что такое септаккорды на гитаре
Септаккорд
Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов.
Септаккорды в классической и современной гармонии
Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям,
в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом).
Например, вот так будет выглядеть Большой мажорный септаккорд (Бмаж.):
Виды и обращения септаккордов
Различают 7 видов септаккордов:
Каждый имеет по три обращения, их названия отражают соотношение между тонами значимой гармонии:
Единственное исключение составляет Уменьшенный септаккорд, его обращение можно определить только при разрешении в какую-либо тональность.
Обратимся к современной гармонии. Септаккорды с квартовым строением бывают малые и большие( это значение определяется по септиме). Малые состоят только из чистых кварт, а большие из чистой и увеличенной кварт.
Квартсептаккорды имеют по два обращения:
В классической гармонии септаккорды играют важную роль в тональности, благодаря своим функциональным и фоническим («как звучит») свойствам.
Строение септаккордов
Основные септаккорды лада строятся на II, V, VII ступенях.
Самый важный септаккорд, который строится на V ступени- доминантовый (D7). Он звучит, как Ммаж7,соединяет в себе характерные признаки доминантовых тяготений.
Ярким выразителем субдоминантовой сферы является септаккорд II ступени (II7). Может звучать, как Ммин7,так и Мум7 в зависимости от вида мажора или минора.
И, септаккорд, имеющий комплекс мелодических неустоев — это септаккод VII ступени (VII7). Имеет две фонические разновидности: Ммин7 и Ум7.Это созвучие вбирает в себя признаки и субдоминантовой и доминантовой сфер.
Септаккорды могут быть использоваться полными или неполными (исключается квинтовый тон аккорда), но кроме уменьшенного септаккорда ввиду его уникальной функции (имеет два тритона) — он может использоваться только в полном виде.
Септаккорд. Аккорд с семеркой. Как строится септаккорд на гитаре
Септаккорд – это аккорд, состоящий из четырех нот: классического трезвучия (тоника, терция, квинта) и добавочного седьмого тона.
Фактически здесь к основному аккорду добавляется интервал – септима (семерка), которая может быть:
— большая септима (11 полутонов от основной ноты – тоники);
— малая септима (10 полутонов от основной ноты – тоники).
Если учесть, что на грифе гитары один лад равен одному полутону, то для нахождения септимы (седьмой ступени лада) нужно от основной ноты отсчитать вперед 10 или 11 ладов.
Однако куда проще найти большую и малую септиму, отсчитав 1 или 2 лада в обратном порядке от тоники (основной ноты аккорда).
Ведь в звукоряде всего 12 полутонов!
Например, от ноты СОЛЬ (G) отступаем назад один лад и получаем большую септиму – ноту ФА-диез (F#); отступаем от СОЛЬ 2 лада назад и получаем малую септиму – ноту ФА (F). Вот и вся арифметика.
Как строится септаккорд на гитаре
Чтобы построить большой или малый септаккорд, нужно к трем нотам основного аккорда (мажора или минора – без разницы) добавить еще одну нотку – большую или малую септиму.
Получим, что септаккорд складывается из 4-х нот, например:
C7 – ноты С, E, G, B (до, ми, соль, си-бемоль)
Cmaj7 – ноты С, E, G, H (до, ми, соль, си)
Dm7 — ноты D, F, A, C (ре, фа, ля, до)
Dm7+ — ноты D, F, A, C# (ре, фа, ля, до-диез)
Касательно обозначений и символов отметим следующее.
А) Если у ноты стоит просто цифра 7, подразумевается добавленная малая септима, а аккорд зовется доминантсептаккордом или просто септаккордом (мажорным).
Б) Если у ноты стоит обозначение «Maj», «M7», «dur7» или «Maj7» (что часто встречается в джазе), подразумевается большой мажорный септаккорд, который в джазе является основным и называется просто септаккордом.
Понятно, что речь здесь о добавленной большой семерке (11 полутонов от тоники вверх или 1 полутон от тоники вниз).
В) Если у ноты стоит обозначение минора – буква «m» и семерка, подразумевается малая септима, добавленная к минорному трезвучию, минорный септаккорд.
Г) Если у ноты стоит обозначение минора – буква «m» («moll») и семерка с плюсом, подразумевается большая септима, добавленная к минорному трезвучию, большой минорный септаккорд.
Д) В редких случаях можно встретить запись вроде «maj7+», которая также указывает на большой мажорный септаккорд.
Чтобы сыграть септаккорд (большой или малый), нужно к основным нотам аккорда прибавить седьмую ступень (большую или малую).
Септаккорды в джазовой записи
Если говорить о джазе, то практически все в нем строится на септаккордах. В джазовых композициях септаккорды вообще считаются основными.
При этом джаз подразумевает использование только тех нот, которые входят в аккорд, с глушением всех прочих.
Еще одна особенность джазового исполнения – это основной тонический аккорд, преобразующийся в большой септаккорд.
Например, если бы мы записали аккордовую последовательность типа «ДО-мажор, ЛЯ-минор, ФА-мажор, СОЛЬ-мажор» в джазе, то получили бы следующее:
Cmaj7 – Am7 – F7 – G7
где: Cmaj7 – основной тонический аккорд – ДО-мажор с увеличенной септимой
Am7 – ЛЯ-минор-септаккорд с малой септимой
F7 –ФА-мажор-септаккорд с малой септимой
G7 – СОЛЬ-септ – доминантсептаккорд с малой септимой
А игралось бы все это дело примерно следующим образом:
Кроме того, в отдельных композициях наличие седьмой ступени (седьмого тона) исключает квинту или даже терцию.
Это особенно актуально, если септаккорд проходящий, используется только для перехода к следующему аккорду и звучит очень недолго.
В этом случае гитарист может пожертвовать любой из нот, кроме тоники и септимы. Ведь если мелодия быстрая, то слушателю будет достаточно услышать основную ноту и септиму, чтобы проследить мелодический ход композиции.
Большие и малые мажорные и минорные септаккорды используются в музыке повсеместно. Зачастую их применение предвещает переход мелодии к новым аккордам, к которым они тяготеют.
Суть в том, что септима – это диссонирующий интервал, который нуждается в разрешении.
По этой причине наиболее часто септаккорды в роковой музыке можно встретить перед началом куплета или припева, перед сменой настроения или перед сменой мелодики.
Сам по себе септаккорд (аккорд седьмой ступени) звучит не очень приятно, но когда с его помощью выстраивается мелодическая связь двух фраз, ситуация сразу меняется.
Септаккорд в роке используют для связки 2-х аккордов и обеспечения диссонирующего, нагнетательного перехода между аккордами (обычно в конце музыкальной фразы). Например:
Использование септаккордов в роковой музыке также встречается при обыгрывании мелодических фраз (линии мелодии). Например:
Таким образом, мы видим, что септаккорды для гитары украшают музыку, делают мелодию богаче и ярче, придают дополнительное звучание стандартным аккордам и служат прекрасным связующим звеном в переходах между аккордами песни.
Стоит отметить, что даже если в песне нет септаккорда, вы запросто можете использовать его под конец круга, чтобы перейти к тоническому трезвучию.
Причем, такой переход вы могли бы использовать даже там, где в нотах не прописан септаккорд.
Поверьте, звучание песни от этого только выиграет. Вот попробуйте сами сыграть известную вам песню, вставив в конце круга септаккорд, и поймете, о чем мы здесь пытаемся сказать.
Септаккорды. Теория и аппликатуры
В третьей части статьи «Теория музыки для полных нулей» я в общем коснулся темы септаккордов. Какими они бывают, что из себя представляют. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Разберем аппликатуры, правила построения и другое. Аппликатуры буду давать по системе CAGED, то есть опять же рассмотрим всего 5 основных форм, чтобы знать аппликатуры более сотни септаккордов. Интригующе? Тогда начнем!
Так как трезвучий бывает 4 вида, а септимы делятся на большие и малые, то возможных комбинаций может быть 8. Но в рамках данной статьи мы рассмотрим лишь 5 самых распространенных и используемых видов септаккордов:
Септаккорды содержат в себе септиму, то есть диссонанс, поэтому их звучание более насыщенное и нестандартное. Такие аккорды могут внести нехилое разнообразие в гитарную партию.
Аппликатуры септаккордов на гитаре по системе CAGED
Таким образом, выучив по 5 форм для каждого типа септаккорда, вы знаете 12 (количество возможных нот) х 5 (количество форм аккордов) х 5 (количество типов септаккордов) = 300 аппликатур септаккордов.
Запомнив эти аккордовые формы один раз, вы можете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе. Рекомендуется к запоминанию и отработке!
Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.
Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.
Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.
Немного теории для начала
Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения. В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.
Строение трех типов аккордов
Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.
Трезвучия
Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:
Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».
Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».
Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.
Септаккорды
Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.
Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.
Расширенные аккорды
Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.
Как строить аккорды на гитаре?
Первый способ – формула и гамма
Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.
Пример:
Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C
Способ второй – интервалы
Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.
Формулы аккордов
В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.
Формула трезвучий
Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.
Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.
Формула септаккорда
Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.
Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.
Формула расширенного аккорда
Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.
Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.
Дополнительные формы аккордов
Add-аккорды
Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.
Omit-аккорды
Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.
Надстройки
Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.
Система CAGED
На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.
Примеры:
Полная таблица формул построения аккордов
Практические советы
Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.
Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.
Выучите интервалы – это сильно поможет.
Выучите то, как строятся гаммы.
Выучите то, как считаются ступени и ноты.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Альберт Гастинов
15 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
Это все крайне сложно и потому ввергает в уныние. Куча непонятных и сложных терминов, без которых за игру на гитаре и браться не стоит. И понятно становится, что если человек не оканчивал консерваторию, то ему как неспециалисту в эту область лучше не лезть. Самый лучший демотивирующий материал
Нужно начинать с малого, разобраться можно и без консерватории. Ничего супер сложного здесь нет. Просто на первых порах нужно углубится в детали и найти способ понять как все работает.
Здравствуйте! Я самоучка и т.к. играю уже несколько лет, делаю это довольно неплохо. Например как рыба в воде во всяких сложных ритмических рисунках, но при этом ограничиваюсь лишь простыми аккордами на барре, все украшение — лишь куцый «мизинчик», если вы понимаете о чем я. Всвязи с этим хотелось бы узнать у вас как можно разнообразить гармонии, что изучать и на что делать упор дальше, а то топчусь на месте. Хочется уметь играть интересные и необычные варианты аккордов, уметь подстраивать к ним украшения и тому подобное. Что для этого нужно? Блюзовые/джазовые? Пентатоника, чтобы подстраивать нужные ступени?
Здравствуйте. Очень хороший вопрос. Я сам лично сталкиваюсь с этим почти каждый день, т.к. играю с Loop-станцией полноценные песни. Я для себя выделил несколько приемов, которые не сильно усложняют гармонию, но при этом дают более оригинальное звучание и заполнение.
1) 1-ый и 2-ый (или какой-то один отдельно) аккорд в последовательности, неважно минорный мажорный, просто экспериментируйте. Можно заменить на септаккорды (аккорды с семерками). Здесь просто нужно слушать, если в уши ложится, то можно оставить.
2) Играть аккорды на октаву выше. Это больше удобно играть на электрогитаре.
3) Играть аккорды на 1,2,3 струнах без баса в диапазоне от 5 до 15 лада. Здесь просто нужно знать ноты аккорда и ноты на этих струнах, чтобы зажать нужную позицию.
4) Также можно зажать аккорды просто на грифе не полной формой как мы это привыкли делать. Для этого нужно ознакомиться с системой CAGED.
5) Красиво позволяют разбавить Открытые аккорды с надстройками, в этом диапазоне грифа они звучат широко и атмосферно. Примеры Dsus2, Emaad9, Am6, Dmmaj7.
6) Если играть через комбик или звуковую карту с подключением, то очень помогают разбавить звучание и сделать его более оригинальным пространственные эффекты reverb, delay, chorus.
7) Также при игре гармонии я часто играю разные варианты боя щипком и отдельно звучащим басом. Если немного подчеркнуть партию баса с линией ритма, то может получиться четкое глубокое звучание. Не для всех песен подходит, но тут нужно экспериментировать.
Так играю я сам лично, это не какой-то свод правил и четких указаний, думаю, если взять на вооружение пару советов, вы сразу заметите прогресс. Тем более все они простые.
Абсолютно не согласен. Сам я самоучка. Да, разбираться нужно. Долго. Но имея цель научиться, а не потому что заставляют, а именно от души — это всё постигается прекрасно. Много новых терминов? В любом новом деле так, не будете же вы всю жизнь в носу колупаться? Видишь много терминов — лезь дальше по интернетам читай! Нам же дана мировая сеть, а вы жалуетесь..
Так что, я убеждён, если желание есть — дороги открыты!))
P.s. и это я ещё при Сталине не жил)
Здравствуйте. Для начала скажу, что обожаю Ваш сайт, тк очень много полезностей. Но когда встречается такое, становится грустно и непонятно, куда пойти за ответом. Я закончила консерваторию и хоть убейте меня не могу понять откуда в ля-минор-септаккорде нота соль-диез.
Вы пишете: «Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.»
— о чем идет речь? «именно поэтому случае»… что это значит…
— «обязательно поднимайте ноту» — какую. их в септаккорде 4 штуки
— выше седьмой ступени чего? исходной тональности? или седьмой ступени строимого септаккорда? и зачем ее повышать если минорный септаккорд отличается от мажорного первым интервалом — в мажорном идет большая терция, а в минорном малая…
Возможно, я что-то понимаю неправильно? Но если уж я не смогла в музвышкой разобраться, то простые люди без музыкального образования уж точно не поймут и пройдут мимо…
Пожалуйста, исправьте ошибку.
Здравствуйте. Спасибо за развернутый комментарий. Информацию исправил.
Как понимать аккорды на гитаре: как читать названия и аппликатуры
Как понимать аккорды на гитаре, вот так чтобы в любом песеннике, любых табах и схемах было понятно – и по названию и как их брать на грифе? Чтобы никаких препятствий и «белых пятен» в гитарной партии – взять и сразу сыграть. Это вообще реально, без долгого и мучительного учения музыкальной теории?
Да, вполне. От музтеории принципиально, конечно, отказываться не стоит. Но основы для начинающих – как читать, как понять аккорды – освоить можно довольно быстро. И пусть это будет для вас радостной новостью на тот случай, если вы приуныли над партией аккомпанемента «с несколькими неизвестными» (непонятно с обозначениями, названиями некоторых аккордов), а может и со всеми «неизвестными» (и это поправимо).
Из этой статьи вы узнаете – как читать аккорды над текстом в буквенно-цифровом обозначении, и как определять аппликатуру аккордов в различных схемах и нотной записи.
Что это за буквы и цифры в названии аккорда?
Можно, конечно, взять просто запомнить названия – как они пишутся. И плюс – аппликатуру – как взять на гитаре. Вот это Am – «а эм», это Dm – «дэ эм» и т.д. Но если вы будете понимать систему – что к чему – преимуществ куда больше. Никакой бессмысленной зубрёжки, как бы вроде по именам. И название сразу вам будет «говорить», что это за аккорд – минор, мажор, септаккорд, какие надстройки и т.д.
Учимся читать обозначения аккордов буквами и цифрами:
Большая латинская буква – основной звук
Большая буква в названии – это основной звук аккорда, обозначенный латинской буквой; который и определяет его название.
Am (ля…), D (ре…), Em (ми….), Bm7b5 (си…) и др.
По буквам все звуки – начиная до и заканчивая си:
Можно запомнить и в алфавитном порядке: первые буквы алфавита – от A (ля) до G (соль)
И ещё важный момент! Иногда звук си обозначают буквой H, а буквой B – си-бемоль. Знайте, это не ошибка, а просто немного другая система. Так исторически сложилось, что применяется и такой вариант записи.
Итак, выпишем отдельно и запомним:
B – си, или H – си, B – си-бемоль
Для диезных и бемольных аккордов к большой букве (основному звуку) добавляется соответствующий знак альтерации:
Некоторые звуки можно записать в двух вариантах – с диезом или бемолем. Соответственно, также и аккорды.
Например, С#(до-диез) или Db (ре-бемоль) – аккорд один и тот же (одна и та же аппликатура), а названия разные (или до повышается на полтона, или ре понижается на полтона).
Вот список обозначений для всех звуков по буквенной системе, в том числе и со знаками альтерации (с диезом, бемолем – в двух вариантах для одного звука):
Что обозначает большая латинская буква в названии, мы разобрались. Идём дальше. Ведь есть же аккорды, где не только одна буква…. А если и одна только буква, тогда, что это за аккорд?
Обозначения «m», «aug», «dim», «sus»
Если в названии аккорда только одна латинская буква, без дополнительных обозначений и цифр, значит это мажорный аккорд.
Основной звук латинской буквой + «мажор»: A – ля мажор, С – до мажор, C# – до-диез мажор.
Вот и всё.
А теперь рассмотрим, как правильно понимать названия с дополнительными обозначениями – которые рядом с большой буквой (основной тон).
Если ещё есть маленькая буква «m» – значит аккорд минорный.
Вот так выглядит это буквенное обозначение: Am – ля минор, Dm – ре минор, Bm – си минор и т.д.
aug (от англ. augmented) – увеличенный (Caug).
dim, или ° (от англ. diminished) – уменьшенный (Cdim).
sus (от англ. suspended) – аккорд с задержанием, после «sus» указывается цифрой ступень, которая заменяет терцию.
sus2 – вместо терции секунда (Csus2).
sus4 – вместо терции кварта (Csus4).
Что обозначают цифры, символы в названии аккордов
+5, или #5 – в аккорде повышается 5-ая ступень (квинта) на полтона
-5, или b5 – в аккорде понижается 5-ая ступень (квинта) на полтона
«7» – септаккорды:
7 – малый мажорный септаккорд (C7): мажорный аккорд + 7-ая ступень (м.7 – малая септима).
m7 – малый минорный септаккорд (Cm7): минорный аккорд + м.7.
maj7, или Δ – большой мажорный септаккорд (Cmaj7): мажорный + б.7 (большая септима)
Если в большом мажорном септаккорде добавляются другие дополнительные ступени, то пишется только «maj» и цифрой обозначаются дополнительные ступени. Например, Amaj13, Emaj9.
m (maj7) – большой минорный септаккорд ( Cm (maj7) ): минорный + б.7
dim7 – уменьшенный септаккорд (Cdim7): уменьшённый (dim) + уменьшённая малая септима (bb7 или большая секста б.6)
m7b5, или ø – полууменьшенный септаккорд (Cm7b5, Сø): минорный с пониженной 5-ой ступенью (квинтой) + м.7
«6» – секстаккорды:
6 – мажорный секстаккорд (C6): мажорный + 6-ая ступень (б.6 – большая секста)
m6 – минорный секстаккорд (Cm6): минорный + б.6
«9» – нонаккорды:
9-ая ступень (нона) добавляется к септаккордам при этом в обозначении «7» не указывается.
9 – нонаккорд (С9), добавляется 9-ая ступень (нона) к малому мажорному септаккорду.
maj9 – 9-ая ступень к большому мажорному септаккорду (Cmaj9).
m9 – минорный нонаккорд (Cm9): малый минорный септаккорд + 9 ступень
#9 – повышенная на полтона 9-ая ступень.
b9 – пониженная на полтона 9-ая ступень.
«11» – ундецимаккорды:
Полный состав ундецимаккорда: мажорный/минорный аккорд + малая/большая септима (7) + нона (9) + ундецима (11)
При этом в обозначении аккорда, как правило, указывается только 11-ая ступень (ундецима).
11 – ундецимаккорд (C11): малый мажорный септаккорд + 9 + 11
maj11 – большой мажорный септаккорд + 9 + 11 (Cmaj11)
m11 – минорный ундецимаккорд: малый минорный септаккорд + 9 + 11 (Cm11)
#11 – повышенная на полтона ундецима (11-ая ступень)
«13» –терцдецимаккорды:
Полный состав терцдецимаккорда: большой/малый мажорный септаккорд + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Но в названии аккорда указывается только 13-ая ступень. Если же 9, 11 ступень альтерируются, то они тоже добавляются в обозначении (например, C13b9, Amaj13#11).
13 – терцдецимаккорд (C13): малый мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени
maj13 – большой мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени (Cmaj13)
b13 – пониженная на полтона терцдецима (13-ая ступень).
Что такое «add» в названии аккорда
add: Иногда ступени указываются с приставкой «add» (Cadd9, Fadd#11 и др.). Это означает, что к мажорному или минорному аккорду добавляется только указанная ступень, без других ступеней, характерных для этого аккорда.
Например, C9 – этот нонаккорд, состоит из мажорного трезвучия, малой септимы (7) и ноны (9).
А вот в Cadd9 строение немного другое: к мажорному трезвучию (аккорду) добавляется только 9-ая ступень, без септимы (7-ой ступени).
В сложных аккордах может быть несколько дополнительных ступеней, в том числе и альтерированных (E7#9, Fb5b9, Gmaj13#11).
Примеры обозначений – читаем названия аккордов
Ну что ж, давайте расшифруем обозначения в названии нескольких аккордов – прочитаем:
Amaj9:
И ещё несколько примеров посложней:
E7#9: Ми мажор (малый) септаккорд с повышенной 9-ой ступенью.
A#5#9: Ля мажор септаккорд с повышенной 5-ой (квинтой) и 9-ой (ноной) ступенями.
Eb add9: Ми-бемоль мажор с добавлением 9-ой ступени (без септимы).
Для закрепления изученных обозначений буквенно-цифровой системы, самостоятельно читайте, расшифруйте названия аккордов, в аккомпанементе любимых песен, или может джазовых пьес, или в гитарной ритм-партии какой-нибудь инструментальной композиции.
Если вы хотите узнать больше о сложных аккордах – их обозначениях и аппликатурах – прочтите эту статью.
Какие есть способы записи аккордов
Изобразить аккорд – так чтобы было понятно, как пальцы поставить на грифе – можно по-разному. И кроме стандартной нотной записи, есть способы проще, наглядней.
Впрочем, мы с вами рассмотрим все распространённые варианты записи аккордов – и ноты, и схемы. Как научиться понимать их, читать, и в дальнейшем использовать для собственных гитарных партий (например, подобранный аккомпанемент к песне).
Аккордовая сетка
Аккордовая сетка – это схематическое изображение грифа гитары с указанным расположением пальцев (аппликатурой).
Вот так выглядит сетка – на ней изображён Am (Ля минор):
Изображение грифа в вертикальном положении:
В пересечении линий ладов с линиями струн получается сверху вниз – 1-ый лад, 2-ой, 3-ий и т.д.
Точки (кружочки) – на каком ладу, какие струны нужно прижать, чтобы взять аккорд.
Например, по сетке Am: смотрим, первый кружочек на какой вертикальной линии – следующая от 1-ой, это вторая струна. Теперь определяем лад – между «нулевым» порожком и первой горизонтальной линией. Это I лад. Получается, что нужно прижать 2-ую струну на I-ом ладу.
Цифра в кружочке – это обозначение, каким именно пальцем нужно прижать струну.
И аналогично определяйте следующие точки (кружочки) в сетке – чтобы полностью разобраться с аппликатурой.
Значок «X» – указывает на то, что струна (вертикальная линия в сетке), над которой он расположен, не звучит в аккорде. Просто не нужно ударять по ней, защипывать. Либо нужно приглушать её пальцами (если соседние струны звучат).
Значок «o» – струна (вертикальная линия), над которой он расположен, в аккорде звучит открытая, прижимать её на каком-либо ладу не нужно.
Цифрами в ряд
Простейший вариант и, пожалуй, самый компактный. Хорош тем, что не нужно рисовать сетки. Можно в строчку быстро записать все аккорды в текстовом редакторе или на бумаге. Ну и ещё, к примеру, можно быстро в чате кому-то отправить или от кого-то получить аппликатуру.
Разберём, как понимать аппликатуру гитарного аккорда в таком «цифровом коде»:
В начале строки название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. И через тире, собственно, сама аппликатура.
Строка из 6-ти символов/цифр – это шесть ячеек, в которых информация для каждой струны:
Если «x» – струна не звучит (смотря в какой ячейке значок – в 1-ой по порядку, значит 6-ая струна).
Если «0» – открытая струна, не прижимается.
А цифра – это лад, на котором нужно прижать струну.
Расшифруем схему, изображённую на картинки – как определить по ней аппликатуру:
Аккордовая сетка и аппликатура цифрами в строку – самые лёгкие схемы для начинающих гитаристов.
Табы, или табулатура – это шесть горизонтальных линий, обозначающих струны. Верхняя – первая струна (самая тонкая). Цифры на линиях – лады.
Если звуки аккорда извлекаются одновременно щипком, ударом медиатора, то выписывается в табах аппликатура вертикально (цифра над цифрой).
В табах на картинке записан Am: разбираем аппликатуру от 1-ой струны (верхней линии).
Чтобы понимать аккорды по нотам, нужно не только хорошо знать нотный стан (какой звук по расположению на линейках), но и знать расположение звуков на грифе гитары. Допустим, где находится до первой октавы – на какой струне, на каком ладу. Без этих навыков, увы, никак.
Для начала простых схем вам вполне хватит (сетки, табы, цифрами в строке), чтобы разучивать песни. Но если вы хотите в дальнейшем развивать гитарное мастерство, заниматься более серьёзно, углублённо, то нотную грамоту желательно освоить.
Что касается аккордов, если их звуки звучат одновременно (щипком, ударом), то тоже выписываются на нотном стане вертикально.
Если кроме нот нет никаких обозначений, определяем звуки в нотной записи, находим их на грифе и берём аккорд. Для аккорда, как правило, нужно найти звуки на соседних струнах в одной позиции.
В таком виде записи не указывается конкретная аппликатура. То есть аккорд можно построить от ля на 6-ой струне, или от ля на 5-ой открытой струне. Обычно выбирается вариант аппликатуры, в зависимости от последующих аккордов, чтобы было удобно играть.
Иногда цифрами возле нот указываются пальцы левой руки (см. обозначения выше по тексту), это определённый ориентир для постановки (в какой именно аппликатуре).
Цифры в кружочках возле нот в аккорде – на какой струне нужно взять этот звук. То есть уже указывается конкретная аппликатура.
Например, в аккорде на картинке возле ноты ре (нижний звук) – «пятёрка» в кружочке. Значит нужно взять ре на 5-ой струне – это 5-ый лад. Также возле этого звука указана цифра «4» – прижимается мизинцем.
Первый, нижний звук аккорда есть, далее берём поочерёдно следующие звуки, выстраиваем аппликатуру.
Итак, мы рассмотрели с вами все распространённые способы записи аппликатур, разобрались с буквенно-цифровым обозначением аккордов. Чем больше будете практиковаться – разбирать названия аккордов, сетки, другие схемы – тем быстрей освоите все премудрости способов обозначения, научитесь быстро читать, определять аккорды по буквам, цифрам в названии. Интересных занятий на гитаре!