Что такое шилка в армии
Она пленила 39 государств
С конструктивно-техническими особенностями ЗСУ-23-4 «Шилка» читатель уже подробно познакомился в 5-м номере нашего журнала за 1996 год. Сегодня мы посмотрим на уникальное зенитное средство противовоздушной обороны несколько с иной стороны..
СОВЕТСКОЙ зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне — в ходе войны на Ближнем Востоке. В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная установка?
«Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23- и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним — ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого — мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места.
Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах.
Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Предназначена она для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.
Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент — радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор — это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет — тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем. Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска — наводчика, оператора дальности и механика-водителя.
«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже — испытание боем.
Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову:
«В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».
Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним. »
А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене.
«В создаваемом колледже, — рассказывал он, — преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское — самое лучшее. Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.
И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше.
А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов. »
Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.
Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.
Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название — ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский — для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.
И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно — «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».
В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.
Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами — взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям — бронетранспортерам, машинам.
И вот очередной заход на малых высотах ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.
И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия. А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».
Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения — цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350—400 м/с; дальность ее стрельбы — до 4 километров. Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность— 1100 выстрелов в минуту против — 3400 («Вулкан» — до 3000), он более чем вдвое тяжелее — 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.
Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе — Российской.
Рассказы об оружии. ЗСУ-23-4 «Шилка» снаружи и внутри
Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» — «Шилке».
Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.
История… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.
Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.
А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.
И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».
Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.
Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.
Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.
Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.
«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.
Сегодня всеми, кто мыслит современными категориями, термин «автономный комплекс» воспринимается как должное. А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений.
Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.
Это при том, что Астров не был авторитетом в области создания зенитных систем! Он был конструктором танков!
Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.
Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?
Наверное, стоит начать с предназначения.
Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.
Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.
Вторая компонента комплекса — радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.
Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.
Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.
Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.
Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.
Механик-водитель — это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.
Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.
Аналоговая электроника. Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность. Ух.
Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.
Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.
Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…
Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.
Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.
К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.
Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».
39 стран, причем не только наши «верные друзья», приобрели у Советского Союза эти машины.
И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.
«Шилка», ЗСУ-23-4
С развитием воздушного флота перед специалистами встала задача создания средств защиты наземных войск от налетов вражеской авиации. В годы Первой мировой войны в ряде европейских государств, в том числе и в России, были приняты на вооружение зенитные пушки, которые по мере развития техники постоянно совершенствовались. Создавались целые зенитные артиллерийские комплексы.
Впоследствии было признано, что наиболее успешно с задачами защиты войск, находящихся на марше, от вражеских самолетов справится артиллерия на подвижных самоходных шасси. Итоги Второй мировой войны позволили сделать вывод, что традиционные зенитные орудия достаточно эффективны в борьбе с самолетами, летающими на средних и больших высотах, но непригодны для стрельбы по низколетящим целям, обладающим большой скоростью, так как в этом случае самолет мгновенно выходит за пределы сферы обстрела. Кроме того, разрывы снарядов орудий большого калибра (например, 76 мм и 85 мм) на малых высотах могут нанести значительный урон своим же войскам.
В итоге сформировалось мнение, что для борьбы с низколетящими целями наиболее целесообразно создание установки с автоматической пушкой малого калибра и высокой скорострельностью. Это должно позволить вести огонь большой кучности при точном наведении в течение тех очень коротких промежутков времени, когда самолет находится в зоне поражения. Подобная установка должна быстро изменять наводку, чтобы следить за целью, движущейся с большими угловыми скоростями. Больше всего для этого подходила многоствольная установка, обладающая гораздо большей, чем одноствольное орудие, массой секундного залпа, установленная на самоходном шасси.
В 1955 году ОКБ предприятия п/я 825 (так назывался завод «Прогресс», вошедший впоследствии в состав ЛОМО), руководимому начальником ОКБ Виктором Эрнестовичем Пиккелем, было выдано техническое задание на проведение НИР «Топаз». По результатам этой разработки должен был решаться вопрос о возможности создания автоматической всепогодной артустановки на самоходном шасси для стрельбы по воздушным целям, которая обеспечивала бы высокую эффективность поражения низколетящих воздушных целей со скоростями до 400 м/с.
В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки. В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы.
В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса: антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.
Основными авторами и идеологами проекта были В.Э. Пиккель, В.Б. Перепеловский, В.А. Кузьмичев, А.Д. Забежинский, А. Венцов, Л.К. Ростовикова, В. Поволочко, Н.И. Кулешов, Б. Соколов и др.
В.Б. Перепеловский
Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена «Разработка и создание всепогодного комплекса «Тобол» для ЗСУ-23-4 «Шилка».
В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз». В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС.
Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой.
В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский.
В феврале 1961 г. туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии. Летом 1961 г. они были успешно проведены.
Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было.
В 1962 г. «Шилка» была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР.
На протяжении двух лет (1963-1964 гг.) бригады специалистов ЛОМО из СКБ 17-18 и цехов выезжали на эти заводы для налаживания серийного выпуска и отработки технической документации на изделие.
В 1967 году решением ЦК КПСС и СМ СССР за заслуги в области специального приборостроения Государственная премия СССР была присуждена Главному конструктору приборного комплекса ЗСУ-23-4 Виктору Эрнестовичу Пиккелю и его заместителю Всеволоду Борисовичу Перепеловскому, а также ряду специалистов серийных заводов и заказчиков. По их инициативе и при их активном участии была начата и выполнена работа по созданию «Шилки».
В 1985 г. в немецком журнале «Солдат и техника» была помещена заметка, в которой есть такая фраза: «В СССР прекращен серийный выпуск ЗСУ-23-4, который продолжался 20 лет. Но несмотря на это, установка ЗСУ-23-4 до настоящего времени считается лучшим средством борьбы со скоростными низколетящими целями».
Сотрудники предприятия, участвовавшие в создании «Шилки»
Л. Ростовикова, Е. Спицына
Материал предоставлен: Николай Власов, ОАО «ЛОМО»
Немало артиллерийских зенитных систем создали советские конструкторы и в послевоенные годы. Различные образцы такого рода орудий, в полной мере отвечающих современным требованиям ведения боевых действий, находятся на вооружении Советской Армии и Военно-Морского Флота и в настоящее время.
И вдруг — команда: «Воздух!»
Но колонны не останавливаются, более того, они наращивают скорость, увеличивая дистанции между машинами. У некоторых из них зашевелились массивные башни, стволы резко пошли вверх, и вот уже в сплошной грохочущий гул сливаются выстрелы. Это ведут огонь по «противнику» зенитные установки ЗСУ-23-4, прикрывая в движении колонны войск.
При небольших скоростях движения мишени попасть в нее можно всего одной пулей. Но чтобы поразить, например, летящую цель (вспомните так называемую стендовую стрельбу, когда спортсмены стреляют по тарелочкам, запускаемым с большой скоростью специальным устройством), одной пули недостаточно. По такой цели стреляют сразу несколькими — зарядом дроби.
В самом деле, перемещающийся в пространстве объемный заряд состоит из десятков поражающих элементов. Стоит одному из них зацепить тарелку — и цель поражена.
Все эти, казалось бы, отвлеченные рассуждения нам понадобились, чтобы выяснить: как попасть в скоростную воздушную цель, например в современный истребитель-бомбардировщик, скорость полета которого может превышать 2000 км/ч! Действительно, задача эта трудная.
Одновременно с развитием средств воздушного нападения совершенствовалась и зенитная артиллерия. Больших успехов добились советские оружейники, создавшие перед Великой Отечественной войной зенитные пушки с высокой эффективностью ведения огня. Увеличилась и его плотность, а борьба с самолетами противника стала возможна не только днем, но и ночью.
Теперь подробнее расскажем о ЗСУ-23-4. Это зенитная самоходная установка, цифра 23 означает калибр ее пушек в миллиметрах, 4 — количество стволов.
Предназначена установка для обеспечения противовоздушной защиты различных объектов, боевых порядков войск во встречном бою, колонн на марше от самолетов противника, летящих на высотах 1500 м. ЗСУ-23-4 может вести огонь и по наземным целям, причем столь же успешно, как и по воздушным. При этом дальность эффективного огня составляет 2500м.
Основой огневой мощи самоходной установки является учетверенная 23-мм автоматическая зенитная пушка. Темп стрельбы — 3400 выстрелов в минуту, то есть каждую секунду Навстречу врагу устремляется поток из 56 снарядов! Или, если принять массу каждого из снарядов равной 0,2 кг секундный поток этой лавины металла составляет около 11 кг.
Боекомплект состоит из 2 тысяч выстрелов, причем снаряды применяются двух типов — осколочно-фугасные и бронебойно-зажигательные. Питание стволов ленточное. Интересно, что ленты снаряжаются в строго определенном порядке — на три осколочно-фугасных снаряда приходится один бронебойно-зажигательный.
Но прежде, чем поражать цель, ее надо обнаружить. Эта задача возложена на РЛС — радиолокационную станцию. Она ведет поиск цели, обнаруживает ее и затем автоматически сопровождает воздушного противника. РЛС к тому же помогает определять координаты цели и дальность до нее.
Антенна радиолокационной станции хорошо видна на рисунках самоходной зенитки — она установлена на специальной колонке над башней. Это параболическое «зеркало», но наблюдатель видит на башне лишь плоский цилиндр («шайбу») — кожух антенны из радиопрозрачного материала, защищающий ее от повреждений и атмосферных осадков.
Саму же задачу прицеливания решает СРП — счетно-решающий прибор, своего рода мозг зенитной установки. В сущности, это малогабаритная бортовая электронно-вычислительная машина, которая и решает прогностическую задачу. Или, как говорят военные инженеры, СРП вырабатывает углы упреждения при наведении пушки на движущуюся цель. Вот так образуется линия выстрела.
Несколько слов о группе приборов, образующих систему стабилизации линии визирования линии выстрела. Эффективность их действия такова, что, как бы ни бросало ЗСУ из стороны в сторону при движении, например, на проселочной дороге, как бы ни трясла, антенна РЛС продолжает отслеживать цель, и стволы пушки точно направлены по линии выстрела. Дело в том, что автоматика запоминает первоначальную наводку антенны РЛС и пушки» и одновременно стабилизирует их в двух плоскостях наведения — горизонтальной и вертикальной. Следовательно, «самоходка» способна вести точную прицельную стрельбу во время движения с той же эффективностью, как и с места.
Кстати, на точность ведения огня не влияют ни атмосферные условия (туман, плохая видимость), ни время суток. Благодаря радиолокационной станции зенитная установка работоспособна при любых метеорологических условиях. И передвигаться она может даже в полной темноте — инфракрасный прибор обеспечивает видимость На расстоянии 200 — 250 м.
Экипаж состоит всего из четырех человек: командир, механик-водитель, оператор поиска (наводчик) и оператор дальности. Конструкторы очень удачно скомпоновали ЗСУ, продумали условия работы экипажа. Например, чтобы перевести пушку из походного положения в боевое, покидать установку не надо. Эта операция выполняется непосредственно с места командиром или оператором поиска. Они же управляют пушкой и ведут стрельбу. Следует отметить, что многое здесь позаимствовано от танка — это и понятно: «самоходка» тоже бронированная гусеничная машина. В частности, она снабжена навигационной танковой аппаратурой чтобы командир мог постоянно контролировать местоположение и пройденный ЗСУ путь, а также, не выходя из машины, ориентироваться на местности и прокладывать курсы движения по карте,
Достаточно высоки надежность и живучесть установки. Ее узлы представляют собой весьма совершенные и надежные механизмы, она бронирована. Маневренные качества машины сравнимы с соответствующими характеристиками танков.
В заключение попробуем смоделировать эпизод боя в современных условиях. Представьте, что ЗСУ-23-4 прикрывает колонну войск на марше. Но вот РЛС, непрерывно ведущая круговой поиск, обнаруживает воздушную цель. Кто это? Свой или чужой? Тотчас следует запрос о принадлежности самолета, и, если ответа на него нет, решение командира будет единственным — огонь!
Но противник хитрит, маневрирует, атакует зенитчиков. И вот в самый разгар боя осколком срезает антенну радиолокационной станции. Казалось бы, «ослепленная» зенитка полностью выведена из строя, однако конструкторами предусмотрена и эта, и даже еще более сложные ситуации. Может отказать радиолокационная станция, счетно-решающий прибор и даже система стабилизации — установка все равно будет боеспособной. Оператор поиска (наводчик) будет вести огонь, используя зенитный прицел-дублер, а упреждения вводить по ракурсным кольцам.