк!
Самолет огневой поддержки АС-130 «Спектр»
Норм. взлетная масса: 60 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: 105 мм гаубица, 40 мм автоматическая пушка, два 6-ти ствольных «Вулкана» калибра 20 мм. Экипаж: 13 человек. Макс. скорость 480 км/ч.
Увы, весело пострелять из гаубицы по проплывающим под крылом городам и поселкам не получится. Работа АС-130 намного прозаичнее: цели (укрепленные пункты, скопления техники, мятежные кишлаки) выбираются заранее. При подходе к цели, «ганшип» делает вираж и начинает кружить над целью с постоянным креном на левый борт, таким образом, чтобы траектории снарядов сходились точно в «точке прицеливания» на поверхности земли. В сложных баллистических расчетах помогает автоматика, «Ганшип» оснащен самыми современными прицельными системами, тепловизорами и лазерными дальномерами.
Двухмоторный штурмовик Хеншель-129
Серийное производство неудачного самолета возможно было бы свернуто, не успев начаться, но встреча с десятками тысяч советских танков заставило немецкое командование принимать любые возможные меры, лишь бы остановить Т-34 и его бесчисленных «коллег». В результате, убогий штурмовик, выпущенный в количестве всего 878 экземпляров, прошел всю войну. Отметился на Западном фронте, в Африке, на Курской дуге…
История о Hs.129 – это история о летном мастерстве. Немцы никогда не жаловались на плохое качество техники и воевали даже на таких убогих машинах. При этом, время от времени, добивались некоторых успехов, на счету проклятого «Хеншеля» немало крови советских солдат
Бронированный штурмовик Су-25 «Грач»
Символ жаркого неба Афганистана, советский дозвуковой штурмовик с титановой броней (общая масса броневых плит достигает 600 кг).
Идея дозвуковой высокозащищенной ударной машины родилась в результате анализа боевого применения авиации по наземным целям на учениях «Днепр» в сентябре 1967 года: всякий раз, лучшие результаты демонстрировал дозвуковой МиГ-17. Устаревший самолет, в отличие от сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7 и Су-17, уверенно находил и прицельно поражал точечные наземные цели.
В результате на свет появился «Грач», специализированный штурмовик Су-25 с предельно простой и живучей конструкцией. Неприхотливый «самолет-солдат», способный работать по оперативным вызовам сухопутных войск в условиях сильного противодействия фронтовой ПВО противника.
В результате, к началу Афганской войны Су-25 стал единственным самолетов советских ВВС, максимально приспособленным к подобным «нестандартным» конфликтам. Кроме Афгана, благодаря своей дешевизне и простоте эксплуатации, штурмовик «Грач» отметился в паре десятков вооруженных конфликтов и гражданских войн по всему миру.
Лучшее подтверждение эффективности Су-25 – «Грач» не сходит с конвейера тридцать лет, помимо базовой, экспортной и учебно-боевой версии, появился ряд новых модификаций: противотанковый штурмовик Су-39, палубный самолет Су-25УТГ, модернизированный Су-25СМ со «стеклянной кабиной» и даже грузинская модификация «Скорпион» с зарубежной авионикой и прицельно-навигационными системами израильского производства.
Многоцелевой истребитель P-47 «Тандерболт»
Легендарный предшественник современного штурмовика А-10, спроектированный грузинским авиаконструктором Александром Картвелишвили. Считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Роскошное оснащение кабины пилота, исключительная живучесть и защищенность, мощное вооружение, дальность полета 3700 км (от Москвы до Берлина и обратно!), турбонаддув, позволявший тяжелому самолету вести бой на заоблачных высотах.
Все это достигнуто благодаря появлению двигателя Пратт&Уитни R2800 – невероятной 18-цилиндровой «звезды» воздушного охлаждения мощностью 2400 л.с.
В результате истребитель P-47 успешно применялся на Западном фронте в качестве штурмовика. Последнее, что видели в своей жизни многие немецкие танкисты, – пикирующее на них серебристое тупоносое бревно, извергающее потоки смертельного огня.
Бронированный Штурмовик Ил-2 vs Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87
Попытка сравнения Ju.87 со штурмовиком Ил-2 всякий раз встречает яростные возражения: да как вы смеете! это разные самолеты: один атакует цель в крутом пикировании, второй – обстреливает цель с бреющего полета.
Но это лишь технические детали. По факту обе машины – «самолеты поля боя», созданные для непосредственной поддержки наземных войск. У них общие задачи и ЕДИНОЕ предназначение. А вот какой из способов атаки эффективнее – выяснить.
Юнкерс-87 «Штука». Норм. взлетная масса: 4,5 тонны. Стрелково-пушечное вооружение: 3 пулемета калибра 7,92 мм. Бомбовая нагрузка: могла достигать 1 тонны, но обычно не превышала 250 кг. Экипаж: 2 человека. Макс. скорость 390 км/ч (в горизонтальном полете, разумеется).
В сентябре 1941 года было выпущено 12 Ju.87. К ноябрю 1941 года производство «лаптежника» было практически прекращено – всего выпустили 2 самолета. К началу 1942 года производство пикирующих бомбардировщиков вновь возобновилось – всего за последующие полгода немцы построили около 700 Ju.87. Просто удивительно, как выпускавшийся в таких ничтожных количествах «лаптежник» смог натворить столько бед!
— мнение пилотов Ил-2
Всего за годы войны было выпущено 36 тысяч самолетов Ил-2 (плюс еще около тысячи модернизированных штурмовиков Ил-10 в первой половине 1945 г.). Количество выпущенных Илов превышало количество всех немецких танков и САУ, имевшихся на Восточном фронте – если бы каждый Ил-2 уничтожил хотя бы по одной единице вражеской бронетехники, стальные клинья Панцерваффе просто перестали бы существовать!
Много вопросов связано с неуязвимостью Штурмовика. Суровая реальность подтверждает: тяжелое бронирование и авиация – вещи несовместимые. Снаряды немецкой автоматической пушки MG 151/20 пробивали бронекабину Ил-2 насквозь. Консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа Штурмовика были вообще выполнены из фанеры и никакого бронирования не имели – очередь зенитного пулемета запросто «отрубала» крыло или хвост от бронекабины с летчиками.
— отчет об испытаниях Ил-2 в НИИ вооружений ВВС
Безо всякого противодействия противника, в идеальных полигонных условиях по заранее известной цели! Более того, стрельба с пологого пикирования плохо сказывалась на бронепробиваемости: снаряды просто рикошетили от брони – ни в одном из случаев броню вражеских средних танков пробить не удалось.
Как показывает практика, основными целями Штурмовиков все-таки были не танки, а немецкая пехота, огневые точки и артбатареи, скопления техники, железнодорожные станции и склады в прифронтовой полосе. Вклад Штурмовиков в победу над фашизмом неоценим.
Итак, перед нами семь лучших самолетов непосредственной поддержки сухопутных сил. Каждый «супергерой» имеет свою уникальную историю и собственный неповторимый «секрет успеха». Как вы могли заметить, все они не отличаются высокими летными характеристиками, скорее наоборот – все как один неуклюжие, тихоходные «утюги» с несовершенной аэродинамикой, отданной на откуп повышенной живучести и вооружению. Так в чем же смысл существования этих самолетов?
152 мм пушка-гаубица Д-20 буксируется грузовым автомобилем ЗиЛ-375 с максимальной скоростью 60 км/ч. Штурмовик «Грач» летит в небе со скоростью в 15 раз быстрее. Это обстоятельство позволяет самолету в считанные минуты прибыть на нужный участок линии фронта и высыпать на голову противнику град мощных боеприпасов. Артиллерия, увы, таких возможностей оперативного маневра не имеет.
Отсюда следует незамысловатый вывод: эффективность работы «авиации поля боя» в первую очередь зависит от грамотного взаимодействия между сухопутными силами и ВВС. Качественная, связь, организация, правильная тактика, грамотные действия командиров, авиадиспетчеры-корректировщики. Если все сделано правильно, авиация принесет на своих крыльях победу. Нарушение данных условий неизбежно вызовет «френдли файр».
Штурмовая авиация
Специальный вид штурмовой авиации имеется лишь в составе ВВС Италии и США; в других странах задачи штурмовой авиации возлагаются на истребительную, бомбардировочную и даже разведывательную авиацию.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на отсутствие специального типа самолета-штурмовика, применение штурмовых действий полностью оправдало себя в последние войны, а потому они найдут себе широкое применение и в будущем.
Назначение штурмовой авиации: а) нападение на аэродромы и на наземные войска противника с использованием пулеметного, пушечного огня и бомб; б) бомбардирование объектов оперативного, тактического тыла, оборонительных сооружений в укрепленных районах, ж.-д. станций, путей и эшелонов на них, а также военных кораблей и судов всех типов.
Штурмовая авиация в зависимости от обстановки действуем с бреющих, малых и средних высот как с горизонтального полета, так и с пикирования. Выбор высот и способ нападения в каждом отдельном случае будут зависеть от качества материальной части самолетов и вооружения, зенитного и истребительного противодействия противника, характера атакуемых целей и местности и от метеорологических условий.
Вспомогательная авиация, включаемая в состав ВВС, тем разнообразнее, чем экономически сильнее государство и чем большая роль отводится ВВС в будущей войне.
Наиболее часто встречающиеся виды авиации:
б) рабочая, представляющая небольшие летающие мастерские;
в) фотосъемочная (США);
Основным назначением штурмовой авиации является выполнение боевых задач с бреющего полета и малых и средних высот и с широким применением атаки с пикирования.
Штурмовая авиация находит свое основное применение в тех случаях, когда требуются внезапность нападения и точность попадания. Объектами ее действий являются живые силы противника, технические средства борьбы и объекты, имеющие военное или политико-экономическое значение.
Всеми средствами штурмовой авиации являются: бомбы различных типов и калибров, боевые отравляющие вещества, пушечный и пулеметный огонь. В большинстве случаев штурмовая авиация применяет массированные действия. Особенность ее действий состоит в боевых полетах преимущественно на весьма малых высотах.
Штурмовая авиация является в руках командования мощным, чрезвычайно подвижным и маневренным боевым средством для нанесения чувствительных ударов с воздуха.
Штурмовая авиация работает как самостоятельно, так и во взаимодействии с наземными войсками м с другими видами ВВС, содействуя им сообразно обстановке и характеру поставленных задач.
а) препятствовать подвозу и подходу войск противника к полю сражения и уничтожать их в войсковом и армейском тылу;
б) непосредственно поддерживать свои войска атаками противника в различные периоды боя;
в) нарушать связь и управление противника посредством разрушения штабов, центров проволочной связи и радиостанций;
г) вести борьбу с воздушными и морскими (речными) десантами, уничтожая их з исходном положении, в пути, при высадке и во время действий на нашей территории;
д) нарушать работу тыла противника, прекращая железнодорожные перевозки, разрушая пути автоперевозок, уничтожав припасы на складах, станциях и т. п.;
е) уничтожать авиацию противника на ее аэродромах, разрушать склады и авиабазы;
ж) участвовать в отражении налетов крупных бомбардировочных соединений противника.
Зоны действий штурмовой авиации
Штурмовая авиация применяется как непосредственно над полем боя, так и в тылу противника.
Подчиненность штурмовой авиации
Штурмовая авиация является средством командования армий и фронтов, которым она подчинена через начальников (ВВС. Подобное подчинение позволяет использовать ее наиболее полно и целесообразно, массируя на важнейших направлениях.
Для усиления удара или увеличения сопротивления наземных соединений пехоты (конницы, мотомехвойск) последние поддерживаются штурмовой авиацией, которая действует в тактическом взаимодействии с ними непосредственно над полем боя, оставаясь в подчинении командования армии и выполняя задачи командиров поддерживаемых соединений в пределах установленных арамейским командованием норм вылетов.
В редких случаях возможно временное переподчинение частей штурмовой авиации командирам соединений, однако не ниже командиров корпусов.
Объекты нападения штурмовой авиации
При выполнении штурмовой авиацией оперативных задач объектам ее действия являются:
2) ВВС противника — базы, аэродромы и материальная часть на них;
3) промышленные предприятия, военные склады и другие объекты, имеющие военное или политико-экономическое значение (шахты, нефтяные промыслы, электростанции, электромагистрали и др.);
4) огневые позиции наземных средств ПВО, прикрывающие войска, аэродромы, железнодорожные узлы и важные тыловые объекты;
5) инженерные сооружения на тыловых оперативных рубежах;
7) воздушные десанты в период их высадки;
8) оперативные резервы противника, подходящие к фронту.
При выполнении штурмовой авиацией задач во взаимодействии с наземными войсками объектами ее действий являются:
В наступательном бою:
а) оборонительная полоса противника, на которой штурмовая авиация обязана рядом последовательных нападений препятствовать производству оборонительных работ во время подхода своих войск;
б) передний край обороны противника, который она подавляет, усиливая воздействие своей артиллерии в процессе подготовки атаки своей пехоты;
в) артиллерия, танки, резервы и отдельные очаги сопротивления противника, действия которых она подавляет, уничтожает и расстраивает в период атаки пехотой переднего края и боя в глубине оборонительной полосы противника, а также при вводе в бой танковых резервов старшего общевойскового начальника;
г) тыловая оборонительная полоса противника — с момента прорыва основной оборонительной полосы противника, воспрещение противнику ее занятия и укрепления;
д) штабы, линии связи и радиостанции, уничтожением которых она способствует расстройству управления противника;
е) пути подвоза и эвакуации, тыловые учреждения, обозы и полевые склады в процессе всего боя, нарушая работу тыла и уничтожая боевые средства противника.
Во встречном бою:
а) колонны противника на марше, особенно его артиллерия и танки во время их встречного подхода атакой самостоятельно и во взаимодействии со своими танками;
б) артиллерия противника во время развертывания ее и на огневых позициях;
в) танки противника на выжидательных позициях;
г) обходящие колонны противника в процессе боя;
д) штабы и тылы противника.
В оборонительном бою:
а) колонны противника при подходе их к оборонительной, полосе;
б) определенные группы противника во время производства своих контратак перед передним краем;
в) главная группировка противника в районе сосредоточения (преимущественно танки и артиллерия) во время производства артиллерийской контрподготовки;
г) эшелоны развития прорыва противника в момент начала своей контратаки — зля их отсекания от эшелонов, вошедших в прорыв;
д) танки противника после прорыва их через противотанковую полосу обороны.
При преследовании:
а) подходящие резервы противника;
б) отходящие колонны войск (особенно артиллерия и танки); и обозы;
в) мосты, переправы и теснины на путях отхода в тылу;
г) скопления войск (на отдыхе, у переправ и теснин);
д) подготавливаемые рубежи обороны.
При выходе из боя:
а) наиболее наседающие на свои войска группы войск противника (особенно танки), мешающие отрыву;
б) войска противника, угрожающие выходом ка пути отхода;
в) артиллерия противника;
г) воздушные десанты противника.
Боевые действия штурмовой авиации против подвижных целей и проведение внезапных нападений требуют самых подробных и точных разведывательных данных. В этом им должны оказать полную помощь все разделывательные средства, имеющиеся в распоряжении штабов общевойскового командования.
При действиях штурмовой авиации количество наряжаемых самолетов, строи, построение самого боевого полета и выбор средств поражения определяются характером объекта. Атака некоторых объектов потребует незначительного количества самолетов, но зато действия этих самолетов должны систематически повторяться, иногда даже в течение нескольких дней (разрушения железнодорожных перегонов); некоторые объекты (пехота, конница, мотомеханизированные части, аэродромы с самолетами) требуют одного, но мощного удара массированной штурмовой авиации с соответствующими средствами поражения.
Из средств поражения штурмовая авиация в своих атаках применяет:
а) бомбы осколочные, фугасные, химические и зажигательные;
б) подкрыльные и надкрыльные пулеметные батареи;
в) передние пулеметы;
г) турельные пулеметы;
д) различные дымовые приборы.
Империалистические страны уделяют огромное внимание применению стойких и нестойких ОВ, но все же основным средством поражения являются бомбы осколочные для поражения живых целей и осколочные, фугасные и зажигательные для поражения материальной части и неподвижных объектов.
Пулеметный огонь по сравнению с бомбами осколочного действия менее эффективен.
Железнодорожные эшелоны и поезда особенно выгодно атаковать в выемках, на мостах и закруглениях, где устройство крушений облегчается техническими условиями. Расчет на эшелон, находящийся в движении: звено для крушения, эскадрилья для крушения и уничтожения людского состава.
При атаке аэродромов и авиационных баз противника с целью уничтожения материальной части (самолетов) выбор средств поражения зависит от времени суток (ночью пулеметный огонь менее применим). Плотность поражения бомбами должна быть большой, чтобы осколки и разрушительное действие взрывной волны даже при непрямом попадании надежно перекрывали все место, занятое самолетами.
При воздействии на оборону противника во время подхода своих войск и до начала артиллерийской подготовки наступления необходим ряд последовательных атак на отдельные участки обороны. Атака производится небольшими подразделениями: с обстрелом из пулеметов и бомбардированием площади мелкими осколочными 6oivii6aMiH.
Для постановки дымовых завес служат дымовые бомбы и дымообразующие приборы. Дымовые, завесы ставятся для маскировки своих войск, судов морского флота и неподвижных объектов как от наземного, так и от воздушного противника. Дымовые завесы могут также применяться для ослепления атакуемого противника и самомаскировки. Возможна постановка как вертикальных, так и горизонтальных дымовых завес.