что такое северный морской путь
Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте
Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок. СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье. Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.
Содержание статьи:
Что такое Северный Морской Путь
Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.
Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.
Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами
Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).
На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:
Значение СМП для России и других стран мира
Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:
Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.
История освоения Северного Морского Пути
Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.
После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.
Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.
Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».
С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.
Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути
Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.
Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.
Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП
Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.
Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.
А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.
Что такое Северный морской путь. Объясняем простыми словами
Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.
Это самый короткий морской путь, связывающий европейскую и азиатскую часть России: от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему всего 14 000 километров, тогда как дорога через Суэцкий канал составит 23 000 километров.
Акватория Северного морского пути
По Севморпути завозят товары на территории Крайнего Севера и Дальнего Востока. Также его используют крупные компании — «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «НОВАТЭК» — для перевозки грузов.
У российских властей амбициозные планы по развитию Севморпути: они расчитывают, что к 2030 году он станет глобальным транспортным коридором для международных перевозок.
Использование Севморпути имеет свои преимущества по сравнению с другими маршрутами:
Пример употребления на «Секрете»
«У России есть все возможности предложить миру принципиально новую логистику благодаря Севморпути».
(Первый замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков — о будущем Северного морского пути.)
Критика
Не все разделяют энтузиазм по поводу большого будущего Севморпути. Так, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев называет причины, по которым Северный морской путь не сможет конкурировать как транзитный маршрут:
Также компании отказываются от использования Севморпути ради сохранения уникальных природных экосистем Арктики, опасаясь, что движение судов может поставить под угрозу экологию региона.
Цифры
История
Освоение Севморпути началось ещё в XVI веке и было связано с именами Баренца, Дежнева, Отто Шмидта. Первые транспортные перевозки однако были осуществлены только только в 1935 году. Он активно использовался в годы Второй мировой войны: по нему тихоокеанский флот выходил в Баренцево море, а также снабжались порты необходимым товарами.
Северный морской путь. Масштабное строительство и союзники России
Полезные ископаемые на арктическом шельфе
На шельфе Арктики в последнее время было открыто 61 крупное месторождение нефти и газа, из которых 43 находятся на российской территории. Распределение обнаруженных запасов нефти и газа в указанных месторождениях по морям следующее: Баренцево – 49%, Карское – 35%, Охотское – 15%, менее 1% находится в Балтийском и на российском участке Каспия. В Арктике содержится 1/4 российских запасов нефти и 1/2 запасов газа. Имеются запасы высококачественного угля, железа, марганца, золота, никеля, меди и т.д.
Некоторые проекты по добыче полезных ископаемых российские компании уже реализовали:
— ЯМАЛ СПГ – интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Начало работы – 2017 год. В конце 2018 года запущена 3-я технологическая линия. Мощность до 17,4 млн тонн в год. В пике работ на площадке работало до 36 тыс. человек;
— компания «Газпром» в 2017 году запустила первую в Арктике морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Мощность около 5 млн тонн нефти в год;
— компания «Лукойл» увеличило мощность действующего нефтяного терминала «Варандей» до 13 млн тонн в год путем переноса его с глубины 12 м на глубину 17 м.
Развитие инфраструктуры в Арктике
По плану развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на первом этапе (до 2024 года) требуется увеличить объем грузоперевозок, которые в основном будут осуществляться в западном направлении СМП. В этом направлении уже работают крупные зарубежные и российские компании.
Для увеличения объема грузопотока требуется модернизировать и расширить производственные мощности ряда портов, а где-то построить и новые. Планируется развитие порта Мурманска. После модернизации его мощность увеличится на 18 млн тонн. Недалеко от Мурманска, в бухте Ура, «НОВАТЭК» построит перегрузочный комплекс сжиженного природного газа (СПГ). Общий объем инвестиций оценивается в 70 млрд рублей, из них федеральный бюджет предоставит всего 0,9 млрд. В число сооружений также войдут объекты федеральной собственности.
Начата модернизация Архангельского морского порта. Планируется реконструкция Архангельского подходного канала. Планируется строительство глубоководного района морского порта Архангельск. Проект будет включать 2 специализированных (для минеральных удобрений, нефтеналивных грузов и газового конденсата) и 4 универсальных (для металлогрузов, навалочных, лесных и контейнерных грузов) морских терминала общей мощностью до 38 млн тонн, подъездную автомобильную и железную дороги. Стоимость строительства оценивается в размере 149,8 млрд руб. Реализация проекта планируется в два этапа: 2018-2023 и 2026-2028 (расширение инфраструктуры и выход на проектные мощности). Стратегическим партнером проекта является китайская компания «Poly International Holding».
Планируется увеличение мощностей порта Сабетта за счет строительства нового терминала «Утренний», дноуглубления в Обской губе. Общий объем инвестиций составляет более 144 млрд рублей, из них 112,2 млрд руб. из федерального бюджета. НОВАТЭК также будет возводить объекты федеральной собственности: подводные гидротехнические и ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания. Новый терминал к 2024 году будет выдавать СМП 21,6 млн тонн грузов.
Планируется построить терминал «Чайка» в порту Диксон для вывоза угля с месторождения на участке «Река Лемберова». Мощность терминала оценивается в 10 млн. тонн в год. Стоимость 18,6 млрд руб. Ожидаемый запуск – 2020 год.
«Нефтегазхолдинг» будет строить терминал в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений (Таймыр). Реализация проекта повлечет создание необходимой инфраструктуры – дорог и коммуникаций, объектов генерации, линий электропередачи. Ожидается, что проект может создать более 20 тыс. рабочих мест. По планам строительство начнется в 2020 году, начало добычи нефти намечено на 2024 год, а выход на пиковую мощность — к 2030 году. Ожидаемая добыча нефти – 26 млн тонн в год.
Планируется постройка нового порта «Индига». Глубины у берега – до 18 м позволят принимать танкеры дедвейтом (сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды и т.д.) до 100 тыс. тонн. Круглогодичный период навигации: возможность прохода судов ледового класса без ледокольного сопровождения в районе Чешской губы в течение 185 дней, в период тяжелой ледовой обстановки, характерной с февраля по апрель, высокая соленость вод способствует тому, что льды гораздо легче поддаются механическому разрушению. Проектная пропускная способность — 40 млн тонн в год. Компания «Транснефть» планирует строительство трубопровода с западно-сибирских нефтяных месторождений в Чёшскую губу и создание там отгрузочного терминала «Индига». Прогнозируемый объем экспорта нефти – 25 млн тонн в год.
Порт Кандалакша используется для перевозки угля, который поступает из Кемеровской области. Мощности порта позволяют перерабатывать до 3 млн тон грузов (уголь, апатитовый концентрат, глинозем, металлолом и др.). Разработана концепция развития терминалов Кандалакшского порта по увеличению грузооборота от 6 до 11 млн. тонн в год. Требуются дноуглубительные работы. Кроме планов пока ничего нет.
В апреле 2019 года глава «Роснефти» И. Сечин сообщил В.В. Путину, что компания рассматривает возможность создания арктического кластера для обеспечения загрузки СМП и планирует добывать там до 100 млн тонн нефти к 2030 году.
Планируется расширение рудной базы и модернизация ГМК «Норильский никель»и реконструкция аэропортового комплекса Норильска. Планируется реконструкция портовой инфраструктуры порта Тикси и реконструкция аэропортового комплекса.
На территории Чукотки начинается освоение крупнейшего в мире медно-порфирового месторождения Баимской рудной зоны. Ресурсный потенциал ее составляет 23 млн тонн меди и 2 тыс. тонн золота. Этот проект сравним по мощности и масштабу с деятельностью предприятия «Норильскиий никель». Для развития этого месторождения имеется три инвестора.
В Чукотском автономном округе предусматривает строительство первого в регионе незамерзающего глубоководного порта в бухте Аринай (порт Беринговский). На 1-м этапе строительства терминала объем перевалки грузов составит до 5 млн тонн в год, а на втором – до 10 млн тонн. Ввод в строй позволит наладить круглогодичное снабжение округа необходимыми товарами, постройку обогатительной фабрики с ежегодным объемом коксующегося угля более 1 млн тонн в год. При дальнейшем увеличении мощности порта возможна отгрузка до 8 млн тонн.
Порт Беринговский будет обеспечивать работу Баимского месторождения и приведет к увеличению грузоперевозок в порту Певек. В итоге грузооборот порта Певек существенно возрастет. Для того чтобы обеспечить осуществление этих планов, запланирована реконструкция морского порта в течение 2019–2021 годов, которая повысит экспортный потенциал Чукотки до 5 млн. тонн ежегодно.
Проводится модернизация порта Певек, построенного в начале 50-х годов. В постсоветское время не реконструировался и его инфраструктура порядком изношена. Сейчас идет реконструкция двух причалов. Источник финансирования — федеральный бюджет. После завершения работ в конце 2019 года их глубины будут достигать 11 м. Порт сможет принимать суда водоизмещением 30-35 тыс. тонн. Заканчивается строительство инфраструктуры для плавучей АЭС в г. Певек. В 2019 году планируется введение в эксплуатацию плавучей АЭС.
Другой проект на Дальнем Востоке — создание морского перегрузочного комплекса СПГ газа в бухте Бечевинская Камчатского края. Инвестор — компания «НОВАТЭК». Она вложит в проект около 70 млрд рублей, будет создано 180 рабочих мест. Расчетный объём перевалочных грузов составит 21,7 млн тонн в год.
В будущем СМП позволит доставлять углеводородное сырье на рынки Атлантики и Тихого океана.
Развитие транспортной сети
Предусмотрена реконструкция восьми арктических аэродромов: Амдерма, Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Диксон, Певек, Тикси и Чокурдах. В ближайшие годы большинство аэродромов в Арктике станут всесезонными и смогут принимать самолеты всех типов. Также в Комплексный план модернизации внесены и 40 дальневосточных аэропортов. Сроки модернизации сдвигаются из-за уменьшения финансирования.
Для увеличения грузопотоков реализуется крупный проект: строительство железнодорожного Северного широтного хода (СШХ). Строительство СШХ планируется осуществить до 2023 года. Планируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн в год (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы). Будет построен совмещённый железнодорожный и автомобильный мост через реку Обь общей протяжённостью около 40 км с подходами (до 60 млрд руб). СШХ соединит железнодорожным сообщением города Салехард и Надым, посёлок Пангоды с центральной частью России. СШХ сократит протяжённость транспортных маршрутов из Западной Сибири в порты Балтийского, Белого и Карского морей.
На участке Тобольск – Сургут – Коротчаево прокладывается сплошной второй путь. Дальнейшим развитием СШХ будет постройка железной дороги на участке Бованенково–Собетта, которая подведет ж/д пути к морскому порту. К 2030 году планируется постройка железной дороги до Игарки. В более дальней перспективе возможна постройка железной дороги до Дудинки.
Обеспечение безопасности на СМП
В настоящее время проблемным вопросом остается оперативность проведения аварийно-спасательных работ в зоне прохождения СМП. Анализ аварийности и опыта проведения спасательных работ в Арктике показывает, что наземной поисково-спасательной техники и спасательных судов недостаточно для обеспечения достаточного уровня оперативного реагирования. Наиболее эффективными средствами в этом отношении являются специальные авиационные средства.
Разработан план развития системы комплексной безопасности в зоне СМП:
1) создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов арктической зоны РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий и систем связи, телерадиовещания, управления движением судов и полетами авиации, дистанционного зондирования Земли, проведения площадных съемок ледового покрова, а также системы гидрометеорологического и гидрографического обеспечения и научных экспедиционных исследований;
3) создание надежной системы оказания навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, включая освещение ледовой обстановки, обеспечивающей прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидацию их последствий, эффективный контроль хозяйственной и иной деятельности в Арктике;
4) развитие в целях обеспечения проектов освоения месторождений углеводородов на континентальном шельфе РФ наукоемкого морского сервисного комплекса, включая морскую геологоразведку, использование волоконно-оптических и спутниковых систем связи и мониторинга.
Совместные проекты
Сложная международная обстановка и постоянное давление на нашу страну с использованием санкций заставляет РФ искать новых, не западных партнёров для привлечения капитала и технологий в арктические проекты. Китай рассматривается как один из ключевых партнёров по развитию российской Арктики.
В следствии спровоцированных событий на Украине компания «НОВАТЭК» стала объектом антироссийских санкций стран Запада, что серьёзно затруднило привлечение инвестиций для её проекта «Ямал СПГ». Несколько китайских банков предоставили кредиты на сумму 12 млрд долларов США для замены планировавшегося западного финансирования. Фонд Шёлкового пути также инвестировал 1,4 млрд долларов США.
Кредиты помогли спасти проект. В настоящее время проект имеет следующую структуру акционеров: ОАО «НОВАТЭК» принадлежит 50,1% акций проекта «Ямал СПГ», французской компании «Total SA» – 20%, китайским «China Natural Petroleum Corp.» и Фонду Шёлкового пути, соответственно, 20% и 9,9%. Помимо финансовой поддержки Китай оказал проекту НОВАТЭКа значительное технологическое содействие, поставив ему большие объёмы машин и оборудования. В частности, для строительства терминала СПГ на Ямале были поставлены буровые машины, произведённые компанией «Хунхуа», способные надёжно работать при 45-градусном морозе и шквалистом ветре. Работы по проекту «Ямал СПГ» удалось завершить на 4 месяца раньше, в том числе благодаря помощи китайских предприятий. Летом 2018 года «НОВАТЭК» впервые отправил танкеры с грузом СПГ из порта Сабетта в китайский порт Цзянсу Жудун. Это первая прямая поставка СПГ из российской Арктики в Китай по СМП через российский Дальний Восток.
Учитывая текущую финансовую и экономическую ситуацию в России, трудно ожидать, что наша страна сможет в одиночку найти средства на дополнительное строительство новых ледоколов. Наиболее реалистичным источником софинансирования строительства нового ледокольного флота выступает Китай. В этом вопросе сотрудничество России и Китая могло бы быть через участие китайской стороны в акционерном капитале и создание совместных предприятий. Китайские займы могут стать важной финансовой гарантией для строительства достаточного количества ледоколов. Займы, которая российская сторона будет обеспечивать своими запасами газа и нефти.
Помимо совместного финансирования ледокольных проектов у России и Китая есть потенциал для партнёрства в области критических технологий, без которых невозможно освоение Арктики. Так, Россия является признанным лидером в сфере ядерных силовых установок большой мощности и накопила значительный опыт их использования на ледоколах. Учитывая стремление Пекина создать свой собственный ледокольный флот, российские технологии представляют большой интерес для Китая. Здесь может сработать схема: китайское финансирование проектов «Росатома» в обмен на совместные технологические разработки.
Стратегическое партнерство
На встрече с премьер-министром России председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай настроен на развитие и освоение морских коридоров в Арктике, совместное с Россией освоение СМП, создание «Ледового Шелкового пути» и включение нового Арктического экономического коридора в архитектуру инициативы «Пояс и путь». Сотрудничество России и Китая по вопросам развития Арктического региона — это часть российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, в которых можно выделить пять основных сфер интересов для Китая:
1) геополитические факторы, объединяющие Китай и Россию в современных международных политических вопросах;
2) транспортные факторы, связанные с тем, что экономика Китая требует новых более экономичных путей экспорта товаров и импорта необходимых ресурсов;
3) экономические факторы, связанные с тем, что Китай сейчас и в будущем будет одним из крупнейших в мире импортеров нефти и газа. В свою очередь добыча энергоресурсов в Арктике относится к числу наиболее конкурентоспособных отраслей в России;
4) экономика России нуждается в источниках финансирования для реализации инвестиционных проектов по освоению месторождений природных ресурсов, развития инфраструктуры и территорий, а также придания импульса для программы российских арктических экономических опорных зон. Лучше принимать инвестиции от стратегического партнера, чем от послушных Америке стран Евросоюза, которые могут изменить свое мнение…
Что страшного в больших инвестициях и в создании совместных предприятий по добыче полезных ископаемых в Арктики и совместной эксплуатации СМП? Наиболее вероятен ответ, что китайцы у нас всё захватят и нас поработят. Тогда можно сидеть и не разрабатывать свои ресурсы в Арктике и дальше… Инвестиций громадных не будет, и в нашей стране нет свободных таких средств… Ведь главная задача США — добиться того, чтобы мы, осваивая демократические блага и шустро идя к цивилизованному обществу, развалились на кучу маленьких стран. Так проще повелевать миром…
Американскими аналитиками было определено, что войны между США и Китаем до 2040 года не избежать. Начиная с 2035 года США будут сдавать свои позиции единственного мирового лидера. КНР слишком быстрорастущая держава. Поэтому лучше, чтобы война случилась раньше, пока Китай еще относительно слаб.
Об этом знают и у нас, и в Китае. Поэтому мы никогда не сцепимся между собой, так как это очень выгодно американцам. Поэтому экономические связи между нашими странами весьма выгодны обеим сторонам.
9.3.2018 г. на слушаниях в комитете Сената Конгресса США главнокомандующий Объединенными вооруженными силами альянса в Европе генерал Скапаротти заявил, что Россия при желании может в течение 2-3 лет заполучить контроль над СМП. Сейчас она наращивает присутствие в Арктике, а США не успевают за ней. Традиционная фраза, смысл которой заключается в том, что СПМ – это международная трасса, и все могут ею пользоваться. Под словом «все» понимаются в первую очередь заокеанские партнеры.
На учениях в ноябре 2014 года «Bear Spear» («Рогатина на медведя») одной из причин ядерной войны была следующая: «ВМС Usira [России] блокировало флот НАТО, который вышел для военной помощи «третьему государству» в спорной акватории…» Где блокирован был флот НАТО? Такой район при желании НАТО может найти в Черном или Балтийском море или в акватории Северного морского пути…»