что такое семейный уклад
Семейный уклад
Смотреть что такое «Семейный уклад» в других словарях:
семейный — ая, ое. 1. Имеющий семью (1 зн.), не одинокий. С ые люди. Вы с. человек или холостой? 2. Относящийся к семье; связанный с жизнью семьи, в семье. С ое торжество. С ое счастье. С ые обязанности. С ое воспитание. С ые узы; союз (о браке). С. быт,… … Энциклопедический словарь
семейный — I см. семья II ая, ое. см. тж. семейные, семейность, семейно, по семейному 1) имеющий семью 1), не одинокий … Словарь многих выражений
НАЦИОНАЛИЗМ — духовное самосознание народа, имеющее Божественную основу. Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца. И у каждого народа инстинкт и дух живут по своему и… … Русская история
Шейкеры — У этого термина существуют и другие значения, см. Шейкер (значения). Христианство Портал:Христианство … Википедия
быт — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? быта, чему? быту, (вижу) что? быт, чем? бытом, о чём? о быте и в быту 1. Бытом называют условия жизни, уклад какого либо народа, социальной среды и т. п. Городской, сельский быт. | Новый строй … Толковый словарь Дмитриева
Кавказская туземная конная дивизия — («Дикая дивизия») Годы существования 27 июля 1914 сентябрь октябрь 1917 Страна Россия Входит в 2 й кавалерийский корпус Тип Кавалерия Численность … Википедия
Культура Азербайджана — Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку … Википедия
Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия
Фонвизин, Денис Иванович — род. в Москве 3 апр. 1745 г., умер в С. Петербурге 1 дек. 1792 г. Родословные росписи рода Фонвизиных начинаются именем Петра Володимерова, титулуемого бароном. «В царство великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея… … Большая биографическая энциклопедия
Основы семейного уклада Семейный уклад, как динамическая система
«Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Основы семейного уклада
как динамическая система
В этой части лекции мы расскажем вам
об устоявшихся стилях семейного поведения, о динамике развития семьи, об отношениях членов семьи друг к другу.
Если Вы хотите подробно познакомиться
с различными аспектами семейного уклада,
обратитесь к следующей литературе:
Семейный уклад зависит от того, в каком цикле находится семья: молодая она, среднего возраста или состоящая из пожилых людей, от того, сколько поколений живут одной семейной жизнью.
Семейный уклад рассматривается, как совокупность следующих компонентов:
– обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
– традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
-отношения (сердечные чувствования и настроения);
– правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки);
– распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года.
Социально-образовательное значение семейного уклада для конкретного ребенка, заключается в том, что в процессе жизнедеятельности семьи, жизненного воздействия всего семейного уклада и семейного коллектива у детей складывается представление о семье, о брачно-семейных отношениях, формируются навыки и привычки деятельности и поведения в семье, умения и способы разрешения семейных ситуаций.
Семья воспринимает, поддерживает и передаёт из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию:
— духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению;
— национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей.
Семейный уклад оказывается взаимосвязанным с внешним по отношению к семье общественно-экономическим укладом. С другой стороны, уклад семьи, отражаясь в сознании ребенка, способствует формированию нравственного склада личности и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.
Для понимания особенностей уклада семьи необходимо рассматривать ее не только с точки зрения отношений, но и с точки зрения той среды, в которой эти отношения развертываются. В укладе семьи выделяется, таким образом, два уровня проявления: физический (дом, внешний мир) и социально-психологический.
Семейный уклад, будучи динамической системой, претерпевает определенные преобразования. На основании того, что он связан со структурой семьи, изменения структуры семьи приведут к изменению и семейного уклада. Когда происходят изменения?
Особую категорию составляют изменения семейного уклада, связанные с появлением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям.
Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности.
Родителям необходимо помнить, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Нужно сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Таким образом, семейный уклад – это ритм жизни, динамика развития, устойчивость духовно-нравственных начал, психологический климат и эмоциональное благополучие семьи.
Презентация по теме «Основы семейного уклада» (выступление для родителей)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основы семейного уклада Гнедова Наталья Петровна LOGO LOGO
Семейные ценности – в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности – любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям; – в сфере родительства (сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга); – дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни); LOGO
– семейные функции как ценность (хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.); – сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.); – выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению); – социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие) LOGO
АНКЕТА «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (С.С.НОСОВ) Инструкция. Оцените баллами от 1 до 10 каждую из семейных ценностей. Проранжируйте их. Семейные ценности: Нежность; Сексуальные отношения; Общение; Супруг (а) как спутник по отдыху; Финансовая поддержка; Привлекательность партнера; Искренность и открытость; Работа по дому; Посвященность семье; Восхищение. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА Чем выше ранг, тем больше значимость данной семейной ценности для испытуемого. LOGO
Тип семьи (по стадии становления) молодые (до 9 лет), для которых важным в психологическом аспекте есть отношения супругов один к одному и к общей семейной жизни; средние (10-19 лет), которые характеризуются стабильными семейными отношениями, упроченным распределением ролей, обязанностей, наличием детей, которые подросли и есть относительно самостоятельными; зрелые (свыше 20 лет), для которых характерный рост значимости супружеских отношений, в частности, благодаря обретению детьми самостоятельности и независимости. LOGO
Виды семей с разным воспитательным потенциалом воспитательно-сильные, т.е. с благоприятной моральной атмосферой семьи; воспитательно-стойкие, где создаются вообще благоприятные возможности для воспитания, а трудности, которые возникают в семье, и недостатки устраняются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы; воспитательно-неустойчивые, для которых характерная неправильная воспитательная позиция родителей (например, чрезмерная опека) при довольно высоком общем воспитательном потенциале семьи; воспитательно-слабые с потерей контакта с детьми и контроля над ними, когда родители по разным причинам (через плохой залог здоровья, перегруженность работой, низкий уровень образования и психолого-педагогической компетентности) не способные правильно воспитывать детей, уступив в своем влиянии группе ровесников. LOGO
1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Это семьи, где знают классическую литературу, посещают театры, проводят с детьми досуговое время. Таких семей около 5%-10%. 2. Семьи со средним уровнем духовно-нравственных отношений. Семьи, в которых родители озабочены, прежде всего, добыванием средств к существованию, что сводит общение с ребенком к минимуму. Но личный пример родителей – главный критерий в поведении детей. Нет высоких идеалов, но есть нравственный стержень. Работа с такими семьями по повышению уровня духовной культуры может давать положительный результат. По нашим подсчетам таких семей около 35-40%. 3. Семьи, где внимание родителей к детям гипертрофировано, где ребенок – центр забот. Это внешне благополучные семьи, в которых, к сожалению, отсутствуют истинные нравственные ценности. Дети в таких семьях эгоистичны, избалованы. 5-10%. 4. Семьи, где родителям не до детей. Все пущено на самотек, нет разумного воспитания. Семьи, где часто происходят конфликты, социокультурный уровень низок. 10% 5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Это семьи, от которых нужно защищать детей. 3-5%. LOGO
Семейные ценности – один из самых первых и важных факторов духовно-нравственного воспитания детей. При разумном и рациональном подходе к вопросу о привитии правильного понимания, осознания и родителями и детьми, что такое духовные ценности, можно говорить и о духовно-нравственном росте личности ребенка. Важно, чтобы система ценностей не была навязана извне, а была бы осознанно принята и выражалась в стремлении жить по духовно- нравственным законам. LOGO
Обычай – это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. К обычаям относят, как правило, распространенные в конкретном обществе формы взаимоотношений в быту, семье, общепринятые приёмы труда, религиозные или дипломатические ритуалы. Обычаи имеют силу общественной привычки и потому подлежат моральной оценке. Существуют народные, профессиональные, культурные, школьные обычаи, отражающие общепринятый порядок, но чаще всего традиции поведения, привычные для членов общества способы общения, которые меняются в процессе исторического развития общества LOGO
Признаки семейных традиций ( С.А.Шмаков): 1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. 2. Своеобразие, самобытность. 3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. LOGO
Ритуалы, практикуемые в семейном кругу, жизненны и результативны, если отвечают следующим критериям: опираются на прошлый и настоящий опыт; соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям членов семьи (национальным, местным традициям); содержат драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям участников; имеют простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство каждого; содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары. LOGO
Правила по которым вы живете. Какие у вас правила? Какую функцию они выполняют сейчас в вашей жизни? Какие изменения, как вам кажется, необходимо сделать? Какие из настоящих правил вас устраивают? Какие из правил вы хотите отбросить? Какие новые правила вы хотите ввести? Что вы вообще думаете о своих правилах? Они открытые, гуманные, современные? Или скрытые, жесткие и устаревшие? Если ваши правила в основном относятся ко второму разряду, думаю, вы понимаете, что вы и ваша семья должны проделать важную, но необходимую работу по их пересмотру. Если ваши правила из первой категории, то у вас в семье, наверное, веселая, праздничная жизнь. LOGO
Рекомендую прочитать? Вирджиния Сатир. «Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту»: Институт Общегуманитарных Исследований; Москва Вирджиния Сатир. Как строить себя и свою семью. М. Педагогика-пресс, 1992 г. LOGO
Семейные традиции, их воспитательное значение для семьи в воспитании детей
Ценности, традиции, нормы поведения помогают формировать мировоззрение малыша. Всем известно, что семейные традиции переходят от поколения к поколению, конечно со временем они меняются, как и весь мир,но их функция остается прежней: укрепление семейных взаимоотношений, воспитание таких личностных качеств как взаимная поддержка, понимание, любовь, забота.
Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит данная семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. И чем богаче она на традиции, тем разносторонней будет ребенок. Например, если празднование дня рождения сопровождается весельем, задорными играми, сюрпризами, гостями в доме, то и ребенок будет дружелюбным, добрым, активным, гостеприимным. Но если праздник сводится к застолью и выпивке, и нет никаких игр и конкурсов, то ребенок потеряет к этому интерес, он будет думать, что в каждой семье празднования проводятся именно так.
Традициинесут в себе много разнообразных функций: прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие малыша, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка и сплотить вашу семью.
Какими бывают семейные традиции?
Семейные традиции – это крепкая семья, ведь ничего лучше не объединяет всех членов семьи, чем добрые, хорошие традиции, вместе с которыми взрослые и дети получают заряд положительной энергии.
1. Совместные завтраки, обеды, ужины
Не обязательно собираться за столом всей семьей каждый раз, когда пора поесть. Пусть это будет завтрак или ужин, когда родители и дети, сидя за одним столом будут обсуждать планируемые события, или то, что произошло за день.
2. Утренняя зарядка
Это могут быть пробежки в парке или «присели – подпрыгнули» дома всей семьей.
3. Совместный отдых
Сезонные пикники или походы, дачные работы с обязательным отдыхом после, велосипедные прогулки, катания на коньках, санках, роликах, посещение выставок, спектаклей, концертов, рыбалка,выезды на моря и озера, к бабушке, в другой город на выходные. Что угодно, главное, чтобы было весело и интересно, а главное – вместе.
3. Личные семейные праздники
Годовщина свадьбы, дня, когда папа и мама встретились, дни рождения, крестины. Все это должно непременно помниться и праздноваться в семейном кругу. Рассказы о том, где и как познакомились дедушка с бабушкой, станут интересным фактом, а может, даже и легендой для следующих поколений.
Новый год, Рождество, 8 марта, 23 февраля и множество других праздников еще больше сблизят членов семьи, если к этим праздникам подойти с умом и, воспользовавшись поводом, проявить все свои творческие навыки.
Уборка дома от пыли, ненужных вещей, завалов на балконе не только станет большой помощью маме, но и создаст атмосферу общности и заботы о «родном гнезде».
6. Покупки всей семьей
Такое банальное дело, как покупка продуктов и необходимых предметов быта, можно превратить в настоящее событие, если в нем примут участие все члены семьи. Главное – контролировать запросы детей и заранее предупредить их о необходимости вести себя хорошо.
Для того, чтобы дети приучались к труду и умели быть самостоятельными, родителям необходимо проявлять внимание к этому важному аспекту. Совместный проект очень сближает детей и родителей.
8. Ведение семейных альбомов
Для ведения хроники вашей семейной жизни всего то и надо, что фотоаппарат, альбом и повод для хорошей семейной фотографии. Поводы можно создавать самим или ловить случайные красивые моменты. Главное, чтобы Вы и ваши родные помнили эти моменты и дорожили ими.
Духовно-нравственное воспитание детей
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии. Начнем с того, что у ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.
К 3-ем годам у ребенка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание – это начало воспитания. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди. Мы воспитываем в своих детях чувство ответственности, в первую очередь мы даём возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами.
Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.
«Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.»
Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.
… Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых.
Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. Но может быть важнее воспитать скромность, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.
Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. Курящий, пьющий или сквернословящий родитель вряд ли убедит своего ребенка не делать того, что делает сам. Это не значит, что родители должны быть идеальными в духовном и нравственном содержании, но они должны всегда работать над собой, В духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько ты способен работать над собой.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникнуть сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Воспитательное значение народных игр Е. А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера,.
Беседа для родителей приёмной семьи «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей» Беседа для родителей приёмной семьи: «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей» Когда необходимо начинать учить детей.
Консультация для родителей «Семейные традиции» Консультация для родителей на тему:«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это.
Консультация для родителей «Значение семьи при воспитании ребенка» За всю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Что важнее в становлении личности: семья или.
«Семейные традиции». Консультация для родителей КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ» СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь.
Консультация для родителей «Семейные традиции» «Семейные традиции» Л. Н. Толстой говорил: «у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой».
Консультация для родителей «Традиции семьи в воспитании детей — дошкольников» Воспитание ребенка — многогранный процесс, объединяющий в себе все сферы нашей жизни. Окружение ребенка влияет на формирование личности.
Консультация для родителей «Семейные традиции» Семейные традиции В большинстве семей есть свои гласные или негласные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей? Традиции.
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через реализацию проекта «Семейные традиции» На протяжении многих лет коллектив педагогов Тинской школы-интерната работает над обеспечением качественного коррекционно-развивающего обучения,.
Опыт работы «Экология семьи. Семейные династии и традиции. Позитивные примеры сложившихся семейных традиций и династий» ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ: СЕМЕЙНЫЕ ДИНАСТИИ И ТРАДИЦИИ (позитивные примеры сложившихся семейных традиций и династий.) Галеева Раиса Бареевна Семья.