что такое сенцы в доме
Сени или сенцы
СЕНИ или СЕНЦЫ — крытое неотапливаемое пространство между жилыми помещениями деревянного рубленого дома. Сени служили в доме прихожей, являлись дополнительным хозяйственным помещением и были своеобразным тамбуром, не позволявшим холодному воздуху улицы проникать в избу. Сени обычно представляли собой сравнительно узкое помещение без потолка, пристроенное к основному бревенчатому срубу и прикрытое общей с ним крышей.
Сени могли пристраиваться сбоку избы или сзади, в зависимости от местных традиций. Такая конструкция сеней была удобна при топке печи по-черному: дым из избы выходил в сени и оттуда расходился по чердаку. К тому же отсутствие потолка удешевляло постройку и упрощало связь с чердаком. С последней трети XIX в. богатые крестьяне стали ставить сени больших размеров, хорошо утепленные, с потолком. В сенях хранили различные хозяйственные и домашние вещи. На лавке стояли ведра, подойник, рядом находился большой ларь с продуктами, которые могли понадобиться хозяйке в ближайшее время, на стенах висела конская упряжь, рабочая одежда. В сенях, заткнутые за притолоку, хранились коромысла, серпы, косы, грабли. Кроме того, сени в летнее время использовали как спальное помещение.
Деревянный помост с постелью, закрытый пологом, устраивали подальше от входных дверей. Зимой на помост складывали различную утварь, необходимую в крестьянском хозяйстве. В деревнях сени стали пристраивать к избе лишь в конце XVII в., и даже в начале XIX в. они имелись только в богатых крестьянских жилищах. В домах горожан сени в качестве прихожей, соединявшей два жилых или жилое и хозяйственное помещения, появились в XVI в., а сто лет спустя они были почти в каждом зажиточном доме, причем в некоторых строили несколько сеней, соединявших различные жилые комнаты и хозяйственные постройки.
В Древней Руси словом «сени» обозначалась крытая галерея верхнего этажа княжеских и боярских хором, где проходили торжественные приемы и пиры. Это было, судя по всему, сравнительно большое помещение со множеством окон, закрытых решетками. С XV в.галерея для пиров получила название терраса, а слово «сени» стало использоваться для обозначения прихожей. Однако еще очень долго в богатых боярских и дворянских домах сени-прихожая становились своеобразным приемным покоем, куда попадал гость с парадного «красного» крыльца. Воспоминание о прежнем их назначении сохранилось в русском фольклоре. В былине «Соловей Будимирович» рассказывается о «решетчатых сенях», которые построил герой для князя Владимира. В старинной русской песне поется:
Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои!
Сени новые, кленовые, решетчатые!
Уж и знать, что мне по сеничкам не хаживати.
Мне мила дружка за рученьку не важивати.
В свадебных песнях рассказывается о том, что невеста поджидает
приезда жениха в сенях:
По сеням-сенечкам по батюшковым,
По чистым широким по матушкиным
Да княгиня по сеням похаживала,
Чья же то по новым погуливала,
Ино долго-недолго князь не бывал,
Долго-недолго Иван Васильевич не бывал.
Что такое сенцы в доме
Се́ни (сенцы) — входная часть (прихожая [1] ) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций:
Конструктивно сени выполняются в виде каркасной пристройки к срубу (основному отапливаемому помещению). Сени пристраиваются по всей длине к одной из сторон квадрата сруба, чаще северной или восточной, или же подветренной. Ранее стены сеней обшивались неделовыми досками и закрывались ветрозащитным материалом (во времена СССР — рубероидом), утеплитель в стенах не применялся, в степной зоне для стен сеней использовали камыш и глину, смешанную с известью. Нередко для сеней применяли землебитную технологию, укладывая землю, смешанную со мхом, между турлучных или плетенных из прутьев стен. Ко входу в сени пристраивали крыльцо. Площадь сеней редко составляла менее 10 м².
В современном доме функция сеней низведена до роли тамбура, так как городской и всё чаще сельский житель не заинтересован в ведении широкого подсобного хозяйства, которое подразумевает наличие такого многофункционального помещения. Соответственно уменьшились размеры сеней (тамбура); в современном проектировании тамбур не выносят за пределы строительного контура, а его площадь редко составляет более 3 м².
На приусадебных дачных (мичуринских) участках часть функций сеней взяла на себя пристраиваемая к дому на манер сеней веранда, но веранда никогда не была частью традиционного русского дома и по большей части несёт совершенно отличное от сеней назначение.
Значение слова «сени»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей, выполняющий роль теплового (ветрозащитного) тамбура.
летняя, весенне-осенняя прихожая, где обычно снимают верхнюю одежду и обувь.
холодная кладовая для продуктов питания в демисезонный период. Обычно в сенях для этого оборудуются полки.
гостевая комната, где в теплый период гости или родственники могут переночевать.
склад (кладовая) для разного инвентаря, не поместившегося в дом.
Конструктивно сени выполняются в виде каркасной пристройки к срубу (основному отапливаемому помещению). Сени пристраиваются по всей длине к одной из сторон квадрата сруба, чаще северной или восточной или же подветренной. Ранее стены сеней обшивались неделовыми досками и закрывались ветрозащитным материалом (во времена СССР — рубероидом), утеплитель в стенах не применялся, в степной зоне для стен сеней использовали камыш и глину, смешанную с известью. Нередко для сеней применяли землебитную технологию, укладывая землю, смешанную со мхом, между турлучных или плетенных из прутьев стен. Ко входу в сени пристраивали крыльцо. Площадь сеней редко составляла менее 10 м².
В современном доме функция сеней низведена до роли тамбура, так как городской и всё чаще сельский житель не заинтересован в ведении широкого подсобного хозяйства, которое подразумевает наличие такого многофункционального помещения. Соответственно уменьшились размеры сеней (тамбура); в современном проектировании тамбур не выносят за пределы строительного контура, а его площадь редко составляет более 3 м².
На приусадебных дачных (мичуринских) участках часть функций сеней взяла на себя пристраиваемая к дому на манер сеней веранда, но веранда никогда не была частью традиционного русского дома и по большей части несёт совершенно отличное от сеней назначение.
На сенях теремных сидели и работали сенные девушки, откуда и девичья песня: «Ой сени мои, сени, сени новые мои!».
СЕ’НИ, сене́й (се́ней устар., обл.), ед. нет. В деревенских избах и встарину в городских домах — помещение между жилой частью дома и крыльцом. Холодные с. Сеней не запер для чего? Грибоедов. — Вход был со двора в сени, налево из сеней жила хозяйка. Ткнула ему пальцем чрез сени, указывая на дверь в чистую избу. Достоевский. Стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь. Чехов. Вот наш герой подъехал к се́ням, швейцара мимо, он стрелой взлетел по мраморным ступеням. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Для чего в старину служили сени и что общего у них с верандой и тамбуром?
Строились наши предки с умом. Каждый элемент конструкции, каждая часть и даже любой уголок их жилища имел свой практический смысл, но притом был наполнен также и глубоким символизмом. Возьмем хотя бы сени. Что означает это слово? Какими они были, для чего служили и в каком виде сохранились до наших дней?
В прежние времена сени (или, иначе, сенцы, сенница) были неотъемлемой частью дома. А представляли они собой проходное помещение, отделяющее крыльцо от жилых комнат. Происходит слово от старославянского «сень», что означает навес, шатер, укрытие, в общем смысле — сооружение или объект, дающие тень. Образно говоря, человек, ступающий с крыльца в сени, символически попадает под покров, защиту и попечение хозяев жилища.
В боярских палатах сени находились не только при входе в дом, но и играли роль своего рода переходов, промежуточных пространств, через которые сообщались между собой мужская и женская половины, терема и жилые хоромы — с хозяйственными помещениями. Днем в сенях работала, а ночью спала (прямо при дверях в покои хозяев и домочадцев) многочисленная женская прислуга — так называемые сенные девушки. То есть когда-то это были теплые комнаты, включенные в общую структуру дома.
Позднее сени превратились в нежилое помещение, выполняющее функцию передней в крестьянских избах, а также в небольших городских и сельских домах — как деревянных, так и каменных. Их делали в виде дощатой (реже бревенчатой или плетенной из прута) трехстенной боковой пристройки с крыльцом и обычно заводили под общую крышу. Когда жилище расширяли, присоединяя к нему еще одну «белую горницу», или, например, торговую лавку, сени служили связью между разными частями здания. Типичный пример: «Внутренность двора. В середине сенцы, направо теплая изба и ворота, налево холодная изба и погреб» (Л. Н. Толстой, «Власть тьмы»). А вот еще из толстовского же «Утра помещика»: «Рубленые сени, с грязным порогом и низкой дверью, другой маленький срубец, еще древнее и еще ниже сеней, ворота и плетеная клеть лепились около главной избы».
Для освещения сеней в противоположную от крыльца стенку порой врезали небольшое окошко, а иногда делали здесь вторую дверь, чтобы можно было выйти прямо во двор, не обегая дом кругом
Не предназначенные для проживания, сени не отапливались. Часто они бывали совсем маленькими: «Вы входите в светлые, но очень тесные сени, в которых только что можно поворотиться» (Н. С Лесков, «На ножах»). Но это могло быть и весьма просторное помещение, где ставили лавки, объемные лари с припасами и даже выгораживали вместительные чуланы для хранения под замком особо ценного хозяйственного инвентаря и домашнего скарба. (Кстати, чуланы эти при необходимости давали приют не сильно взыскательному к бытовым условиям гостю или служили местом ночлега для работника.) У стен стояли и висели различные приспособления и предметы обихода, должные постоянно быть под рукой: коромысла, конская упряжь, туеса, сита, мётлы, скалки-прялки и т. п.
В крестьянских избах из сеней, «встроенных» под одну крышу с домом и не перекрытых потолком, имелся лаз на чердак, заваленный для утепления соломой, сухой листвой, хвойным опадом или сеном и представлявший собой довольно сносное спальное место – хоть и под кровлей, но зато не в тесной избе, а «на воле». В городских и деревенских жилищах помещиков, купцов и мещан из сеней часто поднималась лестница, ведущая в полуэтажную надстройку – мезонин, помещения в котором для дополнительного дохода обычно сдавались внаем. Таким образом, занимающие его жильцы могли существовать в достаточной степени обособленно, не заходя в жилые комнаты хозяев и деля с ними только общую прихожую.
Летом холодные сени использовали для ночлега. Но главным их назначением было предохранить зимой жилые комнаты от ветра, осадков и холода. Чтобы при открытии входной двери студеный воздух не врывался вихрем в сени, а оттуда в дом, выгоняя из него драгоценное тепло, дверные проемы делали небольшими: притолоки занижали, а порог избы (иногда вместе с полом) поднимали на одно-полтора бревна. Так что, входя и выходя из помещений, нужно было не забывать «кланяться». («Ударившись еще раз головой об обе двери в избе и в сенях, Нехлюдов вышел на улицу». Л. Н. Толстой, «Воскресение».)
К слову, бани «по-черному», когда-то повсеместно распространенные в деревнях, первоначально состояли из одного помещения: в нем и парились, и мылись, и развешивали вещи для прожарки, а снимали одежду и одевались перед дверью снаружи. Постепенно к ним тоже стали пристраивать сенцы-предбанник, где можно было отдохнуть после парной и спокойно одеться-раздеться.
В городских и сельских домах сени иногда делались двойными: одна часть была холодной (непосредственно входная зона), а вторая теплой (прихожая). Как правило, теплые сенцы примыкали к кухне и обогревались кухонной печью
Вообще, сенями в старые времена назывались не только передние в жилищах крестьян и простых городских и деревенских обывателей, но и общие прихожие в многоквартирных зданиях, входные зоны в дворянских усадьбах и даже во дворцах. В богатых домах посетители оставляли здесь верхнюю одежду, шляпы и галоши, тут же ожидали своих господ сопровождающие их слуги. Главной фигурой в таких сенях был швейцар, который обычно и жил прямо «при дверях» — в небольшой отгороженной каморке.
Кроме того, сенями по старинке продолжали называть переходы-коридоры внутри дома, отделяющие, например, кухню от столовой, спальню от кабинета, хозяйскую половину от людской. В сельских помещичьих усадьбах, где всё было устроено попросту, в этих проходных сенцах спокойно могли остаться на ночь съехавшиеся на бал соседи. Помните, у Пушкина, после именин Татьяны: «Постели стелют; для гостей / Ночлег отводят от сеней / До самой девичьи * » («Евгений Онегин», гл. 6).
*девичьей
Как входные, так и «внутренние» сени имелись не в одних лишь жилых домах. Они были также в административных учреждениях (присутственные места), конторах, магазинах, школах, ресторанах, театрах, казармах и т. п. В гостиницах и трактирах лакеи раздували здесь самовары, коридорные слуги чистили одежду и обувь постояльцев, а денщики приводили в порядок офицерскую амуницию.
Сени при входе в общественное здание постепенно стали называть вестибюлями, а внутренние сени-переходы превратились просто в коридоры
Что было, то прошло
Классические сени в виде боковой пристройки или перехода между частями здания еще сегодня можно увидеть у старинных домов в деревнях и провинциальных городках. Когда у нас началось массовое дачное строительство (примерно конец 50-х — начало 60-х годов прошлого века), глухие сени преобразились в светлые, но по-прежнему холодные дощатые веранды; переделывали свои жилища по новой моде и в деревнях. Чтобы расширить площадь дома и сделать пристройку пригодной для времяпрепровождения, а не только для хранения садово-огородного инвентаря, ее остекляли и обустраивали здесь, как правило, летнюю кухню с обеденным столом. Обязательно были тут и спальные места для приезжающей на выходные родни, и маленький чуланчик для всякого хозяйственного добра.
Если на даче жили зимой, то сени-веранда исполняли свое исконное назначение — служили промежуточным пространством между улицей и теплым домом, ну и, конечно, прихожей, где снималась грязная обувь. Бывало, летние веранды утепляли, используя для этого доступные на тот момент материалы. У советских дачников это был, например, толстый слой газетной бумаги, гофрокартон с пергамином, засыпка из опилок или керамзита.
В современных загородных домах веранды уже ничем не напоминают старые добрые сени. Их делают просторнее, изолируют эффективными утеплителями и предусматривают здесь отопление. Очень часто помещение имеет сплошное панорамное остекление с дверью в сад, а собственно вход в дом расположен с другой стороны здания. Такие «сени» могут исполнять любую роль — гостиной, столовой, каминной, бильярдной, зимнего сада и пр.
Сени. Сень. Осенить
Ф. И. Буслаев в «Исторической грамматике русского языка. Синтаксис» т. 2 (М., 1869, с. 10) писал: «. одно и то же слово в различные времена, или по различным н аречиям одного и того же языка, имеет различные значения: так слово сѣни в древнерусском имеет значение залы или жилой комнаты вообще (откуда выражение: сенные девушки), а теперь означает, напротив того, такую комнату, в которой не живут, но которая с надворья ведет к жилым покоям; в церковнославянском же языке и у нас в книжной речи, слово сѣнь зн. тень, точно так же, как при слове стѣна – стѣнь, с пcк. твер. стѣно́к, стѣнко́ – тень, бросаемая предметом».
Акад. В. М. Истрин отметил слово сѣни в русском переводе «Хроники Георгия Амартола» (в соответствии с греч. λιακός) и признал это выражение русским, восточнославянским. Миклошичу слово неизвестно, но в наших летописях и грамотах оно встречается постоянно. В Житии Евтихия передано через «помост» (Истрин, Хроника Георгия Амарт., 2, с. 304).
Старославянское слово сѣнь употреблялось преимущественно в единственном числе. Оно обозначало не только тень, отбрасываемую предметом, но и «навес», а далее «шатер», «палатку», «сооружение, дающее тень». Например, в «Слове о полку Игореве»: «подъ сѣнию зелену древу»; в «Пандектах» Никона: «Единого же домоу пуста доидоста и сѣдъша в сѣни подъ стѣнью»; в «Хронике Иоанна Малалы»: «Създа велику сѣнь на четырѣхъ стлъпѣхъ»; в Юрьевском Евангелии 1119 г.: «Хощеши, да сътворимъ сьде трии сѣни» (τρεĩς σκηνάς).
Таким образом, в этом конкретном значении, слово сѣнь располагало формами множественного числа. Но, кроме того, с словом сѣнь в высоком и отвлеченном славянизированном слоге был связан целый ряд переносных абстрактных значений: 1. Нечто неясное, туманное, мечта. В Октоихе 1250 г.: «Въ истиноу соуета всячьская житие, сѣнь и сънъ»; 2. Образ, символ, прознаменование. Например, в Ефремовской Кормчей: «Дрѣвльняя же образы и сѣни яко истиньнааго въображения начьртания, ц(е)ркви прѣданыя, чьтоуще, благодѣть прѣже чьтемъ и истиноу» (σκιάς, umbras); 3. Покров, защита. Например, в книге Исайи: «подъ сѣнию рукы моея покрыю тя» (см. Срезневский, 3, с. 897–898).
В дальнейшей истории русского литературного языка значение «тень» и примыкающие к нему отвлеченно-переносные значения слова сѣнь укрепились и расширились. Они затем влились и в поэтические, стихотворные стили XVII и XVIII в. Но религиозно-культовые, мистические значения «предзнаменование, образ, символ; туманная мечта» в слове сень отмирают уже к концу XVII в.
Понятно, что прямое конкретное значение – навеса, сооружения, дающего тень, а далее: постройки, домашнего крова – перешло к омониму, широко известному и в восточнославянской речи и употреблявшемуся преимущественно в формах множ. числа, к слову сѣни, И. И. Срезневский находит в древнерусских памятниках три значения этого слова: 1) крыльцо; 2) дом, палаты и 3) портик. Но вернее видеть здесь оттенки и разновидности одного значения: «строение и сооружение, дающее тень, находящееся перед домом как служащее домом»; а затем шире: «вообще дом, палаты, постройка для жилья». В этом значении слово сени часто встречается в языке летописи. Например, в Лавр. Летоп.: «налѣзоша и подъ сѣньми лежаща (6683 г.); Вшедше въ дворъ, узрѣша Игоря на сѣнехъ и разбиша сѣни о немъ, и сомчаша и с сѣнии и ту убиша и конець всходъ (6655). В Псковск. летоп. (6835): А Шевкалъ побѣже на сѣни и зажже князь Александръ отца своего дворъ, и сгорѣ, а Шевкалъ, ту же сгорѣвъ, пропаде» (Срезневский, 3, с. 895–896).
Любопытна судьба производного от слова сѣнь церковнославянского глагола осенить. В древнерусской письменности он выражал значения: 1) покрыть сенью, тенью, затмить (напр., в «Пчеле» Публ. б.: Многажды осѣняють облаци солнце, а страсть оума); 2) в непереходном значении: спускаться, ложиться, покрывать сенью, тенью (в книге «Исход» по сп. XIV в.: Осѣняше на немъ облакъ); 3) прикрыть; защитить, оградить. Например, в Еванг. Луки (I. 35. Остром. Еванг.): Сила Вышьняаго осѣнить тя – έπισκιάσει); в Минее 1097 г.: Идеже осѣняеть благодать Твоя, Всехвальне, отьтоудоу и дияволя прогонися сила; в «Службе Варл.» XII в.: осѣни надъ главою его въ дьнь брани; // оградить, сделав рукою или свечами (рапидами) знамение креста (ср. в Вопросах Феогноста. 1276 г.). (Ср. значение слова осѣнение: 1) действие по глаголу осенить, осенять; 2) тень; 3) покров, покровительство, сила) (ср. Срезневский, 2, с. 754–755; ср. синонимы объсѣняти, осѣневати).
Глагол осенить приблизительно с той же серией значений дожил до конца XVII – начала XVIII в., затем он перешел в высокий славенский штиль русского литературного языка середины XVIII в., сохранив и тут свои основные значения. Он лишь утратил или ограничил чисто культовое, мистическое значение божественного покровительства, защиты в образе облака, тумана, тени.
Во всяком случае, в словарях Академии Российской различаются лишь два основных значения этого слова: «I) В Слав.: отбрасывая от себя тень, защищать от зноя солнечного; 2) В обыкновенном наречии значит относительно к священным особам: ограждать, благословлять, делая рукою или свещами знамение креста. Архиереи во время служения осеняют свещами. Осенить крестом» (сл. АР 1822, 4, с. 459).
Те же значения как живые регистрируются и словарем 1847 г. При этом основное значение описывается так: «Покрывать тенью. Деревья осеняют нас ветвями» (сл. 1847, 3, с. 93).
Однако эту картину никак нельзя назвать полной. Она не вполне соответствует живой действительности. В словарях не нашло отражений индивидуальное поэтическое словоупотребление второй половины XVIII и начала XIX в. На основе старого религиозно-мистического значения – «оградить, защитить неожиданным чудесным появлением» – вокруг слова осенить – осенять складывается новая фразеология: силу божию здесь заменяет поэтическое озарение, мысль, догадка, вдохновение. Представление о защите в образе облака, тумана, тени сменяется представлением о внезапном чудесном озарении.
Общая светлая поэтическая окраска слова осенить содействовала разветвлению оттенков и основного значения – «покрыть тенью». Вокруг этого значения группируются разнообразные фразеологические контексты.
Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (9 листков разного формата без нумерации), озаглавленная «Осенить», и машинопись (3 стр.). В архиве сохранилась также выписка: «З) перен., чего – «то, что дает защиту, покров, кров, что является убежищем, проютом, домом»:
Младые дни мои неслись
(Пушкин, Евгений Онегин);
В последний раз в сени уединенья 338
Моим стихам внимает наш пенат.
Соблазном постланное ложе
Ты отчей сени предпочла.
4) «покровительство, защита»:
Таитесь вы под сению закона
а также не вошедший в статью абзац, написанный на отдельном листке: «К 40-м годам слово сень, за пределами отдельных фразеологических сочетаний, становится малоупотребительным и в поэтической речи. Поэтому в академическом ”Словаре церковнославянского и рус. языка“ 1847 г. оно квалифицируется как слово церковное». – Е. X.
В полн. собр. соч. А. С. Пушкина в 16-ти томах представлен другой вариант этой строки: В последний раз в тиши уединенья. – Ред.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»