Что такое школьный компонент в учебном плане
Школьный компонент
Уважаемый школьный управляющий, одним из важных вопросов, подлежащих согласованию со стороны Управляющего совета школы, является вопрос о реализации в Вашей школе так называемого «школьного компонента» учебного плана.
Что же такое «школьный компонент» учебного плана и почему вопрос о его решении важен для работы школы?
Напомним еще раз, что учебный план школы:
a. определяет, какие учебные предметы и за какое время осваивают дети в каждом классе.
b. включает в себя следующие компоненты:
Предметы федерального и регионального компонента иногда объединяют общим понятием «базовый компонент». В рамках базового компонента общая программа для всех школ Вашего региона едина (хотя, конечно, методики обучения могут отличаться друг от друга). А вот школьный компонент различными школами выбирается, планируется и используется по-разному.
Положение о порядке формирования школьного компонента и части учебного плана
на заседании педагогического совета
Директор школы: _________
Приказ от «1» сентября 2012 г. № 70
о порядке формирования школьного компонента
и части учебного плана
Компонент образовательного учреждения обеспечивает реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения, индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
1.1. Положение разработано в соответствии с:
· Законом Российской Федерации от №3266 – 1 «Об образовании»;
· Типовым положением об образовательном учреждении, приказами и другими нормативными правовыми актами, действующими в сфере образования;
1.2.Настоящее положение рассматривается на педагогическом совете, Управляющем совете и утверждается директором ОУ.
1.3.Настоящее положение является локальным нормативным актом.
Учебное время (часы) компонента образовательного учреждения используетя:
а) во II – IX классах для:
· реализации программ повышенного уровня по учебным предметам Инвариантной части Примерного учебного плана (углубленного изучения учебных предметов);
· введения в Инвариантной части учебного плана дополнительных учебных предметов, предусмотренных основной образовательной программой образовательного учреждения для обязательного изучения обучающимися и не дублирующих содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента;
· проведения элективных занятий;
· введения в Компоненте образовательного учреждения дополнительных образовательных модулей;
· проведения индивидуальных и групповых занятий;
б) в X – XI классах для:
· введения в Инвариантной части учебного плана дополнительных учебных предметов, спецкурсов, предусмотренных основной образовательной программой образовательного учреждения для обязательного изучения обучающимися и не дублирующих содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента;
· введения в Компоненте образовательного учреждения дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, элективных курсов, исследовательской деятельности;
· осуществления образовательных проектов.
Распределение часов Компонента образовательного учреждения обусловлено особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, главным направлением которой является формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Выбор вариативности школьного компонента позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать задачи создания условий для жизненного самоопределения каждого из учащихся, формирования у них ключевых компетенций и образовательными запросами и потребностями обучающихся, их родителей (законных представителей)
Перечень учебных программ, реализуемых в рамках учебного плана образовательного учреждения (Инвариантной части и Компонента образовательного учреждения), определяется и утверждается данным образовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в основной образовательной программе образовательного учреждения.
2. Формы организации школьного компонента и части учебного плана.
2.1 Вариативная часть учебного плана решает задачи, заложенные в образовательной программе школы, а именно:
· удовлетворения познавательных потребностей каждого ученика;
· обеспечения возможностей раннего самоопределения;
· внедрения информационных технологий в процесс обучения;
· реализации возможностей сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
· формирования интегральной компетентности школьников;
· привития навыков здорового образа жизни, формирования двигательной активности.
2.2. Элективные курсы обязательны для посещения учащимися и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных траекторий.
2.3 Задачами элективных курсов являются:
— поддержка базовых предметов в группах, где данные предметы не являются профильными;
— прикладное назначение курсов;
— повышение обще-эстетической культуры учащихся;
— развитие надпредметных способностей учащихся.
2.5. Механизм организации изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей
2.5.1. С целью ознакомления с вариативной частью учебного плана, проводится общешкольное (классные) родительское собрание.
2.5.2.Предварительно классные руководители проводят анкетирование среди обучающихся и их родителей, на педагогическом совете и Управляющем совете рассматривается вариативная часть учебного плана.
2.5.3. Родители пишут заявление, в котором указывают элективные курсы, которые призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности детей.
3. Организация и порядок проведения
3.1 Ежегодный набор элективных курсов зависит от:
— образовательных запросов обучающихся и их родителей;
— материальных, финансовых и кадровых возможностей.
3.2. Формы обучения на них могут быть как традиционными, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативные, групповые, проектно-исследовательские и т. п.)
3.3. Программно-методическое обеспечение вариативных курсов:
Реализация содержания курсов проходит по программам, созданных учителями-предметникам, прошедших экспертизу на методическом совете ОУ.
4. Права и обязанности учащихся
4.1. Учащийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов из предложенного списка в объеме, определенном учебным планом.
4. 2 Объем учебной нагрузки учащегося в неделю не должен превышать максимально допустимого (согласно учебному плану).
5. Способы оценивания уровня достижений учащихся.
5.1. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (презентации, конкурсные плакаты и рисунки, рефераты, исследовательские проекты), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
5.2.Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».
5.3. Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определённые блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельности, рефлексивные.
5.4. Итоговый контроль предметно-ориентированных курсов проводится в конце изучения курса. Он может иметь форму зачёта, тестовых заданий. Формой итоговой оценки каждого ученика может выступать оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
6. Ответственность и документация
6.1 Учитель несет ответственность за выполнение программы элективных курсов, реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы.
6.2. Учитель несет ответственность за ведение документации.
6.3 Список учащихся и прохождение программы фиксируется в классном журнале.
6.4. Учитель в праве сам определить систему контроля и оценивания деятельности учащихся на элективном курсе, в соответствии с поставленными целями и задачами курса.
6.5 Контроль за состоянием преподавания элективных курсов и посещаемостью учащихся возлагается на заместителя директора по УВР.
ПОЛОЖЕНИЕ о формировании компонента образовательной организации и части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка»
на педагогическом совете
Директор МБОУ «СОШ №72»
Приказ №___ от «___»________20___г.
о формировании компонента образовательной организации и части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
1.1.Настоящее положение разработано в соответствии:
— с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
— письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
— письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
— п риказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 18.05.2018 № 925 «О методических рекомендациях по составлению учебных планов и планов внеурочной деятельности для 1-11 (12) классов образовательных организаций Кемеровской области на 2018-2019 учебный год»;
— п риказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014 г. №1645, от 31 декабря 2015 г. №1576, от 29 июня 2017 г. №613) ;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644) (в редакции приказов Мионобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 No1241; от 22.09.2011 No2357; от18.12.2012 No1060; от29.12.2014 No1643; от18.05.2015 No507; от31.12.2015 No1576.
1.2 Положение регламентирует порядок распределения часов компонента образовательной организации и части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений на уровне НОО, ООО, СОО. Далее по тексту «компонент образовательной организации» и «часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений» будут называться «школьный компонент».
1.3 Школьный компонент – это образовательные услуги, предоставляемые образовательным учреждением, направленные на удовлетворение образовательных запросов учащихся, их родителей (законных представителей).
1.4. Школьный компонент может включать учебные предметы по выбору и элективные курсы.
1.5. Предметы школьного компонента, направленные на расширение и углубление содержания базовых учебных предметов, освоение дополнительного содержания образования, отражают специфику образовательного учреждения, позволяют более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
2.Особенности организации и содержания школьного компонента
2.1.Ежегодный набор предметов школьного компонента на учебный год рассматривается педагогическим советом с учетом:
— образовательных программ, реализуемых ОО;
— кадровых и финансовых возможностей ОО;
— образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.2 В школьный компонент входят учебные предметы и элективные курсы.
— реализуют учебные программы, необходимые для изучения в данном профиле, но не вошедшие в базовую часть учебного плана в соответствии с ФК ГОС;
— реализует учебную программу, востребованную обучающимися и их родителями (законными представителями), не вошедшие в обязательную часть учебного плана;
— дополняют, расширяют, углубляют учебные программы инвариантной части.
2.4. Элективные курсы решают задачи углубления, расширения содержания учебных предметов, входящих в обязательную (базовую) часть учебного плана, а также способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных областях деятельности человека.
2.5 Учителя разрабатывают программно-методическое обеспечение предметов школьного компонента.
Если школьный компонент является дополнением к обязательным учебным предметам, то учителем разрабатывается одна учебная программа на все часы данного предмета в совокупности. Если предмет школьного компонента представлен элективным курсом, то рабочая программа такого предмета школьного компонента составляется оформляется с учетом локального нормативного акта ОО.
3.1.Оценка учебных предметов по выбору, курсов школьного компонента в осуществляется по следующей системе:
— учебные предметы по выбору, элективные курсы, изучаемые не менее 64 часов за два учебных года, элективный курс «География зарубежных стран» независимо от срока освоения программы оцениваются по пятибалльной системе и учитываются при выставлении оценки за четверть (полугодие);
— элективные курсы, изучаемые менее 64 часов оцениваются по зачетной системе.
оценивается по пятибальной системе
3.2.В аттестате об основном общем или среднем общем образовании делается запись об изучении элективных курсов, учебных курсов (полное название в соответствии с учебным планом школы).
Планируем пространство
О возможностях Базисного учебного плана
Базисный учебный план школы – вещь, с одной стороны, очевидная и стабильная, а с другой – предоставляет школе определенные возможности для маневра. И задача школьной администрации в том, чтобы правильно распорядиться этими возможностями и наметить линию, по которой и будет развиваться образовательное пространство ОУ. Сегодня мы начинаем разговор на эту тему. И приводим примеры различных базисных учебных планов. Может быть, они помогут вам что-то поменять в своей школе либо же, наоборот, только утвердят вас в вашей собственной правоте.
Основой для разработки базисного учебного плана конкретного образовательного учреждения, где учитывается его специфика и условия функционирования, является региональный базисный учебный план.
Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана и несет нормативную нагрузку на уровне региона.
Разделение компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, регионального и школьного компонентов.
Федеральный компонент: – обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения; – создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.
Необходимыми требованиями при составлении учебного плана отдельно взятой школы является соблюдение минимального количества часов на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части регионального базисного плана, и предельно допустимая нагрузка учащихся, с учетом режима работы школы (пятидневной или шестидневной учебной недели).
В Приложении 3 приводится базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.98 г. № 322, и новый Федеральный базисный учебный план, одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом № 1312 Минообразования России 09.03.2004 г. В качестве примера регионального базисного учебного плана рассмотрен Московский региональный базисный учебный план, утвержденный приказом Московского комитета образования от 13.04.2001 г. № 275 с учетом поправок, внесенных в статью 3 Закона города Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании «в городе Москве», при условии безоговорочного выполнения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 1178-02). Также приводится пример учебного плана московской школы (см. Приложение 3).
Особенности образования на каждой ступени обучения подробно излагаются в пояснительной записке к учебному плану. Варианты составления пояснительных записок к учебному плану приведены в Приложении 1 и зависят от статуса общеобразовательного учреждения.
Формирование образовательного пространства конкретной школы осуществляется с помощью часов школьного компонента, в соответствии со статьей 32, п. 2е Закона «Об образовании». Предлагаем провести самоанализ учебного плана вашей школы для более четкого представления образовательного пространства и использования часов школьного компонента. Заполните предложенные таблицы 1 и 2 и анкету в Приложении 2 (на с. 20 и 24), которые помогут вам определить основные направления образовательного пространства школы, заложенные в учебном плане.
Елена СОВЕТОВА, директор школы № 901,
г. Москва
Варианты обоснования учебного плана общеобразовательного учреждения
Учебный план должен соответствовать статусу учреждения (статус должен иметь подтверждение в приказах МО РФ, региональных органов управления образованием, в уставных документах учреждения).
Пояснительная записка к учебному плану строится на обосновании выбранных приоритетов образования в данном образовательном учреждении.
Рекомендуется для гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением иностранных языков, Центров образования, Центров исторического, математического и др. образования.
Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:
1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана («Учебный план образовательного учреждения на ________ уч.г. сформирован на основе….» – перечисление документов).
– принцип «от человека образованного к человеку культурному». С целью раскрытия и формирования личностной культуры в содержании образования реализуются следующие требования:
– гуманитаризация естественно-научного образования;
– введение в учебный план «личностнообразующих курсов»;
– усиление вариантной части содержания образования в 8–9 классах курсами по выбору для организации предпрофильного образования.
– обозначить цели обучения по выбранному направлению в начальной, основной и старшей школе;
– указать количество часов, выделенных в учебном плане на изучение предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления);
б) на уровне интеграции учебных дисциплин. Три уровня интеграции:
– создание интегративного комплекса изучения предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направлений). Основной источник интеграции в этом случае – прямые межпредметные связи. Создается основа для профильно-ориентированной координации в преподавании отдельных предметов;
– осуществление интеграции между базовым образованием и дополнительными занятиями по предметам (часы ШК и занятия дополнительного образования). Предполагается более высокое качество межпредметных связей: проведение занятий на основе синтеза нескольких дисциплин. Высший уровень интеграции – введение новой учебной дисциплины, носящей интегративный характер, но имеющей собственный предмет изучения (например, отдельные страноведческие курсы: «культура Франции»);
в) на уровне горизонтальной преемственности в изучении предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления) в базовом, школьном компонентах и дополнительном образовании.
4. Характеристика компонентов учебного плана (обоснование увеличения базового уровня изучения отдельных предметов (за счет чего?), описание предметного наполнения образовательных областей).
5. Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные, линейные, концентрические и т.д.). 6. Особенности регионального компонента (отдельные часы или интегрированно с другими предметами; соответствие выбранному направлению).
7. Особенности школьного компонента (обоснование распределения часов в 1-й и 2-й половинах учебного дня).
8. Прогноз педагогических результатов нововведений учебного плана(переориентация содержания образования при обязательном сохранении базового уровня предполагает (ожидаемые результаты).
Пояснительная записка к учебному плану строится на основе описания особенностей образовательных областей.
Рекомендуется для школ с углубленным или расширенным изучением отдельных предметов, школ с лицейскими и гимназическими классами, школ с этнокультурным компонентом содержания образования.
– обеспечение числовой грамотности учащихся в объеме государственного стандарта;
– развитие логического и образного мышления у детей;
– формирование способности к анализу и синтезу;
– развитие умения точно и ясно выражать свои мысли;
– овладение русским языком в объеме государственного стандарта;
– развитие у школьников всех видов речевой деятельности;
– приобщение учащихся к богатству отечественной культуры;
– развитие ценностных отношений к мировой культуре;
– приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой;
– воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры.
– овладение естественно-научными знаниями в объеме государственного стандарта;
– формирование знаний о природе, в том числе и о природе родного края, как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры;
– экологическое воспитание школьников;
– гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ в целях сохранения психического и физического здоровья учащихся.
– овладение на уровне государственного стандарта необходимыми для социальной адаптации знаниями об обществе, основных социальных ролях и видах взаимоотношений, сферах человеческой деятельности;
– освоение знаний о важнейших событиях, процессах;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
– овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях;
– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи;
– воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
– овладение методами исторического и экономического познания.
– освоение технологических знаний на уровне государственных стандартов;
– воспитание технологической культуры, добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека;
– формирование навыков культуры труда;
– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации;
– развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей.
– приобретение учащимися необходимых знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии в объеме государственного стандарта;
– формирование умений и приобретение навыков по организации физкультурно- и спортивно-оздоровительной деятельности;
– укрепление здоровья учащихся и формирование ЗОЖ;
– воспитание волевых качеств, культуры поведения, движений, потребности в физическом совершенствовании.
– освоение знаний о классическом и современном искусстве в объеме государственного стандарта;
– воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
– овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
– развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
Цель пояснительной записки варианта II – показать горизонтальную и вертикальную непрерывность изучения и преемственность в содержании предметов каждой образовательной области, а также их роль в развитии и формировании личности обучающегося. Поэтому в заключении можно представить прогноз педагогических результатов всего учебного плана в виде проекта модели выпускников начальной, основной и старшей школы.
Пояснительная записка к учебному плану предполагает анализ содержания образования на каждой ступени школы.
Рекомендуется для школ, работающих в режиме функционирования, школ, переходящих в режим развития.
По параллелям 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов отдельно:
– соответствует базовому уровню изучение предметов: (перечислить по предметам и классам;.
– увеличение количества часов на изучение предметов (перечислить по предметам и классам) обусловлено ____________;
– введение интегрированных курсов ______________;
– часы ШК используются: (перечислить по предметам и классам);
– введение курсов ________ направленности за счет часов дополнительного образования;
– введение часов двигательной активности и свободного развития ___________;
– распределение часов в классах КРО.
Образовательный процесс строится по учебным планам общеобразовательного и предпрофильного направлений. По параллелям 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов отдельно:
– обоснование увеличения часов на расширенное изучение отдельных предметов;
– особенности изучения регионального компонента;
– распределение часов ШК (в базовые предметы и во вторую половину дня);
– введение курсов … направленности за счет часов дополнительного образования;
– введение часов двигательной активности и свободного развития;
– в 8-х и 9-х классах особенности предпрофильной ориентации.
Образовательный процесс строится по учебным планам общеобразовательного и профильного направлений. По параллелям 10-х, 11-х классов отдельно:
– обоснование увеличения часов на расширенное изучение отдельных предметов;
– особенности изучения регионального компонента;
– распределение часов ШК (в базовые предметы и во вторую половину дня);
– введение курсов … направленности за счет часов дополнительного образования;
– введение часов двигательной активности и свободного развития;
– особенности профильного образования.
Формирование образовательного пространства с учетом использования часов школьного компонента
В данную таблицу вносятся часы школьного компонента, которые использовались на указанные виды деятельности по конкретным предметам, и вычисляется процентное соотношение от общего числа часов школьного компонента, выделенного школе.
Использование часов школьного компонента в учебном плане школы
В данную таблицу в п/п 1 вносят название конкретных предметов базиса учебного плана, на которые были добавлены часы из школьного компонента (например, минимальное количество часов на русский язык и литературу в 9 классе – 5 часов, школа отводит на эти предметы 6 часов за счет часов ШК); в п/п 2 название спецкурсов, элективных курсов, факультативов, которые вводит школа за счет ШК (они могут быть как в сетке расписания, так и за ней); в п/п 3 название предметов, спецкурсов двигательной активности (ритмика, спортивные игры и т.п.), вводимые за счет шк. (эти часы стоят за сеткой основного расписания); в п/п 4 указываются предметы, на которые выделены часы ШК для индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися или одаренными детьми (эти часы – за сеткой основного расписания).
Анкета для проведения самоанализа учебного плана школы*
* Инструктивно-методические рекомендации к 2002/2003 у.г. – М.: Центр «Школьная книга», 2002. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001.