что такое сеттинг в литературе
Что такое сеттинг?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Зачем нужно понимать сеттинг?
4 измерения сеттинга
Период
Длительность
Локация
Уровень конфликта
Использование измерений сеттинга
Когда начинающий сценарист в первый раз пытается придумать идею для сценария, в какой-то момент он обязательно испытывает чувство растерянности.
Кажущаяся простой задача, с каждым новым шагом становится сложнее на порядок. Перед начинающим автором каждый раз возникают новые и новые элементы, которые необходимо не только продумать, но и уложить в единую стройную систему со всем остальным.
И чем дальше автор двигается, тем сложнее все это состыковать.
В этом материале мы поговорим об одном таком элементе. Неопытные драматурги часто, либо пренебрегают им вовсе, либо не уделяют должного внимания. Ведь с первого взгляда важность этого элемента не так заметна. Но именно поэтому, если его не продумать, много проблем может вскрыться на поздних этапах разработки сценария. И тогда незадачливому автору придется возвращаться к самому началу.
В этой статье мы разберем сеттинг.
Зачем нужно понимать сеттинг?
Сеттинг – это определение среды, в которой происходит действие произведения. Другими словами – это описание мире, где развивается история. Сеттинг есть в кино, литературе, настольных и компьютерных играх.
Понимание среды дает правильный контекст происходящим в сюжете событиям. Например, давайте представим, что события «Властелина колец» происходят не в Средиземье, а в далекой-далекой галактике и соответственно будет развиваться именно в контексте сеттинга Звездных войн. Как это изменит историю? Ну, первое изменение – Гендельфу придется стать джедаем, а Саурону – лордом ситхов. Орков придется заменить на клонов. А хоббиты, эльфы и другие расы превратятся в инопланетян. И это только те поправки, которые лежат на поверхности.
Но даже если рассматривать приближенный к реальности мир. Как, например, изменится семейная драма завязанная на измене жены, в зависимости, только от места действия. В центральной России – это, скорее всего, будет история со скандалами, которая закончится либо разводом, либо примирением. В арабских странах эта история станет гораздо жестче и, скорее всего, закончится смертью жены. В Японии, может случиться наоборот: опозоренный муж бросится на меч, чтобы восстановить свою честь. А в каких-нибудь африканских туземных племенах, где нет моногамии, эта ситуация вообще не станет поводом для конфликта и фильм просто не получится.
Как видите, изменение места действия может кардинально повлиять на истории. А это только один из аспектов составляющих сеттинг.
4 измерения сеттинга
В своей книге «История на миллион долларов» Роберт Макки выявил четыре элемента, или как он их назвал «измерения», которые составляют сеттинг:
Каждое из измерений отвечает за свой аспект среды. И потому только вместе, дополняя друг друга, они могут дать полное представление о сеттинге истории.
Период
Период – это временной отрезок, в котором происходят события фильма. Наши дни, средневековье, шестидесятые года прошлого столетия, за несколько веков до нашей эры.
Наверно, не нужно объяснять, что каждый временной отрезок несет в себе отличительные черты, присущие только ему. Это может выражаться в одежде, обычаях, сленге, культуре.
Например, после успеха сериала «Очень странные дела» в Америке стали популярны проекты происходящие в период восьмидесятых годов прошлого столетия. «Оно», «Чудо женщина 1984», «Блеск». Эти проекты отличаются по жанрам, бюджетам, тональности, аудитории. Но все они существуют в стилистике восьмидесятых. Люди одеваются по моде этого времени, слушают музыку тех лет, говорят на языке тех лет.
Длительность
Параметр, отвечающий за смену времени в самом фильме.
Суть в том, что история может длиться как несколько часов, так и десятки лет. А значит и внутри самого фильма есть смена временных периодов.
Если действие происходит в короткий промежуток времени, это может быть смена дня и ночи, или дней недели. Если история занимает много времени: то в фильме можно наблюдать смену сезона или даже изменение года повествования. А, например, фильмы-биографии, такие как «Игры разума», «Волк с Уолл Стрит», «Авиатор», традиционно показывают несколько десятилетий жизни героя.
Локация
Это как раз место действия произведения. Территория на которой развивается история. Это измерение всегда имеет несколько уровней по масштабу. В малом масштабе, в качестве локаций выступают отдельные интерьеры или места натуре, где происходят сцены. Например, квартира главного героя. Офис, где он работает. Замок на скале, где живет главный злодей.
На глобальном уровне локация это регион и страна, где происходит история. Ну а некоторые сюжеты предусматривают еще и мега-глобальную смену локаций: перемещение с планеты на планету или из одной галактики в другую»
Приведенный выше пример уже показал, как глобальное место действие может изменить сюжет картины в целом. Но всегда нужно помнить, что отдельные локации имеют такое влияние на развитие отдельных сцен.
Например, ссора в большом загородном доме и в однокомнатной хрущевке может пойти по разным сценариям. В большом доме всегда можно разойтись по разным комнатам, а в однушке такой выход из ситуации уже не возможен.
Уровень конфликта
Это социальный контекст влияющий на мир фильма. Здесь речь идет обо всех проблемах, настроениях и конфликтах общества обусловленных выбором предыдущих трех измерений. То есть речь идет о конфликтах в прямом смысле слова. Просто эти конфликты навязаны не сюжетом или персонажем, а выбором сеттинга.
Например, в начале первого тысячелетия в Римской империи было массовое гонение христиан. И значит, если сценарист начнет прописывать историю в тот период, а в качестве места действия выберет Рим, ему придется подумать, какой контекст дадут его истории происходящие там религиозные войны.
В принципе, творческие допущения еще никто не запрещал. А значит автор может описать альтернативную реальность, где в Римской империи того периода не было таких проблем. Но тогда ему нужно четко понимать, что место действия его истории не Рим, а условный или альтернативный Рим. А это не одно и тоже.
В качестве уровня конфликта не обязательно должны выступать какие-то войны. Например, конфликтом истории происходящей на земле в 2020 году, будет эпидемия короновируса. А история происходящая в Самарской губернии в начале двадцатых годов будет крепко связана с бушующим тогда голодом в Поволжье.
Использование измерений сеттинга
Нужно отметить, что любой сеттинг обладает всеми четырьмя параметрами, но нее всегда нужно указывать их все для понимания истории. Например, в камерных историях сосредоточенных на межличностных взаимоотношениях может уровень конфликт может не иметь никакого значения. Или, например, мир фильма может принципиально смешивать разные в сеттинге разные периоды, тем самым показывая, что это сюжет находится вне времени.
Так что сценаристу нужно подумать над всеми четырьмя измерениями, но совершенно не обязательно все их использовать.
Понимание сеттинга дает сценаристу представление о значительной части правил мира действующих в фильме. А без правил сценарий, а затем и получившийся по нему фильм шатает из стороны в сторону. Зритель перестает понимать, что это за мир, где происходит действие. Чего можно в этом мире ожидать.
И зрителю не нравится чего-то не понимать. А значит, он в лучшем случае забудет про такое кино сразу после просмотра, а в худшем даже не станет досматривать до конца.
Сеттинг
Сеттинг включает в себя время, место и всё остальное окружение, в котором происходит повествование. Это фон, который задаёт качество произведения. Элементами сеттинга могут быть культура, исторический период, география, время дня и ночи, МТА и МТХ.
Сеттингом также называют контекст истории — статус персонажа, модель взаимоотношений в обществе, связанные с ней традиции и ритуалы. В произведениях, основанных на конфликте человека и общества или человека и природы сеттинг сам по себе может играть большую роль.
Одним из видов сеттинга является вымышленная вселенная, например, «Плоский мир» Терри Пратчетта, в котором живут герои большей части его произведений. Если авторов у вымышленной вселенной несколько, она называется общей вселенной.
Естественно, что существование определенных популярных сеттингов выгодно и авторам, и читателям — первым нужно меньше думать над тем, как ведёт себя окружающий мир, и это позволяет больше сконцентрироваться на характерах персонажей, вторым не нужно вникать в новый для себя мир, остаётся только наслаждаться повествованием, разворачивающимся в хорошо знакомой обстановке.
Одной из особенностей сеттинга является его малая изменчивость во времени. Так, в вымышленной вселенной может пройти сотня или больше лет, но ни технологии, ни социальные отношения не претерпят существенных изменений, как это было бы в реальном мире. Что, впрочем, логично — если сеттинг сильно изменится, то это будет уже не он, а какой-то другой сеттинг.
Виды сеттинга, о которых можно прочитать здесь:
Во важности отдельных элементов произведения:
Идеальный сеттинг для НФ
На днях многоуважаемый Alex Danilson поднял в своём блоге тему об актуальности жанра НФ в современной литературе. Мнения около двух десятков коментаторов разделились примерно поровну, однако, некоторые мнения, высказанные авторами, пишущими НФ, привели меня к совершенно неожиданному выводу.
Всё дело в сеттинге. Точнее, в его отсутствии.
Рассмотрим четыре жанра, которые являют собой четыре столпа современного бумажного книгоиздательского бизнеса, а именно:
1. ЛыР (и херотика иже с ним).
2. Классическое фэнтези (эльфы-драконы-единороги).
3. Лит РПГ (бесконечная прокачка героя).
4. Зомбомутанты («Метро», «Зона» и т.п.).
Академки-попаданки пишутся на стыке первых двух столпов, поэтому в отдельный жанр их выделять не будем. Так же не будем обсуждать и их художественне достоинства.
А что может предложить читателю русскоязычный сегмент научной фантастики? Ни-че-го.
Хотя нет, постойте, он может предложить вот это:
О художественных достоинствах этих шедевров распространяться опять же не будем.
А ещё у нас есть туева куча действительно грамотных и талантливых авторов жанра НФ, каждый из которых творит исключительно в своём микросеттинге. Почему «микро»? Да потому что теми темпами, которыми каждый из них развивает собственную вселенную, ничего большего, чем собственная страничка на самиздате и пара упоротых фанатов, они не добьются. Каждый из них тратит 2-3 года на написание книги, которую даже въедливый читатель прочтёт максимум пару раз и в течение первых двух недель после скачивания или (вот уж фантастика!) покупки. Редакторам издательств такая научная фантастика нужна как пятое колесо в телеге. У них и те четыре неплохо едут.
1. Терри Пратчет (увы!) творил единолично в своём сеттинге и написал чуть более 40 книг за жизнь. По одной за год активной работы.
2. Джордж Мартин пишет только шестую. Но фанатам регулярно скармливают сериал.
3. Коллектив авторов (их чуть более 20) сеттинга Warhammer40k за последние 10 лет написал около 200 книг. Это 20 книг в год, Карл.
Поэтому единственным выходом по выведению русскоязычного сегмента научной фантастики из создавшегося застоя я вижу создание сеттинга для научно-фантастических произведений, в котором могли бы одновременно работать несколько десятков авторов.
И тут возникает пара вопросов, по которым я бы хотел услышать и ваше мнение:
1. Стоит ли делать такой сеттинг в формате космооперы?
Ведь изначально космоопера задумывалась, как способ популяризовать космическую программу и дать исчёрпывающий ответ на вопрос «Где деньги, Лебовски?» от налогоплательщиков. Можете устроить мне орбитальную бомбардировку гнилыми помидорами, но сейчас это уже неактуально. Да и на ту же ваху выйдет слишком похоже.
2. А ежели всё-таки не космоопера, тогда что?
Значение слова «сеттинг»
се́ттинг
1. спец. место, время и условия действия в компьютерной игре, художественном произведении ◆ Согласно обновлённому сеттингу Forgotten Realms, город, который раньше считался «жемчужиной Севера», сейчас лежит в руинах из-за разразившегося в мире магического катаклизма. «Lenta.ru», 2011 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бубенец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «сеттинг»
Предложения со словом «сеттинг»
Понятия со словом «сеттинг»
Отправить комментарий
Предложения со словом «сеттинг»
Начало это очень важная часть сеттинга игры.
Основными принципами здесь будут являться стабильность и относительная неизменяемость терапевтического сеттинга, регулярность и предсказуемость лечебных сессий, полная доступность и интерес со стороны терапевта, чьё поведение в идеале должно быть добрым, но не навязчивым, искренним, но не обхаживающим, твёрдым, но не воспитывающим.
Под сеттингом понимается время и место действия.
Синонимы к слову «сеттинг»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Сеттинг (игры)
Се́ттинг в художественных произведениях (книгах, фильмах, настольных и компьютерных играх) — описание мира, в котором происходит действие произведения, по определённому шаблону. Сеттинг может быть как реальным (например, Великая Отечественная война), так и вымышленным (например, Средиземье Дж. Р. Р. Толкина). Вымышленный сеттинг может включать космологию, географию, историю, художественный стиль и т. п.
Сеттинг в играх
Одна игра может выходить в разных сеттингах. Например, объектами в игре «Монополия» могут быть улицы Нью-Йорка, а могут предприятия бывшего СССР — игра в обоих случаях остаётся одной и той же, меняется лишь её сеттинг.
Хотя сеттинг — это в первую очередь художественное оформление игры, он опосредованно влияет и на её правила: например, в фэнтезийном мире регламентируется применение магии и описываются различные фэнтезийные расы со своими достоинствами и недостатками (люди, эльфы, хоббиты и т. д.).
Примеры ролевых сеттингов
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Сеттинг (игры)» в других словарях:
Сеттинг — У этого термина существуют и другие значения, см. Сеттинг (значения). Сеттинг (от англ. setting «обстановка», «помещение», «установка», «оправа») среда, в которой происходит действие художественного произведения, настольной или… … Википедия
Мир Тьмы — (англ. World of Darkness) название двух вымышленных вселенных (сеттингов), созданных компанией White Wolf Game Studio. Мир Тьмы является альтернативной реальностью, в которой неведомо для большинства обитателей современного мира существуют… … Википедия
Dune 2000 — Для термина «Dune» см. другие значения. Dune 2000 Разработчики Intelligent Games, Westwood Studios … Википедия
World of Darkness — Мир Тьмы (англ. World of Darkness) название двух отдельных вымышленных вселенных, созданных компанией White Wolf Game Studio. Оба сеттинга представлены, прежде всего, в серии настольных ролевых игр в жанре ужасов, использующих ролевую систему… … Википедия
Мир тьмы — (англ. World of Darkness) название двух отдельных вымышленных вселенных, созданных компанией White Wolf Game Studio. Оба сеттинга представлены, прежде всего, в серии настольных ролевых игр в жанре ужасов, использующих ролевую систему Storytelling … Википедия
The Witcher: Rise of the White Wolf — польск. Wiedźmin: Powrót Białego Wilka рус. Ведьмак: Возвращение Белого Волка Логотип консольной версии игры «Ведьмак» Разработчики … Википедия
Ведьмак: Возвращение Белого Волка — The Witcher: Rise of the White Wolf польск. Wiedźmin: Powrót Białego Wilka русск. Ведьмак: Возвращение Белого Волка Логотип консольной версии игры «Ведьмак» Разработчики … Википедия
Witcher: Rise of the White Wolf — The Witcher: Rise of the White Wolf польск. Wiedźmin: Powrót Białego Wilka русск. Ведьмак: Возвращение Белого Волка Логотип консольной версии игры «Ведьмак» Разработчики … Википедия
Хроники мутантов — The Mutant Chronicles … Википедия