Что такое шпиндель в задвижке
Для чего нужен шпиндель в задвижке
Конструкция задвижки предполагает наличие специального элемента. Шпиндель необходим для изменения положения затвора. Шток используется в комплекте с гайкой. Благодаря этой паре затворный элемент перемещается. Шпиндель обеспечивает удобное управление его перемещением. С одной стороны шпиндель соединен с затвором, который находится в корпусе. А вторая сторона выходит за пределы этого корпуса. Она служит для соединения с элементами управления.
Конструктивные особенности
Конструкция штока состоит из:
Выдвижные модели имеют специальную головку, выполненную в прямоугольной форме. Это исключает поворот элемента. Материал для производства должен соответствовать условиям эксплуатации. Производители используют износоустойчивые и прочные материалы. Российские и зарубежные производители чаще использую сталь. Производство изделия осуществляется на специальном токарно-винторезном оборудовании. Они используются в запорной арматуре. Модели бывают выдвижными и невыдвижными. Изделия первого типа выполняют поступательные или винтовые передвижения. Шпиндель с гайкой размещены за пределами корпуса. В невыдвижных гайка и резьба располагаются в перемещаемой среде.
Задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем
Ходовая часть – это резьбовая пара шток и гайки. Это базовый компонент, передающий усилие от вращения маховика к затворному элементу. Он может размещаться в полости самой арматуры или быть снаружи:
Задвижки ДУ в Челябинске можно купить с доставкой в нашем интернет-магазине.
Что такое выдвижной и невыдвижной шпиндель в задвижке?
Конструктивное исполнение задвижки
Рассмотрим конструкцию задвижки, выбрав для примера клиновую, укомплектованную выдвижным шпинделем.
Рис. 1 Составные части
Основа изделия – корпус с отдельной крышкой. В собранном виде формируется замкнутая внутренняя полость, через которую движется рабочая среда. Здесь расположен затвор (клиновый).
Корпус может подсоединяться к участку трубопровода двумя имеющимися концами, которые могут предусматривать присоединение с использованием муфт, фланцев или сварки.
Во внутренней полости корпуса задвижки установлена пара сёдел. К ним прижимаются при закрытии поверхности затвора.
Для изменения положения затвора используется шпиндель в комплекте с гайкой. Данная винтовая пара позволяет перемещать затвор.
Клин, устанавливаемый в задвижке, имеет различное конструктивное исполнение:
Информация о шпинделе
В этом разделе сделана попытка объяснить, что такое шпиндель в задвижке. Так именуется элемент резьбовой пары (состав, гайка/шпиндель).
Рис. 3 Производство шпинделей
Придав любому из данных элементов вращательное движение, добиваются вертикального двухстороннего перемещения затвора. Пара обеспечивает осуществление управления движением затвора, позволяя перемещать его перпендикулярно к плоскости движения среды по трубопроводу, с использованием электропривода либо путём вращения вентиля (вручную).
Гидравлический или пневматический привод позволяет перемещать шток запорного элемента только горизонтально.
Одна сторона шпинделя соединяется с затвором, находящимся в корпусе, вторая выходит за пределы корпуса через отверстие в крышке, закрытое сальником, и используется для соединения с используемыми элементами управления.
Конструкция шпинделя
Устройство шпинделя включает:
Резьба нарезается на выдвижном шпинделе со стороны его верхней части. Участок, рассчитанный под установку сальника, по длине должен быть больше суммарной длины расчётного хода затвора и установленной сальниковой коробки.
К нему предъявляются высокие требования в части соблюдения геометрических размеров и чистоты обработки поверхности. Участок шлифуется и полируется для минимизации шероховатости данной поверхности. Затем проходит твёрдосплавное либо алмазное выглаживание.
Узел соединения изделия с затвором выполняется таким образом, чтобы центрировать затвор и передать на него перестановочное усилие, равномерно распределив последнее по поверхности уплотнений (уплотнительных колец).
Шпиндель может быть соединён с тарелкодержателем (в зависимости от модели) следующими способами:
У выдвижного шпинделя головка выполняется в форме прямоугольника или квадрата (в сечении), что исключает поворот шпинделя. Этому же способствует то, что она входит в Т-образный паз клина.
Размеры требуемых выступов шпинделя подбираются конструктивно. Далее выполняется прочностной расчёт (например, стойкость заплечиков на срез, изгиб и смятие).
С противоположной стороны шпинделя выполняется конусный борт, предназначенный для установки верхнего уплотнения (расположено в крышке). Это обеспечивает изоляцию сальника от перемещаемой рабочей среды.
Производство шпинделя
Выбирается материал заготовки.
В первую очередь при этом учитывается, что будет прокачиваться по трубопроводу. Например, если рабочей средой является горячая вода или перегретый пар, то требования к материалу включают:
Сталь для изготовления шпинделей, в рассматриваемом случае, выбирается перлитного класса (38Х2МЮА или 25Х2М1). Дополнительная обработка поверхностей не проводится. Этот материал недостаточной коррозионно и износостойкий, что негативно сказывается на сроке эксплуатации и надёжности.
Частично устранить данный недостаток позволяет наплавка с использованием электродов ЦН-12 или ЦН-6. Но образуемая поверхность также подвержена электрохимической коррозии во влажных средах.
Иностранные производители решают данный вопрос использованием сталей высокохромистых (российский аналог, 20Х13).
В отдельных случаях вопрос решается химическим никелированием шпинделя, что повышает антикоррозионные свойства изделия, но негативно сказывается на износостойкости.
Повысить последний показатель путём упрочнения корпуса изделия позволяет наплавка стеллита кобальтового (газовая) или с использованием электродов ЦН-12 (6). Получается поверхность с высокой пористостью и неоднородным составом. А это прямой путь к разрушению шпинделя от коррозии при работе во влажной среде. Стоимость стеллита весьма высока и его применение в подобных конструкциях экономически нецелесообразно.
Оптимальным можно назвать использование при производстве шпинделя титановых сплавов. Но это тоже дорогое решение. К тому у титана есть ограничение по верхней рабочей температуре (до 550 градусов).
Рис. 4 Варианты соединений шпинделя с клином
В России наиболее часто используется сталь марки 12Х18Н9Т, характеристики которой заданы нормативом 5949-2018 (ГОСТ);
Что включает обработка.
В процессе изготовления шпинделя для задвижки выполняется следующий комплекс работ (вариант):
Обработка остальных различных участков поверхности шпинделя предусматривает трёхэтапное точение:
Изделие производится на токарно-винторезных станках подходящей модели (пример, 16К20Т1 с ЧПУ).
Необходимые этапы фрезерования осуществляются на станках вертикально-фрезерных (пример, 6Р80Г).
Где применяются шпиндели
Этот элемент используется в запорной арматуре (задвижках) двух типов. В первых, шпиндель является выдвижным. Во-вторых, невыдвижным.
Выдвижной совершает (с учётом типа задвижки) поступательное, либо винтовое (вращательно-поступательное) перемещение. Резьбовая пара расположена вне корпуса. Этот вариант рассчитан на эксплуатацию в диапазоне рабочих температур перемещаемой среды (-40/+450) °C, при давлении в трубопроводе (0,1 – 25,0) Мпа.
Возможно два варианта исполнения (для различных климатических условий):
Во втором, ходовая гайка и резьба шпинделя располагаются непосредственно в перемещаемой среде.
Что такое шпиндель в задвижке?
Чтобы лучше понять, что такое шпиндель в задвижке, разберём его роль и место в конструкции этой запорной арматуры. Пусть это будет клиновая стальная, в которой эта деталь выдвижная.
Конструкция типовой задвижки
Основу данной запорной арматуры представляют две детали, корпус и крышка. После соединения внутри возникает замкнутый объём (сквозь который перемещается рабочая среда). В нём монтируется клиновый затвор.
Присоединяется задвижка к трубопроводу по трём технологиям (зависит от марки):
Во внутреннем объёме монтируется два седла, к которым поверхности затвора поджимаются во время закрытия.
Смену положения затвора обеспечивает элемент, именуемый винтовой парой, включающий гайку-шпинделя, который позволяет перемещать затвор вертикально.
Общие сведения о шпинделе
Применение гидравлического или пневмопривода обеспечивает исключительно горизонтальное движение штока, которым снабжается запорный элемент задвижки.
При монтаже шпиндель, одной стороной соединяется непосредственно с затвором, установленным в корпусе. Другая, сквозь специальное отверстие в крышке, и герметизированное сальником, выходит из корпуса. Элемент управления подсоединяют к этому концу.
Данная деталь, по длине, разделена на несколько частей:
При изготовлении шпинделей серьёзное внимание обращается на точность геометрических параметров, чистоту поверхности. Выполняется шлифование и последующая полировка участка с целью минимизации шероховатости. При финишной обработке осуществляется алмазное или твёрдосплавное выглаживание.
Как шпиндель соединяют с тарелкодержателем
Механизм соединения шпиндель-затвор предусматривает, что в результате последний центрируется, может воспринимать перестановочные усилия и распределять их по всей поверхности уплотнений (вариант, уплотнительных колец).
Соединительный узел, у разных моделей задвижек, имеет следующее конструктивное исполнение:
В ходе подбора необходимого решения штифт подвергают проверке на срез под действием внешних расчётных нагрузок (по сечению).
Изготавливается головка шпинделя на стороне, предусматривающей соединение с запорным механизмом. Ей, в проекции, придаётся форма прямоугольника (вариант, квадрата). Это исключает вероятность проворота. Ту же задачу решает придание входному пазу клина формы литеры «Т».
Необходимые размеры выступов определяются конструктивно, после чего проводится прочностной расчёт по ряду позиций, определяющий стойкость заплечиков под действием различных усилий: сминающих, срезающих, изгибающих).
На втором конце шпинделя изготавливается борт конусной формы. Сюда устанавливается верхнее уплотнение, располагающееся в крышке. Подобное решение позволяет решить вопрос разделения перемещаемых сред и сальника.
Организация производства шпинделей
Работы начинаются с выбора сырья для заготовок. В первую очередь, на это влияет, какая именно рабочая среда будет перемещаться по данному трубопроводу. Именно из этого исходят, формулируя требования к нужному материалу. Пример. Для магистралей транспортировки перегретого пара (горячей воды) необходим материал, обладающий такими характеристиками, как:
Этим требованиям оптимально соответствует перлитная сталь (например, 25Х2М1, 38Х2МЮА). При этом поверхности не подвергаются дополнительной обработке. Данный материал имеет невысокие показатели износостойкости и коррозионной стойкости. Это негативно влияет на надёжность изделия и сроки его эксплуатации.
В значительной степени, данный недостаток компенсируется наплавкой с применением электродов марок ЦН-6 (вариант, ЦН-12). Однако формируемая, подобным образом, поверхность, также реагирует на электрохимическую коррозию при влажной среде.
Вариант решения данного вопроса, применение высокохромистых марок стали или выполнение химического никелирования. Стойкость к коррозии растёт, но износостойкость снижается.
Повышения последнего показателя можно достигнуть упрочнением корпуса посредством газовой наплавки специальных материалов.
Рис. 4 Варианты соединения
Оптимальный, но достаточно дорогой выбор, титановые сплавы. Но они имеют температурные ограничения для рабочих поверхностей (≤ 550°С).
Где используются шпиндели
Это элемент конструкции запорной арматуры. В одних моделях, он выдвигается из корпуса. В других, невыдвижной (перемешается внутри корпуса).
В первом случае, резьбовая пара размещена вне корпуса. Шпиндель совершает вращательно-поступательное (чисто поступательное) движение (зависит от типа задвижки). Способен работать при температурах, задаваемых диапазоном (-40/+450) °С, и давлениях перемещаемых сред (0,10-25,0) МПа.
Как делают задвижки? Состав и основные детали задвижек.
Идею применения трубопровода впервые в 1863 году выдвинул Д. Менделеев. Через 15 лет в 1878 году российские инженеры А. Бари и В. Шухов построят первый в России нефтепровод. Именно с этих времен начинается история развития русского трубопровода и арматуры, являющейся его неотъемлемой частью.
Из общего числа запорной арматуры, применяющейся на сети трубопроводов, 85% составляют задвижки. Это устройство, служащее для перекрытия потока транспортирования. Для предприятия с его индивидуальным характером работы, необходима определенная модель арматуры. И чтобы ее выбрать, надо знать, из каких материалов изготавливаются составные части задвижек.
Задвижка – общий вид и комплектация
На рисунке ниже изображена клиновая задвижка.
Чтобы перекрыть рабочую среду в трубе, задвижка оснащена клином (14), который перемещается в одно из крайних положений за счет вращения маховика (1). Для передачи и преобразования вращательного движения маховика в поступательное на клин, установлена резьбовая пара «гайка-шпиндель» (3,5).
Клин образован двумя дисками, на которые по кругу нанесен уплотнитель (15).
Шпинделем называется вал, имеющий правые или левые обороты вращения и имеющий резьбу. На шпинделе задвижки, представленной на рис.1, резьба накатана не по всей поверхности. Конструкция предполагает поступательное движение клина и, соответственно, шпинделя. Поэтому последний в технической документации может называться штоком.
За счет постоянного взаимодействия штока с сальниковой набивкой (6) и рабочей средой, нужно уметь правильно выбрать (для конкретной среды) материал этих деталей. Поэтому при заказе уточняется, из какой стали делают шток задвижки а также тип уплотнителя сальника.
Кроме сальника, уплотнитель (12) используется во фланцевом соединении корпуса (13) с крышкой (8). Для герметичной затяжки фланца применяют типовые шпильки (9) и гайки (7).
Для присоединения задвижки к трубе, используются патрубки, укомплектованные фланцами (16). А вот для фиксации грундбуксы применяют откидные болты (10), фиксированные штифтами (11).
Заводы трубопроводной арматуры выпускают модели задвижек для разных сред. Но и в одинаковых моделях при изготовлении одной детали могут использоваться разные материалы. Далее познакомимся:
Информация будет полезна для отдела закупок, снабжения и главных технологов предприятий.
Способы изготовления деталей
Запорную арматуру изготавливают для определенной рабочей среды. Разные модели задвижек предназначены для перекрытия потока:
От рабочей среды зависит то, какой материал будет использован в конкретной детали. От этого, соответственно, выпускают разные модели задвижек. Далее рассмотрим современные типы запорной арматуры, чаще всего встречающиеся на российских трубопроводах.
Модель 30с41нж
Корпус задвижки этой модели изготовлен из стали, о чем говорит маркировка «с» в ее обозначении.
Рис. 2
1. Предназначена для установки в трубопровод, по которому обращается вода, пар, нефть и ее производные.
3. Диаметр прохода – от 50 мм до 400 мм (изготавливается в полнопроходном исполнении).
4. Давление рабочее – 16 атмосфер.
5. Степень герметичности затвора – «А» в соответствии с ГОСТом 9544.
7. Климатическое исполнение – «У1» в соответствии с ГОСТом 15150-69г.
Маркировка 30с41нж обозначает следующее:
Далее рассмотрим, из чего и как делают задвижки 30с41нж.
Корпусные детали
К корпусным деталям относятся маховик, крышка и корпус. Для работы с высокой температурой среды, корпус и крышку изготавливают из стали 25Л методом отливки по выплавляемым моделям.
Литье по выплавляемым моделям – часто применяемый заводами метод отливки деталей задвижек. При его использовании добиваются высокой точности, что позволяет идеально подгонять детали при сборке.
Сплав 25Л в составе имеет:
Наличие в сплаве кремния и марганца снижает вредное воздействие кислорода. Этот фактор положительно сказывается на коррозионной стойкости корпусных деталей в процессе эксплуатации.
Примеси меди, хрома и никеля придают корпусным деталям повышенные антикоррозионные свойства. Кроме того, наличие никеля увеличивает прочность и пластичность сплава.
Маховик 30с41нж также отливается из 25Л. А вот метод литья здесь применяется другой. Предварительно расплавленный металл отливают в форму.
Приводная часть
К приводной части задвижки относится гайка и шпиндель. Требования к этим составным частям предъявляются повышенные. Это обусловлено взаимодействием шпинделя (его гладкой части) с рабочей средой, а также его трением об гайку.
Гайку изготавливают из латунного прутка (круга) марки ЛС59-1. Этот сплав имеет в своем составе:
Свинец увеличивает антифрикционные свойства и улучшает обрабатываемость заготовки. Изготовление приводной гайки сводится к 3 этапам.
1. Резка заготовки по определенным размерам от прутка.
2. Сверление отверстия на станке.
3. Фрезеровка внутренней резьбы.
Шпиндель задвижки делают также из прутка, но использую другой сплав. Здесь применяется 20Х13. Этот металл относится к коррозионно-стойким, жаропрочным, класс – ферритно-мартенситный.
В составе присутствует до 14% хрома. Детали, изготовленные из этого сплава, могут работать в нормальном режиме при температуре до +700 0 С без изменения физических свойств.
Технология изготовления шпинделя из стали 20Х13 аналогична процессу с гайкой. Исключением составляет резьба, которая накатывается по поверхности шпинделя. Сверловка отверстия, соответственно, здесь отсутствует.
Заводы поставляют задвижки, укомплектованные шпинделем с разной резьбой.
Какая резьба на штоке задвижки?
Тип резьбы на шпинделе задвижки зависит от типа привода (его технических характеристик).
Стандартом принята правая резьба. Таким типом штоков снабжают задвижки с ручным приводом (через маховик). При этом для закрытия прохода, работник должен крутить штурвал по часовой стрелке.
В некоторых моделях задвижек, укомплектованных механическим редуктором (30с564нж, 30с541нж) применяется левая резьба. Это обусловлено конструкцией механической передачи (червячная, коническая).
Также левая резьба наносится на шток при изготовлении задвижек с переходной площадкой под электропривод (30с941нж, 30с927нж). В этом случае такое требование обусловлено характером работы электропривода.
Сальниковый узел
Эта часть отвечает за герметизацию внутреннего рабочего пространства задвижки от окружающей среды. Сальник подвергается трению об гладкую часть шпинделя. Также на него воздействует давление внутри трубопровода, стремящееся вытолкнуть его наружу.
На рисунке 5 цифрами 1,2,3 обозначены кольца сальниковой набивки. Они наматываются вокруг шпинделя (4) и прижимаются грундбуксой (5). Последняя служит для предотвращения выталкивания давлением сальниковой набивки.
В качестве набивки сальника используют:
Асбестовый шнур и паронит используют в разных исполнениях. Конкретный тип зависит от модели задвижки. В 30с41нж применяют асбест (паронит) общего назначения. По требованию заказчика, завод-изготовитель трубопроводной арматуры может поставить партию задвижек для конкретных условий эксплуатации с другой набивкой.
Асбестовый шнур может быть марок:
Паронит также может дополнительно армироваться проволокой из нержавейки, пропитываться клеящими составами.
Кроме паронита и асбестового шнура в сальнике применяют шнур ТРГ. Расшифровывается этот материал так – набивка из терморасширенного графита. Этот уплотнитель современного образца имеет отличные антифрикционные свойства.
Грундбуксу отливают из углеродистой стали 35Л или серого чугуна. Сплав 35Л предназначен для работы деталей под средними статическими и динамическими нагрузками.
Серый чугун для отливки грундбукс для стальных задвижек применяют реже.
Детали затвора
Клин задвижки крепится на шпиндель посредством «т-образного» соединения. Так как клин непосредственно взаимодействует с рабочей средой в режиме «24/7», требования к нему повышенные.
Для его отливки применяют сталь WCB (аналог 25Л и 35Л). Уплотнительные поверхности клина, выполняющие основную роль задвижки по обеспечению заданного класса герметичности, наплавляются посредством нескольких способом.
2. Плазменная сварка.
Независимо от способа нанесения уплотнителя на клин, применяют наплавочную проволоку марок:
Сплав 2Cr13 – это коррозионно-стойкая, жаропрочная сталь, в составе которой есть до 13% хрома. Этот металл поставляется из Китая и является самым дешевым среди 3 приведенных выше марок.
В сплав 13Х25Т добавляют следующие примеси:
Для сравнения посмотрим химический состав 10Х17Т. Количество титана и никеля здесь такое же, как в 13Х25Т. А вот хрома сюда добавляют меньше – всего до 18%. Самым интересным (и долговечным) уплотнителем для клина задвижки является 13Х25Т. В этом сплаве больше всего хрома.
В затворный узел также входят уплотнительные кольца, запрессованные в корпус.
Запрессовка – процесс натяга (прессовки) детали меньшего (большего) диаметра в отверстие детали большего (меньшего) диаметра.
Так как кольца в корпус запрессовываются «навсегда» и поменять их в процессе эксплуатации не получится, требования к ним самые высокие.
На кольца наплавляют:
В химический состав сплава 07Х25Н13 входит до 1% кремния, до 2% марганца, до 14% никеля и до 26% хрома.
Присутствие кремния и марганца придает этому металлу:
Добавление никеля и хрома ставит этот сплав в класс коррозионно-стойких, жаропрочных.
В 08Х21Н10Г6 добавляют меньше хрома (до 22%) и никеля (до 11%), но больше марганца (до 7%). Последний за счет своего процентного содержания увеличивает наплавочные свойства сплава 08Х21Н10Г6. При наплавке (нагреве) не нарушается кристаллическая решетка, а отсюда вытекает долговечность эксплуатации таких затворов.
08Х21Н10Г6 и 07Х25Н13 – отличные уплотнители для колец корпуса. В первом выше наплавочные свойства, во втором же – большее содержание легирующих добавок (хрома и никеля).
Уплотнители фланца
Задвижку 30с41нж комплектуют присоединительными патрубками. На трубу она крепится при помощи типовых шпилек и гаек. Место присоединения на магистрали также должно укомплектовываться ответными фланцами.
Ответный фланец – аналогичный установленному на арматуре фланец, который устанавливают на трубу. Для того чтобы фланцы имели одинаковое расположение осей отверстий, их изготавливают в соответствии с ГОСТами.
При заказе партии задвижек, целесообразно сразу приобретать ответные фланцы на том же заводе.
На рисунке 7 изображен пример фланцевого соединения двух труб. В качестве крепежа здесь использовали типовые болты вместо шпилек. На верхнем рисунке отчетливо видна проточка по металлу «шип-паз». Такое исполнение увеличивает степень герметичности магистрали. Задвижка к трубе крепится аналогичным способом.
В качестве уплотнителя во фланцевом соединении используют паронит. Этот материал в своем составе имеет асбест, каучук и другие порошковые наполнители.
Для конкретного предприятия, с его технологией работы (рабочей среды), паронит армируется проволокой, пропитывается огнестойкими и кислотостойкими составами.
Сами фланцы отливают из стали 25Л. После их обработки на токарном (изготовление на плоской части проточек «шип-паз»), сверлильном (сверловка отверстий для шпилек) и фрезерном (снятие фасок) станках, фланцы прикрепляют к патрубку методом сварки плавления.
Модель 30ч6бр
Корпус и крышку задвижки этой модели изготавливают из серого чугуна СЧ20 методом литья. Также из этого сплава изготовлен маховик и диски клина.
Чугун СЧ20 в химическом составе имеет 3,5% углерода, за счет чего отливки из сплава теряют в пластичности. Также высокий процент углерода затрудняет применение дуговой сварки (значительно нарушается кристаллическая решетка). Поэтому заготовки перед сваркой прогревают до температуры 600-650 0 С.
Остальные свойства сплава СЧ20 благоприятно предрасположены для выпуска из него составных частей 30ч6бр.
Маркировка «бр» в названии модели обозначает, что в качестве уплотнительных поверхностей (кольца корпуса) применяется латунь ЛС59-1. За счет этого, задвижка может использоваться в работе при относительно (для серого чугуна) высоких температурах вещества в магистрали.
Сальниковый узел комплектуется графитизированным уплотнителем, в качестве которого применяют кольца ТРГ.
Фланцы этой модели отлиты из того же СЧ20. Процесс сверловки отверстий, фрезеровки и проточки каналов «шип-паз» аналогичен работе со стальными фланцами.
Крепление на трубопровод производят по ответным фланцам типовыми болтами (шпильками) и гайками. Для уплотнения фланцев применяют листовой паронит марки ПОН-Б, характеристики соответствуют ГОСТу 481-80года.
Эксплуатационные характеристики
Задвижка 30ч6бр применяется для трубопроводов, по которым обращается вода и пар. За счет установки латунного уплотнителя в затворе, допускаемая температура рабочей среды составляет +225 0 С.
В этой модели чугунной задвижки затвор имеет металлические уплотнители (металл по металлу). За счет этого в процессе производства не удается добиться высокой степени герметичности. Заявленный класс герметичности задвижки 30ч6бр – «D» согласно ГОСТу 9544-2015года.
Модель 30ч39р
Корпусные детали этой модели изготавливаются из высокопрочного чугуна марки GGG50. В составе этого сплава присутствует шаровидный графит, что положительно сказывается на отливках. Повышается прочность составных деталей, точность отливок. Присутствие шаровидного графита способствует улучшению обрабатываемости корпуса и крышки на станках.
На рисунке 9 видно, что корпус, крышка и маховик (также отливается из GGG50) покрыты слоем краски. Данное покрытие является эпоксидно-порошковым. Внутренние полости арматуры (патрубки, проходное отверстие, затвор) также покрыты эпоксидно-порошковой смесью. Благодаря ее применению увеличивается сопротивление коррозионному разрушению металла. Соответственно, срок службы 30ч39р возрастает.
Маркировка «р» в обозначении указывает на материал уплотнителя клина.
Это резиновая накладка, которая может быть изготовлена из:
Шпиндель задвижки изготавливают из нержавеющей стали марок 2Cr13 и SS416 (зависит от производителя).
Приводная гайка, как и в предыдущих двух моделях, сделана из латуни ЛС59-1.
Сальниковая набивка – ТРГ, уплотнение крышки и корпуса – прокладка из EPDM. Для уплотнения фланцевого соединения используют паронит общего назначения.
Эксплуатационные характеристики
Модель 30ч39р применяется на магистралях, по которым обращается вода. Отсюда вытекают требования ко всем составным деталям. Они должны быть коррозионно-стойкими, не поддаваться разрушению (коррозия не более 0,1мм за 1 год эксплуатации).
1. Максимальная температура вещества – 95-150 0 С (зависит от производителя).
2. Диаметр прохода – от 40 мм до 1000мм.
3. Давление рабочей среды – 10 и 16 атмосфер.
4. Класс герметичности затвора – «А».
За счет применения обрезиненного клина, коррозионное разрушение от водной среды полностью отсутствует. Также наличие упругого уплотнителя снижает истирание о чугунный корпус затвора, что увеличивает срок службы изделия.
Для трубопроводных систем ЖКХ, задвижка 30ч39р – лучший выбор.
Эксплуатация
В процессе эксплуатации задвижки подлежат периодическим проверкам, обслуживанию и профилактическому ремонту.
Необходимость профилактического ремонта определяют после осмотра технического состояния арматуры.
На предприятии, эксплуатирующем трубопроводную магистраль, создается комиссия, которая определяет периодичность проверок.
В ходе проверки осматривают:
Не допускается образование ржавчины на шпинделе, так как в этом случае нарушается геометрия резьбы и возрастает вероятность нештатного заклинивания. Поэтому шпиндель подлежит периодической смазке.
Но прежде, чем смазать шток задвижки, который уже покрылся ржавчиной, ее нужно удалить. Делают это специальными составами.
Только после удаления слоя ржавчины, шпиндель подлежит смазке. Любая смазка для этих целей не подойдет. Надо выбрать состав, учитывая параметры рабочей среды.
В процессе работы можно использовать:
Перед вводом в эксплуатацию шток необходимо смазать пастой ВНИИНП-232, изготовленной по ГОСТу 14068-79года.
Хранение и транспортировка
Перевозку партии арматуры производят в заводской таре.
Требования к погрузке, размещению и креплению груза.
1. Располагать ящики с арматурой в вагоне или на автотранспорте надо в соответствии с транспортными обозначениями.
2. При погрузке и выгрузке нельзя бить ящики друг об друга, а также бросать.
3. Кантовать ящики. Перемещение производить краном, с обязательным соблюдением маркировки.
Хранить арматуру лучше в заводской таре. А при долговременном (свыше полугода) хранении – это обязательное требования. Также, при долгом хранении необходимо смазывать шток специальной пастой.
Помещение для хранения надо проветривать, защищать арматуру от попадания прямых солнечных лучей. Допускается оставлять задвижки на хранение без заводской тары. При этом размещать их надо на поддонах или стеллажах. Попадание влаги исключается.