Что такое шим в автомобиле

Широтно Импульсная Модуляция (ШИМ, PWM)

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Все микропроцессоры работают с цифровыми сигналами, т.е. с логическим нулем (0 В), или логической единицей (5 В или 3.3 В). Поэтому микропроцессор не может сформировать на выходе промежуточное напряжение. Использование для этих целей внешних ЦАП (www.drive2.ru/b/2558751/) — сложно и задействует сразу много ножек микропроцессора, что неудобно. В этих случаях применяют Широтно-импульсную модуляцию (ШИМ, англ. pulse-width modulation (PWM)) — процесс управления мощностью, подводимой к нагрузке, путём изменения скважности импульсов, при постоянной частоте. Широтно-импульсная модуляция представляет собой периодический импульсный сигнал.
Существуют цифровые и аналоговые ШИМ. Принцип их работы остается одинаковым вне зависимости от исполнения и заключается в сравнении двух видов сигналов:
Uоп – опорное (пилообразное, треугольное) напряжение;
Uупр – входное постоянное напряжение.
Cигналы поступают на компаратор, где они сравниваются, а при их пересечении возникает / исчезает (или становится отрицательным) сигнал на выходе ШИМ.
Выходное напряжение Uвых ШИМ имеет вид импульсов, изменяя их длительность, мы регулируем среднее значение напряжения (Ud) на выходе ШИМ:

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Однополярная модуляция означает, что происходит формирование импульсов только положительной величины и имеет место нулевое значение напряжения

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Если сформированный таким образом сигнал подать на объект, обладающий фильтрующими свойствами, например, на двигатель постоянного тока или лампу накаливания, то объект будет использовать среднюю мощность сигнала.
Т.е. мощность, потребляемая объектом управления, пропорциональна скважности сигнала ШИМ, при условии, что период импульсов ШИМ на порядок меньше минимальной постоянной времени объекта.
ШИМ может быть встроенным выходом микропроцессора, может быть организована отдельно на выходе микропроцессора с обычным цифровым выходом.
Преимущество использования ШИМ — это легкость изменения величины напряжения при минимальных потерях.

Период тактирования T определяет через какие промежутки времени подаются импульсы.

Длительность импульса — величина показівающая время в течении которого подается сигнал t, с;

Скважность — Соотношение длины импульса (τ) к периоду тактирования (T); пропорционально модулирующей величине. Коэффициент заполнения обычно отображают в процентах (%).

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Коэффициент заполнения D – величина обратная скважности.
Несмотря на то, что скважность и коэффициент заполнения могут использоваться в одинаковом контексте, физический смысл их отличается.
Эти величины безразмерны.

PS ШИМ может быть реализован не только при помощи микроконтроллеров, но и на аналоговой базе. Например, простейший ШИМ на основе мультивибратора из двух транзисторов:

Источник

Что такое шим в автомобиле

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Когда работал над предыдущей темой “ LEDы в авто. Стробоскоп” в своем блоге, то возникла побочная тема про ШИМ, поскольку эти темы немного пересекались. Правда, написание темы немного затянулась, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

И так, поехали.
Что же такое ШИМ, с чем его едят, и каким боком ШИМ в автомобиле?
Аббревиатура ШИМ расшифровывается, как широтно-импульсная модуляция, а по буржуйски PWM или же pulse-width modulation.
Я не буду вдаваться в подробности происходящего процесса, так как это выходит за рамки автомобильного форума, и постараюсь, насколько доступно, объяснить суть, при котором работают источники питания с широтно-импульсной модуляцией.

И начну с примера, с которым каждый автомобилист сталкивается носом, открывая свою машинку – это, так называемая, вежливая подсветка салона. То есть, открыли дверь автомобиля, засветились люстры, поудобнее перенеслись в кресло, обратно закрыли дверь, и потолочные люстры начали медленно плавно уменьшать яркость своего свечения в плоть до полностью угасания.
Изменить яркость свечения лампы можно путем изменения подачи напряжения. Если на лампу накаливания, рассчитанную на 12В подать напряжение в 6В, то мы говорим, что лампа горит “вполнакала”, либо светится менее ярко, чем при полной подаче напряжения. Аналогичная ситуация будет происходить, если подать напряжение в 12В, но при этом соединить две лампы последовательно. В этом случае также лампы будут светить “вполнакала”, так как падение напряжения на каждой лампе будет те же 6В. То есть, плавно уменьшая от 12В подаваемое напряжение источника питания, можно плавно уменьшать яркость свечения лампы.

Но такие источники питания довольно громоздки, часто используют трансформаторы, линейные стабилизаторы, сглаживающие пульсацию фильтры и еще много какой хрени. Но самым главным недостатком является низкий коэффициент полезного действия.
Однако человечество не стоит на месте, и умные люди уже как несколько десятилетий разработали и используют работу источников питания на принципах широтно-импульсной модуляции.

Опять же, не разводя на форуме никому ненужную теорию, попробую ну совсем примитивно объяснить суть происходящего. Для примера возьму колесо. Да именно то колесо, которое древние люди изобрели сразу же после каменного топора. Вот только это колесо будет установлено в велосипед, и все автолюбители когда-то именно с этого железного коня начинали свой путь по дорогам. Когда постоянно крутишь педали, то велосипед едет с максимальной скоростью. Но можно ведь и сильно себя любимого не утруждать – крутанул педаль, пауза, опять крутанул, опять пауза. И чем больше буде пауза, тем медленнее едет велосипед.

Аналогично и с лампой накаливания в люстре салона. Постоянно подаем 12В – лампочка горит в полную яркость, делаем паузы между подачей напряжения, лампочка светится менее ярко. Опять-таки, чем больше паузы между подачей напряжения, тем тускнее свечение лампы.
Если время, за которое происходит подача напряжения равно времени паузы, то тогда такая подача напряжения называется “меандр” (все-таки вкорячил умное словечко). По существу происходит то же самое (ну, почти тоже), что и подавая постоянно на лампочку 6В, при которой лампочка будет гореть “вполнакала”.

И казалось бы, тут все просто, а нет. Если время подачи напряжения в 12В на лампочку будет относительно большим, и время между паузами подачи напряжения также будет длительным, то ни фига мы не увидим эффекта регулировки яркости. Просто лампа успеет за длительное время разгореться на полную яркость и за время длительной паузы полностью потухнуть.
Но если частоту увеличить в 50 раз в секунду, то есть, в течении одной секунды будет 50 раз подаваться напряжение и 50 раз будут паузы между подачей, то человеческому глазу будет незаметно как быстро лампа переключается и это создаст эффект свечения в половину мощности. Таким образом, можно управлять яркостью лампы, меняя интервал включения-выключения за период времени. Этот интервал принято называть – скважность импульсов, а величина обратная скважности называется – коэффициент заполнения (прочитав эти понятия, можно их тут же и забыть). И чем больше частота шима, тем менее заметна неравномерность свечения лампы, да и на зрение меньше оказывается влияния. Примерно в автомобиле частота ШИМ варьируется от нескольких сотен до десятков тысяч герц.

Где же встречается пресловутый ШИМ в Вектре Ц? Да куда не ткни.
Про лампы в потолочных люстрах сказал. Яркость всей светодиодной подсветка кнопок регулируется аналогично. Смотрим дальше. Если обратили внимание, то лампы габаритов в задних фонарях установлены на 21 ватт, но при этом светятся менее ярко, чем такие же лампочки стопов, заднего хода, поворотников. Именно за счет широтно-импульсной модуляции и происходит уменьшение яркости габаритов. А вот когда в случае перегорания лампы стопа и в момент нажатия тормоза, то лампа габаритов на себя берет функцию перегоревшей лампы стопа. В этот момент на лампу габарита происходит постоянная подача напряжения, и лампа горит в полную яркость. Аналогичная ситуация происходит при дублировании лампой стопа перегоревшей лампы габарита.
Соленоиды в электромагнитных клапанах, например, электромагнитный клапан управления турбонаддува, так же работают по широтно-импульсной модуляции. Если обратили внимание, то некоторые изменяемые показатели какого либо параметра сканер указывает именно в величине напряжения.
Все опорные напряжения в 5В в автомобиле также образованы за счет ШИМ, единственно, так дополнительно на выходе происходит сглаживание подаваемого напряжения за счет копеечных пару деталюшек.
Покупая из Поднебесной различные малогабаритные дешевые преобразователи напряжений (регулируемые и нерегулируемые) для подключения питания тех или иных устройств, автомобилист в подавляющем случае сталкивается именно с шимом в этих преобразователях. При желании можно перечень и продолжить.

Бытует ошибочное мнение, что раз подача электроэнергии на потребители осуществляется при помощи широтно-импульсной модуляции, то измерить такое напряжение мультиметром нельзя. Можно, и еще как. Просто из-за высокой частоты подачи напряжения мультиметр будет показывать усредненное значение. То есть, опять же с примером с лампочкой люстры, когда время подача напряжения равна времени между паузами, то мультиметр покажет 6 вольт, и это не смотря на то, что фактически максимальная амплитуда во время подачи напряжения равна 12 вольт.
Вроде усё, что хотел.

P.S. Была задумка немного разбавить тему картинками, но потом решил, что и так народ прекрасно знает про лампочки и колеса в автомобиле.
А вот видео для закрепления темы в конце все же вставлю.

Источник

Что такое ШИМ — широтно-импульсная модуляция

Модуляция – нелинейный электрический процесс, при котором параметры одного сигнала (несущего) изменяются при помощи другого сигнала (модулирующего, информационного). В связной технике широко применяется частотная, амплитудная, фазовая модуляция. В силовой электронике и микропроцессорной технике распространение получила широтно-импульсная модуляция.

Что такое ШИМ (широтно-импульсная модуляция)

При широтно-импульсной модуляции исходного сигнала неизменными остаются амплитуда, частота и фаза исходного сигнала. Изменению под действием информационного сигнала подвергается длительность (ширина) прямоугольного импульса. В англоязычной технической литературе обозначается аббревиатурой PWM – pulse-width modulation.

Принцип работы ШИМ

Сигнал, промодулированный по ширине импульса, формируется двумя способами:

При аналоговом способе создания ШИМ-сигнала несущая в виде пилообразного или треугольного сигнала подается на инвертирующий вход компаратора, а информационный – на неинвертирующий. Если мгновенный уровень несущей выше модулирующего сигнала, то на выходе компаратора ноль, если ниже – единица. На выходе получается дискретный сигнал с частотой, соответствующей частоте несущего треугольника или пилы, и длиной импульса, пропорциональной уровню модулирующего напряжения.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

В качестве примера приведена модуляция по ширине импульса треугольного сигнала линейно-возрастающим. Длительность выходных импульсов пропорциональна уровню выходного сигнала.

Аналоговые ШИМ-контроллеры выпускаются и в виде готовых микросхем, внутри которых установлен компаратор и схема генерации несущей. Имеются входы для подключения внешних частотозадающих элементов и подачи информационного сигнала. С выхода снимается сигнал, управляющий мощными внешними ключами. Также имеются входы для обратной связи – они нужны для поддержания установленных параметров регулирования. Такова, например, микросхема TL494. Для случаев, когда мощность потребителя относительно невелика, выпускаются ШИМ-контроллеры со встроенными ключами. На ток до 3 ампер рассчитан внутренний ключ микросхемы LM2596.

Цифровой способ осуществляется применением специализированных микросхем или микропроцессоров. Длина импульса регулируется внутренней программой. Во многих микроконтроллерах, включая популярные PIC и AVR, «на борту» имеется встроенный модуль для аппаратной реализации ШИМ, для получения PWM-сигнала надо активировать модуль и задать параметры его работы. Если такой модуль отсутствует, то ШИМ можно организовать чисто программным методом, это несложно. Этот способ дает более широкие возможности и предоставляет больше свободы за счёт гибкого использования выходов, но задействует большее количество ресурсов контроллера.

Характеристики ШИМ сигнала

Важными характеристиками ШИМ сигнала являются:

Амплитуда в вольтах задается в зависимости от нагрузки. Она должна обеспечивать номинальное напряжение питания потребителя.

Частота сигнала, модулируемого по ширине импульса, выбирается из следующих соображений:

Эти требования часто находятся в противоречии друг к другу, поэтому выбор частоты в некоторых случаях – это поиск компромисса.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Величину модуляции характеризует скважность. Так как частота следования импульсов постоянна, то постоянна и длительность периода (T=1/f). Период состоит из импульса и паузы, имеющих длительность, соответственно, tимп и tпаузы, причем tимп+tпаузы=Т. Скважностью называется отношение длительности импульса к периоду – S=tимп/T. Но на практике оказалось удобнее пользоваться обратной величиной – коэффициентом заполнения: D=1/S=T/tимп. Еще удобнее выражать коэффициент заполнения в процентах.

В чём отличия ШИМ от ШИР

В зарубежной технической литературе нет отличия между широтно-импульсной модуляцией и широтно-импульсным регулированием (ШИР). Российские же специалисты эти понятия пытаются разграничить. На самом деле ШИМ – это вид модуляции, то есть изменения несущего сигнала под действием другого, модулирующего. Несущий сигнал выполняет роль переносчика информации, а модулирующий задает эту информацию. А широтно-импульсное регулирование – это регулирование режима нагрузки с помощью ШИМ.

Причины и области применения ШИМ

Принцип широтно-импульсной модуляции используется в регуляторах частоты вращения мощных асинхронных двигателей. В этом случае модулирующий сигнал регулируемой частоты (однофазный или трехфазный) формируется маломощным генератором синусоиды и накладывается на несущую аналоговым способом. На выходе получается ШИМ-сигнал, который подается на ключи потребной мощности. Дальше можно пропустить получившуюся последовательность импульсов через фильтр низкой частоты, например через простую RC-цепочку, и выделить исходную синусоиду. Или можно обойтись без нее – фильтрация произойдет естественным образом за счёт инерции двигателя. Очевидно, что чем выше частота несущей, тем больше форма выходного сигнала близка к исходной синусоиде.

Возникает естественный вопрос – а почему нельзя усилить сигнал генератора сразу, например, применением мощных транзисторов? Потому что регулирующий элемент, работающий в линейном режиме, будет перераспределять мощность между нагрузкой и ключом. При этом на ключевом элементе впустую рассеивается значительная мощность. Если же мощный регулирующий элемент работает в ключевом режиме (тринистор, симистор, RGBT-транзистор), то мощность распределяется во времени. Потери будут намного ниже, а КПД – намного выше.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

В цифровой технике особой альтернативы широтно-импульсному регулированию нет. Амплитуда сигнала там постоянна, менять напряжение и ток можно лишь промодулировав несущую по ширине импульса и впоследствии усреднив её. Поэтому ШИМ применяют для регулирования напряжения и тока на тех объектах, которые могут усреднять импульсный сигнал. Усреднение происходит разными способами:

Поэтому ШИМ применяют там, где решающую роль играет среднее значение напряжения или тока. Кроме упомянутых распространенных случаев, методом PWM регулируют средний ток в сварочных аппаратах и зарядных устройствах для аккумуляторных батарей и т.д.

Если естественное усреднение невозможно, во многих случаях эту роль на себя может взять уже упомянутый фильтр низкой частоты (ФНЧ) в виде RC-цепочки. Для практических целей этого достаточно, но надо понимать, что без искажений выделить исходный сигнал из ШИМ с помощью ФНЧ невозможно. Ведь спектр PWM содержит бесконечно большое количество гармоник, которые неизбежно попадут в полосу пропускания фильтра. Поэтому не стоит строить иллюзий по поводу формы восстановленной синусоиды.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Очень эффективно и эффектно управление методом ШИМ RGB-светодиодом. Этот прибор имеет три p-n перехода – красный, синий, зеленый. Изменяя раздельно яркость свечения каждого канала, можно получить практически любой цвет свечения LED (за исключением чистого белого). Возможности по созданию световых эффектов с помощью PWM безграничны.

Наиболее употребительная сфера применения цифрового сигнала, промодулированного по длительности импульса – регулирование среднего тока или напряжения, протекающего через нагрузку. Но возможно и нестандартное использование этого вида модуляции. Все зависит от фантазии разработчика.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Что такое импульсный блок питания и где применяется

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Что такое аттенюатор, принцип его работы и где применяется

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Что такое частотный преобразователь, основные виды и какой принцип работы

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Преобразователи напряжения с 12 на 220 вольт

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Что такое диодный мост, принцип его работы и схема подключения

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Что такое триггер, для чего он нужен, их классификация и принцип работы

Источник

Что такое ШИМ — принцип работы широтно-импульсной модуляции

Что такое ШИМ-регулятор?

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле
Теперь, когда мы знаем, что такое широтно-импульсная модуляция, можно поговорить и о главной теме статьи. Используется ШИМ-регулятор для того, чтобы регулировать напряжение питания и для недопущения мощных инерционных нагрузок в авто- и мототехнике. Это может звучать слишком сложно и лучше всего пояснить на примере. Допустим, необходимо сделать, чтобы лампы освещения салона меняли свою яркость не сразу, а постепенно.

Это же относится к габаритным огням, автомобильным фарам или вентиляторам. Воплотить такое желание можно путём установки транзисторного регулятора напряжения (параметрический или компенсационный). Но при большом токе на нём будет выделяться чрезвычайно большая мощность и потребуется установка дополнительных больших радиаторов или дополнение в виде системы принудительного охлаждения с использованием маленького вентилятора, снятого с компьютерного устройства. Как видите, данный путь влечёт за собой много последствий, которые необходимо будет преодолеть.

Настоящим спасением из данной ситуации стал ШИМ-регулятор, который работает на мощных полевых силовых транзисторах. Они могут коммутировать большие токи (которые достигают 160 Ампер) при напряжении всего в 12-15В на затворе. Следует отметить, что сопротивление у открытого транзистора довольное мало, и благодаря этому можно заметно снизить уровень рассеиваемой мощности.

Чтобы создать свой собственный ШИМ-регулятор, понадобится схема управления, которая сможет обеспечить разность напряжения между истоком и затвором в границах 12-15В. Если этого не получится достичь, то сопротивление канала будет сильно увеличиваться и значительно возрастёт рассеиваемая мощность. А это, в свою очередь, может привести к тому, что транзистор перегреется и выйдет из строя.

Выпускается целый ряд микросхем для ШИМ-регуляторов, которые смогут выдержать повышение входного напряжения до уровня 25-30В, при том, что питание будет всего 7-14В. Это позволит включать выходной транзистор в схеме вместе с общим стоком. Это, в свою очередь, необходимо для подключения нагрузки с общим минусом. В качестве примеров можно привести такие образцы: L9610, L9611, U6080B … U6084B. Большинство нагрузок не потребляет ток больше 10 ампер, поэтому они не могут вызвать просадку напряжения. И как результат – использовать можно и простые схемы без доработки в виде дополнительного узла, который будет повышать напряжение.

И именно такие образцы ШИМ-регуляторов и будут рассмотрены в статье. Они могут быть построены на основе несимметрического или ждущего мультивибратора. Стоит поговорить про ШИМ-регулятор оборотов двигателя. Об этом далее.

Схема №1

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле
Эта схема ШИМ-регулятора собиралась на инверторах КМОП-микросхемы. Она является генератором прямоугольных импульсов, который действует на 2-х логических элементах. Благодаря диодам здесь отдельно изменяется постоянная времени разряда и заряда частотозадающего конденсатора. Это позволяет менять скважность, которую имеют выходные импульсы, и как результат – значение эффективного напряжения, которое есть на нагрузке

. В данной схеме возможно использование любых инвертирующих КМОП-элементов, а также ИЛИ-НЕ и И. В качестве примеров подойдут К176ПУ2, К561ЛН1, К561ЛА7, К561ЛЕ5. Можно использовать и другие виды, но перед этим придётся хорошо подумать о том, как правильно сгруппировать их входы, чтобы они могли выполнять возложенный функционал. Преимущества схемы – доступность и простота элементов. Недостатки – сложность (практически невозможность) доработки и несовершенство относительно изменения диапазона выходного напряжения.

Схема №2

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле
Обладает лучшими характеристиками, нежели первый образец, но сложнее в выполнении. Может регулировать эффективное напряжение на нагрузке в диапазоне 0-12В, до которого изменяется с начального значения 8-12В. Максимальный ток зависит от типа полевого транзистора и может достигать значительных значений. Учитывая, что выходное напряжение является пропорциональным входному управляющему, данную схему можно использовать как часть системы регулирования (для поддержки уровня температуры)

Широтно-импульсное регулирование ШИР

В западной литературе практически не различают понятия широтно-импульсного регулирования ШИР и широтно-импульсной модуляции ШИМ. Однако у нас различие между ними все же существует.

Сейчас во многих микросхемах, особенно применяемых в DC-DC преобразователях, реализован принцип ШИР. Но при этом их называют ШИМ контроллерами. Поэтому теперь различие в названии между этими двумя способами практически отсутствует.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле
В любом случае для формирования определенной длительности импульса, подаваемого на базу транзистора и открывающего последний, применяют источники опорного и задающего напряжения, а также компаратор.
Рассмотрим упрощенную схему, в которой аккумуляторная батарея GB питает потребитель Rн импульсным способом посредством транзистора VT. Сразу скажу, что в данной схеме я специально не использовал такие элементы, необходимые для работы схемы: конденсатор, дроссель и диод. Это сделано с целью упрощения понимания работы ШИМ, а не всего преобразователя.

Упрощенно, компаратор имеет три вывода: два входа и один выход. Компаратор работает следующим образом. Если величина напряжения на входном выводе «+» (неинвертирующий вход) выше, чем на входе «-» (инвертирующий вход), то на выходе компаратора будет сигнал высокого уровня. В противном случае – низкого уровня.

В нашем случае, именно сигнал высокого уровня открывает транзистор VT. Рассмотрим, как формируется необходимая длительность времени импульса tи. Для этого воспользуемся следующим графиком.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

При ШИР на одни вход компаратора подается сигнал пилообразной формы заданной частоты. Его еще называют опорным. На второй вход подается задающее напряжение, которое сравнивается с опорным. В результате сравнения на выходе компаратора формируется импульс соответствующей длительности.

Если на неинверитирующем входе компаратора опорный сигнал, то сначала будет идти пауза, а затем импульс. Если на неинвертирующий вход подать задающий сигнал, то сначала будет импульс, затем пауза.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Таким образом, изменяя значение задаваемого сигнала, можно изменять коэффициент заполнения, а соответственно и среднее напряжение на нагрузке.

Частоту опорного сигнала стремятся сделать максимальной, чтобы снизить параметры дросселей и конденсаторов (на схеме не показаны). Последнее приводит к снижению массы и габаритов импульсного блока питания.

ШИМ – широтно-импульсная модуляция

ШИМ в преобладающем большинстве применяется для формирования сигнала синусоидальной формы. Часто ШИМ применяется для управления работой инверторного преобразователя. Инвертор предназначен для преобразования энергии постоянного тока в энергию переменного тока.

Рассмотрим простейшую схему инвертора напряжения.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

В один момент времени открывается пара транзисторов VT1 и VT3. Создается путь для протекания тока от аккумулятора GB через активно-индуктивную нагрузку RнLн. В следующий момент VT1 и VT3 заперты, а открыты диагонально противоположные транзисторы VT2 и VT4. Теперь тока протекает от аккумулятора через RнLн в противоположном направлении. Таким образом, ток на нагрузке изменяет свое направление, поэтому является переменным. Как видно, ток на нагрузке не является синусоидальным. Поэтому применяют ШИМ для получения синусоидально формы тока.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Существует несколько типов ШИМ: однополярная, двухполярная, одностороння, двухсторонняя. Здесь мы не будем останавливаться на каждом конкретном типе, а рассмотрим общий подход.

В качестве модулирующего сигнала применяется синусоида, а опорным является сигнал треугольной формы. В результате сравнивания этих сигналов формируются длительности импульсов и пауз (нижний график), которые управляют работой транзисторов VT1…VT4.
Обратите внимание, что амплитуда напряжения на нагрузке всегда равна амплитуде источника питания. Также остается неизменным период следования импульсов. Изменяется лишь ширина открывающего импульса. Поэтому при подключении нагрузки ток, протекающий через нее, будет иметь синусоидальную форму (показано пунктиром на нижнем графике).

Так вот, основное отличие между ШИР и ШИМ заключается в том, что при широтно-импульсном регулировании время импульса и паузы сохраняют постоянное значение. А при широтно-импульсной модуляции изменяются длительности импульсов и пауз, что позволяет реализовать выходной сигнал заданной формы.

ШИМ регулятор напряжения 12 вольт — описание

Особенностью данных схем является возможность применить фактически любые имеющиеся в наличии операционные усилители, с напряжение питания на уровне 12 вольт, например, операционный усилитель LM324 или операционный усилитель LM358.

Изменяя величину напряжения на неинвертирующем входе операционного усилителя (вывод 3) можно изменять величину выходного напряжения. Таким образом, эти схемы можно использовать как регулятор тока и напряжения, в диммерах, а также в качестве регулятора оборотов двигателя постоянного тока.

Схемы достаточно просты, состоят из простых и доступных радиокомпонентов и при верном монтаже сразу начинают работать. В качестве управляющего ключа применен мощный полевой n- канальный транзистор. Мощность полевого транзистора, а так же площадь радиатора, необходимо подобрать согласно току потребления нагрузки.

Для предупреждения пробоя затвора полевого транзистора, в случае использовании ШИМ регулятора с напряжением питания 24 вольта, необходимо между затвором VT2 и коллектором транзистора VT1 подключить сопротивление величиной в 1 кОм, а параллельно сопротивлению R7 подключить стабилитрон на 15 вольт.

Желательно для создания условий, при котором открытие полевого транзистора будет происходить в полной мере, цепь управления затвором должна содержать узел с повышенным напряжением порядка 27…30 вольт. В этом случае напряжение между истоком и затвором будет более 15 В.

Если ток потребления нагрузкой менее 10 ампер, то возможно применить в ШИМ регуляторе мощные полевые p- канальные транзисторы.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Во второй схеме ШИМ регулятор напряжения 12 вольт меняется и вид транзистора VT1, а также меняется направление вращения переменного резистора R1. Так у первого варианта схемы, уменьшение напряжения управления (ручка потенциометра перемещается к «-» источника питания) вызывает увеличение напряжения на выходе. У второго варианта все наоборот.

В чём отличия ШИМ от ШИР

В зарубежной технической литературе нет отличия между широтно-импульсной модуляцией и широтно-импульсным регулированием (ШИР). Российские же специалисты эти понятия пытаются разграничить. На самом деле ШИМ – это вид модуляции, то есть изменения несущего сигнала под действием другого, модулирующего. Несущий сигнал выполняет роль переносчика информации, а модулирующий задает эту информацию. А широтно-импульсное регулирование – это регулирование режима нагрузки с помощью ШИМ.

Причины и области применения ШИМ

Принцип широтно-импульсной модуляции используется в регуляторах частоты вращения мощных асинхронных двигателей. В этом случае модулирующий сигнал регулируемой частоты (однофазный или трехфазный) формируется маломощным генератором синусоиды и накладывается на несущую аналоговым способом. На выходе получается ШИМ-сигнал, который подается на ключи потребной мощности. Дальше можно пропустить получившуюся последовательность импульсов через фильтр низкой частоты, например через простую RC-цепочку, и выделить исходную синусоиду. Или можно обойтись без нее – фильтрация произойдет естественным образом за счёт инерции двигателя. Очевидно, что чем выше частота несущей, тем больше форма выходного сигнала близка к исходной синусоиде.

Возникает естественный вопрос – а почему нельзя усилить сигнал генератора сразу, например, применением мощных транзисторов? Потому что регулирующий элемент, работающий в линейном режиме, будет перераспределять мощность между нагрузкой и ключом. При этом на ключевом элементе впустую рассеивается значительная мощность. Если же мощный регулирующий элемент работает в ключевом режиме (тринистор, симистор, RGBT-транзистор), то мощность распределяется во времени. Потери будут намного ниже, а КПД – намного выше.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

В цифровой технике особой альтернативы широтно-импульсному регулированию нет. Амплитуда сигнала там постоянна, менять напряжение и ток можно лишь промодулировав несущую по ширине импульса и впоследствии усреднив её. Поэтому ШИМ применяют для регулирования напряжения и тока на тех объектах, которые могут усреднять импульсный сигнал. Усреднение происходит разными способами:

Поэтому ШИМ применяют там, где решающую роль играет среднее значение напряжения или тока. Кроме упомянутых распространенных случаев, методом PWM регулируют средний ток в сварочных аппаратах и зарядных устройствах для аккумуляторных батарей и т.д.

Если естественное усреднение невозможно, во многих случаях эту роль на себя может взять уже упомянутый фильтр низкой частоты (ФНЧ) в виде RC-цепочки. Для практических целей этого достаточно, но надо понимать, что без искажений выделить исходный сигнал из ШИМ с помощью ФНЧ невозможно. Ведь спектр PWM содержит бесконечно большое количество гармоник, которые неизбежно попадут в полосу пропускания фильтра. Поэтому не стоит строить иллюзий по поводу формы восстановленной синусоиды.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Очень эффективно и эффектно управление методом ШИМ RGB-светодиодом. Этот прибор имеет три p-n перехода – красный, синий, зеленый. Изменяя раздельно яркость свечения каждого канала, можно получить практически любой цвет свечения LED (за исключением чистого белого). Возможности по созданию световых эффектов с помощью PWM безграничны.

Наиболее употребительная сфера применения цифрового сигнала, промодулированного по длительности импульса – регулирование среднего тока или напряжения, протекающего через нагрузку. Но возможно и нестандартное использование этого вида модуляции. Все зависит от фантазии разработчика.

Обзор типичных схем

Регулировать вращения вала электродвигателя малой мощности можно посредством последовательного соединения резистора питания с отсутствие. Однако у такого варианта имеется очень низкий КПД и отсутствие возможности плавного изменения скорости. Чтобы избежать такой неприятности, следует рассмотреть несколько схем регулятора, которые применяются чаще всего.

Как известно, ШИМ имеет постоянную амплитуду импульсов. Кроме того, амплитуда идентична напряжению питания. Следовательно, электродвигатель не остановится, даже работая на малых оборотах.

Второй вариант аналогичен первому. Единственное отличие, что в качестве задающего генератора используется операционный усилитель. Этот компонент имеет частоту 500 Гц и занимается выработкой импульсов, имеющих треугольную форму. Регулировка также осуществляется переменным резистором.

Как изготовить своими руками?

Существуют различные варианты схем регулировки. Приведём один из них более подробно.

Вот схема его работы:

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Первоначально, это устройство было разработана для регулировки коллекторного двигателя на электротранспорте. Речь шла о таком, где напряжение питания составляет 24 В, но эта конструкция применима и для других двигателей.

Слабым местом схемы, которое было определено при испытаниях её работы, является плохая пригодность при очень больших значениях силы тока. Это связано с некоторым замедлением работы транзисторных элементов схемы.

Рекомендуется, чтобы ток составлял не более 70 А. В этой схеме нет защиты по току и по температуре, поэтому рекомендуется встроить амперметр и контролировать силу тока визуально. Частота коммутации составит 5 кГц, она определяется конденсатором C2 ёмкостью 20 нф.

При изменении силы тока, эта частота может изменяться между 3 кГц и 5 кГц. Переменный резистор R2 служит для регулировки тока. При использовании электродвигателя в бытовых условиях, рекомендуется использовать регулятор стандартного типа.

При этом, рекомендуется подобрать величину R1 таким образом, чтобы правильно настроить работу регулятора. С выхода микросхемы, управляющий импульс поступает на двухтактный усилитель на транзисторах КТ815 и КТ816, далее идёт уже на транзисторы.

Печатная плата имеет размер 50 на 50 мм и изготавливается из одностороннего стеклотекстолита:

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

На этой схеме дополнительно указаны 2 резистора по 45 ом. Это сделано для возможного подключения обычного компьютерного вентилятора для охлаждения прибора. При использовании в качестве нагрузки электродвигателя, необходимо схему заблокировать блокирующим (демпферным) диодом, который по своим характеристикам соответствует удвоенному значению тока нагрузки и удвоенному значению питающего напряжения.

Работа устройства при отсутствии такого диода может привести к поломке вследствие возможного перегрева. При этом, диод нужно будет поместить на теплоотвод. Для этого, можно воспользоваться металлической пластиной, которая имеет площадь 30 см2.

Регулирующие ключи работают так, что потери мощности на них достаточно малы. В оригинальной схеме, был использован стандартный компьютерный вентилятор. Для его подключения использовалось ограничительное сопротивление 100 Ом и напряжение питания 24 В.

Собранное устройство выглядит следующим образом:

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

При изготовлении силового блока (на нижнем рисунке), провода должны быть присоединены таким образом, чтобы было минимум изгибов тех проводников по которым проходят большие токи.Мы видим, что изготовление такого прибора требует определённых профессиональных знаний и навыков. Возможно, в некоторых случаях имеет смысл воспользоваться покупным устройством.

Поделки своими руками для автолюбителей

Всем привет, конструируя всевозможные, низковольтные конструкции, иногда возникает необходимость использования специальных узлов, которые защищают схему при превышении или понижении питающего напряжения.

Приведённая схема является очень универсальной и может быть использована например для контроля заряда на аккумуляторе, для защиты источников питания, в частности преобразователей напряжения от повышенного или пониженного входного напряжения.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Схему можно использовать, как в качестве датчика оповещения, так и внедрить в реальную конструкцию, например в преобразователь напряжения, который отключиться если питающее напряжение выше или ниже нормы.

Рассмотрим простой пример, у вас есть повышающий преобразователь на вход, которого нельзя подавать выше 16 вольт и ниже 9. Если подаваемое напряжение выше 16 вольт, может нарушиться работа определенных узлов, также это приводит к нарушению расчетного напряжения на обмотках трансформатора.

При низком же входном напряжении, менее 9 вольт, а такое может быть если аккумулятор разряжен, управляющее напряжение на затворах силовых ключей будет менее 9 вольт, что приведет к неполному отпиранию ключей, как следствие сопротивление открытого канала увеличивается, в итоге повышенный нагрев, а при большой нагрузке выход из строя силовых транзисторов.

Также, инвертор не снабжённой такой защитой, может разрядить аккумулятор в хлам и стать причиной выхода его из строя, из-за глубокого разряда. Любой серьёзный инвертор имеет защиту от повышенного и пониженного входного питания.

Рассмотрим схему и принцип её работы.

Имеем компаратор LM339 — это четыре отдельных компаратора в едином корпусе,

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

в нашей схеме я задействовал всего два канала, на остальных двух можно построить например защиту от коротких замыканий и перегрева.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Кстати компаратор LM339 можно найти на платах некоторых компьютерных блоков питания, микросхема стоит рядом с шин-контроллером.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Первая часть схемы обеспечивает защиту от повышенного питания,

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

выход компараторов дополнен транзистором, для управления нагрузкой, также данный транзистор является инвертором.

В коллекторную цепь транзистора подключается нагрузка,

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

звуковой индикатор, светодиод,

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

обмотка реле или полевой транзистор,

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

для управления более мощными нагрузками, если это необходимо.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Имеется источник опорного напряжения в лице стабилитрона ZD1, опорное напряжение через делитель в виде подстроечного многооборотного резистора R3 подаётся на неинвертирующий вход компаратора (7), на инвертирующий вход (6), через делитель подано часть напряжения, которое нужно мониторить.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Компаратор отслеживает это напряжение, если оно по каким-то причинам становится больше, увеличивается и напряжение на инверсном входе, компаратор понимает, что между его входами напряжение изменилась и моментально выдаёт на выходе низкий уровень сигнала или массу питания.

Почему массу? Если посмотреть на внутреннюю структуру компаратора,

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

то всё становится ясно, внутренний выходной транзистор, обратной проводимости, подключён эмиттером к массе, при его отпирании на выходе получим массу питания.

Именно поэтому на выходе схемы я добавил дополнительный транзистор прямой проводимости, он сработает при наличие отрицательного сигнала на базе, а на его коллекторе мы получим плюс питания, то есть транзистор инвертирует сигнал и это нужно например для управления мощным N-канальным силовым мосфетом.

Вторая схема устроена и работает точно таким же образом,

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

только входы подключены наоборот, в данном случае компаратор сработает, если входное напряжение ниже выставленного порога.

По поводу порога срабатывания, его можно выставить путём вращения подстроечного резистора, по факту он меняет опорное напряжение.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Пример использования — защита от повышенного напряжения для отключения аккумулятора при полном заряде, если у вас есть не автоматическое зарядное устройство, оно может перезарядить аккумулятор, что может привести к плачевным последствиям.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Если устройство дополнить такой схемой, то достаточно выставить порог срабатывания равным напряжению полностью заряженного аккумулятора и устройство автоматически отключится, когда аккумулятор заряжен.

Что такое шим в автомобиле. Смотреть фото Что такое шим в автомобиле. Смотреть картинку Что такое шим в автомобиле. Картинка про Что такое шим в автомобиле. Фото Что такое шим в автомобиле

Приведенная схема может работать в достаточно широком диапазоне входных напряжений от пяти до тридцати пяти вольт, ограничено напряжением питания компаратора и токо-гасящим резистором для стабилитрона R1. Именно этот вариант с указанными компонентами рассчитан для работы в диапазоне напряжений, где-то от 6 до 20 вольт, я планировал использовать её для защиты мощного преобразователя напряжения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *