что такое семья простыми словами для детей
Что такое семья для ребенка?
Семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности. Это те отношения, которые ребенок получает в первые три года жизни, когда он уже может различать то, кто и как к нему относится, кто и что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте ребенок столкнется с большими трудностями.
Семья это основа чувства защищенности. Это чувство развивается на основе привязанностей, — в результате у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, поскольку семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Если нет чувства защищенности, ребенок после трех лет цепляется за мать, не может ее отпустить, нуждается постоянно в ее физическом присутствии.
Семья это модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который в свою очередь зависит от родителей. Родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в нем желание учиться. На это влияют беседы с детьми, общие занятия, интересы, времяпрепровождение, увлечения. Беседы в виде диалогов способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка.
Ребенок обучается у родителей всему, путем наблюдения, поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет большую роль.
Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):
В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка). Типология Аллы Баркан:
Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в асоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям.
Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.
Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, он не знает заботы, ласки, его все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:
Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
Трон принца. Чаще в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека
Семья (семейный союз) – это основа любого общества, важная составляющая в жизни человека. Именно в этой общественной ячейке формируется гармоничная личность. Семья придаёт человеку уверенность, чувство опоры, знание того, что в этом огромном мире есть люди, которые ждут, любят и принимают члена семьи с его личными особенностями, достоинствами и недостатками.
В статье рассмотрим вопросы, что такое семья с точки зрения различных наук, уклад русских семей в истории, какие существуют в настоящее время семейные традиции, а также роль семьи в обществе и в жизни отдельной личности.
Понятие семьи
Семья – это общественная единица (ячейка), которая связывает двух людей совместным ведением быта и выстраиванием отношений на уровне закона.
Понятие «семья» изучается разными науками, поэтому существует множество толкований этого термина.
Возникновение семьи как общественной единицы
Русское понятие «семья» имеет славянское (и, соответственно, индоевропейское) происхождение. Оно восходит к значению территориальной общности.
В старославянском и древнерусском языках имелось также слово «сѣмия»,обозначающее семью в целом (под этот термин попадали все члены рода, которые проживают совместно), а также челядь, холопов, домочадцев.
Когда точно появился первый семейный союз – неизвестно. Точно можно сказать, что на заре эволюции человек предпочитал вести одиночный образ жизни. Но когда люди поняли, что в группе выживать проще, начали появляться первые ячейки – прообразы семьи.
Древние женщины переключили своё внимание с альфа-самцов на мужчин-добытчиков, которые помимо потомства могли обеспечить ещё и безопасный быт.
До Великой Отечественной войны в России преимущественно проживали патриархальные семейные союзы. В них главой признавался мужчина, ему подчинялись все остальные члены ячейки.
После войны доминирующую роль заняла детоцентристская семья, для которой главной ценностью были дети (отсюда и стремление сохранить брак ради благополучия чад).
И.С. Кон в своих трудах пишет, что русские матери и жёны в дореволюционной России были сильными личностями. В классической литературе встречаются высказывания о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».
Относительно недавно в российском обществе возник супружеский союз, доминантой в котором являются равноправные отношения. Стабильность брака напрямую зависит от качества отношений между супругами, а качество этих отношений зависит от желания и стремления партнёров работать над ними.
Признаки семьи
Семью как общественную единицу определяет несколько признаков:
Некоторые включают в этот список ещё и наличие ребёнка или нескольких детей, но в современной модели супружеского союза этот пункт не является обязательным или определяющим.
Психологи-практики и социологи рассматривают семью также как малую группу. Рассмотрим на картинке ниже функции с точки зрения малой группы.
Кто считается семьёй: состав
Состав семьи (с точки зрения закона) выглядит следующим образом:
При этом факт совместного проживания на деле значения не имеет. Дети продолжают оставаться членами одной семьи даже по достижении совершеннолетия. Однако и здесь есть свои нюансы. Дети старше 18 лет в семье военных не входят в состав по закону. Бывшие супруг или супруга, сожители (гражданские супруги) не являются членами семьи.
Основные функции
Рассмотрим шесть основных функций семьи, которые часто упоминаются в учебниках психологии и социологии.
Типы, формы и виды семей
Ресурсы семьи
Словосочетание «семейные ресурсы» подразумевает всё то материальное, что удаётся накопить супругам и их детям в течение совместной жизни. Это и имущество, и материальные блага, и прочее.
Всё перечисленное делят на категории.
Права членов семьи
Отдельно стоит упомянуть и правовые особенности семейных отношений:
Регулируются взаимоотношения внутри семьи правом и юридическими нормами. В России считается официальным только брачный союз, который был заключён в органах ЗАГСа, там же или в суде происходит и расторжение союза.
Семейные права не могут передаваться третьим лицам (т. е. всё распределено в субъективном составе семьи: супруги, дети, родители).
Ценностный аспект
Ценности семьи невозможно описать словами. Проще всего привести в пример ребёнка. Первое слово, которое он произносит, это «мама», он совершает свои первые шаги, учит алфавит, познаёт мир. И всё это при помощи родителей, которые отдают ему всё, что у них есть – нежность, ласку, любовь, умения, знания.
Именно семья прививает моральные ориентиры, передаёт традиции, способствует познанию окружающего мира. Значимость семейных отношений неоценима для ребёнка, он даже не может осознать, насколько для него важна полная семья, пока не повзрослеет.
То же самое касается и взрослых людей. Для каждого семья и дом – это два основополагающих понятия, которые помогают не сбиться с пути. Это эмоциональная, материальная, моральная поддержка, которую не смогут заменить другие общественные институты.
Коротко о традициях
Семейными традициями называют принятые в семье нормы, принципы поведения, взгляды, обычаи, которые передаются от старшего поколения к младшему. Наличие парадигмы таких явлений является признаком того, что отношения внутри семейного союза выстраиваются здоровым и полноценным образом.
Однако не только в этом важность обычаев семьи. Это ещё и часть масштабного механизма передачи основ жизненного уклада, морали, отношений между людьми следующему поколению, передачи законов внутрисемейного взаимодействия, правил, законов, принципов отношений. Они преобразуются и дополняются собственными внутрисемейными элементами.
Несмотря на то, что в течение всего времени существования семьи, брачные и семейные традиции постепенно вытеснялись унифицированными требованиями, менялись в связи с изменениями среды, принципов воспитания, общественных укладов, многим удалось сохранить монументальные обычаи и передать их своим потомкам.
Сегодня молодёжь вновь возвращается к традициям, начинает интересоваться своими корнями, происхождением предков. Это может быть связано с разобщённостью людей, с распространением «онлайн-жизни», в которой нет привязки к реальности и историчности.
Традиции помогают сблизиться родным, делают семью семьёй, а не просто группой людей, объединёнными кровными или брачными узами.
День семьи в России
Ценности семейных взаимоотношений посвящено в стране сразу несколько праздников.
Заключение: роль семьи в жизни человека
Огромное влияние семейная ячейка оказывает на детей, ведь в ней будущее поколение имеет возможность формирования нравственных и моральных ориентиров, жизненных ценностей, представлений о мире.
Основной морально-нравственный «скелет» закладывается у ребёнка именно в семье, хотя существуют другие общественные и образовательные институты (детский садик, школьные учреждения или различные творческие секции). Играют роль не только базовые знания, которые закладывают мама и папа в ребёнка, важны и отношения между самими родителями.
Проповедование любви, уважения, поддержки, дружбы, верности должно подкрепляться личным примером. Только так появится возможность сформировать целостную личность ребёнка.
И родители, и родители родителей способны оказать на формирование личности ребёнка огромное влияние. Они закладывают следующие умения и ценности:
Только в окружении близких и родных людей человек может чувствовать себя в безопасности. Он понимает, что он нужен, а это рождает уверенность в себе. А уверенный в себе человек способен справиться с любыми трудностями, преодолеть все неудачи.
Семья: что это такое
Возникновение семьи как общественной единицы
Русское понятие «семья» имеет славянское (и, соответственно, индоевропейское) происхождение. Оно восходит к значению территориальной общности.
В старославянском и древнерусском языках имелось также слово «сѣмия»,обозначающее семью в целом (под этот термин попадали все члены рода, которые проживают совместно), а также челядь, холопов, домочадцев.
Когда точно появился первый семейный союз – неизвестно. Точно можно сказать, что на заре эволюции человек предпочитал вести одиночный образ жизни. Но когда люди поняли, что в группе выживать проще, начали появляться первые ячейки – прообразы семьи.
Древние женщины переключили своё внимание с альфа-самцов на мужчин-добытчиков, которые помимо потомства могли обеспечить ещё и безопасный быт.
До Великой Отечественной войны в России преимущественно проживали патриархальные семейные союзы. В них главой признавался мужчина, ему подчинялись все остальные члены ячейки.
После войны доминирующую роль заняла детоцентристская семья, для которой главной ценностью были дети (отсюда и стремление сохранить брак ради благополучия чад).
И.С. Кон в своих трудах пишет, что русские матери и жёны в дореволюционной России были сильными личностями. В классической литературе встречаются высказывания о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».
Относительно недавно в российском обществе возник супружеский союз, доминантой в котором являются равноправные отношения. Стабильность брака напрямую зависит от качества отношений между супругами, а качество этих отношений зависит от желания и стремления партнёров работать над ними.
Что такое семья простыми словами?
В житейском плане семья представляет собой людей, которые проживают на одной территории. А в дореволюционной России количество членов семьи определяли по числу «едоков», обедающих за одним столом.
Институт семьи в нашей стране почти всегда был под пристальным вниманием. Заключение брака исторически определялось светскими и церковными нормами права. В современной системе семейного права определение слова «семья» выглядит так — это круг лиц, которые связаны правами и обязанностями на основе родства, брака и усыновления.
Семья – это школа
В этой школе обучают принципам взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей, старших по возрасту и младших.
Здесь закладываются основы характера. У детей до 6 – 7 лет модель отношений уже устанавливается на всю жизнь.
Эта школа обучает самым необходимым предметам в жизни: прощению, дружбе, заботе, состраданию, нежности, пониманию, трудолюбию. Но школа может обучить и раздражению, грубости, упрямству, вранью, невоздержанию, жестокости.
«Забота и привязанность, проявляемые к зависимым от нас детям, удаляют из нашего естества грубость, делают нас любящими, сострадательными и оказывают влияние на развитие благородных свойств нашего характера».
Семья – это больница
Здесь можно излечиться от разных заболеваний. Самое сильное лекарство, которое применяют в этой больнице – любовь!
Духовное исцеление – один упал, другой может помочь с любовью.
Физическое исцеление – болеть даже гриппом, когда за тобой с любовью ухаживают и можно быстрее выздороветь. Дети это особенно чувствуют, даже совсем маленькие, грудные. Они быстрее развиваются, если рядом родители, которые прикасаются, целуют и обнимают.
Нравственное исцеление – Муж и жена, молясь друг о друге, помогают избавиться от недостатков характера, терпеливо переносят неудачи.
Семья – это мастерская
Здесь с детства обучают навыкам ведения хозяйства. Родители обязаны научить этому своих детей. Ленивые дети – результат некачественного обучения в семье.
Здесь детей обучают умению вести семейный бюджет. Этому умению нужно обучать уже с трех лет, когда ребенок может вложить в конверты деньги, предназначенные для разных целей – на храм, приношения, счета за квартиру, на бензин, на еду, на одежду и т. д.
Обучение аккуратности и чистоплотности и разным бытовым умениям: девочек – варить, мыть посуду, печь, мыть полы, убирать в доме. Мальчиков – пользоваться различными инструментами в хозяйстве, работать на огороде, исполнять простые плотницкие и столярные работы.
Что такое семья для детей?
Значение семьи для человека меняется на разных стадиях жизни. Семья для ребёнка — это среда, где он растёт и развивается в физическом и эмоциональном смысле. Семья для малыша — это место, где он начинает познавать мир и делать первые шаги.
Вспомните себя маленьким или задумайтесь, наблюдая за своим ребёнком, что такое семья глазами детей. Сразу после рождения малыш беспомощен, его жизнь зависит от тех, кто рядом, от членов семьи. Через год-два ребёнок уже осознаёт своё положение в семье и чувствует, как к нему относятся мама и папа. Для нормального развития и душевного комфорта детям очень важно ощущать, что они любимы и значимы для других членов семьи. В этот момент у маленького человечка закладывается основа для будущих отношений с людьми. Добрые отношения с мамой и папой формируют развитие в ребёнке высокой самооценки и делают его открытым в общении с другими людьми.
Бывает и так, что в семье присутствует буквально «культ» ребёнка, и все члены семьи сосредоточены вокруг малыша. В этом случае семья глазами ребёнка выглядит как мир, который вращается исключительно вокруг него, даёт чувство безопасности и повышает самооценку. В подобных случаях семья своим отношением влияет на то, что ребёнок перестаёт чувствовать интересы других людей, таким детям бывает сложно вписаться в нормы общепринятого социального поведения.
Детские психологи считают, что детям нужно рассказывать о том, что мама, папа, бабушка, дедушка — это самые близкие для него люди, семья — это надёжное пристанище, а дом — это место, где человека всегда ждут. Родителей интересует, как объяснить ребёнку, что такое семья. Можно это сделать на примере книг, заостряя внимание на описании семьи.
Например, большая итальянская семья Чиполлино, где у лукового мальчика были мама, папа и семь братьев, и все в этой большой семье заботились друг о друге. Или русская сказка «Три медведя», где все и всё на своих местах: у папы самая большая кровать и ложка, у мамы-медведицы — поменьше, а у маленького Мишутки — и кроватка, и ложечка были совсем маленькие, как и сам Мишутка. Но бывает и другой формат семьи, и о нём тоже нужно говорить. У Буратино был только папа Карло, а у Красной Шапочки — мама и далеко живущая бабушка.
Любое стихотворение о маме, папе, бабушке или дедушке не только тренирует память, но и помогает объяснить ребёнку, что такое семья, на примере. Полезно рассказывать детям об истории вашей семьи: как все радовались появлению малыша, кем работала бабушка, где познакомились мама и папа, какие успехи у старших братьев и сестёр. Можно вместе с детьми создать своеобразное портфолио семьи — генеалогическое дерево с фотографиями родственников.
Развиваясь, ребенок быстро понимает, что такое семья. Но определение для детей не будет полным и понятным, если о понятии семьи он узнаёт лишь из разговоров. Важно всячески демонстрировать семейные ценности и традиции: сбор всей семьи за обедом, отметки в календаре всех дней рождений родственников, не забыть позвонить бабушке и т. д.
Семья: зачем нужна человеку
Что такое семья и зачем же она нужна человеку? Специалисты утверждают, что психология человека создана таким образом, что каждому нужны близкие люди (муж, жена, родители, а также другие родственники), которые будут дарить ему любовь, а взамен он будет платить той же монетой. У каждого человека есть потребности и семья способна удовлетворить не только материальные и физические, но и духовные потребности.
Во время образования семейных уз духовная составляющая занимает первое место, ведь два человека влюбляются и им нравится совместное времяпрепровождение. В этот момент они могут делиться переживаниями, а также сокровенными тайными и мыслями, в том числе. Если у человека есть семья, тогда он получает всё необходимое, а именно любовь, поддержку во всех её проявлениях, а также понимание, без которого трудно существовать в обществе.
Существуют долголетние союзы, которые прожили много лет душа в душу и их наградой является настоящая любовь. Вот только статистика пугает, ведь многим бракам свойственно распадаться на этапе притирки, так как в этот момент происходят бесконечные и тяжело решаемые конфликты.
Виды семей и их характеристика
Важно рассказывать ребёнку, какие семьи бывают по количеству детей: многодетные (три и более ребёнка), малодетные (один-два ребёнка) и что семья без детей — это тоже семья (бездетная или инфертильная).
Ещё одна характеристика семьи — по типу воспитания.
Либеральная: в основе — самоопределение личности, независимо от традиционных устоев.
Демократическая: члены таких семей проявляют внимание и участвуют в жизни других людей.
Авторитарная: строится на непререкаемом авторитете старших родителей.
По численному составу семьи делятся на:
Виды семьи делятся «по возрасту».
Молодая семья — это отношения, которые формируются и проходят адаптацию в первые несколько лет супружества. Сегодня молодые семьи принято делить на:
Семья среднего супружеского возраста — в таких «коллективах» выработаны и сложились семейные правила и стереотипы.
Пожилая семья — в основном, это зрелая пара, на пенсии, проживающая отдельно или вместе со взрослыми детьми.
Ниже дополнительно приведены научные виды семьи и их характеристика — по тому, как распределены домашние обязанности в «ячейках общества».
Существует много различных классификаций, определяющих типы и виды семьи. Исторически семья эволюционировала, менялся её формат по такому параметру как — половые отношения между членами:
В современном мире также наблюдается тенденция к добрачным союзам — гражданским бракам как репетиции возможного будущего законного брака. Фактически это та же семья, но без документа о браке. Отношения к гражданским бракам в обществе разные, одним из преимуществ «пожить до свадьбы» называют положительное влияние на динамику разводов.
Тема современной семьи будет не полной, если не затронуть вопрос однополых браков, которые разрешены в ряде стран.
Самые большой спор у представителей консервативных и либеральных сил возникает относительно права однополых пар усыновлять детей, и насколько эти усыновлённые дети смогут стать полноценными членами общества.
Кто считается семьёй: состав
Состав семьи (с точки зрения закона) выглядит следующим образом:
При этом факт совместного проживания на деле значения не имеет. Дети продолжают оставаться членами одной семьи даже по достижении совершеннолетия. Однако и здесь есть свои нюансы. Дети старше 18 лет в семье военных не входят в состав по закону. Бывшие супруг или супруга, сожители (гражданские супруги) не являются членами семьи.
Ресурсы семьи, их виды
Это понятие включает в себя материальные ценности, имущество и источники дохода членов семьи. Семейные ресурсы делятся на несколько видов:
Финансовые
Наличные деньги, банковские вклады, акции, ценные бумаги, заработные платы и социальные пособия.
Материальные
Имущество в виде недвижимости, автомобилей, бытовой техники, ювелирных украшений и других ценных вещей.
Трудовые
Все члены семьи так или иначе выполняют трудовые обязанности. Взрослые делают основную работу, дети им помогают.
Информационные или технологические
Каждое домашнее дело выполняется по некой технологии. Например, родитель что-то делает и на своём примере обучает тому же ребёнка.
Ресурсы помогают решать семейные и бытовые проблемы, удовлетворять человеческие потребности и достигать определённых целей.
Ценности семьи
В понимании каждого семья для человека – это маленький мир с определенным укладом, традициями и ценностями, с помощью которых эта система формируется, развивается и функционирует. Существуют так называемые базовые ценности, присущие большинству семей во всем мире. К ним можно отнести:
К тому же понятие того, что такое дружная семья, может включать себя один из двух типов ценностей:
Психологический климат
Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.
Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.
Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи. В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа. Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека – первостепенное.
А какова роль семьи для ребенка?
Семья – то место, где малыш произнес слово «мама», сделал первые шаги. Родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, заботу, ласку, любовь, прививают духовные и моральные принципы, учат познавать мир. Малыш сможет оценить ее роль в своей жизни, только будучи взрослым. Но родители должны рассказывать и демонстрировать значимость семьи, чтобы ребенок знал, что всегда может обратиться к ним за помощью и поддержкой. Понимание того, что он имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.
Основы семейного воспитания
В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.
Родительский контроль
При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.
Родительские требования
Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.
Способы общения с ребенком
Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.
Эмоциональная поддержка
Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.
Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).
Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.
Особенности и проблемы института семьи на современном этапе жизни общества
Несмотря на стремительное течение времени, основополагающие признаки семьи остаются неизменными. Тем не менее некоторым корректировкам подлежат особенности данного института, кроме того, на сегодняшний день отмечается тенденция роста проблем, присущих современной ячейке общества. Важными характеристиками семьи сегодня является ее нуклеарное «содержание» (семейное ядро составляют исключительно жена, муж и дети), а также эгалитарность (основой такой семьи считается равноправный и добровольный, независимый от материальных расчетов и чужого мнения, союз мужчины и женщины). Кроме того, ячейка общества является экзогамной, то есть подчиняется запрету на браки кровных родственников, и «симметричной», в которой работают оба супруга.
Основные проблемы современной семьи
Среди основных проблем, зачастую возникающих на современном этапе жизни общества, следует выделить более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи, увеличение количества разводов, а также превращение брака из экономического института в морально-правовой (вследствие научно-технологической революции). Чтобы решить данные проблемы, современное общество должно приложить немало усилий, ведь с каждым годом ситуация только усугубляется. Всем известно, что каждая пара проходит несколько этапов развития (касательно личных отношений). Таким образом, переход с одного уровня на другой, как правило, сопровождается серьезным кризисом, который в силах преодолеть только самые мудрые и сильные люди. Сегодня даже невозможное возможно. А значит, нужно верить и действовать!
Как создать свою крепкую ячейку общества
Семейные отношения не являются каким-то инстинктом, биологическим побуждением. Поэтому нельзя создавать семейные группы лишь по той причине, что «так положено». К вступлению в семейные отношения нужно тщательно готовиться, причём как с психологической стороны, так и с материальной.
Что же нужно, чтобы «ячейка общества» была крепкой:
Чтобы не вредить себе, своему партнёру и будущим детям, необходимо помнить, что семейные отношения не являются чем-то обязательным. «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына» – этот принцип больше не является актуальным; да и в прежние времена его актуальность была вынужденной. Если ты не готов вступать в семейные отношения, то лучше этого и не делать. В самом деле, бытие человека не ограничивается семейным кругом, ведь он является частью «большого» общества и может реализовать себя в малых группах различного типа.
Сегодняшнее общество вступило в ту стадию, когда для его дальнейшего функционирования и развития необходимо своеобразное разделение труда: часть людей вступает в браки и занимается продолжением рода, а остальные обеспечивают подрастающее поколение товарами, знаниями, защитой от естественных (болезни, стихийные бедствия) и искусственных (военное вторжение) напастей, открывают для него новые возможности. Воспитание детей и их социализация становится делом коллективным. Роль биологических родителей при этом снижается, поскольку «человеком разумным» не рождаются, а лишь становятся, если дети попадают в правильное окружение.
Настоящее признание эта идея обретает только сейчас, хотя о ней люди задумывались ещё в древности. Подобные мысли развивает, к примеру, супруг Анны Карениной в романе Льва Толстого. В раннем христианстве хождение имели самые разные радикальные концепции, и некоторые общины проповедовали полный отказ от брака и семейных отношений: дети, по их мнению, должны рождаться в свободных отношениях и воспитываться всем обществом. К сожалению, впоследствии этим идеям в рамках новой религии не суждено было реализоваться: при становлении христианства как государственной религии, то есть как имперской идеологии запугивания народных масс и манипулирования ими, брак и семейные отношения были «освящены» церковью, а свободные отношения провозглашены грехом. Таким же образом были законсервированы взгляды на предназначение человека: отныне главным долгом человека было провозглашено биологическое размножение, приращение биомассы, а все остальные возможности личности были объявлены «суетой». Бездетность не одобрялась, а большое количество детей, наоборот, поощрялось.
Однако отголоски общинного воспитания и разделения труда продолжали функционировать. Особое значение придавалось «крёстным родителям», духовным отцам и наставникам, задачей которых было духовное просвещение «сыновей» и «дочерей», их социализация, преподавание им наук и искусств. Биологическим же родителям было достаточно обеспечить первичные потребности детей, таких как пища или жильё. На практике реализация этого принципа получилась далеко не идеальной: хороших наставников имели лишь дети привилегированных родителей, представителей высших сословий и классов, а для обычных людей наличие «крёстных родителей» чаще всего было формальностью или мистическим ритуалом; «крёстными» становились случайные знакомые, независимо от их знаний, навыков и морально-нравственных качеств.