Что такое ширка в исламе
Ширк и его виды
Ширку можно дать следующее определение:
Получается, что человек сделает ширк, если совершит одно из 4-х деяний:
1) Приравняет Личность Господа по какому-либо из аспектов к личности творения
2) Приравняет какое-либо из Качеств Аллаха к качеству творения
3) Посчитает, что какое-либо действие, на которое способен только Аллах, может совершить кто-то из творений
4) Посвятит какое-либо поклонение кому-либо или чему-либо помимо Аллаха
Ширк в личности Аллаха и Его Именах
Христиане верят в догмат о Троице, представляя Аллаха как одного из трех или же как «три ипостаси в одном». Аллах сказал об этом в Кур’ане следующее:
لَّقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ ثَالِثُ ثَلَاثَةٍ وَمَا مِنْ إِلَهٍ إِلَّا إِلَهٌ وَاحِدٌ وَإِن لَّمْ يَنتَهُوا عَمَّا يَقُولُونَ لَيَمَسَّنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания» (5:73)
Также некоторые христиане убеждены, что Иса, мир ему, якобы является Господом. Аллах сказал об этом следующее:
لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ وَقَالَ الْمَسِيحُ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах — это Мессия, сын Марьям». Мессия сказал: «О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей (совершает ширк), тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72)
Мы видим, как Аллах назвал подобные убеждения ширком.
Крайние суфии, которые убеждены в концепции единства бытия, ошибочно полагают, что Аллах растворен в творениях так, что является их частью, образуя с ними единое целое. Иными словами, они думают, например, что в каждом из нас якобы есть частичка Аллаха.
Индусы думают, что Своей сущностью Аллах якобы похож на животное.
Атеисты полагают, что Творцом является природа.
Группа из числа уподобляющих заявляет, что Господь Миров якобы похож на человека и имеет материальное тело.
Все они возводят ложь на Аллаха, приписывая Ему то, что Он о Себе не говорил.
Относительно тех, кто описывает Аллаха так, как Он Сам Себя не описал, в Кур’ане говорится:
بَيِّنٍ فَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللَّهِ كَذِبًا
«Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?» (18:15)
إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ
«Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (6:116)
إِنَّمَا يَأْمُرُكُم بِالسُّوءِ وَالْفَحْشَاءِ وَأَن تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ
«Воистину, он (шайтан) велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (2:169)
Что касается Имён Аллаха, то Он сказал об этом в Кур’ане следующее:
رَّبُّ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا فَٱعْبُدْهُ وَٱصْطَبِرْ لِعِبَٰدَتِهِۦ ۚ هَلْ تَعْلَمُ لَهُۥ سَمِيًّا
«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем?» (19:65)
Если кто-то посчитает, что среди творений есть создание, которое заслуживает описания теми же прекрасными Именами, что и Аллах, то это будет ширком и величайшим заблуждением. Нет никого подобного Ему!
Про тех же, кто отрицает, искажает или опустошает смысл Имен Аллаха, Он сказал:
وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُوا الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«У Аллаха — самые прекрасные Имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (7:180)
كَذَلِكَ أَرْسَلْنَاكَ فِي أُمَّةٍ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهَا أُمَمٌ لِّتَتْلُوَ عَلَيْهِمُ الَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَهُمْ يَكْفُرُونَ بِالرَّحْمَنِ
«Так Мы отправили тебя к народу, до которого жили другие народы, чтобы ты прочел им то, что Мы внушили тебе в Откровении, но они не уверовали в Милостивого» (13:30)
Ширк в отношении Качеств Аллаха
Некоторые люди утверждают, что они якобы знают сокровенное. К ним относятся любого вида провидцы, прорицатели, гадалки, предсказатели и астрологи, которые берут на себя смелость говорить о событиях будущего.
Аллах говорит в Кур’ане:
قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الْغَيْبَ إِلَّا اللَّهُ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ
«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, и не знают они, когда их воскресят»» (27:65)
إِنَّ اللَّهَ عِندَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«Поистине, только Аллах обладает знанием о [Судном] Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий» (31:34)
Любой же, кто поверит в сказанное таким человеком — совершит ширк, утвердив такого предсказателя в вопросе о знании сокровенного в сотоварищи к Аллаху.
Вот как объяснил это сам посланник Аллаха ﷺ:
من أتى كاهناً فصدقه بما يقول، فقد كفر بما أنزل على محمد
« Кто пришел к предсказателю и поверил в сказанное им, тот тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду » (Ахмад 2/408, 429 и 476, Абу Дауд 3903, Тирмизи 135).
Аналогичным образом происходит придавание Аллаху сотоварищей и в других Качествах, которыми можно описывать только Его Одного.
Так, например, крайние суфии убеждены в том, что их мертвые устазы — аулия, якобы способны слышать и видеть своих мюридов, где бы они не находились. Этим они приписывают такие Качества Аллаха как абсолютный слух, зрение и знание — своим устазам, делая из них сотоварищей Аллаху.
Господь Миров сказал о Себе:
أَمْ يَحْسَبُونَ أَنَّا لَا نَسْمَعُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُم
«Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров?» (43:80)
يَعْلَمُ مَا يَلِجُ فِي الْأَرْضِ وَمَا يَخْرُجُ مِنْهَا وَمَا يَنزِلُ مِنَ السَّمَاءِ وَمَا يَعْرُجُ فِيهَا وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
«Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к Нему. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (57:4)
Именно поэтому иметь убеждение о том, что мертвый или находящийся далеко устаз может видеть, слышать и знать о положении своего мюрида — является ширком, который аннулирует иман человека.
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей (совершает ширк), но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48)
Тоже самое касается и всех остальных Качеств Аллаха, которые мушрики приписывают своим лжебожествам, возводя тем самым ложь на Господа Миров. Про таких Всевышний говорит:
وَيَوْمَ نَحْشُرُهُمْ جَمِيعًا ثُمَّ نَقُولُ لِلَّذِينَ أَشْرَكُوا أَيْنَ شُرَكَاؤُكُمُ الَّذِينَ كُنتُمْ تَزْعُمُونَ
«В тот день Мы соберем их вместе, а затем скажем тем, кто приобщал сотоварищей: «Где сотоварищи, о существовании которых вы предполагали?»» (6:22)
وَضَلَّ عَنْهُم مَّا كَانُوا يَفْتَرُونَ
«Но покинет их то, что они измышляли» (6:24)
Другой вариант ширка в Качествах Аллаха случается, когда люди приписывают Аллаху качества творений, которые не лишены недостатков и изъянов.
Классическим примером подобного ширка является приписывание Аллаху детей. Так, христиане сказали, что Иса, мир ему, якобы является сыном Аллаха. Иудеи сказали, что сыном Аллаха является Узейр, а мекканские мушрики полагали, что ангелы являются дочерьми Аллаха, которые были рождены от джиннов женского пола.
Вот как опровергает всю эту ложь Господь Миров:
وَقَالَتِ الْيَهُودُ عُزَيْرٌ ابْنُ اللَّهِ وَقَالَتِ النَّصَارَى الْمَسِيحُ ابْنُ اللَّهِ ذَلِكَ قَوْلُهُم بِأَفْوَاهِهِمْ يُضَاهِئُونَ قَوْلَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن قَبْلُ قَاتَلَهُمُ اللَّهُ أَنَّى يُؤْفَكُونَ
«Иудеи сказали: «Узейр — сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия — сын Аллаха». Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (9:30)
قُلْ إِن كَانَ لِلرَّحْمَنِ وَلَدٌ فَأَنَا أَوَّلُ الْعَابِدِينَ
سُبْحَانَ رَبِّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ رَبِّ الْعَرْشِ عَمَّا يَصِفُونَ
«Скажи: «Если бы у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться (ему). Пречист Господь небес и земли, Господь Трона, и далек от того, что они приписывают!»» (43:81-82)
فَاسْتَفْتِهِمْ أَلِرَبِّكَ الْبَنَاتُ وَلَهُمُ الْبَنُونَ
أَمْ خَلَقْنَا الْمَلَائِكَةَ إِنَاثًا وَهُمْ شَاهِدُونَ
أَلَا إِنَّهُم مِّنْ إِفْكِهِمْ لَيَقُولُونَ
وَلَدَ اللَّهُ وَإِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ
«Спроси их, почему это у твоего Господа дочери, а у них — сыновья? Или же Мы сотворили ангелов женщинами, и они присутствовали при этом? Воистину, по своей лживости они говорят: «Аллах родил». Воистину, они — лжецы!» (37:149-152)
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ
«Скажи: «Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему»» (112:1-4)
Мы видим, как в этих прекрасных аятах Аллах отрицает от себя все эти наговоры и разъясняет, что он не рождал ребенка, не нуждается в этом и пречист от того, что ему приписывают лжецы.
В качестве другого примера можно привести аят:
وَقَالَتِ الْيَهُودُ يَدُ اللَّهِ مَغْلُولَةٌ غُلَّتْ أَيْدِيهِمْ وَلُعِنُوا بِمَا قَالُوا بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ يُنفِقُ كَيْفَ يَشَاءُ
«Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали. Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» (5:64)
В этом аяте Господь разъясняет ложность обвинения Его в скупости, которое выдвинули иудеи. Да и как Аллах может быть скупым, когда:
وَلِلَّهِ خَزَائِنُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ
«Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли» (63:7)
وَرَبُّكَ الْغَنِيُّ ذُو الرَّحْمَةِ
«Господь твой богат и обладает милостью» (6:133)
وَمَن يَبْخَلْ فَإِنَّمَا يَبْخَلُ عَن نَّفْسِهِ وَاللَّهُ الْغَنِيُّ وَأَنتُمُ الْفُقَرَاءُ
«Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах — богат, а вы — бедны» (47:38)
Ширк в отношении Действий Аллаха
Некоторые крайние суфии убеждены, что их мертвые аулия способны управлять частью мироздания, исцелять, наделять уделом, продлять жизни или воскрешать людей. Именно по этой причине они обращают к ним свои дуа, рассчитывая на помощь.
Подобные мерзкие убеждения являются ширком, который Всевышний многократно разъяснил в Кур’ане, отрицая от ложных божеств, которым поклонялись мушрики, возможность к подобным действиям.
قُلْ أَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ مَا لَا يَمْلِكُ لَكُمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا ۚ وَٱللَّهُ هُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلْعَلِيمُ
«Скажи: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что не властно ни навредить вам, ни принести пользу? Аллах — Слышащий, Знающий»» (5:76)
إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ
«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» (35:14)
إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ لِمَ تَعْبُدُ مَا لَا يَسْمَعُ وَلَا يُبْصِرُ وَلَا يُغْنِي عَنكَ شَيْئًا
«Вот он (Ибрахим) сказал своему отцу: «Батюшка, почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и ничем не может помочь тебе?» (19:42)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَٱسْتَمِعُواْ لَهُۥٓ ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ لَن يَخْلُقُواْ ذُبَابًا وَلَوِ ٱجْتَمَعُواْ لَهُۥ ۖ وَإِن يَسْلُبْهُمُ ٱلذُّبَابُ شَيْـًٔا لَّا يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ۚ ضَعُفَ ٱلطَّالِبُ وَٱلْمَطْلُوبُ
«О люди! Вот вам пример, послушайте же его. Поистине, те, кому вы молитесь вместо Аллаха, не сотворят и мухи, если даже объединятся для этого, а если муха заберёт у них что-нибудь, им не отобрать этого у неё. Слаб и тот, кто просит, и тот, у кого просят» (22:73)
Ширк в поклонении
Разбирая вопрос о поклонении, мы говорили о 7-и его основных компонентах.
В каждом из этих 7-и компонентов поклонения человек может совершить ширк. Примеры такого ширка мы приводили в соответствующих статьях:
Не следует забывать, что ширком будет являться каждое дело, частью которого станет хотя бы один из видов ширка в компоненте поклонения.
Малый и большой ширк
Выше мы перечислили 10 видов ширка: ширк в Личности Аллаха, ширк в Его Качествах и Действиях, а также 7 видов ширка в каждом из компонентов поклонения.
Все остальные виды больших грехов, не вошедшие в эти 10 видов ширка, и которые называются в контекстах ширком — являются малым ширком.
Малый ширк — это слова и дела, которые названы ширком, но не относятся к одному из 10-и видов большого ширка.
В качестве примеров малого ширка можно привести: клятву не Аллахом, показуху, малый ширк во фразах наподобие: «Так пожелал Аллах и ты».
Прощает ли Аллах ширк?
Аллах не прощает без покаяния большой ширк, как об этом Он сказал в Кур’ане:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей [делают ширк], но прощает все остальные грехи [без покаяния], кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48)
Если же человек раскается, прекратит совершать ширк и твёрдо вознамерится более никогда не возвращаться к этому, то Господь Миров в таком случае прощает любые грехи:
قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный»« (39:53)
Всевышний Аллах в Коране говорит, что люди и джинны были созданы лишь для поклонения Ему. Признаками поклонения являются совершение того, что Всевышний нам повелевает, и отказ оттого, что Всевышний нам запрещает. Мусульманин, который не выполняет предписанное или совершает запретное, является грешником, ослушавшимся своего Господа. В конечном итоге, совершение грехов может привести человека в Ад. Поэтому каждому мусульманину и мусульманке следует знать о больших грехах, дабы не впасть в них. Ученые Ислама писали книги, в которых разъясняли людям об этих грехах и остерегали от их совершения. Одной из таких книг является прекрасная книга имама, шейха Шамсуддина аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах)(673-741 гг. по Хиджре) –«Китабуль Кабаир» (в переводе с арабского «Большие грехи»). Представляем перевод первой главы этой книги с небольшими пояснениями, комментариями и сокращениями:
Первый (большой) грех:
Самым большим грехом является ширк (многобожие), и он бывает двух видов.
Первый вид – это придание сотоварища Аллаху и поклонение чему-либо наряду с Аллахом, будь то камень, человек, солнце, луна, пророк, шейх, джинн, звезда, ангел или ещё что-нибудь.
Под поклонением имеется в виду придание каких-либо божественных атрибутов, таких как творение, всезнание, вечность и так далее, кому-либо помимо Аллаха.
Это большой ширк, о котором Всевышний упомянул в Коране: «Поистине, Аллах не прощает придание Ему сотоварища и прощает помимо этого ДРУГОЙ грех если пожелает» (сура ан-Нисаъ, 48).
Также Всевышний говорит: «Поистине, многобожие – великий грех» (сура «Лукман», 13).
Также Всевышний сказал: «Поистине, тому, кто придал Аллаху сотоварища, Всевышний запретил Рай, и его обителью станет Огонь» (Сура аль-Маида, 72). Аятов об этом много.
Человек, который придавал Аллаху сотоварища и умер многобожником, безусловно, станет обитателем адского огня, подобно тому, как человек, уверовавший в Аллаха и умерший мусульманином, станет обитателем Рая, если даже будет [предварительно] подвергнут наказанию [за свои грехи].
То есть человек может всю жизнь прожить праведником, не причиняя никому вреда, жертвуя большие суммы на благотворительность и так далее, но если он умер не мусульманином, он попадает в ад. И в тоже время, если мусульманин является нечестивцем, совершает даже большие грехи и так далее, но умер мусульманином, он попадает в Рай. Передаётся, что грешные мусульмане, плохие деяния которых перевесили хорошие, попадёт в ад, понесёт наказание за свои грехи и после этого попадёт в Рай.
Абу Бакр передает, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к сподвижникам, трижды сказал: «Поведать ли Вам о самых больших грехах?» Сподвижники ответили: «Конечно». Посланник Аллаха продолжил: «Это придание сотоварища Аллаху и ослушание родителей», посланник Аллаха лежал, опираясь на руку, а после этого сел и сказал: «И лживое слово и лживое свидетельство» и он повторял это так долго, что мы подумали: «Хоть бы он замолчал» (Бухари, 2766; Муслим 89).
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь семи смертных грехов» (Бухари, 6857; Муслим 89)и упомянул среди них многобожие.
В другом хадисе говорится: «Убейте того, кто сменил свою религию (ислам)» (Бухари, 3017).
Вероотступничество – это уход из Ислама после того, как человек был мусульманином. В вероотступничество можно попасть по причине убеждений, слов или действий. Вероотступничество является самым мерзким видом неверия, и по Шариату наказанием за вероотступничество является смертная казнь. Решение о вероотступничестве человека принимает квалифицированный к`ади (судья) и он сам (или его заместитель) приводит приговор в исполнение.
Второй вид многобожия – это деяния напоказ, как об этом говорит Всевышний Аллах: «Тот, кто надеется на встречу с Аллахом, пусть совершает праведные деяния и не поклоняется никому наряду со своим Господом» (сура аль-Кахф, 110). То есть [пусть человек] не совершает деяния напоказ.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Остерегайтесь малого ширка». Его спросили: «Что является малым ширком?» и он ответил: «Фальшь, деяния напоказ (рияъ)» (Имам Ахмад).
В известном хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что деяния зависят от намерений (Бухари, Муслим). То есть получим ли мы награду за свои деяния, зависят от того, с каким намерением мы это делаем. Человек может отдать огромную сумму денег в качестве милостыни, надеясь, что люди будут называть его щедрым, но он не получит за это никакой награды от Всевышнего. Другой может отдать сумму в сотни раз меньше первого ради довольства Аллаха и, соответственно, получит за это награду от Аллаха.
Также в хадисе говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Кто совершит деяние ради Меня и посвятит его (это деяние) кому-то ещё, то это деяние будет для него, Я чист от этого»(Муслим, 4, есть схожий хадис 2985).
В другом хадисе говорится: «Аллах опорочит того, кто будет рассказывать (людям о своих благих делах), и выставит напоказ того, кто будет (поклоняться Ему) напоказ другим» (Бухари 6499, Муслим).
Шариат призывает к сокрытию наших благих дел, ибо Всевышний видит их, и если деяния совершаются ради него, нет нужды выставлять их напоказ. Если же человек рассказывает о них или делает их напоказ, значит, его намерения не совсем искренни, и своими деяния он преследует другие, отличные от довольства Аллаха, цели. Такие люди не найдут награду у Аллаха, как об этом говорится в следующем хадисе:
От Абу Хурайры передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Много есть постящихся, которые не получают от своего поста ничего, кроме голода и жажды. И есть много выстаивающих ночные молитвы, которые не получают ничего, кроме бодрствования». (Ахмад 373, Абу Я’ла, Байхаки). Имеется в виду, что соблюдение поста и совершение намаза не ради Аллаха не будут вознаграждены.
Спросили одного мудреца (да помилует его Аллах): «Кто является искренним?». Он ответил: «Искренний – это тот, кто прячет свои благие деяния, подобно тому, как прячут плохие». Также спросили: «Что является пределом искренности?» «Это нелюбовь к восхвалению».
Сказал Фудайл ибн Ияз: «Отказ от деяний из-за людей является лицемерием, совершение деяний ради людей является ширком, а искренность – это сохранение человека Аллахом от этих двух пороков».
О Аллах, сохрани нас от этих пороков и прости нас.
Что такое ширка в исламе
Ахлю-Сунна уаль-джама`a запись закреплена
Краткое разъяснение ширка и его видов.
Слово Ширк происходит от арабского корня «ШаРиКа» (شَرِكَ), что значит: «быть соучастником/компаньоном/партнёром(в деле)». Также от араб. глагола «аШРаКа» (أَشْرَكَ) – ввести в компанию, сделать кого-то соучастником (в доле), сделать партнёром, привлекать к участию, присоединять.
Выражение «аШРаКа би-ллях» (أَشْرَكَ بِاللَّه) будет обозначать «Сделал кого-то компаньоном (соучастником, партнёром) для Аллаха». Данное выражение зачастую переводится на русский язык как «придал Аллаху сотоварища» или «… в сотоварищи» или просто «совершил многобожие». Приравнивание творений к Аллаху в том, чего достоин только Аллах, включает:
1) Его Господство;
2) Его Божественность;
3) Его Прекрасные Имена и Высочайшие Атрибуты.
1) Выводит из Ислама;
2) Вводит человека в Ад навечно;
3) Сводит на нет все деяния человека;
4) Не прощается Аллахом, если умрет без покаяния;
5) За ним не совершается погребальный намаз, и он не хоронится на мусульманском кладбище;
6)Человек совершающий большой ширк не имеет права на любовь и дружбу мусульман, они отрекаются от него, пока он не откажется от этого деяния.
Виды Большого ширка:
وَقَالَ رَبُّكُمْ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ(60)
مَنْ كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لَا يُبْخَسُونَ(15)أُوْلَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الْآخِرَةِ إِلَّا النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُوا فِيهَا وَبَاطِلٌ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ(16)
— этот вид ширка заключается в совершении праведных деяний всецело ради показухи и мирских благ, а не ради Аллаха.
3. В ПОВИНОВЕНИИ
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов,а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества (истинного, достойного поклонения). Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!». (9:31)
اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا إِلَهًا وَاحِدًا لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ سُبْحَانَهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ(31)
-этот вид ширка заключается в том, что человек признает чье-либо право делать дозволенным, то что запретил Аллах, или делать запретным, что Аллах дозволил. При этом человек не просто подчиняется кому-либо в совершении греха, но и убежден сердцем в дозволенности этого и в праве того, кому он подчиняется на изменение установлений Аллаха.
4. В ЛЮБВИ
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения». (2:165)
وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَندَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ(165)
-этот вид ширка заключается в том, что человек любит кого-либо так, как надлежит любить Аллаха, или даже больше этого.
1) Не выводит из Ислама;
2) Не вводит человека в Ад навечно;
3) Сводит на нет то деяние человека в котором оно присутствует;
4) Если человек умрет, Аллах может простить, может подвергнуть временному наказанию в Аду;
5) За ним совершается погребальный намаз, и он хоронится на мусульманском кладбище;
6)Мусульманин не отрекается от человека совершающего малый ширк полностью, не испытывая полную любовь к нему. Он любит его за его Ислам, но ненавидит его за его грех.
Виды малого ширка:
Фразы типа:«Если бы не Аллах и ты. »,«У меня есть только Аллах и ты. »,«Что пожелает Аллах и ты. »и т.п.
Кутейля рассказывал:
Однажды к Пророку пришёл один иудей и сказал: ‘Вы совершаете ширк, так как говорите: ‘Если пожелает Аллах и ты’, а также клянётесь Каабой’. После этого Пророк повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: ‘Клянусь Господом Каабы’, а также: ‘Если пожелает Аллах, а затем ты». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным*. (Ан-Насаи 7/6, Ахмад 6/371 и 372; достоверный хадис).
Он же передал хадис Ибн Аббаса:
Один человек сказал Пророку: ‘Если пожелает Аллах и ты’. В ответ на это Пророк спросил его: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах! (Передали Ан-Насаи в ‘Аф’аль аль-Йаум ва-ль-Лейла’, Ахмад 1/214, 283, 347 и д.р.).
Колечки, веревочки для отведения бед.
Имран ибн Хусайн рассказывал:
Однажды Пророк увидел одного человека с жёлтым кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Человек ответил: «Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость». Пророк сказал: «Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрёшь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья». Этот хадис передал Ахмаде неплохим иснадом. (Ахмад 4/445, Ибн Маджах (3531), Ибн Хиббан (1410), (1411), аль-Хаким; достоверный хадис).
Он же приводит хадис Укбы ибн Амира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто повесил на себя амулет (и связал свое сердце с ним), (Пусть) Аллах не даст ему благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину (и связал свое сердце с ним), (Пусть) Аллах не даст ему спокойствие». (Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), Аль-Хаким 4/417 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
В другой ривайе говорится:
«Кто повесил на себя амулет (и связал свое сердце с ним), тот совершил ширк». (Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417; достоверный хадис).
2. СКРЫТЫЙ ШИРК
— Совершение некоторых религиозных деяний на показ.
— Совершение некоторых религиозных деяний ради мирских интересов.
Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Всевышний Аллах сказал: «Я самый богатый из всех сотоварищей. И Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с тем, кого он придал Мне в сотоварищи»». Этот хадис приводится Муслимом. (Муслим (2985), Ибн Маджах [4202]).
Абу Саид передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масихад-Даджжаль? Люди ответили: «Сообщи, о посланник Аллаха!» Он сказал: Это — скрытый ширк: когда человек встаёт на Намаз, специально приукрашивая его, когда видит, что на него кто-то смотрит. Этот хадис приведён Ахмадом. (Ахмад 3/30, Иби Маджа (4204); хороший хадис).
Тема таухида (единобожия) и ширка (многобожия) занимает наиважнейшее место в религии и жизни человека. И важность знания об этих науках, как важность воздуха для человека и даже важнее. Человек исповедующий таухид и сторонящийся ширка должным образом непременно обретет успех в обоих мирах, если на то будет воля Аллаха.
А затем:
Если ты уже понял и заучил почему мы изучаем таухид, теперь предлагаем тебе ознакомиться с его противоположностью. И это ширк, который является основой всего зла.
1. Ширк является великой несправедливостью.
«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью»».
(Лукман, 13)
3. Ширк является причиной запрета Рая и вечного пребывания в огне.
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников».
(Трапеза, 72)
«Обитатели Огня воззовут к обитателям Рая: «Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Аллах». Они скажут: «Аллах запретил это для неверующих».
(Ограды, 50)
4. Ширк является глубочайшим заблуждением.
«А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение».
(Женщины, 116)
5. Совершение ширка подобно падению с небес.
«А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место».
(Хадж, 31)
7. Аллах не простит тому, кто умрет, придавая Ему сотоварищей..
(Трапеза, 72)
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает».
(Женщины, 48, 116)
8. Совершение ширка указывает на слабость и безрассудство человека.
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».
(Ограды, 179)