что такое сертификационный базис
Что такое сертификационный базис
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 28 июня 2017 г. N 233 «Об утверждении Временного порядка разработки сертификационного базиса»
1. Утвердить прилагаемую редакцию Временного порядка разработки сертификационного базиса.
2. Считать утратившими силу приказы Федерального агентства железнодорожного транспорта: от 25 сентября 2009 г. N 404 «Об утверждении Временного порядка разработки сертификационного базиса»; от 24 января 2014 г. N 25 «О внесении изменений во Временный порядок разработки сертификационного базиса».
3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инфраструктуры и перевозок Д.В. Шпади.
Руководитель | В.Ю. Чепец |
УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 28 июня 2017 г. N 233
Временный порядок разработки сертификационного базиса
1. Область применения
— пунктов 5, 18, 19 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011),
— пунктов 9, 21, 22 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011),
— пунктов 9, 21, 22 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011),
2. Нормативные ссылки
При разработке настоящего временного порядка использованы следующие нормативные документы:
— Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,
— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
3. Определения
Сертификационный базис оформляется на каждый вид (тип) продукции. Допускается оформлять один базис на целый комплекс (например, поезд) в случае, если на сертификацию представлена изготовленная партия комплексов и отсутствуют отдельно поставленные для подтверждения соответствия комплектующие, подлежащие обязательному подтверждению соответствия.
Сертификационный базис может применяться органом по сертификации в качестве иного документа для оценки соответствия продукции требованиям ТР ТС (в соответствии с пунктами 5, 18 ТР ТС001/2011, пунктами 9, 21 ТР ТС002/2011, пунктами 9, 21 ТР ТС 003/2011).
Сертификационный базис предполагает включение/исключение/изменение установленных показателей, их числовых значений, способов подтверждения соответствия, методов проверки/контроля и испытаний.
Сертификационный базис распространяется на ограниченную партию продукции одного изготовителя.
Типовой сертификационный базис разрабатывается для составных частей ПС, прошедших средний или капитальный ремонт и не подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в целях обеспечения идентичности достигаемых после ремонта показателей и возможности быть использованными в подвижном составе, прошедшем модернизацию.
4. Общие положения
4.1. Сертификационный базис может быть оформлен при сертификации:
1) инновационных технических средств железнодорожного транспорта (ИТСЖТ);
2) ТСЖТ (в том числе импортируемых), подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Российской Федерации, применительно к которым отсутствуют стандарты, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС и/или стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения ТР ТС;
4.2. Основанием для разработки сертификационного базиса могут быть обстоятельства, обусловленные:
— разработкой и внедрением принципиально новой конструкции ИТСЖТ или элементов конструкции (новые материалы, электронная система управления, электрооборудование нового поколения, нанотехнологии и т.п.), к которым невозможно применить отдельные требования ТР ТС и/или показатели, установленные стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС;
— наличием новых или модернизированных составных частей или комплектующих (подлежащих обязательной сертификации) с иными новыми свойствами;
— отсутствием требований к продукции, установленных стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС, иными межгосударственными, национальными и отраслевыми стандартами, НБ ЖТ;
— отсутствием методов испытаний, установленных стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, иными межгосударственными, национальными и отраслевыми стандартами, НБ ЖТ, СТ ССФЖТ;
— целесообразностью применения документов, отличных от межгосударственных, национальных и отраслевых стандартов, НБ ЖТ, СТ ССФЖТ, для целей оценки соответствия.
5. Требования к сертификационному базису
Основные разделы, которые должен содержать сертификационный базис:
— основание для разработки СБ (необходимость создания) с описанием (для ИТСЖТ) принципиальной новизны продукции;
— технические средства железнодорожного транспорта, подлежащие сертификации по СБ с указанием количества единиц ТСЖТ (ИТСЖТ);
— требования по сертификации в соответствии с требованиями ТР ТС или с отклонениями (изменениями, дополнениями, исключениями) от требований ТР ТС; сертификационные показатели и связанные с ними документы по стандартизации, устанавливающие требования к продукции (требования по сертификации должны оформляться по форме таблицы 1).
Сертификационный базис, разработанный на основе типового СБ, должен кроме указанных выше разделов должен содержать ссылку на реквизиты типового СБ с указанием реквизитов документа (договора) на основании которого он был получен (договора передачи учтенной копии) от держателя подлинника типового СБ.
Требование безопасности в соответствии с ТР ТС | Нормативный документ (НД) (при наличии), устанавливающий сертификационный показатель (СП) (с указанием раздела, пункта) в соответствии со стандартом, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС | Наименование СП по НД | Нормативное значение СП по НД | НД, устанавливающий СП (с указанием раздела, пункта) в соответствии с настоящим СБ | Наименование СП по настоящему СБ | Нормативное значение СП по настоящему СБ |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
— метод проверки сертификационных показателей (контроля, испытаний) и/или способ подтверждения соответствия, отличающийся от указанных в стандартах, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов (указанные сведения и ссылки на нормативные документы, приводятся в таблице 2).
Требование безопасности в соответствии с ТР ТС | Наименование СП по НД или по настоящему СБ | (НД) (при наличии), устанавливающий методы испытаний (с указанием раздела, пункта) в соответствии со стандартом, содержащим правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов | Регламентируемый способ подтверждения соответствия по НД | Нормативный документ, устанавливающий методы испытаний (с указанием раздела, пункта) по настоящему СБ | Регламентируемый способ подтверждения соответствия по настоящему СБ |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сведения о нормативной документации, на которую даются ссылки в таблицах 1 и 2, приводятся в приложении 1 к СБ.
Сведения об использованных источниках, на которые даются ссылки в таблицах 1 и 2, приводятся в приложении 2 к СБ.
6. Порядок разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса
6.1. В случае принятия заявителем решения об оформлении СБ в соответствии с п. 4 настоящего порядка, заявителем или компетентной организацией, по поручению заявителя, разрабатывается проект СБ.
6.3. Сертификация (декларирование) ТСЖТ на соответствие требованиям ТР ТС с учетом утвержденного и зарегистрированного в органе по сертификации СБ осуществляется в соответствии с порядком подтверждения соответствия, установленного в статье 6 ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011.
6.4. Проект сертификационного базиса должен быть согласован:
— с компетентной организацией, имеющей в области деятельности (аккредитации) показатели, по которым оформлен СБ;
— с владельцем (изготовителем) подвижного состава (при необходимости);
— с владельцем инфраструктуры, берущим на себя ответственность за подконтрольную эксплуатацию;
Компетентность организации, осуществляющей разработку доказательства (обоснования) безопасности в данной области должна быть подтверждена наличием аттестата аккредитации (экспертного, испытательного центра, органа инспекции) с областью аккредитации, которая распространяется на данную область, или перечня завершенных, опубликованных, внедренных работ (научно-исследовательская организация) либо иным способом.
Доказательство (обоснование) безопасности приводится в приложении 3 к СБ.
6.7. По решению Рабочей группы могут быть назначены дополнительные экспертизы, запрошены протоколы испытаний, даны предложения по согласованию.
6.8. Вместе с проектом сертификационного базиса на заседание Рабочей группы заявитель представляет для утверждения согласованный с владельцем инфраструктуры и ФБУ «РС ФЖТ» проект методики подконтрольной эксплуатации, которая должна содержать:
— наименование объекта подконтрольной эксплуатации с указанием изготовителя, количества штук продукции, предназначенных для подконтрольной эксплуатации, и/или заводских номеров (при наличии);
— название и местоположение полигона (участка железной дороги), где будет проводиться подконтрольная эксплуатация;
— срок подконтрольной эксплуатации (как правило, не превышающий один год);
— список нормативных документов (при наличии), в соответствии с которыми будет поводиться подконтрольная эксплуатация;
— наименование организации, подразделения, должности лиц, которые будут осуществлять подконтрольную эксплуатацию;
— перечень контролируемых параметров;
— методы контроля и необходимые средства измерений и испытательное оборудование;
— особые условия (при необходимости) подконтрольной эксплуатации;
— формы отчетных материалов (бланков, журналов, таблиц и пр.), оформляемых в процессе подконтрольной эксплуатации;
— перечень организаций, в которые необходимо направлять периодические отчеты о подконтрольной эксплуатации;
— методы окончательной обработки результатов периодического контроля параметров для составления отчета о результатах подконтрольной эксплуатации;
— форма отчета о результатах подконтрольной эксплуатации.
Для типового СБ должна быть разработана и утверждена типовая Методика подконтрольной эксплуатации, которая при представлении СБ конкретного изготовителя для утверждения их на заседании Рабочей группы дополняется вышеперечисленными сведениями, а также сведениями о документе (договоре) на основании которого была получена учтенная копия типовой Методики от держателя подлинника.
Изготовитель обязан уведомить Росжелдор и орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, о начале подконтрольной эксплуатации объекта и представлять им периодические отчеты. В случае непредставления отчетов о подконтрольной эксплуатации орган по сертификации вправе информировать Ространснадзор о нарушении правил эксплуатации сертифицированного объекта.
В срок не позднее одного месяца от даты завершения подконтрольной эксплуатации держатель сертификата (изготовитель) направляет в Росжелдор отчет о результатах подконтрольной эксплуатации. По результатам подконтрольной эксплуатации Рабочая группа принимает решение о целесообразности внесения изменений в стандарты, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС; стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, или тексты самих ТР ТС. В соответствии с протоколом заседания Рабочей группы изготовитель инициирует внесение изменений в соответствующие нормативные документы в установленном законодательством порядке.
В случае непредставления результатов подконтрольной эксплуатации в течение трех месяцев после установленного методикой срока ее завершения, Росжелдор вправе информировать Ространснадзор о нарушении правил эксплуатации сертифицированного объекта.
Решение о сертификации (регистрации декларации о соответствии) следующей партии или серийно изготавливаемой продукции того же изготовителя может быть принято только после внесения установленным порядком изменений в нормативные документы (НБ ЖТ, ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ).
6.9. Для продукции, изготавливаемой по лицензионному договору (о передаче права пользования конструкторской документации), на которую владельцем КД (лицензиаром) ранее был получен сертификат соответствия с учетом утвержденного СБ, применяется упрощенный порядок оформления СБ.
Заявитель (лицензиат) самостоятельно или, по его поручению, компетентная организация разрабатывает проект сертификационного базиса.
Согласование его требуется с владельцем подвижного состава (при необходимости), с владельцем инфраструктуры, берущим на себя ответственность за подконтрольную эксплуатацию, и органом по сертификации.
Доказательство безопасности (обоснование безопасности), представленное лицензиаром, по решению Рабочей группы принимается в зачет. Для этого заявителем представляется заключение компетентной организации об отсутствии в конструкции существенных изменений, способных повлиять на соответствие сертификационных показателей, подтвержденных при сертификации. При отсутствии таких изменений предоставление экспертного заключения не требуется.
Утвержденную ранее методику подконтрольной эксплуатации применяют для подконтрольной эксплуатации продукции лицензиата с оформлением извещения об изменении в части дополнения изготовителей, сроков проведения, количества образцов, полигонов курсирования и ответственных за ее проведение при условии единого владельца инфраструктуры и согласования с ним извещения об изменении.
Установить следующий порядок проведения подконтрольной эксплуатации:
— каждый завод-изготовитель (лицензиат) после получения сертификата соответствия организует проведение подконтрольной эксплуатации по утвержденной ранее методике;
— в случае получения отрицательных результатов при подконтрольной эксплуатации одного из лицензиатов, включая лицензиара, подконтрольная эксплуатация данного изготовителя прекращается до выяснения причин получения отрицательного результата;
— в случае если причинами отрицательных результатов установлены недостатки технологии или качества продукции одного изготовителя, подконтрольная эксплуатация продолжается, за исключением продукции данного изготовителя;
— в случае если причиной отказа установлен недостаток конструкции, то подконтрольная эксплуатация продукции всех изготовителей (как лицензиара, так и лицензиатов) прекращается. Решение о внесении изменений в конструкцию и дальнейшем действии сертификатов соответствия принимается установленным законодательством порядком.
По окончании подконтрольной эксплуатации лицензиара после одобрения Рабочей группой результатов и принятия решения о необходимости внесения изменений в нормативные документы подконтрольная эксплуатация лицензиатов досрочно завершается с представлением результатов в орган по сертификации и Росжелдор.
В случае если лицензиат сертифицировал свою продукцию с учетом СБ, оформленного в соответствии с главой 6 настоящего Порядка, до лицензиара, и подконтрольная эксплуатация его продукции не закончена, то его порядок действий аналогичен действиям лицензиара по пункту 6.9, а порядок действий лицензиара и остальных лицензиатов в таком случае устанавливается в соответствии с п. 6.9 как для лицензиатов.
Обзор документа
Представлена новая редакция Временного порядка разработки сертификационного базиса (СБ).
Он устанавливает процедуры разработки, согласования и утверждения сертификационного базиса в развитие положений технических регламентов Таможенного союза. Обновлен нормативно-ссылочный аппарат. Дополнены случаи, при которых оформляется СБ. Даны новые определения. Пересмотрены требования к СБ.
Для типового СБ предусмотрены разработка и утверждение типовой Методики подконтрольной эксплуатации.
Прежний временный порядок разработки СБ утратил силу.
Что такое сертификационный базис
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации N МР21.004 «Ревизия 01. Процедура сертификации авиационной техники» (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 17 июля 2020 г.)
Список сокращений
Ссылочная документация
1. Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» 2019, введенные в действие приказом Минтранса России N 184 от 17.06.2019 г.
2. Методические рекомендации N МР-21.001 «СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ». Росавиация, издание 02, изм. 01, 2020.
3. Методические рекомендации N МР-21.002 «ПРОЦЕДУРА КВАЛИФИКАЦИИ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ». Росавиация, издание 01, 2019.
4. Методические рекомендации N МР-21.003 «ПОРЯДОК КЛАССИФИКАЦИИ И ОДОБРЕНИЯ МОДИФИКАЦИЙ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ». Росавиация, издание 01, 2020.
5. Временное положение о взаимодействии ФАВТ и ВП МО РФ (независимых инспекций) на предприятиях и в организациях промышленности Российской Федерации при сертификации авиационной техники гражданского назначения, ее разработке и производстве.
Введение
Данные МР применимы к сертификации вновь создаваемой АТ (заявки на выдачу сертификата типа), сертификации модификаций АТ отечественной разработки и импортируемой АТ зарубежной разработки (СР по ДСТ, главным изменениям и второстепенным изменениям 1 ), сертификационных работ по заявке на получение СГКИ и главных изменений КИ категории А.
Предложения по корректировке МР направлять в соответствии с приложением Л.
(1) подача Заявки в Уполномоченный орган на получение Одобрительного документа;
(2) рассмотрение Заявки Уполномоченным органом, организация работ по сертификации;
(3) проведение этапа макета изделия;
(4) проведение сертификационных (квалификационных) работ;
(5) экспертиза Авиарегистром результатов сертификационных (квалификационных) работ;
(6) оформление Заключения Авиарегистром;
(7) выдача Одобрительного документа Уполномоченным органом.»
В МР данные этапы сгруппированы в четыре основных этапа сертификации, этапы названы следующим образом:
По каждому из этих этапов в МР в последующих разделах приведены пояснения.
1 Подача Заявки на получение Одобрительного документа. Регистрация Заявки (Этап «1»)
1.1 Схема этапа «1»
Общая схема процесса рассмотрения Заявки представлена на рисунке ниже:
1.2 Подача заявки
Заявка оформляется Заявителем по Формам [2]. Формы Заявок размещены на сайте Росавиации.
Заявка направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию). Заявка может быть направлена двумя способами:
1) в электронном виде на электронную почту rusavia@scaa.ru;
2) в бумажном виде (оригинал Заявки) по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский проспект, 37, корпус 2.
К Заявке должны быть приложены все необходимые документы:
Направляемые документы должны быть согласованы с НИ в объеме, указанном в [5] и со службой сертификации Разработчика в соответствии с п. 21.6(а) ФАП-21.
Направляемые с Заявкой материалы в части используемых форм и содержания должны учитывать рекомендации МР-21.001 [2], МР-21.002 [3], МР-21.003 [4], а также требования к оформлению программы СР в соответствии с п. 21.4(b) ФАП-21.
1.3 Рассмотрение Заявки
При рассмотрении Заявки оценивается:
— наличие у Заявителя действующего Сертификата Разработчика, или Заявки на получение Сертификата Разработчика;
— правильность заполнения Заявки;
— наличие необходимых подписей;
— достаточность указанной информации;
— возможность и целесообразность рассмотрения запроса Заявителя в рамках ранее полученных и зарегистрированных Росавиацией Заявок (без открытия нового проекта, путем приобщения вновь полученных материалов к существующим проектам);
Для сертифицируемой в Российской Федерации импортируемой зарубежной АТ дополнительно проверяется:
— наличие сопроводительного письма уполномоченного органа государства Заявителя;
— при наличии двухстороннего соглашения и согласованных сертификационных процедур между органом страны Заявителя, уполномоченным на проведение сертификационных работ и Росавиацией проверяется соответствие документов указанным в соглашении процедурам.
При наличии замечаний к Заявке или к приложениям к Заявке, Заявка может быть отклонена УСАТ с указанием причин отклонения или могут быть запрошены дополнительные материалы. Материалы могут быть запрошены ответственным сотрудником УСАТ по оперативным каналам связи у ответственного исполнителя, указанного в рассматриваемой Заявке Заявителя, либо официальным письмом.
При целесообразности рассмотрения материалов в рамках ранее зарегистрированных Заявок, УСАТ, в зависимости от специфики вопроса, может направить материалы в АР с извещением Заявителя о приобщении вновь полученных материалов к существующим проектам, либо учесть их при выпуске Одобрительного документа.
При отсутствии замечаний к Заявке и целесообразности открытия нового проекта сотрудник УСАТ переходит к ее регистрации.
1.4 Регистрация Заявки
После проверки соответствия Заявка регистрируется в электронном реестре Росавиации, ей присваивается индивидуальный номер по системе, принятой в Росавиации.
Заявка на сертификацию модификаций может содержать несколько сертифицируемых модификаций, в таком случае рассматриваемые модификации могут быть зарегистрированы Росавиацией под одним номером и рассматриваться в рамках одного проекта.
После регистрации Заявки ответственным сотрудником УСАТ Дело проекта. Материалы, поступившие с заявкой, размещаются сотрудником УСАТ в Деле проекта.
Дело проекта содержит необходимую информацию по сертификационным документам, созданным в рамках СР по Заявке, информацию по участникам СР и организационным решениям, принятым в процессе выполнения СР. Наименование Дела проекта содержит регистрационный номер Заявки, содержимое Дела проекта для сведения приведено в приложении А.,
1.5 Передача Заявки в Авиарегистр России для организации сертификационных работ, информирование Заявителя
УСАТ оценивает необходимость привлечения АР 2 к сертификационным работам и принимает Решение о направлении Заявки и материалов в АР для организации сертификационных работ.
О принятом решении УСАТ информирует Заявителя и АР письмом. Письмо содержит информацию:
— о принятии и регистрации Заявки;
— о присвоенном Заявке регистрационном номере;
— о направлении Заявки в АР;
— дополнительную информацию по организации работ (например, дату рабочего совещания этапа «2», указания по организации рабочих групп 3 ).
— о назначении ответственного специалиста УСАТ (при необходимости);
— о контактах АР для обращения по вопросам проведения дальнейших работ по экспертизе.
Для сертифицируемой в России импортируемой АТ информирование Заявителя осуществляется в соответствии с двухсторонним соглашением 4 и согласованными сертификационными процедурами между уполномоченными органами государств.
Документация, полученная от Заявителя с заявкой, размещается УСАТ на облачном хранилище
УСАТ может провести рассмотрение материалов самостоятельно без передачи работ в АР в случаях:
— когда требуется корректировка КДСТ (приведение в соответствие с ранее оформленными и одобренными документами, согласованными в соответствии с требованиями нормативной документации и установленными процедурами);
— когда прикладываемые материалы и суть Заявки не требуют привлечения экспертов специализированных областей знаний, не требуют значительных трудозатрат на проработку и могут быть рассмотрены специалистами Росавиации;
— когда необходимо устранение ошибок в КДСТ;
— когда требуется изменение реквизитов Заявителя;
2 Планирование сертификационных работ. Этап макета. Экспертиза Сертификационного базиса и Программ сертификационных работ. (Этап «2»)
2.1 Схема этапа «2»
Выполняемые в рамках этапа 2 рассмотрение документов, поступивших с Заявкой, формирование РГ или комиссии, являются действиями по планированию СР и определению потребных ресурсов для выполнения экспертизы.
2.2 Рассмотрение Авиарегистром России материалов Заявки
2.2.1 Организация сертификационных работ, определение состава участников сертификационных работ
Руководитель проекта АР в соответствии с внутренними процедурами, принятыми в АР:
— организовывает рассмотрение документов, полученных с Заявкой, при необходимости запрашивает у Заявителя дополнительную информацию, необходимую для экспертизы документов;
— взаимодействует с Заявителем для организации дальнейших работ и согласования порядка предоставления документов и обмена информацией;
— формирует на основании Решения Росавиации (по п. 1.5 МР) проект состава РГ (или комиссии), в который включает экспертов АР и экспертов СЦ, которые будут участвовать в экспертизе материалов по Заявке (проекту);
— организовывает ведение записей по статусу рассматриваемых документов в рамках Заявки, их структурированный учет и хранение;
— организовывает направление в Росавиацию документов, прошедших экспертизу АР, которые подлежат последующему утверждению Росавиации;
— отслеживает информацию о состоянии проекта в целом, имеющихся проблемах и технических вопросах, информирует Росавиацию и участников СР о текущем состоянии СР.
С целью определения кандидатов в РГ (или комиссии) и рассмотрения материалов, поступивших с Заявкой, Руководитель проекта АР обменивается информацией и замечаниями, организовывает и проводит рабочие совещания с представителями СЦ и Заявителя.
Рабочая группа экспертов формируется исходя из принципов отсутствия конфликта интересов у экспертов РГ, соответствия квалификации экспертов области рассматриваемой заявки, соответствия количества экспертов уровню сложности проекта и уровню рисков в области летной годности (в т.ч. исключения избыточности экспертов), учета имеющегося опыта Заявителя по качественному выполнению подобных сертификационных работ).
В случае возникновения проблемных вопросов, связанных с проработкой поступивших материалов, формированием РГ (или комиссии) и ее работы Росавиацией по предложению АР может проводиться рабочее совещание с участниками РГ.
Порядок взаимодействия участников СР при выполнении экспертизы документов после утверждения РГ представлен в разделе 3.2.2
2.2.2 Объем рассматриваемых на этапе материалов
Ниже приведена таблица с пунктами ФАП-21, поясняющая объем рассматриваемых документов.
Документы, выделенные в таблице жирным шрифтом, подлежат согласованию АР и утверждению Росавиацией по результатам выполненной АР экспертизы.
Для проектов сертификации в Российской Федерации импортируемой зарубежной АТ в рамках экспертизы дополнительно запрашиваются и рассматриваются перечни TSO/ETSO, выпущенные ДЛГ (AD), статистика эксплуатации парка и серьезные инциденты и происшествия (их причины и корректирующие действия Разработчика) для формирования вопросов требующих углубленной оценки при сертификации.
При выполнении проектов сертификации в Российской Федерации импортируемой зарубежной АТ в части запрашиваемых документов АР руководствуется также двухсторонним соглашением и согласованными сертификационными процедурами между уполномоченными органами государств (если они оформлялись).
2.2.3 Экспертиза Сертификационного базиса (СБ) (Квалификационного базиса (КБ))
После рассмотрения спецификации или технического описания, поступивших с Заявкой, АР в соответствии с требованиями 21.4(А)(b) ФАП-21 проводит экспертизу предложенных Заявителем документов содержащих СБ (или КБ) или перечень пунктов СБ, проводит экспертизу их достаточности, оценку применимой редакции норм летной годности и требований по охране окружающей среды от воздействия авиации, при необходимости готовит предложения по добавлению или исключению пунктов требований, добавлению или исключению СТУ. Откорректированный и уточненный Заявителем по замечаниям АР СБ подлежит согласованию АР и последующему утверждению Росавиацией.
Для сертифицируемой импортируемой АТ, по результатам проработки документов, АР совместно с Заявителем готовит проект СБ в виде документа CRI с применимой редакцией норм летной годности и требований по охране окружающей среды от воздействия авиации, перечнем пунктов требований, определяемых различиями действующих в Российской Федерации норм летной годности (и требований по охране окружающей среды от воздействия авиации) и применимых норм летной годности государства Заявителя, а также перечнем пунктов СБ которые не были выполнены Заявителем ранее, но определены АР как необходимые для выполнения. В СБ отдельным разделом включаются ссылки на документы содержащие технические вопросы (в виде документов CRI), сформированные на основании: различий методик подтверждения требований СБ в российских нормах и зарубежных нормах, результатов проработки экспертами опубликованных ДЛГ и повторяющихся проблем в эксплуатации, имеющегося опыта экспертов АР в части рассматриваемой конструкции.
Формат документов CRI приведен в приложении Ж. Документ с СБ подлежит согласованию с Заявителем, АР и авиационными властями государства Разработчика. Документ с СБ может уточняться в процессе проведения СР.
Если по результатам экспертизы СБ для второстепенных изменений импортируемой АТ и главных несущественных изменений импортируемой АТ АР не выявлено необходимости уточнения СБ, необходимости выставления дополнительных требований и, если подтверждаемые требования могут быть четко соотнесены с действующими в РФ нормами летной годности и применимым редакциям норм, то отдельный документ содержащий СБ в рамках проекта может не издаваться. В таком случае АР приводит описание результатов экспертизы базиса в Заключении по пункту 3.4 МР.
2.2.4 Экспертиза программ сертификационных работ (ПСР)
После рассмотрения СБ (или КБ) АР, в соответствии с требованиями ФАП-21 21.4А(b), проводит экспертизу ПСР на предмет достаточности предложенных заявителем МОС, запланированных работ и оформляемых доказательных документов, соответствия ПСР требованиям 21.4(b)(с) ФАП-21, готовит и прорабатывает с Заявителем предложения по ее корректировке. В ПСР должны быть отражены все сертификационные документы, запланированные Заявителем для предоставления в АР согласно требованиям ФАП-21.
Если объем рассматриваемых материалов по планированию работ значительный (например, ПСР по самолету транспортной категории), то АР рассматривает ПСР на данном этапе как комплексную, в которой должны быть указаны ссылки на разработку других, более подробных, ПСР и сроки их разработки. В таком случае дополнительные ПСР могут рассматриваться в согласованные Заявителем с АР сроки в рамках РГ на следующем этапе.
Для сертифицируемой импортируемой АТ рассматривается ПСР, оформленные в ходе первоначальной сертификации в Авиационных властях государства Разработчика. Необходимость оформления дополнительной ПСР в рамках поданной заявки определяется АР в зависимости от специфики СР и объема дополнительно выставленных сертификационных требований.
2.2.5 Организация этапа макета
Если СР по Заявке предполагают проведение этапа макета, то обсуждение некоторых имеющихся у АР вопросов, более подробное рассмотрение СБ и ПСР проводится на этапе макета с участием специалистов Заявителя. В этом случае АР обсуждает с Заявителем и СЦ дату проведения макета и, после получения от Заявителя Уведомления о готовности к проведению этапа макета по п. 21.20А ФАП-21, представляет в Росавиацию проект состава макетной комиссии для утверждения. Утвержденный состав макетной комиссии направляется Росавиацией всем организациям, представители которых участвуют в работах по проекту с информацией о дате и месте проведения макета, месте проведения, контактной информацией представителя Заявителя. Работы на этапе макета и оформление протокола макета выполняются в соответствии с п. 21.20B, п. 21.20C ФАП-21. По результатам проведения этапа макета и после устранения замечаний макетной комиссии Заявителем формируются и представляются в АР на экспертизу уточненные проекты СБ и ПСР.
2.3 Утверждение сертификационного базиса, программы сертификационных работ и состава рабочей группы
По результатам выполненной экспертизы документов, полученных с Заявкой (или уточненных Заявителем по результатам экспертизы АР) состав рабочей группы, а также СБ и ПСР подлежат утверждению.
Формирование состава рабочей группы и представление его на утверждение выполняется в течение трех недель после получения Решения Росавиации или даты проведения этапа макета.
Степень участия Росавиации при рассмотрении и утверждении документации определяется с учетом уровня рисков в области летной годности и защиты окружающей среды, с учетом сложности проекта, а также с учетом наличия уже выполненной ранее сертификации зарубежным уполномоченным органом.
Для проектов сертификации второстепенных изменений АТ отечественной разработки, а также для проектов сертификации импортируемой АТ (за исключением заявок на сертификацию новых, ранее не сертифицированных в РФ типов ВС) утверждение состава РГ, ПСР, перечня пунктов СБ и документа CRI (содержащего СБ) выполняется АР с учетом положений МР, ФАП-21 и подписанных соглашений в области сертификации АТ. В случае привлечения экспертов сторонних организаций состав РГ подлежит утверждению Росавиацией в соответствии с ФАП-21. Об утвержденных документах АР информирует Заявителя с возвратом цветных утвержденных копий или подлинников (при необходимости) и, в дальнейшем, прикладывает документы к Заключению направляемому в Росавиацию по пункту 3.4 МР.
Для неотмеченных в предыдущем абзаце проектов сертификации Руководитель проекта АР передает в Росавиацию СБ, ПСР, и проект состава РГ, согласованные АР для их последующего утверждения Росавиацией.
По результатам рассмотрения документов УСАТ:
— утверждает состав РГ;
— утверждает ПСР и СБ (или перечень требований к летной годности и охране окружающей среды) (если к ним отсутствуют замечания).
Утвержденные составы РГ направляются Росавиацией всем организациям, представители которых участвуют в работах по проекту и включены в состав РГ.
Утвержденные документы (СБ и ПСР) направляются Заявителю с копией в АР. При наличии замечаний к документам сотрудник УСАТ сообщает замечания Руководителю проекта и ответственному исполнителю Заявителя и по оперативным каналам связи, либо официальным письмом.
Электронные копии утвержденных документов размещаются сотрудником УСАТ в Деле проекта.
3 Сертификационные (квалификационные) работы. Экспертиза документации (Этап «3»)
3.1 Схема этапа «3»
Общая схема этапа представлена ниже.
3.2 Организация сертификационных работ и экспертиза доказательной документации
3.2.1 Подготовка к сертификационным испытаниям
Руководитель проекта АР после получения от Росавиации утвержденной ПСР, а также состава РГ направляет их копии участникам РГ для руководства в работе.
Программа СР и СБ могут уточняться в процессе проведения работ. При необходимости Заявитель направляет в АР на экспертизу и последующее утверждение Росавиацией новые версии этих документов.
В соответствии с пунктом 21.4(b)(с)(d), 21.4А ФАП-21 участники СР могут приступать к рассмотрению материалов и участвовать в проводимых СИ по конкретной Заявке в соответствии с утвержденной Росавиацией ПСР и на основании утвержденных Росавиацией программ СИ. Для Заявок на получение Сертификата типа к СИ приступают после выполнения требований п. 21.23А(а) и п. 21.29(b) ФАП-21.
Эксперты АР, привлекаемые эксперты СЦ и представители НИ при рассмотрении предъявляемых Разработчиком документов контролируют процедуры выполнения сертификационных работ и могут отказать Заявителю в рассмотрении материалов, если требования ФАП-21, в том числе отмеченные выше, не выполнены.
3.2.2 Рассмотрение и согласование документации участниками работ
Документы предусмотренные утвержденной ПСР предоставляются Заявителем в АР на рассмотрение и проведение экспертизы по мере их разработки Заявителем, электронная копия может направляться в СЦ (экспертам РГ).
По желанию Заявителя в АР на экспертизу может направляться либо сразу подлинник документа, утвержденного Заявителем и НИ (если предусмотрено согласование НИ), либо только его цветная электронная копия с последующим предоставлением подлинника документа, уточненного Заявителем по всем полученным замечаниям по результатам экспертизы, для окончательного согласования.
Руководитель проекта АР ведет учет поступающей документации в соответствии с утвержденными ПСР, транслирует поступающую документацию экспертам РГ для организации экспертизы.
При выполнении работ руководитель проекта и ведущие эксперты РГ по тематическим панелям (секциям):
— контролируют процесс экспертизы документов, текущий статус документов, текущее состояние ПСР и решают возникающие организационные проблемы;
— координируют деятельность экспертов (участников РГ) при рассмотрении и согласовании документации;
— оценивают необходимость рассмотрения документации экспертами других тематических панелей (секций) РГ;
— прорабатывают необходимость личного участия экспертов в сертификационных испытаниях и прорабатывают организационные вопросы участия в испытаниях с Заявителем;
— проводят по мере необходимости рабочие совещания;
— информируют по мере необходимости АР и Росавиацию о состоянии работ, планируемых совещаниях, проблемах, необходимости проведения совещания на уровне Росавиации или АР.
Согласование документов участниками РГ может выполняться либо ручным подписанием оригинала документа, либо, если проводилась экспертиза электронной версии документа удаленно, направлением отдельного листа согласования (цветного сканированного листа согласования с указанием обозначения и наименования документа, наличием фразы о выполненной экспертизе и подписью эксперта) в электронном виде руководителю проекта или ведущему эксперту тематической панели (секции) с последующим предоставлением в АР подлинника данного подписного листа. После проведения экспертизы и согласования документации, ведущий эксперт тематической панели (секции) передает документ с листами согласования руководителю проекта АР.
АР по результатам выполненной в рамках РГ экспертизы согласовывает документацию и передает документы, требующие утверждения Уполномоченным органом, в УСАТ Росавиации (цветную копию в электронном виде с листами согласования и подлинник документа). При передаче оригиналов документации в Росавиацию передающая сторона уведомляет Заявителя по оперативным каналам связи о факте согласования и передачи документации.
УСАТ, после утверждения документов, направляет их Заявителю (цветную копию в электронном виде с листами согласования и, при необходимости, подлинник документа) с уведомлением АР.
Действия Заявителя при представлении документации следующие:
1) направить документ на экспертизу в АР;
2) проработать замечания с экспертами утвержденной РГ (используя по возможности оперативные каналы взаимодействия и передачи информации);
3) направить в АР уточненный по результатам замечаний экспертизы документ (если документ потребовал доработки);
4) проконтролировать получение уведомления о согласовании (и при необходимости утверждении) документа и получить согласованную копию документа (или подлинник).
3.2.3 Общие требования к контролю документации, представляемой на рассмотрение
В процессе проведения СР Заявитель представляет на рассмотрение участникам СР различную доказательную документацию. Сертификационная (в том числе доказательная) документация установленным в АР порядком в рамках РГ проходит экспертизу на соответствие требованиям норм летной годности и охраны окружающей среды. Документация, требующая последующего утверждения Росавиацией, после ее согласования передается АР в Росавиацию.
При согласовании документации АР и ведущие эксперты тематических панелей (секций) РГ дополнительно контролируют что:
— наименование и содержание документа соответствует запланированным в ПСР. В том числе, что документ содержит ссылку на ПСР и наименование СР в рамках которой он разработан;
— представленные Заявителем документы согласованы со службой сертификации Заявителя (согласно п. 21.6) и НИ (в объеме согласно [5]);
— представленные Заявителем документы подписаны назначенными участниками СР из состава утвержденной РГ и содержат понятную расшифровку лица, подписавшего документ;
— подписи назначенных участников СР, службы сертификации Заявителя и НИ сопровождаются указанием даты подписания;
— объем приведенной в документации информации по содержанию и результатам выполненных работ достаточен для установления соответствия.
3.2.4 Требования к представляемой на рассмотрение документации по сертификационным испытаниям
В процессе проведения СР Заявитель представляет на рассмотрение участникам СР документацию, связанную с проведением СИ. При согласовании такой документации АР и участники СР контролируют, что:
— выполнены требования п. 21.9 ФАП-21 в части обеспечения условий проведения СИ;
— выполнены требования п. 21.7 ФАП-21 в части утверждения кандидатур ведущих летчиков испытателей (если применимо);
— СИ проводятся на основании утвержденной в установленном порядке программы сертификационных испытаний;
— СИ проводятся в аккредитованных Уполномоченным органом испытательных лабораториях (обязанность Разработчика по п. 21.243 (10) ФАП-21);
— документы содержат необходимую информацию по части метрологического обеспечения и аттестации испытательного оборудования (обязанность разработчика по п. 21.243 (10) ФАП-21)
— документы содержат необходимую информацию, удостоверяющую соответствие экземпляра изделия, предназначенного для сертификационных работ, конструкторской документации (обязанность Разработчика по п. 21.243 (22) ФАП-21);
3.2.5 Требования к экспертизе акта сертификационных работ
При проработке и согласовании акта СР АР дополнительно контролирует, что:
— содержатся ссылки на номер и дату заявки, зарегистрированной Росавиацией, ссылки на дату и документы этапа макета (если этап проводился) и номер актуальной редакции ПСР утвержденной Росавиацией;
— структура и выводы акта отражают результаты СР;
— учтены все пункты СБ, в том числе эквивалентные требования и СТУ;
— выполнение требований СБ четко выделено по тексту акта и обосновано;
— раздел «Установленные ограничения» отражает фактические результаты СР, зафиксированные в доказательной документации;
— все документы, предусмотренные ПСР разработаны, согласованы в установленном порядке и ссылки на них даны в акте (в том числе документы предусмотренные п. 21.8 ФАП-21);
— все документы, указанные в тексте акта, отражены в разделе акта «Список литературы» и «Доказательная документация»;
— все указанные в разделе акта «Список литературы» и «доказательная документация» документы требующие согласования и утверждения на момент согласования акта утверждены и согласованы в необходимом объеме с назначенными участниками РГ;
— копии указанных в акте документов имеются в АР.
3.2.6 Экспертиза документации для проектов сертификации импортируемой авиационной техники
Для сертификации импортируемой АТ положения пунктов 3.2 МР применяются с учетом специфики оформления зарубежных документов. В рамках выполнения СР Заявителем передаются все доказательные документы, которые были вновь выпущены Заявителем по процессу сертификации и ранее выпущенные Заявителем доказательные документы если они применимы к подтверждению требований СБ. АР в рамках РГ проводит экспертизу соответствия представленных материалов сформированному СБ. По части эксплуатационных документов запрашиваются и прорабатываются документы приведенные в п. 21.8 ФАП-21.
3.3 Рассмотрение результатов сертификационных работ
После выполнения всего объема СР Заявитель представляет в АР необходимую документацию в соответствии с ФАП-21. Перечень документации приведен ниже в таблице.
Документы, отмеченные в таблице жирным шрифтом и выделенные цветом, подлежат после согласования АР передаче на утверждение в Росавиацию. Листы передаваемых на утверждение в Росавиацию документов предварительно проштамповываются АР.
Заявитель после согласования акта СР с АР направляет в АР и Росавиацию уведомление и представление в соответствии с ФАП-21.
3.4 Подготовка Заключения о возможности выдачи Одобрительного документа
По результатам выполнения всех предусмотренных СР и получения от Заявителя всех, согласованных в установленном порядке, документов, предусмотренных ФАП-21, АР готовит:
— Заключение о возможности выдачи одобрительного документа по установленной Росавиацией форме [2];
— Проект КДСТ в соответствии с [2] или проекты листов ДСТ в соответствии с [2] (содержащих установленные АР СБ и ограничения по установке и эксплуатации).
Рекомендуется подготовленный АР проект КДСТ предварительно рассмотреть совместно с Заявителем с целью проверки и подтверждения правильности изложенной информации.
После утверждения Заключения АР передает данное Заключение, проект КДСТ (или проект ДСТ) и все необходимые для утверждения документы по проекту в Росавиацию с официальным письмом. Документы полученные АР с заявкой от Росавиации повторно в Росавиацию не направляются.
Информация о факте завершения экспертизы направляется АР согласно его процедурам Заявителю.
Проект КДСТ (или ДСТ) направляется в формате word и pdf.
В числе сертификационных документов передаются также все ПСР, Программы СИ, доказательная документация, эксплуатационная документация по пункту 21.8 ФАП-21. Для проектов сертификации импортируемой АТ передаются документы дополнительных технических проверок (технические CRI) и другие доказательные документы, если они передавались в рамках экспертизы.
4 Рассмотрение результатов сертификационных работ. Выдача Одобрительного документа
4.1 Схема этапа
На данном этапе все полученные по Заявке материалы рассматриваются УСАТ.
4.2 Рассмотрение выполненных сертификационных работ и экспертизы по Заявке
4.2.1 Проверка Росавиацией полученных материалов
После получения от АР комплекта прошедших экспертизу сертификационных документов и проекта КДСТ (ДСТ) УСАТ выполняет проверку качества экспертизы АР и полноты выполненных Заявителем и АР работ:
— проверку комплектности полученных материалов на соответствие ФАП-21;
— проверку учета в итоговых документах применимых пунктов СБ;
— проверку комплектности полученных от АР материалов на соответствие акту СР;
— выборочную проверку отдельных документов, приложенных к акту, правильность их оформления и соответствие участников СР, подписавших документы, списку утвержденной РГ;
— проверку правильности формулировок в акте СР;
— выборочную проверку ЭД на предмет наличия в ЭД зафиксированных в акте установленных ограничений;
— выборочную проверку ТУ на наличие необходимой информации;
— проверку Заключения АР и сделанных в нем выводов;
— выборочную проверку правильности указания параметров и формулировок в проекте КДСТ (или проекте ДСТ);
По результатам проработки указанных в п. 4.2.1 материалов Росавиация может:
— запросить дополнительные материалы у Заявителя и/или АР;
— вернуть материалы на доработку в АР с пояснениями по выявленным замечаниям с информированием Заявителя;
— вернуть материалы на доработку Заявителю с пояснениями по выявленным замечаниям с информированием АР;
— организовать совещание с участниками СР по выявленным проблемным вопросам.
4.2.2 Одобрение документации Заявителя
После устранения выявленных замечаний и проверки наличия всех предусмотренных документов, в том числе требуемых ФАП-21 УСАТ утверждает документы в объеме, предусмотренном ФАП-21 с учетом положений данных МР. Сканированные копии одобренных документов, копии всех поступивших от АР сертификационных документов, а также Заключение АР прикладываются к делу проекта.
4.2.3 Проверка наличия Сертификата Разработчика
После устранения всех выявленных замечаний и одобрения документации УСАТ проверяет также наличие у Заявителя действующего сертификата Разработчика с областью действия соответствующей Заявке. Проверка выполняется на основании п. 21.4A(11) ФАП-21.
Если все критерии выполнены, то ответственный исполнитель УСАТ готовит Одобрительный документ. Если сертификат Разработчика на момент подготовки Одобрительного документа отсутствует или область действия не соответствует требуемой, то Заявитель информируется о приостановке работ до устранения замечаний (получения Заявителем Сертификата Разработчика).
4.3 Подготовка и выдача Одобрительного документа. Закрытие проекта
Если все условия выполнены специалист УСАТ готовит к подписанию проект Одобрительного документа.
После подписания Одобрительных документов специалист УСАТ передает Заявителю письмом одобренные документы и Одобрительный документ в соответствии с Заявкой, копия письма направляется НИ Заявителя для последующего контроля при приемке изделий.
Копия Одобрительного документа прикладывается сотрудником УСАТ к делу проекта. Подписанный Одобрительный документ (СТ, ДСТ, СГКИ) и КДСТ публикуются на сайте Росавиации. Для ОГИ Росавиация направляет Заявителю цветную копию Одобрительного документа без размещения на сайте.
Для сертифицируемой в России импортируемой АТ информирование Заявителя осуществляется в соответствии с согласованными сертификационными процедурами между уполномоченными органами государств. Передача оригинала Одобрительного документа Заявителю осуществляется через АР.
После направления письма сотрудник УСАТ закрывает проект в реестре Росавиации.
1 Применимо для второстепенных изменений в случае отсутствия в области действия сертификата разработчика выданного Росавиацией привилегий по сертификации второстепенных изменений согласно п. 21.91В (а).
3 Рабочие группы, комиссии, в качестве рабочих органов привлекаемых для участия в сертификационных работах, могут формироваться Росавиацией в соответствии с п. 21.5 (а) ФАП-21
4 Заключенные Росавиацией соглашения опубликованы на сайте Росавиации (www.favt.ru)
5 Аккредитованные Росавиацией организации, привлекаемые АР, участвуют в работах на основании решения Росавиации в соответствии с п. 21.5 (b) ФАП-21
6 Информация по аккредитации экспертов аудиторов Росавиацией содержится в Положении о представителях Росавиации, документ опубликован на сайте Росавиации (www.favt.ru)
7 Для Заявок на ДСТ (STC), ОГИ, ОВИ запрашивается одобрительный документ Авиационных властей страны Разработчика
8 Для Заявок на ДСТ (STC), ОГИ, ОВИ запрашивается техническое описание главного изменения
9 Для Заявок на ДСТ (STC), ОГИ, ОВИ запрашивается программа сертификационных работ, содержащая перечень требований к летной годности и охране окружающей среды, а также сравнение действующих в Российской Федерации норм летной годности и требований по охране окружающей среды от воздействия авиации с применимыми нормами летной годности государства Заявителя применительно к рассматриваемой заявке.
Состав дела проекта Росавиации
(справочное)
Содержание материалов дела проекта:
1. Заявка и/или письмо с Заявкой.
2. Материалы полученные с Заявкой.
3. Переписка о приеме и регистрации Заявки (извещения Заявителя, передача в АР).
4. Протоколы установочного совещания, ознакомительных встреч, этапа макета.
5. Сертификационный базис, ПСР, программы СИ.
6. Доказательная документация и утверждаемые ЭД и ТУ.
8. Одобрительный документ.
9. Письмо по возврату документов Заявителю.