Что такое школа видение
Формулирование видения и миссии образовательного учреждения
Формулирование видения и миссии образовательного учреждения
Стратегическое видение – образ будущего состояния образовательного учреждения, который посредством системы существенных характеристик дает профессиональное качественное представление об успехе в конкретной стратегической перспективе.
Стратегическое видение – это внутренний документ, необходимый руководителю и персоналу образовательного учреждения, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития.
Видение, как правило, представляет собой мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей. Стратегическое видение – взгляды руководителя и персонала школы (образовательного учреждения) на будущую деятельность образовательного учреждения.
Основной вопрос относительно стратегии образовательного учреждения, который должен задавать себе руководитель, звучит так: «Каким мы видим образовательное учреждение, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?». Ответы на этот вопрос составляют стратегическое видение. При формулировании видения руководителю необходимо в целом представить свое образовательное учреждение при самых лучших обстоятельствах, совершив мысленное путешествие в будущее (рис. 1).
Структура стратегического видения
При разработке видения руководитель и персонал образовательного учреждения должны определить:
· каким они видят будущее образовательного учреждения;
· в каком направлении они должны развиваться;
· какими станут в будущем используемые образовательные технологии;
· какое положение в системе образования должно занять образовательное учреждение в долгосрочной перспективе.
В ходе разработки видения образовательного учреждения на основе интерактивных технологий происходит объединение индивидуальных идеалов. Образ будущего должен включать в себя описание разрыва между настоящим и будущим и оценку достижимости желаемого образа, что позволяет скорректировать видение образовательного учреждения. Технологическая схема разработки видения представлена на рисунке 2.
Технологическая схема разработки видения
Сформулированное стратегическое видение значительно снижает риск случайных решений и обеспечивает согласованность действий руководителей, педагогов, обслуживающего персонала с общей политикой образовательного учреждения.
Для разработки стратегии необходимо четко определить миссию образовательного учреждения. Миссия – это принятое сообществом учреждения и официально декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения, о его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. Миссия задает рамки и направления, внутри которых определяются стратегические цели.
Причины создания миссии можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним причинам относятся необходимость формирования имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции, например, для школы это может быть конкуренция за привлечение учащихся. Внутренние причины формулирования миссии связаны с необходимостью:
· определения поля поиска решения проблем;
· внутренних изменений в образовательном учреждении;
· определения общего приоритетного направления деятельности;
· повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества в учреждении.
Миссия – это «визитная карточка» образовательного учреждения. Она должна быть привлекательна, понятна для всех, кто может воспользоваться образовательными услугами учреждения. Поэтому ключевым вопросом для определения миссии является «Для кого мы работаем и какого результата хотим добиться?». Чтобы оптимально сформулировать миссию своей организации, желательно найти ответы на несколько вопросов «зачем?».
Зачем это образовательное учреждение учредителям? Ответ на этот вопрос помогает понять ожидания учредителей и учесть их в выборе развития ОУ; с одной стороны, сохранить свое лицо, с другой, быть в курсе изменений, происходящих в системе образования.
Зачем это образовательное учреждение обществу (социуму)? Нашедшие ответ на этот вопрос получают массу серьезных преимуществ. В первую очередь – точное понимание тех, на кого ориентирована их деятельность, а также определение того, что и как предлагается в ответ на социальный запрос.
Зачем это учреждение людям, которые в нем работают? Коллективный поиск ответа на этот вопрос помогает создать атмосферу сопричастности ко всему происходящему в ОУ, соучастия в его делах, столь важное в наше время чувство социальной принадлежности, позволяет обнаружить то, что отличает сотрудников вашего учреждения.
Таким образом, миссия образовательного учреждения как социально ответственной системы будет более или менее полной, если она определяется с учетом интересов обучающихся, педагогов, сотрудников, муниципальной образовательной системы, разнообразных партнеров и т. д. Что ОУ может предложить им, кроме собственных образовательных услуг? Что ОУ готово сделать для своих сотрудников? Что ОУ собирается сделать для муниципальной образовательной системы, более широкой социальной среды?
Очень важно, чтобы, сформулировав миссию, администрация и педагоги основывались на ней при обсуждении и принятии решений относительно жизнедеятельности образовательного учреждения. Они должны быть в состоянии определить, соответствует ли конкретное решение или метод работы заявленной миссии, которая в идеале должна вырабатываться коллегиально.
Таким образом, миссия образовательного учреждения отражает смысл его существования. Миссия всегда индивидуальна, уникальна, неординарна, в ней заключена основная «изюминка», образ «новизны», неповторимости коллектива, предназначение ОУ в мире в целом, и в мире образования в частности.
В то же время в миссии любого образовательного учреждения можно выделить общие элементы (то, что присуще назначению любого образовательного учреждения данного типа), специфические (то, что характерно для данного вида или данной модификации образовательного учреждения, например, гимназии, лицея), уникальные (то, что является уникальной миссией и назначением данной организации и отличает ее от всех других) (рис. 3).
Миссия образовательного учреждения
Назначение миссии связано с реализацией внешней и внутренней функций. Внутренняя функция состоит в создании «рамок», в которых можно принимать решения, касающиеся деятельности образовательного учреждения. Эти рамки важны для определения единства идей и ценностей, лежащих в основе функциональных обязанностей каждого сотрудника. Особую важность внутренняя функция миссии приобретает в нынешней ситуации нестабильности и изменчивости образовательной политики. В условиях модернизации образования миссия является важным инструментом выбора профиля ОУ, поскольку возрастает конкуренция и вместе с ней усиливается необходимость четкого представления особенностей и специфики конкретного образовательного учреждения. В этом случае особое значение приобретает внешняя функция миссии, которая дает социальному окружению и возможным партнерам и клиентам ясное представление о том, в чем специфика и привлекательность данного образовательного учреждения.
Внешняя функция миссии позволяет определить статус учреждения, его имидж. Заявляя о своей миссии, образовательное учреждение как бы предъявляет потенциальным заказчикам образовательных услуг свою визитную карточку, что очень важно для установления будущих отношений социального партнерства.
Миссия не формулируется в один момент. Руководитель образовательного учреждения, вовлекая в этот процесс всех членов коллектива, создает реальные условия для его развития как команды единомышленников. В процессе формирования миссии можно выделить три основных этапа: подготовка, формулирование и развитие (пересмотр). Эти стадии время от времени повторяются, когда возникает необходимость в уточнении задач, основанном на опыте или внешних изменениях.
Этап подготовки. В большинстве случаев подготовкой руководит управленческая команда школы. Если руководство берет на себя один человек, важно, чтобы вся администрация ОУ была вовлечена в ее разработку. Процесс формулирования миссии требует учета многочисленных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ОУ, поэтому он носит аналитический характер. Перечислим возможные факторы, влияющие на формулировку миссии ОУ:
· политика государства в области образования;
· требования и ожидания рынка по отношению к качеству подготовки выпускников;
· правила и нормы оформления документации;
· характер, цели и результаты работы учебных заведений, из которых приходят обучающиеся и/или педагоги;
· динамика изменений на рынке труда;
· динамика демографической ситуации в регионе;
· взгляды, убеждения, морально-этические ценности педагогов и других работников ОУ;
· особенности организации учебно-воспитательного процесса в ОУ и используемые учебно-методические комплексы;
· уровень развития культуры ОУ;
· особая образовательная философия ОУ;
· традиции и прошлый опыт ОУ;
· способность ОУ изменяться.
Большую часть внешних факторов изменить невозможно, на некоторые можно частично повлиять (например, ожидания родителей или учебных заведений, в которые выпускники школы могут поступить). Внутренние факторы не только могут, но и должны изменяться в сторону большего соответствия желаемой ситуации. Такие изменения находят свое отражение в процессе определения миссии образовательного учреждения.
Для изучения внешних и внутренних факторов используют SWOT-анализ (рис. 4)
Схема SWOT-анализа факторов среды образовательного учреждения
Этап формулирования миссии. Управленческая команда ОУ должна быть способна выработать предварительную формулировку миссии, учитывающую значимые внутренние и внешние факторы, но очень важно вовлечь в этот процесс остальных участников образовательного процесса. Одно из возможных мероприятий этого этапа — проведение опроса или анкетирования заинтересованных лиц (педагогов, других работников ОУ, совета ОУ, обучающихся). Примерные вопросы для анкетирования:
· Каковы, по Вашему мнению, сильные и слабые стороны ОУ?
· Какие факторы больше всего способствуют успеху ОУ и какие меньше?
· Нарисуйте, пожалуйста, идеальную картину ОУ, какой оно должна стать через пять лет.
· Подумайте, что могут ждать от ОУ родители, общественность?
· Что Вы считаете самым важным в ОУ и о чем больше всего заботитесь?
Можно также раздать список общих целей ОУ и предложить проранжировать их в соответствии с возможностью реализации. Подобный опрос позволит выявить несоответствия между существующей ситуацией и желаемой, показать, есть ли согласие относительно целей ОУ и каковы различия во взглядах, а также различия между отдельными подразделениями ОУ.
Такого рода обзор важен не только для получения данных о существенных внутренних факторах, но и для того, чтобы войти в контакт с людьми и заставить их задуматься о миссии ОУ. Результаты обзора можно сопоставить с другими (например, внешними) факторами и затем обсудить. Важно, чтобы словесная интерпретация помогала четко формулировать задачи ОУ.
Этап развития миссии. Дальнейшее развитие и пересмотр – это не однократное действие. Предварительную формулировку миссии можно предложить для обсуждения, чтобы люди увидели в ней свою роль, и обсудить конкретное ее значение. Однако все это — лишь часть процесса формулирования миссии. Развитие ОУ можно сверять с миссией, с другой стороны, можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность, или ее нужно адаптировать к изменившейся ситуации.
Три этапа разработки миссии можно представить в виде определенного организационного алгоритма.
Организационный алгоритм разработки миссии
1. Запуск работы по созданию миссии. На этом этапе инициативу берет на себя руководитель, который является носителем видения. Он должен решить:
· кто будет привлечен к работе по созданию миссии: вы ограничитесь силами своих специалистов, или вам понадобится помощь внешних экспертов, родителей, руководителей более высокого ранга и т. д.;
· как будет организован процесс создания миссии, кто войдет в рабочую группу, кто будет координировать процесс;
· какими ресурсами вы располагаете: временем, деньгами, кадрами и т. д.;
· каким образом будет до всех доведена информация о том, как вы собираетесь организовать предстоящую работу.
Когда Вы выполните эти шаги, у вас появится план работы по созданию миссии.
2. Создание проекта миссии. Для этого необходимо определить:
· что в ОУ уже есть из того, что вы хотели бы видеть в идеале (видение), или что могло бы вам помочь приблизиться к этому идеалу;
· кто будет «потребителями» миссии;
· что именно вы хотите для них сделать, т. е. следует продумать личностный (для детей, для педагогов, для родителей) и социальный (для города, для рынка труда) контексты миссии. С этой целью удобно использовать «Модель разработки миссии». В результате у вас появится проект миссии. Исходя из этого создается текст миссии, который будет обсуждаться.
3. Обсуждение проекта миссии. На этом этапе работы важнейшим моментом является привлечение к обсуждению максимального количества людей в ходе дискуссий, дебатов письменных предложений, замечаний, мнений. В результате можно провести ранжирование предложений. Самые существенные обязательно надо учесть и внести соответствующие изменения в текст миссии. После того как учтены и внесены все изменения, текст миссии готов к оформлению.
4. Оформление и презентация миссии. Оформление предполагает, во-первых, что сам текст будет достаточно простым и в то же время личностно значимым для тех, кому он адресован. Во-вторых, текст должен быть красочно, привлекательно оформленным.
Презентация миссии может быть проведена разными способами: опубликована и распространена среди «потребителей» в виде рекламного проспекта, в виде плаката размещена на стенах, озвучена на собрании и т. д. и т. п. При разработке миссии необходимо учесть, что ее формулировка должна сочетаться с видением развития образовательного учреждения (рис. 5).
Схема разработки миссии образовательного учреждения
Впечатление, которое ОУ желает произвести во внешней среде
Миссия, видение и ценности современной школы
Дата публикации: 18.11.2014 2014-11-18
Статья просмотрена: 21847 раз
Библиографическое описание:
Дудина, Е. А. Миссия, видение и ценности современной школы / Е. А. Дудина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 528-530. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13670/ (дата обращения: 07.12.2021).
Во все времена система образования, и школа, прежде всего, представляла собой весьма консервативную структуру. Выполняя свою основную задачу — подготовку молодого поколения к жизни и успешной самореализации в обществе, социализации личности, трансляции культурного наследия — школа, как на концептуальном уровне, так и в повседневной практике, опиралась и опирается на весьма традиционные гуманистические ценности и на имеющий глубокие историкокультурные основания образ всесторонне развитой личности, человека, обладающего широким кругозором, разнообразными навыками и интересами.
Для концептуального осмысления, стратегического планирования и повседневной педагогической практики школы эта необходимость сочетания культурного консерватизма и социальной актуальности имеет целый ряд следствий: это и необходимость изучения обобщенных и на первый взгляд далеких от школьных дел, интерпретаций современной социокультурной ситуации; и понимание многообразия задач, стоящих перед преподавателем; и апробация новых методов преподавания и подходов к обучению; и постоянный диалог между педагогом, учеником, родителями; и целый ряд других [1, с.23].
Нет сомнения, что сложность и даже некоторая противоречивость положения современной школы — залог продуктивности поиска новых образовательных принципов и идей.
В тоже время, выполнение этой основной задачи требует от школы ориентации на актуальные тенденции и проблемы развития общества, в котором сегодняшнему ученику завтра придется жить и трудиться. Не секрет при этом, что в современном, активно модернизирующемся мире многие традиционные ценности (и, прежде всего, ценность традиции как таковой) подвергаются переосмыслению, а зачастую и прямой девальвации. К тому же, по крайней мере, с середины XIX и особенно в ХХ веке бурное развитие индустриальной экономики настойчиво отодвигало на второй план принцип целостности в образовании, отдавая приоритет подготовке хорошо информированного «узкого» специалиста. Такой подход уже не соответствует реалиям современного мира. Его преодоление — сложная и многоплановая задача, требующая новых подходов к содержанию и формам образовательной деятельности.
Наше время — это время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники, проявляющегося во всех сферах жизни. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляются новые науки, новые специальности и профессии. Меняется мода, меняются взгляды на искусство, культуру. И вся эта быстроразвивающаяся жизнь требует, чтобы мы развивались вместе с ней, успевали за всеми ее новшествами и переменами. Не случайно Президент Российской Федерации Д.Медведев определил «главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», а результат образования — как «не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении».
Размышляя о школе, мы невольно задумываемся о том, какова её роль, какую миссию и какие ценности несёт современная школа?
С латинского языка слово missio переводится как посылка, поручение. Но в современном мире слово миссия имеет другое смысловое значение. Миссия — предназначение к чему либо важному, ответственная роль кого-либо, чего-либо.
Современная школа — это технически оснащенные классы, просторные, светлые, украшенные цветами коридоры, спортивный комплекс, тренажерный зал, бассейн, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха для учителей и учеников. Здесь проходят современные уроки с использованием новых педагогических технологий и новых ТСО, работает мультимедиа центр, где информацию ученик может получить как в электронном, так и в бумажном виде. Здесь кипит жизнь на уроках и во внеурочное время.
Конечно же, современная школа — это не только красивое здание и учебные предметы, это лица, характеры, личности учеников, поэтому, что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, в центре всегда будет ребенок — наш ученик.
От члена современного демократического общества ожидается, что он или она обладает знаниями, имеет собственные мнения и активно участвует в трудовой и социальной жизни общества. Школа должна дать детям хорошие общие знания. Это значит, что дети получат знания по многим разным темам. Они будут изучать язык, математику и окружающие нас общество и природу [2, с.25].
Чего ещё хотят родители, помимо того, что школа должна дать детям хорошие знания? Перед ней стоит много задач. Например, дети должны научиться:
— искать информацию и подходить к этой информации критически;
— вырабатывать собственное мнение на основе найденной информации и собственных оценок;
— отстаивать свою точку зрения.
Достаточно ли перечисленных факторов для становления успешной личности?
В основе модели современной школы — открытая безопасная образовательная среда, обладающая особыми качествами. Школа должна стать дружественной по отношению к детям и взрослым, оптимизировать возможности их личностного становления и развития, наращивать их жизненные и духовные силы.
Миссия школы в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования образа успешного человека. Сознательное отношение к здоровью — путь к Успеху! Успешного в работе, квалифицированного и творческого работника должна подготовить современная школа. «Личность. Интеллект. Культура» — именно в них отражаются видение (задачи) школы и основные ценности школы.
Школа должна помочь детям взрастить потребность с каждым днем становится лучше, научить быть толерантными и общительными.
Поэтому именно ученик является основной ценностью всей жизни школы, он источник вдохновения учителя, педагога, директора.
Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей учащихся; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.
Миссия школы также и в том, чтобы показать, как можно формировать социально успешную личность (как среди учащихся, так и среди педагогов), на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым «престижным» социальным сценариям.
Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
— осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;
— доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;
— стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;
— стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;
— атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;
— безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
— стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.
Современный учитель, стремящийся выполнить миссию школы, должен быть настоящим профессионалом своего дела, толерантным по отношению к своим ученикам и, несомненно, любить детей. Только успешный учитель сможет воспитать успешного ученика!
Воспитывая ученика, обучая его, педагоги формируют личность и интеллект, компетентность и лидерские качества.
Культура общения и образа жизни делает общение с учащимися интересным и «классным», что приводит к увеличению количества социальных партнеров.
Равенство, равнозначимость и свобода человека принимать собственные решения — это основные ценности общества. Эти ценности отражаются и в школе. Обучение и внеклассные мероприятия в школе должны научить учащихся тому, что все люди имеют одинаковую ценность. Учащиеся должны иметь возможность влиять на свои школьные будни, и они быстро учатся брать ответственность за процесс своего обучения. Школа обязана предложить ученикам обучение на таком уровне, который лучше всего подходит каждому конкретному ученику [3, с.12].
Цель современной школы — воспитание самостоятельного человека, обладающего хорошими знаниями и социальными навыками.
Чему ещё должна научить современная школа?
— проектировать решение проблем и задач;
— убеждать и аргументировать свою позицию;
— саморазвиваться и самосовершенствоваться;
— оценивать результаты своего труда;
— развивать социальную мобильность.
Результатом деятельности учителя, несомненно, является человек, обладающий некими качествами:
— человек, готовый и умеющий непрерывно учиться;
— человек способный к ответственным решениям;
— человек, умеющий общаться и сотрудничать;
— человек, умеющий продуктивно и качественно работать;
— физически и психически сдержанный человек;
— свободный, обеспеченный, критически мыслящий человек, уверенный в себе.
Таким образом, школа, подготовившая выпускника с высокой познавательной мотивацией, готового к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования, умеющей совмещать рационалистический и эмоционально-ценностный подходы к жизни, умеющего здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения, способного к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей, несомненно, выпустит в жизнь успешного человека во всей его дальнейшей жизни.
1. Декларации принципов обучения (Директорат образования), с.23
2. Парсонс Т.О структуре социального действия. — М., 2000, с.25.
3. Василенко И. С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Ростов–на–Дону, 2003, с.12.