Что такое шашу у казахов

7 традиций казахов, которые не перестают удивлять иностранцев

Понять и принять казахские обычаи очень трудно, если даже однажды побывать в Казахстане.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

У представителей других национальностей и гостей из-за рубежа просто в голове не укладывается как можно пить такое огромное количество чая и употреблять в пищу конину – это величественное животное. А еще делать деньги из воздуха, сообщив хорошую новость.

Итак, начнем по порядку.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

1. Чайная традиция

Казалось бы, эта традиция должна родиться в стране, которая имеет огромное количество чайных плантаций, ну куда деваться местному населению, не пропадать же урожаю? К примеру Китай считается одним из мировых лидеров по производству чая, так что с ними все понятно. Но, казахи, не имея ни одного чайного поля просто литрами пьют горячий бодрящий напиток, причем в любое время суток. Чайная церемония применима в любой «непонятной ситуации», заехал к казаху забрать какую-либо вещь по пути, тут же поступает предложение «шай ішпедік пе?», пришел навестить старого знакомого, опять «пьем чай». Отчасти это и является некой лептой в гостеприимстве дружного казахского народа.

Но больше всего удивляет гостей из-за зарубежья, что чай умудряются пить, добавляя в него молоко, сахар, сметану, соль, тары, талқан. И да, пьют его не из полулитровых стаканов, а из «кесе», чай должен быть с «правильным» коричневатым цветом. А еще в знак уважения к гостю, чай наливают буквально на пару тройку глотков, налить молочный напиток дополна, означает неуважение.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

2. Употребление конины

Иностранцы за головы хватаются, когда казахи с большим аппетитом едят конину – это величественное животное. У казахов все просто, можно покататься на лошади, а потом ее съесть. Как тут не испугаться? Но в Казахстане конина считается легкоусвояемым и полезным продуктом питания. Одно из традиционных блюд «бешбармак», которое готовят уважаемым гостям, подается именно с кониной и қазы.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

3. Шашу

Это очень удивительная традиция. Да, да! Всевозможные сладости, конфеты, печенья кидают прямо в лицо. В общем это называется «шашу». Осыпают гостей монетами и сладостями при значимых событиях, таких как, когда роженицу выписываю из роддома, когда приезжают на сватовство, когда режут путы ребенку или же просто отмечают 40 дней со дня рождения малыша. Такой обряд символизирует достаток, сладкую жизнь, изобилие и удачу. Примечательно то, что, если конфеты не удалось поймать, их нужно собрать и унести с собой, по поверьям ты уносишь с собой «изобилие». Эту традицию очень любят дети, а осыпанием занимаются женщины.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

4. Бет сипау

Тут многим иностранцам вовсе не понятно зачем казахи поглаживаю лицо, после «бата»- благословения. Казахский народ очень щедрый на хорошие пожелания и поэтому слова благословения могут звучать очень часто за дастраханом по любому случаю: закончился учебный год у ребенка, зовут гостей, готовят угощения и перед началом трапезы произносят «бата». Принято добрые пожелания произносить взрослым. Во время напутствий присутствующие должны складывать ладони в виде чаши, во время пожеланий как-бы чаша наполняется благодатью, а далее по окончанию «бата» руками проводят по лицу, то есть согласно поверьям, человек впитывает в себя все сказанное. Также нельзя покидать застолье, не дав «бата» за приготовленное угощенье.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

5. Сүйінші

Если казахи дают вознаграждение за хорошую новость, не стоит отказываться, на это и существует такая традиция, как сүйінші (дают тем, кто несет хорошую весть). Так казахи выражают благодарность за радостную весть. Традиция актуальна по сей день, если вы узнали первыми, что родился ребенок, то смело можете рассказывать эту новость близким и просить сүйінші. К слову, иностранцы это вовсе не могут понять, ведь так можно неплохо «зарабатывать». И да, настоящие казахи щедры к услышанному, дают деньги не скупясь.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

6. Көрімдік

Эта еще одна традиция, когда казахи умудряются делать деньги из воздуха. Көрімдік считается денежным подарком. Если ты впервые увидел у своего друга новое авто – дай ему көрімдік. Шустрые казахи умудряются брать деньги даже за полученный диплом, выигранное соревнование и даже за новое красивое платье. Если вы намерены разорить иностранца, то сначала можете спросить у него «сүйінші» за хорошую новость «окончил вуз с отличием», а потом и «көрімдік» за показанный красный диплом.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

7. Сарқыт

До сих пор ни один иностранец не поймет, для чего после шумного застолья, свадьбы или юбилея гостям дают с собой угощение – сарқыт. И да, никто не церемонится, все складывается в один пакет, если там будут лежать нарезанные фрукты, конфеты, бауырсаки и даже мясо. Кстати не бывает казаха, который откажется от угощения – ведь на следующий день не придется готовить.

Источник

Сүйінші, көрімдік, шашу (суйинши, коримдик)

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

Казахи всегда считались гостеприимным, добрым и дружелюбным народом. Никогда не жалели ближнему всё что есть, и всегда готовы были подать руку помощи нуждающимся. В принципе, у казахов есть много разновидностей дани, которые даются за хорошую весть, за радостное событие. И у каждого из них есть свои принципы и условия выполнения. Среди них широко распространены и исполняются по сей день, такие как: «сүйінші, көрімдік беру, шашу шашу». Какой из них предлагается, при каких обстоятельствах, и по каким причинам. Давайте остановимся на каждом из них.

«Сүйінші сұрау» (просить подарок за радостную весть).
«Сүйінші» признак хорошей вести. Мы часто видим, слышим в книгах, в старых фильмах, как герои торопясь, пытаются донести сообщение радостной вести. И даже в наше время, для того, чтобы рассказать что-либо радостное, для начала просят «сүйінші». К примеру: рождение малыша, приезд дальних родственников, различные награды, поднятие на высокую должность и т.д. Человек, который первым доносит хорошую весть, вслух кричит «Сүйінші!», тем самым донося, предшествующую радость. Для того чтобы скорее услышать весть, хозяин дома говорит «давай, говори, проси что хочешь». За «сүйінші» предлагаются деньги или же любая вещь, которую просят. А в древности если же хозяин не мог дать того, чего просит, то просящий «сүйінші» мог забрать любую понравившуюся вещь, и это не считалось воровством. Это поверье сформированное, для того, чтобы разделить вместе радость.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов«Көрімдік беру» ( вознаграждение, подарок за радость). Это еще одна из особенных традиций казахского народа. Это подарок родных, близких, друзей и знакомых на новоселье, рождение ребёнка, покупку важной вещи, мебели, одежду. Возможно и вы сами, либо встречали в повседневной жизни, как как-то показывая диплом об окончании высшего учебного заведения собирает коримдик. Это никак не должно принести вам чувство неловкости или же стыда. В этом нет ничего плохого. Напротив это одна из самых красивых традиций нашего народа. Это причина показать настоящую, неподдельную радость. Это улучшает отношения между родственниками и отражает прозрачность души и щедрости.

«Шашу». Это знак радости, который дошёл до нас еще с давних времён и всё еще сохранившийся и выполняющийся по сей день. Этот ритуал характерен только для казахского народа. Его используют во многих случаях: когда в дом приводят невестку, жениха, приход сватов, при рождении малыша, при приезде дальних родственников, при разрезании пут, обрезании и во многих радостных событиях. Все гости ставшие свидетелями этого события, собирают шашу несмотря на свой возраст, начиная от маленьких детей, заканчивая престарелыми дедушками. Это поверье, чтобы их тоже настигла радость. В шашу можно класть разные сладости и вкусности, такие как: конфеты, сахарки, леденцы, изюм, курт и серебряные монеты. Шашу разбрасывают женщины в возрасте. Кроме того, при приезде гостей издалека, тоже привозят с собой шашу. Но его не раскидывают как обычное шашу. Это считалось расточительством. Таким образом, шашу разбрасывалось лишь раз. А шашу, которое привозили родные и близкие считалось признаком добрых намерений и хороших пожеланий. Это относится к шашу, которое не разбрасывают.

Таким образом, даже если у этих традиций разный порядок выполнения, все они основаны на радостной вести. Сообщение радости, умение его разделить, верить, что и тебя настигнет удача. Пусть у вас в жизни будет очень много счастливых моментов, которые подарят вам улыбку на лице, и не забывайте делиться этим с ближними и конечно, спросить «сүйінші!»

Источник

Как казахи сватались

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Но раньше было так.

Жених с невестой, как правило, не могли встречаться, поощряемые родителями. Жених не мог подарить девушке цветы, сводить ее в кино или дорогой ресторан, налить бокал шампанского и под романтическую музыку прочесть с выражением стихи собственного сочинения. Позволь он себе такое, думаю, не сносить бы ему головы.

Поэтому принято было свататься. По-людски: чинно и благородно. То есть – құда түсу. Отсюда – құдалық. Сватовство, стало быть.

Сторона невеста, конечно же, ждала гостей. Готовилась. И, как только гости появлялись у порога, их встречали шутками-прибаутками, песнями и плясками. Иногда растягивали аркан, чтобы получить выкуп. Задавались прокурорские вопросы: кто такие? зачем явились? Принято было также в шутливой форме отвечать:

— Мы тут по делу, ищем дом одного человека. Не подскажете, где он живет?

— Да надо бы покалякать с ним о кое-каких делах.

Затем всех заводили в дом и рассаживали за дастархан. По ранжиру. Затем джигиты заносили барана, чтобы сторона сватов дала свое бата, то есть благословление.

Затем барана уносили, чтобы сделать из него бешбармак. А пока готовилось горячее, пробавлялись чаем с закусками. В этом смысле чай можно было рассматривать как разминку перед основным блюдом.

Нынче барана никуда не заносят и не выносят. Зато, согласно традиции, сторона жениха, как и в старину, не сразу говорит о цели своего визита, а просто рассказывает о том о сём. Рассказ этот содержит общие сведения о стороне жениха. Знакомит, так сказать.

Естественно, вначале присутствует некоторая неловкость. Это тоже часть сценария. К тому же сторона невесты не должна проявлять нетерпения, прыгать от счастья и стараться поскорее избавиться от нее. Церемониал должен быть выдержан до конца.

И – да! Разговор не должен обрываться. Продолжительные паузы нежелательны. Поэтому говорить можно в этот момент о чем угодно. Хорошо нынче под такой разминочный чай идут разговоры о своеобразном пути казахов, о недосягаемой тридцатке ведущих стран мира. Можно коснуться темы бензинового кризиса, поговорить о пробках на дорогах Алма-Аты и Астаны, о внутриклановых разборках и о других не менее важных и нетленных вещах. Между разговорами про ЭКСПО и очередную победу Геннадия ГОЛОВКИНА вбрасывается кое-какая конкретная информация о невесте. О том, какая она умница-красавица, спортсменка-комсомолка и какие изумительные манты умеет готовить.

Жениха тоже принято расхваливать: сообщается о том, какой он весь такой «офигенный». О том, что он в детстве переводил старушек через дорогу, потом неожиданно вырос, без блата поступил в Йельский университет и теперь там учится, а за квартиру платит сам. В ночных клубах не болтается, а, наоборот, по вечерам ходит в спортзал и на днях выполнил норматив кандидата в мастера по бодибилдингу.

Итогом этих разговоров должен стать вывод, что жених и невеста просто созданы друг для друга.

Но об этом также прямо говорить не принято. Это должно складываться само по себе. Путем логически выверенных заявлений. Так обычно выступают в судах адвокаты, когда надо выкрасить белым своего подзащитного. О самом сватовстве по-прежнему ни слова.

Затем уже, когда первая часть этого театрализованного представления заканчивается, стол убирают, и стороны приступают ко второй части, а именно – к главному разговору. Начинается он с традиционных сентенций, типа вот у вас есть товар, а у нас есть купец и т. д.

Хорошо бы притащить с собой в таких случаях писателей, поэтов, представителей той-бизнеса и артистов театра «Шаншар» и «Тамаша». За годы, проведенные безвылазно на тоях и различных торжествах, у них наработаны заготовки на все случаи жизни, начиная с банальных юбилеев и заканчивая торжественными похоронами.

Спикер должен подкрепить свою речь «вещественными доказательствами». Другими словами, выпотрошить начисто коржун.

Первый подарок преподносится матери невесты. Это называется сүт ақысы. Плата за материнское молоко. Это, как вы сами понимаете, очень дорогое молоко. За него расплачиваются драгоценностями или же серьезными суммами в тенге и долларах.

Следующий подарок получает отец невесты. Қалым. Тут тоже экономить нельзя. Можно наличными, но можно и подарком. Так, чтобы – ах!

Затем наступает черед всех остальных ближайших родственников и родственниц. По списку. Обижать никого нельзя.

Когда подарки розданы, просят показать то – зачем, собственно, пришли. То есть, показать невесту. Однако вредные будущие родственнички всё равно не торопятся ее показывать. Снова затевается торг. За показ просят көрімдік.

Да, кстати. Кое-где принято в блюдо, на котором подается мясо, класть деньги.

Затем уже, после беша, подается қуйрық-бауыр. Это кусочки отварной печени и курдюка. И фактически застолье этим блюдом заканчивается. Когда его отведают, говорят: «Құйрық-бауыр жедік, құда болдық» («Раз уж мы поели печень с курдюком, значит, теперь мы родственники»). После этого тут же все кидаются друг другу в объятья. Происходит так называемое төс қағыстыру – «обнимашки». И теперь уже точно никуда не денешься: союз считается скрепленным на все времена.

После застолья стороне жениха преподносятся ответные дары – киіт. Понятное дело: раньше дарили скакунов, верлюдов, отары овец. Теперь подарки уже не те.

На этом құдалық заканчивается: можно говорить и о свадьбе.

Обычно не принято проводить свадьбы зимой, а именно – в январе и феврале. Видимо, это связано с тем, что наши предки жили не в самых благоприятных климатических условиях. Зимой в степи не до свадеб. Главное – выжить.

Выпроваживают сватов тоже не быстро. Но мне кажется, что эти традиции казахи заимствовали у других народов. Сначала жол аяқ. Это что-то типа – на посошок. Потом – кетер аяқ. И так до тех пор, пока сватов не унесут за подмышки.

И только после этого приводят невесту, и родственницы жениха надевают ей серьги. Это называется сырға тағу.

Казахи говорят, что не так интересна сама свадьба, сколько подготовка к ней.

Источник

Зачем казахи разбрасываются сладостями – традиция Шашу

Многие казахские традиции, пройдя долгий путь через века, соблюдаются и сегодня. Шашу (разбрасывание сладостей) — одна из таких.

Казахи бросают шашу во время радостных торжеств. А таких очень много. Но самое яркое из них, это когда молодой джигит приводит в дом невесту. Осыпая молодоженов шашу, родственники показывают свою радость и причастность к празднику.

Сегодня шашу состоит из разных лакомств, но раньше в него добавляли и монеты. Когда гости всех возрастов бросаются подбирать сладости, в этом действе заложен глубокий смысл.

Каждый хочет, чтобы такая же радость случилась и в его доме. Взрослые, подбирая сладости, несут их своим детям и внукам.

Казахи верят, что это хорошая примета и что через шашу передается положительная энергетика радостного события

«Шашудан ауыз тисін, оларда осындай қуанышқа жетсін» (пусть тоже попробуют сладости шашу, пусть у них тоже будет подобная радость), — говорят казахи.

Традиция в трудах ученых

Ученый Шайзада Тохтабаева описала несколько ситуаций, уместных для традиции Шашу. Вот некоторые из них:

«Целый комплекс ритуальных действий и этикетных правил разработан для таких состояний женщины, как беременность и роды. Первое известие о беременности женщины отмечалось небольшим пиршеством Құрсақшашу в узком семейном кругу (иногда с приглашением близких родственников и женщин-соседок). При этом будущую маму осыпали шашу — сладостяими, баурсаками, куртом и монетами, они символизировали изобилие, плодородие и благоденствие».

«Когда невестка осваивалась в новой обстановке, ее вместе с мужем и другими членами семьи пригашали домой родственники мужа на Үй көрсету (показ дома) или Отқа шақыру (приглашение «на огонек», на угощение).

Там в спокойной обстановке оценивали воспитанность и манеры нового члена семьи. Невеста должна была с поклоном войти в дом и оставить у порога принесенный ею подарок (о нем она заранее советовалась со свекровью). Обычно подарки были в виде ковра, отрезов тканей, а также собственноручно вышитых девушкой полотенец, скатерти, покрывала и пр. Эта традиция живет и в наши дни. В ответ женщина старшего возраста совершала Шашу, осыпая невестку конфетами и монетами».

Традиция в художественной литературе

Писатель Мухтар Ауэзов много раз становился свидетелем казахских традиций и немало из них описал в своих произведениях. В романе-эпопее «Путь Абая» нашлось место и Шашу.

«Абая усадили перед кроватью, с обеих сторон его окружали девушки, будущие свояченицы. Ербол, Жумагул и джигиты сели дальше, вперемежку с другими девушками. Едва все успели разместиться, как в юрту быстро вбежали три молодые женщины и заторопили сидящих:

– Опусите занавеску! Опустите занавеску!

Девушка, сидевшая рядом с Абаем, вскочила с места и опустила перед женихом атласный полог. Тогда женщины распахнули двери.

– Входите, входите! – они приглашали кого-то, стоявшего за дверью, и оглядывались в сторону жениха. – Встречайте, идут эне (теща)!

Абай, Ербол, Жумагул и девушки, сидевшие в юрте, вскочили со своих мест.
Занавес оставался опущенным. В юрту вошли три пожилые женщины. Посередине шла старшая эне Абая – первая жена Алшинбая, полная смуглая байбише. Рядом с нею – эне, мать невесты.

– Ну, матушки, выкуп! Где выкуп? Иначе не покажем вашего сына, – подшучивали молоденькие женщины, удерживая край полога.

– Поднимите занавес! Вот вам выкуп! – ответила байбише, показывая шашу.

Атласный занавес широко распахнулся. Жених стоял, скромно потупив голову, в немой покорности.

– Да будет жизнь твоя долголетней! Да пошлет тебе бог счастливое будущее, свет мой! – сказала старшая байбише и начала бросать девушкам шашу.

Посыпался урюк урюк, изюм, конфеты. Девушки, весело смеясь, принялись подбирать сласти».

Традиция сегодня

В наши дни Шашу очень часто можно наблюдать на таких торжествах, как Тұсаукесер, Ұл той, Үйлену тойы и многих других. Известный писатель Роллан Сейсенбаев высказал следующее:

«Традиции и обычаи — это морально-этические ценности казахов, которые копились и приумножались веками, они должны соблюдаться в нашей поседневной жизни, сохраняться и совершенствоваться».

Действительно, традиции не только сохраняются, но и совершенствуются. Однажды я был свидетелем необычного Шашу. Несколько лет назад я беседовал с Жанат Шаниной, внучкой Жумата Тургынбайулы Шанина (1892-1938), великого казахского режиссера, который стоял у истоков театрального искусства Казахстана, основателя казахского национального профессионального театрального искусства, первого народного артиста КазАССР.

Его ложно обвинили в покушении на Сталина в дни первой декады казахского искусства в Москве. Шанин был расстрелян как «враг народа».

Встреча наша проходила в академии искусств имени Т. К. Жургенова. Зал был полон. В присутствии студентов и преподавателей было рассказано много интересного из жизни великого человека.

А в завершение случилось самое неожиданное. Поблагодарив всех присутствующих, внучка Жумата Шанина сказала, что сегодня произошло радостное событие, этот день очень дорог для нее, и в память о своем деде она хочет провести Шашу.

Жанат взяла конфеты, которые принесла с собой, и осыпала ими присутствующих.

Это было очень трогательное зрелище. Я увидел, как у многих в глазах стояли слезы.

Источник

Что такое шашу у казахов

В XXI веке обыденная жизнь человечества состоит из каждодневной рутины. В потоке дней и суматохе дел мы забываем об элементарных вещах. Многие из нас знают о национальных традициях своего народа, однако некоторые из них не соблюдаются или забываются по различным причинам. Основные — нехватка времени и отсутствие надобности в их соблюдении, так как в современном мире люди создали все условия для комфорта.

Один из забытых национальных обычаев казахского народа — «Құрсақ той» или «Құрсақ шашу». Стоит отметить, что эта традиция связана с детством человека.

Обряд имеет глубокие корни, уходящие в историю. В одном из известных эпосов казахского народа «Алпамыс батыр» описывается появление этой традиции в те времена. К примеру, в труде академика Акселеуа Сейдімбека по эпосу «Алпамыс батыр» есть строки, где подробно описывается момент поздравления беременной женщины, осыпание ее конфетами (шашу), и с тех пор «на необъятной земле Жиделибайсын сложилась традиция «Құрсақ шашу».

Согласно примете, о беременной говорили «күмәнді», «аяғы ауыр», «ішінде көжесі бар», чтобы не смущать ее и защитить от сглаза. Это первый праздник в честь появления нового человека в доме.

«Құрсақ той» проводится с благим намерением уделить внимание беременной невестке, подбадривать ее, делиться своим опытом, давать правильные советы, наставления. На празднике специально приглашенные и уважаемые бабушки дают ей свое бата (благословение), желают всего наилучшего, главное – благополучно родить (аяқ-қолын бауырына алу).

На праздновании в основном присутствуют женщины: тети, подруги, сестры беременной невестки. В связи с тем, что у виновницы торжества начинается привередливость к еде, у казахов это состояние называют «ит жерік», по-современному — токсикоз, приглашенные гости приносят разнообразные блюда. Во время беременности женщину начинает тошнить, у нее кружится голова. В обязанности свекрови входит найти для нее приемлемую на этот период пищу, чтобы она не ослабла. Если не найти подходящую еду, то ее состояние будет ухудшаться. По поверью казахов, если у беременной женщины не пройдет чувство привередливости, то у ребенка в будущем будут проблемы со здоровьем, он родится неполноценным, и наоборот, если найдут подходящую еду в виде овощей и фруктов, то ее ребенок в будущем будет подвижным, здоровым, шустрым. Раньше, таким образом, по подходящей еде определялось будущее малыша. Есть казахская пословица «Жерік асын жеген жетілер, жерік асын жемеген кетілер», которая означала, что будущая роженица обязательно должна отведать еду, принесенную гостями.

В прошлом беременные женщины кушали глину, чтобы кости ребенка были крепкими. Как известно, в настоящее время им рекомендуют употреблять продукты с содержанием кальция: творог, курт, молоко, ну и сам кальций, обычно в таблетках, порошковом или жидком виде. Вместе с тем женщины употребляли бульон из мяса птиц, домашних животных кроме верблюжьего мяса, так как бытует мнение, что если беременная женщина употребит в пищу верблюжье мясо или бульон, то родит позже срока – так как самка верблюда вынашивает детеныша около 12-13 месяцев. Также, им давали специальный молочный продукт «қызыл ірімшік» — это сладкий топленый творог, который в процессе варки приобретает красновато-коричневый цвет. Существует народная примета: «если беременная будет есть обычный творог, то кости ребенка будут слабыми, а если скушает красный творог, то малыш будет крепким».

Сегодня про обычай «Құрсақ шашу» немногим известно. Но благодаря культурно-просветительскому проекту Ассамблеи народа Казахстана «Қазақтану» казахстанцы имеют возможность узнать не только об общеизвестных обычаях и традициях казахского народа, но и о забытых в силу исторически сложившихся обстоятельств интересных фактах из жизни нашего народа в далекие времена. Проект «Қазақтану» направлен на укрепление единства народа на основе общего культурного кода, единых ценностей и общенационального исторического сознания всех казахстанцев, независимо от их этнической принадлежности.

Несмотря на то, что на сегодня обычай «Құрсақ той» относится к забытым традициям, он не совсем изжил себя. Более того, он отмечается в других государствах, но уже в более модернизированном виде. К примеру, его американский аналог «Baby shower» наоборот весьма известен не только среди местного населения, а под влиянием американской культуры и во многих европейских странах, а в Индии существует как обряд одарения беременной.

Что такое шашу у казахов. Смотреть фото Что такое шашу у казахов. Смотреть картинку Что такое шашу у казахов. Картинка про Что такое шашу у казахов. Фото Что такое шашу у казахов

«Baby shower» дословно переводится, как «младенческий душ». В США принято устраивать вечеринку для будущей матери и праздновать ожидание появления будущего ребёнка. Этот праздник подразумевает своего рода забрасывание роженицы подарками. Родные и друзья организовывают тематическую вечеринку для будущих родителей, в особенности для будущей мамы. Отличительной чертой американского празднования является наличие игр и конкурсов, а также специально украшенный стол «candytable», которому уделяют особенное внимание. На нем красиво укладывают сладости, торт из подгузников и различные декорации в синем, голубом, розовом или красном цветах в зависимости от пола будущего ребенка. Обязательно накрывается основной стол с закусками и горячими блюдами.
Мероприятие также направлено на разгрузку и поддержку беременной женщины перед важным этапом в ее жизни. Из числа собравшихся гостей мамочки дают дельные советы, делятся опытом.

Обряд одарения беременной по сей день отмечают и в Индии. Согласно их традициям, на седьмой месяц беременности перед рассветом женщину купают, возносят молитву родовому (семейному) божеству, надевают на нее подаренную матерью одежду. У индийского обряда так же есть схожие моменты с казахским обычаем «Құрсақ шашу». Имеющие детей замужние родственницы кладут виновнице праздника на колени фрукты, браслеты, деньги и другие дары, что символизирует пожелание иметь много детей. По этому случаю у них готовят и раздают сладкие блюда из желтого (подкрашенного шафраном) риса.

В силу сложившихся обстоятельств многие значимые для народа традиции были забыты, отложены в долгий ящик. Но как говорил английский поэт Джефри Чосер, «нет того нового обычая, который не был бы старым».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *