что такое семья определение для детей дошкольного возраста

Что такое семья для ребенка?

Семья обес­пе­чи­вает эмо­ци­о­наль­ные связи и при­вя­зан­но­сти. Это те отно­ше­ния, кото­рые ребе­нок полу­чает в пер­вые три года жизни, когда он уже может раз­ли­чать то, кто и как к нему отно­сится, кто и что для него делает, в каких усло­виях он живет. Эти ран­ние при­вя­зан­но­сти закла­ды­вают основу его буду­щих отно­ше­ний с дру­гими людьми, по образу и подо­бию отно­ше­ний в семье. Если в дет­стве не уда­лось создать такие отно­ше­ния, то в стар­шем воз­расте ребе­нок столк­нется с боль­шими трудностями.

Семья это основа чув­ства защи­щен­но­сти. Это чув­ство раз­ви­ва­ется на основе при­вя­зан­но­стей, — в резуль­тате у ребенка созда­ется или не созда­ется чув­ство тре­воги, уве­рен­но­сти, защи­щен­но­сти, поскольку семья обес­пе­чи­вает без­опас­ность ребенка при вза­и­мо­дей­ствии его с внеш­ним миром. Это чув­ство защи­щен­но­сти необ­хо­димо ребенку при иссле­до­ва­нии окру­жа­ю­щего мира, и на основе этого ребе­нок обу­ча­ется адек­ватно реа­ги­ро­вать на те или иные ситу­а­ции. Род­ные и близ­кие явля­ются уте­ши­те­лями в минуты горя или болезни. Если нет чув­ства защи­щен­но­сти, ребе­нок после трех лет цеп­ля­ется за мать, не может ее отпу­стить, нуж­да­ется посто­янно в ее физи­че­ском присутствии.

что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Картинка про что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста

Семья это модель пове­де­ния и меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. Ребе­нок копи­рует пове­де­ние взрос­лых, и это про­ис­хо­дит как неосо­знанно в млад­шем воз­расте, так и осо­знанно в стар­шем, что в итоге явля­ется одним из необ­хо­ди­мых эле­мен­тов лич­но­сти — иден­ти­фи­ка­ции. При­мер роди­тель­ского пове­де­ния очень важен как модель реа­ги­ро­ва­ния в стрес­со­вой ситу­а­ции. Роди­тели же в реаль­но­сти часто гово­рят одно, а делают дру­гое. Это может при­ве­сти к непри­я­тию, раз­ви­тию отри­ца­тель­ного пове­де­ния, к отри­ца­тель­ному фор­ми­ро­ва­нию характера.

Семья как источ­ник при­об­ре­те­ния жиз­нен­ного опыта. Интел­лект зави­сит от наслед­ствен­но­сти и от соб­ствен­ного жиз­нен­ного опыта ребенка, кото­рый в свою оче­редь зави­сит от роди­те­лей. Роди­тели должны научить ребенка учиться, обре­тать опыт, вос­пи­ты­вать в нем жела­ние учиться. На это вли­яют беседы с детьми, общие заня­тия, инте­ресы, вре­мя­пре­про­вож­де­ние, увле­че­ния. Беседы в виде диа­ло­гов спо­соб­ствуют раз­ви­тию мыш­ле­ния, из бесед дети полу­чают необ­хо­ди­мые зна­ния, речь роди­те­лей слу­жит образ­цом речи для ребенка и фор­ми­рует харак­тер речи ребенка. Пове­де­ние роди­те­лей явля­ется образ­цом соци­аль­ного пове­де­ния для ребенка.

Ребе­нок обу­ча­ется у роди­те­лей всему, путем наблю­де­ния, поощ­ре­ния и нака­за­ния. Сте­пень сво­боды, кото­рую допус­кают роди­тели по отно­ше­нию к ребенку, тоже играет боль­шую роль.

Для детей очень важ­ной явля­ется эмо­ци­о­наль­ная обста­новка в семье. Наи­бо­лее типич­ные роли ребенка в семье (роль – набор шаб­ло­нов в поведении):

В неко­то­рых схе­мах в основе лежит эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние роди­те­лей (при­ня­тие или непри­ня­тие роди­те­лями ребенка). Типо­ло­гия Аллы Баркан:

что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Картинка про что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Фото что такое семья определение для детей дошкольного возрастаГипе­ро­пека. Роди­тели дик­туют каж­дый шаг ребенку, кон­тро­ли­руют его, про­ве­ряют. Дети при­вы­кают пови­но­ваться, они при­вы­кают к тому, что за них все решают и все про­ду­мы­вают. Такие дети без­вольны, безы­ни­ци­а­тивны, склонны к алко­го­лизму и нар­ко­ма­нии (без­во­лие в асо­ци­аль­ной ком­па­нии). Могут объ­яв­лять бой­коты родителям.

Гипо­опека. Ребе­нок предо­став­лен сам себе, ощу­щает себя ненуж­ным, нелю­би­мым, вынуж­ден сам забо­титься о себе. Потреб­но­сти детей не удо­вле­тво­ря­ются, у них не хва­тает игру­шек, книг и т.д. Край­няя форма – бес­при­зор­ность. Это основ­ной источ­ник попол­не­ния пре­ступ­ных груп­пи­ро­вок, где суще­ствуют неглас­ные законы – кто силь­нее, тот и прав.

Кумир семьи. На пер­вый взгляд ребе­нок кажется люби­мым, им вос­тор­га­ются, выпол­няют любые его жела­ния. Такие дети верят в свою исклю­чи­тель­ность, пре­вос­ход­ство над дру­гими. Они эго­и­стичны, при­вы­кают потреб­лять и не отда­вать ничего вза­мен. Отстают от сверст­ни­ков в плане само­об­слу­жи­ва­ния, необъ­ек­тивно оце­ни­вают себя и окру­жа­ю­щих. Выходя в жизнь, не могут впи­саться в иерар­хию под­чи­не­ния, им трудно адек­ватно вести себя. Также воз­ни­кают затруд­не­ния с уста­нов­ле­нием нор­маль­ных отно­ше­ний с лицами дру­гого пола и как след­ствие, труд­но­сти с созда­нием семьи. Они часто инфан­тильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если роди­тели вкла­ды­вают в них опре­де­лен­ные навыки.

Золушка. Ребенка пери­о­ди­че­ски оскорб­ляют, уни­жают, он не знает заботы, ласки, его все время про­ти­во­по­став­ляют дру­гим, более хоро­шим детям. Ребе­нок ста­ра­ется делать все, чтобы соот­вет­ство­вать иде­алу и уго­дить роди­те­лям, но нико­гда не полу­чает поощ­ре­ния. Ребе­нок счи­тает себя обу­зой. Чаще всего такие дети ухо­дят в мир фан­та­зий, туда, где все про­блемы реша­ются как в сказке. Такие дети в жизни не ини­ци­а­тив­ные, тихие, дей­ствуют по прин­ципу «лишь бы уго­дить», редко доби­ва­ются в жизни чего-либо существенного.

Повы­шен­ная мораль­ная ответ­ствен­ность. На плечи ребенка воз­ла­га­ется ответ­ствен­ность, не соот­вет­ству­ю­щая воз­расту. Чаще всего это бывает, когда роди­тели видят в ребенке реа­ли­за­цию своей мечты, или когда на ребенка воз­ла­га­ется ответ­ствен­ность за более млад­шего или за пре­ста­ре­лого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:

Вос­пи­та­ние в культе болезни. В слу­чае если ребе­нок сам болеет или если роди­тели видят в нем болез­нен­ного ребенка – исполь­зо­ва­ние создав­шейся ситу­а­ции, дети вхо­дят в состо­я­ние болезни и шан­та­жи­руют роди­те­лей. Болезнь вос­при­ни­ма­ется как при­ви­ле­гия, даю­щая осо­бые права. Ребе­нок спе­ку­ли­рует этим, может стать тира­ном для роди­те­лей. Когда в семье болен (или счи­та­ется боль­ным) кто-то из чле­нов семьи – все пля­шут вокруг этого чело­века, ему под­чи­нен весь режим. У ребенка фор­ми­ру­ется опре­де­лен­ное отно­ше­ние к болезни и к жизни.

что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Картинка про что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Фото что такое семья определение для детей дошкольного возрастаТрон принца. Чаще в обес­пе­чен­ных семьях, где роди­тели заняты добы­ва­нием мате­ри­аль­ных благ и вре­мени на вос­пи­та­ние ребенка нет. Как ком­пен­са­ция – зада­ри­ва­ние ребенка. Такие дети чаще всего про­те­стуют про­тив того, что было свя­тым для роди­те­лей. Они идут своей доро­гой и часто губят все то, чего доби­лись роди­тели. Если такие дети и выби­рают путь по сто­пам роди­те­лей, то часто ока­зы­ва­ются неспособными.

Про­ти­во­ре­чи­вое вос­пи­та­ние. Может быть два вари­анта: про­ти­во­ре­чи­вость между раз­ными роди­те­лями, напри­мер, мама гово­рит одно – папа дру­гое, или мама одно – бабушка дру­гое. Вто­рой вари­ант – про­ти­во­ре­чи­вость в тре­бо­ва­ниях одного роди­теля. Такому ребенку при­хо­дится самому опре­де­лять что можно, а чего нельзя. Ему непо­нятно кого слу­шать, кому уго­ждать, все это спо­соб­ствует раз­ви­тию невроза.

Источник

Семья для ребенка

Семья для ребенка

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания — это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский

Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка. Это знают, пожалуй все. Однако, мало что меняется в самом качестве семейного воспитания. Все изменения в отношениях семьи с ребенком, в основном, связаны с ориентацией взрослых на более раннее и более сложное образование и развитие малышей.

что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Картинка про что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста

Семья для ребенка

Родители стремятся дать всевозможные знания ребенку, практически с пеленок. При этом ответственность за образование ребенка родители, как правило, предпочитают возлагать на всевозможные центры развития ребенка, учебные заведения. Многие семьи, руководствуясь определенным направлением в воспитании и развитии детей, которых сегодня тоже великое множество, делают его предметом семейного воспитания.

Все знают и понимают, что семья незаменима для развития ребенка. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Материал по теме:

Но что делать, для того чтобы семья стала заниматься своими непосредственными задачами и как ей в этом помочь, — пока не совсем ясно. Такое противоречие не случайно. Само понятие «семья» у современных родителей определяется совершенно по-разному. Для кого-то семья это ведение совместного хозяйства независимо от того, состоят ли родители в официальном браке. Другие считают, что семья — это законный брак. Третьи уверены в том, что не благословлено церковью, семьей назвать нельзя. Четвертые утверждают, что ни о какой семье не может идти речи, если нет детей. Бывает так, что все вроде бы есть: и брак оформлен, и дети есть, но каждый живет своей собственной жизнью нет единой концепции семьи.

Даже для взрослых людей вопрос о том, что такое семья, является не простым. Характеристик семьи с точки зрения ребенка значительно больше, и у них есть некоторые закономерности. Что такое семья для ребенка?

Семья для ребенка дошкольного возраста:

это обязательное наличие ребенка в семье, а вот членами семьи они могут считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина подруга, папин приятель или, например, рыбка. Ребенок — дошкольник, главным качеством члена семьи считает непосредственное отношение к нему. Если речь идет о сказочных персонажах, то дошкольники относят к своей семье тех, кто непосредственно связан с героем-ребенком. По той же причине многие дошкольники часто «вычеркивают» из семьи тех, кто, как им кажется, мало с ними связан.

это совместное пространство, где обитают ее члены. Именно поэтому членом семьи может оказаться кошка, живущая в той же квартире, а бабушка или кто-то из родителей, живущие отдельно, в члены семьи не попадает.

это общая жизнь, которая объединяет действия ее членов. Например, если семья ждет гостей, то бабушка пылесосит, мама печет пирог, папа уехал за продуктами, а ребенок накрывает на стол. Для ребенка — дошкольника семья, это наличие общего смысла деятельности. Если разные люди выполняют отдельные действия, которые, по мнению ребенка, никак не связаны между собой, то это может быть чем угодно, но семьей в сознании ребенка не является. Если дошкольник ощущает внимание к себе со стороны членов семьи, наблюдает своих близких в общем пространстве и, наконец, осмысляет и оценивает разнообразные действия членов семьи как такие, с помощью которых все они реализуют общие цели и задачи, общую для них жизнь, он воспринимает свою семью как семью.

Только такая семья является для ребенка — дошкольника благоприятной средой, которая способствует его полноценному психическому и личностному развитию.

Многие родители стараются оградить ребенка от общих дел, не привлекают его к совместным действиям, ребенок живет в своего рода изоляции от того, что по мнению ребенка является семьей. В других случаях семейная жизнь может провоцировать возникновение проблем в поведении и развитии малыша, общении с окружающими.

Влияние семьи на развитие ребенка

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Источник

Конспект занятия «Семья» для детей 5–7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Конспект занятия

по теме: «Моя семья» 5-7 лет

Гапоненко Екатерина Васильевна

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

— активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

— совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

— продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком;

— закреплять знания о родственных связях слов;

— вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

— воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

— формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

План занятия

I. Организационный момент. (2мин).

II. Основная часть. (10 мин).

2. Физминутка «Семейная зарядка».

III. Практическая часть. (15мин).

1. Дидактическая игра «Подбери признаки».

2. Игра «Сравни кто старше и кто младше».

3. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье

IV. Итог занятия. (3мин).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Папа с мамой листочки мои,

Бабуля с дедулей мои корешки.

Цветок наш красуется в зелени луга,

Все мы в семье своей любим друг друга».

— Ребята, вы догадались о чём сегодня мы будем говорить и какая тема нашего занятия? (Дети объясняют)

— Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?

Вот и вся у нас семья:

— Ну а как же бабушка?

— Ну а как же дедушка?

Что такое семья?

Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий

Вот и вся у нас семья.

— Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

— Как думаете вы, ребята, что такое семья?

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

«Маму я свою люблю, я всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, ни словечка не скажу».

2. Практическая часть.

1. Дидактическая игра «Подбери признаки».

— А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

3. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье

IV. Итог занятия.

— Ребята, что бы вы хотели пожелать своей семье?

-А что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать)

Наше занятие закончено, до свидания.

Пришла пора возвращаться в свою группу.

Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ «Детский сад №18» Актуальность:.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Моя семья» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» Конспект занятие в подготовительной группе по теме «Моя семья» Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия по теме «Моя семья» (для дошкольников) Конспект занятия по теме «Моя семья» Тема : » МОЯ СЕМЬЯ» Цель занятия: формировать представление о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе для детей с ОВЗ «Моя семья» Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе для детей с ОВЗ «Моя семья» Цель: Формирование представлений о семье и ее членах.

что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Картинка про что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста«Моя семья». Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы Задачи: Формировать у детей представление о семье и людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закреплять умения.

Источник

Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»

что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Картинка про что такое семья определение для детей дошкольного возраста. Фото что такое семья определение для детей дошкольного возраста Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»

Семья

В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):

Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.

Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.

В процессе беседывоспитатель может задать детям следующие вопросы:

– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)

– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?

– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?

– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)

Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц.Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:

Мама, так тебя люблю,

Я большому кораблю

Маму крепко поцелую,

Мама – солнышко мое.

С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».

– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)

Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.

– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)

– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)

– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)

Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):

Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.

После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.

В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).

Семьи большие и маленькие (5–6 лет)

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.

Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.

– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.

– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.

– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.

– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.

– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.

– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)

И в нашей квартире

На толстеньких ножках

То с куклой, то с кошкой,

– Сколько детей в этой семье?

– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.

– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)

– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья«. Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.

После игры воспитатель возвращается к беседе:

– У кого дома есть братья или сестры?

– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе,говорят: «Они как родные братья».

Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.

– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.

Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.

– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья«; стихотворение читается по желанию воспитателя.)

Когда они выросли и поженились,

Они нисколько не изменились:

Шли годы: осень на смену весне.

Не юноша и девушка,

И рассказывают сказки,

В креслах сидя рядом,

– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)

От ходьбы она устает.

Посажу ее в самолет.

Отдохнет она наконец.

– Про бабушку люди складывают песни.Вот одна из них:

Скажем бабушке: «Спасибо».

– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)

В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).

Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)

В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых

– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.

…Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!

– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.

– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)

– А как еще дети могут заботиться о взрослых?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.Благининой:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я бы многого хотела,

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, а я молчу.

– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом,и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».

– За что мама была благодарна дочери?

– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?

– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)

– Папа, подари мне барабан.

– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.

– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.

– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.

– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *