Что такое шпонки в иконах

Купить икону – разбираемся со шпонками при покупке старинных икон.

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

03.10.2017 год.

Если Вы решили купить старинную икону и хотите узнать больше о том, как она создавалась более ста лет назад, еще в имперской России, наверняка возникнет вопрос не только о самой живописи, но и об основе любой деревянной старой иконы – доске!

Казалось бы – чего тут может быть интересного – доска она и есть доска, но любопытному Покупателю мы хотим рассказать о том, что на самом деле, иконная доска служит своеобразной летописью каждого религиозного произведения и опытный любитель старины обязательно начнет составление мнения о конкретном памятнике именно с подробного созерцания, изучения его деревянной основы!

Что такое шпонки в иконах. Смотреть фото Что такое шпонки в иконах. Смотреть картинку Что такое шпонки в иконах. Картинка про Что такое шпонки в иконах. Фото Что такое шпонки в иконах

Особое внимание любой коллекционер икон уделит шпонкам – особым деревянным скрепам, установленным в доску, ибо их форма, тонкость, длина, ширина и сам способ монтировки скажут ему о многом, и в том числе, помогут и здесь более точно говорить о датировке деревянной основы и о ее местечковом происхождении. О шпонках мы и хотели рассказать Покупателям в этом материале.

Что такое шпонки в иконах. Смотреть фото Что такое шпонки в иконах. Смотреть картинку Что такое шпонки в иконах. Картинка про Что такое шпонки в иконах. Фото Что такое шпонки в иконах

Для чего нужны шпонки в иконной доске? Традиция устанавливать шпонки в иконную основу пришла из глубокой древности и сделано это было не случайно. Основная задача шпонок – устранить, скомпенсировать или замедлить искривление самой иконной доски вследствие ее усыхания. Само же изгибание основы происходит практически неизбежно с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски.

Волокна иконных досок всегда (за редким исключением) располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально.

Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски.

Что такое шпонки в иконах. Смотреть фото Что такое шпонки в иконах. Смотреть картинку Что такое шпонки в иконах. Картинка про Что такое шпонки в иконах. Фото Что такое шпонки в иконах

Разновидности шпонок:

1. Старинная икона 19 века с врезными не сквозными шпонками (одна утрачена).

2. Старинная икона 19 века с врезными сквозными фигурными шпонками.

3. Старинная икона 19 века с врезными торцевыми шпонками.

Способ врезки в задник также может быть различным. Например, для святых старинных икон 17 века характерно встречное их расположение, причем тонкий конец конусообразной шпонки не выходит за боковой край доски. Сквозные же конусообразные шпонки, да еще и сонаправленные, то есть вставляемые в доску с одного бока, характерны для поздней иконы 19-го века.

Ширина шпонок также может быть подвержена исследованию и некоторой стандартизации. Например, коллекционеры икон знают, что наличие узких поперечных шпонок характерно для произведений 16-17 века, позже такие шпонки уже не применяются, они становятся шире и тоньше.

Врезные торцевые шпонки обычно очень узкие, это обусловлено самой конструктивной схемой, и различаются лишь своей шириной. Такие шпонки характерны больше для икон 18 века, особенно их любили устанавливать в доски на Русском Севере, но встречается такая схематика и в образах из Средней полосы России, и на иконах Юга, Сибири.

Следует отметить и тот факт, что у очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Это и иконы, написанные на небольших сосновых дощечках в иконописном центре слобода Борисовка, и, например, многочисленные памятники Холуя, иконы, написанные на тонкой щепе.

Вопрос, который особенно часто волнует наших Покупателей звучит так – почему на некоторых иконах шпонки частично или полностью отсутствуют, плохо ли это и надо ли озадачиваться восполнением утраченных шпонок, изготовив новые на заказ?

Ответ на этот вопрос мы разобьем на части, подробно ответив на каждую из них.

Шпонки на иконах, как мы уже сказали, должны были скомпенсировать процесс усушки доски и вызванное этим, ее коробление, выгиб. Но шпонки и сами были подвержены усыханию, кроме того, доска, выгибаясь, частенько просто выдавливала из своего «тела» поперечные врезные клинья, так что обратно их уже вставить не было никакой возможности, именно поэтому многие старинные иконы встречаются сегодня либо с одной (вместо двух), либо и вовсе без поперечин.

Ничего трагического в том, что в антикварной иконе нет шпонок, нет, это надо усвоить любому Покупателю. Шпонки выполнили свою задачу, доска за сто лет усохла практически окончательно (хотя небольшие «гуляния» в иконной доске продолжаются всю ее жизнь и связаны с изменением атмосферы – перепадами влажности и температуры), и теперь не стоит переживать за целостность иконной основы, она уже не изменит своих линейных параметров.

Часто можно констатировать и другой факт – шпонки сохранились, но в своих пазах они не держатся, «ездят» по ним свободно, выпадают. Такие шпонки также не несут на себе своей первоначальной нагрузки, выполняя просто роль чисто эстетическую, дополняя икону в ее исторической первоначальной комплектности, не более того.

Поэтому, если Вы решили купить старинную икону и видите, что в ней не хватает или нет вовсе шпонок, не стоит об этом переживать, ничего страшного в будущем с иконной основой такого произведения религиозного искусства не случится, оно будет долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать Вас и Ваших детей, внуков, правнуков.

Что же касается изготовления новых шпонок для старинной иконы, то мы делать этого не советуем по многим причинам, но если говорить коротко, то такая процедура может не помочь сохранить старинную икону, а наоборот, поспособствует ее разрушению, иконная доска может попросту лопнуть сразу, или в процессе дальнейшего хранения иконы, ведь новая шпонка будет сделана из «свежего» дерева, которое также будет подвержено активной усушке, короблению, а предусмотреть эти процессы в долгосрочной перспективе просто невозможно, и если нет непосредственной необходимости (например, когда доска у иконы уже лопнула и для ее скрепления нужны новые клинья), заниматься подбором или изготовлением шпонок не нужно.

В завершении хочется отметить, что в иконах с врезными торцевыми шпонками они сохраняются наиболее часто, сама конструкция обеспечивает эту сохранность: доска, даже чуть изогнувшись, надежно фиксирует в себе шпонки, не давая им выпасть даже через сто, двести лет.

Существуют и другие разновидности шпонок, встречающиеся гораздо реже описанных вариантов, например, накладные или диагональные, но о них мы не стали рассказывать в этой статье по причине их чрезвычайной редкости.

Источник

Иконная доска и шпонки.

Порылся в Википедии и в других источниках,
Пишут:
Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».
Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы.

Толстые оклады стали применять с появлением барокко и рококо, где-то середина 17 века. Бурное увлечение Западом, дань моде связана с появлением раззолоченных роскошных рам, обрамление чего-то, одежды обрамляли людей, рамы обрамляли вещи, лепнина и решетки обрамляли дом, прихоть интерьера, будь то зеркало, портреты и др. все кругом обвешивалось и придавало вес богатства. Оттуда и пошло желание украсить и иконы подобным образом, покрывать что-то вроде рам, называемые окладами иконы, увесистые, с богатым рельефом и тонкой чеканкой. Как правило, чем ранее, тем толще. Хотя бывают исключения. Со временем, конечно, утоньшались в целях экономии. Правда, публика первое время испытывала культурный шок от этих украшательных новшеств, но зато иконопись вновь обрела в их глазах небывалую высоту и ценность.
Судя по обработке тыльника доски, она у Вас нескобленная, а обработанная механическим путем, и края скорее всего опилены, а это значит, уже в то время появились деревообрабатывающие станки, инструменты, делающих пов-сть почти идеально ровной. Тогда возраст этой иконы можно дать где-то не ранее первой трети-половины 18 века и самое позднее вплоть до 19.

На фото гвозди у Вас кованые, их делали до конца 17 века вручную, пока не стали быстро вытесняться заводскими. Кому интересна история гвоздей, можно почитать вот здесь:
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/026/26198.htm

Хорошо бы посмотреть и лицевую сторону, потому как она написана, можно точнее определить возраст. Если на иконе изображение провинциального письма, то опять же можно отнести ко второй половины 18 века и позже, просто до деревень и провинции гораздо позднее доходит технологии и новшества обработки дерева. И долго еще там продолжали делать как в старинку и свозились на продажу в столицу. Тогда эта икона скорее всего появилась на свет между второй трети 18го и его конца. Хотя и в 20 веке тоже делали накладные шпонки, несмотря на возможность делать врезные.

Источник

Шпонка (иконопись)

Многочастная иконная доска (щит) для прочности могла скрепляться шпо́нками.

Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».

С тыльной стороны, либо с торца щиты могли дополнительно скрепляться длинными планками — накладными или врезными шпонками. Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы. Паз и шпонка делались обычно в сечении трапециевидными, что удерживало шпонку при усыхании. С XV в. шпонку изготавливали сужающейся по длине, пазы под шпонки делалаются короче ширины доски, а две (и более) шпонки вставляются на разных уровнях навстречу друг другу. Такие шпонки помогают избежать значительной деформации иконной доски, поэтому их использовали не только в щитах, но и для одиночных досок. В XVI в. шпонки становятся тонкими, почти не выступающими над поверхностью доски, в XVII в. шпонки остаются тонкими, но прибавляют в ширине. С конца XVII в. на небольших и средних иконах появляются врезные торцевые шпонки.

Что такое шпонки в иконах. Смотреть фото Что такое шпонки в иконах. Смотреть картинку Что такое шпонки в иконах. Картинка про Что такое шпонки в иконах. Фото Что такое шпонки в иконах

Полезное

Смотреть что такое «Шпонка (иконопись)» в других словарях:

Шпонка — (детали машин) металлическая деталь, предназначенная для передачи крутящего момента. Шпонка (иконопись) деталь иконы предназначенная для увеличения жёсткости и прочности иконной доски … Википедия

Иконопись — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Иконопись (от … Википедия

Ковчег (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ковчег. Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия

Поле (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Поле (значения). Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия

Борт (иконопись) — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт Залевкашенная иконная доска Доска иконная, цка, дска традиционная основа под темперную живопись в иконном писании. Из пород … Википедия

Икона — У этого термина существуют и другие значения, см. Икона (значения). «С … Википедия

Иконы — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк … Википедия

Мозаическая икона — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк … Википедия

Иконная доска — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия

Источник

Нашли икону и не знаете, как определить возраст иконы самостоятельно?

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Рукописная или печатная икона? Что выбрать?

В наше время в продаже существует множество самых разных икон, которые отличаются и по материалу, и по технике исполнения, и по цене. Встает вопрос – что же выбрать? Есть и рукописные иконы, и печатные. Все они, безусловно, очень красивы. Так давайте же разберемся, какой образ выбирать среди такого многообразия?

Начнем с печатных икон. Их несомненное преимущество в относительной дешевизне, большом разнообразии ликов, а также в том, что не нужно долго ждать изготовления. В магазине «Православные иконы» представлены такие иконы на льняных холстах и на липовых досках. Иконы эти созданы прямым нанесением красок на специально подготовленную поверхность доски или холста. Уникальный способ печати передает все цвета и оттенки подлинной иконы. Подготовка и обработка материалов произведена вручную православными мастерами. Но важно понимать, что иконы созданы механическим путем, их пишет не человек, а машина с применением современных технологий и материалов. Они превосходного качества, краски у них яркие, не боятся выцветания.

Казанская икона Божьей Матери с житием на льняном холсте.

Как бы не были красивые печатные иконы, именно рукописные образы ценятся превыше всего! Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Технологии, проверенные веками, соответствие церковным канонам и традициям, дают гарантию качества и долговечности писаной иконы. К тому же не бывает двух одинаковых рукописных икон, в то время как печатные иконы получаются абсолютно идентичными. Эксклюзивность иконы, созданной вручную, не заменит массовый тираж.

Ангел Хранитель в полный рост. Писаная икона.

Стоить отметить и существенный минус писанных икон – это их дороговизна. Не каждому человеку это будет по карману. За сложную ручную работу приходится платить в разы больше, чем за печатную икону. Но если финансы Вам позволяют, стоит иметь в своем жилище хотя бы одну рукописную икону – ведь именно ее Вы будете передавать своим детям и внукам по наследству, это то духовное наследие, которое останется в Вашей семье на долгие-долгие годы и будет передаваться из поколения в поколение.

Как же отличить икону ручной работы от созданной на специальном оборудовании? Действенный способ – взять увеличительную лупу и посмотреть. На рукописной иконе всегда можно разглядеть неровные линии, штрихи, мазки, в то время как печать выглядит идеально (вы увидите абсолютно гладкую поверхность доски или текстуру холста). Также можно отличить писаный образ по сусальному золоту. Настоящее сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Зачастую на иконе ручной работы видны стыки нескольких листочков. Лак, который используется на печатных иконах, имеют ровную, однородную текстуру, никаких границ видно не будет.

Для примера представляем Вашему вниманию некоторые иконы, которые в последнее время написали наши мастера-иконописцы по образцу печатных икон. Замечаете ли Вы разницу между двумя образами по фото? Какие из этих икон Вам нравится больше — рукописные или печатные?

Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская. Икона на холсте и рукописная икона.

Мирон Критский. Икона на холсте и рукописная икона.

Петр и Феврония Муромские. Икона на холсте и рукописная икона.

Стефан первомученик архидиакон, апостол от 70-ти. Икона на холсте и рукописная икона.

Напоминаем, что Вы всегда можете выбрать готовую икону на льняном холсте, на липовой доске или рукописную на нашем сайте

Если Вы не нашли нужный образ, есть возможность заказать печатную или писаную икону в нашем магазине по присланному Вами образцу или по образцу иконы, уже имеющейся в нашем магазине. Срок изготовления — от 10 дней. Детали обговариваются индивидуально с каждым заказчиком.

В завершение хочется подчеркнуть, что любая икона (созданная вручную или на оборудовании) призвана открыть чуткому сердцу окно в духовный мир, помочь стать ближе к Богу, помочь через молитву перед образом в общении с Господом. А что в итоге выбрать – остается на Ваше усмотрение! Главное, чтобы икона (созданная любым из способов, перечисленных в нашей статье) была качественной и радовала Вас, была Вам по душе, и Вы не забывали возносить перед ней молитвы!

Некоторые самые дорогие иконы России

Стоит разделять дорогие иконы. Есть бесценные – хранящиеся в различных музеях, больших храмах и церквях. Например, в Успенском соборе во Владимире находится икона Богоматери Владимирской «Умиление», написанная самим Андреем Рублёвым. Она никогда не продавалась, и поэтому цена на неё неизвестна. Но коллекционеры и собиратели раритетов готовы отдать за неё практически любые деньги.

Также существуют иконы, которые один раз были выставлены на аукционах, проданы, и с тех пор находятся в частных хранилищах. Они имеют задокументированную стоимость. Но купить их тоже не получится. В качестве примера можно привести несколько дореволюционных икон, которые были проданы частным коллекционером в 1980 году на аукционе Christie’s. Самая дорогая из них – «Вознесение» XVI века. Её цена в пересчёте на современные деньги составила более 550 тысяч долларов.

Наконец, прямо сейчас на аукционах доступно несколько действительно дорогих икон:

Таким образом, практически все самые дорогие иконы, доступные в России, имеют исторически-религиозную ценность, а также написаны в XIX веке.

Фактор №2

Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.

Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.

Примеры цен

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

Основные советы по оценке

Главный бич владельцев старинных икон— они стараются узнать стоимость как можно быстрее. Однако в спешке легко можно потерять свои деньги. Первый попавшийся эксперт может провести неверную оценку (намеренно или нет – другой вопрос) и, в результате обладатель святыни будет основываться на изначально ложных данных.

Ряд экспертов намеренно называют заниженную стоимость и «наводят» обладателей антиквариата на нечистых на руку скупщиков, получая за свою горе-работу процент. Другие, обладая сомнительными знаниями, называют завышенную цену и тогда владелец оперирует заведомо неправдивым фактом.

Итак, как оценить стоимость иконы и не попасть впросак? Желательно обратиться к нескольким независимым друг от друга экспертам и только тогда делать выводы.

Кроме того, стоит различать художественную и/или историческую ценность с рыночной стоимостью образа. Поэтому крайне важно не ошибиться и обратиться к эксперту по антиквариату, а не, допустим, работнику музея.

Ключ и книга, Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год. Государственный ЭрмитажBridgeman Images / Fotodom
Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами — Петр. Часто в руках у него — свиток, на котором можно прочесть: «И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго» (Мф. 16:17). Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19). Ключ от рая, обещанный Христом, — второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свит­ком. На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.

Человек с высоким лбом и редкими волосами — Павел, проповедник и бого­слов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках. В деисусном ряду Деисусный ряд, или деисус (с греч. «молитва»), — иконописная композиция с изображением Спасителя в центре, а справа и слева — предстоящих и молящихся Христу. алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел — третьим по левую.

Источник

Что такое шпонки в иконах

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *