Что такое шсу в школе
Не для мероприятий и галочек, а во имя будущего: зачем школе ученическое самоуправление
Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.
С ученическим самоуправлением (УСУ) меня связывают крепкие узы. Сначала я был участником событий ученического самоуправления в своей школе, потом стал активистом, а затем и председателем ученического совета «Успех». Я вырос в этой среде. Сейчас, став педагогом, мне предстоит ответить на вопрос: как я вижу будущее УСУ?
У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.
Но на мой взгляд, в сознании многих людей ученическое самоуправление так и осталось средством для «организации мероприятий»
Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.
В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.
Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?
В первую очередь, я хочу, чтобы оно просто было. Сам факт, что существуют школы, педагоги и дети, заинтересованные в этой деятельности, радует. Возможно, глядя на опыт «соседей», и другие образовательные организации начнут его перенимать.
А если говорить о каких-то изменениях или о развитии этой сферы, то они должны начинаться с «головы»: надо сформировать четкую нормативно-правовую базу и методическую копилку на федеральном уровне. К ней сможет обратиться педагог или ученик, понять, что это такое, зачем оно нужно, какие возможности даёт. В эпоху цифровизации подобным ресурсом могла бы стать онлайн-платформа с открытым доступом с выдержками нормативно-правовой базы УСУ и перечнем рекомендуемой методической литературы.
О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло
Важным мне кажется и создание первичной структуры ученического самоуправления. Нынешняя правовая база и методические рекомендации не создают тех рамок, в которых бы органы УСУ могли выразить свою индивидуальность. Возможно, стоит взять пример с известных модельеров, которые готовят свои коллекции к неделе мод в единых формах и цветах, но сохраняя свой собственный стиль. Создать «моду» ученического самоуправления — вот один из возможных вариантов будущего этой деятельности. Одним из образцов этой «моды» может стать студенческое самоуправление, которое развито довольно сильно. Но не стоит забывать про важные отличия этих двух структур. У ученического самоуправления свой неповторимый путь, который может быть дополнен опытом «старших товарищей».
Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.
И, конечно, для УСУ важно участие педагогов. Для учителей сейчас кураторство данного направления — дополнительная нагрузка. Думаю, будет эффективнее принимать на подобную работу отдельного сотрудника на ставку школьного вожатого. К сожалению, не каждая школа может добавить подобную позицию в свой штат. И, думаю, повышение квалификации педагогов, которые занимаются развитием ученического самоуправления, смогло бы исправить проблему профессиональной неграмотности в этой области.
5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления
Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.
Ну а пока, работаем в школе — проводим регулярные заседания школьного УСУ, развиваем систему наставничества внутри актива школы, реализуем программы обучения активистов в формате «дети-детям».
Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАТЕРИАЛА «САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» ОТЧЕТ РАБОТЫ ШСУ
Описание презентации по отдельным слайдам:
Самоуправление в современной школе Школьное ученическое самоуправление «ПАТРИОТ»
Самоуправление в современной школе Работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их.
Самоуправление в современной школе ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ: – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях своей страны. Задачи воспитательной работы Формирование ученического самоуправления и создание условий для проявления лидерства учащихся в классах, школе и их участия в детских объединениях, спортивных, творческих клубах. Задачи классного руководителя по самоуправлению: создание условий для формирования сплоченного классного коллектива как основы развития личности каждого ребенка, стимулирование самостоятельности и инициативы школьников, воспитание толерантности, уважения к личности другого человека, ответственности за свои поступки, поступки товарищей, взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности за порученное дело,
Самоуправление в современной школе Самоуправление в старших классах Жизненная позиция Самооценка Понимание системы самоуправления, своих прав и обязанностей Учитель Что составляет фундамент самоуправления в старших классах?
Самоуправление в современной школе Жизненная позиция формируется в семье. Если родители поддерживают своего ребенка, стимулируют его на хорошие поступки, отличную учебу, способствуют развитию способностей и интересов своих детей, сами ведут активный образ жизни, поддерживают начинания классного руководителя, с такими детьми намного легче строить и поддерживать самоуправление. Трудно работать с ребятами пассивными, которым безразлична школьная жизнь.
Самоуправление в современной школе В своей работе после проведения классных и общешкольных мероприятий всегда провожу анализ. С ребятами разбираем положительные и отрицательные стороны, степень участия каждого ученика. Объявляется благодарность отличившимся и высказываются пожелания тем, кто не справился с порученным. Это способствует формированию правильной самооценки, дает возможность подростку выговориться, высказать свою точку зрения, признать свои ошибки. При таком постоянном подходе к каждому ученику формируется его объективная, правильная самооценка.
Самоуправление в современной школе В старших классах ребята уже могут самостоятельно принимать участие в генеральной уборке класса и пришкольного участка, дежурить в столовой и школе, регулировать график дежурств в классе, готовиться к праздничным концертам, различным общешкольным конкурсам
Самоуправление в современной школе Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то он во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Что такое шсу в школе
Положение о школьном парламенте
Общие положения
Школьный парламент является исполнительным органом школы.
Школьный парламент действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
Цели и задачи ученического самоуправления
Целью деятельности школьного парламента является реализация права учащихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Задачами деятельности членов школьного парламента являются:
Функции школьного парламента
Права школьного парламента
Школьный парламент имеет право:
Порядок формирования и структура школьного парламента
Школьный парламент формируется на смешенной основе сроком на один-два года;
Состав школьного парламента формируется учащимися 9-11 классов.
Путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур выбирается спикер школьного парламента. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 10-11 классов. Формирование остального состава школьного парламента происходит в соответствии Устава школьного парламента;
Члены школьного парламента самостоятельно определяет свою структуру;
В составе школьного парламента могут быть сформированы комитеты и инициативные группы.
Заключительные положения
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;
Изменения в настоящее положение вносятся Конференцией учащихся.
Устав ШСУ
1.Общие положения
1.1 Школьная парламентская республика создаётся в соответствии с законодательством КР, и является некоммерческой организацией, объединяющей учащихся гимназии на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
1.2 Школьная парламентская республика – правовое, светское, демократическое государство. Власть в республике принадлежит учащимся, которую они осуществляют непосредственно выбором, референдумом и через своих представителей в школьном парламенте.
1.3 Школьная парламентская республика организует свою работу во взаимодействии с администрацией гимназии, органами государственной власти и управления, общественными и неправительственными организациями.
1.4 Школьная парламентская республика имеет право вступать в договорные отношения с организациями и юридическими лицами, как в качестве заказчика, так и в качестве исполнителя.
1.5 Место нахождения Школьной парламентской республики: г.Бишкек, 7 микрорайон, дом 5/1
1.6 Срок деятельности Школьной парламентской республики не ограничивается.
1.7 Полное наименование:
Школьная парламентская республика.
1.8 Статус Школьной парламентской республики: местный.
Территория распространения: г.Бишкек, УВК ШГ №20.
2.Правовой статус
3.Цели и задачи
Школьная парламентская республика создана для поддержки городского молодёжного движения, как основы молодёжной политики КР.
5.Членство в Школьной парламентской республике
5.1 Членами Школьной парламентской республики являются учащиеся УВК ШГ №20, разделяющие уставные цели и оказывающие содействие по реализации уставных задач.
5.2 Члены Школьной парламентской республики осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом.
5.3 Школьная парламентская республика гарантирует всем учащимся в независимости от их политических, религиозных убеждений, возраста, цвета кожи и разреза глаз и социального положения равные права и возможности.
5.4 Члены Школьной парламентской республики имеют права и возможности:
5.5 Члены Школьной парламентской республики имеют следующие обязанности:
Структура школьного ученического самоуправления
Гимн 20 гимназии
Сл. и муз. Жогиной А.В.
Припев:
Двадцатая, любимая гимназия
Шагает смело в XXI век
Здесь с трудолюбием, усердием и фантазией
Растёт прекрасный, умный, гордый человек
Счастливый путь из детства начинается
И если много умеешь делать ты
Все фантастические помыслы сбываются
И все преграды сокрушаешь на пути
Припев:
Двадцатая, любимая гимназия
Шагает смело в XXI век
Здесь с трудолюбием, усердием и фантазией
Растёт прекрасный, умный, гордый человек
Так здравствует школа знанием наполнена,
Где труд и творчество превыше всяких благ,
Где детство, юность нашей гордостью исполнены,
Самоуправление в школе
Школьное самоуправление — это форма, в которой дети и подростки реализуют право на участие в жизни своего учебного заведения, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации». Как это выглядит на практике, для чего нужна система самоуправления, и как ее организовать?
Что такое самоуправление в школе
Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.
Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.
Пункт 17 ст. 34 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что обучающиеся имеют право на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом».
Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.
Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.
Цели и задачи
Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.
Цель школьного самоуправления — осуществление всех этих направлений с приставкой «само-»: самореализация, саморазвитие учеников, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них.
Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.
Важно понимать, говоря об ученическом самоуправлении в школе, что это не управление учебным процессом. Его главная практическая цель — помочь детям реализоваться. Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях «сшивать» школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее.
Как устроено
Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.
Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.
Но общие принципы одни и те же:
Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.
Уровни самоуправления («вертикальная» структура):
В большинстве школ ученическое самоуправление разделяется по «горизонтали» — по направлениям деятельности:
Такие «секторы», «министерства», «отделы» и т. д. занимаются практической работой. Подобная структура, созданная по принципу государственной (или пионерской и комсомольской, как ее помнят родители и бабушки-дедушки современных школьников), отработана десятилетиями. Очень важно, что такое школьное самоуправление предлагает детям и подросткам модель того, как функционирует государство и общество «во взрослой жизни», и дает возможность попрактиковаться.
Как организовать ученическое самоуправление
Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?
Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.
Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.
Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.
Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.
Шаг 5. Реализация плана деятельности.
Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.
Важная часть работы ученического самоуправления — информация. Все, что происходит в школе, особенно по инициативе самих ребят, необходимо оперативно публиковать во всех «СМИ»: на школьных стендах, сайте, в группах в официальных группах в социальных сетях.
Самоуправление в школе, как самореализация, самоутверждение, саморазвитие каждого учащегося
Содержимое разработки
на тему « Самоуправление в школе, как самореализация, самоутверждение, саморазвитие каждого учащегося »
Подготовила : Гулякина Т.А
Заместитель директора по УВР
МОУ « Школа № 86 города Донецка»
Самоуправление- представительный орган, имеющий право на участие в управлении школой
Самоуправление в школе
Школьное ученическое самоуправление – непременный признак коллектива, его функция.
Главное направление незаметной воспитательной деятельности – развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с учителем
Работа органа школьного самоуправления
Члены ШСУ имеют право:
В штаб самоуправления входят:
Функции деятельности ученического самоуправления
Совет учащихся – координирует работу Советов
Общешкольные отделы – направляют работу на повышение уровня учебно-воспитательного процесса. Включает в себя следующие: