что такое сени в избе
Сени или сенцы
СЕНИ или СЕНЦЫ — крытое неотапливаемое пространство между жилыми помещениями деревянного рубленого дома. Сени служили в доме прихожей, являлись дополнительным хозяйственным помещением и были своеобразным тамбуром, не позволявшим холодному воздуху улицы проникать в избу. Сени обычно представляли собой сравнительно узкое помещение без потолка, пристроенное к основному бревенчатому срубу и прикрытое общей с ним крышей.
Сени могли пристраиваться сбоку избы или сзади, в зависимости от местных традиций. Такая конструкция сеней была удобна при топке печи по-черному: дым из избы выходил в сени и оттуда расходился по чердаку. К тому же отсутствие потолка удешевляло постройку и упрощало связь с чердаком. С последней трети XIX в. богатые крестьяне стали ставить сени больших размеров, хорошо утепленные, с потолком. В сенях хранили различные хозяйственные и домашние вещи. На лавке стояли ведра, подойник, рядом находился большой ларь с продуктами, которые могли понадобиться хозяйке в ближайшее время, на стенах висела конская упряжь, рабочая одежда. В сенях, заткнутые за притолоку, хранились коромысла, серпы, косы, грабли. Кроме того, сени в летнее время использовали как спальное помещение.
Деревянный помост с постелью, закрытый пологом, устраивали подальше от входных дверей. Зимой на помост складывали различную утварь, необходимую в крестьянском хозяйстве. В деревнях сени стали пристраивать к избе лишь в конце XVII в., и даже в начале XIX в. они имелись только в богатых крестьянских жилищах. В домах горожан сени в качестве прихожей, соединявшей два жилых или жилое и хозяйственное помещения, появились в XVI в., а сто лет спустя они были почти в каждом зажиточном доме, причем в некоторых строили несколько сеней, соединявших различные жилые комнаты и хозяйственные постройки.
В Древней Руси словом «сени» обозначалась крытая галерея верхнего этажа княжеских и боярских хором, где проходили торжественные приемы и пиры. Это было, судя по всему, сравнительно большое помещение со множеством окон, закрытых решетками. С XV в.галерея для пиров получила название терраса, а слово «сени» стало использоваться для обозначения прихожей. Однако еще очень долго в богатых боярских и дворянских домах сени-прихожая становились своеобразным приемным покоем, куда попадал гость с парадного «красного» крыльца. Воспоминание о прежнем их назначении сохранилось в русском фольклоре. В былине «Соловей Будимирович» рассказывается о «решетчатых сенях», которые построил герой для князя Владимира. В старинной русской песне поется:
Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои!
Сени новые, кленовые, решетчатые!
Уж и знать, что мне по сеничкам не хаживати.
Мне мила дружка за рученьку не важивати.
В свадебных песнях рассказывается о том, что невеста поджидает
приезда жениха в сенях:
По сеням-сенечкам по батюшковым,
По чистым широким по матушкиным
Да княгиня по сеням похаживала,
Чья же то по новым погуливала,
Ино долго-недолго князь не бывал,
Долго-недолго Иван Васильевич не бывал.
Значение слова «сени»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей, выполняющий роль теплового (ветрозащитного) тамбура.
летняя, весенне-осенняя прихожая, где обычно снимают верхнюю одежду и обувь.
холодная кладовая для продуктов питания в демисезонный период. Обычно в сенях для этого оборудуются полки.
гостевая комната, где в теплый период гости или родственники могут переночевать.
склад (кладовая) для разного инвентаря, не поместившегося в дом.
Конструктивно сени выполняются в виде каркасной пристройки к срубу (основному отапливаемому помещению). Сени пристраиваются по всей длине к одной из сторон квадрата сруба, чаще северной или восточной или же подветренной. Ранее стены сеней обшивались неделовыми досками и закрывались ветрозащитным материалом (во времена СССР — рубероидом), утеплитель в стенах не применялся, в степной зоне для стен сеней использовали камыш и глину, смешанную с известью. Нередко для сеней применяли землебитную технологию, укладывая землю, смешанную со мхом, между турлучных или плетенных из прутьев стен. Ко входу в сени пристраивали крыльцо. Площадь сеней редко составляла менее 10 м².
В современном доме функция сеней низведена до роли тамбура, так как городской и всё чаще сельский житель не заинтересован в ведении широкого подсобного хозяйства, которое подразумевает наличие такого многофункционального помещения. Соответственно уменьшились размеры сеней (тамбура); в современном проектировании тамбур не выносят за пределы строительного контура, а его площадь редко составляет более 3 м².
На приусадебных дачных (мичуринских) участках часть функций сеней взяла на себя пристраиваемая к дому на манер сеней веранда, но веранда никогда не была частью традиционного русского дома и по большей части несёт совершенно отличное от сеней назначение.
На сенях теремных сидели и работали сенные девушки, откуда и девичья песня: «Ой сени мои, сени, сени новые мои!».
СЕ’НИ, сене́й (се́ней устар., обл.), ед. нет. В деревенских избах и встарину в городских домах — помещение между жилой частью дома и крыльцом. Холодные с. Сеней не запер для чего? Грибоедов. — Вход был со двора в сени, налево из сеней жила хозяйка. Ткнула ему пальцем чрез сени, указывая на дверь в чистую избу. Достоевский. Стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь. Чехов. Вот наш герой подъехал к се́ням, швейцара мимо, он стрелой взлетел по мраморным ступеням. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Что такое сени в избе
Се́ни (сенцы) — входная часть (прихожая [1] ) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций:
Конструктивно сени выполняются в виде каркасной пристройки к срубу (основному отапливаемому помещению). Сени пристраиваются по всей длине к одной из сторон квадрата сруба, чаще северной или восточной, или же подветренной. Ранее стены сеней обшивались неделовыми досками и закрывались ветрозащитным материалом (во времена СССР — рубероидом), утеплитель в стенах не применялся, в степной зоне для стен сеней использовали камыш и глину, смешанную с известью. Нередко для сеней применяли землебитную технологию, укладывая землю, смешанную со мхом, между турлучных или плетенных из прутьев стен. Ко входу в сени пристраивали крыльцо. Площадь сеней редко составляла менее 10 м².
В современном доме функция сеней низведена до роли тамбура, так как городской и всё чаще сельский житель не заинтересован в ведении широкого подсобного хозяйства, которое подразумевает наличие такого многофункционального помещения. Соответственно уменьшились размеры сеней (тамбура); в современном проектировании тамбур не выносят за пределы строительного контура, а его площадь редко составляет более 3 м².
На приусадебных дачных (мичуринских) участках часть функций сеней взяла на себя пристраиваемая к дому на манер сеней веранда, но веранда никогда не была частью традиционного русского дома и по большей части несёт совершенно отличное от сеней назначение.
Для чего в старину служили сени и что общего у них с верандой и тамбуром?
Строились наши предки с умом. Каждый элемент конструкции, каждая часть и даже любой уголок их жилища имел свой практический смысл, но притом был наполнен также и глубоким символизмом. Возьмем хотя бы сени. Что означает это слово? Какими они были, для чего служили и в каком виде сохранились до наших дней?
В прежние времена сени (или, иначе, сенцы, сенница) были неотъемлемой частью дома. А представляли они собой проходное помещение, отделяющее крыльцо от жилых комнат. Происходит слово от старославянского «сень», что означает навес, шатер, укрытие, в общем смысле — сооружение или объект, дающие тень. Образно говоря, человек, ступающий с крыльца в сени, символически попадает под покров, защиту и попечение хозяев жилища.
В боярских палатах сени находились не только при входе в дом, но и играли роль своего рода переходов, промежуточных пространств, через которые сообщались между собой мужская и женская половины, терема и жилые хоромы — с хозяйственными помещениями. Днем в сенях работала, а ночью спала (прямо при дверях в покои хозяев и домочадцев) многочисленная женская прислуга — так называемые сенные девушки. То есть когда-то это были теплые комнаты, включенные в общую структуру дома.
Позднее сени превратились в нежилое помещение, выполняющее функцию передней в крестьянских избах, а также в небольших городских и сельских домах — как деревянных, так и каменных. Их делали в виде дощатой (реже бревенчатой или плетенной из прута) трехстенной боковой пристройки с крыльцом и обычно заводили под общую крышу. Когда жилище расширяли, присоединяя к нему еще одну «белую горницу», или, например, торговую лавку, сени служили связью между разными частями здания. Типичный пример: «Внутренность двора. В середине сенцы, направо теплая изба и ворота, налево холодная изба и погреб» (Л. Н. Толстой, «Власть тьмы»). А вот еще из толстовского же «Утра помещика»: «Рубленые сени, с грязным порогом и низкой дверью, другой маленький срубец, еще древнее и еще ниже сеней, ворота и плетеная клеть лепились около главной избы».
Для освещения сеней в противоположную от крыльца стенку порой врезали небольшое окошко, а иногда делали здесь вторую дверь, чтобы можно было выйти прямо во двор, не обегая дом кругом
Не предназначенные для проживания, сени не отапливались. Часто они бывали совсем маленькими: «Вы входите в светлые, но очень тесные сени, в которых только что можно поворотиться» (Н. С Лесков, «На ножах»). Но это могло быть и весьма просторное помещение, где ставили лавки, объемные лари с припасами и даже выгораживали вместительные чуланы для хранения под замком особо ценного хозяйственного инвентаря и домашнего скарба. (Кстати, чуланы эти при необходимости давали приют не сильно взыскательному к бытовым условиям гостю или служили местом ночлега для работника.) У стен стояли и висели различные приспособления и предметы обихода, должные постоянно быть под рукой: коромысла, конская упряжь, туеса, сита, мётлы, скалки-прялки и т. п.
В крестьянских избах из сеней, «встроенных» под одну крышу с домом и не перекрытых потолком, имелся лаз на чердак, заваленный для утепления соломой, сухой листвой, хвойным опадом или сеном и представлявший собой довольно сносное спальное место – хоть и под кровлей, но зато не в тесной избе, а «на воле». В городских и деревенских жилищах помещиков, купцов и мещан из сеней часто поднималась лестница, ведущая в полуэтажную надстройку – мезонин, помещения в котором для дополнительного дохода обычно сдавались внаем. Таким образом, занимающие его жильцы могли существовать в достаточной степени обособленно, не заходя в жилые комнаты хозяев и деля с ними только общую прихожую.
Летом холодные сени использовали для ночлега. Но главным их назначением было предохранить зимой жилые комнаты от ветра, осадков и холода. Чтобы при открытии входной двери студеный воздух не врывался вихрем в сени, а оттуда в дом, выгоняя из него драгоценное тепло, дверные проемы делали небольшими: притолоки занижали, а порог избы (иногда вместе с полом) поднимали на одно-полтора бревна. Так что, входя и выходя из помещений, нужно было не забывать «кланяться». («Ударившись еще раз головой об обе двери в избе и в сенях, Нехлюдов вышел на улицу». Л. Н. Толстой, «Воскресение».)
К слову, бани «по-черному», когда-то повсеместно распространенные в деревнях, первоначально состояли из одного помещения: в нем и парились, и мылись, и развешивали вещи для прожарки, а снимали одежду и одевались перед дверью снаружи. Постепенно к ним тоже стали пристраивать сенцы-предбанник, где можно было отдохнуть после парной и спокойно одеться-раздеться.
В городских и сельских домах сени иногда делались двойными: одна часть была холодной (непосредственно входная зона), а вторая теплой (прихожая). Как правило, теплые сенцы примыкали к кухне и обогревались кухонной печью
Вообще, сенями в старые времена назывались не только передние в жилищах крестьян и простых городских и деревенских обывателей, но и общие прихожие в многоквартирных зданиях, входные зоны в дворянских усадьбах и даже во дворцах. В богатых домах посетители оставляли здесь верхнюю одежду, шляпы и галоши, тут же ожидали своих господ сопровождающие их слуги. Главной фигурой в таких сенях был швейцар, который обычно и жил прямо «при дверях» — в небольшой отгороженной каморке.
Кроме того, сенями по старинке продолжали называть переходы-коридоры внутри дома, отделяющие, например, кухню от столовой, спальню от кабинета, хозяйскую половину от людской. В сельских помещичьих усадьбах, где всё было устроено попросту, в этих проходных сенцах спокойно могли остаться на ночь съехавшиеся на бал соседи. Помните, у Пушкина, после именин Татьяны: «Постели стелют; для гостей / Ночлег отводят от сеней / До самой девичьи * » («Евгений Онегин», гл. 6).
*девичьей
Как входные, так и «внутренние» сени имелись не в одних лишь жилых домах. Они были также в административных учреждениях (присутственные места), конторах, магазинах, школах, ресторанах, театрах, казармах и т. п. В гостиницах и трактирах лакеи раздували здесь самовары, коридорные слуги чистили одежду и обувь постояльцев, а денщики приводили в порядок офицерскую амуницию.
Сени при входе в общественное здание постепенно стали называть вестибюлями, а внутренние сени-переходы превратились просто в коридоры
Что было, то прошло
Классические сени в виде боковой пристройки или перехода между частями здания еще сегодня можно увидеть у старинных домов в деревнях и провинциальных городках. Когда у нас началось массовое дачное строительство (примерно конец 50-х — начало 60-х годов прошлого века), глухие сени преобразились в светлые, но по-прежнему холодные дощатые веранды; переделывали свои жилища по новой моде и в деревнях. Чтобы расширить площадь дома и сделать пристройку пригодной для времяпрепровождения, а не только для хранения садово-огородного инвентаря, ее остекляли и обустраивали здесь, как правило, летнюю кухню с обеденным столом. Обязательно были тут и спальные места для приезжающей на выходные родни, и маленький чуланчик для всякого хозяйственного добра.
Если на даче жили зимой, то сени-веранда исполняли свое исконное назначение — служили промежуточным пространством между улицей и теплым домом, ну и, конечно, прихожей, где снималась грязная обувь. Бывало, летние веранды утепляли, используя для этого доступные на тот момент материалы. У советских дачников это был, например, толстый слой газетной бумаги, гофрокартон с пергамином, засыпка из опилок или керамзита.
В современных загородных домах веранды уже ничем не напоминают старые добрые сени. Их делают просторнее, изолируют эффективными утеплителями и предусматривают здесь отопление. Очень часто помещение имеет сплошное панорамное остекление с дверью в сад, а собственно вход в дом расположен с другой стороны здания. Такие «сени» могут исполнять любую роль — гостиной, столовой, каминной, бильярдной, зимнего сада и пр.
Устройство русской избы внутри и снаружи
В этой статье отслеживается путь развития устройства русской избы как внутри, так и снаружи. В начале ХХ века, в 1916 году член-корреспондент Императорского археологического общества Михаил Витольдович Красовский составил «Курс истории русской архитектуры», материал из которого и послужил для написания статьи. Автор показал развитие древних традиций исполнения крестьянских домов на территории России.
Мы рассмотрим главнейшие типы изб конца XVII века и первой половины XVIII, которые сохранились до начала прошлого столетия или были зарисованы во второй половине ХIX века академиком Львом Владимировичем Далем, а также другими исследователями русского деревянного зодчества.
Что такое изба в архитектуре
Современный архитектурный термин «изба» означает русское традиционное крестьянское жилище срубной конструкции. Но у него есть и другие значения:
Происхождение слова «изба» не ясно, но распространено мнение, что это изменённое древнеславянское «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб. Этого же мнения придерживался и М. Красовский. Однако, в других славянских языках (чешский, польский, словацкий) слово «изба» определяет помещение для хранения имущества и продовольствия, т.е. без очага или печи.
2 способа строительства деревянных жилищ
Славяне избы строили из брёвен, которые укладывали горизонтальными рядами — венцами. На углах они врубались с остатком («в обло») или без остатка («в лапу»). Чем больше венцов, тем выше жилище. Длина стены определялась естественными размерами дерева.
Стены избы, срубленные «в обло»
Рубка без остатка, «в лапу»
В Европе стены бревенчатых домов устраивали из брёвен, расположенных вертикально.
Достоинством данного метода было то, что длина стен могла быть произвольной. Недостатком — то, при усыхании между брёвнами образовывались щели, в которых конопатка (утеплитель: пакля, мох, шерсть) держался плохо.
Метод, практиковавшийся славянами, был лишён этого изъяна. При усадке брёвна опускались одно на другое, что только увеличивало надёжность и плотность швов между брёвнами.
Курная изба
Самый древний вариант жилища — курная изба. Называли её так, потому что внутри устраивали очаг без дымохода.
Дым во время топки окуривал помещение, выходя через дверь, окно и специальное отверстие в крыше — «дымницу». Другие старинные названия этого вида избы — рудная или чёрная. Дымоход появился в XII в.
Дымовые деревянные трубы (дымницы)
В чёрных избах устраивали деревянные трубы («дымницы», «дымники»), удаляющие дым из-под крыши сеней. Трубы эти делали из досок и иногда их украшали резьбой и стамиками (столбиками).
Окна русской избы
Окна русской избы первоначально были волоковыми, в высоту одного бревна. Они закрывались изнутри деревянными задвижками либо сверху вниз, либо справа налево и имели очень малый просвет (задвижки волочили).
Горизонтальное волоковое окно русской избы (Источник: https://elima.ru/)
Волоковое окно русской избы с вертикальной задвижкой. (Источник: https://www.wikiwand.com/ru/
Делали так для того, чтобы рама окна плотно прилегала к проёму в любую погоду (влажной осенью, когда дерево набухает, и сухим летом, когда оно усыхает). Термин «красный» значит красивый.
Каким было косящатое или красное окно
Окно русской избы с переплётом
Резной наличник окна
Вариант красного окна русской избы
Окна амбара деревни Шуньги Олонецкой губернии России
Полы в русской избе
Полы жилых помещений устраиваются или набивные (из земли или глины), или из досок по лагам («мостить по кладям» или брусьям). Если дом был двухэтажный, то полы второго этажа стлали по балкам («по матицам»). В больших избах их делали две, но обычно клалась одна матица.
Матица — это потолочная балка.Направление матицы всегда параллельно входной двери в избу. В середине, а иногда в двух местах, матицы подпираются стойками.
Полы же таких помещений, как большой сенник, делали из тонких бревен («кругляков»), просто притесанных друг к другу.
Кровля русской избы из тёса
Охлупень — толстое выдолбленное бревно, заканчивающееся на фасаде корнем, обработанным в виде коня, оленьей головы, птицы и т.п.
Водотечник — выдолбленное в виде жёлоба бревно, служащее для отвода воды с кровли.
По верхнему ребру охлупня иногда ставили или решетку, или ряд стамиков (№12 на рис. ниже). Стамики имеют древнее происхождение.
Раскольники очень любили украшать ими свои моленные. Во время гонений полиция узнавала их тайные моленные именно по стамикам. Поэтому их стали избегать и стамики вывелись из употребления.
Тесовая кровля русской избы. 1-охлупень; 2-огнивы; 3-причелина; 4-гнёты; 6-князевая слега; 7-повальная слега; 8-повал; 9-водотечник; 10-курицы; 12-стамики; 14-самцы.
Причелина или подкрылка оберегает торцы от загнивания
Загнутые слеги и причелины соломенной крыши
Крыльца русской избы
Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец архитектора Л.В. Даля) выводит от слова «крыло». Это — наружный вход в дом —лестница с пристроем, навесом, или сама по себе; каменная или дощатая площадка перед домом, со ступенями.
3 основных типа крылец
Крыльца русской избы по В. Суслову
Крылец русской избы по В. Суслову
Крыльцо русской избы по В. Суслову
Крыльцо по В. Суслову
Устройство древнерусской избы внутри
Начальной формой древнеславянского жилища был прямоугольный в плане сруб, называемый «клетью». Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от числа их, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называлась совокупность двух клетей, поставленных одна на другую. Нижняя клеть называлась «подклетом» или «порубом».
Устройство клети-истопки по существу везде одинаково. Планировка крестьянского дома была очень устойчивой: под одной крышей возводились собственно изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.
Крестьянская изба в окрестностях города Дерпта (нынешний Тарту в Эстонии)
Пятистенка литовского крестьянина
Планы самых примитивных изб, ещё существовавших на рубеже ХIХ – ХХ веков, привёл историк архитектуры М. В. Красовский. Он отметил, что приёмы строительства жилищ прибалтийских и древнерусских народов совпадают.
«Поэтому мы можем в некоторых случаях найти у них то, что у русских уже исчезло совершенно или в значительной мере изменило свою прежнюю форму.» (М. В Красовский. Энциклопедия древнерусской архитектуры. Деревянное зодчество. С.-П., 1916 г., переизд. 2002, стр. 25)
Внутри избы делали очаг из камней и без трубы (курная изба). Он располагался ближе к двери, чтобы дым выходил через нее в сени. Из сеней дым поднимался на чердак и выходил наружу через дымницы. Около печи и вдоль всей задней стены избы устраивали нары для спанья.
Клеть служила для хранения в ней того домашнего скарба, который может пострадать от дыма, например, сундуков с платьем. В жаркое время года в ней спали.
Как изба, так и клеть, освещались маленькими «волоковыми» окнами, а сени оставались темными. Здание делали «поземным» («на пошве»), то есть ставили непосредственно на земле без фундамента, отчего и полы обычно были из утрамбованной земли или глины.
Что такое сени в избе и зачем они нужны
Сени — это входная часть традиционного русского дома. Это нежилое тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью. В сенях могли устраивать чуланы для хранения добра, снимать верхнюю одежду и обувь, держать какую-нибудь утварь (вёдра, корыта и пр.). Играли роль перехода из одной части дома в другую. Слово произошло от «сень» — защита, покров, убежище (по В. Далю).
Устройство русской избы внутри и снаружи в южной части России
По деталям крестьянские избы Малороссии (современная Украина) являются следующей ступенью развития, но размещение основных частей такое же. На рисунке хата Волынской губернии состоит из пятистенного сруба, большая часть которого отведена под теплое жилье, а меньшая разделена стеной на сени и чулан; к последним примыкает клеть. Печь, хотя и снабжена трубой, но остается по старой памяти у двери.
План крестьянской избы на юге России
На этом плане, мы видим, что изба внутри имеет нары (коник), которые начинаются от печи и переходят в лавки для сидения у двух других стен.
Изба снаружи, у ее отапливаемой части, имеет земляную насыпь — завалинку. Её назначение удерживать тепло, поэтому с тех сторон, где нет окон, завалинка поднимается иногда почти под самую крышу. Для той же цели (сохранения тепла), все жилье несколько вкапывали в землю, так что в сени приходилось спускаться по ступеням.
Красный угол в русской избе
Здесь же можно видеть, что по диагонали от печи находится красный угол. На Руси слово «красный» значило «красивый». Это было самое почётное и торжественное место в избе. Его устраивали ещё в дохристианской Руси для почитания предков, хранения культовых символов и сакральных предметов.
Как продолжение этой традиции, со времён христианства в красном углу ставили иконы, сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальные яйца и другие религиозные предметы. Стены красного угла в большинстве случаев имели окна, т.к. выходили почти всегда на южную и восточную стороны. Под образами ставили стол. В волынском доме его ножки врыты в земляной пол.
Русская изба на юго-востоке России
Более развитый характер имеют старые избы донских казаков в бассейне нижнего и среднего Дона. Основной сруб здесь низкий и делится продольной капитальной стеной на две равные части. В доме были сени (А), кладовая (Б), чистая комната (В), спальня (Д) и кухня (Е). Три последних помещения отапливались одной печью, кроме которой в кухне имелся очаг для приготовления пищи.
План русской избы на Дону
Изба донских казаков
По берегам рек избы ставили на высоких подвалах, чтобы избегать затопления во время разлива. К крыльцам вели лестницы («ступеницы»). Галерейки («опасании») охватывали жилье с трех сторон и имели навесы.
Окна оформляли снаружи наличниками и снабжали для защиты от жгучих лучей южного солнца ставнями. Внешние стены выравнивали толстым слоем глины и белили известью. Крыши делали соломенные или тесовые.
Особенности древнерусской избы снаружи и внутри на подклети
Следующим по степени развития типом избы является тот, в котором всё здание поставлено на подклет. Делали это для облегчения доступа в избу во время зимы, когда на улице много снега. Подклет использовали для склада различных хозяйственных инструментов, хранения продуктов и содержания для мелкого скота.
При наличии подклета появилась необходимость в наружной лестнице ко входной двери сеней. Лестница почти всегда идет вдоль дворовой стены по направлению к улице и покрывается крышей. Такие лестницы называются «крыльцами». Их появление в русском зодчестве М. В. Красовский относит к Х веку, так как слово «крыльцо», и притом именно в этом значении, впервые встречается в летописном сказании об убиении в Киеве Феодора и Иоанна Варягов (первых христианских мучеников на Руси).
Крыльцо крестьянской избы в Нижегородской губернии
Первоначально крыльца делались с боков открытыми, как на рисунке выше. Позже их стали иногда закрывать досками и тогда пришлось отказаться от устройства окон в стене, вдоль которой идет крыльцо. Это нововведение привело к тому, что появилась необходимость повернуть печь хайлом (отверстие для выхода дымовых газов) к уличным окнам, иначе было темно готовить еду.
Но если изба устраивалась курной (без дымохода), то при таком повороте печи дым с трудом уходил из нее в сени. По этой причине печи стали выдвигать хайлом в сени и прорезать стену. Однако, в большинстве случаев, печи в таких жилищах имели трубы и это дало возможность отгородить в избе переборкой особое помещение — «стряпущую» (кухню), как на плане избы ниже.
План и рисунок русской избы Владимирской губернии
Рисунок фасада крестьянской избы Владимирской губернии России
Появляются шкафы, столы и скамьи в стряпущей.
Полати в русской избе
Чтобы спать было теплее, устраивали «полати» — дощатый настил, который представлял собою продолжение верхней поверхности печи. Занимал половину площади избы (не считая стряпущей). Влезали на полати по ступеням, прилаженным к стенке печи.
Задняя изба или чистая половина
Сложившийся таким образом тип избы вполне удовлетворял весьма незатейливым личным потребностям русского крестьянина и его семьи.
Горница: что это такое
Горница — это холодная комната с маленькими окнами и полом, поднятым выше пола главной избы, как на рисунке ниже. Она соединяется непосредственно со стряпущей и подобно ей предоставляется в полное владение баб.
Русская изба в северной и других частях России
В этом доме мы видим светёлку — жилую комнату в чердаке передней избы. Перед ней тянется балкон, явление в устройстве русской избы снаружи сравнительно позднее.
Что такое светёлка
Как выглядела русская изба внутри
Архитектурно-скульптурное убранство русской избы являлось предметом широкого и богатейшего народного творчества — резьбы по дереву, росписи, вышивания и других ремёсел. На видео ниже можно увидеть внутреннее убранство русской избы XVII века.
Несколько труднее представить себе внутренний вид крестьянской избы более раннего времени.
В ХIX веке уже всюду, где живут побогаче, имелись самовары, лампы, бутылки и т.д.. Однако, наравне с этими изделиями городского рынка можно найти еще предметы прежней обстановки и утвари: по местам еще встречались старинного типа лавки, столы, шкапы и полки для икон (божницы), украшенные порезками (резьбой) и росписью.
В наше время, к сожалению, разрушены традиции в строительстве жилых построек, культура обработки дерева, утрачены смелые конструкторские и инженерные приемы, увеличивающие долговечность деревянных зданий. Но мы можем воссоздать устройство русской избы внутри и снаружи, чтобы понять собственную природу и культуру.
Пишите комментарии.
Забирайте статью к себе на стену в соцсетях или в закладки, чтобы не потерять.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях