что такое сходство морфемного членения
Принципы морфемного членения слова
Выделенную в слове основу слова необходимо разделить на корень (корни) и словообразующие морфемы, если они есть в слове. В некоторых школьных учебных пособиях для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором овообразовательным.
Что такое производность основы? Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и должно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик > стол.
При словообразовании иногда приставка и суффикс присоединяются к производящей основе одновременно, например, локоть неб-ес-а > небо.
Нулевой словообразующий суффикс
Наречия образуются нулевым суффиксом преимущественно от глаголов: в-скачь-# > скакать.
Есть и другие случаи нулевой словообразующей суффиксации, но они менее распространены.
В школьной грамматике способ образования подобных слов называется бессуффиксным.
Соединительные элементы в слове (интерфиксы)
Соединительные гласные на стыке корней не присоединяются ни к одному, ни к другому корню и остаются между морфемами; при морфемном членении слова их можно выделять скобками, подчеркиванием или обведением соединительного элемента кружком: сам(о)лет-# > сам + летать.
Что же касается интерфиксов второй группы, используемых в словообразовании, существует три точки зрения:
1) оставлять их между морфемами (пе(в)ец),
2) присоединять их к корню (пев-ец),
3) присоединять их к суффиксу (пе-вец).
Каждая из этих точек зрения имеет аргументы «за» и «против». Принятому нами алгоритму морфемного разбора соответствует третья точка зрения: суффиксом является тот отрезок производной основы, который отличает ее от основы производящей, например, пе-вец > петь.
Что такое сходство морфемного членения
Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
По русскому языку сегодня в среднем звене (5—9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.
Комплекс 1 — это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5—7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.
Комплекс 2 — учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.
Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.
Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.
Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.
Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.
Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10—11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или — ́уже — филологического профиля).
Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10—11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».
Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10—11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).
К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ — будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).
Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.
Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.
Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке
Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:
— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),
— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),
Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.
Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.
Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.
Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.
Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:
фонетика — звучащую речь,
морфемика — состав слова,
словообразование — производность слова,
лексикология — словарный состав языка,
морфология — слова как части речи,
синтаксис — словосочетания и предложения.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Современный русский литературный язык
Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.
Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.
Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.
Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).
Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:
1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;
2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.
Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.
Правила морфемного членения слова
При делении слова на морфемы следует соблюдать ряд правил.
1. Выделяя морфемы, нужно сравнивать родственные по звучанию и по значению (написанию) слова и грамматические формы слов. Например, в слове человек нельзя выделять корни чел- и век-, так как по смыслу человек не соотносится ни со словом чело, ни со словом век (человек, согласно данным толковых словарей, — это ‘живое существо, обладающее даром мышления и речи и способное создавать орудия труда’).
2. Следует начинать морфемное членение не с начала слова, а с выделения тех морфем, которые находятся дальше всего от центра морфемной структуры слова.
Так, приступая к членению на морфемы прилагательного пренеприятный (ср. фразу городничего, которой начинается гоголевский «Ревизор»: Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие), не следует начинать с выделения приставки пре-, потом еще одной приставки — не- и т. п.
Морфемная структура слова — сложное образование, и чтобы понять, как связаны между собой морфемы в слове, как они соотносятся с центральной морфемой — с корнем, нужно начинать членение с самых удаленных от корня морфем. Если слово изменяется, то это будут словоизменительные (грамматические) аффиксы. Значит, морфемное членение слова пре-
Выделение основы и словоизменительных аффиксов
На первом этапе морфемного членения устанавливаются главные элементы в морфемной структуре слова — основа и находящиеся за ее пределами словоизменительные аффиксы.
Основа — это обязательный и постоянный (неизменный по значению и строению) элемент слова, являющийся средством выражения его лексического значения. В изменяемых словах основа противопоставлена словоизменительным аффиксам, выражающим грамматические значения: рек-а, слыш-им, говор’-и-те. В неизменяемых словах типа авиа, хинди, пешком, почему, без, эй! и т. п. никаких словоизменительных морфем нет, поэтому основа равняется слову.
У большинства слов основы представляют собой комплекс непосредственно связанных между собой морфем, т. е. являются непрерывными. В некоторых типах слов (возвратные глаголы, некоторые составные и отпричастные существительные, неопределенные местоимения и сложные числительные) основы расчленены окончаниями, состоят из двух (иногда более) частей; такие основы называются прерывистыми: весели-ть-ся, ракет-а-носитель, трудящ-ие-ся, как-ой-ни-будь, как-ой-то, шест-и-десят-и и т. п.
Словоизменительные аффиксы — это морфемы, передающие грамматическое значение слова; они выделяются только в изменяемых словах. При этом в слове может быть различное количество таких аффиксов: один (сосн-а — сосн-ы — сосн-е; медн-ый — медн-ая — медн-ое — медн-ые), два (говори-л-а; лов’-и-те; дыш-ащ-ий) или даже три (ср. страдательную форму глагола прочитывать; прочитыва-л-и-сь в предложении Газеты прочитывались и живо обсуждались нами за завтраком).
Различаются три вида словоизменительных аффиксов: окончания (ручк-а), словоизменительные суффиксы (говор-ящ-ий) и словоизменительные постфиксы (например, в безличной форме глагола: На первом уроке нам хорошо читает-ся).
Правила морфемного членения слова
При делении слова на морфемы следует соблюдать ряд правил.
1. Выделяя морфемы, нужно сравнивать родственные по звучанию и по значению (написанию) слова и грамматические формы слов. Например, в слове человек нельзя выделять корни чел- и век-, так как по смыслу человек не соотносится ни со словом чело, ни со словом век (человек, согласно данным толковых словарей, — это ‘живое существо, обладающее даром мышления и речи и способное создавать орудия труда’).
2. Следует начинать морфемное членение не с начала слова, а с выделения тех морфем, которые находятся дальше всего от центра морфемной структуры слова.
Так, приступая к членению на морфемы прилагательного пренеприятный (ср. фразу городничего, которой начинается гоголевский «Ревизор»: Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие), не следует начинать с выделения приставки пре-, потом еще одной приставки — не- и т. п.
Морфемная структура слова — сложное образование, и чтобы понять, как связаны между собой морфемы в слове, как они соотносятся с центральной морфемой — с корнем, нужно начинать членение с самых удаленных от корня морфем. Если слово изменяется, то это будут словоизменительные (грамматические) аффиксы. Значит, морфемное членение слова пре-
неприятный нужно начинать с отделения окончания -ый от основы пренеприятн-. Отделение грамматических аффиксов от основы слова — это первый, начальный этап морфемного членения слова.
Выделение основы и словоизменительных аффиксов
На первом этапе морфемного членения устанавливаются главные элементы в морфемной структуре слова — основа и находящиеся за ее пределами словоизменительные аффиксы.
Основа — это обязательный и постоянный (неизменный по значению и строению) элемент слова, являющийся средством выражения его лексического значения. В изменяемых словах основа противопоставлена словоизменительным аффиксам, выражающим грамматические значения: рек-а, слыш-им, говор’-и-те. В неизменяемых словах типа авиа, хинди, пешком, почему, без, эй! и т. п. никаких словоизменительных морфем нет, поэтому основа равняется слову.
У большинства слов основы представляют собой комплекс непосредственно связанных между собой морфем, т. е. являются непрерывными. В некоторых типах слов (возвратные глаголы, некоторые составные и отпричастные существительные, неопределенные местоимения и сложные числительные) основы расчленены окончаниями, состоят из двух (иногда более) частей; такие основы называются прерывистыми: весели-ть-ся, ракет-а-носитель, трудящ-ие-ся, как-ой-ни-будь, как-ой-то, шест-и-десят-и и т. п.
Словоизменительные аффиксы — это морфемы, передающие грамматическое значение слова; они выделяются только в изменяемых словах. При этом в слове может быть различное количество таких аффиксов: один (сосн-а — сосн-ы — сосн-е; медн-ый — медн-ая — медн-ое — медн-ые), два (говори-л-а; лов’-и-те; дыш-ащ-ий) или даже три (ср. страдательную форму глагола прочитывать; прочитыва-л-и-сь в предложении Газеты прочитывались и живо обсуждались нами за завтраком).
Различаются три вида словоизменительных аффиксов: окончания (ручк-а), словоизменительные суффиксы (говор-ящ-ий) и словоизменительные постфиксы (например, в безличной форме глагола: На первом уроке нам хорошо читает-ся).
Окончания — это наиболее употребительная разновидность русских словоизменительных аффиксов. Они выражают грамматическое значение слова и служат для синтаксической связи слов в словосочетании (оживленн-ый разговор; чтение жур-нал-ов) и в предложении (Журавл-и кричал-и). Окончания располагаются в конце слова (отсюда их название), т. е. после основы (нес-ут, бел-ый), или после словоизменительных суффиксов (нес-ущ-ий, бел-ейш-ий).
168.В выделенных словах обозначьте основу и окончание. От че
го зависят различия в морфемном строении совпадающих по звуча
нию слов разных частей речи?
169. Спишите, выделите, где возможно, в словах окончания.
Определите значения, выражаемые окончаниями. Почему нельзя вы
делить окончания в некоторых словах?
2. Кимоно, Мимино, но (союз), какао, о (предлог), авиа, а-а! (междометие), Дюма, Эдит.
170.Спишите текст. Подчеркните слова с материально выражен
ными окончаниями. Обозначьте эти окончания, определите их значе
ния.
Неужели же этот невысокий, добродушный человек с маленькими, лукаво прищуренными глазами, с волнистой шевелюрой и подстриженной клинышком, слегка седеющей бородкой — ив самом деле Илья Ефимович Репин? Ведь если бы я встретил его на улице в этой же самой мягкой шляпе и в кры-
латке, мне бы и в голову не пришло, что передо мной знаменитый на всю Россию художник. Скорее уж он похож на служащего 1 земской управы или на нашего острогожского библиотекаря (С. Маршак).
Так, в существительном степъ-\^] (И. п. ед. ч.) нулевое окончание выделяется потому, что в других грамматических формах того же слова значения падежа и числа выражены ненулевыми окончаниями <степи, степью, степей и др.).
Окончания бывают нулевыми:
1) в формах именительного (а часто и винительного) падежа ед. числа многих существительных типа стол-[^\, конь (koh’-[J), мышь (мыш-[^\);
2) в формах родительного и винительного падежей мн. числа: стен-[Ц, солдат-^, яблок-\^;
3) в формах именительного (в сочетании с неодушевленными существительными и винительного) падежа ед. числа мужского рода притяжательных прилагательных типа лисий-\^\> медвежий-\^\, волчий-^ (но: свеж-ий, горяч-ий);
4) в краткой форме мужского рода прилагательных и причастий: красив-\^\, разбит-\^\;
5) в мужском роде ед. числа формы прошедшего времени изъявительного наклонения и в мужском роде сослагательного наклонения глаголов: рассказал-^ (бы), раскрасил^ (бы).
171- Объясните, почему в словах дом, конь, читал есть нулевое окончание, а в словах очень, вверх, читать окончание отсутствует.
172.Выпишите в две колонки слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончаний.
1. Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой
удалый, наш рукопашный бой. (Л.). 2. И грусть вечерняя ме
ня волнует непреодолимо 4 (Ее). 3. Как поздно отпираются ка
фе. (Паст.). 4. Здесь будет город заложен назло надменному
соседу (П.). 5. Там, в сумерках, дрожал в окошках свет. (Бл.).
6. Хорошо, если бы брызнул дождь! 1 (Ч.).
___________________________________________________ &
Словоизменительнымсуффиксом называется аффикс, используемый для образования форм глагола, прилагательного и наречия: чита-л-и, нов-ейш-ий, весел-ее.
Словоизменительный суффикс располагается в слове обычно перед окончанием. В отличие от окончания, словоизменительный суффикс не служит для связи слов в предложении. Кроме того, он присутствует, как правило, не в какой-то одной грамматической форме, а сразу в нескольких формах данного слова (например, все формы прошедшего времени глагола говорить имеют в своем составе словоизменительный суффикс -л-: говорил, говорила, говорило, говорили).
* Некоторыми учеными и авторами школьных учебников в данных глаголах устанавливается не нулевой словоизменительный аффикс, а аффикс -чь, присоединяемый к усеченному корню типа пе- (печь), те- (течь). Данный вид корней больше нигде — ни в словоизменении, ни в словообразовании — не встречается. Поэтому более естественным является членение этих форм с выделением корней типа печ- (ср.: печешь, печенье, существительное печь), теч- (течет, течение) и нулевого показателя неопределенной формы.
лов (нес, сох, тер) имеется нулевой суффикс прошедшего времени (ср. с другими формами тех же глаголов: нес-л-а, сох-л-о, тер-л-и).
Нулевой словоизменительный суффикс и нулевое окончание могут встретиться в одной и той же форме глагола. Так, два нулевых словоизменительных аффикса — нулевой суффикс и такое же окончание — выделяются в формах мужского рода единственного числа прошедшего времени типа нес-0-[2 (ср.: нес-л-а; говори-л-Ц^, говори-л-а).
К числу словоизменительных суффиксов относятся:
173. Приведите соотносительные глагольные формы прошедшего времени мужского рода единственного числа. Выделите в них суффикс, выражающий значение прошедшего времени.
Читала, смогла, несла, пела, достигла, сберегла, прочла, гребла, трясла, пекла, легла, росла, увидела, увлекла, подстерегла.
* В некоторых школьных учебниках суффикс инфинитива называется окончанием, что не совсем верно, поскольку этот аффикс участвует в образовании особой формы глагола и не служит для связи слов в предложении.
174. От основы настоящего (будущего) времени глаголов образуй
те формы единственного числа повелительного наклонения. Раздели
те полученные глаголы на две группы: 1) формы с материально выра
женным суффиксом; 2) формы с нулевым суффиксом.
Сказать, написать, нарезать, нарезать, спеть, нести, беречь, встать, читать, гулять, возить, смотреть, причесать.
175. Выпишите глагольные формы. Определите наклонение гла
голов, выделите суффиксы, выражающие грамматическое значение
наклонения.
1. Подумай, братец, поищи хорошенько 2 (Л.). 2. Древние
греки в ней признали бы нимфу (Г.). 3. Садитесь, пожалуйста,
положите шляпу (Г.). 4. Плыви — ни об чем не печалься!
(Цв.). 5. Не верь, не верь себе, мечтатель молодой (Л.). 6. Толь
ко бы струилась легкая 1 прохлада, только б не сгибалась моло
дая стать (Ее). 7. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не пла
кало (Поел.). 8. Крути, свирепей, непогода, смывай с нечисто
го народа позор острогов и церквей. (Ее). 9. Во глубине
сибирских руд храните гордое терпенье 4 (П.).
__________________________________________________ &
Словоизменительные аффиксы, которые находятся в самом конце слова, обычно после окончаний, называются словоизменительными постфиксами. Они, подобно окончанию, участвуют в выражении синтаксических связей между словами, в построении особых синтаксических типов конструкций — пассивных и безличных.
Словоизменительных постфиксов всего два, они звучат одинаково, но имеют различные значения:
1) словоизменительный постфикс -ся/-сь2 как средство образования страдательных форм глаголов несовершенного вида: Эта книга продается/продавалась во всех книжных магазинах;
2) словоизменительный постфикс -ся/-сь3 в безличных формах глаголов; так, от глагола дышать можно образовать безличные формы типа дышится, дышалось (В осеннем лесу легко дышится); ср.: Звездная медведица! Как вам ночью ходится? Как вам ночью ездится? (М.).
176. Выпишите все слова со словоизменительными постфиксами. Какие значения выражены этими постфиксами?
1.0ни смутились, переглянулись и не вдруг отвечали (Акс). 2. — Настанет время, — блеснул отец Александр золотом очков, — когда. мечи перекуются в серпы. (Шишк.). 3. Но Максимов не перестроился 2 до конца. (Рыб.). 4. В 1765 году павильон заново перестраивался архитектором Аргуновым. (Тихом.). 5. Записок много пересылается по комнате (Пом.). 6. Водицы захотелось выпить (Т.). 7. Жена занималась детьми меньше, не с таким отчаянием, как прежде. (Л. Т.).
177- Спишите текст. Подчеркните слова, имеющие словоизменительные аффиксы. Определите типы словоизменительных аффиксов и их грамматические значения.
Как отделить основу от словоизменительных аффиксов
Чтобы отделить основу, нужно сопоставить все грамматические формы данного слова. Элемент, общий для всех форм слова, и составляет основу, а переменный элемент является словоизменительным аффиксом или сочетанием таких аффиксов: нов(ый), нов(ая), нов(ые), нов(ее), нов(ейш-ий).
Это правило действует почти без исключений в именных основах (т. е. в основах существительных, прилагательных, числительных). В конце глагольной основы обычно наблюда-
ется появление и исчезновение завершающих основу (осново-образовательных) аффиксов, а иногда и частичное видоизменение этих аффиксов: реш-и-тъ — реш-у; шифр-ова-ть — шифр-yj-y. Поэтому при морфемном членении подавляющего большинства глаголов устанавливаются две разновидности глагольной основы:
1) основа неопределенной формы; она же наблюдается и в прошедшем времени: игра-тъ, игра-л; толкну-ть, толкну-л;
2) основа настоящего (или простого будущего) времени; она же наблюдается и в формах повелительного наклонения: uzpaj-ym, uzpaj-me; толкн-ут, толкн’-и.
Глаголы, в которых основа в неопределенной форме и в формах настоящего (будущего) времени одинакова, довольно редки (нес-ти, нес-ут; вез-ти, вез-ут). Бывает и так, что, кроме двух названных разновидностей глагольной основы, выделяется и третья — основа прошедшего времени (завяну-ть, завян-ут, завя-л).
178. Выделите основу инфинитива; установите соответствующую
основу настоящего (будущего) времени. Назовите, какие глагольные
формы образуются от каждой из этих основ. Приведите для одного
глагола (по выбору) все глагольные формы; отметьте, от какой осно
вы они образованы.
Читать, метать, зеленеть, гореть, любить, шить, хранить, дышать, образовывать, махнуть, заглохнуть, создать, продавать.
179. Укажите в выделенных словах основу. Определите основы
всех глаголов, образуйте соотносительную основу. Встретились ли
в приведенных отрывках прерывистые основы?
1. Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифму просится 1 (Б. Пастернак).
2. Над горами звездный рой,
Звезд на небе пропасть,
Яму ближнему 3 не рой,
Сам сорвешься в пропасть (Я. Козловский).
__________________________________________________ &
Морфемное членение основы слова
2) косматый, выкосить, сенокос, косица, сенокосилка, косичка, косьба, косарь, покос;
2. Омонимичные приставки:
1) оклеить, оступиться, обить, окутать, ослышаться, осыпать;
2) перелезть, переехать, переспорить, перемыть, перешагнуть, перецеловать, переслушать, переплыть, переступить.
3. Омонимичные суффиксы:
2) пепельница, сухарница, дачница, салатница, чернильница, заступница, работница.
4. Омонимичные окончания:
1) стена, бела, трактора, говорила, сосна, комната, доктора, писала, гуляла;
2) воду, стену, ножу, брату, стеклу, прочту, спасу, вижу, прошу;
3) книги, взяли, сини, сапоги, яблоки, играли, забавляли, пироги.
2) доносилось, (предложение) разбиралось, (собрание) рассмеялось, не работалось.
182. Выпишите слова, имеющие в своем составе суффикс -л-. Укажите значение суффиксов.
Светла, акула, метла, сказала, сила, танцевала, ветла, школа, смела, свекла, страшила, запела, прочитала, чернила, сначала, похвала, похвалила, весела, кругла, гуляла.
Правописание гласных после шипящих и ц
После шипящих согласных ч, ж, ш, щ буквы ы, ю, я, э не пишутся: ширина, езжу, чудо, жесть. Исключения: брошюра, жюри, парашют (а также все образованные от них слова, например парашютисты) и некоторые иноязычные имена и фамилии: Жюль <Жюль Берн), Чюрленис.
После шипящих под ударением пишется буква ё: 1) в корнях слов, если в родственных словах есть чередование с е: шёпот (шептать), дешёвый (дешевле); нужно различать написание глаголов ожёг, поджёг (ожёг руку) и существительных ожог, поджог (тяжелый ожог); 2) в суффиксах глаголов и отглагольных существительных: выкорчёвывать, ночёвка (от ночевать); 3) в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных и образованных от них существительных: решённый, копчёный, тушёнка (от тушёный); 4) в личных окончаниях глаголов: печёшь, стрижёшь.
После шипящих под ударением пишется буква о: 1) в корнях слов, если в родственных словах нет чередования с е: шорох, крыжовник; 2) в суффиксах существительных: сапожок, галчонок; 3) в суффиксах прилагательных (кроме отглагольных): холщовый, ежовый; 4) на конце наречий (кроме слова
ещё): свежо, горячо; 5) в окончаниях существительных и прилагательных: перед свечой, с ключом, у большого (дома).
После ц не употребляются буквы ё, ю, я, э: цоколь, цунами, цапля, цепь. К исключениям относятся некоторые иноязычные собственные имена: Друцэ, Коцюбинский, Цюрих, Цяв-ловская. Нужно также запомнить, что в следующих словах в безударной позиции после ц употребляется буква о, а не е: герцог, палаццо, скерцо, цокотать, муха-цокотуха.
После ц в окончаниях существительных под ударением пишется о, без ударения — е; ср.: с отцом — с сердцем.
После ц в корнях слов пишется гласная ц: цирк, акация. Исключения: цыц, цыган, цыпленок, на цыпочках и образованные от них слова (цыкать, по-цыгански). В суффиксах прилагательных, в окончаниях существительных и прилагательных после ц пишется ы: сестрицын, синицы, круглолицый.
183.Составьте словосочетания с данными парами слов.
Определите часть речи.
Ожёг — ожог, поджёг — поджог.
184.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите слова-
исключения.
Ш..ло, ч..десный, щ..ка, ж..рность, расширить, ч..ждый, пищ..ть, стуч..ть, сш..ть, ч..вство, параш..тный, снеж..нки, сброшюровать, площ..дка, ж..ри.
185.Спишите, обозначая морфемы с пропущенными гласными.
Устно объясните правописание.
186. Спишите, обозначая морфемы с пропущенными буквами.
Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
Цокольный этаж, ц..пля, герц..г, ц..рихские улицы, сыграть скерц. ц..кают копыта, муха-ц..котуха, освещено
солнц..м, перед зеркальц..м, протерполотенцам, над ко-лодц..м, погоня за беглец..м, с золотым кольц..м, покрытырумянц..м.
187.Распределите словосочетания в 3 колонки: 1) гласная пропу
щена в корне слова; 2) в суффиксе прилагательного; 3) в окончании
существительного. / »
Севильский ц..рюльник, одноглазый ц..клоп, наложить ре-
золюц..ю, любимые страниц. синиц..н хвост, ц..ганская пес
ня, ц..плячья шейка, густые ресниц. порц..я мороженого,
пустая ц..стерна, сестриц..н платок.
___________________________________________________ &>
zlA Морфемный разбор слова
Морфемный разбор— это разбор слова по составу. Цель морфемного разбора заключается в правильном выделении всех морфем в слове.
При морфемном разборе нужно ответить на следующие вопросы.
1. Членится ли данное слово на основу и грамматические
(словоизменительные) аффиксы? Если членится, то нужно
графически выделить все словоизменительные аффиксы.
Окончание берется в рамку:
Если словоизменительный аффикс не является окончанием или в слове несколько словоизменительных аффиксов, то не входящие в основу аффиксы отделяются от основы круглыми скобками, а внутри скобок каждый аффикс помечается условными обозначениями:
суффикс |окончание| постфикс (страдательный или безличный).
2. Непрерывной или прерывистой является основа слова?
Членится ли основа? Необходимо обозначить все виды морфем
в основе:
корень приставка суффикс постфикс интерфикс