что такое съемка реконструкция
Что такое съемка реконструкция
Реконструкторы в кино.
Несколько лет назад в российском кинематографе вздохнули с облегчением когда узнали про военно-исторических реконструкторов, имеющих в своих коллекциях аутентичные комплекты военной формы, снаряжения, вооружения и предметов быта на различные исторические периоды и армии мира, и разбирающихся в этом. Их стали приглашать в начале в качестве консультантов по костюму, а затем и для съёмок массовых сценах и даже на небольшие эпизодические роли. Вспомним тех же «28 панфиловцев» и «Батальонъ».
Казалось бы, от такого сотрудничества, киногруппы должны были вздохнуть с облегчением, ведь больше нет повода у зрителя придираться к «неправильным пуговицам». Да и в содержании художников и консультантов по военным костюмам больше вроде как нет надобности, ведь реконструкторы собраны согласно историческим реалиям.
Традиционно, в среде отечественной киноиндустрии, костюмерные цеха больше сильны по гражданскому костюму, а не по военному. Художникам по костюмам приходится тратить много сил на поиск информации о военной форме или брать консультанта по военному костюму.
С приходом в мир кино реконструкторов, должно было решиться множество проблем не только с костюмами. Те же редкие личные вещи как портсигар или часы, которые реквизитор искал бы долго и упорно, теперь можно было заявить в кадр, взяв у реконструктора.
А ещё оказалось, что многие реконструкторы не умеют «работать в кадре» и постоянно во время съёмок и посматривают в камеру, чего к примеру не допускает профессиональная массовка. Есть немало примеров вырезания при монтаже хороших сцен только потому, что кто-то посмотрел в камеру во время сьемок.
Сейчас в киноиндустрии назрели перемены в подходе к участию реконструкторов в качестве массовки. Если изначально это были непонятные люди в непонятных костюмах, сменившиеся на собранных правильно реконструкторов, но не умеющих себя правильно вести на съёмочной площадке, то теперь запросам киномира соответствуют лишь «идеальные бойцы», правильно собранные и знающие основы поведения на съёмках. Но где ж таких взять?
Репортажная видеосъемка
О Репортажной съёмке
Репортажная съёмка, наверное, самая разнообразная съемка по категориям. Всё что мы снимаем без принесённого с собой света, во многих случаях без штатива, это и есть репортаж. К такой съемке не требуется сценарий и разработка сложных деталей. Все происходит на месте. Мысль оператора должна работать четко и видеть уже смонтированный материал.
Именно динамика придает смотрибельность открытиям магазинов и торговых центров, но и плавность кадров может придать необходимый шарм репортажной съёмке событиям на конференции и в библиотеке и в широком смысле слова, репортаж включает в себя абсолютно всё, от рождения ребенка до видеосъёмок крупного, масштабного мероприятия на космической станции.
Репортажная съемка подразумевает монтаж в хронологическом порядке. За исключением отдельного обзорного ролика, который, как правило, прилагается к репортажу. В этот ролик входят лучшие моменты из проходившего события и он является «тизером» для полутора или двух часового фильма о мероприятии.
Но бывают и исключения, если репортажная съемка сопровождается корреспондентом и готовая лента разбита на отдельные рубрики в программе, то тут монтаж может идти не по хронологии, а в соответствии с направленностью сюжетов, которая зависит от остроты инфоповода, в порядке нарастания зрительского интереса.
Новостной репортажный рекламный сюжет
Видеосъемка репортажа в стиле ТВ
Репортажная видеосъемка и фотосъемка парикмахеров, стилистов, технологов, собравшихся на семинар по продвижению профессиональной косметики Нирвель, проходила по заранее подготовленному плану. Начало положил семинар, о котором и был сделан новостной репортаж в стиле телевизионного сюжета. Затем, профессионалы доказали свою состоятельность на 4-х моделях приглашенных для создания образов.
Репортажная видеосъемка новостей и событий
Репортажная съемка реконструкций
Съемка репортажа из Кремля
В одной из башен Московского Кремля велась съемка выставки современных русских скульпторов и художников. Галерея была выставлена в помещениях президентского полка. В этом репортаже, озвученном диктором, есть несколько интервью с художником и организаторами выставки. Съемка велась одной камерой.
Съемка репортажа с тренировки
Выставка в Кремле
Репортаж с поля боя
Художественный репортаж с полным переозвучиванием с места военно-исторической реконструкции операции Малый Сатурн
Якутский праздник
Каждый год в Москве проходит Якутский праздник Ысыах. Песни танцы, национальные костюмы и якутская борьба
Учения ФСБ
Ретро автомобили
Ежегодное Шоу ретроавтомобилей, разных лет. Участвуют известные актеры. Рассказ об этом событии в репортажном видео
Битва при Молодях
Бэкстейдж фотосессии
Backstage фотосъемки моделей. Закулисье фотосессии. Реклама фена и бытовых приборов для интернет ресурса VALERA
Выступление каскадеров
Полная версия выступления каскадеров на экстримальном шоу мастера Игоря Панина. Слабонервным не смотреть!
Масленица 2017
Замедленная съемка. Короткая зарисовка. Движение наоборот заставляет нас смотреть на привычные вещи совсем иначе.
В таких роликах упор делается не на хронологию, а на удачно отснятые планы. От репортажа нельзя требовать чего-то художественного или постановочного, но если позволяет время и есть пробелы в действии мероприятия, можно попытаться снять чего-нить красиво. Взять интервью у зрителей или участников события.
Репортаж лучше снимать с 2-х или 3-х камер, только тогда в плотном графике происходящего действия, у оператора откроется окно возможности перевести камеру на интересные лица или взять крупным планом участников событий. Зная, что вторая камера фиксирует всё мероприятие с хронологической последовательностью.
Оператор первой камеры, как раз и будет украшать это событие теми кадрами, которые впоследствии войдут в короткий 2-3 минутный ролик. Если же имеется всего одна камера, то ждать чего-то яркого нельзя. Ведь задача стоит снять всё. Никуда от этого не уйти. Это я привязываюсь, к тем событиям, у которых плотный временной регламент. К примеру, спортивное мероприятие или речь важного лица на трибуне.
Если видеооператор снимает репортаж один. Он точно знает, когда нужно сделать подсъемки. Небольшие паузы в 1-2 минуты всегда помогут наснимать перебивок, что бы при монтаже склейки выходили телевизионно-репортажные. Но это касается жестко регламента привязки к полному событию в хронологическом порядке. Сейчас многие компании от этого ушли и хотят просто красивый ролик, с отражением всех значимых моментов, а значит, всё возможно снять одной камерой.
Что требуется от оператора репортажника. Главное, не зевать, что бы мимо не проскочил тот самый момент, который захочет увидеть заказчик в окончательной редакции ролика. Если не снимать всё подряд, значит оператор уже до съемки должен примерно распланировать всё мероприятие, хотя бы расспросить распорядителя и администратора. Но, бывают и сюрпризы. К примеру распространенный сюрприз, это выключить в зале свет. А вам-то никто и не сказал. Если на камере не будет в этот момент накамерного света, то пропадут кадры интересной фишки-сюрприза. Так что надо быть готовым ко всему.
По сути для оператора это боевые действия с неизвестным противником. Вот позвонили вчера, сказали что сегодня уже будем снимать. Что снимать? Спрашиваю. Сами, говорят, не знаем. Просто снимите! А просто снимать не хочется. Всегда хочется снять хорошо.
Репортажное видео
Особенностью репортажной съемки является то, что специально для видеографа позировать второй раз никто уже не будет.
Для решения такой сложной задачи видеографу, как правило, приходится акцентировать свое внимание на ключевых моментах. При этом он должен соблюдать определенную хронологию события, последовательно показывая зрителю все происходящие действия.
Репортажная съемка – один из самых сложных жанров для видеооператора, ведь помимо технических навыков, здесь важны его умения и опыт. Для качественной репортажной съемки необходимо обладать быстрой реакцией и умением увидеть те или иные события через объектив видеокамеры.
Профессиональная интуиция и опыт всегда подсказывают, что произойдет в следующую минуту. Благодаря этому он может быть заранее готов к тому, чтобы запечатлеть наиболее интересный момент.
Таким образом, главное качество, которым должен обладать репортажный видеооператор, — это умение оказаться в нужный момент в нужном месте. При этом он должен всегда помнить о логике происходящего, четко отслеживая различные события и их взаимосвязь. Хорошее репортажное видео является определенным рассказом о событии.
видеооператор должен уметь быстро принимать решения, при этом оставаясь ненавязчивым и незаметным для самих участников события. Он должен показать зрителю ту действительность, которая окружает его, но которую он порой просто не замечает.
Область применения репортажной съемки сегодня достаточно широка. Это не только военные репортажи из «горячих» точек планеты или освещение политических событий, к которым мы уже давно привыкли. Это еще и съемки разнообразных публичных мероприятий, конференций, презентаций, спортивных мероприятий или детских праздников.
Репортажная видеосъемка может также проводится для освещения значимых домашних событий, будь то свадьба, день рождения или выпускной вечер.
Качественный видеорепортаж помогает сохранить эти события в памяти, а также связанные с ними впечатления, эмоции и личные переживания. Видеооператоры должны охватывать наиболее яркие и кульминационные моменты, создавая целостную и запоминающуюся картину.
Важно, чтобы видеоматериалы полностью соответствовали тексту, выражая определенную мысль. Во многих ситуациях текстовая информация не привлекает внимания зрителя, если к ней не приложено яркое, интересное видео.
Видеокадры с простого репортажа, покраске (цветокоррекции) подвергаются очень редко. Как правило, цветокоррекцию делают короткому видео из большой репортажной съемки. Можно назвать это тизером. Такой ролик идет как дополнение к основной видеосъемке мероприятия. Эта фотография: Скриншот из видео, ролик с масленичного мероприятия в Москве на Манежной, Театральной, Красной площадях и в Измайловском Кремле.
Отбор способов реконструкции событий в документальном фильме
Часто в документальном кино зритель видит такие кадры из жизни реального героя, которые не могли быть сняты в момент времени, который важен для показываемой нами истории. Это могут быть события, связанные с прошлым героя, жизнь известных личностей другой эпохи, военные события, и многое другое. И тут на помощь приходит реконструкция документальных событий, которая как бы заставляет зрителя погрузиться в определенное прошедшее время, в ушедшее событие, заставляет прочувствовать ту атмосферу.
При создании документального фильма очень часто приходиться прибегать к реконструкции событий и на сегодняшний день данный приём используют довольно часто. Это вызвано тем, что документальные фильмы и в России в том числе, стали обращать свое внимание на такие темы, как Великая отечественная война, исторический период СССР, стали доступны факты, которые ранее находились под грифом «секретно». Когда речь заходит о реконструкции событий в документальном фильме, создатель задумывается, о том, как это сделать, не прибегая к постановочным кадрам. С чего ему начать и какими способами эту реконструкцию можно выполнить.
Первым полнометражным документальным фильмом стал «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942 г.). Прежде всего, этот фильм нес информационную функцию, собрав воедино съемки нескольких операторов.
Документальный фильм – это вид киноискусства, материалом которого являются съёмки подлинных событий [7, с 18]. Появление документального фильма непосредственно связано с возникновением кинематографа. Первые съёмки (1895) изобретателей кино братьев Люмьер были произведены с натуры, поражая зрителя не только эффектами «ожившей фотографии», но и «эффектом присутствия». Это сразу положило начало созданию кинохроники и предопределило на многие десятилетия важнейшую функцию документального фильма – быть средством массовой визуальной информации.
В документальном фильме также существует такое понятие как событийная съёмка.
Событийная съёмка – это метoд, который был использован давно, уже в самых первых фильмах. Достаточно вспомнить известные фильмы братьев Люмьер: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Выход рабочих с фабрики» и другие. В основе этих фильмов как раз и есть событие, ради которого и снималось само кино.
Событийная съемка подчеркивает неигровую природу документалистики, усиливает восприятие неотрепетированной реальности, которая требует нестандартных решений, быстрого ориентирования в сути событий и отличается непредсказуемостью.
Сегодня документалисты более критичны в выборе события, которое может стать ключевым в раскрытии той или иной темы. Режиссёр не вмешивается в происходящее событие, а только наблюдает и фиксирует его со стороны в момент свершения. Автору требуется уловить живое проявление человеческих чувств в стремительно меняющейся реальности, потому что каждое событие уникально и зачастую быстротечно. «С фильмом работают не только на практике – его разбирают по косточкам и в теории» [5, с 14].
Событие – это часть истории, в которой происходит ощутимое изменение жизненной ситуации. Благодаря событию мы получаем некую информативную ценность, важную для развития истории. Действия персонажей подготавливают событие, порождают конфликт. Их интересы приходят в столкновение, и благодаря этому и происходит некое событие, которое изменяет историю, придаёт ей другое направление действия. Посредством события характер в конфликте получает (или не получает) то, чего хочет. Это даёт ему дальнейший стимул к действию.
Стоит помнить, что любая драматическая перипетия состоит из цепочки событий.
Двигаясь от события к событию, углубляя конфликт внутри истории, мы тем самым можем создавать максимальное драматическое напряжение.
Режиссёру документального фильма и всей его съёмочной группе часто приходится сталкиваться с необходимостью воссоздать то или иное событие. Это можно сделать при помощи реконструкции. Что же такое реконструкция?
Реконструкция – это процесс воссоздания события. Исходя из определения, данного в толковом словаре, «реконструкция – это полное переустройство, переделка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования» [6, с 903]. Также под реконструкцией понимается восстановление чего-либо по остаткам или же имеющимся письменным источникам.
При реконструкции используются четыре основных источника:
В ходе работы нам удалось выполнить отбор основных способов реконструкции событий в документальном фильме:
7.1 шумы (естественные, имитационные, шумы, взятые из специальной библиотеки);
Чтобы реконструировать какое-либо событие, нужно, прежде всего, понять какое место в фильме оно занимает. Затем следует собрать о нём как можно больше различной информации:
4.5 Аудиозаписи (голоса очевидцев, естественные шумы, музыка).
Когда вся информация о событии собрана, нужно приступать непосредственно к реконструкции. Чтобы начать реконструировать событие, нужно определиться с главным героем. Это могут быть:
Главного героя можно представить следующими способами:
Если не хватает информации, и архивных материалов, то можно использовать фрагменты из других фильмов как игровых, так и документальных. Но в титрах обязательно следует указать, что этот фрагмент заимствован и указать реального автора. Также можно поступить с фотографиями.
Чтобы документальный фильм лучше раскрывал тему, можно прибегать к различным монтажным приёмам, которые также могут придать фильму некую атмосферу. Это могут быть различные наложения, использование эффектов, переходов и многое другое.
Таким образом, данные рекомендации помогут не допустить ошибки при отборе способов для реконструкции события в документальном фильме. И если этим рекомендациям следовать, то они смогут не только помочь воссоздать то или иное событие, но и ярче раскрыть тему фильма и характер главного героя. Кроме того, некоторые способы, например реконструкция места или реконструкция при помощи звукового решения, помогут зрителям прочувствовать атмосферу того или иного события. Зритель сам станет частью этого маленького, незнакомого ему ранее мира.
Метод художественной реконструкции событий
Многие режиссеры, как раньше, так и сейчас, прибегают к этому методу, который придает фильму колорит и масштабность действия. Одной из главных причин использования художественной реконструкции можно назвать отсутствие каких бы то ни было хроникальных съемок о том или ином событии, как правило, в далеком прошлом, в силу того, что кинематограф тогда еще попросту не был изобретен. Другая причина связана с тем, что нужной пленки до наших дней не сохранилось или она была утеряна. И в том, и в другом случаях авторы опираются на библиографические источники (воспоминания современников, письма, официальные документы, дневники), фотографии, полотна живописи, гравюры, рисунки, то есть любые изобразительные документы. Если интересующее событие произошло относительно недавно, то ценным источником информации могут быть очевидцы или свидетели, чей рассказ придаст достоверность и станет доказательной базой фильма. Кроме того, не всегда фильмотечный материал мы можем включить в собственное произведение. Он может не подходить по содержанию или иметь низкое качество. Хотя некоторые кадры даже в силу каких-либо дефектов, имеют огромную историческую ценность.
Теоретик в сфере документалистики А.Г. Никифоров пишет: «Стремление к организации съемок возникло как антитеза выдвинутой «киноками» теории «чистого факта». Организованная съемка рассматривалась как средство более углубленного и социально осмысленного показа действительности»[68]. Вместе с тем, через организованную режиссером съемку, через постановку эпизодов и сцен на экране стала появляться и инсценировка, зачастую приводившая к фальсификации действительности.
«Фальсификация может пробраться на документальный экран разными путями. Она немедленно возникнет, когда организуются для съемки факты и события, которых не только не было и нет, но которых не может быть.
Но вернемся к сути метода. Известно, что в 30-х годах прошлого столетия советские кинодокументалисты не имели возможности сразу же зафиксировать на пленку трудовые рекорды, например, по добыче угля. Труд рабочих снимался уже после установления рекорда, но это не повлекло потерю документальной ценности, ведь достижение действительно имело место, а герой играл самого себя.
В вопросе о том, допустимо ли использование художественной реконструкции как метода, имитирующего реальность, однозначного ответа ни среди теоретиков, ни среди практиков нет. Иногда бывает так, что реконструкцию можно полноправно сравнить с репортажной, документальной съемкой. Исследователь Никифоров приводит такой пример создания реконструкции: «. Собрали бойцов, теперь уже бывших бойцов, попросили их одеться в свое обмундирование. Построили в шеренгу в том самом зале Таврического дворца, откуда они еще недавно ушли на линию огня. Долго ездили с аппаратом вдоль шеренги, все примериваясь, а потом незаметно для людей, бесшумной синхронной камерой засняли их»[70]. Эти кадры вошли в фильмы «Подвиг Ленинграда» (реж. В. Соловцов, Е. Учитель, 1959 г.) и «Русский характер» (реж. Е. Учитель, 1957 г.). Один из зрителей после просмотра сказал: «Во время блокады я был в Ленинграде. И эта колонна идущих на фронт бойцов так потрясающе сильна и величественна, что нельзя спокойно смотреть. Эти небритые, истощенные лица, эти суровые глаза. Буквально мурашки по коже пробегают»[71].
Исследуемый нами метод широко использовал в послевоенные годы режиссер Роман Кармен. Однажды он узнал о том, что нефтяные вышки загорелись, и были быстро потушены, попросил поджечь их специально и снял для фильма «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953 г.) тушение пожара как будто оно происходило в экстренных условиях. Частично съемки проводились уже после того, как на дне моря была обнаружена и поднята на поверхность нефть. И так как хроникальных кадров этого события было мало, Кармен использовал реконструкцию. «Я пошел по пути скрупулезного восстановления факта. Людей мы собирали со всех мест с точностью летописного материала. Все те люди, все материалы, одежда, все до мельчайших подробностей»[72].
Интересно, что только после выхода фильма «Повесть о нефтяниках Каспия» в прессе признали право на существование метода организованной съемки. Так, например, режиссер Михаил Ромм в рецензии на фильм Кармена «Повесть о нефтяниках Каспия» заметил: «Много лет ведутся споры о допустимости инсценировок в документальном кино: чистый, честный репортаж или инсценировка, полуобман – так ставится вопрос. Картина убедительно доказывает, что в одном произведении можно соединить репортаж с инсценировкой и не нарушить ни правды (курсив автора), а это главное, ни стилевого единства»[73].
Р. Кармену часто приходилось рассказывать в своих фильмах о фактах, которые не были изначально сняты. В частности, с помощью реконструкции он показал в предвоенном фильме «Седовцы», как работал в долгие полярные ночи экипаж дрейфующего во льдах ледокола «Седов», восстанавливал Кармен и эпизод высадки кубинских революционеров по рассказам участников для фильма «Пылающий остров».
Кармену удавалось на основе реальных исторических свидетельств не только воссоздать сами события, но и передать атмосферу действия, чтобы вызвать у зрителей эмоции, переживания.
Сочетание документальной съемки и постановочной мы заметили и в фильме Романа Григорьева «Люди голубого огня» (1961 г.). То, что было снято репортажной камерой, дополнялось постановочными эпизодами. Это позволило передать содержание фильма более глубоко и разносторонне. Режиссер и оператор-фронтовик Владислав Микоша дал такую оценку этому фильму: «Многочисленные репортажные эпизоды здесь талантливо переплетаются с основной тканью хорошо организованных документальных съемок, что заставляет зрителя воспринимать фильм как единый подлинный документ. Отличны репортажно снятые эпизоды героического труда, отличны мастерские организованные эпизоды сна после утомительной борьбы за каждый метр пути. Один эпизод без другого не имел бы такой силы убеждения. столкновение динамики труда со статикой сна обрело огромную силу воздействия»[74]. Таким образом, становится очевидно, что следование факту не всегда противоречит постановке, при условии, что она четко продумана, а инсценируемые события имели место, но не были своевременно сняты.
По мнению Никифорова, режиссерам не стоит реконструировать эпизоды игрового характера, в которых люди выражают какие-либо эмоции, потому что это превращается в разыгрывание, которое зритель сразу распознает и может потерять интерес к фильму. Во-вторых, «необходимо, чтобы сама «фабула» эпизода и обстановка действия были правдивы, чтобы обстановка съемки всемерно способствовала естественному поведению человека»[75]. «Снимающий должен обладать чувством меры, чтобы не «пережать», не переусердствовать. Ему, наконец, необходимо мужество, чтобы отказаться от организованной съемки, если не получается правдиво. Отказаться от эпизода, каким бы замечательным по замыслу он ни был»[76].
По словам автора Л. Парфенова, фильм строго соответствует истории, вплоть до того, что каждая сцена детально воссоздана на основе документальных событий, которые описаны очевидцами, самим Зворыкиным в его мемуарах, также было якобы специально рассекречено для проекта досье ФБР на Зворыкина объемом 800 страниц. Более того, создатели саги уверяют, что все ключевые сцены сняты там, где имели место реальные события: Муром, Санкт-Петербург, Москва, Нью-Йорк, Принстон, Питтсбург. Авторам удалось найти актеров, которые внешне очень похожи на своих прототипов, чтобы добиться максимальной достоверности.
Но что касается самих реконструкций, по нашему мнению, не передают атмосферу времени, в котором жил Зворыкин, а скорее демонстрируют совершенство современной съемочной техники. Возможно, визуальные эффект старой пленки, иначе говоря, стилизация под хронику, способствовала бы «путешествию» зрителя во времени, например, из современного Мурома в тот город, в котором жил инженер.
На наш взгляд, по стилистике исполнения, выразительным средствам фильм Парфенова все же больше тяготеет к художественному кино. В этом признается и актер Сергей Шакуров, сыгравший роль Зворыкина в уже пожилом возрасте. «Постоянно приходилось сдерживать себя. Потому что документальный фильм очень сильно отличается от художественного, в котором есть расширенный материал, эмоциональное изображение образа. А документальный жанр предполагает повествование, и оно не предусматривает мощной актерской игры, которой я владею. Пришлось надавить на самолюбие»[77].
Таким образом, метод реконструкции представляется нам довольно затратным из-за поиска документальных свидетельств, реквизита, актеров, декораций. Также он требует много времени как на сам процесс съемки, так и на подготовительный этап. Тем не менее, реконструкция позволяет дать наглядное представление о предмете фильма за счет синтеза реальных источников и режиссерского замысла.