что такое семантическая структура предложения
СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 1960. Как сказано в § 1897, отвлеченный грамматический образец предложения (структурная схема) кроме общего для всех предложений грамматического значения — предикативности имеет, независимо от лексических значений входящих в предложение слов, свою семантику, которая создается формальными значениями компонентов, правилами их лексического наполнения и, в неоднокомпонентных схемах, отношением компонентов друг к другу.
Языковое значение построенного по тому или другому образцу конкретного предложения формируется взаимным действием семантики этого образца и лексической семантики тех слов, которые заняли позиции его компонентов. Так, в двух рядах предложений одной и той же грамматической структуры: 1) Ученик пишет; Завод работает; Колесо крутится и 2) Ребенок радуется; Народ негодует; Отец сердится при общей семантике структурной схемы предложения («отношение между субъектом и его предикативным признаком — действием или процессуальным состоянием») в первом случае представлено значение: «отношение между субъектом и его конкретным действием», во втором случае — «отношение между субъектом и его эмоциональным состоянием». Это различие создается лексической семантикой слов. Точно так же в случаях 1) Светает; Моросит; Вечереет; Смеркается; За лесом громыхает и 2) Знобит; Тошнит; Нездоровится; Дремлется при общей семантике структурной схемы предложения («наличие действия или процессуального состояния») значения предложений первого и второго рядов различествуют: в первом случае это «наличие бессубъектного процессуального состояния» (т. е. состояния, которое представлено как не имеющее своего носителя), во втором случае — «наличие субъектного процессуального состояния» (т. е. состояния, имеющего своего носителя). Это различие также создается лексической семантикой слов.
В формировании значения предложения принимают участие не только его главные члены, но и распространители: сильные присловные распространители, детерминанты (см.
Таким образом, языковое значение предложения представляет собою отношение некоторых компонентов смысла, отвлеченных одновременно от значения структурной схемы предложения и от лексических значений тех слов, которые заняли позиции ее компонентов и распространили собою предложение. В предложении формируется новое, более конкретное, чем семантика его образца, но тоже абстрактное значение, которое далее будет называться семантической структурой предложения.
Семантическая структура предложения — это его абстрактное языковое значение, представляющее собою отношение семантических компонентов, формируемых взаимным действием грамматических и лексических значений членов предложения. Важно помнить, что категории семантической структуры предложения принадлежат целым классам предложений и поэтому представляют собой единицы общеязыковые.
§ 1961. Единицы значения, формирующиеся на основе взаимного действия синтаксических значений членов предложения и лексических значений слов, называются категориями семантической структуры предложения, или его семантическими компонентами. Эти единицы образуют семантическую структуру предложения. Центральными категориями семантической структуры предложения являются: 1) предикативный признак, т. е. признак, выявляющийся в объективномодальном плане: во времени и в том или ином отношении к действительности (см.
Компоненты семантической структуры предложения существуют во взаимном отношении друг к другу. Это отношение может устанавливаться внутри предложения (Больного знобит — «отношение между субъектом и его физическим состоянием») или путем сопоставления предложений различного семантического строения (например, значение бессубъектного состояния в предложениях типа Светает устанавливается на основании сопоставления со значением субъектного состояния в предложениях типа Знобит).
§ 1962. Существуют элементарные, основные и неэлементарные, неосновные семантические категории и, соответственно, элементарные и неэлементарные семантические структуры предложения. К элементарным семантическим категориям относятся предикативный признак (действие или состояние), субъект и объект (см. § 1966–1970), а также следующие диффузные по значению (семантически сложные, нерасчлененные) категории: 1) субъект действия / субъект состояния; например, в предложении У ребят наловлено рыбы (разг.) распространяющая словоформа у ребят обозначает одновременно субъект действующий и субъект обладающий: (ребята наловили рыбы) и (ребята имеют рыбу), (у ребят есть рыба); 2) субъект состояния / объект действия; например, в предложении Клуб построен студентами подлежащее клуб обозначает одновременно объект действия и субъект того состояния, которое вызвано этим действием; 3) субъектнообстоятельственные квалификаторы; например, в предложении В его душе страх сочетание в его душе одновременно заключает в себе значения обстоятельственное ((где), (в чем)) и субъектное, устанавливаемое на основе семантического взаимодействия с формами у него, он (у него страх, он в страхе); в предложении В младенчестве нужна лишь мать (Татьян.) в распространяющей словоформе в младенчестве одновременно заключены значения обстоятельственное ((когда), (в какое время)) и субъектное, устанавливаемое на основе семантического взаимодействия с формами младенцу, для младенца (младенцу / для младенца нужна лишь мать); 4) объектнообстоятельствен-ные квалификаторы; например, в предложении В семью дано знать о случившемся в словоформе в семью одновременно заключены значения обстоятельственное ((куда)) и объектное ((семье дано знать о случившемся)). Подробно все эти значения рассмотрены в § 1971–1976.
К неэлементарным семантическим категориям относятся все семантические компоненты с разнообразными определительными (собственно определительными и обстоятельственноопределительными) значениями (см. § 1977).
Соответственно структуры, не включающие в свой состав неэлементарных семантических компонентов, можно называть элементарными, простейшими семантическими структурами, а структуры, включающие в свой состав неэлементарные семантические компоненты, — неэлементарными, расширенными семантическими струк-турами.
§ 1963. Формальное членение предложения на главные и распространяющие члены и членение того же предложения на семантические компоненты могут совпадать или не совпадать друг с другом. Так, например, предложение Стучат формально не членится, а семантически членится на компоненты: неопределенный субъект и его действие. Предложение Человека охватила радость грамматически членится на три элемента, а семантически оно организуется двумя компонентами, причем грамматические и семантические характеристики падежных форм не совпадают: значение субъекта заключено в форме человека, а значение состояния — в соединении охватила радость (см. § 2272). В семантической структуре предложений Ученого не удовлетворил результат; Слушателей настораживает ответ зависимое имя в форме вин. п. со знач. грамматического объекта также заключает в себе семантический субъект (см. § 1969). Подобные несовпадения грамматического и семантического строения предложения столь же нормальны, как и случаи совпадения такого строения, — например, в предложениях Поезд опаздывает; Творить значит дерзать; Времени не остается; Подморозило.
§ 1964. Предложения разного грамматического строения и одинаковой семантической структуры находятся друг с другом в системных формальносемантических соотношениях. Под системными формальносеманти-ческими соотношениями понимаются принадлежащие языку регулярные возможности взаимного замещения двух или более предложений, представляющих каждое отдельный грамматический тип, но совпадающих по семантическим компонентам.
§ 1965. Тем обстоятельством, что компоненты семантической структуры предложения формируются взаимодействием грамматических и лексических значений, объясняется возможность многоаспектных характеристик таких компонентов, и прежде всего, характеристик разной степени обобщенности. Чем обобщеннее характеристика того или другого семантического компонента, тем менее эта характеристика точна. В пределах таких обобщений открываются возможности дальнейших разнообразных конкретизаций. Описательная грамматика не может включить в себя все такие детальные и разнообразные семантические характеристики. Поэтому излагаемые в настоящей главе сведения следует рассматривать как самые общие: на их основе могут быть построены более детальные семантические классификации, полнее отражающие лексикосемантические характеристики слов и их отношений в предложении.
Примечание. Содержащиеся в настоящей главе сведения о семантическом строении предложения не охватывают полностью всех тех характеристик, которые даны в главах, посвященных отдельным типам простого предложения: там читатель найдет более подробное описание.
семантическая структура предложения примеры
Количество общих грамматических значений исчислимо, и каждое из них бывает выражено в предложениях, обладающих определенными структурными признаками. Грамматика и семантика, таким образом, выступают в неразрывном единстве в структурно-семантической модели (схеме) сложного предложения. Сравним примеры: Она гладила рукопись, как гладят кошку или собаку (Булг.) и Серебряные гидропланы прятались в ангары, как пчелы заползают в улей (Пауст.). Наличие союза как в обоих предложениях, глаголов в изъявительном наклонении позволяет передать значение сравнения с какой-либо реальной ситуацией действительности. Другие два примера: Он закрылся подушкой, как если бы хотел скрыться от самого себя (газ.) и Из «артезианских скважин» вырывались языки пламени, как если бы глубоко под землей сидел Змей Горыныч и своими выдохами морально поддерживал коллег по пакостям (газ.) — напротив, благодаря союзу как если и сказуемому в сослагательном наклонении передается значение нереального, гипотетического сравнения.
Количество структурно-семантических моделей сложного предложения достаточно велико, но каждая из них обладает определенными синтаксическими признаками.
1. В предложениях союзного типа есть специальные средства связи частей: союзы и союзные слова, которые формируют предложения либо сложносочиненные (предикативные части по смыслу и синтаксически равноправны), либо сложноподчиненные (одна из частей, главная, синтаксически доминирует, вторая, зависимая, придаточная, синтаксически подчиняется главной и самостоятельно функционировать в речи не может).
В роли союзов употребляются и различные частицы, вводные слова и местоименные наречия, которые, в отличие от союзов, могут выступать в роли их семантических конкретизаторов: Мы сидели близко, и все было хорошо видно = Мы сидели близко, поэтому все было хорошо видно = Мы сидели близко, (и) поэтому все было хорошо видно.
В предложениях бессоюзного типа таких средств связи нет.
В сложноподчиненном предложении кроме союзов и союзных слов могут присутствовать в главной части местоименносоотносительные слова-скрепы между главной и придаточной частями. В роли таких слов выступают указательные/определительные местоимения: Я тот, чей взор надежду губит (Л.); Всякий, кто протягивал руку, больно укалывался; и указательные местоименные наречия: Люби так, как будто тебя никогда не предавали (М. Твен).
21. Предложение. Грамматическая и семантическая структура предложения.
Грамматическая структура предложения = структурная схема предложения = предикативная основа. Синтаксический образец, по которому может быть построено элементарное предложение Организуется несколькими словоформами, между которыми существуют отношения субъекта и его предикативного признака: Ребенок веселится.
Грамматическая структура простого предложения
Грамматическая структура предложения формируется компонентами предикативной основы предложения. Грамматическая структура простого предложения = 1 предикативная единица, 1 предикативный центр.
Ваня пишет письмо: существительное (подлежащее) + глагол (сказуемое) = Noun+Verbum
Структурные схемы предложения двукомпонентные
Предикативная основа формируется нескольким словоформами (двусоставные предложения).
Лес шумит. однокомпонентные
Предикативная основа формируется одной словоформой (односоставные предложения).
Двукомпонентные структурные схемы Полная реализация (в речи)
— двусоставные полные предложения (Море шумит)
— односоставные полные предложения (Курить запрещается) Неполная реализация (в речи)
— двусоставное неполное предложение (Хотел объехать целый свет)
Однокомпонентные структурные схемы (в языке)
Односоставное полное предложение определенно-личное (Утром пою) неопределенно-личное (По утрам поют) безличное (Морозит) назывное (Утро. Песня)
Структурная схема – модель, в свернутом виде представляет всю возможную систему форм предложения, то есть парадигму предложения.
Формы предложения в парадигме противопоставлены по основным категориям глаголы (время, наклонение).
Студент пишет – Студент писал бы – Студент писал – Студент будет писать – Студент пишет? – Студент, пиши! – Студент пишет – Студент не пишет.
Исходная форма парадигмы – повеств.
Семантическая структура предложения
Это абстрактное языковое значение предложения.
Семантическая структура предложения отражает объективную структуру элемента действительности.
Студент пишет – субъект и его действие
Больного знобит – субъект и его физическое состояние
Светает – бессубъектное состояние
Компоненты семантической структуры: Субъект (S) – производитель действия или носитель состояния: подлежащее (Море шумит) или дополнение (Дом строится рабочими). Предикативный признак (Pr) – действие или состояние в широком смысле: сказуемое. Объект (О) – предмет или лицо, которое испытывает действие: дополнение (Строители строят дом) или подлежащее (Дом строится строителями).
Соотношение грамматической и семантической структур
Различный набор компонентов грамматической и семантической структур предложения
Пример | Грамматическое членение | Семантическое членение |
Стучат | 1 компонент | 2 компонента: неопределенный субъект и его действие |
Человека охватила радость | 2 компонента | 2 компонента – субъект и его состояние |
Он весел | 2 компонента | 2 компонента: субъект и его состояние |
Ему весело | 1 компонент | 2 компонента: субъект и его состояние |
Семантические модели структурной схемы (двукомпонентные)
Сущ.1+ глагол в в личной форме | Бабушка варит суп. | Субъект и его действие (состояние) |
Сущ.1+ сущ.1 | Подруга – студентка. | Субъект и его признак |
Сущ.1+ полное прилаг.1 | Пляж красивый. | Субъект и его признак (свойство, качество) |
Сущ.1+ краткое прилаг.1 | Девочка больна. | Субъект и его признак (состояние) |
Инфинитив + сущ.1 | Писать талант. | Отвлеченное действие и его признак |
Инфинитив+ частица+ инфинитив | Жить – это мыслить. | Отвлеченное действие и его признак. |
Семантические модели структурной схемы (двукомпонентные)
Сущ.2+отрицание + глагол 3л.ед.ч. | Времени не хватает | Субъект и его предикативный признак (состояние) |
Нет + сущ. 2 | Нет денег. | Несуществование или отсутствие субъекта |
Глагол 3л. ед.ч.+ инфинитив | Запрещается курить. | Квалификация действия с точки зрения необходимости, предопределенности, желательности |
Категория состояния + инфинитив | Нужно помочь. Время обедать. | Субъектное состояние как возможность, необходимость; своевременность осуществления действия |
Безличный глагол (3 л. Ед.ч.) – безличное предложение | Морозит. Не спится. | Бессубъектное или отнесенное к субъекту действие или состояние |
Глагол 3л. Мн.ч. (неопределенно-личные предложения) | За стеной шумят. | Наличие действия или состояния, отнесенного к неопределенному субъекту |
Сущ.1 (назывное предложение) | Ночь. Улица. | Существование предмета или действия (состояния) |
Сущ.2 (генитивное предложение) | Ворон-то! | Существование в большом количестве предметов или действий |
Инфинитив (инфинитивные предложения) | Стоять! | Желательность. Необходимость, (не)возможность действия |
Слово категории состояния | Радостно. Душно. | Наличие бессубъектного или отнесенного к субъекту состояния. |
Краткое страдательное причастие пр.вр. ср.р. (безличное предложение) | Накурено. Закрыто. | Наличие бессубъектного состояния как результата действия |
Традиционные аспекты классификации предложения
Характеристика предложений с точки зрения: Целеполагания – функционально-прагматический аспект (повествовательные, вопросительные, побудительные). Эмоциональной окрашенности – отражение состояния говорящего (восклицательные – невосклицательные). Структурной организации (выделение главных и второстепенных членов, характеристика полноты-неполноты, виды осложнения).
Схема синтаксического разбора простого предложения: По цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) По интонации (восклицательное / невосклицательное) По структуре (простое /сложное) По полноте (полное/ неполное) По распространенности (распространенное / нераспространенное) По осложнению (с осложнением / без осложнения)
Не ходите, дети, в Африку гулять! Побудительное Восклицательное Односоставное, определенно-личное Полное Распространенное Осложнено обращением
Семантическая структура предложения.
Как видно из концепции структурной схемы предложения Г.А. Золотовой, определенная степень абстракции возможна не только на грамматическом уровне, но и на смысловом, семантическом.
Три подхода к семантическому обобщению в лингвистике.
1. ДЕНОТАТИВНЫЙ подход (В.Г. Гак, Н.Д. Арутюнова). Основное положение: в одном из своих аспектов предложение, подобно слову, является номинативной единицей. Н.Д. Арутюнова пишет: «В теории словосочетаний структура предложения ДЕВОЧКА ВЫМЕНЯЛА У МАЛЬЧИКА ГРУШУ НА ПИРОЖНОЕ представляется как соединение ряда номинативных единиц – слов и словосочетаний. В семантическом синтаксисе все приведенное предложение рассматривается как обозначение события, участники которого (предметные понятия, актанты) вовлечены в действие». Различие между словом и предложением в номинативном плане усматривается в том, что предложение – сложный, полный знак, непосредственно соотнесенный с событием (ситуацией как денотатом), слово же – знак частичный, соотносимый с ситуацией только при включении его в предложение.
2. УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД (много вариантов в его реализации). Коррекция первого подхода. Прямолинейные связи ситуации и высказывания/предложения вряд ли существуют. Поверхностный и глубинный уровни.
Вербоцентрическая теория: существует главное слово, которое определяет организацию поверхностной структуры благодаря своим валентностным свойствам. Каждое слово обладает определенной валентностью, или способностью вступать в синтаксические отношения с другими словами. Валентность глагола проявляется в наличии актантов. Например, глагол ПОДАРИТЬ обладает 3-мя актантами, реализующими его валентность:
Поверхностная структура: ОН ПОДАРИЛ КНИГУ, варианты – на уровне глубинной структуры.
ОН —— РАССМЕЯЛСЯ (одновалентный глагол),
МОРОЗИТ. (глагол с нулевой валентностью).
3. СОБСТВЕННО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ подход (Н.Ю. Шведова). Семантика не существует отдельно от структуры. Определенная семантика заложена уже на уровне структурной схемы, т.е. структурная схема диктует семантику.
При анализе семантической структуры предложения необходимо опираться на его структурную схему, т.е. грамматическую организацию.
Семантика схемы переносится и в построенное по этой схеме предложение. При заполнении структурной схемы определенным содержанием – лексическими единицами – формируется более узкое и более определенное значение. «Семантическая структура предложения – это то его языковое значение, которое создается взаимным действием семантики структурной схемы предложения и лексическим значением заполняющих ее слов»:
Базовые компоненты семантической структуры предложения:
субъект – главный компонент семантической структуры предложения (Отец спит; Ребенку весело; Больного лихорадит; Известий нет?Учеными проводятся опыты);
предикат – то, что приписывается субъекту;
объект – то, что входит в сферу действия предиката (Отец написал письмо).
Все остальные компоненты рассматриваются как не базовые, дополнительные.
В ходе разнонаправленных семантических поисков вырабатывается единое понимание значения предложения как комплекса разных по своей природе компонентов.
В связи с развитием семантического синтаксиса особую актуальность приобрела высказывавшаяся в разное время многими лингвистами мысль о том, что в значении предложения соединены смыслы двух принципиально различных родов: объектные, отражающие действительность, и субъектные, отражающие отношение мыслящего субъекта к этой действительности. Наиболее четко эту мысль выразил швейцарский ученый Ш. Балли, с именем которого она и связана прежде всего. Ш. Балли предложил для двух слагаемых значения предложения названия ДИКТУМ (объективное содержание) и МОДУС (выражение позиции мыслящего субъекта по отношению к этому содержанию).
Всякое предложение отражает, давая ему название, какой-то фрагмент действительности, некое «положение дел». Это может быть СОБЫТИЕ, относящееся к внешнему миру (ИДЕТ ДОЖДЬ. ПРОЕХАЛ АВТОБУС. В ЛАРЬКЕ ПРОДАЮТ МОРОЖЕНОЕ), к самому горящему, который участвует в этом событии (Я ИДУ В ИНСТИТУТ. МНЕ ПОДАРИЛИ ЦВЕТЫ). И в том и в другом случае говорящий, создавая предложение, выступает как отстраненный наблюдатель.
Значение предложения не всегда может ограничиваться только диктумной стороной – информацией о мире и его осмыслении: ИВАН ИВАНОВИЧ ПРИЕХАЛ. ВОТ БЫ ИВАН ИВАНОВИЧ ПРИЕХАЛ. Эти предложения выражают одно и то же объективное содержание, но разное отношение к нему мыслящего субъекта, которым является здесь говорящий: (I) – утверждение реальности события, (2) – ирреальное желание, чтобы это событие состоялось. ИВАН ИВАНОВИЧ ХОЧЕТ ПРИЕХАТЬ. + «отношение к называемому событию лица, не участвующего в акте речи, который является активным участником называемого события». Ср.: ВОТ БЫ ИВАН ИВАНОВИЧ ЗАХОТЕЛ ПРИЕХАТЬ.
Грамматическая природа предложения такова, что обязательно требует выражения некоторых субъективных смыслов, идущих от говорящего, передачи его отношения к отображаемому в предложении фрагменту действительности.
Обязательными субъективными смыслами, исходящими от говорящего, в составе значения предложения являются:
1) предикативность – говорящий устанавливает отношение содержания предложения к действительности, а именно: его характеристика как реального, лишь констатируемого говорящим, или ирреального, создаваемого говорящим в своем сознании: НОЧЬ БЫЛА ТЕМНАЯ. ВОТ БЫ НОЧЬ БЫЛА ТЕМНАЯ. ПУСТЬ НОЧЬ БУДЕТ ТЕМНАЯ.
2) целеустановка – выражение коммуникативной позиции говорящего, того, намерен ли он только передать заключенную в предложении информацию собеседнику или имеет целью узнать у него нечто по поводу передаваемого, т.е. сообщает он или спрашивает: ПОЕЗД ПРИШЕЛ. ПОЕЗД ПРИШЕЛ? «Я знаю и говорю, что. » «Я не знаю и спрашиваю. «
3) достоверность/недостоверность – выражение уверенного или неуверенного знания: ДОЖДЬ ИДЕТ. КАЖЕТСЯ, ДОЖДЬ ИДЕТ.
Для описания объективного содержания предложения в современных исследованиях используется понятие ПРОПО3ИЦИИ, заимствованное из логики. Пропозиция понимается как модель называемого предложением «положения дел» как объективное содержание предложения, рассмотренное в отвлечении от всех сопровождающих его субъективных смыслов и от той проекции, которую придает ему та или иная формальная организация предложения.
Структуру пропозиции определяет предикат, который несет в себе существо «положения дел» – признак предмета или отношение между предметами; он задает определенные места для предметов – участников «положения дел» (актантов),определяет их количество и роли:
ПРОФЕССОР РУКОВОДИТ АСПИРАНТАМИ. ОН ТРЕВОЖИТСЯ.
Я ВЗЯЛ У СОСЕДА КНИГУ. СОСЕД ДАЛ МНЕ КНИГУ.
Изучение смысловой организации предложения в русском языкознании только начинается. Пути подхода к анализу предложения в этом аспекте разнообразны. Система понятии, на которые опирается такой анализ, еще не вполне выработана. Однако актуальность этой проблемы уже осознана.
3) АДВЕРБИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
В глагольных предложениях: Здесь расположился штаб. Молодожены поселились у бабушки. Он поступил благородно. (Локальный компонент – обстоятельственный). Темпоральный: В юности за многое легко берутся.
Проблема остается: как определять необходимость расширения минимальной структурной схемы? По каким формальным признакам?
III этап.
Связан с именем Г.А. Золотовой – начинателя функционального направления в лингвистике. Ее концепция отличается от двух предыдущих. Она отказывается от аспектного рассмотрения предложения: отдельно – структура, отдельно – семантика. Нельзя форму отрывать от содержания. В языке, в предложении они существуют неразрывно.
ОТЕЦ ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ.
ОТЦА ОТЛИЧАЕТ СТРОГОСТЬ.
Структура одинаковая только не первый, не очень внимательный, взгляд. В примере 1 главные члены образуют структурный и смысловой минимум предложения, во 2 – не образуют; различная роль дополнения в В.п.; в 1 глагол выполняет роль самостоятельного знаменательного компонента, в 2 – глагол выполняет вспомогательную роль; в 1 схеме соответствует нормальный порядок слов, в 2. – инверсированный. Семантика: субъект – действие – объект; субъект и его признак.
«Модель предложения, или его предикативная основа, определяется как минимально достаточное сочетание взаимообусловленных синтаксических форм, образующее коммуникативную единицу с определенным типовым значением. И типовое значение и модель – синтаксические абстракции, являющиеся результатом обобщения структуры определенного множества предложений, наблюдаемых в употреблении, но взятых в существенном и типическом.
Типовое значение – смысловой результат предикативного сопряжения структурно-смысловых компонентов модели предложения» [с.25].
Следовательно, модель у Золотовой – это не формальная схема, а выделяемый из языка образец, наполненный реальными словами. Под моделью предложения понимается «живой образец, готовый к употреблению, и наблюдаемый в употреблении, но взятый в существенном (в его предикативном минимуме) и в типическом»: У ДЕДА САД. У МАШИ КОШКА. У ДРУГА МОТОЦИКЛ. У НЕЕ СЫН. – модель с типовым значением посессивного (личностного) наличия, в ней сочетаются обозначения субъекта и объекта владения: У этой модели может быть другое значение: У лукоморья дуб. У ворот скамья. У стены диван. – типовое значение локализованного наличия (пространственная соотнесенность предметов). Два ряда моделей, совпадающих в морфологической записи, образованы разными синтаксемами и выражают разные типовые значения.
У разных предложений различно количество обязательных компонентов модели.
Золотова предлагает различать однокомпонентные, двухкомпонентные и трехкомпонентные модели.
4. Для предложений, констатирующих наличие, существование предмета, явления, место, время, бессубъектное состояние среды, достаточно одного компонента, непосредственно отнесенного к действительности: ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. НОЧЬ. УЛИЦА. СВЕТАЕТ. МОРОЗНО. ТИШИНА.
5. Большинство моделей предложения русского языка двухкомпонентно, в них сопрягаются предикативной связью компонент, обозначающий предмет, и компонент, обозначающий признак предмета в широком смысле: действие предмета, состояние, качество или свойство, количество, принадлежность и т.д.: НАЧАЛСЯ ДОЖДЬ.
6. Для предложений, сообщающих об отношении одного предмета к другому, минимально достаточным является трехкомпонентный состав: название одного предмета – отношение – название второго предмета: МАТЕРИ ПОНРАВИЛАСЬ КАРТИНА. ОН С НИМИ ДРУЖИТ. СНОСНЕЕ МНОГИХ БЫЛ ЕВГЕНИЙ.
Преимущество функционального подхода: это живой, конкретный образец с выявленным значением. Идея интересная и перспективная. Учение о функционально-структурных схемах.
Понятие парадигмы предложения.
Современный идеал синтаксической характеристики того или иного формального образца предложения предполагает не только его описание, но и выяснение того, как этот формальный образец соотносится с другими, какое место он занимает в системе языка. В этом требовании реализуется принцип системности синтаксического описания.
В соответствии с принципом системности структурная схема предложения принимается не как неизменная данность. Она допускает определенное варьирование, которое сопровождается некоторыми изменениями смысла предложения или экспрессивно-стилистическими эффектами:
ТЫ ПОМОЛЧАЛ. – объективная констатация.
Помолчал бы ты. – выражение желания говорящего.
Сказано лишнее слово. – утверждение.
Не сказано ничего лишнего. – отрицание.
Помолчи. – экспрессивно нейтральное побуждение.
Помолчи ты. – побуждение с экспрессией неодобрения, раздражения.
Ты помолчи. – побуждение с экспрессией доброжелательного совета.
Синтаксический анализ, направленный на выяснение системных видоизменений и соотношений формальных классов предложений, связан с одной из фундаментальнейших идей лингвистики XX века – с идеей о необходимости анализа единиц языка в парадигматическом аспекте.
В синтаксической науке идея о необходимости парадигматического анализа синтаксических единиц нашла свое выражение в учении о парадигме предложения. Понятие парадигмы предложения появилось в конце 50-х годов и стало активно обсуждаться. При этом выявились два толкования парадигмы предложения: широкое и узкое.
Парадигма предложения в ШИРОКОМ понимании включает в себя весьма большой круг явлений, объем и группировка которых устанавливается разными учеными по-разному. В самом общем виде. В так понимаемую парадигму предложения входят три разнородных., составляющих:
4) любые изменения предложения внутрисхемного характера, т.е. не меняющие отличительных признаков его структурной схемы: Я ОТКРОЮ ДВЕРЬ. Я ОТКРЫЛ ДВЕЕЬ. Я ОТКРЫЛ БЫ ДВЕРЬ. открою дверь. я могу открыть дверь. я начал открывать дверь.
5) межсхемные изменения – противопоставления предложений одной структурной схемы предложениям, построенным по другим структурным схемам, которые могут преобразовываться одна в другую: Я открыл дверь. Дверь открыта мной. Я прочитал книгу. Книга мною прочитана.
Таким образом, парадигма предложения в широком понимании включает и собственно видоизменения структурной схемы предложения и ее возможные преобразования в другие схемы и в схемы других синтаксических единиц при тождестве лексической базы, а в некоторых вариантах учения о парадигме только на смысловой основе.
Парадигма предложения в УЗКОМ понимании, основывающаяся на понятии формы предложения, включает в себя только определенный круг значимых внутрисхемных видоизменений предложения, поскольку «формами предложения, составляющими в своей совокупности парадигму предложения, могут, естественно, считаться лишь такие модификации структуры предложения, которые не нарушают ее тождества»[О.И. Москальская. Проблемы системного описания синтаксиса. М.,1974. 102 с.]
Преобладающим в отечественном языкознании является узкоепомание синтаксической парадигмы.
Точка зрения Н.Ю. Шведовой, нашедшая отражение в Граматике-80, основана на следующих положениях:
4) грамматическим значением предложения является предикативность, т.е. комплекс модально-временных значений;
5) предикативность, подобно грамматическим категориям морфологического уровня, существует в виде ряда частных значений – модальных (значения реальности/ирреальности разных видов) и временных; причем временные значения определенным образом соотнесены с модальными;
6) частные значения выражаются определенными видоизменениями формальной организации предложения; эти видоизменения называются формами предложения («Форма предложения – это его изменения, осуществляемые такими грамматическими средствами, которые специально предназначены для выражения объективно-модальных значений – синтаксических времен и наклонений» [Гр.-80]); а вся система форм предложения, выражающая категорию предикативности в целом, – его парадигмой («Формы предложений организуются в его парадигму»).
Полный состав форм предложений
Н.Ю. Шведова различает 5 видов модального значения предложения – синтаксических наклонений: 1) индикатив (Ученик пишет; В доме тишина; На дворе темно); 2) сослагательное наклонение (Ученик бы писал; В доме была бы тишина.На дворе было бы темно); 3) долженствовательное (Ученик пиши, а старшие будут бездельничать; В доме будь тишина, а во дворе можно шуметь; На дворе будь темно, а то и на вечер не похоже); 4) желательное (Лишь бы ученик писал; Если бы в доме была тишина!; Вот бы на дворе было темно!); 5) побудительное наклонение (Пиши, ученик; Чтоб в доме была тишина!; Пусть на дворе будет темно!).
Синтаксический индикатив выражает реальность и имеет формы трех времен (Ученик пишет; ученик писал; ученик будет писать).
Сослагательное наклонение обозначает возможность осуществления действия в неопределенном временном плане.
Формы долженствовательного наклонения обозначают, что «то, о чем сообщается, обязательно для осуществления независимо от воли говорящего.
Желательное наклонение выражает эмоционально окрашенную отвлеченную устремленность к какой-либо действительности.
Формы побудительного наклонения обозначают волеизъявление (от категорического требования до согласия).
Таким образом, парадигма предложения семичленна: три времени в индикативе и 4 ирреальных наклонения.
Количество форм в парадигме зависит от семантики предложения и степени его распространенности: чем распространеннее предложение, тем менее вероятно наличие полной парадигмы.
КУРИТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. УЧИТЬСЯ – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА. Двухкомпонентные инфинитивные, не имеют долженствонательного наклонения.
С ТОБОЙ НЕ СГОВОРИТЬСЯ. НАМ ЗАВТРА ЕХАТЬ. Однокомпонентные инфинитивные не имеют долженствовательного и повелительного наклонения.
НЕ ШУМЕТЬ! ОТСТАВИТЬ РАЗГОВОРЫ! Имеют только эту форму.