СЕМИОТИКА (греч. semeiotikon знак, признак) — учение о признаках болезни, раскрывающее их содержание и проявление. С. — важная составная часть диагностики (см.). В то же время С. имеет самостоятельное значение как дисциплина, излагаемая в учебных программах по пропедевтике (см.) и во вводных курсах различных клин, дисциплин. Кроме диагностики, данные С. используют для прогнозирования, выбора тактики лечения и вторичной профилактики болезней. На всех стадиях развития болезни (см.) врач неоднократно возвращается к семиотической картине болезни, углубляя и уточняя ее в соответствии с конкретными требованиями диагностического процесса и с появлением новых или исчезновением первоначально выраженных симптомов.
Различают общую и частную С. Предметом общей С. являются признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, профессия, наследственность, перенесенные заболевания, привычные интоксикации, телосложение, половое развитие) и его общему состоянию (изменение сознания, положение тела, выражение лица, окраска кожных покровов и т. д.). Каждый признак имеет значение в диагностике. Наир., женщины не болеют гемофилией А и В, но значительно чаще мужчин и в молодом возрасте болеют красной волчанкой; корь — заболевание преимущественно детского возраста, а атеросклероз — пожилого возраста; известна группа профессиональных заболеваний (силикоз легких, вибрационная болезнь), профессиональные условия могут выступать как факторы риска в развитии болезней, напр, работа, связанная с нервно-эмоциональным перенапряжением, предрасполагает к развитию гипертонической болезни; курение — фактор риска в возникновении ишемической болезни сердца, рака легкого; велика роль наследственной передачи таких заболеваний, как сахарный диабет, шизофрения и др.; равномерная бронзовая окраска кожных покровов и пигментации характерны для хронической недостаточности надпочечников; пикническое телосложение имеет самостоятельное значение в развитии легочного сердца и т. д. Общая С. изучает также отражение в симптомах изменений функции и морфологии органов (напр., изменение таких характеристик лимфатических узлов как системность поражения, степень увеличения и уплотнения, спаянность между собой и др. обусловлены различием морфологических изменений в них при лимфолейкозе, лимфосаркоме, туберкулезе, туляремии и т. д.), в том числе на основании исследований лабораторных материалов (особенности морфологического состава крови при заболеваниях крови и кроветворных органов, особенности анализа мочи при заболеваниях почек и т. д.). Все элементы общей характеристики больного учитываются врачом при диагностике любого заболевания.
Предметом частной С. органов и систем организма являются симптомы конкретных заболеваний, механизмы их возникновения и развития, диагностическое значение, оценка степени выраженности (см. Симптом), особенности их сочетания (см. Синдром), причины возможного отсутствия.
Простейшей формой научного описания и соответственно исходным уровнем исследования болезней является эмпирическое наблюдение, насчитывающее тысячелетия существования в медицине. Оно включает прежде всего конкретно-чувственное восприятие врачом морфологических и функциональных изменений организма по сравнению с нормой. При большой достоверности признаков болезни, выявленных при этом, их недостатком является субъективность восприятия врачом, индивидуальность проявления у каждого больного и сложность самого объекта исследования — больного человека, к-рый, выступая как субъект, воздействует на процесс познания болезни.
Научно-технический прогресс значительно дополнил и объективизировал чувственное познание структуры и функции различных систем организма. Инструментальные и лабораторные методы исследования дали целые области специальных знаний, привели к их дифференциации. При этом каждая специальность (напр., рентгенология, радиология, иммунология и др.) имеет свои семиотические особенности как в определении разрешающих возможностей методов и значимости полученных данных, так и в вопросах способов их выражения.
Из трех основных аспектов изучения знаков и знаковых систем — синтактики, семантики и прагматики, мед. С. на современном этапе наиболее связана с двумя последними: с семантической информацией и особенно с прагматикой — изучением полезности, ценности, понятности знака. В процессе семиотического исследования используется знаковая система как естественного, так и искусственных формальных языков. Естественный язык медицинских терминов, понятий включает и их систематизацию, классификацию, графическое изображение. В медицинской классификации насчитываются многочисленные наименования, что иногда вызывает затруднения в правильном обозначении симптома, синдрома, нозологии. При этом возникают терминологические трудности. С одной стороны, некоторые симптомы или синдромы имеют несколько наименований — синонимов, с другой — одинаковые наименования получают различающиеся симптомы — омонимы. Перегруженность мед. словаря, отсутствие единых классификаций нозологий создает ряд затруднений, в частности в статистической обработке мед. документации. Отсюда необходимость упорядочения и стандартизации медицинской терминологии (см. Терминология медицинская), стремление к упрощениям схем, классификаций и т. д. Кроме того, существуют объективные трудности в раскрытии содержания таких понятий, как болезнь, здоровье, норма и др. Искусственные формальные языки (логико-математические, информационно-поисковые, языки программирования и др.) современная медицина использует прежде всего с необходимостью запоминания, хранения и воспроизведения огромной мед. информации, ее упорядочения. Выполнению этих задач способствует применение ЭВМ. Использование в медицине кибернетики, в частности с диагностическими целями, встретило ряд трудностей, из к-рых основными стали трудность формализации мед. понятий и невозможность свести процесс научно-исследовательского поиска к построению однозначно действующего алгоритма. По своему познавательному содержанию этот поиск богаче и сложнее соответствующих алгоритмов (см.). До настоящего времени не удалось формализовать узловые моменты врачебной деятельности и на этой базе построить алгоритмы обследования больного, обработки полученных сведений и принятия решений. Не поддаются описанию на математическом языке некоторые симптомы болезней, многие морфологические и функциональные изменения, реакция личности на болезнь и некоторые другие элементы, учитываемые врачебным мышлением.
Библиография: Субботин Ю. К. Методологические вопросы медицинской семиотики, Вестн. АМН СССР, № 5, с. 76, 1979; он же, Семиотическое обеспечение машинного диагноза, там же, № 4, с. 84, 1980.
Смотреть что такое «Семиотика (в медицине)» в других словарях:
СЕМИОТИКА (в медицине) — СЕМИОТИКА, в медицине учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах) … Энциклопедический словарь
Семиотика (в медицине) — Семиотика, симптоматология один из разделов диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки, симптомы болезней. Предмет изучения общей семиотики признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность,… … Википедия
СЕМИОТИКА — в медицине учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах) … Большой Энциклопедический словарь
СЕМИОТИКА — СЕМЕИОЛОГИЯ, СЕМИОТИКА (греч. semeion знак, и logos слово). 1) часть медицины, трактующая о признаках болезней, учащая распознавать болезни по их признакам. 2) объяснение посредством знаков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
Семиотика — I Семиотика (греч. semeiotikón, от seméion знак, признак) семиология, наука, исследующая свойства Знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. изучает характерные особенности отношения «знак означаемое»,… … Большая советская энциклопедия
Семиотика — I Семиотика в медицине (греч. sēmeiōtikon, от sēmeion знак, признак; синоним: семиология, симптоматология) учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний. См. также Симптом. II Семиотика (греч. sēmeiōtikon; син.: семиология,… … Медицинская энциклопедия
семиотика — (греч. semeiotikon; син.: семиология, симптоматология) в медицине учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний … Большой медицинский словарь
Семиотика (медицина) — Семиотика, симптоматология один из разделов диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки, симптомы болезней. Предмет изучения общей семиотики признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность,… … Википедия
Семиотика медицинская — Семиотика, симптоматология один из разделов диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки, симптомы болезней. Предмет изучения общей семиотики признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность,… … Википедия
Семиотика — (от греч. σημέιον «знак, признак») а. Изучает общие законы построения и развития различных систем, использующих знаки разного характера (связь, сообщения, сигналы, обычаи, культура, язык животных и проч.). б. Рассмотрение объекта как некой… … Грамматологический словарь
Семио́тика — (греч. Σημειωτική — знак, признак) Термин имеет два значения. Первое — направление в медицине, в котором изучаются знаки и симптомы различных заболеваний. Второе — Обобщенное название симптомов болезни.
Различают общую и частную семиотику. Предмет изучения общей семиотики — признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность, профессия, наследственность, перенесённые заболевания, телосложение) и его состояния (изменение сознания; положение тела, выражение лица; лихорадка и т. д.). Каждый признак играет роль в диагностике: например, женщины крайне редко болеют гемофилией; корь — заболевание преимущественно детского возраста; серповидноклеточная анемия распространена в Экваториальной Африке, но не встречается среди коренных народностей Америки, Австралии; существует особая группа профессиональных болезней; вид и походка больного позволяют поставить диагноз паркинсонизма и т. д. Общая семиотика изучает также изменения функции и морфологии органов и лабораторных проб (например, диагностическое значение увеличения печени, особенности мочи и кала при желтухах и т. п.). Предмет частной семиотики — симптомы конкретных заболеваний, их диагностическое значение, механизмы возникновения, причины возможного отсутствия, особенности их сочетания (см. Синдром). Семиотика — важная составная часть диагностики.
См. также
Это заготовка статьи по медицине. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Полезное
Смотреть что такое «Медицинская семиотика» в других словарях:
Семиотика (значения) — Семиотика (греч. σημειωτικῶς, от σημεῖον знак, признак): В языкознании семиотика наука о знаках, знаковых системах, символах и мифологемах. Само слово происходит от древнегреческого и означает «учение о знаках». Название науки придумал… … Википедия
МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Содержание: I. Медицинская литература научная. 54 7 II. Список мед. журналов (1792 1938). 562 III. Медицинская литература популярная. 576 (цветники), лечебники (целебники, врачебники), фармакопеи (аптеки).… … Большая медицинская энциклопедия
Семиотика медицинская — Семиотика, симптоматология один из разделов диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки, симптомы болезней. Предмет изучения общей семиотики признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность,… … Википедия
Симптоматика — (греч. Συμπτώματα случай, совпадение, признак) семиотика, семиология, симптоматология, симптоматика): Направление в медицине, в котором изучаются симптомы различных заболеваний. Обобщённое название симптомов болезни. Понятие Различают общую и… … Википедия
Синдром — У этого термина существуют и другие значения, см. Синдром (значения). Синдром (греч. σύνδρομον, σύνδρομο сопутствие; δρομο дорога) совокупность симптомов с общим патогенезом. В медицине и психологии, термин синдром ссылается на ассоциацию… … Википедия
Симптом — В Викисловаре есть статья «симптом» Симптом (от греч … Википедия
Тремор покоя — Тремор покоя тремор, который наблюдается в состоянии покоя и исчезает при движении. Тремор покоя свидетельствует о патологии и наблюдается, например, при болезни Паркинсона. Хотя тремор это не единственный симптом болезни Паркинсона,… … Википедия
Аментивный синдром — (лат. amentia безумие; синоним аменция) одна из форм помрачения сознания, при которой преобладают растерянность, бессвязность мышления и речи, хаотичность движений. Может возникнуть при различных острых инфекционных психозах на… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Семио́тика, симптоматология — один из разделов диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки, симптомы болезней.
Предмет изучения общей семиотики — признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность, профессия, наследственность, перенесённые заболевания, телосложение) и его состояния (изменение сознания; положение тела, выражение лица; лихорадка и т. д.).
В медицине семиозис означает интерпретацию симптомов.
См. также
Смотреть что такое «Семиотика (в медицине)» в других словарях:
СЕМИОТИКА (в медицине) — СЕМИОТИКА, в медицине учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах) … Энциклопедический словарь
Семиотика (в медицине) — Семиотика в медицине, семиология, симптоматология, учение о признаках болезни. Различают общую и частную С. Предмет изучения общей С. ≈ признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность, профессия,… … Большая советская энциклопедия
СЕМИОТИКА — в медицине учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах) … Большой Энциклопедический словарь
СЕМИОТИКА — СЕМЕИОЛОГИЯ, СЕМИОТИКА (греч. semeion знак, и logos слово). 1) часть медицины, трактующая о признаках болезней, учащая распознавать болезни по их признакам. 2) объяснение посредством знаков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
Семиотика — I Семиотика (греч. semeiotikón, от seméion знак, признак) семиология, наука, исследующая свойства Знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. изучает характерные особенности отношения «знак означаемое»,… … Большая советская энциклопедия
Семиотика — I Семиотика в медицине (греч. sēmeiōtikon, от sēmeion знак, признак; синоним: семиология, симптоматология) учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний. См. также Симптом. II Семиотика (греч. sēmeiōtikon; син.: семиология,… … Медицинская энциклопедия
семиотика — (греч. semeiotikon; син.: семиология, симптоматология) в медицине учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний … Большой медицинский словарь
Семиотика (медицина) — Семиотика, симптоматология один из разделов диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки, симптомы болезней. Предмет изучения общей семиотики признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность,… … Википедия
Семиотика медицинская — Семиотика, симптоматология один из разделов диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки, симптомы болезней. Предмет изучения общей семиотики признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность,… … Википедия
Семиотика — (от греч. σημέιον «знак, признак») а. Изучает общие законы построения и развития различных систем, использующих знаки разного характера (связь, сообщения, сигналы, обычаи, культура, язык животных и проч.). б. Рассмотрение объекта как некой… … Грамматологический словарь
семиотика ж. Научная дисциплина о знаках и знаковых системах.
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА в медицине, семиология, симптоматология, учение о признаках болезни. Различают общую и частную С. Предмет изучения общей С.- признаки, отно. смотреть
СЕМИОТИКА
Семиотика — см. Симптом.
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА (семиология) (от греч. — знак) наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой — л. смотреть
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА (от греч. semeiot — знак) — общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы. К таким система. смотреть
СЕМИОТИКА
СЕМИО́ТИКА (от греч. sēméion знак), наука о знаках и знаковых системах.Современная С. получила исходные импульсы в трудах американского философа Ч. П. смотреть
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА (семиология) (от греч. — знак) — наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой — лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч. Пирса (1839-1914) и швейц. филолога и антрополога де Соссюра (1857-1913), исследовавших природу знака, языка, в рез-те чего возникла идея единой дисциплины, изучающей все знаковые системы. (Соссюр назвал ее «семиология»; термин этот длит. время существовал во франкоязычных странах как параллельный С., однако с 70-х гг. А. Греймас, Р. Барт предложили разграничение этих терминов.) Как самостоят. наука совр. С. возникла в 50-х гг. на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации. С. стимулировала антропол. изучение коммуникации, символизма, развитие структурной и когнитивной антропологии. Изучая любые способы общения (передачи информации) с помощью символов, С. рассматривает: общение между животными (зоосемиотика), общение между людьми и отношения в системе «человек — машина». Объекты, к-рые могут рассматриваться в качестве языков, являются предметом С. Среди языков различаются: 1) естеств. языки, т.е. исторически сложившиеся языки нац. коллективов; 2) искусств, языки — языки команд и программ в системе «человек — машина»; 3) метаязыки — языки, используемые для описания естеств. и искусств, языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки; 4) вторичные языки (или т.н. вторичные моделирующие системы) — разнообразные языки культуры, возникающие на основе первичных естеств. языков (символич. системы мифа, ритуала, социоэтич. запретов и предписаний, языки разл. искусств и пр.). В основе семиотич. механизма, намеченного Соссюром и получившего разработку в трудах Моск. и Праж. лингвистич. кружков, лежит: 1) разграничение синхронного состояния структуры языка, подразумевающее соотнесенность всех элементов в их функциональном единстве (как частей целостного работающего механизма), и диахронии — изменений структуры во времени; 2) разграничение языка как иерархич. системы вневременных норм и правил речи — материализации этих правил в знаковой реальности отд. текстов, находящихся в определ. пространстве и времени; 3) разграничение в языке оси парадигматики (набор исходных параллельных, но разл. по значению форм, из к-рых в процессе создания текста осуществляется выбор) и синтагматики (соединения разнородных элементов на оси высказывания). Связь между парадигматикой и метафорой (поэзией), с одной стороны, и синтагматикой и метонимией (прозой) — с др., указанная Якобсоном, позволила определить романтизм как искусство, ориентированное на поэтич. строй семиотич. структур, и реализм с доминацией повествовательности, что сделало очевидным типологич. значение этого противопоставления. Разработка теории знака также привела к выделению исходных противопоставлений. Из них важнейшими оказались: 1) разграничение условных знаков с немотивированным отношением плана содержания и плана выражения (напр., слово в естеств. языке) и изобразит. (иконич.) знаков с установленной системой связей между этими планами; 2) разграничение: а) семантики — отношения знака к миру внезнаковой реальности, б) синтагматики — отношения знака к другому знаку и в) прагматики — отношения знака к использующему его коллективу. Применение разработанного аппарата к описанию принадлежащих искусству текстов создавало надежду ухода от традиц. для гуманитарных наук субъективно-вкусовых методов анализа, что дало основание в ходе полемики нач. 60-х гг. как сторонникам, так и противникам семиотич. методов называть их «точными» и связывать с противопоставлением «точных наук» «гуманитарным». Сторонников структурно-семиотич. методов упрекали в формализме и дегуманизации гуманитарных наук; сами же они настаивали на невозможности рассматривать гуманитарные науки как сферу, выключенную из общего развития науч. мысли вт. пол. 20 в. Наиболее распространенным видом семиотич. исследования 60-х гг. было приложение лингвистич. моделей к все новым семиотич. объектам. Внимание исследователей акцентировалось на худож. специфике разл. видов искусства. Целью таких штудий было очерчивание границ применения семиотич. методов, выявление инвариантных структур как самостоят, языков: узаконение таких понятий, как «язык балета», «язык цирка», «язык немого кинематографа», «язык драмы», а также языков отд. жанров. Внимание исследователей все более привлекают соотношения тех или иных текстов с широкими культурными контекстами. Структурно-семиотич. методы (см. также Структурализм) открыли новые возможности перед реконструкцией текстов и ритуалов такой степени древности, к-рая для предшествующих науч. методов была совершенно недоступна. Проблемы реконструкции, дешифровки, широко трактуемой теории перевода все больше выдвигаются в центр семиотич. культуры (Культура семиотическая) — интенсивно развивающейся отрасли С. Достижением семиотич. культуры было выявление ее принципиального полиглотизма. Предметом рассмотрения стал вопрос о причинах многоканальности и гетерогенности как обязат. условии функционирования культуры. Признание осн. закона С. — ни одна культура не может существовать при наличии лишь одного семиотич. канала — поставило вопрос о культурном многоголосии и характере взаимовлияния принципиально разл. семиотич. систем. Интерес к столкновению словесного и изобразит, (иконич.) семиозиса вызвал к жизни работы — в рамках культурологич. С., — посв. иллюстрациям, изобразит, поэзии барокко, конкретной поэзии, воздействию словесной игры на детский рисунок, обусловил бурный рост неориторики. В к. 70-х гг. открытия в области функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека дали новый импульс семиотич. исследованиям, т.к. обнаружили ряд глубоких аналогий между индивидуальным сознанием человека и структурой человеч. культуры. Семиотич. исследования культуры ведутся едва ли не во всех странах, имеющих давнюю традицию гуманитарных исследований. Однако различия в нац., науч. и культурных традициях привели к тому, что в пределах семиотич. исследований «вторичных систем» существуют отчетливо выраженные направления и школы. В области С. занимает одно из ведущих мест отечеств, наука. Опираясь на труды Веселовского и Потебни, концепции Моск. и Праж. лингвистич. кружков, ОПОЯЗа, Бахтина, Выготского, В.Я. Проппа, Жирмунского, М.А. Гуковского, С.М. Эйзенштейна, О.М. Фрейденберг, Д. С. Лихачева, П.Г. Богатырева, Якобсона и др. исследователей 1920-50-х гг., ученые тартуско-московской школы проводят исследования в области поэтики, стиховедения, семиотич. культуры (на материале рус., вост., антич., зап.-европ. культур и лит-р). В исследованиях все большее место занимают проблемы информатики, «словесного общения» с машиной, диалоговых структур, искусств, интеллекта. Работы в области функциональной асимметрии больших полушарии головного мозга, с одной стороны, и изучение семиотич. культуры, с др., открывают перспективы построения изоморфной модели интеллектуального устройства. Среди семиотич. школ выделяются польская, опирающаяся на традиции польской логич. школы (А. Тарский, К. Айдукевич) и представленная трудами Т. Котарбиньского, М.Р. Майеновой, С. Жулкевского и др., и чешская, связанная с традицией Праж. лингвистич. кружка и Я. Мукаржовского. Во Франции, наряду с получившими мировое признание трудами Леви-Стросса и Э. Бенвениста, под влиянием методологии Л. Ельмслева и «неососсюрианства», а также под непосредств. воздействием трудов рус. формалистов сложились направления Р. Барта и А. Греймаса. В амер. С. традиции Ч. Пирса и Ч. Морриса развивались под плодотворным воздействием трудов Якобсона; они испытывают влияние быстро развивающихся новых направлений в лингвистике. Активно развиваются семиотич. исследования в Италии (Эко и др.), Германии, Японии. Лит.: Труды по знаковым системам. В. 1-25. Тарту, 1964-92; Контекст. Лит.-теор. исследования. [Ежегод. вып.]. 1972-79. М., 1973-80; Иванов В.В., Топоров В.Н. Слав. языковые моделирующие семиотич. системы. М., 1965; Они же. Исследования в области слав. древностей. М., 1974; Лотман Ю.М. Структура худож. текста. М., 1970; Он же. Статьи по типологии культуры. [Вып.. 1-2]. Тарту, 1970-73; Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971; Он же. В трехмерном пространстве языка. Семиотич. проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985; Успенский Б.А. Избр. труды. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996; Он же. Поэтика композиции. М., 1970; Morris Ch.W. Foundations of the Theory of Signs. Chi., 1938; Pierce Ch.S. Collected Papers. V. 1-8. Camb. (Mass.), 1931-58; Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1-3, Darmstadt, 1964; Levi-Strauss Cl. L‘aiTthropologie structurale. P., 1958; Idem. Mythologiques, V. 1-4. P., 1964-71; Idem. Anthropologie structurale deux. P., [1973]; Greimas A., Courtes J. Semiotique: Dictionnaire raisonne de la theorie du langage. P., 1979. Ю.М. Лотман * * * В то время как тартуско-московская школа семиотики, возглавлявшаяся Лотманом, в своих трудах культивировала один опр. дискурс — дискурс строго научного, позитивистского знания, зап.-европ. (прежде всего франц.) традиция семиотич. исследований отличается интердискурсивностью, т.е. открытым взаимодействием с философией, психоанализом, лит. творчеством, а также полит, ангажированностью, к-рая связывает ее историю с судьбой движения «новых левых» 60-х гг. Политизацией отмечены уже первые теор. работы Р. Барта 50-х гг., к-рый, развивая идеи Ельмслёва, занимается изучением вторичных, коннотативных значений, надстраивающихся об-вом над знаками естест. языка и др. семиотич. кодов; поскольку значения эти носят идеолог. властный характер, то их анализ смыкается с их разоблачением. Идеолог, критика, демистификация якобы «невинных» и «естественных» текстов, в частности повествоват., подразумевались в практике основанных Бартом направлений в структуральной С. — нарратологии и неориторики (К. Бремон, Ж. Женетт, Тодоров, бельг. группа «ц.»). Франц. С. (семиология) 60-х гг. выработала и новое общее представление о знаковых процессах, приведшее к частичной ревизии теории Соссюра. Так, Э. Бенвенист сформулировал разграничение двух способов означивания — семиотич. (одиночные знаки соссюровского «языка», к-рые отсылают непосредственно к понятиям и должны быть опознаны) и семантич. (целостные высказывания «речи» — смысл их не складывается из отд. единиц формы и содержания и должен быть понят). Семантич. режим, где код не служит условным передатчиком заранее готовой информации, а сам ее производит, специфичен для естеств. языка с его сложными коннотативными значениями; в этом смысле и Р. Барт предложил, переворачивая формулу Соссюра, считать С. частью лингвистики, поскольку все означаемые других семиотич. кодов в конечном счете вырабатываются через посредство естеств. языка. В 60-70-е гг. складывается постструктуралистская С. (поздний Р. Барт и Кристева во Франции, Эко в Италии), взаимодействовавшая с леворадикал. течениями в лит-ре и политике. Для нее характерны, в частности, проективные концепции «открытого», интегрального семиозиса, избавленного от отчуждающей власти социально фиксированных смыслов. Выражением такой утопически свободной семиотич. деятельности явилось новое понятие «Текста», лишенного иерархич. структуры «означающее/ означаемое» и обладающего внутр. множественностью и безличностью. Обобщая подобные концепции с опорой на Бахтина и его концепцию диалога, Кристева выдвинула понятие «интертекстуальности», т.е. в принципе неограниченного континуума знаковой деятельности, где разные высказывания, коды, тексты сообщаются между собой даже в отсутствие прямых исторически фиксируемых контактов. Постструктурализм актуализировал также филос. и психоаналитич. аспекты семиотич. прагматики, поставив вопрос об антропол. структурах смысла, о его связи со становлением человеч. субъекта и об-ва. Р. Барт в 70-х гг. выступил с концепцией «удовольствия от текста» как семиотич. процесса, высвобождающего подавленные эротич. импульсы читателя. Деррида противопоставил друг другу два типа коммуникации — «речь» и «письмо» (не обязательно реализуемые в физич. форме устных и письм. текстов), — последнее характеризуется принцип, «отсрочен ностью» смысла. Бодрийяр сделал попытку создания «полит, экономии знака» в совр. об-ве потребления, к-рое отказывается от символич. глубины традиц. знаков в пользу знаков пустых, отсылающих не к сущностям, а к симулакрам. Делёз, опираясь на античные (стоич.) теории знака, а также на феноменологию Гуссерля, Сартра и Мерло-Понти, предложил рассматривать возникновение смысла не как глубинную сущность знаковой деятельности, но как «поверхностный эффект», а позднее предпринял филос. анализ т.н. «диаграмм» — знаков-следов телесного взаимодействия, соотносимых с по-новому интерпретированными знаками-индексами по классификации Пирса. Лит.: Э. Бенвенист. Общая лингвистика. М., 1974; Общая риторика. М., 1986; Merleau-Ponty M. Signes. P., I960; Baudrillard J. Pour une critique de 1‘economie politique du signe. P., 1976; Derrida J. De la grammatologie. P., 1967; DeleuzeJ. Logique du sens. P., 1969; Kristeva J. Srieuo-ciKTi Recherches pour une semanalyse. P., 1969. C.H. Зенкин
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА — междисциплинарная область, в рамках которой исследуются знаки и знаковые системы. Идея особой науки о знаках возникла на рубеже 19—. смотреть
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА(греч. semeion — знак) — научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передаю. смотреть
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
(греч. semeion знак) научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены от обыденного мышления до искусства и философии неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить. В поле зрения С. находятся естественные и искусственные языки (в том числе язык научной теории, *языки* кино, театра, музыки), все типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), разнообразные системы сигнализации в природе и обществе. Границы С. подвижны, она является пограничной дисциплиной и объединяет различные подходы. Принято выделять логико-математическую С., так называемую *металогику* (которая изучает метатеоретическими средствами свойства логических и математических систем, искусственно формализованных языков; представлена в исследованиях Рассела, Д.Гильберта, Гёделя, А.Черча, Карнапа и др.) и гуманитарную С. (С. языка и литературы). В отличие от других гуманитарных дисциплин, С. интересует не поиск значения, но способ означивания: содержание, не облеченное в форму, не является предметом семиотических исследований. С. опирается на понятие знака как материально-идеального образования, репрезентирующего нечто (в его отсутствие), имеющего целью передачу определенного содержания и выполняющего роль посредника в культуре. В своей совокупности знаки образуют язык. который в семиотической теории, с одной стороны, выступает как *интерпретант всех прочих систем* (Э.Бенвенист), но в то же время оказывается *частным случаем семиотической функции* (Пиаже). Выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему, благодаря чему выполняются коммуникативная и др. функции языка. Как научная теория С. начала развиваться в конце 19 начале 20 в., однако постепенно у нее обнаруживаются все более глубокие корни в учениях Аристотеля, Филона Александрийского, стоиков, Августина Блаженного, в логических учениях схоластики, в философии Гоббса, Локка, в логико-математических работах Лейбница, в исследованиях по языкознанию Потебни, Гумбольдта и др. Основные принципы *науки о знаках* были сформулированы Пирсом, стремившимся к созданию логики науки, объясняющей процесс приобретения научных знаний, репрезентирующих реальность. Он выделил параметры семиотического функционирования репрезентант, интерпретант, референт (*триадическая природа знака*), дал первую классификацию знаков (иконический знак индекс символ), исследовал процесс функционирования знака семиозис. Если Пирс развивал логическую линию С., то лингвистическая ветвь разрабатывалась в трудах Соссюра, мыслившего *семиологию* как науку, *изучающую жизнь знаков внутри жизни общества*, в которую лингвистика должна входить как составная часть. Исходной единицей анализа, по Соссюру, является знак, представляющий собой отношение между означаемым (понятие, план содержания) и означающим (акустический образ, план выражения), связь которых произвольна (Бенвенист позднее уточнил, что произвольно лишь отношение целостного знака к реальности, но не отношения компонентов знака между собой). С. Пирса (получила развитие в трудах Морриса, Т.Себеока, Эко и др.) и семиология Соссюра (Л.Ельмслев, Бенвенист, структуралисты) основали две семиотические парадигмы: С. знака и С. языка как знаковой системы (вопрос об употреблении терминов *С.* и *семиология* остается открытым, но в принципе они синонимичны). Первая сосредотачивает внимание исследователя на изолированном знаке, на отношении знака к значению, к адресату; на процессе семиозиса, т.е. превращения не-знака в знак и трех его измерениях: 1) синтактика сфера внутренних отношений между знаками; 2) семантика отношения между знаками и их объектами; 3) прагматика отношения между знаками и теми, кто ими пользуется. Альтернативная концепция делает акцент на реляционной сущности языка, на специфике знака как функции. Существует и третья тенденция, выражающая стремление снять противоречие между этими двумя позициями: так, Эко доказывает, что понятия знака и семиозиса не являются несовместимыми: означаемое может быть схвачено только как результат интерпретативного процесса, сущность знака раскрывается благодаря неограниченному семиозису, выражающему то, что значения никогда не застывают в замкнутую и окончательную систему, поскольку мир знаков в процессе коммуникации находится в постоянном движении, структура кодов беспрерывно перестраивается. По мере развития С. понятие *знак* постепенно отходило на второй план, уступая место понятию *текст* интегративному знаку, проводнику функции и значения, применяемому для обозначения любой связной последовательности знаков-высказываний. Выход за пределы исследования только внутрисистемных отношений наметился в ходе последующего развития С. Традиционно С. различает два уровня в сообщении: денотативный (фактическое сообщение) и коннотативный (дополнительное значение, социокультурно обусловленная символическая нагрузка). Любой язык представляет собой комбинацию денотативного и коннотативного такова динамическая реальность семиотической системы. Внимание к коннотативным означающим, повлекшее за собой дискуссию о С. коммуникации и С. сигнификации (первая настаивала на соссюрианском тезисе предопределенности означаемого и означающего, не интересовалась дополнительными значениями, разрушающими структуру кода, без которого коммуникация невозможна (Л.Прието, Ж.Мунен); а вторая наполняла жестокий семиотический базис реальным социокультурным содержанием, перенося внимание на сам процесс порождения смысла (Ельмслев, Р.Барт) означало переход от изучения знаковых систем, непосредственно осознаваемых и сознательно используемых людьми к неосознаваемым знаковым системам; по существу, это переход к семиотическому изучению социального бессознательного, открытию для С. новых областей исследования. В связи с этим сегодня особенное внимание уделяется сфере междисциплинарных исследований С. культуры, исследующей культуру как иерархию знаковых систем и имеющую свою логику развития, фиксируемую семиотическими практиками (начало этим исследованиям положила Московско-Тартусская школа С.). Каждой эпохе свойственен свой семиотический стиль, свои способы интерпретации текстов, в результате чего композиция и корелляция отдельных семиотических систем определяют тип культуры. Сегодня С. представляет собой довольно развитую теорию, методы которой позволяют анализировать самые разнообразные сферы человеческой деятельности; проводятся исследования по С. литературы (русская *формальная школа*, группа *Тель Кель*, Р.Барт, Деррида), по политической семиологии (Р.Барт, *Тель Кель*), по С. массовых коммуникаций (А.-Ж.Греймас), по С. искусства (Кристева, Эко), кино (К. Метц, П.Пазолини), театра (П.Пави), по зоосемиотике (Себеок), по психоаналитической и педагогической семиологии (Лакан, Пиаже) и т.д. (См. также Симулякр, Симуляция, Знак, Означивание, Пустой знак, Соссюр.). смотреть
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
научная дисциплина, занимающаяся общими принципами, лежащими в основе структуры всех знаков, с учетом их использования в составе сообщений и характера этих сообщений, а также особенностей различных знаковых систем и сообщений, использующих эти разные типы знаков. Наряду с термином С. используется термин *семиология* для обозначения теории языка и ее приложений к различным знаковым системам. Термин *семиология* был введен Ф. де Соссюром. Л. Ельмслев под семиологией понимал научную метасемиотику, объектом которой являются ненаучные семиотики, т. е. он исключал из области семиологии как коннатативные семиотики, так и метасемиотики, объектами которых выступают научные семиотики (например, логические языки). Французские ученые А. Ж. Греймас и Ж. Курте полагают, что в 70-е гг. методологическое содержание названных терминов постепенно дифференцировалось, делая их противопоставление значимым. *Все углубляется разрыв между семиологией, для которой естественные языки служат инструментом парафразы в описании семиотических объектов, с одной стороны, и семиотикой, которая ставит своей задачей построение соответствующего метаязыка, с другой* (Греймас, Курте, 1983). Согласно их мнению, семиология постулирует, что естественные языки выступают посредниками в процессе прочтения означаемых, принадлежащих к неязыковым семиотикам (изображение, живопись, архитектура и т. д.), тогда как С. это отрицает. С., как общая наука о знаках, была предугадана и названа таковой в *Опыте о человеческом разуме* Дж. Локком, положившим начало основательному анализу, который, однако, не получил дальнейшего развития. Американский философ Ч. С. Пирс использовал и термин Локка *семиотика*, и определение С. как *учения о знаках*. Довольно внушительным исследованием языка в целом и такого его аспекта как *значение* в особенности, были сделаны современником Локка В. Лейбницем. Общие принципы С. были заложены Ч. С. Пирсом и Ф. де Соссюром. Пирс уже в 1867 г. предпринял первую попытку классификации знаков и весь остаток жизни посвятил изучению сущности знаковых систем и фундаментальных различий между ними, стремясь к созданию особого варианта математической логики (*спекулятивной грамматики*). Почти одновременно и независимо от него Соссюр стремился к определению предметной области различных знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Ему принадлежит заслуга постулирования единства означающего и означаемого в знаке, а также вычленение диахронического и синхронического аспектов самой важной из семиотических систем языка. На рубеже XIX XX вв. были высказаны многие идеи, касаемые учения о знаке, такими языковедами-философами как В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, К. Л. Бюлер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, 3. Фрейд. Основы С. языка и литературы заложили представители европейского структурализма 1920 30-х гг. Пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка (Н. С. Трубецкой, Р. Я. Якобсон, Я. Мукаржовский, Л. Ельмслев, В. Брендаль), русской *формальной школы* (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум), а также А. Белый и В. Я. Пропп. Наряду с этими исследователями значительный вклад в изучение знака, высказывания и текста сделали М. М. Бахтин и Ю. М. Лотман. За рубежом наибольшее развитие получили американская школа Ч. У. Морриса, во Франции этнологическая школа К. Леви-Стросса, семиология Р. Барта, психоаналитическая С. Ж. Лакана, семиология кино К. Метца и др. Для семиотического подхода, согласно Моррису, характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем: 1) синтактика изучает отношения между знаками и, шире, отношения их в речевом сообщении; 2) семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла основным ее предметом является интерпретация знаков и сообщений; 3) прагматика изучает отношения между знаковыми системами и теми кто использует и интерпретирует содержащиеся в них сообщения. В ходе становления С. отмечается следующая тенденция: понятие *знак* постепенно уходило на второй план, поскольку не находились какие-либо знаки, универсально присущие разным семиотическим системам. В С. языка и литературы наметилась тенденция на исследование понятия *высказывание*, а затем и *текст*. Феномен С. углублялся по мере того, как лингвистика сближалась с логикой, психологией, антропологией и социальными науками, приобретая статус социосемиотики. Характерны в этом отношении исследования Леви-Стросса и Барта. Леви-Стросс предлагает ввести единую науку о коммуникации, которая бы охватывала социальную антропологию, экономику и лингвистику. Социальная коммуникация, полагает он, осуществляется на трех разных уровнях: обмен сообщениями, обмен удобствами (товарами и услугами) и обмен женщинами (или, более обобщенно, обмен брачными партнерами). На всех трех уровнях основополагающую роль играет язык. Во-первых, как с онтогенетической, так и с филогенетической т. зр., все названные типы коммуникации предполагают предварительное существование языка. Во-вторых, они сопровождаются речевыми или другими типами семиотического поведения. В-третьих, все случаи неречевого поведения могут быть вербализованы, т. е. переведены в речевое поведение. Коннотативная С. Барта также относится к социосемиотике, поскольку прежде всего обращена к социальной коннотации, т. е. к дополнительной смысловой информации по отношению к определенному классу объектов (денотату), связанных у него с идеологией (см. *Социосемиотика*). С. А. Азаренко. смотреть
СЕМИОТИКА
(греч. sem?ion – знак), наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и представляет собой особого рода надстройку над целым рядом наук, использую. смотреть
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА
греч. semЕion – знак), наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и представляет собой особого рода надстройку над целым рядом наук, использующих понятие знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в т. ч. при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839–1914), который и предложил это название, дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Идеи Пирса развил другой американский философ – Ч. Моррис, который определил и структуру самой семиотики. В основе семиотики лежит понятие знака. Вслед за Ф. де Соссюром, знаком называют двустороннюю сущность, материальный носитель которой называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым. Синонимами «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а синонимами «означаемого» – термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл». К знакам относятся слова, дорожные знаки, деньги, награды, знаки различия, сигналы, жесты и многое другое. Знак играет ключевую роль в семиозисе (процесс знакообразования). Семиозис – это некая динамическая ситуация, включающая определенный набор компонентов: А – отправитель сообщения, Б – его получатель, В – сообщение, Г – канал связи и Д – код. Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования). В 20 в. семиотика развивалась в разных направлениях. В Америке объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе семиотику развивали прежде всего лингвисты Л. Ельмслев, С. О. Карцевский, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и др. – и литературоведы В. Я. Пропп, Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р. Барт, А. Греймас, К. Леви-Стросс, У. Эко и др. В России существовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др.) и Тарту (Ю. М. Лотман, Б. М. Гаспаров и др.), которые называют единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школой семиотики. Ключевым для современной российской семиотики является рассмотрение культуры как знаковой системы, выступающей в роли посредника между человеком и окружающим миром (Т. М. Николаева, Ю. С. Степанов, Н. И. Толстой и др.). смотреть
СЕМИОТИКА
В русле пирсовского направления в сферу внимания С. попадает соотношение знак. и незнак. взаимодействий, классификация знаков, функционирование отд. знака, его структура и сочетание с др. знаками (синтактика), его значение (семантика) и его отношение к условиям использования и адресату (прагматика). Соссюровское направление в С. преимущественно обращается к системам знаков (кодам) в человеч. культуре, соотносимым с естеств. яз., причем содержательная сторона знаков трактуется как их внутрисистемная структурная значимость. По отношению к абстрактной системе (языку) разнообразные формы человеч. деят-ности и ее результаты (т. е. тексты культуры) в понимании тартуско-моск. семиотической школы выступают как реализация системы (речь); будучи сочетаниями знаков-эл-тов кода, они, в свою очередь, м. б. рассмотрены как самостоятельные знаки.
Лит.: Степанов Ю. С. Семиотика. М., 1971; Семиотика и информатика. М., 1971-1993. Вып. 1-33; Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976; Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. М., 1983; ЛотманЮ. М. Избранные статьи. Таллин, 1992-93. Т. 1-3; Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994; Библиогр. указ. изд. по семиотике Тартуского ун-та (1964-1992). С. 496-537.
СЕМИОТИКА
СЕМИОТИКА (от греч. sema — знак) — наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на 3 основные отрасли: а) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного (обозначаемого); б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику, исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака и, соответственно, С. При расширенном понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители др. явлений: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. (обычно называемые в С. не знаками, а признаками). Более узким является понимание С. как науки только о таких «физических» явлениях, которые специально используются для передачи информации в процессах биологической и социальной коммуникации. Тогда предмет С. охватывает, напр., сигналы животных, изучаемые т. н. зоосемиотикой. Наконец, возможно еще более узкое понимание С. только как науки о собственно знаках («человеческих» знаках), обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации (такую т. зр. разделял, напр., Л. С. Выготский, проводивший различие между сигнализацией и сигнификацией. — Ред.). Если сохранить термин «знак» только за этим классом явлений, то на более элементарных уровнях можно говорить соответственно о сигналах и признаках (индексах, симптомах).
Знаки (в самом узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы, в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы, возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии сообщений переводится в исходную форму первичную (напр., азбука Морзе), др. непереводимы, но невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).
С. как наука о средствах общения и др. специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.
СЕМИОТИКА
– 1. общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, символика в физике и химии, логические и математические исчисления и др.). Основными аспектами семиотики являются: а) синтактика (изучение структуры сочетаний знаков и правил образования таких сочетаний); б) семиотика (изучение значения знаков) и в) прагматика (изучение отношений между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется; сами эти отношения); 2. симптоматология, учение о симптомах болезни. Изучает различные проблемы: что представляют собою собственно симптомы, их природа, систематика, правила их описания, диагностическое и прогностическое значение, взаимоотношения симптомов с проявлениями нормального функционирования, закономерности формирования сочетаний симптомов и образования синдромов. Особое место в симптоматологии занимают симптомы психического расстройства. В частности, в психопатологии симптом рассматривается как опосредованное психикой и личностью индивида нарушение активности нейрофизиологических структур; 3. исследование моделей коммуникации во всех модальностях» (Т. Себеок). Это означает, что предмет семиотики вариируется от эволюционно примитивной коммуникации животных до сложных лингвистических систем. Обычно выделяют: 1. антропосемиотические системы, которые являются в значительной степени лингвистическими и специфическими для человека, и 2. зоосемиотические системы, которые являются невербальными, паралингвистическими и в той или иной степени свойственными многим биологическим видам. смотреть
СЕМИОТИКА
(от греч. semeion — знак) — наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на три основных раздела: 1) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного им; 2) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; 3) прагматику, исследующую употребления знаков в конкретной ситуации общения. Обычно С. рассматривается в широком и узком смысле. В первом случае в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители других явлений: дым как пожар, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. Эти заместители в С. обычно называются не знаками, а признаками. Во втором, узком смысле С. понимается как наука о таких физических явлениях, которые используются для передачи информации и специализированы для этой цели. Частным случаем такого понимания С. является рассмотрение ее как науки о собственно знаках, обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации человеком. С. как наука о средствах общения и других специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения. Ее данные используются в психологии управления (при разработке формализованных документов и сообщений), в инженерной психологии (при построении и выборе системы знаков для отображения информации, при разработке символьных языков описания операторской деятельности и т. п.). смотреть
СЕМИОТИКА
(от греч. semeion — знак, признак) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (главным образом естественных и искусственных языков). Рубрик. смотреть