что такое сетевое взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования
Сетевое взаимодействие как условие эффективной работы с детьми с ОВЗ
Вторушина О.И., заместитель директора по УВР МБОУ «Шпалозаводская СОШ» с.Новоильинск, Заиграевского района Республики Бурятия
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В МБОУ «ШПАЛОЗАВОДСКАЯ СОШ»
Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.
Образовательный процесс с детьми с ОВЗ в начальных классах обеспечивается специальными программами: АООП НОО для обучающихся с ЗПР; АООП НОО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка стало нормой работы школы, в которой исходя из современных социально-экономических условий, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, учитывая запрос со стороны потребителей образовательных услуг, организовано инклюзивное образование.
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
В 2015 году школой был разработан и реализуется в настоящее время проект по сетевому взаимодействию «Мы вместе», который имеет 2 направления: «Разноцветное детство», которым руководят учитель истории и учитель начальных классов, направлено на духовно-нравственное воспитание, и «Тропинка к здоровью», под руководством учителя физической культуры формирует правильное отношение к сохранению и поддержанию здоровья и здорового образа жизни.
Для работы над проектом по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья был создан волонтерский отряд «Новые тимуровцы», в его работе совместно участвуют педагоги и обучающиеся.
В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения.
Представленный проект предлагает способ преодоления некоторых из этих противоречий.
Цели проекта: развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте; организация среды, способствующей социализации детей с ОВЗ; обобщение и распространение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ среди других образовательных учреждений села.
Задачи проекта: расширение круга общения детей – инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе; развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия); вовлечение в занятия, способствующие развитию моторики через активную деятельность.
Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей.
Работая над проектом третий год, можно сделать некоторые выводы и отметить результаты: разработана система комплексного изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время; созданы условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей; используется ситуация успеха, что позволяет выработать у ребенка с ОВЗ положительное эмоциональное отношение к общению со сверстниками и со взрослыми; познакомившись поближе с интересами и потребностями детей с ОВЗ, к выбору средств и методов мы стали подходить более индивидуализировано; каждая акция, мероприятие стали событием в жизни обучающихся школы и детей с ОВЗ; накоплен определенный опыт общения между коллективом школы и детьми с ОВЗ и их семьями.
Иванов Е.С. Проблема задержки психического развития и дифференцированный подход в учебном процессе // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. – СПб., 1994.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
автор: Комарова Елена Валерьевна
преподаватель ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим все более остро стает вопрос освоения образовательной программы и получения профессионального образования, которое должно быть качественным и доступным для всех без исключения обучающихся, в том числе для детей с ОВЗ. К сожалению не все образовательные организации обладают необходимыми возможными ресурсами для решения этой задачи. Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет создания образовательной сети муниципального, регионального и федерального уровней. В данной статье будут рассмотрены возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций различного уровня, направленные на решение задач развития инклюзивной образовательной среды.
При организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций для создания инклюзивного образования представляет собой их совместную деятельность, которая позволяет обучающимся осваивать образовательные программы различного уровня и направленности с использованием ресурсов этих организаций.
Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных организаций является наличие определенных материально-технических, кадровых, методических и информационных ресурсов, а также определенной нормативно-правовой базы, договорных отношений между участниками взаимодействия,
В настоящее время активно разрабатываются и внедряются различные модели сетевого взаимодействия для создания инклюзивной образовательной среды. Использование той или иной модели развития сети зависит от внешних и внутренних ресурсов в образовательной организации.
При сетевом взаимодействии образовательных организаций предусмотрено использование модели стратегического партнерства, модели на основе ресурсного центра и аутсорсинг как модель взаимодействия образовательных организаций.
Модель, построенная на стратегическом партнерстве
Данная модель основана на стратегическом партнерстве организаций различного уровня. При таком сетевом взаимодействии каждый участник сети имеет свои ресурсы, дополняющие друг друга для решения определенной задачи. Эта модель основана на распределении образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется возможность получения образования в соответствии с адаптированной образовательной программой и индивидуальным учебным планом в собственной школе и в кооперированных с ней образовательных структурах, в которых есть те предметы и специалисты, которых нет в основной школе.
В случае стратегического партнерства обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. Основой функционирования сети по этой модели являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи.
Модель на основе ресурсного центра
Данная модель представляет собой интеграцию нескольких образовательных организаций вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных образовательных организаций будет выполнять роль ресурсного центра. В этом случае каждая из организаций будет обеспечивать в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения, которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Ресурсный центр обеспечивает сопровождение образовательного процесса кадрами, программами, учебными материалами, специальным оборудованием, проводит консультации педагогов и специалистов.
Важной особенностью действия центра является адаптация образовательных программ для всех категорий детей с различными возможностями. Необходимо также методическое обеспечение деятельности специалистов сопровождения: психологов, логопедов и дефектологов, в том числе сурдо- и тифлопедагогов, педагогов дополнительного образования и тьюторов и других специалистов, работающих в образовательном учреждении. Работа педагогов должна подкрепляться информационными и справочными материалами, с тем, чтобы они могли готовить свои занятия и обновлять собственные знания.
Аутсорсинг как модель сетевого взаимодействия в сфере образования
Зачастую при создании инклюзивной образовательной среды возникает проблема в нехватке информационных ресурсов организации, поэтому используется модель аутсортинга с целью привлечения внешних ресурсов. При этом передача определённых функций между организауиями осуществляется на основании договора.
В рамках образовательного аутсорсинга образовательное учреждение получает возможность сосредоточить все внутренние ресурсы на основных видах образовательной деятельности, передав остальные (в том числе методические, консультационные, поддерживающие) функции профессиональному партнеру — аутсорсеру
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
УДК 37.04-053 А.С.Поддубная
КУ «Нижневартовская общеобразовательная
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
С 2010 года Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа продвигает идею инклюзивного образования. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Не ученик должен приспосабливаться под школу, а школа должна приспособиться под ребенка. Наша школа первое образовательное учреждения в округе, которое организует обучение детей с диагнозом ранний детский аутизм. Другая категория, по которой специализируется наша школа – незрячие дети. Сначала такие дети обучались на дому. В настоящее время 6 детей обучаются в общеобразовательных классах наравне со здоровыми детьми и еще 7 детей посещают школу частично, изучая учебные предметы по выбору. Участниками инклюзивной системы становятся: дети с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагоги, администрация и персонал, родители.
Организационная. Современная школа не может прогрессировать в рамках одного образовательного учреждения, необходимо формирование команды единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения, к повышению качества образования.
Информационная. Потребность удовлетворения запросов всех участников образовательного процесса. Открытая образовательная сеть способствует массовому распространению передовых и эффективных практик инклюзивного образования, достижению нового качества образования.
Социальный заказ. Необходимость получения дополнительного и непрерывного образования в условиях современного развития экономики и общества.
Доступность. Ограниченный доступ информации для большинства обучающихся с ОВЗ и инвалидов, стремящихся повысить свой уровень образования и компетентности, разные возможности усвоения информации.
Субъективность. Традиционная система образования основана на личном контакте педагога и ученика. Поэтому субъективные аспекты процедуры контроля так или иначе выходят на первый план. В условиях обучения, педагоги имеют дело в основном не с личными особенностями обучающегося, а с продуктами его деятельности. Отсюда результаты образования в сети становятся более объективными. Раскрытые причины указывают на то, что именно сетевое взаимодействие будет способствовать эффективной деятельности школы по повышению качества образования, развитию компетентностей каждого обучающегося с ОВЗ в условиях ФГОС. Сетевое взаимодействие предоставляет дополнительную реальную возможность реализовать идеи самореализации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Построение модели эффективного и успешного сетевого взаимодействия в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» происходит в соответствии со следующими принципами:
Педагогами нашей школы разработана в рамках программа социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья по трем направлениям: психолого-оздоровительное, социально-коммуникативное и сетевого взаимодействия.
Направление сетевого взаимодействия – высшая ступень в интеграции детей с ОВЗ в общество, включающая общение, поездки по городу, знакомство с праздничной и повседневной жизнью в условиях взаимодействия с большим количеством социальных партнеров.
Анкетирование родителей детей с ОВЗ показало, что не в меньшей степени, чем в образовательной интеграции, они заинтересованы в социальной интеграции. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо перемещаться по городу в комфортных условиях. Они должны знать большой мир: музеи, театры, стадионы, культурно- просветительские учреждения. Они должны иметь возможность посещать все те места, где бывают и обычные дети. Они должны иметь свободу. Эту свободу мы организуем с помощью школьного автобуса и программ изучения городской среды, общения детей друг с другом, с учителями, родителями и с новыми людьми.
Существуют и еще две очень важные причины необходимости сетевого взаимодействия. Это забота о родителях детей с ограниченными возможностями здоровья (без инклюзивной школы их борьба за особого родного ребенка превращается в настоящий кошмар) и огромный воспитательный потенциал социального партнерства для детей без особых потребностей, обучающихся совместно. Инклюзивное образование предполагает не просто посещение школы детьми с ограниченными возможностями здоровья, а совместное обучение разных детей. И это дает здоровым детям очень много. Опыт, показывает, что после года совместного обучения стираются границы между детьми здоровыми и имеющими проблемы, дети становятся добрее и толерантнее даже по отношению друг к другу.
Но границ школы недостаточно, поэтому сетевое взаимодействие вызвано к жизни как внешними, так и внутренними потребностями образовательного учреждения, социума микрорайона, общества.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, создании образовательных сетей.
Сетевое взаимодействие направлено на реализацию программ дополнительного образования во внеурочной деятельности. В результате этого взаимодействия создается образовательная среда школы и учреждений-партнеров, которая представляет систему сетевого взаимодействия между ними.
За последние годы школа установила партнерские отношения:
-МУ «БИС» (Библиотечно-информационная система);
-Городская детская библиотека;
-Школы искусств №1, №3;
-Театр кукол «Барабашка»;
-Общественная организация «Лучик света»;
-МАУДОД «Центр детского творчества»;
-Нижневартовское городское общество слепых;
-БУ «Реабилитационный центр «Таукси»;
-Тюменская городская библиотека для слепых детей.
Дети с ОВЗ имеют возможность посещать эти учреждения вместе с одноклассниками, таким образом, им проще социализироваться, ведь друзья помогают и объясняют. Сложнее происходит с учреждениями спорта, их особые дети посещают только в сопровождении родителей.
Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения высококвалифицированных специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, создание дополнительных условий по поддержке и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, повышения качества образования.
Совместная деятельность учреждений в образовательной сети направлена на достижение общей цели, решения общих задач, позволяет всем субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, дает возможности совершенствовать образовательный потенциал школы, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми потребностями.
Исходя из понимания сущности сетевого взаимодействия, мы понимаем, что на сегодняшний день существует ряд проблем:
отсутствие сетевых образовательных программ, проектов в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
недостаток кадров в партнерских учреждениях, имеющих навыки работы в специальных условиях и с особыми детьми.
1. Бойко, Е. Л. Дополнительное образование в учреждениях НПО (СПО) [Текст] : метод. пособ. / Е. Л. Бой- ко, А. В. Золотарева, А. Л. Пикина. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. – 207 с.
2. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
Сетевое взаимодействие в условиях инклюзивного образования в доу
Данная работа посвящена взаимному сотрудничеству ДОУ с различными государственными структурами для успешной социализации ребенка с ОВЗ в общество.
Просмотр содержимого документа
«Сетевое взаимодействие в условиях инклюзивного образования в доу»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ИНЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Ключевые слова: дети с ОВЗ, сетевое взаимодействие, инклюзивное образование.
Данная работа посвящена взаимному сотрудничеству ДОУ с различными государственными структурами для успешной социализации ребенка с ОВЗ в общество.
Решение актуальных вопросов, направленных на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), напрямую зависит от качества образовательных услуг на всех этапах их образования: от дошкольного до профессионального. Таким образом, одним из главных вопросом развития специального образования и его модернизации является достижение нового качества образования, что возможно посредством внедрения новых подходов к проектированию образовательной среды, выбору средств и методов реализации коррекционно-образовательного процесса, повышения профессиональной компетентности педагогов.
В современных условиях инклюзивного образования ценностью деятельности любой воспитательной организации является создание условий для развития конкретного ребенка. Недостаточность имеющихся ресурсов в самих образовательных учреждениях для реализации данной задачи, оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, подготовка педагогических кадров, обеспечение доступа к ресурсам глобальных сетей, опыт участия отдельных образовательных учреждений в учебных проектах, сетевых конкурсах и викторинах; выявление лидеров (отделов образования, образовательных учреждений) в области воспитания подготовило почву для формирования сетевых моделей взаимодействия в системе воспитания. Благодаря сетевым связям создаются условия для обмена информацией, взаимной поддержки, развития и совместного выполнения разного рода деятельности. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Преимуществом модели социализации детей в рамках сетевого взаимодействия, является, то, что основой возникновения совместной деятельности является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя добровольно и лишь по поводу данной проблемы, объединяя при этом необходимые ресурсы для ее разрешения. Для обучающего сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке программы его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.
Сеть в данном случае можно рассматривать как совокупность субъектов воспитательной деятельности (как сами учреждения, так и люди в них), представляющих друг другу собственные ресурсы с целью повышения результативности и качества данной деятельности. Это ресурсы материально-технические, нормативно-правовые, информационно-коммуникативные, кадрово-образовательные, финансово-экономические, но в большей степени это ресурсы проектные (воспитательные проекты и программы), которые реализуются в сети, а также могут создаваться в ходе сетевого взаимодействия. В сети выделяют так называемые «узлы», в которых и концентрируется ресурс.
Причем необходимо отметить, что узлы сети – это не сами образовательные учреждения, а те проекты, программы воспитания, которые они предоставляют как ресурс. Узел сети представляет собственное содержание относительно общей проблематики сети и имеет возможность для осуществления своего содержания. Объединяясь в сети, каждый должен понимать, что неполно в его содержании, и видеть возможность за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы, вступать для этого во взаимодействие.
Г.М. Андреева интерпретирует взаимодействие как организацию совместной деятельности, в процессе которой для участников важен не только обмен информацией, но и организация «обмена действиями», планирование общей деятельности, внесение собственного вклада в нее. Взаимодействие при этом может носить непосредственный или опосредованный характер (через компьютерные сети).
Сетевое взаимодействие (взаимодействие в сети) можно определить как способ деятельности по совместному использованию ресурсов, их обмену.
Сетевое взаимодействие в условия инклюзивного образования в ДОУ
Работа с государственными структурами
Учреждения науки, образования, культуры
Интеграция семейного и общественного воспитания
Выявление детей с ОВЗ
Консультативный пункт ДОУ
Сопровождение детей ДОУ
Определение программы социальной адаптации детей с ОВЗ
Опыт сетевого взаимодействия между учреждениями в условиях инклюзивной практики
Опыт сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями
в условиях инклюзивной практики.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №68
Сетевое взаимодействие в системе образования рассматривается как достаточно широкий феномен. В самом общем виде под «сетевым взаимодействием» понимаются разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве. Иногда под сетевым взаимодействием понимают взаимодействие посредством служб сети Интернет. Исследователи (педагоги, психологи, социологи и др.) в качестве базовых рассматривают различные элементы этого многоаспектного феномена. Под сетевым взаимодействием понимается такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообогащения друг друга в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети другими единицами. А управление происходит не директивно, а конвенциально [1]. Для сетевого образования характерны «неоднородность, неправильность, ассиметрия, сложность, динамичная картина сгущений и разряжений, что свойственно живым явлениям и процессам» [3]. В образовании сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые образовательные программы для самообразования; сетевые тематические семинары, конференции, образовательные проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; сетевые консультации и видеолектории и др.
Выделяются следующие показатели сетевого взаимодействия: независимость членов сети (свобода выбора задач, ответственность за них); множественность лидеров (лидер – носитель ресурса, актуального для работы сети, готовый использовать его на благо сети, а не только личное); объединяющая цель (индивидуальный интерес каждого члена сети, недостижимый вне сети); добровольность связей (возможность гибкого изменения структуры и состава сети, быстрого изменения объема ресурсов в сети); множественность уровней взаимодействия (каждый может взаимодействовать с каждым напрямую) [4].
Существенным является вопрос о способах сетевого взаимодействия. Наиболее широкой формой взаимодействия выступают совместная деятельность и общение, в ходе которых осуществляется:
Прогнозирование направлений деятельности сетевых организаций на основе анализа результатов диагностических (мониторинговых) исследований, изучения стратегических документов развития системы образования и других способов;
Разработка нормативной базы локального уровня (на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации);
Проектирование(разработка) и реализация проектов в установленный временной период и с учетом планируемых результатов сетевого взаимодействия;
Разработка образовательных продуктов и их презентация на промежуточном и завершающем этапе деятельности сети;
Экспертиза полученных результатов с точки зрения оценки их эффективности, инновационного характера, возможностей тиражирования;
Апробация инновационного продукта, созданного участниками сети, его распространение (диссеменация) в системе образования.
Движущей силой совместной деятельности является общая цель, которая должна сохранятся на протяжении всего взаимодействия. Каждый участник совместной деятельности вносит в нее свой вклад, опыт, что позволяет получить «общий фонд информации» [2].
Идеи социального партнерства в системе образования и за ее пределами, предусматривающего использование ресурсов сотрудничества, эффективных взаимоотношений различных заинтересованных участников образовательного процесса, напрямую связанны с сетевым взаимодействием. Это подтверждают федеральные нормативно-правовые документы.
В частности, ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.10.1) подчеркивает, что система образования включает в себя: объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [5]. В приказе Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (п. 19.11) прописано, что система условий должна учитывать особенности образовательного учреждения (далее – ОУ), а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия) [6]. Аналогичная ситуация представлена в приказе Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО» (п. 18.3.2) [7].
Таким образом, анализ приказов, связанных с введение ФГОС на разных уровнях образования, а также учитывая Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, в качестве обязательных условий определяет необходимость, значимость взаимодействия с социальными партнерами внутри системы образования и за ее пределами. В его основе – широкий круг вопросов, в том числе – участие в разработке ООП и АООП, развитие внутришкольной социальной, информационно-образовательной, развивающей среды и др.
В общеобразовательных учреждениях с 1.09.2016 года реализуется ФГОС НОО для детей с ОВЗ, вместе с этим возникли серьезные трудности. Общеобразовательная школа, принявшая ребенка с ОВЗ, сталкивается с проблемами, которые можно условно разделить на две группы – проблемы организационного и социального характера.
К первым относятся:
•отсутствие специалистов, способных эффективно работать с детьми с особыми образовательными потребностями в системе общего образования
• недостаточная осведомленность родителей детей с ОВЗ о правах и перспективах развития детей.
Ко вторым относятся:
• негативное общественное мнение по вопросам совместного обучения детей
• отсутствие мотивации и личностной готовности педагогов общеобразовательных учреждений к обучению детей с ОВЗ
• нежелание родителей нормально развивающихся школьников и их самих обучаться вместе с детьми с ОВЗ.
Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями. Особое место в этом взаимодействия принадлежит учителям коррекционных школ, обладающим такими компетенциями, как:
умение соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации;
умение проводить индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ;
умение организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соот ветствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
умение проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;
знание особенностей развития детей с разными типами нарушений развития для организации воспитательной и образовательной деятельности.
Именно поэтому в ряде регионов РФ, а также на Дальнем Востоке специальные (коррекционные) образовательные учреждения были определены ресурсными центрами по развитию инклюзивных процессов и по организации психолого- педагогической поддержки процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. Согласно этому система специального образования является неотъемлемой частью общего образования и может рассматриваться как социальный индикатор отношений между государством и обществом.
Именно совместная работа позволила создать систему взаимодействия педагогического сообщества разных структурных подразделений по вопросам применения новых методических практик в своей работе.
Практика показывает, что включение ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы предполагает в первую очередь перестройку образовательной деятельности школы. Это создание доступной среды, которая подразумевает физическую доступность (школьного здания, классов, всех помещений школы); академическую программную доступность, которую определяет учебный план, организацию процесса обучения посредствам введения различных форм адаптации и поддержки; социальную доступность (взаимоотношения со сверстниками и персоналом школы). Очень важным условием успешного обучения ребенка с ОВЗ является активное взаимодействие с коррекционными учреждениями, где накоплен уникальный опыт работы с обучающимися разных нозологических групп.
Таким образом, активное сетевое взаимодействие систем общего и специального (коррекционного) образования позволяет:
• выявить противоречия, существующие на современном этапе развития общего, интегрированного и инклюзивного образования и попытаться их преодолеть;
• разработать ряд документов, регулирующих эти отношения (договор между школами, родителями);
• выявить потребности учителей общеобразовательных школ в вопросах обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и разработать систему повышения их квалификации.
Сетевое партнерство в образовании. – М.: Эврика, 2004. 144 с. – Библиотека культурно-образовательных инициатив.
Сетевое взаимодействие в системе образования. – М.: АКАДЕМКНИГА, 2014 27 с.
Цирульников А. «Сетевое образование: контуры новой парадигмы» // Газета «Первое сентября», Издательский дом «Первое сентября», № 02, 2002
Чучкевич М. Основы управления сетевыми организациями. М., 1999
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ