что такое сенсорный профиль
Особенности развития сенсорных эталонов у детей с РАС
Ирина Михайлова
Особенности развития сенсорных эталонов у детей с РАС
Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.
Существует несколько классификаций сенсорных систем. Как правило,все они выделяют:
При расстройствах аутистического спектра часто наблюдаются нарушения функционирования одной или нескольких сенсорных систем, эти нарушения проявляются особыми формами поведения, которые могут выполнять защитную или компенсирующую функцию.
На особенностифункционирования тактильной системы могут указывать такие поведенческие феномены как:
– избегание определенных видов одежды или материалов (например, шероховатых или с грубой текстурой). Или же,наоборот: необычные предпочтения в одежде или материалах (к примеру, мягких тканей, длинных штанин или рукавов);
– стремление стоять в конце ряда, чтобы не контактировать с другими;
– стремление уклониться от прикосновения (когда оно носит ожидаемый характер) или взаимодействия, связанного с прикосновениями, включая избегание прикосновений к лицу;
– избегание игр, связанных с телесным контактом, что иногда проявляется стремлением играть в одиночестве;
– отвращение или сопротивление, когда ребенка ловят, обнимают или
Также ребенок часто:
– испытывает дискомфорт при мытье и расчесывании волос, стрижке
– сопротивляется при чистке зубов;
– испытывает отвращение к материалам для творчества, например, избегает пальчиковых красок, теста или песка.
Важно не пытаться заставить ребенка преодолеть отрицательные реакции и не следует убеждать его, что не нужно так себя вести!
Помимо перечисленного выше, при проблемах в тактильной сфере
– не узнавать объекты на ощупь, не может сказать без зрительного
контроля, до какой части тела дотронулись;
– лить на себя очень холодную или очень горячую воду;
– иметь пониженную чувствительность к боли;
– неаккуратно одеваться, например, не замечая перекрученных штанин, развязанных шнурков и т. п. ;
– испытывать трудности в мелкомоторных движениях, все делать
только под зрительным контролем;
– любить сидеть в бассейне с шариками, фасолью, лежать под тяжелым одеялом.
Проприоцепция (проприорецепция) – это способность к ощущениям, возникающим в результате обработки информации от специализированного вида рецепторов, дающих информацию о положении мышц, суставов и сухожилий.
Проблемы в проприоцептивной сфере можно заподозрить в тех случаях,если ребенок:
– приходит в волнение, когда его конечности двигаются активно,
мышцы сжимаются или растягиваются;
– избегает движений, связанных с преодолением собственного веса
(например, не хочет прыгать, бегать, ползать, крутиться, скакать, и
других физических действий, которые способствуют сильным проприоцептивным ощущениям;
– если двигается, то движения слабо дифференцированы, ребенок движется всем телом, плохо манипулирует мелкими предметами. Также особенности функционирования проприоцептивной системы могут приводить к тому,что ребенок:
– имеет низкий мышечный тонус;
– может врезаться и наталкиваться на предметы вокруг себя, «набивать синяки»;
– может стучать пятками о пол или стул;
– может модулировать уровень возбуждения, включаясь в самостимулирующую деятельность, например, биться головой, кусать ногти, сосать палец, хрустеть суставами пальцев, скрипеть зубами;
– любит, чтобы его крепко завернули в одеяло или потискали перед
– прикладывает неоправданно большие усилия, когда что-либо делает,
поэтому часто ломает предметы;
– любит постоянно жевать предметы, например, воротничок рубашки, завязки от шапочки, манжеты, грызть карандаши, игрушки и резинки, может любить еду, которую нужно долго жевать.
Функция вестибулярной сенсорной системы состоит в обеспечении мозга информацией о положении головы в пространстве, о действии гравитации и сил, вызывающих линейные или угловые ускорения. Эта функция необходима для поддержания равновесия, т. е. устойчивого положения тела в пространстве, и для пространственной ориентации человека. Адекватными раздражителями вестибулярной системы являются гравитация и силы, сообщающие телу линейное или угловое ускорение. Специфическая особенность вестибулярной системы состоит в том, что значительная часть перерабатываемой в ней сенсорной
информации используется для автоматической регуляции функций, осуществляемых без сознательного контроля. Гиперчувствительность в вестибулярной системе проявляется в виде гравитационной неуверенности и в виде опаски при движениях,
когда тело отклоняется от вертикального положения, или когда ноги оторваны от земли.
При гравитационной неуверенности, часто встречающейся при РАС, бывает,что:
– ребенок старается держаться в стороне от других людей, чтобы его кто-то не подвинул, не толкнул;
– медленно ходит по лестнице, чаще других хватается за перила;
– не любит наклоны головы, перекаты, кувырки;
– ребенок не любит, боится прыжков, качелей, каруселей;
– боится упасть и редко падает;
– испытывает сложности с выполнением заданий, в которых голова не
находится в вертикальном положении, или ноги оторваны от земли;
– ребенок очень боится ездить на эскалаторе, лифте.
Усиление проприоцептивных ощущений давления на суставы, мышцы и туловище уменьшает гравитационную неуверенность!
Непереносимость движения проявляется по отношению к тем перемещениям, которые большинству людей показались бы безвредными.
Быстрое перемещение или вращение ребенка приводит к сильному дискомфорту. При этом наблюдается бурная реакция вегетативной нервной системы (тошнота, рвота, головокружение, потоотделение).Ребенок с непереносимостью движения:
– не любит качели, карусели, пугается, если кто-то двигает его;
– избегает лифты, эскалаторы;
– испытывает дискомфорт при движениях, связанных с наклоном головы (зарядке, завязывании шнурков);
– испытывает трудности при прыжках, стоянии на одной ноге. Нередко проблемы, связанные с особенностями функционирования вестибулярной сенсорной системы, приводят к тому,что ребенок:
– быстро устает, ему тяжело держать голову, он постоянно ложится,
«растекается» по парте;
– может раскачиваться из стороны в сторону, трясти ногой, головой;
– находится в постоянном движении, кружится, не испытывая головокружения;
– плохо координирует движения конечностей, в связи с этим он испытывает трудности с завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т. п. ;
–любит сильные неожиданные движения: подбрасывание, сильное
раскачивание на качелях и др. ;
– не замечает, когда падает, не выбрасывает руки вперед, пытаясь защититься.
Ощущение движения в пространстве: качание, кружение или повороты головы доставляют особое наслаждение и стимулируют вестибулярную систему детей с РАС. Но взрослым следует избегать сильной стимуляции детей!
С участием обонятельного анализатора осуществляется ориентация
в окружающем пространстве, и происходит процесс познания внешнего
мира. Он оказывает влияние на пищевое поведение, принимает участие
в апробации пищи на съедобность, в настройке пищеварительного аппарата на обработку пищи (по механизму условного рефлекса, а также – на оборонительное поведение, помогая избежать опасности благодаря способности различать вредные для организма вещества. У человека обоняние эффективно способствует извлечению информации из памяти. Таким образом, реакция на запахи — это не только работа обоняния,но и социальный опыт. Через запахи мы способны восстановить атмосферу прошлых лет или обрести воспоминания, связанные с конкретными жизненными обстоятельствами.
Чувствительность обонятельной системы довольно велика: один обонятельный рецептор может быть возбужден одной молекулой пахучего вещества, а возбуждение небольшого числа рецепторов приводит к возникновению ощущения. При длительном действии пахучего вещества можно наблюдать адаптацию обонятельного анализатора. По отношению ко многим пахучим веществам довольно быстро наступает полная адаптация, т. е. их запах перестает ощущаться. Человек перестает замечать такие непрерывно действующие раздражители как запах своего
тела, одежды, комнаты и т. п. По отношению к ряду веществ адаптация происходит медленно и лишь частично. Иногда, особенно при частом действии одного и того же вкусового или обонятельного раздражителя, в коре больших полушарий возникает стойкий очаг повышенной возбудимости. В таких случаях ощущение вкуса или запаха, к которому возникла повышенная возбудимость, может появляться и при действии различных других веществ. Мало того, ощущение соответствующего запаха или вкуса может стать назойливым, появляясь и при отсутствии каких-либо вкусовых или обонятельных раздражителей.
Гиперчувствительность в сфере обоняния может приводить к тому,
– отказывается заходить в определенные места с ярко выраженными
запахами (например, в туалет);
– отказывается принимать определенную пищу из-за запаха;
– может испытывать неприязнь к людям с определенным запахом,
ароматом духов, шампуня и т. д.
При гипочувствительности обонятельной системы ребенок может:
– не замечать или игнорировать неприятные запахи;
– выпить или съесть что-то ядовитое.
В процессе эволюции вкус сформировался как механизм выбора или отвержения пищи. В естественных условиях вкусовые ощущения комбинируются с обонятельными, тактильными и температурными, получаемыми человеком в процессе еды. Сочетание всех этих раздражений создает ощущение вкуса и формирует адекватную реакцию на пищу. Важным обстоятельством является то, что предпочтительный вкусовой выбор отчасти основан на врожденных механизмах, но в значительной мере зависит от связей, выработанных в процессе жизни.
У разных людей абсолютные пороги вкусовой чувствительности к разным веществам существенно отличаются вплоть до «вкусовой слепоты» к отдельным веществам. Абсолютные пороги вкусовой чувствительности во многом зависят от состояния организма (они изменяются в случае голодания, беременности и т. д.).
Проблемы в работе вкусовой сенсорной системы могут приводить к негативной реакции на многие вкусовые раздражители, в связи с чем ребенок ест только определенные продукты, его рацион питания очень ограничен, или он любит есть очень соленую или острую еду.
В некоторых случаях вкусовые ощущения могут быть основным источником получения информации о внешнем мире. Тогда ребенок может облизывать, брать в рот или есть несъедобные предметы.
Слуховая система – одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека. Ее функция состоит в формировании слуховых ощущений в ответ на действие акустических (звуковых) сигналов, которые представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Гиперчувствительность в слуховой сфере приводит к тому, что многие шумы воспринимаются преувеличенно, а многие звуки — искаженно.У ребенка с гиперчувствительностью в поведении присутствуют следующие признаки:
– ребенок выглядит рассеянным, ошарашенным, зажимает уши, когда все вокруг смеются, шумят, разговаривают;
– ребенок может слышать звуки, разговор на большом расстоянии.
Кроме того, на проблемы в слуховой сфере могут указывать такие
особенности ребенка как:
– трудности при распознавании или игнорирование определенных
– стремление издавать громкие ритмичные звуки, стучать предметами
Зрительная система – важнейший сенсорный канал, который связывает человека с внешним миром. Зрительная система воспринимает видимый свет –узкую часть диапазона электромагнитных излучений с различными длинами волн: от сравнительно коротких (красный цвет) до более длинных (синий цвет).
При проблемах в зрительной сенсорной системе ребенок может демонстрировать особые формы поведения, например, избегать яркого света, видов активности, при которых необходимо групповое движение, глазного контакта. Также он может пугаться движущихся предметов, плохо оценивать расстояние. В других случаях, наоборот, детей привлекают движущиеся, яркие и мигающие объекты, а на неподвижных объектах они с трудом удерживают внимание. Они сами двигаются, крутят головой, например, во время письма. Таким образом, при расстройствах аутистического спектра очень часто отмечаются особенности функционирования сенсорных систем.
Это могут быть повышенная и/или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам, нарушения фильтрации, проблемы адаптации и взаимодействия сенсорных систем и др. Эти особенности приводят к специфическим формам поведения, которые собственно и указывают на наличие сенсорной дисфункции. Некоторые из них имеют защитную функцию, другие помогают ребенку успокоиться в стрессовой для него ситуации, третьи обусловлены необходимостью компенсировать нарушения в других сенсорных сферах. При этом одни и те же поведенческие феномены могут быть обусловлены различными причинами. Например, ребенок отказывается мыть руки. Это может быть связано как с повышенной тактильной чувствительностью, так и с непереносимостью запахов (например, мыла) или слишком ярким светом в ванной. Отказ от определенных видов пищи может быть вызван специфическими вкусовыми ощущениями, которые она вызывает, или неприятными для ребенка тактильными или проприоцептивными ощущениями в ротовой полости. С другой стороны, один и тот же сенсорный стимул может
вызвать целый спектр поведенческих реакций: так неприятный звуковой стимул может привести к тому, что ребенок будет закрывать уши, кричать, или начнет жевать воротник, или кусать себя. Понятно, что описанные сенсорные дисфункции могут серьезно затруднять даже повседневную жизнь дома, не говоря уже о посещении
школы, дошкольных учреждений и других мест вне дома. Они могут препятствовать обучению и взаимодействию с другими людьми. В связи с этим помощь детям с РАС обязательно должна включать мероприятия, направленные на улучшение функционирования сенсорных систем. В настоящее время разработаны и широко применяются специальные методы и программы, цель которых – улучшение функционирования сенсорных систем. В частности, широкое распространение приобрело направление, в котором разработаны методы, направленные на
улучшение сенсорной интеграции. А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей описывают сенсорную интеграцию как неврологический процесс, организующий сенсорные ощущения, поступающие извне и от собственного тела, и дающий возможность использовать тело в окружающей среде наиболее эффективно. Сенсорно-интегративная терапия – это программа вмешательства, включающая виды деятельности, которые характеризуются усиленными ощущениями, особенно тактильными, вестибулярными и проприоцептивными. Занятия в рамках этой и других аналогичных программ приносит ребенку с сенсорными дисфункциями ощутимую пользу, но они не исключают необходимости оказания помощи дома, в детском саду, школе и т. д. Первое и самое главное условие эффективности такой помощи – понимание причин, лежащих в основе тех или иных проблем ребенка.
Очень важно, чтобы окружающие относились к такого рода особенностям детей и с пониманием, и с уважением, не раздражаясь от поведения ребенка, вызванного трудностями, которые он постоянно испытывает, а оказывая ему необходимую помощь.
Для того чтобы помощь была целенаправленной, необходимо определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка имеются, иначе говоря, определить его сенсорный профиль, который для каждого является уникальным. Для определения сенсорного профиля часто используют сенсорный опросник как простой, удобный в использовании информативный способ диагностики особенностей функционирования сенсорных систем.
Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.
Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать.
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.
План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.
К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.
Сенсорная интеграция, как метод лечения нарушений в развитии ребенка
Нарушение сенсорной обработки информации называется дисфункцией сенсорной интеграции. Многие родители даже не подозревают о наличии такой проблемы у своего ребенка. Отклонения в поведении они считают обычными капризами. На самом деле это реальный диагноз, который очень часто остается скрытым. Примером нарушения сенсорной интеграции является непереносимость громкого шума или резких запахов, отказ от ношения «колючих» вещей и пр. Справиться с проблемой можно, но подход должен быть правильным.
Значение сенсорной интеграции для правильного развития ребенка
Нервную систему можно сравнить с электрической цепью. Чтобы она функционировала правильно, необходима качественная работа всех ее участков. Если какое-то звено не выдерживает напряжения, либо оказывает повышенное сопротивление, может случиться «замыкание». Этот простой пример помогает понять работу нервной системы.
Головной мозг каждую секунду получает сигналы из внешней среды и от внутренних органов. Причем работать он начинает еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет его деятельность усиливается.
Если ребенок здоров, то он начинает познавать мир через сенсорное восприятие. В этом ему помогают руки. Он ощупывает предметы, пытается «попробовать мир на вкус». В такой ситуации проблем с развитием моторики и речи не возникает.
Если мозг или его ответвления были повреждены, например, из-за кислородного голодания плода, то обработка сенсорной информации будет происходить с нарушениями. Аналогичная ситуация наблюдается тогда, когда ребенок воспитывается в плохих условиях, когда он лишен возможности удовлетворять свои основные психофизиологические и социальные потребности.
Правильная сенсорная интеграция важна для здоровья, для формирования умственных способностей, овладения навыками общения, бытовыми умениями.
Комментирует Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции:
Всю информацию человек получает благодаря органам чувств. В возрасте до 7 лет у ребенка формируется и совершенствуется сенсорная интеграция. Благодаря ее развитию он осваивает навыки правильного поведения, учится реагировать на внешние события, получает необходимые ему знания.
Сенсорная интеграция представляет собой процесс передачи сенсорных сигналов. Это позволяет головному мозгу контролировать реакции тела, эмоции и поведение.
При дисфункции сенсорной интеграции сигналы, поступающие к головному мозгу из разных источников, не трансформируются в адекватный ответ. Ребенок не дает нормальной поведенческой реакции. Некоторые дети приходят в состояние гипервозбуждения, а другие, напротив, избегают любых сенсорных стимулов.
Чем раньше проблема будет выявлена, тем лучше. Это позволит не допустить серьезных проблем в развитии малыша.
Неуверенность в себе.
Отсутствие навыков социального взаимодействия.
Нарушения в эмоциональной сфере и пр.
Диагностика нарушений сенсорной интеграции
Даже одно единственное нарушение способно стать причиной серьезных проблем. Достаточно представить, как сложно ребенку сосредоточиться на том, что говорит педагог, когда за окном весело щебечут птицы, а майка раздражает кожу. А может ему хочется скрыться от яркого света в классе или заткнуть уши, чтобы не слышать гул голосов. Взрослый человек может контролировать свои действия. Поведение ребенка в этом плане отличается. Он дает реакцию по типу «здесь и сейчас».
С другой стороны, не каждый отказ от ношения свитера или от супа с рыбой нужно расценивать как нарушение сенсорной интеграции. Заниматься диагностикой должен специалист. Незначительные отклонения могут самостоятельно пройти с возрастом. Есть данные, что у каждого шестого ребенка «капризы» являются следствием нарушений в работе сенсорных систем. Иногда это сильно мешает развитию.
Обнаружить проблему помогают следующие маркеры:
Нарушения в интеграции слуховой информации: боязнь громкого звука, непереносимость музыки, растерянность при попадании в шумное место. Дети с такими проблемами могут закрывать уши руками при усилении шума, будут оставаться в классе во время перемены и пр.
Нарушения интеграции зрительной информации: любовь к полумраку или темноте, усиление беспокойства при ярком свете, напряжение при попытке рассмотреть окружающие ребенка объекты и предметы. Малыш будет выражать явный негативизм при необходимости преодоления препятствий.
Нарушения тактильного восприятия: ребенку не нравится заниматься лепкой и рисованием, он не любит, когда к нему прикасаются. Дети отказываются носить одежду из определенных тканей или вещи определенных фасонов, например, водолазки. Они не ходят босиком, но при этом слабо реагируют на болевые и на температурные раздражители.
Нарушения в работе вестибулярной системы: ребенок неуклюжий, неловкий, не любит активные игры, не может научиться кататься на велосипеде или коньках, часто падает, все время ищет себе опору.
Главный симптом нарушения сенсорной интеграции – это трудности в концентрации внимания. Особенно сложно ребенку будет в тех ситуациях, когда извне поступают раздражители, оказывающие влияние на проблемную сферу. Такие дети часто меняют вид деятельности, они неусидчивы, тревожны, их поведение аффективно. Они склонны к истерикам, капризам, агрессии, заливистому смеху, который может переходить в рыдания и пр.
Комментирует эксперт Светлана Каширина:
Лучше остальных людей своих детей знают родители. Однако они могут не только преувеличивать, но и недооценивать масштаб проблемы.
Часто у детей есть явные признаки сразу нескольких подтипов сенсорных нарушений. Например, тактильная система отличается повышенной чувствительностью, а проприоцептивная система – низкой восприимчивостью. Такие расстройства называют комбинированными. Обнаружить их может только профессионал – психолог, физиотерапевт, клинический психолог или другой специалист, прошедший обучение по сенсорной интеграции.
Чтобы выставить диагноз, ребенка нужно обследовать. Кроме сбора анамнеза проводятся специальные тесты, опрашиваются родители. Только после этого можно сделать заключение.
Комплексная оценка предполагает реализацию трех этапов:
Проведение тестирования: СИПТ (тест сенсорно-интегративных и моторных способностей) и БОТ-2. Стандартный тест содержит 17 подтестов. Исследование позволяет оценить работу визуальной, тактильной и моторной сферы. По времени оно довольно продолжительное и занимает несколько часов. Только тестирования недостаточно, чтобы выставить окончательный диагноз. Его проводят для того, чтобы получить дополнительную информацию.
Наблюдение за пациентом. Специалист наблюдает за поведением ребенка в привычных для него условиях и в сенсорной двигательной комнате.
Опрос родителей. Для этого используют специализированные опросники.
После проведения диагностики специалист составляет сенсорный профиль пациента. Это позволит определиться с дальнейшим планом действий по коррекции имеющихся нарушений.
Терапия нарушений сенсорной интеграции
Доказано, что дети с аутизмом в 90% случаев страдают от нарушений в сенсорной сфере. Поэтому они своеобразно реагируют на внешние раздражители. В то же время не все пациенты с дисфункцией сенсорной интеграции являются аутистами. Иногда эти нарушения выражены настолько сильно, что специалисты выставляют неверный диагноз. Поэтому диагностика должна быть тщательной. Только после этого можно начинать лечение. Грамотно составленная терапевтическая схема позволит улучшить состояние ребенка, в том числе, при некоторых других диагнозах.
Коррекция сенсорной интеграции требуется детям со сколиозом, фобиями, паническими атаками, нарушением речевого развития, координации движений, трудностями в письме.
К прочим показаниям относятся:
Перенесенные операции, полученные травмы и переломы. Лечение проводят в восстановительный период.
Для каждого пациента подбираются упражнения, которые помогут ему лучше воспринимать информацию. Такие упражнения называются секвенции. Они проводятся в игровой форме. Знакомые каждому ребенку качалки и сухие бассейны помогают в выполнении упражнений. Например, малышу предлагают найти в бассейне какие-то предметы или переложить игрушку из одной коробки в другую, раскачиваясь при этом в гамаке.
Итогом проводимой терапии станет гармоничное развитие малыша. Он будет быстрее и легче справляться с имеющимися трудностями в восприятии окружающего мира.
Комментирует эксперт Светлана Каширина:
Специалист должен побуждать ребенка выполнять определенные действия, но делать это нужно максимально естественно. Пациент должен получать удовольствие от занятий. Это является лучшей мотивацией к стремлению развиваться и совершенствовать свои новые навыки.
Важно научить ребенка адекватно реагировать на свои ощущения. Он должен учиться контролировать собственные эмоции и поведение. Терапия направлена на все сенсорные сферы.
Условия проведения занятий:
Безопасность. Важно, чтобы оборудование и само пространство не несло даже минимальной угрозы для ребенка. Он должен иметь возможность свободного перемещения. Часто во время проведения терапии требуется сложная физическая активность, выполнение упражнений и других видов деятельности. Поэтому в помещении обязательно должны быть маты, подушки, подкладки. Специалисту нельзя отвлекаться ни на секунду. Он нужно быть готов в любой момент подхватить ребенка, помочь принять ему правильное положение, исключить опасные движения и т. д.
Терапия через игру. В игре ребенок должен быть лидером и активным участником. Это помогает совершенствовать сенсорные системы, вырабатывает навыки самоконтроля. Пациент учиться взаимодействовать с другими людьми и правильно вести себя.
Длительность сеанса. Средняя продолжительность занятия составляет 30-60 минут. Проводят их 3 раза в неделю. На протяжении всего занятия ребенок должен быть вовлечен в деятельность. Только так он научится контролировать свои эмоции и поведение. Частые и регулярные занятия помогают быстрее справиться с имеющейся проблемой. Для контроля эффективности лечения проводятся промежуточные и итоговые тесты.
Терапия нарушений сенсорной интеграции может быть дополнена логопедическими занятиями и упражнениями на развитие слуха.