Что такое школьная дезадаптация
Как помочь адаптироваться первоклассникам. Часть 2
Что такое школьная дезадаптация
Школьная дезадаптация — это несовпадение индивидуальных особенностей ребенка с новой ситуацией, в которой он находится. Существует много описаний школьной дезадаптации, и все они подразумевают такие факторы как социально-средовые признаки, характер семейных отношений, особенности школьной образовательной среды, класс и даже само место, на котором сидит ученик.
Чтобы понять сложность перехода ребенка в новую среду, нужно обратиться к анализу возрастных особенностей старших дошкольников и младших школьников. Обе эти категории имеют такие характеристики как восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, общительность, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность, впечатлительность, устойчивое бодрое и радостное настроение, подвижность, импульсивность, неустойчивость, непроизвольность внимания. При этом старшим дошкольникам свойственно образование «детских обществ», игровые мотивы, отношение к друзьям на основе переживаемых эмоций, акцент на значимости родителей. Младшие же школьники ориентированы на создание детского коллектива, они принимают учебные мотивы, относятся к товарищам на основе правил поведения, понимают значимость учителя.
В положительной ситуации ребенок осознает, что в детский сад ходят жить, а в школу — учиться. Ему становится скучно в детском саду, он не видит ситуацию роста и сам стремится поменять свое положение. Однако так бывает не всегда.
Причины дезадаптации
Низкий уровень физического и функционального развития ребенка, состояния его здоровья, развития психических функций (наличие у ребенка ММД, СДВГ, неврологические или психические заболевания)
Неблагоприятная семейная ситуация, провоцирующая неврозы
Несоответствие интенсивности учебных нагрузок возможностям ребенка
Недостаточная подготовка к школе
Темповые характеристики ниже, чем у сверстников
Признаки дезадаптации
Неуспеваемость в обучении
Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению в целом и по отдельным предметам, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой
Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками
Личностные нарушения, неадекватная самооценка
Общая тревожность в школе
Профилактика дезадаптации
Даже если признаки дезадаптации не наблюдаются, необходимо понимать и предупреждать возможные сложности, которые могут возникнуть у ребенка в первый год обучения. Специалистами определены направления профилактической помощи — их стоит учитывать в собственной работе и обсуждать с родителями на собраниях:
Владение собственным телом
Освоение физического пространства
Понимание своих когнитивных способностей
Формирование отношения к собственным и чужим вещам
Изучение темповых характеристик
Значимость социальных связей
Группы риска
Дети, лишившиеся родительского попечения
Дети из семей с конфликтными взаимоотношениями
Дети, к которым предъявляются повышенные требования со стороны взрослых
У таких ребят высока вероятность дезадаптации, при этом они могут проявлять отдельные признаки школьной готовности. Школьная адаптация складывается из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. На когнитивном уровне дезадаптация проявляется в неприспособленности к предметной стороне учебной деятельности, в низком темпе деятельности. На эмоциональном уровне дезадаптация предстает в форме школьных фобий и неспособности ребенка управлять своим поведением. При поведенческих нарушениях адаптации ученик не принимает правила школьной жизни, совершает деструктивные действия.
Работа с дезадаптированными детьми
Дезадаптацию, как любое нарушение, легче предупредить, чем исправлять, однако помочь ребенку преодолеть сложную социальную ситуацию все же возможно. Существует техника, направленная на корень проблемы. Работа с ребенком проводится в несколько этапов:
Рассказ о прошлом, в котором все было хорошо
Рассказ о появлении проблемы
Выявление и обсуждение ресурсов и путей решения проблемы
Представление будущего, в котором проблема исчезает
Данная техника может быть реализована через художественное творчество, визуализацию.
Если ребенок положительно относится к школе, усваивает быстро и легко даже дополнительный материал, проявляет инициативу, занимает статусное положение в классе («он у нас умный»), адекватно воспринимает предъявляемые требования, внимательно слушает указания учителя и охотно выполняет поручения без внешнего контроля — значит, работа по профилактике дезадаптации проходит успешно.
Консультация «Школьная дезадаптация»
Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах.
Школьная дезадаптация являет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также является расстройством общей способности к психологической адаптации в связи с определенными патологическими факторами. Таким образом, выходит, что школьная дезадаптация – медико-биологическая проблема.
Негативным следствием данного отношения есть ориентир на обязательное тестирование перед поступлением ребенка в школу или для оценки степени развития школьника, в связи с его переходом с одного учебного уровня на следующий, когда от него требуются результаты отсутствия отклонений в способности обучаться по программе, предлагаемой педагогами и в школе, которую выбрали родители.
Появление признаков психогенного расстройства адаптации наблюдаются у многих учащихся. Некоторые специалисты считают, что примерно 15-20% учащимся требуется психотерапевтическая помощь. Также установлено, что существует зависимость частоты встречаемости расстройства адаптации от возраста ученика. У школьников младшего возраста школьная дезадаптация наблюдается в 5-8% эпизодов, у подростков эта цифра значительно больше и составляет 18-20% случаев. Также есть данные еще одного исследования, согласно которому расстройство адаптации у учеников возрастом 7-9 лет проявляется у 7% случаев.
Причины школьной дезадаптации учащихся
Выделяют несколько факторов, вызывающих школьную дезадаптацию. Ниже будет рассмотрено, каковы причины школьной дезадаптации учащихся,среди них выделяют:
— недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям; дефицит знаний и недостаточное развитие психомоторных навыков, вследствие чего ребенок медленнее, чем остальные справляется с заданиями;
— недостаточный контроль поведения – ребенку трудно сидеть целый урок, молча и не вставая с места;
— неспособность подстроится под темп программы;
— социально-психологический аспект – несостоятельность личных контактов с педагогическим коллективом и со сверстниками;
— низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.
В качестве причин школьной дезадаптации выделяют ещё несколько факторов, которые влияют на поведение ученика в школе и на отсутствие у него нормального приспособления.
Самым влиятельным фактором является влияние особенностей семьи и родителей. Когда некоторые родители проявляют слишком эмоциональные реакции на неудачи их ребенка в школе, они этим самим, совсем не подозревая, наносят ущерб впечатлительной детской психике. В результате такого отношения ребенок начинает стесняться своего незнания относительно какой-то темы, соответственно он боится разочаровать своих родителей и в следующий раз. В связи с этим у малыша развивается негативная реакция относительно всего, что связано со школой, это в свою очередь приводит к формированию школьной дезадаптации.
Вторым по значительности фактором после влияния родителей есть влияние самих учителей, с которыми взаимодействует ребенок в школе. Бывает, что педагоги неправильно строят парадигму обучения, что в свою очередь, влияет на развитие недопонимания и негатива со стороны учеников.
Еще один влиятельный фактор на развитие школьной дезадаптации – это влияние сверстников. Особенно школьная дезадаптация подростков очень зависима от этого фактора.
Подростки – это совершенно особая категория людей, которая отличается повышенной впечатлительностью. Подростки всегда общаются компаниями, поэтому мнение друзей, которые входят в круг их общения становится для них авторитетным. Как раз поэтому, если сверстники выражают протест системе обучения, то большая вероятность того, что сам ребенок также присоединится к всеобщему протесту. Хотя в основном это касается более конформных личностей.
Зная, каковы причины школьной дезадаптации учащихся, можно при возникновении первичных признаков диагностировать школьную дезадаптацию и вовремя начать с ней работать. Например, если в один момент школьник заявляет о нежелании идти в школу, у него снижается собственный уровень успеваемости, он начинает негативно и очень резко отзываться о педагогах, тогда стоит задуматься о возможной дезадаптации. Чем раньше будет выявлено проблему, тем быстрее с ней можно будет справиться.
Школьная дезадаптация может даже и не отображаться на успеваемости и дисциплине учеников, выражаясь в субъективных переживаниях или в форме психогенных расстройств. Например, неадекватные реакции на стрессы и проблемы, что связанны с дезинтеграцией поведения, появление конфликтов с окружающими людьми, резкого и внезапного спада интереса к процессу обучения в школе, негативизма, повышенной тревожности, распада навыков обучения.
Формы школьной дезадаптации включают в себя особенности учебной деятельности учеников младших классов. Ученики младшего возраста быстрее всего овладевают предметной стороной процесса обучения – навыками, приёмами и умениями, благодаря которым происходит усвоение новых знаний.
Освоение мотивационно-потребностной стороны учебной деятельности происходит как бы латентным образом: постепенно усваивая нормы и формы социального поведения взрослых. Ребенок еще не умеет использовать их настолько активно, как взрослые, оставаясь пока ещё очень зависимым от взрослых в своих взаимоотношениях с людьми.
Если у младшего школьника не происходит формирование навыков учебной деятельности или способом и приемов, которые он использует и которые закрепляются у него, являются недостаточно продуктивными и не рассчитанными на изучение более сложного материала, он отстаёт от одноклассников и начинает испытывать серьезные трудности в учёбе.
Таким образом, появляется один из признаков школьной дезадаптации – снижение успеваемости. Причинами могут быть индивидуальные особенности психомоторного и интеллектуального развития, которые, тем не менее, не являются фатальными. Многие педагоги, психологи и психотерапевты считают, что при правильной организации работы с такими учениками, с учётом индивидуальных качеств, обращая внимание на то, как дети справляются с заданиями разной сложности, можно на протяжении нескольких месяцев, без изоляции детей из класса, достигнуть устранения отставания в учёбе и компенсации задержки развития.
Еще одна форма школьной дезадаптации учащихся младшего возраста имеет сильную связь со спецификой возрастного развития. Замена основной деятельности (на смену играм приходит учёба, которая происходит у детей в возрасте шести лет, осуществляется из-за того, что лишь понимаемые и принимаемые мотивы учения при установленных условиях становятся действующими мотивами.
Следующая форма школьной дезадаптации состоит в неспособности к самоконтролю, произвольному управлению поведением и вниманием. Неумение приспосабливаться к условиям школы и управлять поведением соответственно к принятым нормам, может быть результатом неправильного воспитания, которое воздействует достаточно неблагоприятно и способствует обострению некоторых психологических особенностей, например, повышается возбудимость, возникают трудности с концентрированием внимания, эмоциональная лабильность и другие.
Основной характеристикой стиля семейных отношений к этим детям – полное отсутствие внешних рамок и норм, которые должны стать средствами самоуправления ребенком, или наличие средств контроля только вовне.
В первом случае это присуще тем семьям, в которых ребенок абсолютно предоставлен себе и развивается в условиях полной безнадзорности, или семьям с «культом ребенка», это значит, что ребенку позволяется абсолютно все, что он хочет, и его свобода не ограничена.
Четвертая форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в неумении адаптироваться к ритму жизни в школе.
Чаще всего она встречается у детей с ослабленным организмом и низким иммунитетом, детей с задержкой физического развития, слабой нервной системой, с нарушениями работы анализаторов и другими болезнями. Причина этой формы школьной дезадаптации в неправильном семейном воспитании или игнорировании индивидуальных особенностей детей.
Если негативные переживания не будут компенсированы, если не найдутся значимые люди, которые искренне желают добра и могут найти подход к ребёнку, чтобы повысить его самооценку, тогда у него образуются психогенные реакции на любые школьные проблемы, которые при повторном возникновении будут складываться в синдром, называющийся психогенной дезадаптацией.
Виды школьной дезадаптации
— неуспеваемость в учебе по программам, которые отвечают возрасту и способностям школьника, вместе с такими признаками, как второгодничество, хроническая неуспеваемость, дефицит общеобразовательных знаний и отсутствие необходимых навыков;
— расстройство эмоционального личностного отношения к процессу обучения, к учителям и к жизненным возможностям, связанным с учебой;
— эпизодические неподдающиеся корректировке нарушения поведения (антидисциплинарное поведение с демонстративным противопоставлением себя другим ученикам, пренебрежение правилами и обязательствами жизни в школе, проявления вандализма);
— патогенная дезадаптация, что является следствием нарушения работы нервной системы, сенсорных анализаторов, болезней головного мозга и проявлений разных страхов.
— психосоциальная дезадаптация, которая выступает в качестве половозрастных индивидуальных особенностей ребенка, что обусловливают его нестандартность и нуждаются в особом подходе в условиях школы;
социальная дезадаптация (подрыв порядка, моральных и правовых норм, асоциальное поведение, деформация внутренней регуляции, также социальных установок).
Выделяют пять основных типов проявления школьной дезадаптации.
Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, выражающая неуспешность ребенка в процессе обучения программам, соответствующих способностям школьника.
Второй тип школьной дезадаптации – эмоционально-оценочный, который связан с постоянными нарушениями эмоционально-личностного отношения как к процессу обучению в целом, так и к отдельным предметам. Включает в себя тревогу и переживания относительно возникающих в школе проблем.
Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, он заключается в повторении нарушения форм поведения в школьной среде и обучении (агрессивность, нежелание идти на контакт и пассивно-отказные реакции).
Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, с ним связанны отклонения в физическом развитии и здоровье школьника.
Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, он выражает затруднения в определении контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Профилактика школьной дезадаптации
Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.
Родители должны быть очень внимательными к своим детям и понимать, что во время периода адаптации школьник особенно сильно нуждается в поддержке близких людей и в готовности вместе переживать эмоциональные трудности, тревоги и переживания.
Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.
Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.
Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.
Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.
Школьная дезадаптация подростков отличает тех подростков, которые адаптированы к школе самим их отношением к учебе. Подростки с дезадаптацией часто указывают на то, что им тяжело учиться, что в учебе есть очень много непонятного. Адаптивные школьники в два раза чаще говорят о трудностях в недостатке свободного времени через загруженность занятиями.
Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.
Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.
В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.
Информационный подход основан на идеи того, что отклонения от норм поведения происходят, поскольку дети ничего не знают о самих нормах. Этот подход больше всего касается подростков, они информируются о правах и обязанностях, которые им предъявлены.
Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.
«Где ты, Школьная страна? Отыскать хотим тебя!» Сценарий выпускного бала Звучат фанфары. В зал выходит ведущий праздника Ведущий: Есть одна страна на свете Не найти другой такой, Не отмечена на карте, И размер-то.
Консультация «Талантливы вместе» И. А. Фадеева Ульяновская область, г. Ульяновск Музыкальный руководитель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №112 «Град Чудес».
Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.
Фотоотчёт о периоде адаптации в 1 классе «Наша школьная жизнь» В этом году у меня самые маленькие ученики – первоклассники. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы адаптационный период у ребенка.
Консультация «Как появилась поэзия» Известно одно красивое персидское сказание, которое повествует о том, что поэзия была порождена любовью. В сказании рассказывается о любви.
Консультация для родителей «Мы изучаем» На этой неделе мы изучали темы «Обувь, одежда, головные уборы осенью» 1. Развитие речи: Составление текста-поздравления, развивать связная.
Школьная олимпиада по астрономии Олимпиада школьников по астрономии 1. Какое утверждение ошибочно? Ответ обосновать 1) Кометы светятся, так как ядро кометы раскаляется и.
Что такое школьная дезадаптация
Чаще всего школьная дезадаптация наблюдается в начальной школе, когда дети только осваивают образовательную систему.
Признаки школьной дезадаптации:
1. Соматические признаки: ребёнок часто болеет, плохо засыпает, ему снятся кошмары, плохо встаёт по утрам, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом.
2. Поведенческие признаки: ребёнок дерётся с одноклассниками, хамит учителю, может его ударить, норовит не прийти на урок или уйти раньше.
3. Эмоциональные уровень: резкие перепады настроения, истерики по вечерам, низкая самооценка, яркие обвинения себя и окружающих (даже в незначительных неудачах), становится болеет раздражительным.
4. Познавательный уровень: не успевает делать всё, что делают в классе, не может сделать домашнее задание.
Причины школьной дезадаптации:
1. Недостаточная подготовленность к школе, ребенку не хватает знаний и навыков, он не успевает по программе за остальными ребятами в классе, соответственно, учебный процесс для ребёнка скорее неприятен, нежели увлекателен.
2. Недостаточны развиты социальные навыки. Ребёнку трудно находиться в кругу сверстников, он не может установить с ними контакт. Или ребёнку трудно взаимодействовать с учителем, т.к. нет опыта общения со взрослыми (не родителями), авторитет не воспринимается, границы не выстроены.
3. Недостаточна развиты навыки саморегуляции. Ребёнку тяжело сидеть на месте 40 минут подряд на уроке, за 15 минут перемены ребёнок не успевает восстановить свои силы.
4. Физиологически обусловленная неспособность выдерживать школьный темп.
Если вовремя диагностировать школьную дезадаптацию, то ребёнку можно помочь справиться с множеством школьных трудностей. Очень важно вовремя увидеть за ленью неспособность встроиться в систему и просьбу о помощи.
Алла Жукова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».
Подробно о диагностике с психологом можно узнать здесь.
Школьная дезадаптация
Ребенок пошел учиться в школу и у него возникли проблемы с обучением, трудности в коллективе и с учителем. Ребёнок делает простые ошибки в обыкновенных словах, не может правильно и красиво их написать, плохо запоминает информацию. У ребенка появились головные боли. Что с ребенком? Что случилось с малышом? Ведь до школы не было особых проблем. Возможно, у ребенка школьная дезадаптация!
Школьная дезадаптация (ШД) — это нарушения приспособления ребенка школьника к условиям обучения, снижение возможности обучения в школе соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с педагогами, программой обучения, коллективом и другими составляющими школы. Многие ученые сходятся во мнении, что это сложный многофакторный процесс, включающий неврологические и социально-психологические аспекты.
Неврологические аспекты
Они обусловлены неготовностью центральной нервной системы (ЦНС) к обучению в школе. Это дети, перенесшие нарушения со стороны нервной системы с рождения, (нарушения произошли во время беременности и в родах). Дети по возрасту должны идти в школу, им исполнилось 7 лет, но в результате поражения ЦНС с рождения они в дальнейшем имеют ряд трудностей при обучении. Часто у таких детей определяется синдром гиперактивности с дефицитом внимания (см. статью «Гиперактивные дети»). Так же это дети, имеющие моторную неловкость. Они плохо завязывают шнурки, плохо владеют ножницами и т.д.
Важной причиной развития ШД является наличие у детей различных неврозов и невротических реакций. Часто школьная дезадаптация возникает у детей перенесших черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. ШД наблюдается у детей имеющих головные боли и сама ШД может вызывать головные боли.
Социально-психологические аспекты
Эти аспекты обусловлены замкнутостью ребенка, его стеснительностью. Возможен неадекватный стиль поведения учителя в классе. ШД может быть обусловлена чрезмерной перегруженностью школьной программы, перегруженностью ребенка дополнительными занятиями в секциях, чрезмерной интенсификацией учебного процесса, нерациональной организацией учебного процесса.
Социально-психологические аспекты ШД решают педагоги и психологи. Для меня, как невролога, важны в большей степени неврологические проблемы. О них мы и поговорим подробнее.
У детей перенесших перинатальное (в сроке от 28 недели беременности, родах и первых шести дней жизни ребенка) поражение ЦНС, часто наблюдаются речевые нарушения: дислалия (неправильное произношение определённых букв или звуков), дизартрия (невнятная речь). Такие речевые нарушения у детей дошкольного возраста в начальной школе приводят к развитию нарушения речи и письма. Ведь как дети говорят, так они и начинают читать и писать. Вот почему очень важно чтобы ребенок пошел в школу с правильным произношением, и вот почему очень важно проводить логопедические занятия таким детям до школы. Наиболее часто встречаемые нарушения у детей начальной школы это дислексия и дисграфия.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, характеризующиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – нарушение письма, которая является одной из форм недоразвития письменной речи, характеризующаяся повторяющимися ошибками. Такие нарушения обусловлены дисбалансом связи между центрами, отвечающими за понимание речи и её произношением.
Дислексия по данным разных авторов встречается у 5-10 % детей школьного возраста. Мальчики страдают дислексией чаще (в 3-4,5 раза). У детей с дислексией при чтении наблюдаются следующие ошибки: замены и смешения звуков при чтении, нарушение понимания прочитанного, аграмматизмы (нарушения в падежных окончаниях, изменениях в окончании глаголов и др.), побуквенное чтение.
Головные боли также могут быть проявлением ШД. На приеме у детского невролога при обращении детей старше 6-летнего возраста – это дети в основном с головными болями и невротическими реакциями. На другие жалобы при обращении к неврологу в таком возрасте приходится незначительное количество обращений. Этим и было продиктована попытка рассказать вам о таких нарушениях.
Головные боли у детей раннего школьного возраста могут быть обусловлены астеническим состоянием, анемией, повышением внутричерепного давления, явлениями вегето-сосудистой дистонии (ВСД). В настоящее время этот термин ВСД замене на Синдром Вегетативной Дисфункции.
ШД возникает и у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Такие дети характеризуются импульсивностью, гиперактивностью, нарушением внимания (они быстро переключаются с одного предмета на другой, быстро отвлекаются, они не могут длительно концентрировать внимание и т.д.). Такие дети интеллектуально и умственно не имеют нарушений, но у них нет усидчивости.
ШД возникает у детей с неврозами, особенно с тиками. Об этих нарушениях читайте статьи: «Неврозы у детей», «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей».
При выявлении симптомов ШД, необходимо точно установить её причины. При установлении причин ШД, устранить их по возможности, а в дальнейшем проводить коррекцию такого состояния. Лечение должно быть комплексным включающим как психологическую коррекцию и психотерапию, так и медикаментозное лечение, которое назначает невролог. Медикаментозная терапия в зависимости от ведущего синдрома ШД, может включать назначение седативной (успокоительной терапии); ноотропов – это препараты, улучшающие память, внимание, речь; витаминотерапии (особенно витамины группы «В», которые улучшают обменные и метаболические процессы в нервной системе и обладающие антистрессовым действием). В каждом конкретном случае медикаментозная терапия назначается индивидуально. Проводятся методики на основе биологической обратной связи (БОС), психотерапевтические и логопедические занятия и др. Очень хорошо проводить занятия с педагогом-дефектологом.
Если ваш ребенок имеет трудности при обучении в школе, с коллективом, педагогами. Вам необходимо обратиться к неврологу и психологу.
Стоимость приема невролога: