Что такое шикана в гонках
Правильное понимание
Словарь терминов Формулы 1 — часть 2
Продолжаем изучать термины из мира Формулы 1. Во второй части нашей подборки поговорим о видах поворотов, проблемах с покрышками и пит-лейне.
— Оквадратить шины — испортить шину и сделать ее неэффективной для работы. Такая ситуация возникает обычно тогда, когда гонщик резко сбрасывает скорость, блокирует передние тормоза, и одно из колес прекращает вращаться. В результате этого оно скользит по асфальту, и стирается поверхность шины. А учитывая, что скорость была резко сброшена, на покрышку продолжает действовать сила вращения. Поэтому горячая шина слегка расплющивается, и в целом форма покрышки слегка меняется и становится чуть менее круглой.
— Поворачиваемость. Гонщики обычно сетуют на два ее вида — избыточную и недостаточную. Первая возникает, когда происходит потеря сцепления задних колес — т.е. занос задней части машины, который может привести к последующему развороту. Недостаточная поворачиваемость — это потеря сцепления на передних колесах. Она приводит к тому, что болид входит в поворот с меньшим углом, чем задал рулем гонщик. Она может привести к вылету.
— Проплешина на шине. Как и оквадрачивание покрышек возникает в том случае, когда гонщик блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться, оно скользит по асфальту, и стирается поверхность шины. Однако это более легкое последствие такой блокировки. В результате стирается часть шины. Если в случае оквадрачивания шин пилоты сразу же спешат в боксы за новым комплектом покрышек, то с проплешиной они могут продолжить движение по трассе. Хотя эффективность работы резины также будет снижена.
— Пузырение шин – происходит в том случае, когда температурный дисбаланс между внутренним горячим каркасом и холодной внешней поверхностью покрышки вызывает «микроразрывы» резины на поверхности шины. В результате этого на поверхности покрышки появляются небольшие дырки (эффект такой же, как и после лопнувшего пузыря). Приводит к уменьшению сцепления с трассой.
— Паддок – часть автодрома, на которой расположены моторхоумы команд.
— Пелотон – все автомобили, которые принимают участие в гонке.
— Пит-лейн – часть автодрома, на которой размещаются боксы команд.
— Пит-стоп – заезд на пит-лейн для замены покрышек и, в случае необходимости, небольших ремонтных работ (например, замены переднего антикрыла или минимальной смены настроек).
— Поребрик — ограничитель гоночной трассы. Он расположен в поворотах и тех местах, где пилоты чаще всего пытаются выехать за пределы трека и таким образом получить преимущество. Поребрики имеют разную форму. Они выше основного уровня трассы, поэтому проезд по ним ощутимый для гонщика, а может и вовсе повредить болид.
— Прогревочный (установочный) круг. Во время свободных практик и квалификации первый круг после выезда из боксов. В гонке прогревочным кругом называют круг перед стартом гонки. В обоих случаях он необходим для того, чтобы прогреть резину. Его пилоты преодолевают с меньшей скоростью, нежели основные «боевые» круги.
— Слики – покрышки, которые гонщики используют при сухой погоде. Их отличие от промежуточных или дождевых шин заключается в полном отсутствии канавок — т.е. это абсолютно гладкие шины.
— Слипстрим – это езда непосредственно за другим автомобилем в зоне грязного воздуха. Находясь в нем, болид теряет в прижимной силе, получает сильную недостаточную поворачиваемость и сниженное воздушное охлаждение двигателя. Но болиды, едущие в слипстриме, преодолевают меньшее аэродинамическое сопротивление, поэтому могут сэкономить топливо, оттянуть пит-стоп или же разогнаться и совершить обгон.
— Стоп-энд-гоу – вид пенальти, когда гонщик заезжает на пит-лейн, останавливается возле своих боксов и обязан там простоять некий промежуток времени (обычно он равняется 10 секундам). В это время механики не имеют права прикасаться к болиду.
— Телеметрия – информация о значениях измеряемых параметров. Каждый болид Формулы 1 оснащен приблизительно 150 датчиками, которые следят за всеми важными показателями работы автомобиля. Вся эта информация поступает в боксы команды и позволяет следить за работоспособностью болида в режиме реального времени.
— Хет-трик —достижение, когда пилот в рамках одного этапа выиграл квалификацию, гонку и показал самый быстрый круг.
— Шикана — последовательность поворотов небольшого радиуса, используемая для намеренного замедления автомобилей. Чаще всего это два поворота, идущие друг за другом, один из которых — левый, а второй — правый. Таким образом получается общий большой поворот S-образной формы. При этом у этих двух поворотов одна и та же точка торможения (чаще всего очень резкого торможения) и разгона.
— Шпилька — резкий поворот с радиусом от 90 до 180°, который соединяет две прямые.
— Эска — как и шикана, это связка поворотов в форме латинской буквы S. Но в отличие от шиканы у этих двух небольших поворотов разные точки торможения и разгона.
— «Червячки» – это маленькие кусочки резины. По ходу гонки они отрываются от шин и скапливаются за пределами гоночной траектории. Во время заезда пилоты стараются их избегать, поскольку они могут приклеиться к покрышкам и уменьшить сцепление с трассой. А вот после финиша гонщики часто проезжают именно по этим «червячкам». Таким образом они добавляют болиду немного веса, чтобы уверенно пройти взвешивание после гонки и вложиться в отведенные весовые лимиты.
Путеводитель по жаргону «Ф-1». Что такое «грязный воздух», «червячки» и «зеленый трек»
Начало нового сезона «Формулы-1» все означает появление новичков в рядах зрителей и болельщиков. Но автоспорт — довольно техничное и сложное развлечение: в нем много специфичного жаргона, часто путающего свежую публику до состояния «о чем вообще говорят все эти пилоты, боссы и комментаторы?!». Именно для помощи новым фанатам официальный сайт «Ф-1» составил понятный путеводитель по наиболее распространенным словечкам из гоночного сленга и объяснил, что же они означают.
«Андеркат»
(Возможны варианты «подрезка в боксах», «более ранний пит-стоп»)
Что это такое: Когда у гонщика не получается обогнать следующую впереди машину, он раньше заезжает в боксы в попытке получить необходимое преимущество за счет более свежих шин, выиграть время и опередить соперника, когда тот совершит свой пит-стоп.
Как это используется в предложении: «Он пытается использовать «подрезку», чтобы выйти вперед».
В гараже у гонщика «Ред Булл» Ферстаппена появятся сразу три суперкара. Очень дорогие
«Червячки»
(Возможны варианты «пузырьки», «крошка»)
Что это такое: Маленькие кусочки резины, отрывающиеся от шин во время прохождения поворотов и скапливающиеся за пределами гоночных траекторий. Наезд на них в середине гонки часто опасен, потому как они мешают покрышке полностью соприкасаться с дорожным полотном, тем самым снижая сцепление. С другой стороны, гонщики часто едут по ним на круге почета после финиша ради «сбора» их на покрышки, чтобы добавить машине немного веса, точно уложиться в лимиты и пройти все необходимые проверки в закрытом парке.
Как это используется в предложении: «Я завернул слишком широко, и попал на «червяки» в шикане».
«Грязный воздух»/«Чистый воздух»
(Возможен вариант «турбулентный воздух»)
Что это такое: «Грязный воздух» создается небольшими завихрениями воздушных потоков, срывающихся с корпуса и антикрыльев едущей впереди машины. Он серьезно уменьшает эффективность работы антикрыльев следующей машины.
«Чистым воздухом», в свою очередь, называют обычные потоки, не возмущенные каким-либо взаимодействием — он лучше обтекает аэродинамические элементы, генерирует больше прижимной силы и позволяет лучше контролировать болид.
Как это используется в предложении: «Я пытался обогнать, но застрял в «грязном воздухе» Но как только соперник поехал на пит-стоп, я попал в «чистый воздух» и проехал несколько шикарных кругов».
«Высекание искр»
Что это такое: Все довольно просто — это когда днище машины задевает асфальт трека, высекая искры. Чаще всего это связано с неровностями покрытия или кочками, а также с резким перепадом высот в стиле поворота «О Руж» из трассы «Спа-Франкоршам». Процесс стал намного зрелищнее после 2015 года, когда на машины по регламенту начали добавлять противоскользящие титановые блоки — именно из них высекается столько искр при контакте машины и асфальта.
Как это используется в предложении: «Машина хорошо сбалансирована, но на квалификационном круге я высек немного искр об асфальт и потерял на этом немного времени».
«Пузырение»/«Гранулирование»
Что это такое: Шины пузырятся, когда температурный дисбаланс между горячим каркасом (внутренняя часть) и холодной поверхность (внешняя часть) вызывает «микроразрывы» резины на поверхности покрышки — после такого и остаются небольшие дырки в виде пузырьков.
Гранулирование происходит в обратной ситуации — когда каркас еще холодный, а поверхность шины чрезмерно разогрета. Тогда горячие части резины изгибаются и скатываются, формируя прилипшую к поверхности покрышке гранулу.
Оба вида проблем с резиной сокращают площадь контакта шины и асфальта и тем самым уменьшают сцепление.
Как это используется в предложении: «У нас были большие проблемы с пузырением шин, чем у «Феррари». / «У меня началось гранулирование шин, потому что мы выехали на мягком составе в холодных условиях, и покрышка быстро остыла».
«Выдавать результат выше уровня машины»
Что это такое: Когда талант пилота позволяет преодолевать ограничения болида, не соответствующего уровню его конкурентов. Главным примером подобного в последнее десятилетие был Фернандо Алонсо, но широко известны и другие перфомансы: например, пилотаж Айртона Сенны за рулем «Тоулмена» на Гран-при Монако 1984 года или победа Себастьяна Феттеля за рулем «Торо Россо» на Гран-при Италии 2008 года.
Как это используется в предложении: «Фернандо Алонсо выжал из машины все и квалифицировался третьим».
«Круговой»
(Возможен вариант «аутсайдер»)
Что это такое: Те пилоты, кто чаще всего застревает в хвосте пелотона и чаще всего обгоняется лидерами на круг.
Как это используется в предложении: «Тот круговой заблокировал меня и полностью уничтожил мою гонку».
«Обладатель поула»
Что это такое: Пилот, победивший в квалификации и вышедший на гонку с первой стартовой позицией.
Как это используется в предложении: «Обладатель поула Льюис Хэмилтон чисто стартовал и удержал лидерство в первом повороте».
«Проплешина»
Что это такое: Когда пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться, скользит в продольном направлении по асфальту и начисто стирает поверхность шины до плоскости. Вот это и называют проплешиной.
Как это используется в предложении: «К сожалению, мне пришлось останавливаться в боксах из-за проплешины, что уничтожило шансы на подиум».
«Круизный режим»
Что это такое: Когда на командном мостике видят, что пилот сжег слишком много топлива и может не доехать до конца заезда, гоночный инженер передает приказ переключиться в «круизный режим». Тогда гонщик раньше поднимает ногу с педали газа в зонах торможения и преодолевает несколько последних метров перед поворотом накатом — так тратится меньше топлива, но и темп тоже снижается.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось перейти в «круизный режим», если я хотел все-таки дотянуть до конца».
«Тормозной баланс»
Что это такое: Когда гонщик давит на педаль тормоза, все четыре диска на разных колесах замедляют машину — но пилот может менять степень эффективности передних тормозов по отношению к задним. Это и называют «тормозным балансом».
Например, в дождевых условиях пилоты обычно переключают баланс в сторону задних тормозов, чтобы передние не блокировались в каждом повороте. Но вообще этот параметр постоянно меняется в процессе гонки вместе со сменой баланса машины, вызванной уменьшением топливной загрузки и разным уровнем сцепления шин.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось изменить тормозной баланс, чтоб справиться со сложными условиями».
ДРС
Что это такое: Частично из-за проблем, создающихся «грязным воздухом», «Формула-1» в 2011 году придумала систему снижения лобового сопротивления. По сути, это просто металлическая пластина в заднем антикрыле, которую поднимают в определенных зонах трека, когда гонщик подбирается к сопернику на дистанцию меньше секунды. Работает она по принципу закрылка: когда пластина поднята, сопротивление снижается, и болид ускоряется, что теоретически способствует обгонам.
Как это используется в предложении: «Льюис был довольно близко, так что он получил возможность открыть ДРС к концу прямой».
«Силовая установка»
Что это такое: Когда-то в болидах «Формулы-1» стояли просто моторы. Но те времена давно ушли! Теперь машины двигаются с помощью силовых установок, состоящих из шести компонентов: двигателя внутреннего сгорания, турбонаддува, рекуператора тепловой энергии (MGU-H), рекуператора кинетической энергии (MGU-K), батареи и контролирующей электроники. Вся система вместе выдает мощность в районе 1000 л.с.
Как это используется в предложении: «Гран-при Мексики проводят на большой высоте, и разреженность воздуха сильно нагружает силовую установку».
«Боксы»
Что это такое: Когда гоночный инженер лает это по радио в адрес пилота, он всего лишь зовет его на пит-стоп. Если говорить о боксах как о существительном, то это зона обслуживания машин на пит-лейн. Слово «боксы» произошло от немецкого Boxenstopp, как раз и означающего «пит-стоп».
Как это используется в предложении: «Ладно, Льюис, езжай в боксы, боксы, боксы».
«Зеленый трек»
Что это такое: Именно на такой автодром пилоты впервые выезжают в пятницу в рамках первой практики гоночного уик-энда. Понятие означает отсутствие накатанного слоя резины на асфальте, улучшающего сцепление в сухих условиях.
Как это используется в предложении: «Утром трек был довольно «зеленым», но в течение дня он немного прорезинился».
«Занос»
Что это такое: Момент, когда пилот теряет контроль над задней частью машины, и ее «ведет» перпендикулярно направлению трека.
Как это используется в предложении: «Меня слегка занесло, но я сумел выровнять болид».
Избыточная/недостаточная поворачиваемость
Что это такое: Избыточная поворачиваемость возникает в поворотах — так называется потеря сцепления задних колес с последующим разворотом. Недостаточная поворачиваемость, с другой стороны, заключается в потере сцепления на передних колесах, вызывая движение в поворот с меньшим углом, чем выбрал гонщик с помощью руля.
Или, перефразируя великого раллиста Вальтера Рерля, «если ты увидел барьер, в который въехал — это недостаточная поворачиваемость, а если ты только услышал грохот удара о барьер — это избыточная поворачиваемость».
Как это используется в предложении: «Я сражался с избыточной/недостаточной поворачиваемостью в поворотах, но к следующей сессии мы с этим разберемся».
Если остались еще какие-нибудь сложные и непонятные термины – пишите их в комментариях. С учетом ваших пожеланий текст получит мощное обновление.
Ayrton Senna: Principles of Race Driving. Глава 2 — Траектория в поворотах
В этой главе идет рассказ о принципах, по которым гонщик выбирает траекторию в повороте, и даются примеры применения этих принципов к поворотам разных конфигураций и их связкам.
Глава 2. Траектория в поворотах
Трассы, на которых происходят сражения Формулы 1, состоят из серий поворотов, разделенных прямыми отрезками различной длины. Стремясь пройти круг за минимально возможное время, гонщик должен прежде всего обратить внимание на то, как он проходит повороты — каждая ошибка в повороте приводит к потере времени на круге.
Траектория — это воображаемая линия, вдоль которой движется автомобиль. Чем больше радиус траектории (другими словами, чем больше она спрямлена), тем меньше потеря в скорости при преодолении поворота. Значит, для каждого поворота важно найти соответствующую идеальную траекторию. Она всегда одна и позволяет «скруглить» поворот. Например, вместо того, чтобы преодолевать 90-градусный поворот вдоль его границы, можно срезать его и таким образом обеспечить больший радиус траектории, а значит и большую скорость на выходе. В этом примере мы сразу знакомимся еще с одним фундаментальным принципом: нужно испотльзовать всю ширину трассы. И даже немного больше, если говорить о шпильках и особенно о шиканах. Еще раз: срезать поворот означает найти траекторию с максимально возможным радиусом (он будет больше, чем реальный радиус обсуждаемого поворота).
На траектории в повороте есть три важные точки. Во-первых, это точка входа в поворот (другими словами, начало поворота, или конец прямого участка). Во-вторых, это апекс поворота, в котором автомобиль касается внутреннего поребрика; в этой точке скорость машины минимальна. В-третьих, это выход из поворота: здесь автомобиль снова возвращается к прямолинейному движению — или переходит к следующему повороту. В последнем случае, очевидно, выход из поворота перекрывается со входом в последующий.
Резюмируя, можно сказать что при прохождении поворота нужно сначала переместиться к внешнему краю трассы, затем (в повороте) к внутреннему, и, наконец, на выходе — снова к внешнему. При этом нужно использовать всю ширину трассы и, возможно, даже наезжать на поребрик. В современной Формуле 1 наезда на поребрики стоит избегать: сейчас машины практически «облизывают» полотно трассы, чтобы максимизировать граунд-эффект. Искры, которые автомобили оставляют за собой вслед, можно заметить чаще чем несколько лет назад. Сейчас контакт машины с дорогой обеспечивают не только шины, но и нижняя поверхность болида, а наезд на поребрик может кроме того привести к механическому повреждению. Такой риск редко бывает оправдан.
Идеальная траектория в 90-градусном повороте представляет собой в теории кривую с максимально возможным радиусом, и эта кривая соединяет три базовые точки поворота с одинаковым и неизменным радиусом.
Проходя поворот по этой траектории, нужно различать фазы поворота, соответствующие упоминавшимся базовым точкам. Это очень важное разграничение, которое позволит приступить к более глубокому анализу машины и пилотажа. Таким путем находятся и последовательно устраняются недочеты.
Траектория с постоянным радиусом — не всегда самое эффективное решение. Она, безусловно, подходит для быстрых поворотов, когда на выходе машина не может эффективно ускоряться (скорость и так высокая). Однако, если речь идет о медленном или среднескоростном повороте, особенно в том случае когда после него следует длинная прямая, траекторию нужно изменить с тем, чтобы позволить автомобилю разгоняться раньше. Апекс тогда не будет совпадать с геометрическим центром поворота, а будет сдвинут по траектории вперед. Фаза собственно поворота, таким образом, переместится вперед по сравнению с траекториией постоянного радиуса; это позволит раньше нажать на газ.
Торможение в этом случае будет позже, на фазе входа в поворот радиус траектории будет меньше, а фаза выхода — разгон — будет иметь переменный радиус и будет длиннее, чем в случае с траекторией постоянного радиуса. Наибольшее преимущество траектория с поздним апексом дает в шпильках: время, потерянное в первых двух фазах поворота, значительно меньше чем выйгрыш от более раннего разгона (отсюда появилось старое клише «чтобы выйти быстрее, нужно войти медленнее»). Сдвиг реального апекса относительно геометрического (относительно центра поворота) зависит от радиуса поворота. В шпильке он составит около 10% длины внутреннего поребрика, а вболее длинном повороте до 20—25%.
Все вышесказанное остается верным и для серий поворотов (например, для шикан; это могут быть любые два близких поворота, не разделенные прямой и зависящие друг от друга). Появляется, однако, новое правило: приоритет имеет последний поворот из серии. Поскольку выигрыш по времени связан со скоростью выхода из поворота и с длиной последующей прямой, мы должны жертвовать первым поворотом ради последнего. Например, в случае с шиканой, после которой идет длинная прямая (примером может служить первая шикана в Монце), необходимо пожертвовать выходом из первого поворота шиканы для того, чтобы подготовить вход во второй. Мы теряем какое-то время в этот момент; обгонять там все равно нельзя, зато скорость выхода из второго поворота будет выше, а это важнее всего.
В обратной ситуации, когда серии поворотов предшествует длинная прямая, жертвовать первым поворотом нельзя — из-за большой скорости на прямой потеря времени из-за этого будет слишком велика. Нужно тормозить как можно позднее и входить в первый поворот по траектории с максимальным взможным радиусом (т.е. не сдвигая апекс вперед).
Перевод сделан при поддержке Fame Group
© Ayrton Senna, 1991
© Hazleton Publishing, 1993
Шикана (автоспорт)
Шикана (фр. Chicane ) — последовательность тесных извивающихся поворотов (обычно в форме буквы S) на дороге, используемая в автогонках и на городских улицах для намеренного замедления автомобилей. Обычно они располагаются в конце длинных прямых участков, поэтому они являются хорошими местами для обгонов в современных гонках.
Содержание
Критика
Ярые фанаты часто критикуют Международную автомобильную федерацию (FIA) за то, что она разрушает «дух» гоночных трасс, добавляя шиканы в их критических местах, как, например, Сарте, Спа-Франкоршам и Монца.
Обязательность
Некоторые трассы, такие как Portland International Raceway, включают в себя необязательные шиканы. Конфигурация трассы для соревнований на быстрых машинах (такие, как IRL IndyCar) включает в себя шиканы, а конфигурация трассы для медленных (водителей любительских клубов, например) проходит прямо, игнорируя шикану, так как эти машины не способны развивать повышенную скорость на протяжённых прямых участках.
Термин также используется в других типах гонок, включая бобслей, указывая на похожие смещения в направлениях трека.
«Мобильные шиканы»
«Мобильные шиканы» или «передвижные шиканы» — термин, описывающий водителя (обычно аутсайдера в конце пелотона), который не может достаточно быстро уйти с пути нагоняющих его на следующем круге лидеров гонки (несмотря на то, что ему часто показывают синий флаг), и таким образом задерживающего водителей и создающего проблемы (и иногда вынуждающего терять драгоценные очки в чемпионате, подиумы и победы). Такой дурной славой пользовался, например, Андреа де Чезарис.