что такое сфп художественной гимнастике

Использование специальной подготовки на занятиях по художественной гимнастике в учебно-тренировочном процессе

Глава I История возникновения, современное состояние и перспективы развития художественной гимнастики ………………………………………4

1.1 История возникновения художественной гимнастики…………………….4

1.2 Особенности развития современной художественной гимнастики……….7

1.3 Тенденции развития мировой художественной гимнастики………………9

Глава II Физическая подготовка …………………………………………….11

2.1 Общая физическая подготовка……………………………………………..11

2.2 Специальная физическая подготовка………………………………………12

2.3 Специально – двигательная подготовка……………………………………16

2.6 Музыкально-двигательная подготовка……………………………………..22

Глава III Методика развития физических способностей …………….…. 24

3.1 Сила и методика ее развития…………………………………………….….24

3.2 Быстрота и методика ее развития……………………………………..……25

3.3 Прыгучесть и методика ее развития………………………………………..26

3.4 Координация и ловкость. Методика их развития …………………………28

3.5 Функция равновесия и методика их развития …………………………….29

3.6 Гибкость и методика ее развития …………………………………………..30

3.7 Выносливость и методика ее развития……………………………………..31

Глава IV Опытно – экспериментальная часть ………………………….….33

Актуальность: данная тема считается актуальной, так как в ней представлена наиболее современная методика специальной подготовки, которая способствует достижению более высоких результатов, как в тренировочном процессе, так и в соревновательном периоде.

Цель: рассмотреть эффективность использования видов специальной подготовки в учебно-тренировочном процессе в художественной гимнастике.

Проблема: избранная для исследования тема является проблематичной, в связи с тем, что общепринятая методика специальной подготовки не достаточно эффективна в предсоревновательном и соревновательном периоде.

Объект: тренировочный процесс в художественной гимнастике.

Предмет: специальная подготовка.

Гипотеза: если тренер будет использовать виды специальной подготовки, то учебно-тренировочный процесс будет более эффективным для достижения высоких результатов.

Задачи: 1. Проанализировать литературные источники.

2. Изучить опыт тренеров по художественной гимнастике.

3. Подобрать упражнения для развития физических способностей.

4. Разработать план тренировочного процесса с применением специальных подобранных упражнений.

Практическая значимость: проведенное исследование в дальнейшем может быть использовано в практической работе молодых специалистов.

Методика исследования: при исследовании использовались поисковые и служебные методы:

1) опрос специалистов: беседы

2) тестирование: контрольные испытания

3) анализ литературных данных

1.1 История возникновения художественной гимнастики

Родилась художественная гимнастика в России в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет специальной подготовки студентов, был назван художественной гимнастикой.

Руководители наиболее популярных школ и студий в 1934 году были приглашены в Высшую школу художественного движения при Ленинградском Государственном институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, где ритмопластика получила наиболее спортивное воплощение, превратившись в новый вид спорта художественную гимнастику.

Первыми преподавателями художественной гимнастики, которые названы ее основателями, были Роза Абрамовна Варшавская (1895-1988гг.), Елена Николаевна Горлова (1889-1971гг.), Зинаида Давыдова Вербова (1898-1968гг.) и Александра Михайлова Семенова-Найпак (1900-1982 гг.) и заведующий кафедрой гимнастики Л. Орлов.

Первые личные соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта состоялись в марте 1939 году в Ленинграде, посвященные Международному женскому дню.

Система художественной гимнастики, разработанная коллективом преподавателей Ленинграда, была единой для всей страны. Конференция приняла решение о проведении соревнований в виде всесоюзных конкурсов. Художественная гимнастика была признана, как самостоятельный вид гимнастики для женщин. 22 октября 1946 года приказом №595 Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта утвердил решение президиума научно-методического совета. Художественная гимнастика стала самостоятельным видом спорта.

Официальное признание художественной гимнастики стало мощным стимулом ее дальнейшего развития. Начали проводиться сборы и семинары тренеров по повышению квалификации, в которых участвовали специалисты Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Тбилиси, Таллина, Львова.

В1947 году в Таллине состоялись первые всесоюзные командные соревнования – I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике привлек около 70 гимнасток. В том же году Всесоюзным комитетом была утверждена типовая учебная программа для коллективов физической культуры.

В следующем 1948 году в Ленинграде состоялись первые всероссийские соревнования.

Первый официальный чемпионат СССР по художественной гимнастике состоялся в декабре 1949 года в Киеве. Специально утвержденная программа предусматривала выполнение обязательного упражнения без предмета, произвольного упражнения с обязательными элементами с предметом, произвольного акробатического упражнения с обязательными элементами и гимнастического прыжка через планку. Командное первенство определялось по четырехборью. Тем, кто боролся за личное первенство, предстояло дополнительно выступить с двумя произвольными комбинациями – без предмета и с предметом. Так впервые появилось шестиборье.

С 1955 года отечественные мастера начинают выезжать за рубеж с показательными выступлениями, демонстрировать свое мастерство в Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции, Чехословакии, Болгарии и друг стран, привлекая все большее внимание специалистов по физическому воспитанию женщин.

Решающим для художественной гимнастики стал 1980 год. На конгрессе МОК, после завершения XXII Олимпийских игр в Москве, было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежит Президенту Международной Федерации гимнастики (ФИЖ) Юрию Евлампиевичу Титову.

В 1984 году, через 50 лет после рождения, художественная гимнастика впервые была представлена в программе XXI Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США). Но дебют был неудачен, так как не выступали ведущие спортсменки-гимнастки социалистических стран. Первой Олимпийской чемпионкой стала гимнастка из Канады, Лори Фанг.

1.2 Особенности современной художественной гимнастики

В настоящее время художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки участвуют в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее основным содержанием.

Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.

Трудность – это суммарная техническая ценность комбинаций, определяемая сложностью элементов, соединений и их количеством.

Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве.

В художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением.

Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении технически сложных композиций – это создание эмоционально – двигательного образа на основе личностного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.

Большую роль в творческих поисках композиционных форм соревновательных программ играет музыка. Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным и т. д.). Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше ее возможности.

Еще одним аспектом исполнительского мастерства гимнасток является хореографическая подготовка. Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Понятие «хореография» включает в себя все то, что относится к искусству танца: классического, народного, историко-бытового, современного. Хореография позволяет обогатить двигательную культуру гимнасток и расширить арсенал их выразительных средств, повысить артистичность исполнения.

Также не маловажную роль в хореографии играет психологическая подготовка. Изучение психологических личностных качеств «художниц» поможет найти индивидуальный подход к каждой из них. Определение темперамента гимнасток, типа их нервной системы, поможет и гимнастке и ее тренеру найти лучшее решении в достижении поставленной цели.

1.3 Тенденции развития мировой художественной гимнастики

Обобщение данных литературы, опрос ведущих специалистов, педагогические наблюдения и личный практический опыт показывает, что основными тенденциями развития мировой художественной гимнастики являются:

3 – увеличение соревновательной нагрузки: числа соревновательных дней и продолжительности соревновательного периода;

4 – увеличение объема и интенсивности тренировочной работы;

5 – околопредельная реализация индивидуальных возможностей гимнасток;

6 – появление на международной арене гимнасток из стран, где художественная гимнастика не была традиционной: Япония, Египет, Бразилия, Англия, Тайланд и д. р.;

7 – быстрое распространение эффективной технологии в мире вследствие привлечения специалистов из России и СНГ;

8 – обострение соперничества на международной арене;

9 – совершенствование правил соревнований;

10 – повышение квалификации тренеров и судей;

11 – повышение важности внедрения научно-исследовательских разработок по различным аспектам подготовки гимнасток;

12 – повышение важности и совершенствование управленческого аспекта подготовки гимнасток;

13 – открытие центров специализированной подготовки гимнасток и повышение квалификации тренеров в различных городах России и СНГ;

14 – совершенствование всех видов обеспечения (технического, медицинского, научного) тренировочного процесса;

15 – совершенствование экипировки гимнасток.

Физическая подготовка – это организованный процесс, направленный на:
— всестороннее развитие организма занимающихся – укрепление опорно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;

— укрепление здоровья и повышение работоспособности;

— развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений художественной гимнастики и исполнения их с требуемым качеством: амплитудой, скоростью, силой и др.

Общепринято делить физическую подготовку на общую и специальную.

2.1 Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) – это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности человека. Она направлена на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие качеств без учета специфики избранного вида спорта.

Средствами ОПФ являются: общеразвивающие упражнения, бег, кросс, плавание, ходьба на лыжах, гребля, катание на коньках, велосипедах, спортивные и подвижные игры.

2.2 Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка (СФП) – это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта.

В настоящее время выделяют 7 основных физических способностей (иногда их называют двигательными или психомоторными):

1. Координация – способность к целесообразной организации мышечной деятельности и ловкость – способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой;

2. Гибкость – подвижность в суставах – способность выполнять движения по большой амплитуде пассивно и активно;

3. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях;

4. Быстрота – способность быстро реагировать и выполнять движения с большой скоростью и частотой;

5. Прыгучесть – скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте отталкивания;

6. Равновесие – способность сохранять устойчивое положение в статических и динамических упражнениях;

7. Выносливость – способность противостоять утомлению;

Специфика физической подготовки в художественной гимнастике, по мнению чемпионок СССР, кандидатов педагогических наук, доцентов Е.В. Бирюк и Н.А. Овчинниковой (1991), определяется тем, что цель упражнений состоит в достижении гармонии движений. Высокие результаты определяются не абсолютными величинами одного из компонентов: быстроты, гибкости, силы, выносливости, координации, а особыми связями между различными сторонами двигательных проявлений. Стержнем, скелетом физической подготовки в художественной гимнастике является комплексное воздействие, в котором каждый элемент – это фрагмент, деталь живого движения. При подборе упражнений целесообразно выбирать такие, которые приведут к возможности выполнять самые сложные и трудные действия с высокой степенью совершенства, но использовать их нужно так, чтобы наряду с обучающим эффектом достигать интенсивного питания мышц и воспитания нервных центров.

Основными принципами специальной физической подготовки занимающихся художественной гимнастикой являются:

сопряженность – применение средств, наиболее близких по структуре основным упражнениям художественной гимнастики;

опережение – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.

Основными средствами СФП гимнасток являются: общеразвивающие и акробатические упражнения, элементы классического тренажа, упражнения художественной гимнастики, а также специальные упражнения:

на силу – упражнения на силу мышц рук, ног и туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т. д.;

на быстроту – упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений;

на прыгучесть – упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости;

на равновесие – сохранение устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, после раздражения вестибулярного анализатора, с выключенным зрением, на уменьшенной и повышенной опоре;

на выносливость – выполнение различных заданий на фоне утомления.

Основными методами СФП гимнасток являются: повторный, переменный, круговой, игровой и соревновательный.
Организация специальной физической подготовки гимнасток осуществляется в следующих формах:
а) комплекс специальных упражнений;

б) в виде круговой тренировки;

в) в форме соревнований:

При проведении комплексов упражнений, круговой тренировки и соревнований необходимо учитывать влияние (перенос) одних физических качеств на другие: положительное и отрицательное, прямое и косвенное, одностороннее и взаимообразное. Важно также помнить, что ловкость, быстрота и прыгучесть не могут развиваться на фоне утомления. Под влиянием утомления снижается также активная гибкость, а для качественного исполнения упражнений на гибкость, быстроту и прыгучесть необходима хорошая разминка.

С учетом вышесказанного может быть рекомендована следующая последовательность заданий на развитие и оценку физических качеств:

Очто такое сфп художественной гимнастике. Смотреть фото что такое сфп художественной гимнастике. Смотреть картинку что такое сфп художественной гимнастике. Картинка про что такое сфп художественной гимнастике. Фото что такое сфп художественной гимнастикечто такое сфп художественной гимнастике. Смотреть фото что такое сфп художественной гимнастике. Смотреть картинку что такое сфп художественной гимнастике. Картинка про что такое сфп художественной гимнастике. Фото что такое сфп художественной гимнастикесуществляя и оценивая специальную физическую подготовку важно использовать и учитывать благоприятные (сензитивные) возрастные периоды развития физических качеств:

дошкольный и младший 6-10лет координация, ловкость, пассив-

школьный возраст ная гибкость, быстрота

средний школьный возраст 11-14лет сила, прыгучесть, активная гиб-

старший школьный возраст 15-17лет сила и выносливость

В последние годы в специальной литературе стали выделять еще три вида подготовки: специально-двигательную, функциональную и реабилитационно-восстановительную.

2.3 Специально-двигательная подготовка

Специально-двигательная подготовка – это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами. В настоящее время установлено, что к числу таких специальных способностей относятся следующие психомоторные способности:

1.Проприацептивная (тактильная) чувствительность – “чувство предмета”;

2.Координация (согласование) движение тела и предмета;

3.Распределение внимания на движение тела и предмета, на два предмета, на себя и партнершу, на “свой” предмет и предметы партнерш;

4.Быстрота и адекватность реакции на движущийся объект (предмет).

Этот вид подготовки был специально выделен руководством сборной команды СССР Л.Я. Аркаевым, Н.И. Кузьминой и др. в 1989году в связи с заметным отставанием отечественных гимнасток от гимнасток Болгарии в качестве исполнения движений с предметами. Было рекомендовано включить в подготовку гимнасток регулярные “предметные” уроки.

Структура и содержание предметных уроков тщательно разработаны киевскими специалистами Н.А. Овчинниковой и Е.В. Бирюк (1990).

А специальные задания, направленные на развитие вышеназванных способностей, системно представлены в диссертации Ю.А.Архиповой (1998):

— для развития “чувства предмета” – выполнение упражнений с предметами с варьированием их параметров: увеличения и уменьшения, утяжеления и облегчения;

-для развития координации – выполнение упражнений в непривычных исходных положениях, одновременно с несколькими предметами, ассиметричные движения, движения в парах и тройках;

— для развития реакции на движущийся объект броски и метания на заданную высоту и дальность, ловли от партнера после переката, отбива, броска, с поворотом после сигнала.

2.4 Функциональная подготовка

Функциональная подготовка – это развитие способности выполнять большие объемы тренировочных нагрузок при высокой интенсивности работы и без снижения качества. Строго говоря, речь идет о развитии специальной выносливости, однако важность и трудоемкость работы дают основание для выделения ее в качестве особого вида подготовки.

Функциональная подготовка тесным образом связана с рациональным планированием учебно-тренировочного процесса и учетом деления его на макроциклы, периоды, мезоциклы и микроциклы.

На крупных международных соревнованиях сильнейшие гимнастки мира для разминки и снятия психологического напряжения исполняют свои соревновательные комбинации по 2-3 раза (некоторые и больше) до выхода на помост. Программа соревновательного дня состоит из 2-4 выходов. Необходимо учитывать также влияние соревновательного стресса, увеличивающего воздействие нагрузки в 1,5-2 (и более) раз. Таким образом, простейший математический расчет показывает, что функциональная подготовка ведущих гимнасток страны должна обеспечивать им возможность при подготовке к крупным соревнованиям выполнять от 9 до 20 соревновательных комбинаций в день.

Средствами функциональной подготовки могут быть ;

1 – бег, кросс, плавание;

2 – 15-20 минутные комплексы аэробики или ритмической гимнастики;

3 – танцы любой стилистики в течении 15-20 минут;

4 – прыжковые серии как без предмета, так и с предметами; особенно ценны прыжки со скакалкой;

6 – круг соревновательных комбинаций с небольшими интервалами отдыха.

Е.В.Бирюк и Н. А. Овчинникова (1990) отмечают недооценку специалистами по художественной гимнастике общей аэробной выносливости, а ведь с ней связано здоровье, спортивное долголетие, способность переносить большие объемы нагрузок в тренировке. Важно также научиться правильно дышать во время упражнений – не форсировать, но и не задерживать дыхание, дышать через нос.

2.5 Хореографическая подготовка

Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. Искусство вообще – это отражение действительности в образах; искусство танца – это передача образа посредством движений тела и мимики. Поэтому у занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ.

Помимо вышеперечисленного, занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так применение народно-характерных, историко-бытовых и современных бальных танцев приобщает спортсменок к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность и, в конечном итоге, развивает интеллектуальные способности занимающихся художественной гимнастикой.

Хореографическая подготовка включает в себя обучение элементам четырех танцевальных систем:

Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (уроков) классического, народно-характерного и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно-танцевальных комбинаций. Хореографическая подготовка в художественной гимнастике обладает также рядом особенностей, о которых нельзя не упомянуть. В основе этих особенностей лежит, прежде всего, различие целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами. Если для будущих балерин занятия хореографией являются их главным и основным видом деятельности, то для гимнасток это лишь одна из сторон их подготовки на пути к высшим спортивным достижениям. Отсюда следует два вывода, которые необходимо учитывать при занятиях хореографией с гимнастками:

1. Хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток;

2. Хореографу, работающему с гимнастками, необходимо считаться с постоянным дефицитом времени, наличие которого объясняется не только тем, что хореография не является основным видом деятельности спортсменок, но который также связан с различными возрастными рамками (если учащиеся хореографических училищ в 18 лет лишь приступают к работе в театре, то у гимнасток этот возраст является пиком их спортивной карьеры).

2.6 Музыкально-двигательная подготовка

Музыкально-двигательная подготовка – это освоение элементов музыкальной грамоты, формирование умений слушать, понимать и сопереживать музыке, выполнять движения в соответствии с ее характером, темпом, ритмом, динамикой и находить наиболее соответствующие музыке движения.

Хорошо организованная музыкально-двигательная подготовка содействует развитию очень важных эстетических способностей гимнасток: музыкальности, танцевальности, выразительности и творческой активности.

Задачи музыкально-двигательной подготовки.

Познакомить занимающихся с элементами музыкальной грамоты.

Научить занимающихся понимать музыку, различать средства музыкальной выразительности, исполнять движения в соответствии с музыкой.

Научить занимающихся подбирать наиболее соответствующие музыкальные движения, воплощать средствами гимнастики замысел композитора, создавать музыкально-двигательный образ.

Средствами музыкально-двигательной подготовки являются:

Теоретические основы музыкальной грамоты.

Специальные упражнения на согласование движений с музыкой.

Творческие задания и импровизация.

Материал курса музыкально-двигательной подготовки целесообразно изучать по темам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *