что такое сертификация методических материалов

Сертификация

Ряд товаров сертифицируется в обязательном порядке. Если сертификаты будут отсутствовать, реализация продукции будет не вполне законной. Рассмотрим понятие сертификата и его особенности.

Что представляет собой сертификация

Сертификат – это документ, который подтверждает соответствие продукции заданным требованиям. Получить его могут как производители, так и поставщики. Сертификация выполняется на основании соответствующего закона. Процедура также должна соответствовать закону «О защите прав покупателей». Сертификация некоторых видов товара регулируется отдельными нормативными актами.

Цели получения

Сертификация выполняется для достижения этих целей:

Получение сертификата обязательно, если производитель собирается участвовать в международной торговле.

Принципы сертификации

Мероприятие по получению сертификата должно соответствовать этим требованиям:

Лицо может самостоятельно выбирать структуру, которая будет проводить сертификацию.

Обязательное и добровольное получение сертификата

Сертификация, согласно законам страны, может быть обязательной и добровольной. Процедуры получения документа не отличаются по форме. Различается только мотивация в инициировании мероприятия.

Обязательная сертификация

Существуют обязательные требования, предъявляемые в отдельным видам продукции. Именно на соответствие этим требованиям проверяется товар. К примеру, в процессе сертификации подтверждается безопасность продукта для окружающей среды, здоровья человека. В рамках мероприятия проверяющие лица основывают свою деятельность на следующих нормативных актах:

Обязательное получение сертификата – это вид государственного контроля, направленный на обеспечение безопасности товара.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Правительством РФ. Рассмотрим некоторые виды этих товаров:

Сертифицируется не только продукция, но и услуги. Рассмотрим услуги, подлежащие обязательной сертификации:

Из этого перечня можно сделать вывод о том, что обязательной сертификации подлежит продукция с повышенным классом опасности. Документ должен быть получен на услуги, предполагающие массовое использование. К примеру, услуги общественного питания посредственного качества могут привести к риску для здоровья.

Сертификат, полученный в обязательном порядке, будет действовать на территории всей страны. Госстандарт РФ – это тот орган, который организует мероприятия по сертификации. В ряде случаев аналогичной деятельностью могут заниматься представители исполнительной власти.

Добровольная сертификация

Сертификация – это затратное мероприятие. Однако часто производители проводят его по добровольному желанию. Связано это со следующими позитивными последствиями получения документа:

Человек, который видит наличие сертификата на продукцию, испытывает больше доверия и к самому продукту, и к производителю. Соответственно, повышаются продажи. К примеру, во многих специализированных изданиях специалисты убеждают покупателя, что очки нужно покупать только после запроса сертификата. Если документ отсутствует, покупать товар не рекомендуется. Особенно наличие документального подтверждения качества требуется для дорогостоящей продукции. Когда человек покупает что-то дорогостоящее, он особенно внимательно относится к документам на товар. Повышается лояльность не только потребителей, но и импортеров.

К СВЕДЕНИЮ! В России наиболее развита обязательная сертификация, а в европейских странах – добровольная. Связано это с тем, что на западе получение документа – один из наиболее эффективных способов завоевать место на рынке.

Принципы ответственного подхода к лицензированию

Лицензирование, по сути, обеспечивает безопасность для человека и окружающей среды. Поэтому ответственный подход к получению документа о соответствии – это ответственный подход к безопасности. Для реализации этого подхода следует внимательно относиться к выбору органа, осуществляющего лицензирование. К структуре должны предъявляться следующие требования:

Однако часто руководители, чтобы сэкономить, обращаются к организациям, не соответствующим этим требованиям. Там за небольшую плату можно получить документ на продукцию, даже не вполне соответствующую требованиям. По сути, это правонарушение. Важно помнить, что не все компании имеют полномочия на осуществление сертификации. То есть полученный документ действительным не будет.

Государство пытается пресечь деятельность этих компаний. Для этих целей требования к фирмам постоянно ужесточаются. В июле 2014 года появился ФЗ, который поставил новые строгие требования к компаниям. Обращение к таким структурам невыгодно и покупателям, и потребителям. Во-первых, фальшивые знаки соответствия подрывают доверие к лицензиям в целом. Это снижает продажи, в том числе самой компании. Во-вторых, фальшивость может быть выявлена, что приведет к скандалу.

Источник

Что такое сертификация методических материалов

Регистрационный номер RA.RU.11HE13

Создан приказом директора ФГБНУ «ФИПИ» от 10 ноября 2020 года № 168-П.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (сокращённо — ФГБНУ «ФИПИ») является юридическим лицом и несёт ответственность за нарушение законодательства в области технического регулирования и оценки соответствия.

Адрес: 123 557, г. Москва, ул. Пресненский вал, дом 19, строение 1, комната 504
Телефон: +7(495)225−10−35, доб. 108
Электронная почта: cert@fipi.ru

Руководитель ОС ЦСОПС ФИПИ — Котова Ольга Алексеевна
Заместитель руководителя ОС ЦСОПС ФИПИ — Чернышова Оксана Владимировна

Областью деятельности ОС ЦСОПС является добровольная сертификация услуг (работ) в области оценки качества образования, а именно оценка (подтверждение) соответствия требованиям Стандарта организации ФГБНУ «ФИПИ» «Требования к качеству образовательных проектов и систем, применяемых для оценки качества образования» (СТО ФИПИ 59576103.1.2-2020) результатов деятельности по созданию образовательных проектов и систем, применяемых для оценки качества образования (далее — ОПСОКО), представленных в виде измерительных материалов для оценки качества образования (далее — ИМОКО), учебных материалов для оценки качества образования печатных изданий (сборники заданий) (далее — УМОКО), научно-методических разработок, а также программ дополнительного профессионального образования в области оценки качества образования, а также внутренних систем оценки качества образования на уровнях образовательных организаций и субъектов Российской Федерации.

Область деятельности ОС ЦСОПС ФИПИ определена в соответствии с областью аккредитации ОС ЦСОПС (см. приложение).

Схемы сертификации, применяемые в ОС ЦСОПС

Оценка (подтверждение) соответствия образовательных проектов и систем осуществляется в соответствии со следующими документами:
— ВшД-НД-СТО-02−20 «Стандарт организации ФГБНУ «ФИПИ» «Требования к качеству образовательных проектов и систем, применяемых для оценки качества образования» (СТО ФИПИ 59 576 103.1.2−2020);
— ВшД-НД-ПС-01−20 «Правила функционирования Системы добровольной сертификации образовательных проектов и систем ФГБНУ «ФИПИ»;
— ВшД-НД-ПРС-01−20 «Порядок сертификации услуг (работ), предусмотренных в Системе добровольной сертификации образовательных проектов и систем ФГБНУ «ФИПИ»;
— ВшД-НД-ПРО-01−20 «Порядок оплаты работ, предусмотренных в Системе добровольной сертификации образовательных проектов и систем ФГБНУ «ФИПИ»;
— ВтД-НД-РК-02−20 «Руководство по качеству органа по сертификации «Центр сертификации образовательных проектов и систем ФГБНУ «ФИПИ»;
— ВтД-ДП-МС-02−20 «Методика проведения сертификации услуг (работ) в области оценки качества образования».

ПРАВИЛА ДЛЯ ЗАЯВИТЕЛЕЙ

Форма заявки — Заявка на сертификацию
Расчет оплаты работ по оценке (подтверждению) соответствия образовательных проектов и систем в ОС ЦСОПС ФИПИ осуществляется в соответствии с основными положениями документа «Р 50.3.001−96 Рекомендации по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг» и определяется при заключении договора на проведение сертификации для каждого объекта сертификации в зависимости от вида объекта, схемы сертификации и объема материалов, представленных для оценки.

Источник

Сертификация и аттестация ФСТЭК: разбираемся, что нужно компаниям по 152-ФЗ

Закон о персональных данных нужно соблюдать всем, кто хранит и обрабатывает данные сотрудников и клиентов. В самом законе нет технических требований к программному обеспечению и IT-системам — технические требования устанавливают приказы ФСТЭК. Расскажем, кому и зачем нужны сертификация и аттестация ФСТЭК.

Сертификат и аттестат ФСТЭК

Приказ №21 ФСТЭК России — Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, устанавливает технические требования по защите персональных данных. Он определяет, насколько конкретные программы и IT-системы соответствуют 152-ФЗ.

Для подтверждения соответствия у ФСТЭК есть два документа: сертификат и аттестат. Давайте разберемся, чем они отличаются, когда выдаются и кому нужны.

Сертификат ФСТЭК: что это такое и для чего нужен

Возьмем компанию — разработчика программного обеспечения, и представим, что она разработала свой антивирус и хочет продавать его организациям, которые работают с персональными данными. Для этого нужно доказать, что этот антивирус безопасен и соответствует требованиям 152-ФЗ.

В России проверку на соответствие 152-ФЗ проводит ФСТЭК. Чтобы доказать безопасность нового антивируса, компании нужно получить на него сертификат ФСТЭК. Для этого нужно обратиться в представительство службы, после чего начинается долгий и сложный процесс сертификации: программу изучают, тестируют, проверяют на уязвимости и наличие недекларируемых возможностей.

Зачем нужна сертификация ФСТЭК

Если антивирус пройдет проверку, компания получит на него сертификат ФСТЭК. И разработчик ПО сможет гарантировать, что его антивирус безопасен и соответствует техническим требования ФСТЭК.

что такое сертификация методических материалов. Смотреть фото что такое сертификация методических материалов. Смотреть картинку что такое сертификация методических материалов. Картинка про что такое сертификация методических материалов. Фото что такое сертификация методических материалов

Так выглядит сертификат ФСТЭК

Получается, что сертификат соответствия ФСТЭК нужно получать, если вы разрабатываете средства защиты, например антивирусные программы, межсетевые экраны и так далее. То есть он нужен только разработчикам ПО, которые хотят подтвердить безопасность своих программ и предлагать их компаниям для защиты персональных данных.

На сайте ФСТЭК есть реестр, в который включены все сертифицированные системы защиты. Любой может зайти и проверить, прошла ли программа сертификацию. Например, сертификат ФСТЭК есть у антивируса от «Лаборатории Касперского».

Кому и зачем нужна аттестация ФСТЭК

Сертификат соответствия по требованиям безопасности информации выдают только на сами средства защиты, например антивирусные системы. Однако кроме средств защиты, ФСТЭК проверяет и IT-системы, в которых хранятся персональные данные: серверы и сети компаний или облачные хранилища. Такая процедура проверки называется не сертификацией, а аттестацией.

Аттестация по требованиям ФСТЭК нужна не всем компаниям. Вы можете не проходить аттестацию, если:

Если вы храните другие персональные данные, например, биометрические — характеризующие биологические и физиологические данные человека и позволяющие по ним установить его личность, то обязаны обеспечивать уже третий уровень защищенности. И систему, в которой вы храните такие данные, нужно аттестовать в органах аттестации ФСТЭК.

Процесс аттестации немного проще, чем процесс сертификации. Для аттестации у ФСТЭК есть четкий порядок и требования, которые нужно соблюсти. Также пройти аттестацию проще, если использовать средства защиты информации с сертификатом ФСТЭК России.

что такое сертификация методических материалов. Смотреть фото что такое сертификация методических материалов. Смотреть картинку что такое сертификация методических материалов. Картинка про что такое сертификация методических материалов. Фото что такое сертификация методических материалов

Так выглядит аттестат ФСТЭК

Получается, что для работы любой компании нужен не сертификат, а аттестат ФСТЭК. А сертификаты должны быть у программного обеспечения, которое вы используете, но о сертификации должны позаботиться производители этого ПО.

У облака VK Cloud Solutions (бывш. MCS) есть аттестат безопасности ФСТЭК. В публичном облаке VK можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK. При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Источник

О сертификации методического обеспечения судебной экспертизы

Москвина Т.П., заместитель директора Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных служб Минюста России.

Усов А.И., заместитель директора Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России.

В адвокатской практике нередко возникает необходимость оценки достоверности заключений судебных экспертов, правильности выбранной методики, методов и средств исследования. Такая оценка всегда была затруднена в связи с отсутствием эталонов, стандартов, детальных описаний средств и методов исследования. Методики судебных экспертиз были достоянием ведомственных судебно-экспертных учреждений, нередко имели гриф «Для служебного пользования», что делало их недоступными не только для таких участников процесса, как потерпевший и обвиняемый, но и для адвокатов, выступающих в уголовном, гражданском и арбитражном процессе в качестве представителей или защитников. Законодательное закрепление принципа состязательности и равноправия сторон в отечественном судопроизводстве потребовало обеспечения доступа к судебно-экспертным методикам. На протяжении последнего десятилетия было достаточно много сделано для систематизации, унификации и стандартизации судебно-экспертных методик. О том, как эта работа ведется в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции России, рассказывают авторы.

На территории Российской Федерации функционируют пятьдесят СЭУ, объединенных единой организационной и методологической основой как организации их деятельности, так и подготовки и аттестации государственных судебных экспертов, внедрения новых методов и методик и др.

Статьей 11 Закона о судебно-экспертной деятельности определено, что государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют производство судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Необходимо отметить, что важной особенностью современного судопроизводства является укрепление принципа состязательности сторон, участвующих в уголовном, гражданском или арбитражном процессе. Это требует более пристального отношения к определению компетенции экспертов, подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальности и наличия специальных познаний в определенной области.

Формирование четкого определения компетенции эксперта, занимающегося производством судебной экспертизы в рамках применения специальных познаний, необходимо при решении вопросов, интересующих следствие или суд. Особое внимание при комплексной оценке обоснованности выводов эксперта уделяется и подтверждению надежности использованных методик.

Для государственных судебных экспертов эта процедура достаточно отработана и предусматривает:

определение компетентности эксперта путем прохождения им профессиональной аттестации;

применение при производстве судебных экспертиз апробированных методик и поверенного оборудования и др.

Учитывая развитие состязательного процесса в судопроизводстве, в том числе в области производства судебных экспертиз, негосударственные организации, выполняющие экспертизы и заинтересованные в повышении своего статуса, все чаще проводят работу по аттестации экспертов и подтверждению надежности применяемых методик, внедряют новые формы и методы подготовки экспертов, проводят их аттестацию и выдают квалификационные свидетельства. Кроме того, в различных системах стандартизации утверждаются экспертные методики, разрабатываются и внедряются системы качества, дающие право на соответствующую аккредитацию по одному из международных стандартов.

В целях обеспечения реализации принципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводстве идет постоянный поиск новых процедур внедрения в правовых актах Минюста России норм, касающихся организации и производства судебных экспертиз и использования специальных знаний в процессуальных и непроцессуальных формах.

Необходимо особо отметить, что в международной практике обеспечение качества судебной экспертизы, связанное с аккредитацией судебно-экспертных учреждений по стандарту ИСО 17025, уже длительное время внедряется в практику. Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (далее РФЦСЭ), следуя тенденциям, направленным на проведение обязательной аккредитации по данному стандарту, изучил этот вопрос применительно к российским условиям. Анализ показал, что такой стандарт принят у нас в стране как ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Госстандартом России также определены аккредитованные организации, проводящие сертификацию по данному ГОСТу.

Подробное изучение данного стандарта позволило констатировать, что его требования намного шире, чем требования аналогичного международного «подстандарта» по судебной экспертизе. В связи с этим РФЦСЭ с Госстандартом России был проработан вопрос о порядке рассмотрения и принятия в системе ГОСТ Р специального международного стандарта ИСО 17025 «Общие требования к судебно-экспертным лабораториям».

Анализ европейской практики в области организации судебно-экспертной деятельности показал, что соблюдение подобных требований является одним из основополагающих условий деятельности и судебно-экспертных учреждений, входящих в состав Европейской сети судебно-экспертных учреждений.

Отмеченные особенности подхода к подтверждению компетентности эксперта свидетельствуют об актуальности проведения работ по разработке механизма сертификации методического обеспечения судебной экспертизы. Применение сертифицированных методик экспертных исследований, единых квалификационных требований к экспертам соответствующих экспертных специальностей в государственных экспертных учреждениях одинакового научно-технического профиля независимо от их ведомственной принадлежности даст реальную возможность получения с заданной точностью сопоставимых результатов при экспертном исследовании одних и тех же объектов.

Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы в общем случае может быть формой подтверждения органом, осуществляющим сертификацию, соответствия методического обеспечения требованиям нормативных правовых актов, призванных регулировать вопросы в области организации и производства судебной экспертизы.

В связи с тем что методы и средства судебной экспертизы в основном нацелены на применение специальных знаний в области науки и техники при отправлении правосудия, вопросы стандартизации и сертификации методов и средств решения конкретных экспертных задач регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии со ст. 20 данного Федерального закона определены процедуры подтверждения качества в форме как обязательной, так и добровольной сертификации.

Необходимо отметить, что обязательная сертификация продукции, работ и услуг определяется Перечнем, утвержденным Постановлением Госстандарта России N 64 от 30 июля 2002 г., однако методическое обеспечение судебной экспертизы в этот Перечень не включено. Всесторонняя проработка проблемы позволила в полном соответствии с законодательством подготовить вопрос о создании системы добровольной сертификации методического обеспечения в РФЦСЭ при Минюсте России. За основу при разработке этой системы были взяты нормативные правовые акты Минюста России.

При подготовке пакета документов были разработаны соответствующие правила функционирования системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, которые зарегистрированы в Государственном реестре.

В рамках разработанной системы проводятся работы:

Объектами сертификации являются:

Для регистрации участников системы, а также выданных, приостановленных и отмененных сертификатов и организационно-методических документов системы создан единый реестр.

Система предназначена для проведения независимой квалифицированной оценки и подтверждения соответствия как методического обеспечения судебной экспертизы, так и компетентности судебных экспертов в рамках конкретной экспертной специальности требованиям системы. Заявителем на сертификацию могут быть юридические или физические лица.

В заключение хочется отметить, что выбранный подход к оценке специальных познаний эксперта в области судебной экспертизы путем проведения сертификации научно-методического обеспечения сегодня позволит на должном уровне решать сложные теоретические и практические задачи с использованием специальных знаний в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, исключить возможные экспертные ошибки. Этот подход направлен прежде всего на обеспечение проведения всесторонних, научно обоснованных и объективных экспертных исследований в области производства как традиционных, так и новых видов судебных экспертиз и станет гарантом высокой компетентности государственных судебных экспертов.

ПРАВИЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (Извлечения) 1. Область применения

Настоящий документ устанавливает цели, назначение, структуру, основные правила организации Системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы и правила проведения сертификации в системе.

Настоящий документ разработан на основе:

Настоящие правила являются основополагающим документом Системы, на основе и в развитие которого могут разрабатываться другие документы Системы, определяющие отдельные аспекты ее практического функционирования.

2. Определения

В настоящем документе используются следующие основные термины и определения:

объекта методического обеспечения судебной экспертизы требованиям Системы;

уровня знаний, умений и навыков физического лица требованиям программы подготовки по определенной экспертной специальности (либо требованиям по применению конкретного метода, методики или средства производства судебной экспертизы).

3. Общая характеристика и назначение Системы

3.1. Система предназначена для организации и осуществления независимой и квалифицированной оценки и подтверждения соответствия методического обеспечения судебной экспертизы и компетенции судебных экспертов в рамках конкретной экспертной специальности требованиям Системы.

3.2. Сертификация в Системе направлена на повышение качества судебно-экспертной, научно-методической, образовательной, опытно-конструкторской и иных видов деятельности физических и юридических лиц, а также повышения эффективности использования научно-технических достижений в области криминалистики и судебной экспертизы, а также экспертных исследований.

3.3. Сертификация методического обеспечения в соответствии с родами и видами судебной экспертизы проводится для реализации единого научно-методического подхода при производстве судебных экспертиз и проведении экспертных исследований.

3.4 Объектами сертификации в Системе являются:

Конкретные объекты сертификации и подтверждаемые характеристики представлены в приложении 1.

3.5. Требования, на соответствие которым осуществляется сертификация, формируются Системой на основе положений законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Минюста России согласно приложению 2.

3.6. Система является полностью самостоятельной и не входит в другие системы сертификации. Система не подменяет действующие системы контроля (надзора) соответствующих органов исполнительной власти в области судебной экспертизы. Результаты деятельности Системы могут служить дополнительным источником информации для этих органов.

3.7. Взаимодействие Системы с другими системами сертификации осуществляется на основе соглашений, заключаемых с организациями, образовавшими Системы, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.8. Система вправе взаимодействовать в установленном порядке с международными, национальными и региональными системами сертификации других стран по вопросам подтверждения соответствия методического обеспечения судебной экспертизы.

3.9. Система предусматривает свободный доступ заинтересованных организаций и отдельных лиц к информации о деятельности в Системе, о ее правилах, участниках, результатах сертификации.

4. Структура Системы и функции ее участников

4.1. Организационная структура Системы содержит:

4.2. Руководящим органом Системы и органом по сертификации является государственное учреждение «Российский Федеральный центр судебной экспертизы» при Министерстве Российской Федерации (РФЦСЭ).

РФЦСЭ как руководящий орган Системы выполняет следующие функции:

Руководящий орган несет ответственность за функционирование Системы в целом.

4.3. При руководящем органе создается совет Системы, реестр Системы и апелляционная комиссия.

4.4. Совет Системы является совещательным органом. В его задачи входит рассмотрение направлений развития Системы, предложений по ее совершенствованию, принципиальных вопросов, возникающих в процессе функционирования Системы.

В состав совета Системы включаются представители РФЦСЭ, Минюста России и других заинтересованных организаций, а также ведущие ученые и практики с опытом работы в области судебной экспертизы.

Конкретный состав Совета и порядок его работы устанавливается в Положении о Совете Системы.

4.5. Реестр Системы создается для регистрации участников Системы, выданных, приостановленных и отмененных сертификатов, регистрации организационно-методических документов Системы, а также аттестованных экспертов по сертификации.

4.6. Апелляционная комиссия рассматривает жалобы участников сертификации, возникающие в процессе сертификации. Апелляционная комиссия формируется из представителей РФЦСЭ и специалистов других компетентных организаций.

4.7. РФЦСЭ в качестве органа по сертификации выполняет следующие функции:

Непосредственную работу по сертификации выполняют эксперты по сертификации, аттестованные Руководящим органом.

4.8. Испытательные лаборатории определяются по согласованию с Минюстом России и действуют на базе государственных судебно-экспертных учреждений различной ведомственной подчиненности, прошедших в установленном порядке аккредитацию. Они выполняют следующие основные функции:

4.9. Учебные центры Системы определяются руководящим органом по согласования с Минюстом России. Они выполняют следующие функции:

5. Основные правила Системы

5.1. Система осуществляет сертификацию объектов методического обеспечения судебной экспертизы в части объектов, приведенных в приложении 1. Сертификация осуществляется органом по сертификации на основе договора с заявителем.

5.2. Заявителем сертификации могут быть юридические или физические лица, выразившие согласие соблюдать правила Системы и оплатить работы по проведению сертификации. В зависимости от объекта сертификации в качестве заявителей выступают:

5.3. Заявитель подает заявку на сертификацию в орган по сертификации по формам, приведенным в приложении 3.

К заявке на сертификацию методических материалов прилагаются:

К заявке на сертификацию технических средств судебной экспертизы прилагаются:

К заявке на сертификацию компетенции экспертов прилагаются:

При наличии у заявителя других документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие отдельных характеристик объекта, такие документы так же могут прилагаться к заявке.

5.4. Орган по сертификации регистрирует и рассматривает заявку и в срок не более чем десять дней сообщает свое решение заявителю. При положительном решении по заявке стороны заключают договор о проведении сертификации.

5.5. Сертификация проводится органом по сертификации по соответствующей схеме сертификации, включающей в общем случае анализ документации, исследование степени достижения поставленной заявителем цели, проведения экспериментальных проверок, обобщения и формирования решения о соответствии (несоответствии) требованиям системы и последующий инспекционный контроль.

Конкретную схему сертификации определяет орган по сертификации в зависимости от объекта сертификации, наличия и существа представленных заявителем доказательств соответствия. Выбранную схему сертификации орган по сертификации доводит до сведения заявителя в решении по заявке.

5.6. Для проведения сертификации решением руководителя органа по сертификации образуется экспертная комиссия. В состав экспертной комиссии, проводящей сертификацию, кроме штатных экспертов органа по сертификации, могут включаться специалисты компетентных организаций по согласованию с ними.

5.7. Экспериментальную проверку методов и средств судебной экспертизы, как правило, осуществляет испытательная лаборатория, определяемая органом по сертификации. По результатам испытаний составляется протокол испытаний.

5.8. Экспериментальную проверку экспертов проводит экспертная комиссия с помощью их тестирования. При тестировании уточняются вопросы, недостаточно отраженные в документах заявителя и оценивается выполнение задания на решение конкретной задачи, относящейся к области судебной экспертизы с учетом специализации эксперта.

Заявитель должен продемонстрировать умение квалифицированно решить поставленную задачу. Оценка комиссии степени выполнения заявителем поставленной задачи производится по пятибалльной системе.

5.9. По результатам проверки с учетом результатов проведенных испытаний (тестирования) комиссией составляется экспертное заключение, содержащее описание и результаты проверок по каждому аспекту доказательств и выводы о возможности (невозможности) выдачи сертификата соответствия и при необходимости проведения корректирующих мероприятий для достижения соответствия всем требованиям Системы.

5.10. При положительном решении орган по сертификации оформляет сертификат. На методические материалы, методы и средства судебной экспертизы, а также экспертов оформляются сертификаты соответствия.

Сертификат вступает в силу с момента регистрации его в реестре Системы. Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации, но не более чем на 5 лет.

5.11. При отрицательных результатах сертификации заявителю выдается заключение, содержащее аргументированное обоснование о невозможности выдачи сертификата.

5.12. Если объект сертификации, по мнению экспертов, не в полной мере отвечают заданным требованиям, заявителю может быть дан определенный срок для устранения недостатков, выполнения корректирующих мероприятий с последующей проверкой.

5.13. Инспекционный контроль может проводиться в отношении средств судебной экспертизы и экспертов в виде проверок с периодичностью, установленной по результатам сертификации (но не реже одного раза в два года), а также внепланово.

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных средств судебной экспертизы или работ экспертов.

5.14. Инспекционный контроль осуществляет экспертная группа, назначенная органом по сертификации.

5.15. Результаты инспекционной проверки оформляются экспертным заключением.

5.16. По результатам инспекционного контроля органом по сертификации может быть принято одно из следующих решений:

5.17. При проведении работ по сертификации должна быть обеспечена конфиденциальность информации, составляющей государственную и коммерческую тайну.

5.18. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона в установленном в Системе порядке может подать апелляцию в руководящий орган. Руководящий орган организует заседание Апелляционной комиссии, которая рассматривает вопросы, связанные с деятельностью органа по сертификации и заявителей по вопросам сертификации, выдачи, приостановления и прекращения действия сертификатов, и подготавливает конкретный ответ по существу вопроса. Руководящий орган принимает решение с учетом рекомендации Апелляционной комиссии.

5.19. Официальным языком Системы является русский. Все документы, используемые, регистрируемые и выдаваемые в рамках Системы (протоколы, экспертные заключения, сертификаты и пр.), а также переписка (заявки, письма и т.п.) оформляются и ведутся на русском языке. По желанию заявителя за дополнительную плату экземпляры документов (сертификатов и др.) могут быть выданы на английском, французском, немецком и других языках с подтверждением их аутентичности оригиналам на русском языке.

ОБЪЕКТЫ СЕРТИФИКАЦИИ И ПОДТВЕРЖДАЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В СИСТЕМЕ

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, на основе которых формируются требования Системы в отношении объектов сертификации

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

Приказ Минюста России от 14 мая 2003 г. N 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»;

Приказ Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России»;

Приказ Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 346 «Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных СЭУ системы Минюста России».

приказы Минюста России об утверждении программ подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России согласно таблице N 1:

Таблица N 1 Перечень программ подготовки судебных экспертов

Приказ Минюста России от 15 июня 2004 г. N 112 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями в соответствии с Приказом Минюста России от 1 ноября 2004 г. N 174);

Приказ Минюста России от 23 января 2002 г. N 20 «Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».

Примечание: представленный в Приложении список может изменяться и дополняться в связи с принятием новых нормативных актов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *